Святителя Николая Чудотворца церковь (Гурьево) — 1874 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Святителя Николая Чудотворца церковь (Гурьево) — 1874 год

Святителя Николая Чудотворца церковь (Гурьево) — 1874 год

+16
Посмотреть галерею

Историческая справка

Первое упоминание о селении Гурьеве встречается у Ивана Петровича Заболоцкого и Михаила Иванова сына Усова Татищева в «Писцовой книге Тверского уезда 1539-1540 гг.», где говорится так:  «В Микулинской четверти за князем за Иваном Ивановичемъ за Пунковым Микулинским … деревня Гурьево Большое … пашни в поле дватцать одна четь, сена тритцать копен; в деревне Гурьево Меньшое … пашни в поле осмнатцать чети, сена сорок копен….»1.  Как видим, в писцовой книге за это время упоминаются две деревни – «Гурьево Большое» и «Гурьево Малое», которых, кстати, разделяла река Шоша.

Следующее упоминание об интересующем нас населенном пункте мы находим уже в «Писцовой книге Петра Матвеевича Свечина, Тимофея Александровича Козина и дьяка Богдана Забродова владений в княжестве Симеона Бекбулатовича в Тверском уезде» за 1580 год. Здесь также говорится о двух деревнях «Гурьево Большое» и «Гурьево Малое». Приведем цитаты полностью: «Деревня Гурьево Болшое на реке Шоше, (в) Митка Привалов на полчети выти, (в) Епифанко Кузмин на полчети выти, (в) Степанко Ильин на полчети выти да Митко Степанов на полчети выти, (в) Фомка Степанов на полчети выти, пашни худые земли пять десятин в поле, в дву по  тому ж, да перелогом пашни три десятины в поле, в дву по  тому ж, сена на реке Шоше дватцеть копен, лесу кустарю непашенного три десятины. И в деревне в Гурьеве в Болшой живущаго полвыти и полчети выти, а в пустее четь и полчети выти.

Деревня Гурьево Меншее  на реке Шоше, (в) Фомка Степанов на полчети выти, пашни худые земли десятина в поле, в дву по тому ж, да двор пуст Яфимка Степанова, вышел за Ивана за Головленкова, т Ому три годы минуло Крещение зимнее, а хобором изба да клеть, пашни перелогом две десятины в поле, в дву по  тому ж, сена на реке на Шоше пять копен, лесу кустарю непашенного у деревни у Шалимкова дщесятина. И в деревне в Меншой в Гурьеве живущаго полчети выти, в пустее четверть выти»2.

Из выше сказанного следует, что в деревне Гурьево Большое было 5 дворов, а деревне Гурьево Меньшее 1 двор. И самый главный вывод, что в этот период времени нет никаких упоминаний о церковных строениях. Значит — их просто не было.

Затем, деревня Гурьево Большое упоминается в грамоте царя Алексея Михайловича уже как пустошь. Очевидно, деревня была разорена в Литовское нашествие в начале XVII в. Грамота была подписана боярину князю Григорию Семеновичу Куракину, на купленную им вотчину у боярина князя Ивана Андреевича Голицына3.

В конце XVII века, скорее всего, село Воскресенское-Гурьево у князя Куракина было выкуплено дворянами Нарышкиными. Почему село стало называться Воскресенское-Гурьево, а не, например, Большое Гурьево или Малое Гурьево? Ответ, видимо, следует искать в изменении прозвания местности после литовского разорения. Обе деревни были уничтожены в начале XVII века и превратились в одну пустошь Гурьево. Постепенно эта местность обживалась, и в старину бывшая деревня Большое Гурьево была названа Воскресенской слободой, а за рекою Шошею – деревня Малое Гурьево – теперь стала называться просто Гурьево.

Впервые о существовании в деревне Гурьеве храма мы находим в церковной летописи середины XVII  века, в которой говорится, что бывшая деревянная церковь села Гурьево во имя святителя Николая сгорела в 1655 году и на ее месте была построена новая деревянная церковь на средства помещика Нарышкина. Эта церковь из-за ветхости в 1762 году была уничтожена4. Спустя 14 лет на средства прихожан и кошельковую сумму в 1776 году была построена новая деревянная церковь. Придел во имя святителя Николая был освящен в 1778 году.

К концу XVIII века селом Воскресенское-Гурьево владели известных в России два брата Нарышкиных – это Дмитрий Львович и Александр Львович. В состав имения также входили деревни Колачево, Коршиково, Леоново, Шиловка. Им в Старицком уезде принадлежало 1100 ревизских душ.

Дмитрий Львович был действительным камергером и разных орденов кавалером, владельцем лучшего в России оркестра роговой музыки, состоявшего из крепостных музыкантов.

Александр Львович Нарышкин, обер-гофмаршал и кавалер,  пользовался почётом при дворе императора Петра I. Был послан за границу обучаться мореплаванию. По возвращении в Россию А. Л. Нарышкин занимал должность директора Морской академии, затем президента Штатс-Конторы.

После воцарения Петра II по обвинению в заговоре лишился чинов и был сослан в дальние деревни. Возвращен императрицей Анной Иоанновной, которая назначила его президентом Коммерц-коллегии. Не играя значительной роли при дворе, но пользуясь большим уважением, он стал сенатором и дослужился до чина действительного статского советника. Его женой стала гофмейстерина Высочайшего Двора Елена Александровна, урожденная Апраксина (? – 1767). От брака будет иметь сыновей Льва и Александра. Старший сын Лев Александрович дослужится до чина генерал-адъютанта, в 1843 году будет входить в свиту российского императора Николая I. Александр Александрович будет сенатором, «действительным камергером и разных орденов кавалером». Женится он на Анне Никитичне, которая и будет из Нарышкиных последней владелицей имения Воскресенское-Гурьево в Старицком уезде.

В 1800-1801 годах Старицкий предводитель дворянства в губернское дворянство напишет отчёт «…с определением именных списков дворян онаго уезда и сколько записаны за ними имений и прочее». Вот что, в частности, мы находим в нём по поводу дворянки Нарышкиной: «Вдова супруга покойного сенатора, действительного камергера и разных орденов кавалера Александра Александровича Нарышкина. Детей нет.

Наследственных Тверской губернии Старицкого уезда в селе Гурьеве и Никулине Городище с деревнями мужских 1587, женских 1668 душ. Всегда жительство имеет в Санкт-Петербурге, а ныне живёт в Москве.

Чином она теперь ея императорского величества гофмейстер и ордена Святой Екатерины первого класса кавалер. Находится и поднес в службе при высочайшем дворе»5.

12 июня 1812 года огромная армия Наполеона перешла русскую границу. Началась Отечественная война. Тверская губерния стала пограничным районом, хотя, частично, и в ее пределах, в частности, Лотошинской, Микулинской, Кобелевской, Татарковской, Гнездовской волостях Старицкого уезда велись военные действия, в основном, с отрядами французов, занимавшихся поиском провиантов.

Для русской армии собирались пожертвования. Не осталась в стороне и Русская Православная церковь. В конце июля 1812 года Тверская Епархия получила Указ Священного Синода, в котором было прописано повеление «о приглашении духовенства и всех сословий к пожертвованиям и о призыве к ополчению». Старицкое духовенство широко откликнулось на патриотический призыв. В церквях уезда и города Старицы были поставлены специальные кружки, в которые православные люди вносили свои пожертвования. Всего от Старицкого духовного правления на пожертвования поступило 13105 руб. 43 коп. Из священнослужителей, пожелавших идти в новое ополчение, было записано 10 человек. Церковный приход с. Гурьева собрал на пожертвования 50 руб. Кроме этого, лично священнослужитель Николаевской церкви Алексей Васильев внес 10 руб., а дьяк Петр Филиппов – 3 руб6.

В 1818 году деревянная Николаевская церковь в селе Воскресенское-Гурьево пришла в ветхость. Старицкое духовное правление представило в Тверскую духовную консисторию рапорт, в котором было написано, что от благочинного 4-ого округа Старицкого уезда села Лотошина священника Алексея Иванова к ним поступило «доношение»: «В означенном селе Гурьеве деревянная церковь находится в ветхости, а о построении вновь каменной церкви прихожане при многократном внушении о попечительности, не стараются. А как в оном рапорте Благочинного ничего не упомянуто о том, свидетельствованными самим им Благочинным ветхости по Гурьевской церкви, в каких именно частях оныя состоят? Можно ли отправлять в той церкви Сященнослужения без опасности, и нельзя ли исправить и починкою или не можно? А так же напоминал ли сам он Благочинный Гурьевским прихожанам по сим Благочиннической Инструкции 12-го пункта о починке той церкви или о построении вновь каменной?»7.

Тем самым, благочинному 4-ого округа Старицкого уезда священнику Алексею Иванову предписано было выяснить и выслать все обстоятельные сведения о Николаевской церкви села Воскресенское-Гурьева.

Через некоторое время в Старицкое духовное правление пришёл ответ, в котором, в частности, благочинный о. Алексей писал, что «означеннаго села Гурьева прихожанам о построении на место пришедшей в том селе деревянной Церкви в ветхость новой каменной как  Священноцерковнослужители того села, так и он, Благочинный, многократно внушали при полном их прихожан собрании в церковь, но при всех их внушениях, они, прихожане, к тому не приступают по крайней своей безпечности о Церкви, каковая их безпечность тем более доказывается, что как утварь, так и ризница по их церкви весьма бедны и недостаточны, не смотря на то, что количество прихожан очень не мало и не бедны. Ветхости оной церкви состоят в ниже следующем: крыша как на самой Церкви, так на Алтаре и трапезе, и куполы прогнили и сквозь оны в церкви и в алтаре бывает всегда во время дождей течь; полы также огнили и, по крайней гнилости, под оными переводом  близки к падению; стены Церкви, алтаря, а во особенности трапезы и вся колокольня, очень ветхи и склонным к падению же так же как Церковь и имеет уже немалое наклонение к востоку; почему и Священнослужение отравлять в ней на будущее время без опасности не можно, а как починке оныя Церковь совсем не способна…»8

