Чукавино. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.
Чукавино. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.
Первое документальное упоминание о Чукавине относится ко второй половине XVII века, когда оно принадлежало боярам Сытиным, выходцам из числа служилых московских людей, осевших в этих местах в конце XVI столетия в период присоединения независимого последнего удельного Старицкого княжества к Москве. В названии усадьбы угадывается происхождение от новгородского слова «чукавый» — сметливый, догадливый, хитрый, что косвенно свидетельствует о заселении этих мест в период активных торговых связей Твери и Новгорода. В 1706 году в сельце Чукавине, вотчине Степана Степановича Сытина, была построена деревянная церковь. В конце 30-х годов ХVIII века Чукавино было дано в приданное за дочерью Дмитрия Степановича Сытина — Надеждой прапорщику Петру Романовичу Чоглокову, чей старинный род вел свое происхождение от новгородских бояр. Чоглоковы в ХVIII веке были крупными землевладельцами, их поместья находились в Тверском, Новгородском, Московском и Архангельском краях, фамилия их внесена в родословную «Бархатную» книгу российских дворян. Новый владелец Чукавина — Петр Романов Чоглоков был в ближайшем родстве с племянницей императрицы Елизаветы Петровны — Марией Симоновной Чоглоковой, урожденной графиней Гендриковой. Мария Симоновна, будучи замужем за двоюродным братом Петра Романовича, тайным советником и камергером Николаем Наумовичем Чоглоковым, в 40-е годы ХVIII столетия состояла в свите императрицы Елизаветы Петровны фрейлиной. Эти сложные родственные связи, порой с трудом понимаемые современным человеком, объясняют, почему в таком отдаленном от столиц месте как Чукавино стало возможным в 40-е годы ХVIII столетия строительство каменной церкви и усадебного дома, да к тому же со столь необычным и богатым декоративным убранством фасадов._x000D_
Расцвет каменного строительства в Чукавине приходится на годы правления Елизаветы Петровны, когда семейство Чогловых находилось в фаворе. Получив имение, Петр Романович вскоре занялся его обустройством, что требовало весьма немалых средств. По многовековой традиции строительство в усадьбе началось с церкви, о чем в 1740 году митрополиту Тверскому и Кашинскому было направлено прошение: «деревянная церковь в селе Чукавине в великой ветхости», «просим построить церковь каменную вместо деревянной…» Строительство церкви было окончено в весьма короткий срок: уже в 1746 году состоялось первое освящение храма. Какие-то отделочные работы продолжались, правда, и после этого. За первым освящением последовало еще два: в 1747 и 1748 годах, но в обоих случаях речь шла о приделах в трапезной. Спустя несколько лет было начато строительство каменного дома и флигеля. После завершения отделки интерьеров церкви П. Р. Чоглоков приступил к строительству усадебного дома. В одном из поздних источников приведены сведения о времени построения дома — 1751 год, что, судя по стилистическим особенностям памятника, соответствует действительности. Последним по времени каменным строением в усадьбе была церковная ограда, возникшая примерно в 60-е годы ХVIII века._x000D_
Сложенная из кирпича на белокаменном цоколе и с белокаменным открытием по всему периметру, ограда была сделана невысокой, скорее чисто символически отгораживая место последнего упокоения от мирской суеты. С юга и востока в ограде имелись святые ворота, у которых центральная часть была решена в виде арки с фронтоном над ней, а две другие арки по бокам служили проходами на церковную территорию. На этом небольшом почти прямоугольном участке в ограде церкви погребены некоторые из владельцев Чукавина и их ближайших родственников. С завершением каменного строительства в ХVIII веке окончательно определились планировочные черты усадьбы Чукавино. Все здания стояли по оси восток — запад вдоль кромки пологого откоса, откуда начинался спуск к Волге. На откосе был разбит парк, переходящий в естественный лес. В парке, почти напротив церкви, выкопали два пруда, питавшиеся ключами. Усадебные строения отделялись от парка дорогой, по которой можно было проехать, минуя парадный въезд на хозяйственную территорию усадьбы. В конце 60-х годов ХVIII столетия всякое строительство в усадьбе надолго прекратилось. Владельцы Чукавина Чоглоковы после кончины императрицы Елизаветы Петровны, утратив могущественное покровительство, вынуждены были уйти в отставку и поселиться в своем имении._x000D_
_x000D_
Вскоре усадьба вновь перешла по женской линии в качестве приданного за дочерью Петра Романовича Чоглокова к князю Сергею Борисовичу Болховскому, чьи имения находились под Казанью. Князь и молодая княгиня в Чукавине почти не жили, изредка бывая тут наездом и останавливаясь, главным образом, в имении Коноплино, находившемся в версте от Чукавина, где в конце ХVIII века был построен просторный каменный дом в два этажа. В 1791 году усадьба в очередной раз была дана как приданное за дочерью князя С.Б. Болховского — Надеждой Сергеевной, вышедшей замуж за генерал-майора Е.И. Великопольского. «Село Чукавино оставалось пустым. В нем выстроен был большой каменный домик прежних помещиков Сытиных… Это была старая усадьба, уничтоженная еще Чоглоковыми…» — читаем мы в архиве Великопольских. Благодаря тому, что князья продолжительное время не жили в Чукавине, усадебные строения долгое время не перестраивались, а главное, мода на перестройки в период расцвета дворянского усадебного быта в конце ХVIII — начале ХIХ веков почти не коснулись церкви — этого уникального архитектурного памятника в Тверском крае. Княгиня Надежда Сергеевна Болховская от первого брака с Е. И. Великопольским имела сына — Ивана Ермолаевича, родившегося в 1797 году. После смерти мужа от второго брака с казанским помещиком А. Ф. Моисеевым она родила еще одного сына — Николая Алексеевича и дочь Варвару Алексеевну, вышедшую впоследствии замуж за известного математика, профессора Казанского университета Н. И. Лобачевского. Когда дети выросли, то старицкие имения Надежда Сергеевна разделила следующим образом: Чукавино отошло к старшему сыну Ивану Ермолаевичу Великопольскому, а соседнее Коноплино было дано в приданное за его единоутробной сестрой Н. И. Лобачевскому. В 1831 году И.Е. Великопольский по завещанию своего покойного друга, знаменитого московского врача, доктора медицины — Матвея Яковлевича Мудрова — женился на его шестнадцатилетней дочери Софье Матвеевне и поселился с ней в Чукавине. С этого момента начинается второй период возрождения усадьбы. Дочери Мудрова — Софье Матвеевне, по-видимому, была подарена матерью А.С. Пушкина, Надеждой Осиповной, миниатюра, выполненная крепостным художником, на которой представлен поэт в младенческом возpасте. Долгое время миниатюра хранилась в Чукавине. От М. Я. Мудрова в наследство Великопольскому достается большой архив: «Я сохраняю сокровищницу библиотеки его, в которой находятся собственные его сочинения — печатные и рукописные»._x000D_
Поселившись в Чукавине, И.Е. Великопольский сразу же со свойственной ему энергией занялся реконструкцией и благоустройством имения. Особенно много внимания Иван Ермолаевич уделял хозяйственному обустройству усадьбы. В поисках дополнительных доходов он стремился завести в имении высокопродуктивную породу молочных коров, пробовал наладить торговлю лошадьми. Для хозяйственных нужд он выстроил новые каменные строения на месте прежних тесных деревянных. Усовершенствовал технологию выращивания и обработки льна и других прядильных растений. Для выработки тонкого льняного полотна он построил ткацкую мастерскую, оснастив ее станками собственной конструкции. Предметом особого внимания помещика были парк и сад. Для разведения парка, его разбивки и выращивания экзотических деревьев пригласили из Швейцарии опытного садовника. По указанию садовника с Урала, Северного Кавказа, из Крыма привезли редкие лиственные и хвойные породы деревьев. Перед домом, на пологом спуске к Волге, разбили партер, состоявший из различных по конфигурации полян, на которых живописными купами рассадили экзотические деревья. Предметом гордости Великопольского была оранжерея, или, как ее называли, зимний сад, здесь произрастали южные растения и фруктовые деревья. По сведениям за 1859 год Чукавино — владельческое село, в котором было 14 дворов, в них проживало 110 жителей (41 мужчин и 69 женщин), в среднем по 7-8 человек на одну семью. В селе была одна православная церковь. В 1901 году в селе была открыта церковно-приходская школа, сроком обучения 3 года. В 1910-1911 учебном году в школе обучались 34 ученика (30 мальчиков и 4 девочки). Последними владельцами имения Чукавино Ефимьяновской волости до 1918 года являлись дворяне-землевладельцы Чаплины._x000D_
Информация с сайта http://www.staritsa-pilgrim.ru; Впервые поселение Чукавино упоминается во второй половине ХVII века. Тогда его хозяевами являлись бояре Сытины. Название усадьбы, вероятно, восходит к новгородскому слову «чукавый», что означало «сметливый» или «хитрый», и подтверждает заселение местности новгородскими колонистами в эпоху существования проторенных торговых путей между Новгородом и Тверью. В 1706 году в сельце Чукавине, вотчине Степана Степановича Сытина, архиепископ Тверской и Кашинский Каллист благословил хозяина усадьбы на постройку деревянной церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Современный облик усадьба начинает приобретать в середине ХVIII столетия, когда её владельцем стал Пётр Романович Чоглоков, представитель древнего рода, ведшего своё происхождение от бояр Великого Новгорода. Близкие родственники Петра Романовича пользовались покровительством государыни Елизаветы Петровны. Придворные связи, стоит думать, объясняют и сам факт начавшегося большого каменного строительства в Чукавине, и то, каким образом в провинциальной глуши появились постройки с таким изумительным внешним убранством._x000D_
Строительство в усадьбе началось с церкви Владимирской иконы Божией Матери, о чём в 1740 году митрополиту Тверскому и Кашинскому Митрофану было отправлено прошение: «В селе Чукавино имеется церковь Божия во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, деревянная, которая весьма обветшала и во время дождей бывают течи, отчего святым образам и прочей церковной утвари не малое есть повреждение…» в связи с чем «… вместо объявленной ветхой церкви в том же посте и в том же имяновании построить вновь каменную церковь Божию, с приделами св. Николая чудотворца, да Великомученика Димитрия Солунского…» Строительство храма было окончено в весьма короткий срок: уже 20 августа 1746 года состоялось освящение церкви. В 1760-е годы рядом с храмом воздвигли невысокую, сложенную из кирпича, на белокаменном цоколе церковную ограду. Она скорее всего была чисто символической. С юга и востока в ограде имелись святые ворота, у которых центральная часть была решена в виде арки с фронтоном над ней, а две другие арки по бокам служили проходами на церковную территорию._x000D_
По своей объёмно-пространственной композиции Владимирская церковь относится к распространённому типу храмов «восьмерик на четверике» и выделяется виртуозным исполнением развитого белокаменного декора, наличием барельефов и скульптурного изображения евангелистов. Довольно выразительно смотрятся украшения в виде раковин, коих по периметру весьма немало. Необычно выглядит герб, где изображены два ангела, держащие корону над рыбой. Внутри храма, в отличие от пышного фасадного убранства, белокаменная резьба отсутствует. Вместо неё стены украшены лепными «зеркалами» с головками парящих херувимов, на сводах — лепными рельефными изображениями орудий Страстей Христовых. Благодаря лепному декору интерьеры храма выглядели весьма нарядно, мало в чём уступая фасадам. К сожалению, этот декор после многих лет запустения практически не сохранился. Церковь была выстроена из местного старицкого белого известняка. Высокий двухсветный четверик храма венчает стройный восьмерик с изящным барабанчиком на нём. С востока к храму примыкает просторная апсида, с запада — обширная трапезная. Вплотную к ней стоит трёхъярусная колокольня. Стены церкви были выкрашены в розовый цвет._x000D_
Храм был закрыт в 1937 году. В советский период алтарь церкви был разрушен, здание использовал для хозяйственных нужд колхоз им. Жданова. С 1980-х гг. Чукавинская усадьба была базой отдыха тверского завода «Центросвар». В помещении храма хранили хозяйственный инвентарь. В начале 1990-х гг. была произведена косметическая реставрация Владимирской церкви. В 1996 году бывшее имение Чукавино с церковью было передано в аренду московскому обществу «Возрождение». Сейчас производятся силами прихода реставрационные работы внутренних помещений храма, а в отреставрированном приделе проводятся редкие службы.; Каменный трехпрестольный храм Владимирской иконы Божией Матери в деревне Чукавино Старицкого района Тверской области построен в середине XVIII века на месте обветшавшей деревянной церкви того же посвящения. Памятник Елизаветинского барокко._x000D_
Впервые в письменных источниках Чукавино упоминается во второй половине XVII столетия, в этот период оно находилось во владении бояр Сытиных, выходцев из служилых московских людей. В 1706 г., когда Чукавино являлось вотчиной Степана Степановича Сытина, в сельце была сооружена деревянная церковь Владимирской иконы Божьей Матери, благословение на строительство которой было дано архиепископом Тверским и Кашинским Каллистом._x000D_
В 1730-х г.г. Чукавино перешло в качестве приданного за дочерью Дмитрия Степановича Сытина Надеждой к прапорщику Петру Романовичу Чоглокову, состоявшему в ближайшем родстве с Марией Симоновной Чоглоковой, племянницей императрицы Елизаветы Петровны, с 1742 г. пожалованной в графское достоинство и ставшей статс-дамой при императорском дворе. Это обстоятельство объясняет, как в Чукавине, отдаленном от обеих столиц месте, стало возможным строительство каменного храма и усадебного дома со столь богатым и необычным декором фасадов._x000D_
В 1740 г. в прошении епископу Тверскому и Кашинскому Митрофану сообщалось, что «церковь во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, древянная … весьма обветшала» и испрашивалось разрешение «вместо объявленной ветхой церкви в том же посте и в том же имяновании построить вновь каменную церковь Божию, с приделами Св. Николая чудотворца, да Великомученика Димитрия Солунского…»._x000D_
В 1746 г. строительство храма было в основном завершено и состоялось его первое освящение, которое совершил 20 августа епископ Тверской и Кашинский Митрофан. В 1747 и 1748 г.г. были освящены приделы в трапезной. Церковь в селе Чукавино имела три престола: во имя Владимирской иконы Божьей Матери (главный), Николая Чудотворца (правый) и Дмитрия Солунского (левый). Храм выстроен из белого известнякового камня, стройное величественное сооружение сверху было украшено четырьмя статуями евангелистов лепной работы._x000D_
Над входом в колокольню когда-то находилась Владимирская икона Божьей Матери с надписью на киоте с трех сторон «Стража земли русской» и сверху на доске «В память священнаго коронования императора Александра II-го и Марии 1856 г. Августа 26 дня». Образ этот был установлен помещиком И. Великопольским с разрешения Святейшего Синода 26 августа 1857 г._x000D_
Надпись на стене в паперти гласит: «Сей св. храм построен в 1746 г. помещиком Петром Романовичем Чогловым. Внутри в теплой церкви стенная живопись возобновлена в 1913 г. на частные пожертвования, благодаря стараниям церковного старосты полковника Андрея Николаевича Чаплина и священника Степана Симакова. Живопись производил живописец И. П. Кочеров». После завершения отделочных работ в церкви Петр Романович Чоглоков приступил к строительству каменного усадебного дома. По данным архивных документов, он был построен в 1751 г._x000D_
В 1760-х г.г. была сооружена церковная ограда на белокаменном цоколе, ставшая последним каменным строением усадьбы. С южной и восточной сторон в ограде были устроены святые ворота. Их центральная часть была выполнена в виде арки и увенчана фронтоном, арки по бокам служили входами на церковную территорию. В ограде церкви похоронены некоторые из владельцев села Чукавина и их ближайшие родственники._x000D_
Согласно данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г., во Владимирской церкви служили: священник и благочинный Петров Иоанн (39 лет, священником с 1816 г.), дьячок Потапов Дмитрий (26 лет), пономарь Яковлев Павел (36 лет). Прихожан в селе Чукавино и деревнях Еримеево, Кокорево, Колесово, Ладениково, Подвязье, Саначино, Шарапово, в сельцах Горки и Коноплино – 87 дворов (424 души мужского пола и 434 женского)._x000D_
В 1868–1869 г.г. на средства А. Ф. Шишмарева, помещика села Коноплино, иконостасы в церкви были покрыты червонным золотом._x000D_
В 1901 г. в храме Владимирской иконы Божией Матери служили: священник Тугаринов Иаков Иоаннович (39 лет, священником с 1886 г.), диакон-псаломщик Постников Михаил Иванович (65 лет, диаконом с 1900 г.). Прихожан в деревнях Змиевых Горках, Кокореве-Славине тож, Колесове, Ладенькове, Подвязье, Саначине, Шарапове – 159 дворов (575 мужчин и 580 женщин)._x000D_
По данным на 1914 г., служили: священник Симаков Стефан (46 лет, во Владимирской церкви 14 лет), исполняющий должность псаломщика Тархов Николай (44 года, на службе с 1911 г.). Прихожан в деревнях Горки, Кокорево, Колесово, Ладеньково, Подвязье, Саначино, Шарапово – 1 327 человек (643 мужчины, 684 женщины)._x000D_
В приходе церкви было две часовни: каменная часовня в деревне Колесово и деревянная часовня деревне Саначино._x000D_
В 1937 г. церковь Владимирской иконы Божией Матери в Чукавине была закрыта. В советское время использовалась под склад колхоза имени Жданова. С 1980 г. на территории усадьбы Чукавино располагалась база отдыха тверского завода «Центросвар», здание церкви использовалось для хранения хозяйственного инвентаря. В начале 1990-х гг. был выполнен косметический ремонт храма и усадьбы._x000D_
В 1996 г. бывшая усадьба Чукавино с церковью была передана в аренду московскому обществу «Возрождение». Силами прихода производятся реставрационные работы внутри здания, в отреставрированном приделе периодически проводятся службы._x000D_
По своей объёмно-пространственной композиции церковь представляет собой сооружение типа «восьмерик на четверике», украшена развитым белокаменным декором, барельефами и скульптурными изображениями евангелистов. Для строительства здания был использован местный старицкий белый известняк. На высокий двухсветный четверик поставлен стройный восьмерик, увенчанный изящным барабанчиком с небольшой луковичной главкой. С восточной стороны к основному объему храма примыкает просторная апсида, с западной – обширная трапезная, к которой пристроена трехъярусная колокольня. Фасады церкви были окрашены в розовый цвет. Выразительно выглядит декор в виде раковин по периметру, необычно смотрится герб с изображением двух ангелов, держащих корону над рыбой._x000D_
В отличие от пышного убранства фасадов, внутри Владимирской церкви белокаменная резьба отсутствует. Стены украшают лепные «зеркала» с головками парящих херувимов, своды – лепные рельефные изображения орудий Страстей Христовых. Лепной декор придает интерьерам храма нарядность. После многих десятилетий запустения декор, к сожалению, практически не сохранился._x000D_
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-vladimirskoy-ikony-bozhiey-materi-chykavino