Вмч. Димитрия Солунского церковь (Печетово) - 1835 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Вмч. Димитрия Солунского церковь (Печетово) — 1835 год

Вмч. Димитрия Солунского церковь (Печетово) — 1835 год

Историческая справка

Первое документальное упоминание о храме в с. Печетове относится к 1628 году. Тогда он представлял из себя небольшой деревянный храм в честь великомученика (вмч.) Димитрия Солунского и великомученицы (вмц.) Параскевы Пятницы. [1]

Позднее рядом с существующей церковью появилась другая, тоже деревянная, в честь Николая Чудотворца.

22 августа 1752 г. обе церкви сгорели. Антиминсы, иконы были спасены. [2] Прихожане совместно с причтом обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Вениамину с прошением разрешить построить новую деревянную церковь в честь вмч. Димитрия Солунского с приделами свт. Николая Чудотворца и вмц. Параскевы Пятницы. Их прошение было удовлетворено. После выдачи храмоздательной грамоты строительство храма началось.

В январе 1756 г. на имя тверского архиерея было послано доношение прихожанки храма, местной помещицы, вдовы полковника П.В. Боркова Авдотьи Яковлевны о завершении строительства церкви и готовности ее к освящению. [3]

Построенный храм оказался тесным для совершения богослужений, что особенно сказывалось в праздничные дни при наплыве богомольцев.

12 июня 1819 г. местный помещик, генерал — лейтенант, генерал — адьютант Павел Васильевич Голенищев-Кутузов от имени причта и прихожан послал епархиальному архиерею Филарету прошение о постройке нового каменного храма в селе Печетове.

Письмо это начинается такими словами: «Преосвященнейший Владыко. Милостивый государь и архипастырь!

Тверской губернии Корчевского уезда с. Печетова священноцерковнослужители и прихожане, в числе которых находятся со мною и крепостные мои крестьяне, решились по христианскому своему усердию вместо находящейся в селе сем деревянной церкви во имя св. вел. Димитрия с приделами свт. Николая Чудотворца и Великомученицы Параскевы построить каменную церковь с таковыми же приделами, и сие предприятие вверили особливому моему попечению… Представляя Вашему Превосходительству означенный верительный акт, также план с фасадом каменной церкви, покорнейше прошу Вас, преосвященнейший Владыко, рассмотреть оные, и последние из них, если соответствуют цели, утвердить архипастырским Вашим подписанием…». [4]

Главным инициатором строительства и благотворителем храма стал П.В. Голенищев-Кутузов. Ряд местных помещиков-прихожан: Зыковы, Головачевы, Дурново, Лопухины, Воейковы и некоторые другие — также изъявили желание оказывать помощь в его возведении. Архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (впоследствии митрополит Московский) наложенной резолюцией санкционировал строительство храма и приказал выдать храмоздательную грамоту. [5] Уже с самого начала строительства возникли проблемы. Как выяснилось, собранных денежных средств оказалось недостаточно. Голенищев-Кутузов вынужден был обратиться в Тверскую духовную консисторию с прошением о выдаче ссуды в размере 10 тысяч рублей. Просьба была отклонена; строительство храма — прекращено. [6]

26 марта 1822 г. Голенищев-Кутузов вновь обращается к тверскому архиерею с прошением разрешить возведение храма по новому проекту, требующему меньших затрат. [7]

13 апреля того же года Владыка утвердил новый проект храма. [8]

20 июня 1835 года граф П.В. Голенищев-Кутузов письменно извещал тверского архиерея о завершении строительства храма, одновременно выражая просьбу о том, чтобы чин его освящения совершил настоятель Воскресенского собора г. Корчевы протоиерей Иоанн Хохлов. [9] В начале, июля того же года благочинный 3 округа Корчевского уезда, священник Никольской церкви села Николо-Ям Антоний Божуков направил рапорт тверскому архиерею с сообщением о полной готовности Печетовского храма к освящению. [10]

В документах Государственного архива Тверской области дату освящения храма автору этих строк обнаружить не удалось. Для восполнения сего пробела мы воспользуемся сведениями из рукописи священника Димитриевского храма с. Печетова Иоанна Казанского, написанной в конце 1920-х годов. [11] И. Казанский утверждает, что чин освящения храма совершен 15 августа 1835 г. архиепископом Тверским и Кашинским Григорием в сослужении местного духовенства. В октябре того же года были освящены и придельные храмы: правый, во имя свт. Николая Чудотворца — архимандритом Троицкого Калязинского монастыря Афанасием и левый, во имя вмц. Параскевы Пятницы — протоиереем Воскресенского собора г. Корчевы Иоанном Хохловым.

Новый каменный храм был возведен в 76 саженях от деревянной церкви и в 50 саженях от домов причта. [12]

Старая церковь с колокольней вскоре была снесена. На ее месте в память о бывшем храме появилась деревянная часовня.

План храма

Согласно рукописи И. Казанского, новопостроенный храм был почти полной копией Преображенского всей гвардии собора в Санкт-Петербурге. Утверждение это не лишено оснований. П.В. Голенищев-Кутузов занимал ряд высоких государственных постов в России, в том числе несколько лет являлся петербургским генерал-губернатором. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по воле графа столичный прототип храма появился в селе Печетове.

Храм выстроен в стиле Классицизма. Полуциркулярная апсида была перекрыта конхой. Храмовая часть (с престолом вмч. Димитрия Солунского) в плане представляла собой четверик со световым барабаном, перекрытый куполом и увенчанный луковичной главкой на тонкой шейке. Южный и северный фасады его украшены портиками с двумя центральными полуколоннами тосканского ордера и увенчаны фронтонами. Трапезная бесстолпная, с двумя приделами — свт. Николая Чудотворца и вмц. Параскевы Пятницы. Фланкируют трапезную две двухъярусные колокольни, увенчанные декоративными барабанчиками с главками — явление исключительное в зодчестве тверской земли. Западный фасад (притвор) украшен фронтоном с шестью полуколоннами. Под фронтоном надпись крупными буквами, отлитыми из чугуна с позолотой: «Благословлен грядый во имя Господне». Эта надпись с остатками позолоты сохранилась до настоящего времени. Под храмом имелись сводчатые помещения. Главный престол храма (Димитриевский) был пятиярусным. Престолы придельных храмов (свт. Николая и вмц. Параскевы) — двухъярусные. Своды и стены расписаны живописью, полы выложены белокаменными плитами (в трапезной и притворе полы дощатые).

В 1836 г. вокруг церкви и приходского кладбища появилась ограда. В 1844 г. в трапезной поставили две печи для ее обогрева. В 1873 г. возле церкви было построено каменное здание, одну половину которого отвели под сторожку, в другой разместилась земская школа (позднее школу перевели в другое здание, а освободившееся помещение отдали под квартиру диакона).

В 1890 г. прихожане, в память чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 г. во время железнодорожной катастрофы близ станции Борок Харьковской губернии, на свои средства приобрели для храма икону Спасителя. В мае того же 1890 года в Тверскую духовную консисторию было направлено прошение причта и прихожан храма о распространении (пристройке) трапезной. Из консистории прошение и проект пристройки, разработанный епархиальным архитектором Кузьминым, были направлены на рассмотрение в Тверское губернское правление. Строительное отделение губернского правления проект утвердило. [13] После распространения трапезной в приделах были устроены новые иконостасы, масляной краской живописцем из села Селихова Корчевского уезда Платоном Пальцевым расписаны стены.

Существенную материальную и иную помощь Печетовскому храму оказывали местные помещики-прихожане. Главными доброхотными жертвователями в пользу храма и его причта стали динаcтии Борковых и Голенищевых-Кутузовых; каждая из них являлась таковой приблизитeльно на протяжении 100 лет: первая — в 17-18 вв., вторая — в 19-20 вв.

