Богоявления Господня церковь (Медведицкое) - 1788 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Богоявления Господня церковь (Медведицкое) — 1788 год

Богоявления Господня церковь (Медведицкое) — 1788 год

Историческая справка

Этот древний храм на реке Волге известен с 17 века. В Чудском стане Кашинского уезда, в селе Медведицком, что на Волге, принадлежавшем Григорию Петровичу Годунову, в 1678 г. стояла деревянная церковь Богоявления Господня с приделом мученицы (мц.) Параскевы, нареченной Пятницей. Там же находились: двор попа, диакона, вотчинников и 18 дворов, принадлежавших крестьянам и бобылям [1].

Опись храма свидетельствует, что новый либо перестроенный деревянный храм относится к 1761 г. (в другом источнике — к 1764 г.) Священнослужителями в указанный период времени в нем были попы: Федор Яковлев, Иаков Фомин и Иоанн Яковлев, диакон Василий Яковлев, дьячок Василий Андреев (заступил в должность в 1757 г., выбыл — в 1796 г.). (До середины первой половины 19 века фамилий у сельских священников, за редким исключением, не было, имелись только имя и отчество, и назывались они попами). Селом Медведицким с деревнями владел тогда князь Михаил Михайлович Голицын [2].

Имеются сведения о пожаре во вновь построенной церкви от удара молнией во время грозы [3].

В 1788 г. преимущественно тщанием и иждивением князя Сергея Михайловича Голицына (помещика и прихожанина храма) была построена каменная церковь с колокольней. Главный престол ее был наименован во имя Богоявления Господня, правый придел — во имя преподобного (прп.) Сергия Радонежского, левый — мц. Параскевы, нареченной Пятницей. Освящение совершил благочинный храма села Белеутова священник Михаил Драницын в 1788 г.

Из описи храма 1846 г. (дается в сокращении) узнаем, что церковь каменная, длиной (с алтарем) 16 саженей 2 аршина, шириной 7 саженей 1 1/2 аршина. Стены ее как снаружи, так и внутри оштукатурены и отбелены. В церкви 26 окон: вверху (куполе) 12, внизу 14. На церкви одна глава, крытая железом, окрашенная зеленой краской и увенчанная 4-конечным вызолоченным крестом. Крыша покрыта железом и выкрашена зеленой краской. Входные двери с западной, южной и северной сторон. Крыльцо с западной стороны каменное; оно же является входом и в колокольню; с южной и северной сторон крыльца каменные, каждое с 4-мя колоннами.

Главный алтарь (Богоявления Господня) соснового дерева, антиминс белого цвета, освящен архиепископом Тверским и Кашинским Тихоном. В нем святые мощи, илитон малинового цвета с серебряной каймой. Над престолом деревянная сень, выкрашенная голубой краской, с вызолоченной резьбой, утвержденная на 8 деревянных столбах, окрашенных белой краской. Жертвенник соснового дерева. Запрестольный крест деревянный, 4-конечный; на нем образ Спасителя живописной работы. Крест пожертвован вотчины Салтыковых крестьянином Иваном Маркеловым. Запрестольный образ Иерусалимской Богоматери в медной посеребренной ризе с медным позолоченным венцом; на оборотной стороне образ Николая Чудотворца в медной посеребренной ризе. Икона пожертвована вотчины князей Салтыковых крестьянкой д. Новоселье Евдокией Андреевной. Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, пожертвована помещиком, майором Иваном Сумароковым в 1820 г.

Богоявленская церковь в с. Медведицком

Алтарь придела с правой стороны (преподобного Сергия Радонежского). Престол соснового дерева. Антиминс атласный, желтого цвета, святые мощи. Илитон шелковый, синего цвета. Жертвенник соснового дерева. На горнем месте образ Преображения Господня, по правую сторону — Скорбящей Божией Матери, прп. Сергия Радонежского. Запрестольный деревянный 8-конечный крест. Над жертвенником, на стене, икона Воскресения Господня с 12-ю праздниками.

