Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Иванищи построили вскоре после присоединения Твери к Москве при великом князе Василии Ивановиче III (1534-1542 гг.). Это был монастырский собор Успенского Иванишского монастыря.
Самое раннее упоминание об Успенском монастыре обнаружено в одной из Тверских писцовых книг. Архивисты предполагают, что запись сделана в 30-е годы XVI века, и в ней ещё нет сведений о каменной церкви.
При отсутствии исторических сведений об основании монастыря это событие получило легендарное объяснение. До нас дошли различные варианты легенды, рассказывающей, как одного человека (боярина) долгие годы мучил змей, поселившийся у него во чреве. Однажды в летнюю пору, проезжая мимо будущего монастыря, этот человек решил остановиться здесь на отдых и уснул, а его слуга, не желая будить хозяина, удалился в сторону. Во время сна змей неожиданно покинул спящего человека, свидетелем чему был слуга. Проснувшись и почувствовав чудесное облегчение, страдавший тяжёлым недугом сказал; «Какой приятный сон я видел! Снилось мне, будто ты поднёс мне такой холодной воды (спелой малины), какой я никогда не пивал (не едал). Когда я выпил её (съел), мне стало легко, и теперь я чувствуя себя здоровым». Тогда слуга рассказал о том, что случилось во время сна и указал на виновницу болезни – огромную змею, уползающую в кусты. Исцелённый от змия (от беса) дал обет создать на этом месте Божий Храм и устроить монастырь. По его исполнении боярин первый вступил в число монахов новой обители. Крестьяне были уверены, что чудо исцеления боярина произошло в день Успения Пресвятой Богородицы, и связывали с этим посвящение главного престола храма и название самой обители.
Характерно, что именно в этот день они шли собирать малину в лесу, в окрестностях монастыря.
Название обители иногда связывают с именем строителя монастырского каменного храма – Ивана Юрьевича Поджогина по кличке Шигоня, которому принадлежало село в XVI веке.
Иван Юрьевич Шигоня Поджогин был Тверским и Волоцким дворецким великого князя Василия III. Под конец жизни этого государя он был одним из самых близких к нему людей. Попав в опалу после смерти своих покровителей — Василия III и его вдовы-регентши Елены Глинской, Иван Юрьевич уехал в свои владения. В государственных документах его имя последний раз упоминается в мае 1539 года. В это время ему было уже около 60 лет. Строительство каменного храма в Иванишском монастыре к этому времени, вероятно, уже закончилось или подходило к концу. Иван Юрьевич принял постриг в Волоцком монастыре с именем инока Ионы. Позже приняла монашество и его жена Анна (в девичестве Кашинцева)- с именем Анисии. После пострижения и удаления в монастырь Иван Юрьевич Шигоня Поджогин прожил недолго. Он умер в 1542 году, успев оставить завещание, по которому к Иванишскому монастырю отходили обширные земли с сёлами, крупная сумма денег, утварь и прочие запасы. Здесь же при храме его и похоронили. Вскоре рядом с ним обрела вечный покой его жена. Боярина, принявшего под конец жизни монашеский сан, стало почитать местное население, и монастырь по имени строителя собора стали называть «Ванишским успением», а спустя какое-то время Иванишским.
Примечательно, что в середине XVIII века, случайно обретённую икону с ликом какого-то святого поставили в киоте на гробницу Шигони и почитали как образ святого-Иоанна-строителя. Однако вскоре по вмешательству митрополита Тверского и Кашинского Арсения икону с «новоявленным святым» убрали с гробницы и изъяли их храма.




Храм, выстроенный Шигоней Поджогиным, просуществовал без изменений недолго. Вскоре над могилой Шигони и его жены, около южной стены собора, возвели небольшой придел, который по ширине и длине равнялся примерно одному (юго-восточному) пряслу стены храма, не считая алтарного выступа. Освятили новую пристройку во имя апостола Иоанна Богослова, а заказчицей строительства выступила, по-видимому, дочь Поджогина – Анна Ивановна, состоявшая в браке с боярином Петром Петровичем Головиным, чьи земельные владения граничили с монастырскими. Старинное название своей усадьбы «Левашово» — потомки Головиных изменили, переименовав её в начале XIX века в «Архангельское». Под этим названием сильно разрушенное родовое гнездо Головиных сохранилось по сей день.
При поздней перестройке предела в середине XVIII века, в толще древней стены, вырубили нишу с арочным завершением, в которой установили массивное белокаменное надгробие с поминальной надписью о том, что на этом месте похоронены Шигоня и его жена, принявшие монашеский сан. Она сохранялась до конца XIX века, но в XX веке стёрлась, а само надгробие, хотя и уцелело, но было сильно изуродовано местными кладоискателями.
Как показали исследования этой части храма все пространство древнего предела с аспидой было занято захоронениями. Среди сохранившихся надгробий, многие из которых были сдвинуты со своего места, расколоты и использовались для выравнивания пола, нашлось надгробие одного из Кашинцевых, ближайшего родственника жены Поджогина, похороненного в 17-м столетии. В алтаре, вплотную одно к другому лежали огромные безымянные белокаменные надгробия, устилавшие все пространство под полом. Это свидетельствует о том, что придел Иоанна Богослова долгое время служил некрополем для родственников Головиных, которых позже стали хоронить вне стен.
В 1764 году в соответствии с указом Екатерины II, одобренным Синодом, началась секуляризация монастырских и церковных земель. Иванишский монастырь, в числе многих других, упразднили, лишили его всех владений, а следовательно, и доходов. Собор превратился в обычную приходскую церковь.
Судя по сохранившимся документам, вся вторая половина XVIII столетия для небольшого прихода в Иванищах прошла в заботах о налаживании приходского хозяйства. Большую помощь в налаживании церковной жизни Иванишскому храму продолжали оказывать его традиционные покровители – помещики Головины и Панафидины.
В 1874 г. В Успенской церкви случился пожар – от удара молнии загорелся шпиль от колокольни. Пожар перекинулся на храм. Работы по устранению причинённого пожаром ущерба продолжались три года. При восстановлении шпиля колокольни использовались сохранившиеся в архиве церкви проекты Матвея Чернятина. С такой же точностью были повторены и прежние формы других кровельных конструкций на самой церкви. Изменилась, видимо лишь окраска глав, которые были выкрашены в голубой цвет. При этом центральную главу дополнительно украсили золотыми звёздами, подобно тому, как это было сделано в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
Последний большой ремонт храма произведён в 1928 году, о чем свидетельствуют две надписи, сделанные масляной краской на откосах аркосолия над гробницей Ивана Юрьевича Поджогина. Кто мог в те годы пожертвовать такие средства на обновление сельского храма до сих пор осталось загадкой, тем более, что данный ремонт был осуществлён в годы, когда начинался период продолжительного и жесточайшего гонения на русскую православную церковь.




После капитального ремонта церкви служба в Иванишском храме продолжалась целых одиннадцать лет. В 1939 году церковь была закрыта и разграблена, а здание передано сельхозартели под склад зерна. Последний настоятель храма –Василий Петрович Верзин, потомственный священник, многие годы прослуживший в храме, был отослан в Старицу, откуда его в начале Отечественной войны отправили по этапу как неблагонадёжного. Где нашёл он своё последнее упокоение неизвестно.
В войну церковь служила местным жителям надёжным убежищем при обстрелах села и бомбёжках. Разорение храма продолжили оккупировавшие село фашисты: выломав полы и остатки иконостасов, они использовали их на дрова. После освобождения села местные жители начали разбирать на кирпич церковную ограду и башни, из которого впоследствии складывали печи при постройке домов.
Успенская церковь в Иванищах вновь превратилась в зернохранилище.
С юга и с запада к ней пристроили просторные деревянные сараи, где молотили зерно, однако никаких ремонтов в самой церкви не делали. Здание постепенно ветшало: протекала кровля, трескались своды, рушились купола. В середине 60-х годов XX столетия Иванишская церковь – памятник архитектуры федерального значения пришла в аварийное состояние.
Только в 1969 году, под руководством известного архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера, начались исследования и реставрационно-консервационные работы по храму, которые шли довольно медленно из-за постоянной нехватки средств, материалов и рабочих.
Однако храм оказался никому не нужным. Совхоз, на балансе которого находилось данное здание, не решался использовать его под свои хозяйственные нужды. Средства на его содержание не выделялись – так и стоял храм практически забытый, приходя в окончательное запустение. Уникальный архитектурный шедевр с богатой историей стал настоящим «Клондайком» для самодеятельных археологов и кладоискателей, которые в поисках мифического золота и раритетов разрушали стены и фундаменты храма, разбивали и сбрасывали с постаментов надгробные плиты, разрывали склепы и могилы. В результате храм, находившийся без всякого присмотра, вновь стал аварийным и требовал экстренного вмешательства специалистов.
Случай представился неожиданно. Местный уроженец и предприниматель Андрей Борисович Кольцов решил на свои средства возродить древний памятник Тверского края. Вскоре начались исследовательские и противоаварийные работы по храму.
Для подготовки проектной документации по памятнику был образован небольшой авторский коллектив из специалистов научно-производственного реставрационного предприятия «Симаргл». Проделав большую исследовательскую работу, они за короткий срок подготовили несколько вариантов эскизного проекта.
Предпринятые работы вывели здание из аварийного состояния, что позволило одновременно с производством работ в храме и трапезной проводить постоянные службы в дни двунадесятых и престольных праздников.




В 2003 году после длительного перерыва, храм вновь был открыт для верующих. Состоялась первая служба в церкви, началось её восстановление.
В конце 2006 года с благословления Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем Успенского храма в с. Иванищи назначен отец Иоанн (Носков), и вскоре в храме начались регулярные богослужения.
Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объём прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава — световая, две другие — глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида. Храм имеет два престола: правый — во имя Сергия Радонежского и левый — во имя Иоанна Богослова.
Собор выполнен в традициях московского зодчества, Архитектура сооружения отличается ясностью форм и строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле.
Уникальность храма в том, что это четвёртый по «старшинству» из сохранившихся на территории Тверской губернии памятников архитектуры средневековой_Руси.
В 30-е годы прошлого столетия, во времена гонений на церковь, жительница села Иванищи Мария Тимофеевна Тихомолова со своим сыном Иваном вытащили из костра, полыхавшего около Храма, икону «Успения Божией матери» и спрятали её у себя. Более 40 лет данная икона хранилась у Марии Тимофеевны и только на закате своей жизни она передала данный образ своим родственникам семье Левиных в г. Москву, у которых данная икона находилась до 2015 года. Узнав о восстановлении Храма Успения Пресвятой Богородицы Левина 05 июня 2015 года передали храмовую икону «Успения Божией матери» на её прежнее место.