Если о Борковых мы имеем лишь краткие, отрывочные сведения, то о Голенищевых-Кyтyзoвых известно значительно больше. Остановим свое внимание на этой династии.

Первым представитeлем рода в Корчевском уезде Тверской гyбернии (ныне Кимрский район) стал Павел Васильевич Голенищев-Кутузов, купивший в 1806 г. сельцо Шубино (по соседству с селом Печетовом) и ряд окрестных деревень, которые в народе вскоре стали именоваться кутузовскими. Новый помещик был личностью, широко известной в России. Генерал-лейтенант П.В. Голенищев-Кутузов отличился во время Отечественной войны 1812 года, занимал ряд высоких постов; он доводился родственником полководцу М.И. Голенищеву-Кутузову. В 1826 г. Павлу Васильевичу был присвоен высокий чин генерала от кавалерии; в 1832 г. он возведен, с нисходящим потомством, в графское Российской империи достоинство. Большую часть года П.В. Голенищев-Кyтyзoв жил в столице, в летнее же время часто приезжал в свое имение Шубино, став инициатором возведения каменного храма в селе Печетове и его главным жертвователем. И после постройки храма всю оставшуюся жизнь он продолжал уделять последнему большое внимание. Умер граф в 1843 г. в Петербурге. Тело его было перевезено в Печетово и погребено в склепе под храмом рядом с прахом супруги, графини Екатерины Петровны, скончавшейся в 1832 году. Потомки П.В. Голенищева-Кyтyзoва, владельцы сельца Шубина с деревнями, продолжали помогать храму. Сын Павла Васильевича, Аркадий Павлович, умерший в Петербурге в 1859 ГОДУ, также нашел свой последний земной приют у Печетовского храма на кладбище возле алтаря. На месте его захоронения была возведена каменная надгробная часовня. Здесь же были погре6ены и другие представители рода Голенищевых-Кутузовых. В рукописи священника Иоанна Казанского в числе прочих значится имя «младенца Екатерины», дочери графа Василия Павловича Голенищева-Кутузова. Многие старожилы Печетова утверждают, что возле храма стоял памятник с изображением крылатого ангела. До сего дня в печетовской округе бытует легенда, связанная с этим памятником. Одни считают, что он установлен в память о крепостной девочке, насмерть забитой барином за какую-то провинность. По словам других, пасущая гyсей девочка была убита жестоким на расправу управляющим; на основании третьей версии, барин (или один из его гостей) случайно застрелил малолетнюю дочь помещика. И все же наиболее правдоподобной можно считать версию, по которой надгробный памятник — крылатый ангел — был установлен на могиле «младенца Екатерины», дочери графа В.П. Голенищева-Кутузова. Она согласуется с утверждением местных старожилов о том, что крыша (купол) храма была окрашена в черный, траурный цвет. [14]

Последним владельцем сельца Шубина был внук Павла Васильевича — Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов. Он, как его отец и дед, занимал высокие государственные посты; в частности, заведовал канцелярией императрицы Марии Федоровны (супруги императора Александра III), являлся ее личным секретарем.

В истории России А.А. Голенищев-Кутузов оставил яркий след как один из самых талантливых поэтов своего времени. Некоторые его стихи были положены на музыку. В 1900 г. Арсений Аркадьевич в числе 12 виднейших литераторов страны избирается Почетным академиком «по разряду изящной словесности». Ряд сочинений поэта увидели свет при жизни автора; в 1914 г . (посмертно) появилось полное собрание его трудов в 4-х томах.

Умер А.А. Голенищев-Кутузов в январе 1913 года в Петербурге. На вынос его тела прибыли император Николай II и другие представители Дома Романовых.

Вдова покойного поэта, графиня Ольга Андреевна, жила в Шубине. В первые годы советской власти имение было национализировано; графиня вынуждена была покинуть Шубино и уехать к родственникам. Дальнейшая судьба ее неизвестна.

Прихожанами Димитриевского храма являлись жители села Печетова и деревень: Ярославец, Горожанкино, Круглицы, Савино, Сельцы, Бересловлево, Биколово, Кожевнево, Ильино, Путошино, Костино, Гора, Сысоево, Еськино, Кошкино, Салово, Глухово, Раменье, Киселево, Селиваново, Дутово, Смольково, Петрилово, Иваньково, Овсянниково, Дуброво, Юркино. В 1900 г. их насчитывалось 3925 человек. [15]

После революционных событий 1917 г. для Русской Православной Церкви (РПЦ) наступило время гонений со стороны советской власти. 23 января 1918 г. правительством был принят декрет «06 отделении церкви от государства и школы от церкви», в результате чего РПЦ претерпела многочисленные ущемления, в том числе, лишилась права собственности.

В 1919 г. храмы стали передаваться властями в пользование религиозным общинам. [16]

14 апреля 1919 г. Печетовский волисполком передал храм религиозной общине. [17] Вместе с тем власти контролировали и ограничивали деятельность общины: организовывали проверки, ревизии, облагали прихожан высокими налогами и страховками за храм, обязав верующих проводить за свой счет ремонт церкви и испрашивать разрешение на проведение собраний, крестных ходов и т.п.

В 1922 г. местные власти изъяли некоторые церковные ценности из серебра в фонд помощи голодающим Поволжья.

27 апреля 1930 г. церковь была обворована. Неизвестные злоумышленники похитили серебряные напрестольные кресты, ковчег, два потира, дискосы, блюда, 4 серебряных креста (один из которых был позолоченный, с эмалью), серебряный колокольчик, серебряные оклады евангелия.

В конце 1937 г. храм лишился своего последнего настоятеля, священника Моисея Пузыревича. По воспоминаниям местного старожила Е.Н. Бубновой (урождениой Осетровой), в 1929-30 гг. власти предприняли попытку закрыть церковь, но после некоторого перерыва богослужения в ней вновь были возобновлены.

В 1938-39 гг. богослужения в храме уже не проводились (не было настоятеля), но в нем, в частности, было совершено отпевание приглашенным из другой церкви священником умершего брата Бубновой.

В годы Великой Отечественной войны в храме располагался колхозный зерносклад. Позднее помимо зерна сюда свозили стройматериалы, в холодильниках хранили мясо, обрабатывали (солили) шкуры коров.

В 1960-70 гг. была разрушена надгробная часовня с прахом графа А.Л. Голенищева-Кутузова, разорению подверглась и могила. В те же годы был разорен склеп под храмом, где покоились останки строителя храма П.В. Голенищева-Кутузова и его супруги.

Некоторое время, перед распадом СССР, храм оставался бесхозным.

СВЯЩЕННОЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ

За долгую историю Димитриевского храма в нем служило большое число священноцерковнослужителей. Остановим свое внимание на некоторых из них.

В 1628 г. его священником значился Иван Иванов. В 1741 г. настоятелем храма был Федор Михайлов. После него эту должность «унаследовал» его сын Никита Федоров. В 1760-х годах диаконом здесь служил Матвей Никитин, пономарями — Федор Павлов и Александр Фомин. С 1768 по 1868 гг. священниками храма являлись три поколения Ромодановских: Савелий Петрович, Семен Савельевич и Алексей Семенович. С 1858 по 1888 гг. пocт диакона занимал Николай Колтыпин. С 1869 по 1892 гг. настоятелем храма был священник Андрей Страхов. Ряд лет он являлся благочинным 3 округа Корчевского уезда Тверской епархии; в 1887 г. возведен в сан протоиерея, награжден орденом св. Анны III степени и рядом других отличий. Его потомки до сего дня живут в Кимрах.

Диакон Михаил Плетнев с супругой Ольгой Николаевной

С 1888 по 1900 гг. в храме служил диаконом Михаил Плетнев. С середины 1910-х до начала 1920-х годов псаломщиком в нем значился его сын Александр. Интересен следующий факт. В настоящее время в деревне Сельцы, что находится рядом с Печетовом, живет Владимир Андреевич Соловьев с семьей, являющийся их потомком.

С 1892 по 1903 гг. в храме служил священником Иоанн Никитский, с 1903 по 1908 гг. эту должность занимал его сын Сергей Никитский. С 1909 по 1922 гг. в храме служил псаломщиком Александр Митропольский.

В 1900 — 1908 годах диаконом значился Андрей Богоявленский. Ныне в г. Дубне Московской области (в 20 километрах от Кимр) живет его внук, тоже Андрей Богоявленский, с семьей.

В 1908 г. на пост диакона заступил Андрей Честной. Позже он был рукоположен в сан священника. В годы советской власти отец Андрей был репрессирован. [18]

Большой след в истории храма оставил священник Иоанн Казанский. Он был сыном священника села Федоровского Корчевского уезда. В 1898 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Три года И. Казанский работал учителем в Мало-Новосельской церковно-приходской школе. В 1901 г. после возведения в сан священника он был направлен настоятелем в Спасскую церковь Кашинского уезда. В 1905 г. молодой иерей перемещен в храм села Печетова. В 1929 г. под давлением властей Иоанн Казанский публично отрекся от своего сана. Со слов некоторых старожилов, он сделал это, чтобы оградить дочерей-учительниц от преследования властей. Прихожане осудили священника за отказ от сана. В начале 1930-х годов И. Казанский уехал к дочери в г. Калязин. Там он и умер.

С середины 1920-х годов в храме несколько лет служил диакон Василий Пухлимский.

В архивных материалах 1930-31 гг. упоминаются имена священников Александра Истомина, Михаила Сперанского, Иоанна Волкова. Последними священнослужителями Печетовского храма были М.И. Щербаков и М.В. Пузыревич. Судьбы обоих оказались трагическими.

Диакон Михаил Иванович Щербаков родился в 1888 г. Духовного образования не имел. В 1908 г. выдержал экзамен на звание сельского учителя. Работал в Николо-Ямской и Староникитской начальных школах Корчевского уезда. В 1910 г. епархиальным архиереем направлен псаломщиком церкви села Покровское на Озере Корчевского уезда (ныне Кимрский район). Затем несколько лет служил в одном их храмов Тверского уезда. В 1918 г. М. Щербаков был рукоположен в сан диакона и перемещен в Печетовский храм. С начала 1930-х годов он дважды приговаривался судом к трем годам высылки. В конце 1937 г. М. Щербаков по обвинению в антисоветской агитации был арестован; Тройкой УНКВД по Калининской области (ныне Тверская область) приговорен к высшей мере наказания. 15 февраля 1938 г. в Твери он был расстрелян. В 1989 г. Тверским областным судом Михаил Щербаков реабилитирован. [19]

Моисей Васильевич Пузыревич родился в январе 1890 г. в селе Торгаи нынешней Днепропетровской области в Украине. Служил в храме регентом и псаломщиком, являлся участником Первой мировой войны. После 1917 г. служил псаломщиком, диаконом, священником в ряде храмов. В первой половине 1930-х годов стал настоятелем Димитриевскго храма в селе Печетове. В январе епархиальный архиерей назначает Моисея Пузыревича благочинным Горицкого округа. В конце 1937 г. священник был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. 27 декабря 1937 г. по решению Тройки УНКВД по Калининской области Моисей Пузыревич приговорен к расстрелу. Спустя два дня приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован Моисей Пузыревич 14 июня 1989 г. Ныне у храма установлен крест в память невинно пострадавшего священнослужителя. [20]

ЖИЗНЬ ХРАМА В НАШИ ДНИ

После распада СССР для Русской Православной Церкви наступили благоприятные времена. Это нашло свое отражение и на примере Димитриевского храма села Печетова.

Начало 1990-х годов ознаменовано первыми, пока еще робкими попытками возрождения храма. Местные энтузиасты, ревнители православия во главе с О. М. Симаковой и Г. М. Бакун начали проводить очистку здания церкви от мусора, металлолома и разного рода хлама, оставшегося от прежних владельцев (колхозных складов). Тогда же рабочие Благотворительного общественного Центра «Сельская церковь» покрыли рубероидом крышу трапезной с приделами и произвели некоторые другие работы, предохраняющие храм от дальнейшего разрушения.