По консисторской справке оказалось: «Означенная села Воскресенского, Гурьева тож, деревянная во имя Святителя и Чудотворца Николая церковь находится в ветхости, построена в 1762 году, утварью посредственная, двукомпактная, земли при ней отмежевано 36 десятин, приходских дворов двести девяносто, в них мужска пола 1152 души;  в близости к оному имеются Селы: Ивановское Ярильцево в 2-х и Железниково в 3-х верстах…

Священноцерковнослужителей ныне на лицо:

Священник Алексей Васильев из Риторики – 41 год, второе священническое место состоит праздно потому что находившийся на оном священник Иван Яковлев в 1809 году переведён Зубцовского уезда в посад Погорелое Городище на священническое место.

Диаконское место состоит праздно, потому что находившийся на оном диакон Петр Филиппов произведен в минувшем 1817 году Вышневолоцкого уезда в село Черный Ручей во священника.

Дьячки: 1-й Егор Михайлов в школах не бывал – 48 лет

2-й Семен Никифоров из уездного училища 2 лет

Пономари: 1-й Федор Никифоров в школах не бывал 48 лет

2-й Василий Иванов из уездного училища 20 лет…

Вышеписанного села Воскресенско-Гурьева приходские селения в разстоянии от онаго находятся.

В означенном селе Воскресенско-Гурьевском вотчины их Высокопревосходительств Александра и Дмитрия Нарышкиных крестьян   248,

Той же вотчины:

Алаево 3 версты 275 крестьян,

Колачево 5 верст 78 крестьян

Левоново 5 верст 155 крестьян

Коришково 4 версты 153 крестьян

Хвастово 5 верст 42 крестьян

Шиловка 1 верста 90 крестьян.

Вотчины Его Высокопревосходительства Анны Нарышкиной:

дер. Арипкино 7 верст 44 крестьян»9.

Если сами прихожане не хотят решать своими силами данную проблему, то 5 февраля 1818 года Тверское духовное правление, выносит своё определение: «О понуждении Гурьевских прихожан, чрез кого следует, к построению на место пришедшей в совершенную ветхость в их Селе деревянной церкви вновь каменной; сообщить из оной Консистории в Тверское Губернское Правление, а между тем, до выстроения вновь каменной и до снабжения оной приличною утварью и ризницею … не повелено ли будет деревянную Гурьевскую церковь, по запрещении во вся отправлять в ней Священнослужения, и всякие требы, запечатать? Гурьевским же Священноцерковнослужителям для исправления Священнослужения и прихожанам для слушания онаго велеть ходить по близости и способности в церковь Села Ивановского Ярильцева тож. При чём объявить Гурьевским Прихожанам, что буде они и за сим в скором времени к построению каменной церкви не приступить, то Церковь их будет во вся упразднена и приписана со всем своим имуществом, приходом  церковною землёю к другой ближащей, Священноцерковнослужители размещены будут к другим приходам (выделено – А. Ш.)…»10.

И как не старались благочинный Алексей Иванов и священник Николаевской церкви Алексей Васильев убедить всех прихожан «о зборе на строение вместо ветхой деревянной вновь каменной церкви потребной суммы и прочим принадлежностям», но они «желание приступить к сему Богоугодному делу стремиться; точию без воли Господина своего Димитрия Львовича Нарышкина не смеют; да и не могут самостоятельно по малому количеству церковных денег  на лицо: всего 1818 год 1996 рублей 22 копейки…»11.

Тогда архиепископ Тверской и Кашинский Серафим 8 августа издаёт указ, в котором читаем: «Так как прихожане желание приступить к сему Богоугодному делу стремиться точию без воли Господина своего Димитрия Львовича Нарышкина не смеют; да и не могут самостоятельно… то по всем сим причинам отравлять в оной церкви священнослужение и всяких треб по крайней опасности немедленно запретить, и отобрав из оной при Священноцерковнослужителях и старосте церковном чрез Благочиннаго как письменные документы, то есть приходоразходные, исповедные, метрические, обыскные и публикациальные книги, и прочие указные предписании по реестру, так равно ризницу и прочее лучшее церковное имущество по описи, а сумму церковную и свечную при приходоразходным книгам, передать всё то в ближайшую от того села, точию двух верстах находящуюся села Ивановскаго Ярильцева тож однокомплектную Предтеченскую каменную церковь, под расписку таможних Священноцерковнослужителей и церковного старосты, а за тем оную обветшавшую церковь запечатать впредь до совершеннаго разобрания оной почитать её навсегда упраздненною за крайего ея ветхостию. После того и самих Воскресенско-Гурьевских прихожан с церковною землёю, по силе напечатанного в докладе…приписать к Ивановской же Ярильцевской церкви в приход…»12.

