Архангела Михаила церковь (Архангельский в Куровичах погост) - 1839 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Архангела Михаила церковь (Архангельский в Куровичах погост) — 1839 год

Архангела Михаила церковь (Архангельский в Куровичах погост) — 1839 год

Посмотреть галерею

Историческая справка

Церковь Архистратига Михаила в погосте Архангельском, что в Куровичах (слова «в Куровичах» — древнего происхождения, что они означают — автору этих строк неизвестно) существует издавна. Первые сведения о храме относятся к ХVII веку. [1]

В 1757 г. Архангельская церковь сгорела. В 1759 г. она была отстроена вновь, сохранив то же наименование. Ее священнослужителями в то время значились Иван Александров, Иван Алексеев, Афанасий Иванов. Последний из них служил в храме несколько десятилетий.

Фото. из архива Александра Рыжова. Надпись на обороте фотографии: «ц. Михаила Архангела — 1839 г. (Куровичи). Фотографировал Васильев Иван Алексеевич — лето 1949 г.»

Шло время. Деревянная церковь ветшала. В 1825 г. местные помещики, священноцерковнослужители, прихожане обратились к тверскому архиерею с прошением о разрешении построить на свои средства, а также церковную кошельковую сумму, каменный храм. Прошение это было удовлетворено. [2]

В 1839 г. был освящен главный престол храма в честь Архистратига Михаила; годом позднее — теплый придел с престолом во имя иконы Владимирской Божией Матери. Чин освящения обоих престолов совершил протоиерей кимрского Покровского собора Василий Иоаннов. Старая деревянная церковь была разобрана.

Новопостроенная церковь представляла собой распространенный в то время тип ротонды на четверике. Купол увенчивал глухой декоративный барабанчик с четырехконечным крестом с «яблоком». С южной и северной сторон фасада имелось по деревянному крыльцу, каждое из которых было украшено 4-колонными белокаменными портиками. Колокольня была 2-ярусная, с шестью колоколами. Примечательно, что главный колокол, весом в 104 пуда, отлитый в селе Кимры в 1840 году, имел надпись, говорящую о том, что отлит он при священнике Петре Алексееве на средства помещика А.А. Головачева. Позднее на колокольне появился колокол весом в 204 пуда. [3]

Священник Иоанн Побреин

Храм и приходское кладбище при нем были огорожены деревянной оградой с воротами и калитками; в 1850 г. она была заменена на кирпичную. Здесь же располагались дома причта, церковная сторожка, амбар.

Из других членов клира первой половины XIX века укажем на священников Петра Никотина, Димитрия Колоколова, дьячка Василия Яшина. В 1852 г. в храме появился священник Петр Тверецкий.

В 1856 г. настоятелем храма становится священник Иоанн Побреин. Он происходил из духовного сословия (отец служил дьячком в одном из храмов Тверской епархии). После окончания Тверской духовной семинарии в 1856 г. Иоанн Побреин епархиальным начальством был направлен настоятелем в Архангельский храм. В 1861 г. за добросовестную службу отец Иоанн был награжден бронзовым крестом в память Крымской войны 1853-56 гг. на Владимирской ленте. Впоследствии он награждается набедренником, скуфьей и камилавкой (последняя награда представляла собой высокий цилиндрический головной убор). Помимо службы в храме иерей Иоанн Побреин преподавал Закон Божий в земском начальном училище. У отца Иоанна и матушки Евдокии (умерла до 1890 г.) было четверо детей: Леонид, Людмила, Евгений и Варвара. Сыновья пошли по стопам отца. Леонид (родился в 1857 г.) после окончания Тверской духовной семинарии служил священником в Самарской губернии. Евгений (родился в 1865 г.) служил псаломщиком в с. Петровском той же губернии. [4] Дочь Людмила (1862-1940) стала супругой священника Алексея Мощанского (1854-1921), служившего в одном из храмов Тверской епархии. [5]

Иоанн Побреин скончался в 1896 г. Похоронен на Архангельском кладбище у стен храма. В 1893 году, после его ухода со службы, место настоятеля «унаследовал» священник Петр Воздвиженский, зять Иоанна Побреина. [6]

Священник Пётр Воздвиженский

Петр Алексеевич Воздвиженский. Родился в селе Яринском Калязинского уезда Тверской губернии в 1863 году, где в Успенском храме служил священником его отец. В 1884 г. окончил Тверскую духовную семинарию и стал священником Покровской церкви села Белеутова Кашинского уезда Тверской губернии. 23 мая 1893 г. становится настоятелем Михаило-Архангельской церкви Корчевского уезда, заступив на место своего тестя, священника Иоанна Побреина, ушедшего со своего поста по состоянию здоровья. Новый настоятель добросовестно исполнял свои пастырские обязанности, за что был награжден впоследствии набедренником, скуфьей, серебряной медалью в память царствования императора Александра III. Умер Петр Воздвиженский в 1905 г. Похоронен на кладбище возле Архангельской церкви.

Женой священника стала Варвара Ивановна, урожденная Побреина. Супруги воспитали восьмерых детей: Марию, Евдокию, Алексея, Антонину, Анну, Екатерину, Василия, Сергея. После Смерти мужа Варвара Ивановна с детьми переехала в Кимры. [7]

После смерти (в результате несчастного случая) Петра Воздвиженского настоятелем храма становится его родной брат Димитрий Воздвиженский, прослуживший в нем приблизительно 2 года.

Священник Дмитрий Воздвиженский с супругой Марией Ивановной

Дмитрий Алексеевич Воздвиженский родился в 1875 г. После окончания Тверской духовной семинарии женился на Марии Ивановне Фруктовой, сестре священника храма села Абрамова, что под Кимрами, Николая Фруктова. Работал учителем в Бельской церковно-приходской школе. В октябре 1905 года становится настоятелем Архангельского храма вместо умершего брата, священника Петра Воздвиженского. [8] В 1907 г. епархиальным начальством переводится на ту же должность в Спасский храм села Славкова Кашинского уезда. Умер Дмитрий Воздвиженский в 1920-х годах. Похоронен на кладбище родного села Белого. В его семье родились трое детей: Николай, Анатолий и Сергей.

В конце XIX века недалеко от храма на частные средства было построено каменное здание, в котором разместились приют для престарелых местных жителей (богадельня) и земское начальное училище. Богадельня просуществовала до начала 1920-х годов, школа — намного дольше.

В 1899 г. Архангельский храм посетил Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский.

В 1910 г. причт храма состоял из настоятеля, священника А. Троицкого, второго священника Л. Жданова, псаломщика В. Климовa (позднее диакона и священника). Прихожанами храма являлись жители окрестных деревень: Азарово, Шестово, Золотилово, Дымово, Флоровское, Юркино, Барановское, Бородино, Горычкино, Ларцево, Кокорево, Игнатово, Иваньково, Строево.

Священник Иоанн Бушуев

В 1913 г. настоятелем храма становится священник Михаил Троицкий, диаконом и псаломщиком в то время служат В. Климов и М. Никитин.

В советское время для Русской Православной Церкви наступили, мягко говоря, трудные времена, времена гонений на духовенство, закрытия (разрушения) монастырей и церквей.

В 1919 г. в Архангельском храме служит священник Владимир Климов. В 1921 г. его настоятелем становится священник П. Бушуев. Павел Васильевич Бушуев родился в 1890 г. в деревне Рязань, что в окрестностях Кимр, в крестьянской семье. 10 апреля 1931 г. он был приговорен «тройкой» ПП ОГПУ по Московской области к 5 годам ссылки в Казахстан. [9] По возвращении из ссылки, по Словам его племянников В.П. и И.П. Бушуевых, некоторое время служил в одном из храмов, затем купил домик в Кимрском районе. Умер в 1982 г. Реабилитирован 31 августа 1989 г.

В 1934 г. настоятелем Архангельского храма становится священник Измаил Кудрявцев, уроженец с. Садунова Корчевского уезда (ныне Кимрский район). 20 сентября 1937 г. «тройкой» УНКВД по Калининской области он был приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян Измаил Кудрявцев 23 сентября того же года. Реабилитирован 6 июня 1989 г. [10] В 2000 г. Измаил Кудрявцев Русской Православной Церковью причислен к лику святых новомучеников и исповедников ХХ века.

В середине 1930-х годов Архангельская церковь была закрыта.

ПРИМЕЧАНИЯ

   1. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 660. Л. 93; Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629 гг. Кимры. 2006. С. 76; Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Кимры 2004. С. 13.
   2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 285. Л. 1-8.
   3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 290. Л. 1-28 об.
   4. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 1. Д. 16015. Л.288.
   5. Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России ХVIII — начала ХХ вв. История рода Мощанских. М., 2000. С. 104.
   6. ГАТО. Ф. 1609. Оп. 1. Д. 16018. Л. 145.
   7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16017.
   8. Тверские епархиальные ведомости. 1905. № 19. С. 529.
   9. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 23721-с. Л. 215, 236; Рассказы Василия Петровича и Ивана Петровича Бушуевых, племянников Павла Васильевича Бушуева.
   10. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21591-с. Л. 1-14.


ИСТОЧНИК: Коркунов В.И. Это было, было… К 10-летию канонизации кимрских новомучеников (Краеведческие очерки) — Тверь: Марина, 2008.


Фото. № 1 Юлии Василевской с сайта СОБОРЫ.РУ

Наверх