12 ноября 1992 г. была зарегистрирована религиозная община православного прихода святого Димитрия Солунского Тверской епархии Русской Православной Церкви. Тогда же благочинный Кимрского округа, настоятель кимрского Преображенского собора протоиерей Иоанн Басюк в присутствии верующих провел в храме первый после почти полувекового забвения молебен.

После этого здесь периодически стали проходить богослужения, совершаемые священнослужителями Кимрского благочиния во главе с благочинным Евгением Морковиным.

С мая 2000 г. настоятелем Димитриевского храма назначается священник Михаил Бакун. В конце 2002 г. он становится настоятелем Троицкого храма Кимрского района у поселка Малое Василево. В печетовском храме он совершает богослужения только по большим православным праздникам.

Посильную помощь в восстановлении Печетовского храма, замечательного памятника архитектуры, оказывали неравнодушные и благочестивые православные граждане. Особенно проявили себя на этом поприще застрельщица многих добрых дел москвичка Галина Новикова, Виктор Савельев, Анатолий Зуев, Аркадий Иванов с супругой Натальей, Тамара Глухова и другие

В храме появилась и чтимая святыня — храмовая икона св. Димитрия Солунского с частицей мощей св. Феодора Томского, чудотворца. Передаче частицы мощей святого в канун 2002 г. способствовал иеромонах Нил из томского Богородице-Алексиевского монастыря, где в раке почивают мощи св. Феодора. Кстати, отец Нил, в миру Сергей Федоров, является выходцем из Кимр. В конце 2004 г. иеромонах Нил возвратился на свою малую родину. Вначале он был определен настоятелем Сергиевской церкви села Филиппова, что в окрестностях г. Кимры, в конце 2005 г. — Воскресенского храма в Понизовье, затем в кимрский Преображенский собор. В 2010 г. он отставлен от службы. Примечателен тот факт, что митрополит Томский и Асиновский Ростислав также является уроженцем кимрской земли.

Открытие музея в Печетовской школе. В центре — тверской архиерей Виктор (8 ноября 2004 г.)

За последние годы вышло в свет 3 брошюры и 2 буклета, посвященных истории Димитриевского храма и его окрестностей. Основой для них послужила рукопись священника Иоанна Казанского. Это произошло благодаря инициативе москвичей Галины Новиковой и Анатолия Зуева. Добавим к этому, что Галина Васильевна Новикова много лет являлась организатором ежегодных паломнических поездок жителей Москвы в Печетово 8 ноября, в храмовый праздник, день памяти вмч. Димитрия Солунского [21]. Галина Новикова по крупицам собирала материалы об истории храма, его священнослужителях, графах Голенищевых-Кутузовых, которые передала в местную школу. Историей храма, а также села Печетова, Голенищевых-Кутузовых занималась и бывший директор местной школы Галина Мамакина.

8 ноября 2004 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор открыл в местной школе музей. Первыми экскурсоводами нового музея стали директор Печетовской основной школы Г. Ф. Мамакина и Г. В. Новикова. К сожалению, спустя несколько лет после закрытия школы музей прекратил свое существование, большая часть его материалов были переданы в Печетовскую библиотеку.

Летом 2003 г. возле храма, в металлической оградке, были установлены надгробные плиты из разоренного в прошлом склепа строителя храма П. В. Голенищева-Кутузова и его супруги. Между плитами был установлен крест в память последнего настоятеля, священника Моисея Пузыревича и диакона Михаила Щербакова.

Установка креста в память священника Моисея Пузыревича и плит Голенищевым-Кутузовым (2003 г.)

Из-за недостатка денежных средств восстановление храма шло очень медленно, а после того, как настоятель храма переехал в пос. Малое Василево, вовсе прекратилось, и храм стал медленно, но неуклонно разрушаться.

Особенно оживляется село Печетово 8 ноября, в храмовый праздник великомученика Димитрия Солунского. В этот день древний храм бывает почти заполнен верующими из Печетова, окрестных населенных пунктов, а также из Кимр и Москвы. Богослужение по установившейся традиции совершает архиепископ (ныне митрополит) Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния.

8 ноября 2005 г., в престольный праздник храма, отмечалось его 170-летие. (Тверской архиерей на этот раз отсутствовал, ввиду поездки за рубеж по святым местам). На торжество собралось много верующих, представителей власти, духовенства, многочисленные гости из Кимр, и полный автобус с паломниками из Москвы. В храме была совершена божественная литургия, возглавляемая благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении настоятеля храма о. Михаила Бакуна и нескольких священнослужителей Кимрского благочиния. Завершилось богослужение крестным ходом вокруг храма. Затем в местном Доме культуры состоялась светская часть праздника. Перед зрителями выступили народные коллективы, солисты. Праздник прошел на высоком уровне, как бы в едином порыве. Многие номера носили в себе духовное содержание. Затем состоялась братская трапеза [22].

Памятная доска строителю храма графу П. В. Голенищеву-Кутузову

В 2012 г. в стране отмечался славный юбилей — 200-летие Отечественной войны 1812 г. В Кимрском районе это событие также не обошли стороной. В нескольких населенных пунктах были открыты мемориальные доски в честь земляков, героев той войны.

10 сентября в Печетове, в торжественной обстановке, была открыта мемориальная доска герою Отечественной войны 1812 г. графу Павлу Васильевичу Голенищеву-Кутузову. На ее открытие прибыло множество людей: местные жители, представители районной власти, гости из Кимр и других городов. Было немало выступающих; протоиерей Михаил Бакун освятил мемориальную доску, отслужил литию над местом захоронения графа и его супруги, а также невинно пострадавших священнослужителей храма Моисея Пузыревича и Михаила Щербакова [23].

10 мая 2014 г. в Печетове, у храма, состоялось незабываемое мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 года: реконструкции битвы русских войск с армией Наполеона и взятие Парижа. Торжественная часть началась возле храма, где был установлен большой портрет Голенищева-Кутузова. Выступили руководители Кимрского района и ряд других лиц. Затем благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин и протоиерей Михаил Бакун отслужили заупокойную литию о душах супругов Голенищевых-Кутузовых. Были возложены цветы к памятнику местным сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После этого состоялось реконструкция битвы русской и французской армий, подготовленная руководителем клуба реконструкторов исторических битв из г. Пушкино Московской области Р. А. Синельниковым со своими подопечными. Солдаты были одеты в форму того времени. Стреляли пушки, шли жаркие схватки. За этим действом внимало не менее тысячи зрителей, число, невиданное доселе в Печетове. Подобные представления планируются повторять и впредь. Все это произошло благодаря тому, что здесь жил и погребен строитель местного храма, герой Отечественной войны 1812 г. П. В. Голенищев-Кутузов [24].

К сожалению, старинный храм, чудесный памятник архитектуры, обязанный своим появлением герою Отечественной войны 1812 года графу П. В. Голенищеву-Кутузову, продолжает разрушаться. Сейчас он находится в аварийном состоянии. Последние богослужения здесь совершаются не в храме, а возле него из-за опасения возможного обрушения. Верующие, да и не только они, с грустью наблюдают эту картину.

Но не будем заканчивать наш очерк на этой минорной ноте. В Тверской области проводится работа по сохранению объектов культурного наследия Верхневолжья. Исторические памятники после присвоения им соответствующего статуса, будут включены в «Единый государственный реестр объектов культурного наследия». Такое постановление было принято на заседании Правительства Тверской области под председательством губернатора Андрея Шевелева 1 октября 2013 г. Глава региона отметил необходимость включения в Единый государственный реестр тех зданий, которые можно отреставрировать и сохранить. Под это постановление может попасть и храм в Печетове. Неравнодушные люди из Фонда Содействия возрождению и развитию Кимрских земель под руководством Председателя наблюдательного совета Фонда Ильи Константиновича Ломакина решили попытаться сохранить и восстановить храм. У этой организации уже есть положительный опыт. Силами и средствами участников Фонда была восстановлена Воскресенская церковь в Понизовье Кимрского района, которая функционирует уже много лет. Фонд обратился к руководителям района, общественности, известным людям, духовенству с просьбой выразить свое отношение к необходимости восстановления храма через средства массовой информации, в частности «Кимрскую общественную газету». Мнение было одно: храм нужно восстанавливать. Илье Ломакину с единомышленниками из Фонда после проведенной работы стало ясно: частным организациям эту ношу не потянуть. Предварительная оценка реставрационных работ оценивается в 250 миллионов рублей. Здесь необходима государственная поддержка. Фонд направил вице-премьеру правительства РФ председателю военно-исторического общества Дмитрию Рагозину письмо с просьбой о придании храму в Печетове статуса федерального памятника с последующим включением его в программу федерального финансирования. Это письмо было переправлено министру культуры РФ В. Мединскому. Уже сейчас министерство решило помогать в проведении патриотических праздников в Печетове, с перспективой дальнейших работ. Фонд в настоящее время начинает финансирование кадастровых работ по оформлению земли, относящейся к храму и наследию Голенищевых-Кутузовых. Будем надеяться, что эта инициатива Фонда найдет поддержку у руководства района, Кимрского благочиния, главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

10 мая 2015 г. в Печетове состоялся второй праздник, посвященный Отечественной войне 1812 г. и взятию Парижа.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 661. Д. 657.
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 2438. Л. 1.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2439. Л. 1-1 об. Точной даты освящения храма пока не установлено. П. В. Борков был главным инициатором и благотворителем постройки храма.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2464. Л. 1-2.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2464. Л. 3-4, 10-13, 17.
  6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2464. Л. 20.
  7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2464. Л. 23.
  8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2464. Л. 25.
  9. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2464. Л. 28-28 об.
  10. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2464. Л. 30.
  11. Казанский И. Историко-археологическое и статистическое описание прихода с. Печетова Кимрского округа Горицкого района. 1929 г. Рукопись хранится в Кимрском краеведческом музее.
  12. 1 сажень равна 2,1336 метра.
  13. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 81178. Л. 1-7.
  14. Утверждения старожилов Л. С. Пискуновой, А. Т. Лубиновой, Е.Н. Бубновой и др; в рукописи И. Казанского имеются строки: «в 1848 г. была попытка перекрасить в зеленый цвет крышу церкви, но это им было запрещено Аркадием Павловичем Голенищевым-Кутузовым».
  15. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 410.
  16. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1999. С. 39-40.
  17. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 16. Oп. 1. Д. 5. Л. 6.
  18. Тверские епархиальные ведомости. 1908. № 35. С. 460.
  19. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 20685-с. Л. 1-19.
  20. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21859-с. Л. 1-34.
  21. В числе московских паломников, приезжающих в Печетово — Валентина Ивановна Хитрово. Не исключено, что она, ее муж Николай Георгиевич, сын Сергей и дочь Светлана связаны родственными узами с Голенищевыми-Кутузовыми (эта версия требует дополнительного доказательства). Из истории известно, что две дочери полководца М. И. Голенищева-Кутузова были в замужестве за представителями рода Хитрово. И еще один факт. Согласно архивным данным, в 1819 г., в числе группы помещиков Печетовской округи, пожелавших построить каменный храм, значится имя генерал-майора И. Хитрово.
  22. Поговорим обо всем (региональная газета). 7 декабря 2005 г.
  23. Кимрская общественная газета. Сентябрь 2012 г.
  24. Родник православия. Май 2014 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.


Фото. № 1 Архиповых Маргариты и Владимира с сайта СОБОРЫ.РУ

Наверх