Храм Успения Божией Матери в с. Иванищи - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Храм Успения Божией Матери в с. Иванищи

Храм Успения Божией Матери в с. Иванищи

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Иванищи построили вскоре после присоединения Твери к Москве при великом князе Василии Ивановиче III (1534-1542 гг.). Это был монастырский собор Успенского Иванишского монастыря.

Самое раннее упоминание об Успенском монастыре обнаружено в одной из Тверских писцовых книг. Архивисты предполагают, что запись сделана в 30-е годы XVI века, и в ней ещё нет сведений о каменной церкви.

При отсутствии исторических сведений об основании монастыря это событие получило легендарное объяснение. До нас дошли различные варианты легенды, рассказывающей, как одного человека (боярина) долгие годы мучил змей, поселившийся у него во чреве. Однажды в летнюю пору, проезжая мимо будущего монастыря, этот человек решил остановиться здесь на отдых и уснул, а его слуга, не желая будить хозяина, удалился в сторону. Во время сна змей неожиданно покинул спящего человека, свидетелем чему был слуга. Проснувшись и почувствовав чудесное облегчение, страдавший тяжёлым недугом сказал; «Какой приятный сон я видел! Снилось мне, будто ты поднёс мне такой холодной воды (спелой малины), какой я никогда не пивал (не едал). Когда я выпил её (съел), мне стало легко, и теперь я чувствуя себя здоровым». Тогда слуга рассказал о том, что случилось во время сна и указал на виновницу болезни – огромную змею, уползающую в кусты. Исцелённый от змия (от беса) дал обет создать на этом месте Божий Храм и устроить монастырь. По его исполнении боярин первый вступил в число монахов новой обители. Крестьяне были уверены, что чудо исцеления боярина произошло в день Успения Пресвятой Богородицы, и связывали с этим посвящение главного престола храма и название самой обители.

Характерно, что именно в этот день они шли собирать малину в лесу, в окрестностях монастыря.
Название обители иногда связывают с именем строителя монастырского каменного храма – Ивана Юрьевича Поджогина по кличке Шигоня, которому принадлежало село в XVI веке.

Иван Юрьевич Шигоня Поджогин был Тверским и Волоцким дворецким великого князя Василия III. Под конец жизни этого государя он был одним из самых близких к нему людей. Попав в опалу после смерти своих покровителей — Василия III и его вдовы-регентши Елены Глинской, Иван Юрьевич уехал в свои владения. В государственных документах его имя последний раз упоминается в мае 1539 года. В это время ему было уже около 60 лет. Строительство каменного храма в Иванишском монастыре к этому времени, вероятно, уже закончилось или подходило к концу. Иван Юрьевич принял постриг в Волоцком монастыре с именем инока Ионы. Позже приняла монашество и его жена Анна (в девичестве Кашинцева)- с именем Анисии. После пострижения и удаления в монастырь Иван Юрьевич Шигоня Поджогин прожил недолго. Он умер в 1542 году, успев оставить завещание, по которому к Иванишскому монастырю отходили обширные земли с сёлами, крупная сумма денег, утварь и прочие запасы. Здесь же при храме его и похоронили. Вскоре рядом с ним обрела вечный покой его жена. Боярина, принявшего под конец жизни монашеский сан, стало почитать местное население, и монастырь по имени строителя собора стали называть «Ванишским успением», а спустя какое-то время Иванишским.

Примечательно, что в середине XVIII века, случайно обретённую икону с ликом какого-то святого поставили в киоте на гробницу Шигони и почитали как образ святого-Иоанна-строителя. Однако вскоре по вмешательству митрополита Тверского и Кашинского Арсения икону с «новоявленным святым» убрали с гробницы и изъяли их храма.

Храм, выстроенный Шигоней Поджогиным, просуществовал без изменений недолго. Вскоре над могилой Шигони и его жены, около южной стены собора, возвели небольшой придел, который по ширине и длине равнялся примерно одному (юго-восточному) пряслу стены храма, не считая алтарного выступа. Освятили новую пристройку во имя апостола Иоанна Богослова, а заказчицей строительства выступила, по-видимому, дочь Поджогина – Анна Ивановна, состоявшая в браке с боярином Петром Петровичем Головиным, чьи земельные владения граничили с монастырскими. Старинное название своей усадьбы «Левашово» — потомки Головиных изменили, переименовав её в начале XIX века в «Архангельское». Под этим названием сильно разрушенное родовое гнездо Головиных сохранилось по сей день.

При поздней перестройке предела в середине XVIII века, в толще древней стены, вырубили нишу с арочным завершением, в которой установили массивное белокаменное надгробие с поминальной надписью о том, что на этом месте похоронены Шигоня и его жена, принявшие монашеский сан. Она сохранялась до конца XIX века, но в XX веке стёрлась, а само надгробие, хотя и уцелело, но было сильно изуродовано местными кладоискателями.

Как показали исследования этой части храма все пространство древнего предела с аспидой было занято захоронениями. Среди сохранившихся надгробий, многие из которых были сдвинуты со своего места, расколоты и использовались для выравнивания пола, нашлось надгробие одного из Кашинцевых, ближайшего родственника жены Поджогина, похороненного в 17-м столетии. В алтаре, вплотную одно к другому лежали огромные безымянные белокаменные надгробия, устилавшие все пространство под полом. Это свидетельствует о том, что придел Иоанна Богослова долгое время служил некрополем для родственников Головиных, которых позже стали хоронить вне стен.