В конце указа архиепископ Серафим всё же даёт последний шанс приходу Николаевской церкви села Воскресенское-Гурьева, что «ежели они, прихожане, по довольному количеству дворов своих и приходских душ возымеют хотя со временем усердное старание о устроении на место упразднённой ныне деревянной церкви вновь каменной и пожертвуют на сей предмет довольное количество денежной суммы и приготовят потребные материал, в таком случае с показанием всего того на лицо и с приложением для новой каменной церкви надлежащего плана и фасада, могут они во своё время просить Его Высокопревосходительство по порядку о дозволении им приступить к начатию оной церкви по возставновлении Гурьевскаго прихода их по прежнему. А буди к сему новой церкви построению и впредь никогда приступить они не решат, то на основании вышеозначенного положения и навсегда оставить их в приходе Ивановской Ярильцевской церкви…»13.

По всей видимости, данный указ Серафима всё же возымел на церковный приход села Воскресенское-Гурьева резонанс. 16 августа Тверской архиепископ получил покорнейшее прошение от бурмистра Афанасия Иванова, представлявшего вотчины действительного камергера и кавалера Дмитрия Львовича Нарышкина: «Состоящая в означенном приходском селе нашем Гурьеве деревянная во имя обновления храма Воскресения Христова церковь приходит в ветхость, на место коей желаем мы построить новую каменную церковь во имя святителя Николая с приделом Обновления храма Воскресения Христова по прилагаемому при сем плану и фасаду собственным нашим коштом, с употреблением на то наличной суммы и впредь имеющий поступать церковной кошельковой сумм не касаясь свечной… А между тем, деревянную церковь до выстроения каменной дозволить покрыть новым тёсом и полы в ней переделать….»14.

Стоит обратить внимание в данном прошении на фразу, что прихожане желают «построить новую каменную церковь во имя святителя Николая с приделом Обновления храма Воскресения Христова». Забегая вперёд, скажем о том, что в селе Воскресенское-Гурьево во второй половине XIX века будут существовать два храма: один — каменный во имя святителя Николая, другой – деревянный во имя Обновления храма Воскресения Христова.

16 октября Святейший Синод издал указ «О дозволении Старицкаго уезда в Селе Гурьеве деревянную, в ветхость пришедшую Церковь исправить  в ветхостях ея починкою, одного зборного кошельковою суммою, ни мало не касаясь свечной»15.

Пройдёт чуть более 2 лет, как 22 октября 1820 года уже действительный камергер и кавалер Дмитрий Львович Нарышкин пишет архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону: «Тверской губернии Старицкого уезда в вотчине моей селе Воскресенском Гурьево тож якобы заветхостию старой церкви назначено выстроить новую каменную, а старыя запечатана с июля месяца крестьяне определен приходом к селу Ивановскому за две версты на сооружение же каменной церкви потребно значительная сумма и ни какой нет возможности крестьянам исправится а как во оном селе издревле существует храм Божией посему покорнейше прошу ваше высокопреосвященство неможно ли переменить план прописанной церькви вооблехчениие крестьянам моим позволить под старую подвесть фундамент каменный и покрыть железом которая по усердию их может простоять долго или новую соорудить древянную чем меня много обяжите.

Имею честь быть  с истинным моим почитанием

Вашего преосвященства

Покорнейший слуга

Дмитрий Нарышкин»16.

Уже 17 ноября Архиепископ Симеон издаёт указ: «Дозволить подвесть под деревянную церковь каменный фундамент и покрыть оную железом; но по причине больших ветхостей до совершеннаго исправления оных, священнослужение производить в ней не позволять, а поступить до того времени по последовавшей резолюции»17.

Через некоторое время, а именно 25 апреля 1821 года, Тверская духовная консистория разрешает прихожанам «употребить из церковной кошельковой суммы 2500 рублей на возобновление старой деревянной церкви»18.

И уже в начале июня 1821 года деревянная церковь полностью была восстановлена, так как  благочинный 4-ого Старицкого округа села Судникова священник Алексей Иванов пишет прошение в Тверское духовное правление, что «прихожане означенного Села Воскресенскаго, ныне в означенной старой деревянной церкви ветхости все исправили, а именно: фундамент каменный под стены алтаря и церкви подвели, церковь покрыли железом, снаружи обили тёсом  выкрасили приличною краскою, внутри оштукатурили и отбелили, полы в церкви и трапезе кроме алтаря переделаны с подведением под переводы каменных столбов, и за тем священнослужение в ней отправляться ныне можно без всякой опасности;…

Покорнейше прошу разрешения повелено ли  будет ныне в церковь села Воскресенскаго, исправленную починкою, перенесть Святый Антиминс с церковным имуществом и отправлять  в ней священнослужение»19.

29 июля архиепископ Тверской и Кашинский Симеон издал указ, что «в церкви в оной Священнослужение отправлять дозволить…»20.

Таким образом, деревянная церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова в селе Воскресенское-Гурьево сохранилась, а о том, как строилась (а, может быть, её строительство было отложено до середины XIX века) новая каменная церковь во имя святителя Николая в данный период никаких архивных свидетельств пока не найдено.

После священнослужителя Алексея Васильева в Николаевской церкви стал священствовать Николай Воинов, в 1831 году его перевели в с. Бурашево Тверского уезда.

Во время служения священника о. Николая в селе Воскресенское-Гурьево в 1825 году церковный причт и прихожане обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Ионе с покорнейшим прошением, в котором писали, что «находящейся при нашей церкви на лицо до тысячи рублей кошельковой суммы, благочинный села Судникова Священник Алексей Иванов побуждает нас к  предписанию Духовнаго Правительства отослать 500 рублей в опекунский Совет для приращения; но как при нашем не малочисленном двукомплектном приходе, и при неблизком разстоянии деревень от церкви, имеется при оной большой колокол только  15 пудов, да и тот от долговременнаго употребления по краям во многих местах обитый, не даёт настоящего звона: то как давно желательно было, перелить означенный колокол, слить другой новый побольше сего весом. Поелику же не задолго прежде сим употреблено нами, кроме наличной церковной суммы на возобновление нашей приходской деревянной церкви и на покрытие оной железом до четырех тысяч рулей из собственности нашей: то за сими значительными для нас издержками, после того при безпрерывном неурожае у нас хлеба, мы не в состоянии были до селе, да  и впредь не имеем способов в скором времени обзавести нашу церковь необходимою оным звоном.

Почему Ваше Высокопреосвященство, милостивейшаго Архипастыря покорнейше просим дозволить нам оставить наличную кошельковую сумму для употребления на устройство колокольнаго звона, перелитием прежняго и перелитием новаго колокола»21.

И в ноябре 1825 года Тверская консистория дозволила старый колокол перелить на новый.

В июле 1834 г. священнослужителем в с. Гурьево был назначен Константин Мощанский. Константин Николаевич Мощанский родился в 1798 г. в селе Хранёве Старицкого уезда. Он учился сначала в Старицком духовном училище, которое располагалось в стенах Успенского монастыря, а потом – в Тверской духовной семинарии. В 1823 году в аттестате за подписью инспектора семинарии архимандрита Иннокентия удостоверялось, что Константин Мощанский окончил курс «при способностях и прилежании – довольно порядочных». Обучался наукам: «богословским, философским, словесным – довольно порядочно; историческим – хорошо; математике и физике – изрядно; языкам: латинскому – изрядно; греческому, еврейскому, немецкому – порядочно; по классу чтения ового Завета – довольно порядочно; способу прививания оспы – похвально; поведения он – честнаго»22.

Сразу по выходу из семинарии он подал прошение архиепископу Ионе о предоставлении ему отцовского священнического места в селе Нестеровском23. Прошении оказалось удовлетворено и 30 января 1824 г. Константин Михайлович был рукоположен в сан священника Афанасием, епископом Дмитровским, викарием Московской епархии24.

Обычай наследования детьми духовенства «по отцам церкви и церковному месту» окончательно установился в XVII в. и соблюдался на протяжении двух столетий. Первыми кандидатами на вакантные церковные места были сыновья священно-церковнослужителей, а в случае отсутствия таковых – мужья их дочерей. Только в конце 1860-х гг. наследственность приходов была официально ликвидирована Святейшим Синодом.

Претендент на рукоположение в сан священника или диакона должен был сначала вступить в брак, и на поиски подходящей невесты из «духовного звания» иногда уходило несколько месяцев.

Константин Николаевич Мощанский нашел невесту за пределами своего прихода. 13 января 1824 г. он был обвенчан в храме села Юрьевского-Поволжского своим зятем Ф. Ф. Владиславлевым с девицей Анной  Никитичной – дочерью священника села Ивановского Волоколамского уезда Московской губернии Н. Евграфова25.

В селе Нестеровском Константин Мощанский провёл несколько лет. Менее чем через восемь лет после рукоположения в сан, в октябре 1831 г. указом Тверской духовной консистории за «безчинные, соблазнительные поступки» он был запрещён в священнослужении на два года и назначен причетником в село Мигалово26.

Только в июле 1834 г. Константин Мощанский вновь стал священником в селе Воскресенском-Гурьеве Старицкого уезда, где и умер в 1847 г., не надолго пережив своего отца27. После его смерти осталась вдова с тремя дочерьми, которым были назначены небольшие пособия из казенного попечительства, и несколько сыновей28. Все они со временем добились значительных успехов на поприще духовной или статской службы. У Константина Николаевича Мощанского было четверо сыновей: Дмитрий, Василий, Михаил и Арсений. Все они получили образование в Тверской духовной семинарии. По окончании учебного курса Василий выбрал светскую карьеру, а трое других стали священниками29.

В Государственном архиве Тверской области в фонде 160 «Тверская духовная консистория» в деле 19060 имеется подробнейшая опись Николаевской деревянной церкви села Гурьева за 1846 г. на 25 страницах.

В  1859 г. Гурьево — владельческое село в составе Кобелевской волости Старицкого у.: 28 хозяйств, 361 житель (154 мужчин и 207 женщин). В селе была одна православ­ная церковь, ежегодно проводилась одна ярмарка, и работал один завод.

Примерно во второй половине XIX в. имение Воскресенское-Гурьево было выкуплено у Нарышкиной дворянами Каврайскими. Среди них – коллежский асессор Семён Данилович, в Старицком уезде имел 2587 десятин земли.

В 1859 году Семён Данилович Каврайский в возрасте 47 лет подал прошение  в Тверское депутатское дворянское собрание о внесении его с детьми в дворянскую родословную книгу. Сам С. Д. Каврайский постоянное жительство имел в Санкт-Петербурге. Был женат на Александре Васильевой. Имел сына Василия, который был на службе титулярным советником. В Старицком уезде Семёну Даниловичу принадлежало 554 крестьянских душ.

Также из записи данного дела видно, что род Каврайских, «прадед Василий и дед  Степан пользуясь правилами дворянства, отправляли военную службу, имели чины, первый войскового товарища, а последний сотенного атамана и владели состоящим Новгородского Северного наместничества Мглинской округи в селе Пьяном Роге недвижимым с крестьянами имением;  ибо еще в 1782 бабка просителя жена умершего сотенного атамана Степана Каврайскго Варвара предъявила в Мглинское поветовое казачество за подписью сына ея Данилы ревизскую сказку о состоящем за мужем ея недвижимого имении в С. Пьяном-Роге, произшедшее от Степана Васильева Каврайского сыновья: прапорщики Иван, Егор, кадет Данила каптенармус Василий, титулярный советник Федор и коллежский регистратор Дмитрий, владея доставшимся им по наследству от отца их имением, также находились в службе по определению Новгородско-Северной дворянской комиссии 11 июня 1787 года внесен их в 2 часть родословной книги, за Степаном и Дмитрием Степановыми и Павлом Васильевым Каврайскими состояло недвижимое имение за 1 и 2 в. Мглинском повете, а за 3 в Мценском округе, за сыном прапорщика Ивана коллежским секретарем Степаном состояло наследственного 4 душ в с. Пьяном-Роге, а за сыном прапорщика Егора Тимофеем в том же селе земля; Данила сын Семен владел в местечке Плене домом и землею…»30.

Сам же проситель, С. Д. Каврайский,  представил Тверскому дворянскому собранию свой подробный формулярный служебный список, в котором читаем, что «по окончании курса наук в Императорском Московском университете Кандидатом 28 июня 1835, переименован в коллежские секретари 14 октября 1835, за отличие по службе титулярным советником 11 ноября 1835, за выслугу лет  в коллежские асессоры 11 ноября 1839, надворным советником 23 октября 1842, из императорского училища правоведения уволен 25 января 1844, из департамента министерства юстиции по прошению уволен 28 июля 1844, причислен к почтовому департаменту в число чиновников положенных по расписанию должностей по классам в VI класс 28 ноября 1844, по прошению уволен 30 апреля 1846. Определен в число чиновников на усиление  Аудиторского департамента 20 апреля 1855, переведен в почтовый департамент 14 мая 1844, произведен в коллежские советники 856 23 марта… имеет бронзовую медаль в память войны 1853-1856… А сам проситель из дворян по окончании курса наук в Императорском Александровском лицее, выпущен из онаго с чином титулярного советника с определением на службу в 4-й департамент Правительствующего Сената 17 мая 1859 и определен помощником секретаря 10 июля….»31.

Тверское дворянское депутатское собрание 2 декабря 1859 года решило внести С. Д. Каврайского «во 2 часть дворянской родословной книги здешней губернии… и дать грамоту…»32.

Именно Семён Данилович взял на себя основную заботу о строительстве новой каменной церкви. Уже в 1874  г. была построена каменная холодная однопрестольная церковь во имя святителя Николая. Живопись в церкви сделал художник Кошелев. Из икон «выделялись: 1) Рождества Христово, 2) Жен Мироносиц, 3) Распятие, копия с Дмитровской»33.

Совсем немного пока известно о каменной церкви села Гурьева второй половины XIX в. Так, в 1877 году «на священническое место к церкви села Воскресенское-Гурьево Старицкого уезда 20 апреля рукоположен псаломщик села Архангельского Чашниково Зубцовского уезда Нил Хвощенский»34, а 22 марта 1882 года священник села Воскресенское-Гурьева Нил Хвощенский награждён набедренником35

Рядом, через дорогу, на средства прихожан, в 1882 г. была построена теплая деревянная церковь с одним престолом во имя обновления храма Иерусалимского «Воскресенье Христова». Живопись в церкви провел старичанин Николай Васильевич Юрлов36.

