Церковь Преображения Господня в Холохольне - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Церковь Преображения Господня в Холохольне

Церковь Преображения Господня в Холохольне

В месте впадении реки Холохольня в Волгу находится белокаменная церковь Спаса Преображения в с. Холохольня, являющаяся памятником архитектуры XVIII в. Храм построен в традиционных формах барокко по типу восьмерик на четверике, перекрытый сводом, апсида гранёная, украшенная пилястрами, спаренными на углах четверика и раскрепованными на восьмерике. Фасады завершены небольшими двускатными фронтончиками. Сохранились остатки башен, ограды и святых ворот.

Документы свидетельствуют, что в ХVI столетии в Холохольне действовал мужской монастырь во имя Иоанна Богослова, который был благословлен Тверским архиепископом иконою с частицей мощей Благоверной княгини Анны Кашинской. В марте 1663 г. этот монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, на его территории тогда находились одна церковь во имя Иоанна Богослова с приделом и некоторые постройки. В конце ХVII в. монастырь был упразднен.

Белокаменный храм с. Холохольня был выстроен в 1784 г. на средства прихожан. Церковь имела три престола: главный — во имя Преображения Господня, правый теплый — во имя Иоанна Богослова и левый — во имя Нила Столобенского и Сергия Радонежского. Прихожанами храма являлись жители села Холохольня и деревень: Дубровки, Железово, Пентурово, Дары, Коптево, Колосово, Рыблово, Ведерниково, Лединки.

В 1901 г. в приходе было 282 хозяйства, в кoтopыx проживали 1932 человека (870 мужчин и 1062 женщины). Священником церкви был Владимир Квинтилиан Вершинский, 86-ти лет, дьяконом служил Николай Ильич Носов, 36-ти лет, псаломщиком — Николай Арсеньевич Соколов, 21-го года. 

В 1915 году старицкий краевед Иван Крылов писал о Холохоленской церкви: «В существующем храме заслуживают внимания по древности как чтимые иконы, следующие в главном приделе: Скорбящей Божией Матери; в правом приделе: 1) Христос в темнице; 2) Прощальная беседа Иоанна Богослова со своими учениками; 3) Напрестольный крест и икона Божией Матери; в левом приделе: 1) Успение Иоанна Богослова; 2) Явление Божией Матери Сергию Радонежскому. На правой стене холодного храма помещается киот, в виде креста с 12-ю иконами: Нерукотворного Спаса, Божией Матери Иверской, Николая Чудотворца, великомученика Никиты и др. Все иконы перенесены из Аничковой домовой церкви бояр Тутолминых. Такой крест – киот есть на противоположной стороне. В иконостасе выделяются иконы: Божией Матери Возносящейся на небо, Преображение Господне, Илии Пророка, Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Из церковных предметов замечательны: Евангелие, печатанное при царе Фёдоре Алексеевиче в 1668 году, 2 напрестольных креста старинных, 2 плащаницы, из коих одна старинная, при церкви сохранились минеи 1754 года и копии метрических книг с 1790 года, план на землю 1776 года. Вся живопись в храме написана старицким живописцем Петром Жуковым. На одном из колоколов видна надпись: «Вылитъ стараниемъ священника Михаила Иванова да прихожанъ Ивана Михайлова и Кондрата Михайлова 1777 года». 

В конце 20-х годов прошлого столетия колокола с колокольни сняли. В 1935 году Преображенскую церковь с. Холохольня закрыли (по всей видимости, местные власти воспользовались «удобным» моментом, когда ушёл из жизни настоятель о.Алексий Богоявленский, так как среди списков репрессированных священнослужителей его нет).

По Всесоюзной переписи 1939 года в селе проживало 194 человека, в селении было 43 жилых постройки. В Холохоленской сельской начальной школе обучались 64 ученика, работали 2 учителя. 

12 октября 1941 года немецко-фашистские войска вошли в город Старицу. В этот же день было оккупировано и с.Холохольня. В ходе контрнаступления советских войск с. Холохольня 31 декабря было освобождено. Победа далась нам дорогой ценой. За освобождение с.Холохольня погибло более трёхсот советских солдат. 

После Великой Отечественной войны колхоз «Холохоленка» использовал Преображенский храм под склад хранения сена и удобрений. 

Решением управления колхоза в 50-х гг. каменную церковную стену разобрали на строительство коровника и конюшни. С самой церкви, без всяких согласований, с окон были сняты решётки, постепенно шла разборка кирпичной стены под строительство частных домов колхозников, под их фундамент они использовали не только белокаменные ступеньки храма, но и даже могильные плиты. На такие действия безбожников местная власть закрывала глаза, а районная власть все настойчивее призывала вести «борьбу с пережитками прошлого», ведь в это время ещё очень большой процент населения продолжал праздновать религиозные праздники. Верующие характеризовались, как «наиболее отсталая часть населения». Интересно, что среди них оказалась даже председатель колхоза Александра Павлова, которая в 1959 году в с.Холохольня во время празднования Пасхи несла икону, за что и была снята с руководящей должности. 

Так разрушалась многовековая духовная связь истории. С ликвидацией действующей церкви и школы (школа «ввиду малой наполняемости» была закрыта 13 января 1955 года) постепенно умирало и само село. Если в 1950 году в с.Холохольня проживало 87 человек, то в 1970 – уже 33, а в 2008 – лишь 6 жителей. 

Сегодня, подъезжая к с. Холохольня со стороны реки Волги, сразу же замечаешь величественный и гордый Преображенский храм. Он стоит на высоком холме древнего поселения в обрамлении при­роды редкой красоты (надо отдать должное нашим предкам: они умели вы­бирать места для церкви не просто видные и красивые, но рас­полагающие к возвышению ума и души). Но когда оказываешься внутри нынешнего сельского храма, вся «лирика» отходит на задний план. Обижен­ный и поруганный, он похож сегодня на израненного воина, перенесшего жесточайшее атеистическое время. Вокруг церкви вросшие в землю старые могильные камни. Именно здесь еще сохранились могилки тех, кто когда-то нес последнюю копейку на строительство нового каменного храма, в котором с появлением на свет Божий крестили, затем венчали, а когда заканчивалась жизнь земная — отпевали. 

Таким образом, вся жизнь села строилась вокруг церкви, как эпицентра духовности, из которого, как волны колокольного звона, шли культура и нравственность. А сегодня, уже более семи десятков лет, сельский храм, поросший бурьяном, стоит один, ожидая возвращения на эту землю многовековой русской традиция, когда церковь восстанавливали всем миром. 

Благодаря помощи жертвователей, при участии местных жителей были проведены следующие работы:

  • реставрация креста; 
  • ремонт и покрытие стакана; 
  • изготовление новой главки;
  • вспомогательные работы по демонтажу, подъёму и установке новых конструкций; 
  • расчистка околохрамовой территории; 
  • закрыт периметр храма (оконные и дверные проёмы). 

С 2009 года в храме стали проводиться молебны в праздник Преображения Господня.

В 2015 г. установлен престол. Затем выполнены работы:

  • демонтаж старых конструкций кровли; 
  • изготовление новой кровли храма (к лету 2017 г.). 

В 2018 г. с мая по сентябрь, два раза в месяц, служится литургия.

С 2019 г. начались работы по составлению проекта восстановления Преображенской церкви.

Метраж – 180 кв. м. 
Вместимость храма – 400 чел.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх