Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» церковь (Кимры) - 1877 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» церковь (Кимры) — 1877 год

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» церковь (Кимры) — 1877 год

+8
Посмотреть галерею

Историческая справка

Во второй половине 19 века приходское кладбище при Покровском соборе в центре села Кимры Корчевского уезда исчерпало свои возможности. В 1872 г. сельский сход принимает решение в полуверсте от села открыть новое кладбище. Землю под него жители Кимр выделили из своих наделов. 8 августа 1872 г. вследствие предписания Тверского губернского правления пристав 1 стана Корчевского уезда вместе с заинтересованными лицами осмотрели место будущего кладбища и составили акт о том, что выбранное место годно для погребения. Акт подписали: пристав Никифоров, благочинный 2-го округа Корчевского уезда, настоятель Покровского собора Николай Лебедев, настоятель Богородицерождественской церкви с. Абрамова М. Плетнёв, церковный староста Покровского собора Иван Матвеевич Шокин, волостной старшина И. С. Шокин, представители церковного причта и прихожан Покровского собора. 6 октября настоятелю Покровского собора протоиерею Николаю Лебедеву из Тверской духовной консистории было отправлено сообщение о разрешении устроить вокруг будущего кладбища каменную ограду на средства церковного старосты Ивана Шокина; существующее же кладбище (в центре села при Покровском соборе. — К. В.) согласно решения Тверского губернского правления — закрыть [1]. Так, в начале 1870-х годов на северо-восточной окраине села было открыто новое кладбище для захоронения прихожан Покровского собора. На старом, закрытом кладбище при соборе до 1917 г. совершались единичные захоронения священнослужителей и именитых прихожан, и то по особому разрешению епархиального архиерея [2]. В 1874 г. причт, церковный староста и прихожане собора обратились к тверскому архиерею с прошением разрешить им построить на новом кладбище храм. Одновременно с этим был передан план церкви. Из Тверской духовной консистории план (чертежи) направляются в строительное отделение Тверского губернского правления. После рассмотрения специалистами проект храма был одобрен [3].

9 января 1875 г. архиепископ Тверской и Кашинский Филофей выдал храмоздательную грамоту на строительство каменного храма. «… Вследствие прошения настоятеля с братией, церковного старосты и прихожан кимрского Покровского собора Корчевского уезда благословили Мы соорудить… близ села Кимры на вновь отведенном кладбище каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы «Утешение всех Скорбящих» [4].

Скорбященская церковь. Конец XIX в.

В 1877 г. строительство храма было завершено, а вскоре совершился и чин его освящения. Церковь была построена на средства церковного старосты собора, купца Ивана Матвеевича Шокина с добавлением доброхотных взносов некоторых прихожан.

Богослужения в новом храме совершал причт Покровского собора. По имени храма и само кладбище стало называться Скорбященским. Храм имел один престол во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». С запада к нему примыкала невысокая колокольня [5].

Прошло немногим более 20 лет, когда назрела необходимость расширить Скорбященский кладбищенский храм, который к тому времени стал тесен для возросшего числа прихожан.

28 августа 1901 г. был составлен и отправлен в Тверскую духовную консисторию, а оттуда в строительное отделение Тверского губернского правления проект расширения храма на два придела и перестройки колокольни. После рассмотрения специалистами проект был одобрен. Классный художник архитектуры П. А Виноградов из Москвы взял на себя обязательство по руководству и наблюдению за строительными работами.

28 октября 1903 г. корчевской исправник Докучаев послал донесение в Тверское губернское правление, в котором сообщал, что все работы по реконструкции храма закончены. 28 ноября был составлен акт осмотра проведенных работ, в котором отмечалось, что вновь выстроенная трапезная с приделами и трёхъярусная колокольня при церкви для совершения богослужений, а также вывески колоколов готовы. Подписали акт классный художник архитектуры Петр Виноградов, архитекторы Павел Рубинштейн, Семён Яковлев, священнослужители Покровского собора Макарий Комаров, Иоанн Никольский, Александр Молчанов, Георгий Лисицын, диакон Владимир Богословский. Финансировал строительство церковный староста Покровского собора Василий Иванович Шокин [6]. 19 июля 1904 года архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий в сослужении местного духовенства совершил чин освящения придела в честь Серафима Саровского. Вот как описывается это событие в журнале «Тверские епархиальные ведомости»: «19 июля. Понедельник. Всенощное бдение. Архиепископом Димитрием отправлено было (преподобному Серафиму Саровскому) в кладбищенской церкви Божией Матери Скорбящих Радости в селе Кимры Корчевского уезда в сослужении протоиерея Петра Ершова, священника Макария Комарова и других 10 священников. После 1-й кафизмы Высокопреосвященным Димитрием прочитан был акафист преподобному Серафиму. Утром 19-го Высокопреосвященным Димитрием в том же храме совершено было освящение престола (в правом приделе) во имя прп. Серафима Саровского, Чудотворца, а затем и литургия в сослужении благочинного 2 Корчевского округа протоиерея Петра Ершова, настоятеля кимрского Покровского собора священника Макария Комарова, Александро-Невской церкви с. Великий Двор Корчевского уезда Александра Чекалова, Богородицерождественской церкви с. Абрамова того же уезда Михаила Куницына, Преображенской церкви с. Спаса-Квашонки того же уезда священника Николая Белюстина, Никольской церкви с. Пухлимо-Отрубнёво того же уезда священника Николая Алексеева, епархиального миссионера, священника Владимира Купленского и кимрского собора священника Иоанна Никольского.

Скорбященская церковь после реконструкции

Крестный ход со святыми мощами был совершён из Покровского собора. На малом входе, в силу определения Св. Синода от 14 апреля 1904 г., были возложены камилавки на священников Н. Белюстина и Н. Алексеева. Проповедь была произнесена священником кимрского Покровского собора Александром Молчановым. После освящения храма были провозглашены многолетия: государю императору, императрицам Александре Фёдоровне и Марии Фёдоровне, наследнику, великому князю Михаилу Александровичу и всему царствующему Дому, Св. правит. Синоду, Тверскому архиепископу Димитрию с его Богоспасаемою паствою, Христолюбивому всероссийскому воинству, благотворителям и прихожанам оного св. храма и всем православным христианам. После литургии отслужен был молебен преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу, продолженный крестным ходом, во время которого была совершена краткая лития на всех четырёх сторонах храма, а на восточной стороне онаго было прочтёно евангелие (от Матфея зач. 43). Молебен закончен был в храме прочтением молитвы преподобному Серафиму и пением ему величания» [7]. Придел в честь преподобного Сергия Радонежского был освящен 25 сентября 1905 г. Таким образом, Скорбященский храм стал трёхпрестольным [8].

В 1908 г., при большом стечении верующих, на колокольню храма был поднят новый (восьмой по счёту) колокол. Событие это было запечатлено фотографом, а позднее — выпущена почтовая карточка, разошедшаяся по всей России [9].

В 1911 г. церковный староста Покровского собора В. С. Губенков и ряд прихожан обратились с прошением к тверскому владыке Антонию с просьбой о разрешении им открыть при Скорбященской церкви самостоятельный причт (священник, диакон и псаломщик). Тверская духовная консистория, рассмотрев это прошение, направила, в свою очередь, запрос настоятелю Покровского собора протоиерею Макарию Комарову. В ответном письме отец Макарий дал резко отрицательный ответ на инициативу церковного старосты. По его словам, Скорбященская церковь и приходское кладбище являются приписными к Покровскому собору и подавляющее большинство прихожан против отделения от собора; в недавнем прошлом от него уже отделились прихожане вновь построенных Сергиевской церкви села Филиппова и Преображенского храма с. Кимры, что сократило его доход; вопрос же о причте Скорбященского храма был поднят Губенковым не на приходском собрании, а на «сходке» немногочисленных прихожан, без разрешения епархиального начальства и без ведома соборного причта. В числе других доводов была дана и резко отрицательная характеристика самого соборного старосты, с которым настоятель собора Макарий Комаров находился в непримиримой конфронтации, следствием чего стало в скором времени оставление Губенковым поста церковного старосты собора [10].

Поднятие колокола. 1908 г.

23 февраля вопрос о причте кладбищенской церкви был передан «на благорассмотрение» тверскому архиерею. Чем закончилась эта страница истории Скорбященского храма, из архивных документов установить не удалось; скорее всего, он по-прежнему остался в ведении Покровского собора.

После Октября 1917 г., как известно, для Русской Православной Церкви настали нелегкие времена. В 1918 г., согласно декрета Совета Народных Комиссаров (СНК) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», храмы перешли в собственность государства. В 1919 г. они были переданы религиозным общинам.

31 марта 1919 г. Кимрский Совет рабочих и крестьянских депутатов заключил договор о передаче Скорбященского храма в пользование такой общины. Договор содержал немало статей, предусматривающих контроль властей за деятельностью общины, на плечи которой возлагались охрана, отопление, ремонт храма и кладбищенской ограды, оплата налогов и страховок.

27 апреля 1922 г. местные власти провели изъятие некоторых церковных ценностей из Скорбященского храма. В комиссию по их изъятию вошли представители властей, настоятель Покровского собора Макарий Комаров и ряд прихожан. Большая часть ценностей из драгоценного металла (серебра) осталась в храме. По ходатайству верующих здесь была оставлена и особо чтимая икона, именуемая «Всех Скорбящих Радость» в серебряной ризе [11].

В 1924 г. в городе функционировала Троицко-Покровско-Скорбященская христианская православная церковная община — по имени трех храмов: Покровского собора, Троицкой церкви при соборе и кладбищенской церкви «Всех Скорбящих Радость». Их в то время обслуживали священно- и церковнослужители: протоиерей Иоанн Никольский, священники Георгий Лисицын, Сергий Невский, диаконы Владимир Богословский, Николай Колычев, псаломщики (будущие священники) Михаил и Григорий Сперанские. Настоятель собора протоиерей Макарий Комаров и протоиерей Александр Молчанов были в это время высланы на 3 года за неприятие движения живоцерковников (обновленцев). Членами исполнительного органа церковного совета кимрской Троицко-Покровско-Скорбященской христианской православной церковной общины являлись: В. З. Сахаров (церковный староста), В. М. Платов, И. К. Ечеистов, Т. 3. Сахаров, Я. И. Чупрынин, Н. П. Рябиков, П. А. Пышкин, В. С. Шокин, И. И. Рыбкин, А. В. Зубков, В. Я. Пенкин, В. В. Шокин, П. И. Костылёв, Д. И. Ручкин, Н. П. Строганов, В. Д. Быков, А. М. Камбина, Д. А. Столярова, В. И. Лужин, И. Ф. Фуфаев, И. А. Антипин, С. К. Тетерин, И. И. Костылёв. Всего же на 5 декабря 1924 г. община насчитывала 784 прихожанина.

17 марта 1926 г. из Скорбященской церкви злоумышленники похитили ряд ценных богослужебных предметов из серебра: ризу с иконы «Всех Скорбящих Радость», крест, дискос с прибором, ковшичек, чашу, кадило [12].

В феврале 1927 г., впервые в городе, на собрании по перевыборам в горсовет был поднят вопрос о переустройстве Скорбященской церкви под театр, а кладбища — под городской сад. Но осуществлено это было позднее.

Ещё в начале 1920-х годов в стране возникло т.н. обновленческое движение, которое называли расколом Русской Православной Церкви. Один за другим появлялись обновленческие храмы со своими священнослужителями и прихожанами. Обновленцы были лояльны к советской власти, однако население в своём большинстве осталось верным традиционной Русской Православной Церкви, и обновленческое движение, достигнув пика своей деятельности в 1920-е гг., постепенно угасло, прекратив своё существования в конце 1930-х гг.

Группа кимрских верующих-обновленцев пожелала иметь собственный храм (до этого они совершали богослужения в Скорбященском храме вместе с верующими патриаршего направления). В 1927 г. они обратились со своей просьбой к властям, и просьба эта встретила полное понимание. Из Кимрского уисполкома (согласно субординации) заявление обновленцев было переправлено в Тверской губисполком, а оттуда — для утверждения — в Москву, в секретариат ВЦИКа. 18 августа 1927 г. Президиум ВЦИКа утвердил передачу Скорбященской церкви в пользование новой группы верующих обновленческой ориентации и сообщил об этом в Тверской губисполком. 26 августа из Твери это решение было переправлено в Кимры. Таким образом, Скорбященский храм был изъят из ведения Троицко-Покровской религиозной общины.