В 1764 году в соответствии с указом Екатерины II, одобренным Синодом, началась секуляризация монастырских и церковных земель. Иванишский монастырь, в числе многих других, упразднили, лишили его всех владений, а следовательно, и доходов. Собор превратился в обычную приходскую церковь.

Судя по сохранившимся документам, вся вторая половина XVIII столетия для небольшого прихода в Иванищах прошла в заботах о налаживании приходского хозяйства. Большую помощь в налаживании церковной жизни Иванишскому храму продолжали оказывать его традиционные покровители – помещики Головины и Панафидины.

В 1874 г. В Успенской церкви случился пожар – от удара молнии загорелся шпиль от колокольни. Пожар перекинулся на храм. Работы по устранению причинённого пожаром ущерба продолжались три года. При восстановлении шпиля колокольни использовались сохранившиеся в архиве церкви проекты Матвея Чернятина. С такой же точностью были повторены и прежние формы других кровельных конструкций на самой церкви. Изменилась, видимо лишь окраска глав, которые были выкрашены в голубой цвет. При этом центральную главу дополнительно украсили золотыми звёздами, подобно тому, как это было сделано в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

Последний большой ремонт храма произведён в 1928 году, о чем свидетельствуют две надписи, сделанные масляной краской на откосах аркосолия над гробницей Ивана Юрьевича Поджогина. Кто мог в те годы пожертвовать такие средства на обновление сельского храма до сих пор осталось загадкой, тем более, что данный ремонт был осуществлён в годы, когда начинался период продолжительного и жесточайшего гонения на русскую православную церковь.

После капитального ремонта церкви служба в Иванишском храме продолжалась целых одиннадцать лет. В 1939 году церковь была закрыта и разграблена, а здание передано сельхозартели под склад зерна. Последний настоятель храма –Василий Петрович Верзин, потомственный священник, многие годы прослуживший в храме, был отослан в Старицу, откуда его в начале Отечественной войны отправили по этапу как неблагонадёжного. Где нашёл он своё последнее упокоение неизвестно.

В войну церковь служила местным жителям надёжным убежищем при обстрелах села и бомбёжках. Разорение храма продолжили оккупировавшие село фашисты: выломав полы и остатки иконостасов, они использовали их на дрова. После освобождения села местные жители начали разбирать на кирпич церковную ограду и башни, из которого впоследствии складывали печи при постройке домов.

Успенская церковь в Иванищах вновь превратилась в зернохранилище.
С юга и с запада к ней пристроили просторные деревянные сараи, где молотили зерно, однако никаких ремонтов в самой церкви не делали. Здание постепенно ветшало: протекала кровля, трескались своды, рушились купола. В середине 60-х годов XX столетия Иванишская церковь – памятник архитектуры федерального значения пришла в аварийное состояние.

Только в 1969 году, под руководством известного архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера, начались исследования и реставрационно-консервационные работы по храму, которые шли довольно медленно из-за постоянной нехватки средств, материалов и рабочих.

Однако храм оказался никому не нужным. Совхоз, на балансе которого находилось данное здание, не решался использовать его под свои хозяйственные нужды. Средства на его содержание не выделялись – так и стоял храм практически забытый, приходя в окончательное запустение. Уникальный архитектурный шедевр с богатой историей стал настоящим «Клондайком» для самодеятельных археологов и кладоискателей, которые в поисках мифического золота и раритетов разрушали стены и фундаменты храма, разбивали и сбрасывали с постаментов надгробные плиты, разрывали склепы и могилы. В результате храм, находившийся без всякого присмотра, вновь стал аварийным и требовал экстренного вмешательства специалистов.

Случай представился неожиданно. Местный уроженец и предприниматель Андрей Борисович Кольцов решил на свои средства возродить древний памятник Тверского края. Вскоре начались исследовательские и противоаварийные работы по храму.

Для подготовки проектной документации по памятнику был образован небольшой авторский коллектив из специалистов научно-производственного реставрационного предприятия «Симаргл». Проделав большую исследовательскую работу, они за короткий срок подготовили несколько вариантов эскизного проекта.

Предпринятые работы вывели здание из аварийного состояния, что позволило одновременно с производством работ в храме и трапезной проводить постоянные службы в дни двунадесятых и престольных праздников.

В 2003 году после длительного перерыва, храм вновь был открыт для верующих. Состоялась первая служба в церкви, началось её восстановление.

В конце 2006 года с благословления Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем Успенского храма в с. Иванищи назначен отец Иоанн (Носков), и вскоре в храме начались регулярные богослужения.

Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объём прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава — световая, две другие — глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида. Храм имеет два престола: правый — во имя Сергия Радонежского и левый — во имя Иоанна Богослова.

Собор выполнен в традициях московского зодчества, Архитектура сооружения отличается ясностью форм и строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле.

Уникальность храма в том, что это четвёртый по «старшинству» из сохранившихся на территории Тверской губернии памятников архитектуры средневековой_Руси.

В 30-е годы прошлого столетия, во времена гонений на церковь, жительница села Иванищи Мария Тимофеевна Тихомолова со своим сыном Иваном вытащили из костра, полыхавшего около Храма, икону «Успения Божией матери» и спрятали её у себя. Более 40 лет данная икона хранилась у Марии Тимофеевны и только на закате своей жизни она передала данный образ своим родственникам семье Левиных в г. Москву, у которых данная икона находилась до 2015 года. Узнав о восстановлении Храма Успения Пресвятой Богородицы Левина 05 июня 2015 года передали храмовую икону «Успения Божией матери» на её прежнее место.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх