Часовня на источнике (Абрамово) - 1880-е года - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Часовня на источнике (Абрамово) — 1880-е года

Часовня на источнике (Абрамово) — 1880-е года

Историческая справка

Святой источник с часовней в селе Абрамове (в окрестностях Кимр) неразрывно связан с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы местного Богородицерождественского храма.

Появление святого источника основано на преданиях, передаваемых из уст в уста поколениями местных жителей и берет свое начало со Смутного времени нашей истории. В 1606 г. поляки сожгли село Абрамово и разграбили местную церковь; но когда они попытались похитить икону Рождества Пресвятой Богородицы, то внезапно ослепли. Поняв, что это наказание Божие, враги бросили святыню на склоне берега Волги, возле источника, и в страхе разбежались. Вскоре икону, испускавшую необыкновенный свет, подобрали окрестные жители. На месте ее обретения, над источником, по старому русскому обычаю, верующие возвели деревянную часовню, куда поместили найденную икону. Ежегодно, 22 июня, в день обретения иконы, они отмечали это событие. Как говорят предания, немало чудес, знамений, исцелений получали люди от святой иконы и чудодейственного источника. С тех пор икона считается чудотворной. Свидетельств чудотворений в древних церковных летописях (записях) не сохранилось; первые записи о них появились в начале XIX века.

В 1691 г. в Абрамове была построена новая деревянная церковь, куда 8 сентября с крестным ходом была перенесена чудотворная икона. В 1795 г. на месте деревянной была построена каменная церковь, в которой святыня находилась до разрушения храма в 1930-е годы.

Целебный источник находился на берегу Волги, в непосредственной близости от Богородицерождественского храма. Считается, что целебную силу ему давала Царица Небесная в лице местной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

Деревянная часовня нередко страдала от разрушительных весенних паводков на Волге, но ее вновь восстанавливали. До нас дошло первое описание часовни. В 1824 г. она имела пирамидальную форму и стояла на четырех малых столбах. Главка часовни была увенчана железным четырехконечным крестом. Все строение, как в ширину, так и в высоту, было размером не более одной сажени. В 1826 г. часовня перестраивается и становится больше, а от церкви по береговому склону к ней была построена деревянная лестница с перилами. Небывалый разлив Волги 1855 года разрушил часовню вместе с лестницей. В том же году они были выстроены заново. Часовня имела квадратную форму и стояла на десяти деревянных колоннах. Крышу венчала глава с металлическим вызолоченным крестом. Посреди часовни в источник как бы опускался деревянный сруб, обнесенный деревянной решеткой. В 1868 г. возводится новая лестница с крытыми фронтонами. Но и эта часовня в 1877 году, во время весеннего половодья, была разрушена от напора льда. Некоторое время источник существовал без нее. Новая часовня возникла, как говорят местные прихожане, по попечению Божией Матери. Вот что рассказал священник абрамовского храма Михаил Плетнев (служивший в нем 44 года) своему преемнику, Михаилу Куницыну: «Всякому поклоннику прискорбно было видеть под развалинами тот целебный источник, от которого врачевались недуги душевные и телесные; соорудить же новую часовню недоставало средств, и не было в виду благотворителей; поэтому сооружение часовни было отложено на неопределенное время. Здесь-то оказалась особенная помощь Царицы Небесной. Владычица мира явилась во сне 80-летнему старцу, прихожанину, дворовому человеку Андрею Никитину. Ему приснилось, что будто он проходит мимо храма и видит, что из него выходит женщина в иноческом одеянии с образом Рождества Пресвятой Богородицы. Приблизившись к нему, она громко сказала: «Если вы не возобновите часовню над источником, то я унесу от вас икону безвозвратно». «Я посчитал сначала этот рассказ за обыкновенный сон — продолжает Михаил Плетнев. — Но когда на другую ночь последовало и мне такое же явление во сне, с присовокуплением от этой женщины следующих грозных слов: «Поклянись вновь соорудить часовню!», тогда я ответил, что не имею средств. Она сказала: «Вскорости помогу». И я с клятвою обещался исполнить ее желание. После этого чудная жена понесла икону в храм. Скрыл я это сновидение в глубине своего сердца, я никому не объявлял о нем до тех пор, пока оно не исполнилось. Не прошло и месяца после этого сновидения, как вдруг, к удивлению всех, присылается в церковь от одного благотворителя Владимирской губернии Александровского уезда сельца Фелисова, дворового человека Матвея Стефанова, на построение часовни 75 рублей. Тут-то я вспомнил предсказание виденной во сне женщины. После этого немедленно было приступлено к постройке часовни, и по прошествии месяца работа была окончена».

В годы советской власти настоятель абрамовского храма протоиерей Николай Фруктов был репрессирован властями, сам храм был разобран на кирпич, а следы чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы — утеряны. Часовня над целительным источником просуществовала, по словам Василия Ивановича Доброва (1936-2008), внука последнего настоятеля храма Николая Фруктова, до начала 1940-х годов. Затем наступили долгие годы забвения.

Но на этом история целительного источника не заканчивается.

С начала 1990-х годов пришло время возрождения Русской Православной Церкви. Это наглядно видно и на примере Кимрского района, где восстанавливаются и открываются храмы и часовни. В Абрамове к этому времени и храм, и часовня с источником уже несколько десятилетий были разрушены. Но осталась память о них, нашлись и подвижники Православия, которым была дорога эта память. Одним из них становится Вячеслав Васильевич Лобзов (ныне он с семьей живет в Кимрах и служит алтарником в кимрском Преображенском соборе). Продав квартиру в Москве, Вячеслав Лобзов переезжает в д. Абрамово, где, по благословению благочинного Кимрского округа протоиерея Евгения Морковина, в 1999 г., на свои личные сбережения и своим трудом, на месте бывшего храма установил Поклонный крест и памятную плиту с надписью: «Упокой, Господи, душу убиенного раба Божия, протоиерея Николая, настоятеля разрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы и всех православных христиан». Следующим его подвигом во славу Господа стало возведение здесь каменной часовни. 26 августа 2002 года было начато строительство, 26 апреля 2006 г. — установлен купол с крестом, а 21 сентября 2008 г. здесь состоялась первая Божественная литургия, которую совершил благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин. Часовня наименована в честь Рождества Пресвятой Богородицы и приписана к Никольскому храму села Каюрова.

В 2012 г. Вячеслав Лобзов с помощью братьев Николая и Владимира Белозеровых, а также Александра Вахтангова пристроили к часовне апсиду (алтарь) и притвор, после чего часовня внешне стала похожа на небольшой храм. Кроме вышеперечисленного, В. Лобзов на склоне берега Волги, где в былые времена находился целебный источник с часовней, построил крытую купальню.

Другим подвижником Православия стал житель города Кимры Юрий Владимирович Алексеев, который первым начал восстанавливать здесь святой источник. В 2007-2008 годах, на месте выхода родника из-под земли, он установил бетонные кольца, устроив три источника и небольшую открытую купальню, благоустроив прилегающую к ним территорию. В летнее время ему помогали отдыхавший в Абрамове подросток Никита из Москвы и кимрянин Николай Кофырин. В 2009 году, по инициативе Юрия Алексеева здесь же был установлен Памятный крест. В этом деле ему помогали братья Николай и Владимир Белозеровы, Владимир и Дмитрий Соколовы и другие. 21 сентября того же года крест был освящен протоиереем Павлом Павивкиным. Тогда же рабочими Кимрского комбината благоустройства была возведена деревянная лестница с перилами, ведущая с крутого берега Волги к Святому кресту, источникам и купальням.

Уже в течение многих лет, ежегодно, 21 сентября, в Абрамове, на месте бывшего храма с его святыней — чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы, возле часовни и святых источников совершаются богослужения с водоосвящением и крестным ходом. Все больше людей приезжают сюда, прослышав о великой значимости этого места — помолиться у часовни и святого источника, испить целебной водицы, окунуться в купальню. В случае недуга или других житейских невзгод они просят Божию Матерь о помощи.


ИСТОЧНИК: Коркунов В.И. Часовни и источники Кимрской земли. — Кимры, 2015.

Наверх