Архистратига Михаила и прп. епископа Василия Парийского домовая церковь подворья Троицкого Ильинского женского монастыря (Кимры) — 1914 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Архистратига Михаила и прп. епископа Василия Парийского домовая церковь подворья Троицкого Ильинского женского монастыря (Кимры) — 1914 год

Архистратига Михаила и прп. епископа Василия Парийского домовая церковь подворья Троицкого Ильинского женского монастыря (Кимры) — 1914 год

+3
Посмотреть галерею

Историческая справка

В конце 19 столетия около села Ильинского Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области) возникла Свято-Троицкая женская община, которая в начале 20 века получила статус монастыря. Обитель росла, расширялась, появлялись новые строения, увеличивалось число монахинь и послушниц; а к 1917 г. здесь был построен и величественный соборный храм. В самом же селе Кимры в 1910-е годы было образовано подворье Троицкого монастыря с домовой церковью, где совершались богослужения; там же расположились несколько келий для монахинь.

Предыстория его возникновения связана с кимрянином Василием Сергеевичем Губенковым, выходцем из местных крестьян, разбогатевших на торговле. Его дед, Григорий Алексеевич, родился в 18 веке (около 1761 г.) и дожил до глубокой старости. Отец, Сергей Григорьевич, 1804-го года рождения, также прожил долгую жизнь. Он имел четырёх дочерей и двух сыновей, одним из которых и является герой нашего очерка [1]. Василий Сергеевич родился 3 марта 1845 г. в селе Кимры. Был дважды женат; обе его супруги умерли рано. Кстати, и дед его, и отец тоже были дважды женаты и их супруги также рано ушли из жизни. Случай довольно редкий, обычно женщины живут гораздо дольше своих мужей. От первой супруги (умершей в 23 года) у Василия Сергеевича осталась дочь Александра. О ней автору этих строк ничего неизвестно, вероятно, она умерла в младенчестве. От второй супруги родился сын Александр, который принял монашеский постриг. В конце 1920-х годов, после закрытия монастыря Параклит в Подмосковье, где он находился, вернулся в отчий дом, но вскоре был осуждён на три года лагерей по обвинению в антисоветской агитации [2]. О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно. Сам Василий Сергеевич был преуспевающим торговцем, жил в собственном каменном доме в центре села Кимры, слыл набожным и всеми уважаемым человеком. Не случайно во второй половине 1910 года он был выбран церковным старостой знаменитого кимрского Покровского собора. Но прослужил в нём недолго. Не сложились отношения с настоятелем собора протоиереем Макарием Комаровым; вероятно, как говорится, «нашла коса на камень». Властолюбивый священнослужитель, снискавший своими авторитарными действиями широкую известность в Тверской губернии (об этом неоднократно писала губернская периодика), чувствовал себя хозяином в подведомственном ему храме. Купец В. С. Губенков, став старостой храма, начал проводить по отношению к настоятелю собора более независимый курс, нежели его предшественник, многолетний церковный староста Василий Шокин. Более того, он стал критиковать действия последнего, указывать на недостатки, обнаруженные им в действиях настоятеля. В частности, В. Губенков обратился к тверскому архиерею с посланием о финансовых, по его мнению, злоупотреблениях священнослужителя. Но Макарий Комаров сумел оправдаться [3]. По инициативе церковного старосты была предпринята попытка выделения приписного к собору кладбищенского храма «Всех скорбящих Радость» в самостоятельный приход со своим причтом, для чего были собраны подписи части прихожан, отосланные затем тверскому владыке. Протоиерей Макарий Комаров в своих письмах к епархиальному архиерею доказывал неправомочность действий старосты и даже, в сердцах, обозвал его крайне нелестными словами [4]. Естественно, при таких взаимоотношениях В. С. Губенков вскоре оставил свой пост. Но будучи глубоко верующим человеком, известным в Кимрах благотворителем на нужды церкви, а также, вероятно, желая опровергнуть нелестные высказывания со стороны настоятеля собора в свой адрес, он решил на свои средства построить домовую церковь, приписанную к Троицкому Ильинскому женскому монастырю. Свои планы В. С. Губенков согласовал с игуменьей монастыря Евпраксией, от которой получил полное одобрение. В 1913 г. настоятельница монастыря обратилась к епархиальному архиерею с просьбой о разрешении строительства домовой церкви. Тверской владыка благословил это начинание. Губенков подарил монастырю свою надельную землю для строительства храма возле принадлежащего ему дома (ныне ул. Кирова, 20). Акт на передачу земли был оформлен на основании указа Тверской духовной консистории от 11 февраля 1915 г. [5]

Фото. из архива Александра Николаевича Семёнова

Проект домовой церкви, в память выздоровления от болезни цесаревича Алексея Николаевича (сына императора Николая II), составленный в 1913 г., был направлен в строительное отделение Тверского губернского правления. Проектные работы по строительству осуществил епархиальный архитектор А.П. Фёдоров. Следует отметить, что этот известный в Тверской губернии архитектор в конце XIX — начале XX вв. спроектировал строительство и реконструкцию ряда храмов на территории нынешнего Кимрского района. 5 февраля 1914 г. строительное отделение губернского правления рассмотрело и утвердило проект домовой церкви. Завизировали проект своими подписями губернский инженер Треберт, губернский архитектор В. И. Назарин, младший архитектор И. В. Скрутковский. После этого проект был выслан в Петербург, в техническо-строительный комитет МВД для утверждения. Из столицы на имя тверского губернатора пришел ответ, указывающий на то, что проект требует доработки. 2 мая 1914 г. епархиальный архитектор А. П. Фёдоров исправил выявленные недочёты. Доработанный проект вновь был рассмотрен и утверждён строительным отделением Тверского губернского правления. 8 мая вместе с пояснительной запиской он был вторично отправлен на утверждение в Петербург. На сей раз проект был утверждён и строительство домовой церкви началось.

20 декабря 1914 г. игуменья Троицкого Ильинского монастыря Евпраксия сообщает в Тверское губернское правление, что строительство церкви закончено и просит командировать в Кимры техника для её осмотра. 21 декабря младший архитектор Тверского строительного отделения Л. Карапановский составил акт осмотра домовой церкви, где отметил, что церковь выстроена правильно, согласно проекта, и препятствий в совершении в ней богослужений не имеется. При осмотре присутствовали настоятельница Троицкого Ильинского монастыря игуменья Евпраксия и В. С. Губенков. 7 января 1915 г. губернский инженер В. Назарин и статский советник Плетнёв составили соответствующую резолюцию (на основе акта осмотра храма) [6].

Домовая церковь имела один престол во имя архистратига Михаила и преподобного епископа Василия Парийского.

Архангел Михаил занимал первое место среди ангелов. В Библии он именуется «Вождём воинства Господня». В границах нынешнего Кимрского района до 1930-х годов существовал храм в честь архангела Михаила (Архангельский в Куровичах) близ деревень Золотилово и Строеве, а также имелось несколько приделов архистратига Михаила в других храмах.

Преподобный Василий, епископ Парийский, жил в 9 веке. За свою добродетельную жизнь был избран епископом Пария (Геллеспонт). Он отстаивал православную веру, не позволяя еретикам действовать в своей епархии, противился постановлениям императоров об уничтожении икон (в период иконоборчества). За это он подвергался гонениям и лишениям, но до конца дней своих сохранил чистоту учения Церкви. Умер в первой трети 9 века. Память о нём отмечается 12 апреля [7].

Иконостас домовой церкви подворья Троицкого Ильинского женского монастыря

Храм имел трёхъярусный резной вызолоченный иконостас. Стенная роспись на религиозные сюжеты была выполнена масляными красками, имелось несколько десятков икон, а также всё необходимое для богослужений. Домовый храм с помещениями (кельями) для проживания монахинь и послушниц, различными хозяйственными постройками считался подворьем Троицкого Ильинского женского монастыря. Василий Губенков разрешил пользоваться и своим домом с надворными постройками. С западной стороны здания была возведена невысокая колокольня с куполом, увенчанным крестом. На колокольне имелись 12 колоколов и часы с курантами. На фасаде с восточной стороны возвышалась невысокая главка с крестом. С внешней стороны здании была установлена мемориальная доска в память выздоровления наследника царского престола Алексея Николаевича.