Алтарь придела с левой стороны. Престол соснового дерева. Антиминс, илитон, жертвенник. На горнем месте икона Успения Богородицы. По правую сторону горнего места, на стене, 4-конечный крест живописной работы с деревянной ручкой. По левую сторону горнего места — икона Казанской Божией Матери. На стене иконы прп. Сергия Радонежского, вмц. Параскевы Пятницы; над ними образы Бого-Отца и Святого Духа. Над жертвенником икона Богоявления Господня…

1-ярусный иконостас главного престола деревянный, с резьбой, по гладким местам окрашен голубой краской и с 4-мя колоннами, окрашенными белой краской. Царские врата деревянные, ручной работы, вызолоченные. В них изображения четырех Евангелистов. С правой стороны икона Богоявления Господня с медной, посеребренной ризой; пожертвована крестьянином д. Стрельчиха Федором Арсековым в 1840 г. Икона в круглой раме, резьба вызолоченная, над ними медная посеребренная лампада весом 12 фунтов; пожертвована крестьянином с. Медведицкого Анином Фотиевым в 1846 г…. На правом клиросе икона Тихвинской Божией Матери. За правым клиросом икона Воскресения Господня с 12-ю праздниками. На левом клиросе икона Казанской Божией Матери в медной ризе. За левым клиросом икона Успения Божией Матери в серебряной ризе весом 12 золотников в деревянном киоте, выкрашенном белой краской, с позолоченной резьбой; пожертвована вотчины помещицы, полковницы Лодзинской крестьянином д. Подберезье Андреем Ивановым в 1840 г.

Возле левого клироса живописная икона св. мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, в серебряной вызолоченной ризе, весом 4 фунта, с частицами ее мощей, в серебряном вызолоченном ковчеге. На нем надпись: «1203 года августа в 6 день положены сии мощи ко образу мученицы Параскевы, нареченной Пятница, а сии мощи подал митрополит Грузинский и Имеретинский Иаков. Дарованы те мощи от патриарха Александрийского». Икона поставлена в киот, выкрашенный голубой краской, в некоторых местах вызолоченный, на котором внизу, на медной доске, вырезана надпись: «В 1788 г. мая 5 дня Кашинского уезда в вотчине тайного советника и действительного камергера князя Сергея Михайловича Голицына села Медведицкого в придел мученицы Параскевы в новопостроенной в 1788 году каменной церкви поставлен сей святой образ оной мученицы со святыми ея мощами кашинской помещицей Матреной Ал. Востинскою, урожденной Баклановскою. Оный образ принадлежал в 1203 г. митрополиту Грузинскому и Имеретинскому Иакову, которому достался от патриарха Александрийского. Как об оном и в надписи вокруг святых мощей значится. От реченного же митрополита Иакова следовал по родству Ростовскому митрополиту Иоасафу, от которого по благословению получен его дочерью Ириною, а от оной -дочерью ее Марьею Муравьевой, потом подполковника Алексея Семенова Баклановского женою Настасьей и, наконец, от сей последней дошел уже и дочери вышереченной помещице Востинской, которою из дома отца своего и перенесен в объявленную церковь 5 мая в день мученицы Ирины при великолепном Крестном ходе священником Иоанном Яковлевым». Перед иконой медная посеребренная лампада весом 12 фунтов на 3-х цепях, подвешенная на железном крюке. Над иконой балдахин с сенью, на котором изображение коронования Божией Матери; по гладким местам выкрашен голубой краской, с вызолоченной резьбой, на 4 столбах, выкрашенных белой краской, с резными позолоченными капителями, выкрашенными голубой краской, с позолоченной резьбой.

За левым клиросом икона Скорбящей Божией Матери, хоругвь на холсте, 2 деревянных клироса, выкрашенных голубой краской, с позолоченной резьбой.

Перед иконостасом главного престола железная решетка, выкрашенная голубой краской.

На правом клиросе икона Воскресения Христова. На левом клиросе икона Воскресения Христова с 12-ю праздниками, подаренная вотчины князей Салтыковых крестьянином с. Медведицкого Дионисием Михайловым 14 июля 1846 г.