В октябре 1927 г. Кимрский горсовет передал храм синодально-обновленческой группе верующих. В сопровождающем этот акт договоре, который включал в себя опись церковных и богослужебных ценностей, было указано, что здание храма занимает площадь 734,19 квадратных метров, кладбище — 6470 квадратных метров, ограда с двумя большими воротами и шестью малыми калитками имеет длину более километра, каменная сторожка (и поныне стоит полуразрушенная) по площади составляет 60,61 квадратных метров, восемь церковных колоколов весят 760 пудов 30 фунтов. Прихожане за свой счёт обязывались охранять и ремонтировать храм, уплачивать налоги и страховки, беспрепятственно допускать к погребению на кладбище всех без исключения, как верующих, так и атеистов.

Передача храма по документам состоялась, однако процедура получения ключей и вступления во владение храмом на практике осуществилась не сразу, спустя несколько дней. Дело в том, что церковный староста храма Михаил Болдаков (будущий новомученик) отказался передать ключи от церкви новым «хозяевам» [13]. Участковый надзиратель 2 участка (милиционер) Тачалов в компании с милиционером Глазуновым и понятым Новожиловым явились к Болдакову на дом с требованием выдать ключи от храма, а также от несгораемого сундука и церковного ящика. Однако последний отказался это сделать, мотивируя свой отказ тем, что не имеет таких полномочий от верующих прихожан. Пришлось стражу порядка самому взламывать двери храма, чтобы допустить туда новых хозяев — обновленцев. Михаил Болдаков же был привлечен за неповиновение властям к уголовной ответственности.

В 1928 г. при храме числилось 374 прихожанина из г. Кимры, а также деревень Бортниково и Чернигове; это было значительно больше, чем в предыдущем году.

В июне 1930 г. власти приняли решение о прекращении погребений на Скорбященском кладбище. В постановлении заседания Кимрского окрисполкома по этому поводу говорилось: «Учитывая, что расширение жилищного строительства в г. Кимры при Скорбященской церкви вышло в селитебную черту (территория города, занятая под строительство жилья и других общественных построек) и по дальнейшему плану строительства оно будет непосредственно примыкать к жилым постройкам, что недопустимо по санитарным условиям для погребения умерших. Прекратить дальнейшее погребение на кладбище при Скорбященской церкви и отвести для этой цели земельный участок за пределами городской черты» [14].

Следующим шагом городских властей стало закрытие Скорбященского храма. Причиной этого послужил долг общины за страховые платежи, что и явилось основанием для расторжения договора аренды.

Сброшенный колокол Скорбященского храма

В конце 1932 — январе 1933 гг. на заседании Кимрского райисполкома рассматривался вопрос о Скорбященском храме. В принятом на нём постановлении говорилось: «В связи с распадом общины верующих исполнения религиозных обрядов прекратились и при наличии отказа общины предложить районному финансовому отделу принять от общины имущество, ценности и помещение. 3 дня на приёмку. Разрешить общине верующих часть икон по их просьбе перенести в собор. Помещение использовать под склад зерна, подвалы под картофелехранилище» [15].

В январе 1933 г. местные власти решили предоставить обновленцам помещение Троицкого храма (Покровский собор, стоящий рядом с ним, был закрыт в начале 1930-х годов). Теперь в Троицком храме стали совершать богослужения верующие как патриаршего направления (традиционной Русской Православной Церкви), так и обновленческой ориентации. В обеих религиозных общинах были свои священнослужители.

В обновленческой общине церкви «Всех Скорбящих Радость» служили священники, называемые в народе «красными попами». В архивных документах об этих священнослужителях сохранилось совсем немного сведений.

Александр Иванович Никольский. Родился в 1902 г., был сыном псаломщика. До 1927 г. учился. В 1927 г. становится настоятелем храма «Всех Скорбящих Радость». 1 июля 1928 г., во время купания в реке Волге, утонул. Жил в церковной сторожке на Скорбященском кладбище. До наших дней дошла фотооткрытка с портретом священника А. Никольского и датой его смерти.

Виктор Викторович Поливанов. Родился 1 мая 1905 г. в семье священника До 1928 г. учился. В 1928 г. становится священником в Кимрах. Жил с семьёй на ул. Красная Горка, 4. В 1929 г. у них с женой Валентиной Степановной родился сын Анатолий.

Александр Георгиевич Капранцев (в др. месте Капринцев). Родился в 1909 г. С 1914 по 1929 гг. учился. С 1929 г. служил в храмах Смоленска и Астрахани. В 1931 г. назначен настоятелем Скорбященского храма. Благочинный Кимрского обновленческого епархиального управления. (В указанное время в Кимрском районе насчитывалось несколько храмов с общинами обновленческой ориентации). Проживал на ул. Красная Горка, 4.

Валентин Алексадрович Переберин. Родился в 1909 г. Окончил Московскую богословскую академию. В Кимрах с лета 1931 г. Жил на ул. Красная Горка, 4.

Александр Захарович Мясников. Родился в 1903 г. До 1922 г. учился в школе г. Бугуруслан Средневолжской области, с 1927 по 1930 гг. — в Московской богословской академии. В течение года работал в Москве на фабрике треста «Мострикотаж». В 1931—1932 гг. — на одном из заводов г. Мурманска и в Ленинградском общепите. С начала 1932 г. — священник в Кимрах. Жил на ул. Красная Горка, 4.

Иван Никанорович Преображенский родился в 1885 г. Диакон церкви «Всех Скорбящих Радость». Жил в сторожке на Скорбященском кладбище. В январе 1931 г. в его семье родилась дочь Галина.

Епископ (обновленческой ориентации) Пётр Алексеевич Горбатов. Родился 17 мая 1895 г. Служил в духовном ведомстве в Ставропольской, Ленинградской, Новгородской, Лужской, Тихвинской, Сарапульской, Борисоглебской, Московской епархиях. Прибыл в Кимры летом 1932 г. Жил на ул. Красная Горка, 4 [16].

Скорбященская церковь. Вид со стадиона. Начало 1930-х годов

После закрытия Троицкого храма община обновленческой ориентации перебралась в Вознесенскую церковь.

Судьба же Скорбященского храма и кладбища при нём складывалась следующим образом. После закрытия церкви и перевода верующих обновленцев в Троицкий храм, городские власти отказались использовать её помещения под склад зерна и картофелехранилище. Церковь решили просто снести, что и было сделано после её предварительного подрыва.

По решению Кимрского райисполкома Скорбященское кладбище подлежало ликвидации. На его территории в 8 га решено было устроить городской парк культуры и отдыха, построить летний кинотеатр на 500 мест, летний театр на 800 мест, разбить аллеи, газоны, клумбы. Устройство парка должно было проходить в два этапа. Первоначально предполагалось ко 2 мая 1934 г. разровнять 3647 могил, установить 45 лавочек, к 5 июня засеять траву для газонов, разбить и очистить аллеи. С 1 по 15 июня провести работы по благоустройству парка, собрать утиль; к 1 августа — поставить избу-читальню. Всё это должно было проводиться за счёт трудового участия организаций и предприятий города. Ещё раньше по решению Кимрского горсовета каменная ограда кладбища была передана обувной фабрике «Красная звезда» для строительства нового производственного корпуса [17].

В районной газете «Коллективная жизнь» (ныне «Кимрский вестник») за 3 июля 1934 г. помещена заметка о проведении в новом парке массового гуляния, а также сдаче норм на значки ГСО (Готов к санитарной обороне) и ГТО (Готов к труду и обороне), организованных горкомом ВЛКСМ и кимрским отделением Российского общества Красного Креста. Планировалось провести массовый митинг, посвященный подготовке к 20-летию МЮДа (Международный юношеский день), на стадионе по соседству организовать футбольный товарищеский матч между командами сборных Кимр и Москвы. В планы мероприятия входили игры, танцы, выступления артистов из Москвы, игра двух оркестров, работа буфета.

Однако спустя год энтузиазм поубавился. В газете сообщалось, что в 1934 г. в парке сделаны лавочки, аллеи, но потом всё забылось. Не был построен летний драмтеатр; от разобранной церкви осталась большая груда щебня, который следует вывезти [18].

Ещё в 1950-1960-е годы в городском парке можно было увидеть единичные надгробные памятники — свидетельства бывшего храма и кладбища; потом исчезли и они.

Памятная плита. Фото. 2005 г.

В 2005 г., у центральной клумбы (на месте бывшей Скорбященской церкви), на камне была установлена памятная плита с надписью:

«Памятный камень.
На этом месте стоял храм
в честь Пресвятой Богородицы
„Утешение всех скорбящих».
Построен в 1877 г.
Взорван в 1933 г.
„Пресвятая Богородица,
Спаси нас»
Камень установлен в июне 2005 г.»

Спустя некоторое время неизвестными вандалами памятная доска была похищена. Всё вышесказанное приправлено горечью от происходящего. На бывшем кладбище организуются танцевальные и другие развлекательные мероприятия, распиваются спиртные напитки. А совсем рядом, под землёй, вечным укором лежит прах тысяч усопших — наших с вами земляков.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Папка собрания коллекции документов Покровского собора, хранящаяся в Кимрском краеведческом музее.
  2. В указанный период времени в Кимрах имелось два кладбища: при Покровском соборе и Вознесенской церкви.
  3. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 466. Oп. 1. Д. 77950. Л. 1, 11.
  4. В разных архивных источниках храм именуется под разными наименованиями. В одних — «Утешение всех скорбящих», в других — «Всех скорбящих Радость (Радости)». Для автора этот вопрос до сих пор не совсем ясен. Более всего в России имеется храмов в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость». Этот образ является и самым древним. Впервые святыня прославилась в 1688 г. Согласно сказанию, она исцелила родную сестру Патриарха Иаокима Евфимию от незаживающей раны после её молитвы перед иконой 24 октября 1688 г. Великая княгиня Наталья Алексеевна (сестра царя Петра Первого) сделала с иконы список и перевезла его из Москвы в Петербург во дворцовую церковь. В царствование Елизаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Её образ, появившийся во многих храмах России, был отмечен чудесными исцелениями.

    Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» известна с 1888 г. 23 июля в Петербурге прошла сильная гроза. Молния ударила в часовню, где находилась икона, но та не сгорела, а ещё более просветлела; находившаяся же рядом с ней кружка с пожертвованиями расплавилась, деньги рассыпались, а 12 монеток прилипли к иконе. Перед образом стали происходить чудеса исцеления молящихся.

    15 ноября 1863 г. в Россию, в г. Слободской из Андреевского скита Святой Горы Афон прибыла чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение» (В скорбях и печалях Утешение). В Христорождественском храме города перед образом стали проявляться чудеса исцеления.
  5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 1218.
  6. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83622. Л. 18; Василий Иванович Шокин являлся сыном предыдущего церковного старосты Покровского собора Ивана Матвеевича Шокина.
  7. Тверские епархиальные ведомости. 1904. Часть официальная. №15. С. 495; В журнальную заметку вкралась ошибка. Александровская церковь с. Великий Двор и Преображенская церковь с. Спас-Квашонки находились не в Корчевском, а в Калязинском уезде (ныне Талдомский район Московской области).
  8. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018.
  9. Почтовую карточку с изображением поднятия колокола на колокольню Скорбященской церкви с. Кимры можно увидеть в каталоге «Тверская губерния на открытках». Т. 2. Тверь, 2012. Составитель А. Н. Семёнов. С. 189.
  10. В. С. Губенков в Кимрах на свои средства построил домовую церковь, подворье Троицкого Ильинского женского монастыря (монастырь находился в 15 км от Кимр, неподалёку от села Ильинского); ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 9278. Л. 3, 5.
  11. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 16. Oп. 1. Д. 10. Л. 3.
  12. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 8. Л. 3.
  13. Михаил Орестович Болдаков (1895-1929). В 1929 г. по приговору суда был казнён за «антисоветскую деятельность» по делу группы граждан, протестовавших против закрытия кимрской Преображенской церкви. Позднее Русской Православной Церковью причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских 20 века.
  14. ГАТО. Ф. 953. Oп. 1. Д. 23. Л. 234.
  15. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 72.
  16. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 68. Л. 13, 14, 62.
  17. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 112. Л. 4.
  18. Районная газета «Коллективная жизнь». 14 июля 1935 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В.И. Храмы города Кимры. — Тверь: СФК-офис, 2015.


Фото. № 4, 5 из архива Коркунова В. И. с сайта Храмы России

Наверх