25 мая 1915 г. игуменья монастыря Евпраксия послала в Тверскую духовную консисторию рапорт, в котором сообщала: «Крестьянином села Кимры Корчевского уезда Василием Сергеевичем Губенковым совершён Акт на отдачу монастырю участка земли с построенною на оной церковью и со всеми постройками на вечные времена» [8]. В сентябре 1915 г. Евпраксия ходатайствовала перед архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом о награждении Василия Губенкова за его щедрые пожертвования нашейной золотой медалью «За усердие». В ходатайстве говорилось: «Крестьянин Корчевского уезда Кимрской волости села Кимры Василий Сергеевич Губенков в 1914-м году пожертвовал вверенному мне монастырю земли количеством 29 2/3 саж. в селе Кимрах по Конной улице с каменным домом. В том же 1914 году Василий Сергеевич Губенков приступил на свои собственныя средства к устройству в жертвуемом им монастырю доме подворья с постройкою домовой церкви вместительностию до 400-сот богомольцев в благодарственную память Господу Богу выздоровления Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича во имя: Св. Архистратига Божия Михаила и Преподобнаго Василия Парийского, поставил резной иконостас в храме и вызолотил оный, внутри храма всё расписал живописью, снабдив полною церковною утварью, ризничею и Богослужебными книгами и всем необходимым, что касается к совершению Богослужения, при этом построил под церковию на этом подворье помещение для сестёр, проживающих на подворье, а в сём 1915 году в нижнем помещении отделил и устроил Часовню размером в 4-ре аршина в квадрате во имя Св. Троицы, которая и была освящена 13 сентября сего 1915 года, всё это пожертвование благодетеля нашей бедной Обители Василия Сергеевича Губенкова заключаются в пятьдесят три тысячи рублей (53000 руб.) При этом г-н Губенков даёт нам пользоваться ещё домом его с приспособленными надворными постройками в том же селе Кимры по Сиротской улице (ныне К. Маркса. — К. В.)… В виду вышеизложеннаго я, нижайшая и смиренная послушница, Настоятельница Свято-Троицкаго Ильинскаго женскаго монастыря, имею честь покорнейше и усерднейше просить Ваше Высокопреосвященство, Милостивейшаго Отца и Архипастыря, поощрить нашего благодетеля, такого щедраго жертвователя в пользу нашей бедной Обители, всегда нуждающейся в посторонней помощи, Василия Сергеевича Губенкова, золотою шейною медалью за такия его щедрыя пожертвования в сумме 53000 рублей для Обители. При сём прилагается наградный список г-на Губенкова на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства.

Вашего Высокопреосвященства Милостивейшаго Отца и Архипастыря нижайшая и смиренная послушница, Настоятельница Свято-Троицкаго Ильинскаго женскаго монастыря игумения Евпраксия».

Ходатайство игуменьи было поддержано благочинным монастырей 2 округа Тверской епархии архимандритом Николо-Теребенской пустыни Антонином, а затем тверским губернатором Николаем Бюнтингом. В январе 1916 г., на заседании Тверской духовной консистории, общим мнением В. С. Губенков был представлен к награждению золотой нашейной медалью [9]. Успел ли тот получить награду (шла Первая мировая война, вскоре последовали Февральская и Октябрьская революции, повлекшие за собой смену государственного строя), неизвестно.

После Октябрьской революции 1917 г. домовая церковь перешла в собственность государства (согласно декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»). 24 мая 1919 г. был подписан договор, согласно которого Кимрский Совет рабочих и крестьянских депутатов передал храм группе верующих по описи. Договор этот разрешал последним совершать богослужения, однако в остальном ограничивал и ущемлял их права. Договор подписали: И. А Мокряков, А Васильев, В. С. Швыгин, Г. Горшков, Стогов, Д.А Малюгин, И.П. Тверянкин, М.И. Дудкин, М.И. Мокряков, И.Н. Боткин, АВ. Лясников, П.Н. Лобачев, П.И. Горшкова. А С. Столяров, П. И. Барышников, А. П. Девятов, И. Платов, Ф.В. Стогова, В.И. Шкварина, И.П. Соболев, И.Т. Тверянкин, С. В. Шокин, И. Е. Соболев, И. П. Базлов, И. Д. Малюгин, В. Ремизов, Д. Ф. Рогунов, А Н. Брюшинин, В. Губенков, Д. И. Романов… Всего 42 подписи. В прилагаемой к договору описи значилось, что в храме имелся один деревянный престол в парчовой одежде, один серебряный, другой мраморный крест на медной подставке, Евангелие, запрестольный медный крест на деревянной подставке (пьедестале), серебряная дароносица с прибором, 4 медные и 2 холщёвые хоругви. На паперти медное паникадило с семью свечами, жертвенник в парчовой одежде, столик для поминовения, плащаница, столик для водосвятия, аналой, покрытый парчой, медное кадило, лежанка с трубой, ковер-тропка, 7 парчовых облачений… В часовне имелось 7 икон, 4 медных подсвечника, 5 лампад, прилавок, родительский столик, Евангелие, обложенное медью, медный напрестольный крест. В подворье монастыря, кроме домовой церкви и часовни, располагались пять келий для проживания, кухня, подвал, квартира В. С. Губенкова, терраса, квартира священника, ещё две квартиры для жильцов, баня; во дворе — три сарая [10]. Однако богослужения в храме проходили недолго. 15 марта 1923 г. на заседании президиума Кимрского уисполкома (УИКа) было принято решение ликвидировать подворье Троицкого Ильинского монастыря, закрыв храм и переселив проживающих в нём монахинь в монастырь. В освободившемся здании, после некоторой перестройки, разместился Дом просвещения (Дом учителя) Союза работников просвещения [11]. В Доме просвещения был самый вместительный в Кимрах зрительный зал, сцена, где проходили собрания, концерты, диспуты. Работали различные кружки художественной самодеятельности, коллектив «Синяя блуза».

Снятие колокола с домовой церкви

В сентябре 1925 г. Кимрский УИК принял решение о закрытии Дома просвещения (переводе его в другое здание) и организации в нём Комсомольского клуба [12]. Отныне почти все главные городские торжественные мероприятия проводились в Комсомольском клубе. В нём ставились спектакли, устраивались танцы, работали различные кружки. В уездной газете «Кимрская жизнь» 18 ноября сообщалось, что в Комсомольском клубе им. К. Либкнехта организуются кружки: струнный, изобразительного искусства, юнкоров, драматический, коллектив «Синяя блуза». Но этот очаг культуры просуществовал не долго. В июне 1926 г. власти постановили перевести в здание, занимаемое Комсомольским клубом, кинотеатр «Рекорд», располагавшийся ранее на Майской площади [13].