2-ярусный иконостас придела с правой стороны деревянный, с резьбой, окрашен белой краской. Царские врата деревянные, столярной работы, с позолоченной резьбой…

2-ярусный иконостас придела с левой стороны. С правой стороны иконостаса список с иконы вмц. Параскевы Пятницы в медной вызолоченной ризе, с таким же венцом, живописной работы, в деревянном киоте с позолоченной резьбой.

Две хоругви. Перед иконостасом железная решетка, выкрашенная черной краской. За решеткой, с левой стороны, на стене — медная доска в вызолоченной раме за стеклом, с надписью: «На сем месте погребено тело Ниловского монастыря зовомого пустыня архимандрита Феодосия, скончавшегося в 1781 г. имея от роду 74 года».

В приделе, у задней стенки, напротив обоих престолов, 2 изразцовые печки.

Евангелия. Большого формата (напрестольное), в деревянных досках и обложено чеканной посеребренной медью с пятью финифтевыми образами: Воскресения Христова и четырех Евангелистов. Отпечатано в Москве в 1791 г. Евангелие среднего формата отпечатано в 1782 г. в Москве. Евангелие, отпечатанное в Москве в 1751 г. Евангелие малого формата, отпечатано в 1838 г., пожертвовано неизвестным лицом в 1839 г.

Кресты. 2 серебряных, напрестольных Креста, пожертвованы князем Сергеем Михайловичем Голицыным при постройке храма. Крест серебряный, 4-конечный, с изображением распятия Иисуса Христа, весом 25 золотников. По сторонам изображения Божией Матери и Иоанна Богослова. В нем частицы св. мощей прмч. архидиакона Стефана, блгв. князя Михаила Тверского, св. апостола Андрея Первозванного, вмч. Феодора Стратилата, прор. Иоанна Предтечи, прп. Иоанна Дамаскина, вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Антипы, прп. Ефрема Сирина… На кресте надпись: » Сей крест Ивана Димитриева сына Философова благословила его Авдотья Гаврилова дочь Тютчева 1756 г. апреля 24 дня. Оный крест пожертвован вотчины князей Салтыковых села Медведицкого крестьянином Иваном Маркеловым в 1843 г.».

Паникадила. Среди церкви в главном престоле Богоявления Господня — паникадило медное, посеребренное, с 12-ю подсвечниками, весом 2 пуда 11 фунтов. Висит на железной цепи. Паникадило с правой стороны, в приделе прп. Сергия Радонежского, медное, посеребренное, с 16-ю подсвечниками, весом 1 пуд 7 фунтов; висит на железной цепи. Паникадило с левой стороны, в приделе мц. Параскевы Пятницы, с 16-ю подсвечниками. Его вес 1 пуд 7 фунтов; висит на железной цепи. Паникадила пожертвованы во время постройки храма князем С.М. Голициным.

4 серебряных кадила, облачения, ковры, библиотека…

На правой стороне главного престола, в стене, устроено — с железной дверью, с внутренним и висячим замками — казнохранилище для месячных поступлений, а также для хранения кошельковой и сиротской сумм.

Одноярусная каменная колокольня построена вместе с церковью в 1788 г. на средства князя С.М. Голицына. Крыша покрыта железом, окрашена зеленой краской. Над ней утвержден шпиль, обитый белым железом, под которым находятся 2 медных, вызолоченных яблока. Над ними железный 4-конечный крест, обитый листовой вызолоченной медью. На колокольне висят 7 колоколов. Первый, весом 133 пуда 23 фунта, лит в 1831 г. апреля 13 дня в Твери на заводе купца Стефана Капустина на иждивение прихожан. На нем изображены Спаситель, Успение Божий Матери, Николай Чудотворец с 6-ю ангелами. Второй колокол весом в 42 пуда 35 фунтов, лит в 1788 г. марта 11 дня в Москве, на заводе Никифора Калинина; на нем надпись: «Сей колокол, с прочими колоколами вылит тщанием и рачением тайного советника, действительного камергера, князя Сергея Михайловича Голицына в вотчину его тверского наместничества Кашинской округи в село Медведицкое церкви Богоявления Господня». На колоколе изображения Спасителя, прп. Сергия Радонежского, Божией Матери и вмч. Георгия Победоносца с 28-ю ангелами. Третий колокол, весом в 22 пуда, лит вместе со вторым колоколом в Москве; на нем надпись: » Никифора Калинина …». На колоколе изображения Богоявления Господня, святителя Николая, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары с 28-ю ангелами. Четвертый колокол весил 12 пудов 12 фунтов, пятый колокол — 5 пудов 30 фунтов, 6-й-2 пуда 38 фунтов, 7-й-1 пуд 30 фунтов. Все колокола, кроме первого, литы в Москве, на заводе Никифора Калинина [4].