По данным за 1890 г.: в селе — открыто сельское земское одноклассное училище, сроком обучения 3 г. В 1886-1887 учебном году в училище обучались 58 учеников (41 мальчик и 17 девочек). В школу ходили дети из с. Гурьево и дд. Высокое, Астренево, Шурово, Ивановское, Новощишни, Орешково. В школьной библиотеке было 281 книг.

В 1902 г. в имении помещика Каврайского с. Гурьево работала сельскохозяйственная школа, был проведен всего один выпуск.

В 1901 г. в приходе было 258 хозяйств, в которых проживали 2008 человек (889 мужчин и 1019 женщин). Священником в церкви на данный период был Иоанн Андреевич Плетнев, 35 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1884 г., священник с 1897 г., состоял законоучителем в земском училище. Дьяконом служил Николай Александрович Соколов, 30 лет, из 1 класса духовной семинарии, дьякон с 1889 г. Псаломщиком – Матвей Никифорович Данилов, 63 лет, окончил среднее отдельное духовное училище, в должности псаломщика с 1852 года.

Жалование церковный причт получал 144 руб., проценты с капитала в 300 руб. и годовой доход 478 руб. 65 коп.

Прихожане церкви были: военные 29 дворов (130 мужчин и 123 женщин), мещан (2 мужчин и 1 женщина),  с. Гурьево 43 двора (154 мужчин и 178 женщин),  д. Шиловка (2 верстах) 21 двор (69 мужчин и 85 женщин), д. Аринкино (8 верстах) 15 дворов (41 мужчин и 69 женщин), д. Леоново (6,5 верстах) 32 двора (115 мужчин и 135 женщин), д. Колачево (7 верстах) 27 дворов (83 мужчин и 85 женщин), д. Коршиково (5 верстах) 3 двора (12 мужчин и 9 женщин), д. Алаево (2 версты)  66 дворов (209 мужчин и 258 женщин), д. Хвастово (5 верстах)  22 двора (74 мужчин и 76 женщин)37.

Известно также, что в 1907 году священнослужителем Николаевской церкви в селе Гурьеве оставался Иоанн Андреевич Плетнёв, который имел 36 десятин земли.

В 1908 году Иоанн Плетнёв епархиальным начальством ко дню Святой пасхи был награждён скуфьею38.

В этом же году в селе Воскресенское-Гурьево произойдёт трагическое происшествие, о котором мы узнаём из сообщения, написанное священником о. Иоанном в «Тверских епархиальных ведомостях»: «. С 7-го на 8-е февраля ночью неизвестным злоумышленником зверски задушена в своём доме с целью грабежа, жившая одиноко просфорница села Гурьева Татьяна Васильева Шевелёва, девица, дочь умершего священника, 62 лет.

За смертью покойной в селе не осталось заместительницы. Не найдётся ли кого-либо из сирот духовного звания, желающих занять её место? За справками обращаться по адресу:

Степурино. Тверской губернии, село Гурьево

Священнику Иоанну Плетневу»39.

Среди награждённых набедренником Высокопреосвященством Архиепископом Серафимом ко дню Святой Пасхи 16 марта 1915 года значится уже священник села Воскресенское-Гурьево Николай Измайлов40. А где же священнослужитель о. Иоанн Плетнёв? В Тверском государственном архиве в 160 фонде «Тверской духовной консистории»  имеется дело под номером 11177, которое полностью называется так: «О разрешении священнику церкви села Воскресенского  Гурьева Старицкого уезда Иоанну  Плетневу поступить санитаром в действующую армию. 23 января 1916 г.». Как мы знаем, в это время Россия участвовала в Первой Мировой войне, и патриотическое стремление священнослужителя Ивана Андреевича Плетнева помочь Родине понятны. Священнослужителю в 1916 году исполнилось 50 лет.

По всей видимости, священником Николаевской церкви села Воскресенское-Гурьева до 1917 года оставался о. Николай Измайлов.  

В 1919 г. в с. Гурьево: 68 хозяйств, 509 жителей (209 мужчин и 300 женщин).

В 1939 г. была закрыта в селе Гурьеве Николаевская церковь. До последнего времени колхоз использовал храм под зерносклад. Деревянная Воскресенская церковь была полностью разобрана под строительство на этом же месте семилетней школы.

В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала. По воспоминаниям местных старожилов, при отступлении из с. Гурьева немцы на колокольне установили пулеметы. Местность вокруг села открытое и хорошо простреливалось. Само село было взято нашими войсками с большими потерями. Потом около 4 суток местные жители собирали по полям убитых советских солдат и свозили их в братскую могилу. (По мнению старожилов, погибло свыше 300 солдат).

14 января 1964 г. сессия Кобелевского сельского совета приняло решение изменить название сельского совета Кобелевский на Гурьевский, «так как сельский Совет имеет неблагозвучное название».

Некоторые сведения о Николаевской церкви деревни Гурьева можно почерпнуть из «Учёта церквей по сельским советам Старицкого района за 1968 год», написанных комиссией по религиозным делам при Старицком райисполкоме. Так, Николаевская церковь была «закрыта в 1934 году (в других отчётах указывается 1939 год41 – А. Ш.). Иконы, иконостас и церковная утварь не сохранилась, верующими не посещается. Стоит на военном учёте, но используется колхозом «Победа» села Гурьева под мастерскую с 1963 года»42.

Новая волна и светлая история россиян к духовному обновлению своей жизни началась в 90-е годы прошлого века. С их глаз будто спала пелена, улету­чилось утопическое убеждение, в возможность достичь полного материаль­ного благополучия, ковать которое наш народ призывали столько прошед­ших лет. Люди стали понимать, что никакие материальные блага, которые нам обещали и которые сулят нам снова, не в состоянии удовлетворить и насытить души. Словно очнувшись, народ с жаждой припал к Книге Жизни, к Священному Писанию, к учениям святых отцов Церкви, к житиям святых угодников, которые опять стали путеводной звездой в омраченном грехом мире.

Людей сейчас печалит тяжелое физическое состояние церковных памятников Русской Православной Церкви. И верующие готовы на многое, на любые труднос­ти ради восстановления дорогих ей реликвий. Потому что понимают – с возрождением сельского храма забьётся сердце деревни Гурьева. Потому что —  это отличная возможность не только вновь оживить духовную и культурную жизнь русской деревни, но и возродить её былую славу.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Писцовая книга Тверского уезда письма Ивана Петровича Заболоцкого и Михаила Иванова сына Усова Татищева. 1539-1540 гг. /Писцовые Материалы тверского уезда XVI века. (Сост. А. В. Антонов). М., 2005. С. 100.
  2. Писцовая книга Петра Матвеевича Свечина, Тимофея Александровича Козина и дьяка Богдана Забродова владений в княжестве Симеона Бекбулатовича в Тверском уезде. 1580 г. /Писцовые Материалы тверского уезда XVI века. (Сост. А. В. Антонов). М., 2005. С. 420.
  3. Крылов И. П. Достопримечательности в уезде. Вып. 2. Старица, 1916. С. 42.
  4. Там же.
  5. Государственный архив Тверской области (далее – ГАТО). Ф. 59. Оп. 1. Д. 89. Л. 23 об-24.
  6. ГАТО. Ф. 473. Оп. 1. Д. 7315. Л. 1-24.
  7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. Д. 983. Л. 1.
  8. Там же. Л. 1-1 об.
  9. Там же. Л. 1 об.-2, 7-7 об., 9 об.-10.
  10. Там же. Л. 2 об.-2.
  11. Там же. Л.6-6 об.
  12. Там же. Л. 12-12 об.
  13. Там же. 12 об.
  14. Там же. Л. 14-14 об.
  15. Там же Л. 19.
  16. Там же. Л. 31-31 об.
  17. Там же. Л. 32.
  18. Там же. Л. 37.
  19. Там же. Л. 38-38 об.
  20. Там же. Л. 39.
  21. ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. Д. 997. Л. 1.
  22. ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. Д. 2698. Л. 2.
  23. Там же. Л. 1.
  24. Там же. Л. 13.
  25. Там же. Л. 9.
  26. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16224. Л. 254 об.-255.
  27. Там же. Л. 254 об; Оп. 14. Несохранившееся дело по селу Воскресенское-Гурьево за 1847 г.
  28. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16226. Л. 575 об.
  29. Матисон А. В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII – начала XX вв.: История рода Мощанских. М., 2000. С. 47-69.
  30. ГАТО. Ф. 645. Оп. 1. Д. 4904. Л. 67 об.-68.
  31. Там же.
  32. Там же.
  33. Крылов И. П. Достопримечательности в уезде. Вып. 2. Старица, 1916. С. 42-43.
  34. Тверские епархиальные ведомости (далее — ТЕВ). № 12. 15 января 1877 года. Офиц. ч. С. 230.
  35. ТЕВ. № 2. 15 января 1883 года. С. 16.
  36. Крылов И. П. Достопримечательности в уезде. Вып. 2. Старица, 1916. С. 43.
  37. Добровольский И. Тверской Епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 538-539.
  38. ТЕВ. № 11. 16 марта 1915 года. С. 160.
  39. ТЕВ. № 15-16. 7-14 апреля 1908 года. С. 154.
  40. ТЕВ. № 11. 10 марта 1908 года.  С. 292.
  41. Старицкий муниципальный архив Тверской области (далее – СМАТО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 302. Л. 18.
  42. СМАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 477. Л. 3.


ИСТОЧНИК: Шитков А. В. Гурьевский храм Николая Чудотворца. — Старица, 2009. — (Летопись храмов земли Старицкой)


Фото. № 1, 2 с сайта по России на авто

Фото. № 3, 4 из группы Гурьево — Воскресенское Тверская область в Контакте

Наверх