Начался ремонт и переоборудование бывшего клуба под кинотеатр. К нему были пристроены запасные выходы с лестницами, два фойе, до 350 мест расширен зрительный зал [14]. Вероятно, тогда же были сняты часы с курантами и снесена звонница. 2 октября уездная газета сообщала своим читателям, что работы по оборудованию кинотеатра продолжаются и днём, и ночью. Идёт разборка внутренних стен, снятие балкона, устройство новых лестниц. Кинотеатр «Рекорд» был открыт к 7 ноября, к празднику Октябрьской революции и стал любимым местом проведения досуга кимрян. В месяц его посещали до 20 тысяч зрителей, что более чем в полтора раза больше, чем в старом помещении на Майской площади. Летом 1927 г. здесь начался ремонт. Кинофильмы показывали в летнем кинотеатре «Серп» в городском саду на Вознесенской стороне города (Заречье). К осени ремонт был закончен и кинотеатр вновь начал функционировать. Но с этого времени он стал именоваться «Молот», вероятно, по созвучию со своим летним собратом. Теперь в Кимрах стало два кинотеатра: «Серп» и «Молот». Кинотеатру «Молот» суждена была долгая жизнь. Он просуществовал несколько десятилетий, став любимым культурным учреждением многих поколений горожан. И сейчас представители старшего поколения с ностальгией вспоминают, как стремились попасть в кинотеатр, выстаивали длинные очереди в билетную кассу, правдами и неправдами пытаясь проникнуть на сеанс. Как старались задобрить контролёра-мужчину, оказывая ему всяческие знаки внимания, предлагая то папироску, то что-то ещё (и это зачастую срабатывало!); как подделывали билеты, подклеивая к ним оторванные контрольные полоски (что тоже иногда срабатывало!). Помимо демонстрации кинофильмов, в здании проводились различные городские мероприятия. Вот только несколько примеров. В 1925 г. здесь состоялись траурные прощания с местным революционером Э.Х. Звиргздынем. В апреле 1927 г. был организован диспут на тему «Нужно ли верить в Бога?» На нём присутствовали представители общественности города, гости из Твери, Кашина, духовенство. В зале собралось рекордное число слушателей — 507 человек. Вначале прозвучал доклад, затем начался непосредственно диспут, который продолжался более 6 часов. Выступили оппоненты от разных религиозных течений, в том числе, настоятель Архангельской церкви Кимрского района Павел Бушуев, а также представители безбожников (атеистов). Диспут был очень жарким и эмоциональным [15]. Осенью 1927 г. здесь проходил показательный суд над группой жителей города, пытавшихся отстоять Преображенский храм от его закрытия властями, в результате которого ряд верующих был приговорён к различным срокам заключения, а настоятель храма, протоиерей Феодор Колеров, церковный староста Ананий Бойков и мирянин Михаил Болдаков — к высшей мере наказания. (Впоследствии Русской Православной Церковью они были причислены к лику святых новомучеников).

В кинотеатре работал буфет, стояли столики для игры в шашки, можно было почитать свежие газеты. В фойе перед сеансами играли музыканты. Особенно запомнились старожилам скрипач и композитор Н. И. Рыжаев и пианист С. И. Шустер.

В конце 1960 года в Кимрах был построен типовой кинотеатр «Волга» на 500 мест; кинотеатр «Молот» был закрыт. Тогда же планировалось открыть здесь клуб одной из обувных фабрик, однако этого не произошло. В ноябре 1964 г. в здании разместился спортивный клуб фабрики «Красная звезда», просуществовавший многие годы. С распадом Советского Союза вскоре была закрыта и сама фабрика, а вместе с ней — многотиражная газета «Обувщик», фабричный музей, спортклуб, пионерский лагерь и др. Здание бывшего Ильинского подворья перешло в муниципальную собственность. В значительной степени он сохранил свой профиль. Здесь разместились: «Физкультурно-оздоровительный комбинат «Центр», отделение детской спортивной школы № 2, два магазина, редакция городской газеты «Кимры сегодня», оздоровительная секция и группы единоборств на платной основе.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 394; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17195. Л. 534.
  2. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 9628-с. Л. 1-14.
  3. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 23002. Л. 1, 6, 88, 13, 14, 26, 32, 40, 41.
  4. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 9278.
  5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 32330. Л. 1.
  6. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 87028. Л. 1-14, 27-28.
  7. Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. Л. 31, 32.
  8. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 32330. Л. 3.
  9. ГАТО. Ф. 160. Og. 1. Д. 22805. Л. 1-1 об.
  10. Кимрский муниципальный архив. (КМА). Ф 16. Oп. 1. Д. 37. Л. 2.
  11. КМА. Ф. 221. п. 1. Д. 7. (В начале 2000-х годов многие старые документы из КМА переданы в ГАТО.)
  12. Кимрская жизнь (уездная газета). № 4. 26 сентября 1925 г.
  13. Кимрская жизнь (уездная газета). № 44. 5 июня 1926 г.
  14. Кимрская жизнь (уездная газета). № 63. 11 августа 1926 г.
  15. Кимрская жизнь. № 26. 6 апреля 1927 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В.И. Храмы города Кимры. — Тверь: СФК-офис, 2015.


Фото. № 1 Андрея Агафонова

Фото. № 2 из архива Александра Николаевича Семёнова

Наверх