Ограда каменная, с деревянными решетками, решетчатыми воротами, окрашенными голубой краской, а по местам — зеленой; около них решетчатые же калитки. Ворота покрыты тесом со шпилем и яблоками, обитыми железом и окрашенными зеленой краской. Шпиль утвержден железным крестом.

Такие же ворота и калитки — с западной стороны. Вне ограды — с западной стороны — деревянная сторожка, построенная флигелем, на два жилья. Ее длина 15 аршин, ширина 9 1/2 аршин. В одной половине — 1 окно, русская печь; в ней живет сторож; в другой — жилье, 4 окна, печь с лежанкой. К зданию пристроен двор в 15 аршин.

В 1788 г. определен в пономари Петр Игнатьев. В 1796 г. уволен дьячок Василий Андреев. 1797 г. — производство в сан священника храма Шаврова. 1802 г. — производство в сан диакона Петра Троицкого. 1805 г. — производство в сан диакона Судакова. 1814 г. — производство в сан диакона Рослякова. 1819 г. — производство в сан диакона Ивана Галахова, который женился на Марии, дочери священника Михаила Иванова. 1828 г. — определение послушника монастыря Ивана Яковлева в пономаря. 1829 г. — определение в пономаря Носова. 1829 г. — священник Иосиф Федоров отмечен епархиальным начальством в употреблении спиртных напитков. 1833 г. — умерли дьячок Василий Петров и пономарь Евдоким Михайлов. 1836 г. — определен пономарем Никанор Лисицын. 1847 г. — умер священник Иоанн Сидорович Галахов. 1849 г. — прибыл в храм диакон Алексий Митропольский.

В 1850 г. священником в храме служил Александр Митропольский 45 лет, диаконом Алексий Митропольский 40 лет, дьячком Арсений Гусев 43 лет, пономарем Иван Тверецкий 45 лет [5].

Священник Михаил Малинин с сыновьями

В 1860 г. умирают диакон Алексий Митропольский и священник Алексий Александровский. Тогда же священником в храм определен выпускник духовной семинарии Николай Александровский. В 1871 г. упомянут священник Колычев. В 1875 г. умер дьячок Арсений Гусев. 8 апреля 1884 г. умер священник Богоявленского храма Николай Александровский. Новым священником храма стал Михаил Малинин [6]. 1884 г. — награждение церковного старосты Степана Ершова. 1884 г. — убыл пономарь К. Крайков, на его место заступил Маслов. 1886 г. — псаломщик Чередеев обвинен в нетрезвости. 1891 г. — награждение церковного старосты Степана Ершова. 1891 г. — ходатайство награды петербургскому купцу Кручинину за пожертвование в церковь. 1893 г. — награждение церковного старосты Степана Ершова.

В 1901 г. в храме служили: священник Михаил Малинин 49 лет, диакон Сергей Маслов 35 лет, псаломщик Василий Полозов 23 лет.

14 мая 1903 г. рукоположен в сан священника диакон села Медведицкого Василий Полозов с последующим переводом в один из храмов Вышневолоцкого уезда Тверской епархии [7]. В 1914 г. причт храма состоял из священника Александра Некрасова 27 лет (стал священником в январе 1914г., женившись на дочери Михаила Малинина), диакона Иоанна Соколова 37 лет, псаломщика Алексея Никольского 24 лет [8].

Прихожанами храма являлись жители села Медведицкого и деревень: Новоселки, Подберезье, Деулино, Миглощи, Притыкино, Шатрищи, Шиково Кашинского уезда, Лягушкино и Рослятино Калязинского уезда, д. Остратово — Корчевского уезда [9].

Во второй половине 19 века, в связи с увеличением числа прихожан, которых насчитывалось уже более полутора тысяч, все больше начала сказываться недостаточная вместимость храма. Последние выступили с инициативой расширить (распространить) храм (трапезную с приделами). Инициаторами распространения храма стали церковный староста Степан Миронович Ершов, его зять, петербургский купец Филипп Павлович Кручинин (внесли 11 тыс. рублей, за что позднее были награждены), крестьянка К.А. Хватова (700 руб.), крестьянин с. Аревина Ярославской губернии Н.И. Комаров (1 тыс. рублей), крестьянин с. Медведицкого И.П. Кручинин (1 тыс. рублей) и ряд других прихожан храма. Всего было собрано примерно 23 тыс. рублей. Проект (чертеж) пристройки был отправлен в Тверскую духовную консисторию с просьбой разрешить реконструкцию храма в 1886 г. Получив одобрение архиерея, документ был переправлен (препровожден) на рассмотрение и утверждение в Тверское губернское правление. Строительное отделение губернского правления в том же году рассмотрело и утвердило проект. Вначале была возведена колокольня, которая стала 3-ярусной. Прихожане пожелали построить трапезную без столпов, с целью увеличения ее вместимости. Был составлен другой проект, который был утвержден строительным отделением Тверского губернского правления. Наблюдающим за строительством стал тверской губернский архитектор Карл Гельбиг. В 1889 г. строительство началось. По проекту ширина пристройки (трапезной с приделами) составляла 8 саженей, длина 8,6 саженей. Стены предполагались толщиной в 1 1/2 аршина, высота сооружения от земли до крыши — 4,5 саженей [10].

В 1899 г. журнал «Тверские епархиальные ведомости», рассказывая о посещении храма тверским владыкой, писал: «Внешне храм очень красив… своим красивым и величественным видом издалека приковывает к себе взоры за десятки верст из-за Волги и Медведицы. Его прекрасная новая колокольня с пилястрами, фронтонами, пирамидальным восьмиугольным шпилем, на котором утверждена глава, обитая белым железом с медным вызолоченным яблоком… восьмиконечным вызолоченным крестом»… В приделах храма появились 2-ярусные иконостасы работы мастеров знаменитой иконописной мастерской Д.В. Шишкина из г. Калязина [11]. Вокруг — новая каменная ограда с двумя величественными вратами.

В 1890 г. в адрес тверского архиерея было направлено прошение от старосты Ершова и купца Кручинина освятить новые теплые храмы. Правый придел — Сергия Радонежского — священнику Покровского храма на р. Медведице Арсению Рослякову, левый — вмц. Параскевы Пятницы — священнику с. Скнятина Никанору Судницыну. Позднее ими же отправлено прошение о разрешении внести деньги на устройство новых иконостасов в приделах, установку на куполе нового креста, починку столбов ограды и ворот [12].

В декабре 1906 г.уволен за штат псаломщик храма с. Медведицкого Николай Маслов; на его место заступил Василий Сергеевич Маслов [13].

8 декабря 1911 г. псаломщик В. С. Маслов переведен в Троицкий Ильинский женский монастырь [14].

Осенью 1913 г. рукоположен в сан диакона псаломщик Богоявленской церкви Владимир Бойков. В 1917 г. диакон Медведицкого храма Иоанн Соколов рукоположен в сан священника и направлен в храм с. Давыдова Кашинского уезда.

В конце 1913 г. умирает протоиерей Богоявленской церкви с. Медведицкого Михаил Малинин [15].

Михаил Васильевич Малинин был сыном священника. Родился в 1853 году в г. Кашине. В 1875 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В 1875-1876 гг. работал учителем в Весьегонском приходском училище. В 1880 г. архиепископом Тверским и Кашинским Саввой рукоположен в сан священника и направлен в храм с. Кашинское Устье Калязинского уезда. В 1883 г. перемещен служить в Сергиевскую церковь г. Кашина. В 1884 г. женился на Лидии Николаевне, дочери умершего в Медведицком священника Николая Александровского и переведен в храм с. Медведицкого. С 1884 г. — законоучитель и учитель двухклассного училища в Медведицком. Много трудов положил отец Михаил (с помощью меценатов и прихожан) на реконструкцию своего храма. Была построена большая пристройка (трапезная с приделами), увеличившая почти вдвое число молящихся в храме, надстроена колокольня, появились новые иконостасы, воздвигнуты новые вызолоченные кресты и многое другое. Михаил Малинин написал книгу (брошюру) об истории храма и подробно — о его реконструкции.

М. В. Малинин доводился дядей священнику с. Кононова Кашинского уезда священномученику Василию Васильевичу Малинину (1898-1937).

Умер Михаил Васильевич Малинин в 1913 в с. Медведицком [16].

В семье Малининых родились 10 детей: Евгений, Николай, Леонид, Вера, Михаил, Василий, Сергей, Александр, Лидия и Дмитрий (двое последних умерли в детстве).

Остановим свое внимание на двоих из них: Василии Михайловиче и Вере Михайловне, имеющих, пожалуй, самые близкие связи с кимрской землей.

Василий Михайлович Малинин родился в с. Медведицком в 1893 г. Окончил Тверскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Стал учителем словесности. Участник Первой мировой войны, дослужился до чина поручика, был ранен и контужен. После Октябрьской революции 1917 г. Василий Малинин в составе Красной Армии воевал против А.В. Колчака. После демобилизации окончил историко-филологический факультет Томского университета. Работал учителем средней школы с. Нерль Калязинского уезда, затем многие годы преподавал русский язык и литературу в Кимрском педагогическом училище. В годы войны с Германией находился в действующей армии в звании капитана. Был ранен. После войны вновь преподавал в педучилище, а также в Кимрском учительском институте. Ушел на заслуженный отдых в 1955 г. Последние годы жизни прошли в семье сына, полковника медицинской службы, в г. Дубне Московской области. Умер Василий Михайлович в 1986 г. Супругой его была Пелагея Ивановна, урожденная Ронженова (1902-1964?). Кимрские старожилы, бывшие ученики Василия Михайловича Малинина, с большой теплотой отзываются об этом замечательном человеке.

Вера Михайловна Малинина родилась в с. Медведицком в 1889 г. Вышла замуж за Александра Некрасова, который после смерти тестя занял должность священника Медведицкого храма.

Священник Александр Некрасов с супругой Верой Михайловной (слева) и Лидией Малининой

Александр Павлович Некрасов. Родился в 1887 г. в семье священника Павла Некрасова — уроженца с. Никольское-Неверьево нынешнего Кимрского района. Окончил Тверскую духовную семинарию. Стал учителем в сельской школе. В январе 1914 г., когда в с. Медведицком умер настоятель храма протоиерей Михаил Малинин, Александр Некрасов, женившийся на его дочери, был рукоположен в сан священника, став настоятелем Медведицкого храма. Служил в храме до 1930-31 гг. По словам старожила Е.А. Зубкова (который с родителями в 1940-е г. жили по соседству с семьей Некрасовых в д. Азарово, что под пос. Белый Городок Кимрского района и состояли между собой в дружеских отношениях), Александр Некрасов несколько лет находился в высылке, либо тюремном заключении, несмотря на отказ от сана священника [17]. Умер 4 марта 1948 г. и похоронен на кладбище пос. Белый Городок.

В 1917 г. диакон Медведицкого храма Иоанн Соколов был рукоположен в сан священника и переведен в храм с. Давыдова Кашинского уезда.

После Октября 1917 г. начались гонения против Православной Церкви. Многие храмы закрывались, их служители подвергались преследованиям. Это можно воочию увидеть на примере Богоявленского храма с. Медведицкого, его причта. Власти проводили антирелигиозную деятельность, чинили препятствия в работе церкви, обложили завышенными налогами ее причт.

В 1930 г. в храме служили: священник Александр Некрасов, диакон Василий Маслов, псаломщик Алексей Розов; церковным старостой являлся Павел Жунин. Все они были лишены избирательных прав, что осложняло жизнь как их самих, так и членов их семей.

Могила священника Александра Некрасова на Белогородском кладбище

1 марта 1930 г. Кимрский райисполком (РИК) принял решение закрыть храм и ходатайствовать об этом в вышестоящие органы власти. Но местные жители (прихожане) начали писать многочисленные жалобы и протесты, вплоть до центрального руководства страны. 24 марта 1930 г. Кимрский окружком (в 1929-1930 гг. существовал Кимрский округ Московской области, куда входили 7 районов, просуществовавший всего год) на своем заседании принял решение (учитывая протесты населения) отменить предыдущее постановление Кимрского РИКа о закрытии церкви. Священник Александр Некрасов, вероятно, служил в храме до 1930-1931 г. Псаломщик Алексей Розов оставил свой пост 1 августа 1930 г. С 1932 г. в храме стал служить священник Павел Никольский.

Родился Павел Михайлович Никольский в 1867 г. в селе Добруни Севского уезда Орловской губернии. После Медведицкого храма, в 1938 г., некоторое время служил в Никольском храме с. Каюрова, с 1942 г. — несколько лет — в Успенском храме с. Щелкова Кимрского района. Умер митрофорный протоиерей Павел Никольский 8 апреля 1950 г. Погребен на кладбище возле Щелковского храма [18].

Дату ликвидации Богоявленского храма в Медведицком автору этих строк обнаружить не удалось. Вероятно, храм был разобран в самом конце 1930-х годов. Этому могло способствовать строительство Угличского гидроузла и ожидающийся после его окончания подъем воды в Волге и ее притоках. Хорошо известно, что по этой причине перестали существовать многие деревни, села, храмы. Так, например, в г. Калязине было затоплено более половины города, разобраны знаменитый Троицкий Макарьевский монастырь, Николаевский собор, колокольня которого с того времени одиноко высится над волжскими водами. В Медведицком был разобран барский дом (дворец) — владение бывших известных в России вельмож: Годуновых, Салтыковых, Голицыных. В советское время в нем работал Дом отдыха для трудящихся. В окрестностях Медведицкого исчезли несколько деревень, церкви в Романцеве (на противоположном берегу Волги), в Пухлиме, погосте Покровском на р. Медведице.

Так перестал существовать храм Богоявления Господня в селе Медведицком, один из древнейших храмов кимрской земли.

Примечания

  1. Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Кимры, 2011. С. 112.
  2. Журнал 103 заседания Тверской ученой архивной комиссии 23 августа 1907 г. С. 52.
  3. Тверские епархиальные ведомости. 1899 г. №21.
  4. В начале XX века на колокольне храма появился новый колокол весом в 308 пудов, отлитый на заводе Серапиона Забенкина в Костроме.
  5. Матисон А.В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине XIX века. Москва, 215. С. 289.
  6. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1884 г. №10. С. 151. Часть официальная.
  7. ТЕВ. 1903 г. с. 306. Часть официальная.
  8. Справочная книга Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914 г.
  9. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Oп. 1. Д. 20581. Л. 164 об.; После 1917 г. с. Медведицкое с деревнями вошли в состав Кимрского уезда (района).
  10. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 80961. Л. 1-8.
  11. «Поговорим обо всем» (Калязинская региональная газета). 1 июля 2002 г. Династия купцов Шишкиных в г. Калязине владела иконописной мастерской. Изделия ее: иконы, иконостасы — были широко известны в России. Шишкины — участники многих выставок, в том числе Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Д.В. Шишкин в 1896 г. награжден орденом св. Анны 3 ст., ряд лет был калязинским городским головой, гласным уездного земства, почетным мировым судьей.
  12. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 2991; ТЕВ. 1899 г. №21. С. 505. Часть неофициальная.
  13. ТЕВ. 1906 г. №22. С. 524.
  14. Коркунов. В.И. Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь. Кимры, 2016. С. 47.
  15. ТЕВ. 1914 г. №3. С. 27. Часть официальная.
  16. Сурков А.Н. История рода священномученика Василия Малинина (1898-1937). Москва. Частное издательство «Золотое сечение». 2015. С. 131-138,283.
  17. В документах и источниках о репрессии А.П. Некрасова сведений не имеется.
  18. ГАТО. Ф. Р-2723. Oп. 1. Д. 73; Дата смерти протоиерея Павла Никольского взята из отдела загса Кимрского района.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.

Наверх