Казанской иконы Божией Матери церковь (Малышково) — 1766 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Казанской иконы Божией Матери церковь (Малышково) — 1766 год

Казанской иконы Божией Матери церковь (Малышково) — 1766 год

+21
Посмотреть галерею

Историческая справка

Казанский храм в бывшем сельце Малышкове — самый старый из сохранившихся до сего дня на кимрской земле. Расположен он на правом берегу реки Волги в 15 километрах от города

Сельцо Малышково с 17 века становится владением дворян Костомаровых [1]. Представители этого рода были прихожанами Казанского храма близлежащего села Белый Городок [2].

В 1761 г. тогдашний владелец Малышкова Гурий Игнатьевич Костомаров решил построить в своем поместье каменный храм. Какими мотивами руководствовался помещик, теперь можно только гадать. То ли честолюбием и соображениями престижности по отношению к соседним помещикам — иметь под боком храм, чуть ли не домовую церковь; то ли проблемы со здоровьем не позволяли ему посещать церковь в Белом Городке; то ли была еще какая-то причина. Костомаров отправил прошение тверскому архиерею Афанасию с просьбой разрешить построить в Малышкове каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты; старую же деревянную церковь с тем же наименованием в селе Белый Городок — снести. Тверской архиерей разрешил строительство церкви и приказал выдать храмоздательную грамоту [3].

Памятник помещикам Костомаровым

В 1766 году храм был построен, и Костомаров вновь обращается к тверскому владыке с просьбой освятить его. Храм во имя Kaзанской иконы Божией Матери с приделом мчч. Кирика и Иулитты и колокольней был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Феодотом Андреевым во второй половине 1767 года [4]. Первым священником храма стал Иван Матвеев, переведенный сюда из деревянного Казанского храма села Белый Городок. В 1784 году священником стал, вероятно, его сын Андрей Иванов. После смерти Гурия Костомарова его супруга Прасковья Кузьминична обратилась с прошением к тверскому архиерею Иоасафу о разрешении построить в храме второй придел — во имя преподобного Алексия, человека Божия. Архиерей своей резолюцией разрешил помещице строительство придела. В 1789 году придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, был построен и затем освящен иеромонахом кашинского Клобукова монастыря Авраамом [5].

В 1815 году причт храма состоял из священника Ивана Васильева (40 лет), дьячка Ильи Яковлева (23 лет), пономаря Василия Матвеева (47 лет) [6].

Здание церкви выстроено в стиле барокко. Храм типа восьмерик на четверике, перекрытый восьмидольным сводом. Апсида — пятигранная. Трапезная — бесстолпная, с двумя приделами, прямоугольная, перекрытая полулотковым сводом. Колокольня — двухъярусная. Лестница на ярус звона проходила в северо-западной части трапезной. Стены храма внутри и снаружи были оштукатурены, внутренние помещения расписаны изображениями святых. На церкви имелись три главы: на главном храме (с престолом Казанской иконы Божией Матери) и на каждом из придельных храмов (приделов мчч. Кирика и Иулитты и прп. Алексия, человека Божия). Иконостас главного храма был 3-ярусным, придельных — одноярусными. Перед Царскими вратами находился деревянный полукруглый амвон с деревянной же решеткой, окрашенной в черный цвет. Среди богослужебных книг имелись: Библия 1663 года, Евангелия, напечатанные в 1644, 1751, 1759 и 1763 годах, и ряд других. На ярусе звона колокольни (2-й ярус) находилось 7 колоколов. На одном из них, весом в 15 пудов, имелась надпись, гласящая, что колокол отлит в 1754 году иждивением Гурия Костомарова в Казанский храм села Белый Городок. Этот колокол, как и прочие ценности храма, после его закрытия в 1767 году были перенесены в новый каменный храм сельца Малышкова [7].

Возле храма находилось приходское кладбище, огороженное каменной оградой. Здесь же имелась и церковная сторожка. Неподалеку от храма стояли дома помещика и причта [8]. В 1822 году на средства прихожан крыша храма была покрыта листовым железом. До того времени покрытие было деревянным. Во второй половине 19 века весь храм, включая трапезную с приделами, становится теплым (т.е. отапливаемым).

С 1818 по 1848 гг. настоятелем храма был священник Матфей Росляков. Один из его сыновей, Павел, служил диаконом в московском Успенском соборе. После смерти отца Матфея настоятелем храма становится священник Григорий Михайловский, женившийся на дочери покойного. Беспристрастные архивные документы донесли до нас тот факт, что вдова Матфея Рослякова находилась в натянутых отношениях с зятем — священником и даже неоднократно жаловалась на него тверскому архиерею. В 1857 году Григорий Михайловский умер. Среди последующих священников, сменявших друг друга довольно часто, укажем на Алексия Судницына, который за нарушения в работе в 1893 году был запрещен в священнослужении и направлен на несколько лет с целью исправления псаломщиком в кашинский Клобуков монастырь. Спустя год он получил разрешение служить священником в Воскресенском соборе г. Кашина [9].

В 1872 году в Казанском храме был совершен обряд бракосочетания местного помещика, поручика Харлампия Софиано, с дочерью малышковского помещика Дмитрия Костомарова Марией. В 1874 году здесь же была крещена их дочь, тоже Мария [10].

В 1895 году благотворитель, пожелавший остаться неизвестным, дарит храму колокол весом в 35 пудов.

В 1899 г. начались работы по возобновлению живописи в храме и устройству нового иконостаса.

В 1900 г. причт храма состоял из священника Михаила Лисицына и диакона на вакансии псаломщика Евгения Морошкина. Прихожанами Казанского храма являлись жители сельца Малышкова и окрестных деревень: Алексино, Поповка, Брехово, Грозино, Красная Гора, Ваулино, Бедрино; всего 584 мужчины и 674 женщины [11].

В 1903 году храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий.

В конце 1908 года храм лишился причта. Почти одновременно ушли из жизни священник Владимир Скобников и диакон на вакансии псаломщика Евгений Морошкин. Новым священником становится Иоанн Благовещенский, псаломщиком — Михаил Успенский. В начале 1900-х годов на приходском кладбище возле храма была построена каменная часовня. Проект квадратной, с шатровой кровлей, увенчанной главкой с крестом часовни размером 4 на 4 аршина составил гражданский инженер В. А. Шиллер, который и наблюдал за ее возведением [12].

После Октября 1917 года для Казанского храма наступили трудные времена. Храм стал собственностью государства, а в 1919 году был передан местной властью по договору в ведение религиозной общины. На прихожан были возложены обязанности охранять, содержать храм, оплачивать налоги и страховки. Власти оказывали постоянное давление на прихожан, понуждая их отказаться от храма, притесняли служителей церкви. Это принесло свои плоды. В 1930 году священник Иоанн Благовещенский и псаломщик Макар Щавелев вынуждены были оставить службу.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ИОАНН ПАВЛОВИЧ. Родился в 1882 году в г. Калязине. В 1904 году окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в Калязинском уезде. В 1906 году рукоположен в сан священника и определен к Смоленской церкви села Ильинского, что под Кимрами. 16 декабря 1908 года стал настоятелем Казанской церкви села Малышкова Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области). Преподавал Закон Божий в Бреховском земском начальном училище [13]. В 1930 году служба в Казанском храме была прекращена. Отец Иоанн недолгое время служил священником в соседнем с Малышковым Никольском храме села Белого. С 1931 года сведения о нем пропадают [13].

ЩАВЕЛЕВ МАКАР ОСИПОВИЧ (1888-1969). Уроженец деревни Ваулино (деревня находилась на противоположном от Малышкова берегу Волги). Женой его была Анна Васильевна Журавлева из села Каюрова. В течение ряда лет служил псаломщиком в Казанском храме. Щавелевы жили в церковной сторожке, позднее — в собственном доме у храма. В семье родились четверо детей: Егор, Василий, Алексей и Прасковья. Василий и Алексей погибли на войне с фашистской Германией, Егор трагически погиб в мирное время. Прасковья Макаровна (1919-2005) училась в Малышковской школе, в 1937 году окончила Кимрское педагогическое училище, работала учителем в Конаковском районе Тверской области, где вышла замуж за Н. А. Борисова. После возвращения в Малышково в семье родились дети: Александр и Татьяна [14].

В 1920-х годах в Малышкове жил бывший священник села Большое Семеновское Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) Анатолий Ксенофонтович Колеров с семьей (1886-1961), родной брат священномученика Феодора Колерова (1882-1929) [15].

В мае 1932 года на заседании президиума Башаринского сельсовета было принято решение о закрытии храма в Малышкове и о передаче его помещений под культурно-хозяйственные цели. Ходатайство по этому вопросу было направлено в Кимрский райисполком (РИК). РИК на своем заседании поддержал это решение и, в свою очередь, обратился с предложением о закрытии храма в Москву (Московский областной исполнительный комитет — МОИК) [16]. Точной даты принятия решения о закрытии Казанской церкви в Малышкове МОИКом автору этого очерка установить пока не удалось. Вероятно, это произошло в 1933 или 1934 году.

В 1933 году Кимрский РИК на своем заседании постановил сдать бездействующий храм во временное арендное пользование под сливной пункт кимрской конторе «Союзмолоко». В том же году, по решению РИКа, на кладбище был разобран на кирпич для устройства печей в детском доме каменный склеп-часовенка.

Недействующий храм в Малышкове (1967 г.)

После закрытия храма из него были вынесены иконы и другие церковные ценности, а сам он был использован под нужды местного колхоза, а также сельпо. О дальнейшей судьбе храма рассказали Т. Ф. Филатова, в прошлом счетовод Гадовского сельпо (ныне бывший поселок Гадово носит имя Приволжский), проживающая в пос. Белый Городок, Т. С. Крюкова и ряд местных жителей. В Казанской церкви был устроен второй этаж, который занимало правление Гадовского сельпо; на первом этаже расположился склад. В трапезной (где раньше находились приделы) работала пекарня. В 1961 году в здании случился пожар, сгорела кровля. Ремонт был сделан не полный. Через год или два после пожара сельпо переводится в пос. Белый Городок. После того, как в Белом Городке появилась пекарня, необходимость выпекать хлеб в малышковском храме отпала сама собой. Уже в то время колокольня была разобрана до первого яруса. С тех пор храм постепенно ветшал.

Начало реконструкции Казанского храма в Малышкове (2010 г.)

В последнее время, особенно после смены государственного строя в стране (после 1991 года), многие уцелевшие храмы кимрской земли стали восстанавливаться. Отреставрирована и вновь стала действующей церковь в пос. Белый Городок (в 2-х верстах от Малышкова); восстанавливается Никольский храм села Белого, где в одном из приделов стали совершаться богослужения (в 2-3-х верстах от Малышкова). Храм же в Малышкове все эти годы пребывал в забвении. Но луч нового времени, живительного для Русской Православной Церкви (не исключая и других конфессий), не миновал озарить своим светом и этот многострадальный храм. 21 июля 2005 года настоятель Иерусалимской церкви пос. Белый Городок протоиерей Александр Крюков с прихожанами прибыли к малышковскому храму, у стен которого был совершен молебен [17]. И Бог как будто услышал эту молитву. Осенью того же года сюда приехала группа учащихся Белогородской средней школы во главе с Е. Н. Матюхиной и Г. В. Чибисовой. Ребята убрали из храма мусор, выровняли земляную площадку (заменившую ныне пол) внутри него, засыпали песком ямки. 4 ноября, в день праздника иконы Казанской Божией Матери (престольный праздник храма), протоиерей Александр Крюков отслужил водосвятный молебен уже в самом храме, после чего состоялся крестный ход — первый за многие десятилетия [18]. С того времени, дважды в год, в престольный праздник храма, здесь совершаются водосвятные молебны и крестные ходы.

Летом 2010 года, вероятно, с Божией помощью, появился и человек, взявшийся за восстановление храма. Им оказался московский предприниматель Роман Петрович Илькевич. Начался сбор материалов в архивах — чертежей и описей храма. Прибывшие архитекторы обследовали храм, наметили план работ. В сентябре того же года сюда прибыли рабочие — возрождение храма началось. Был установлен металлический забор, разобран храмовый купол. Тогда же, во время строительных работ, в земле был найден надгробный памятник Пелагее Кучиной, представительнице местных дворян Костомаровых, скончавшейся в 1882 г. в возрасте 78 лет. Он был установлен рядом с другим надгробным памятником — Алексею Костомарову, захороненному на этом же погосте у алтаря храма. Здесь же поставлен и большой деревянный крест усопшим на погосте. В самом начале восстановительных работ, на бывшем здесь некогда приходском кладбище, были собраны останки усопших, над которыми протоиерей Александр Крюков совершил панихиду, после чего те были вновь захоронены. В 2011 г. был укреплен фундамент, а сам храм — с остатками трапезной и колокольни — покрыт своего рода крышей и пленкой со щитами, защищающими от дождей и снегопадов. В 2012-2013 гг. работы в церкви приостановились и возобновились только летом 2014 г. В то время ощутимую помощь в восстановлении храма оказала москвичка-предпринимательница, имевшая дачу в деревне неподалеку от храма Лия Николаевна Фердинанд. После нее финансировать восстановление храма вновь продолжил Роман Илькевич. Был восстановлен купол, водружена на глухой барабанчик луковичная главка с крестом [19], возведены трапезная с приделами и колокольня, изготовлены иконостасы, проведены работы внутри храма, в 2018 г. построена своя котельная…

Поднятие главы на храм в Малышкове (5 февраля 2015 г.)

25 декабря 2017 г. в Казанском храме была совершена первая литургия в его главном престоле — Казанской иконы Божией Матери.

На торжество прибыли 12 священников и большое число верующих. В тот день отмечался день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. К началу литургии в храме появилась икона святителя с частицами его мощей. Святой образ передал в церковь настоятель храма Рождества Богородицы села Поречье Калязинского района протоиерей Александр Мискин.

В храме осталось выполнить некоторые завершающие работы: приобрести иконы в новые иконостасы, повесить паникадила и др. Сдерживали восстановление храма финансовые затруднения жертвователей. Но главное уже сделано: храм почти полностью восстановлен, он действует, радует прихожан своим колокольным звоном…

Пользуясь случаем, хочу сказать несколько слов еще об одном подвижнике Православия. Им является алтарник Александр Уваров, который в течение многих лет помогает протоиерею Александру Крюкову нести многотрудные пастырские обязанности. Это немолодой, чрезвычайно скромный человек, безотказный и обязательный. Он стал своего рода фотолетописцем Белогородского храма и приписных к нему церквей в селе Белом, Малышкове, часовни в д. Плоское и щедро поделился своими фотографиями и дисками с автором этих строк. И подобных помощников у Александра Крюкова немало.

Казанский храм является приписным к храму Иерусалимской иконы Божией Матери пос. Белый Городок, где настоятелем служит протоиерей Александр Крюков.

Наверное, сама Пресвятая Богородица обратила внимание на это намоленное, заповедное место, свидетельством чему служит следующий факт. В 1990-х годах в храме Иерусалимской иконы Божией Матери, в левом приделе появилась икона Казанской Божией Матери. По словам прихожанки храма О. М. Проценко (1928-2009), икона эта в прошлом была поднята с волжской глади и спрятана на чердаке дома одной благочестивой семьи. И лишь после возобновления богослужений она была передана в Иерусалимский храм. Сказывают, что эта икона принадлежала разоренному в 1930-е годы Казанскому храму в Малышкове.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Чернявский М. П. Приложение к генеалогии господ дворян Тверской губернии с 1787 по 1869 год. Тверь, 1876. Л. 107-108.
  2. В селе Белый Городок в описываемое время имелись две деревянные церкви: Георгия Победоносца и Казанской иконы Божией Матери с приделом мучеников Кирика и Иулитты.
  3. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 8. Д. 1570.
  4. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 18813. Л. 2.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 1573. В некоторых других источниках ошибочно указано, что придел освящен в 1787 году.
  6. ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 438. Л. 746.
  7. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 18813. Л. 23. После разборки храма Казанской иконы Божией Матери в Белом Городке там оставался деревянный храм Георгия Победоносца. В 1825 г. на его месте был построен каменный храм Иерусалимской иконы Божией Матери — ныне действующий.
  8. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 18813 Л. 23 об.
  9. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 1575-ж. Л. 1-3, 63, 87.
  10. Одним из потомков рода Софиано стал «отец водородной бомбы» в СССР академик А. Д. Сахаров.
  11. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 314.
  12. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Л. 84194. Л. 1-6.
  13. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16305. Л. 382.
  14. Записано со слов дочери М. О. Щавелева Прасковьи Макаровны в 1994 году.
  15. Коркунов В. И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С. 3-9.
  16. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 16. Oп. 1. Д. 27. Л. 6, 25,
    32; С 1929 по 1935 год Кимрский район входил в состав Московской области.
  17. Родник православия. (Газета Кимрского благочиния). Август 2005 г.
  18. Родник православия. Декабрь 2005 г.
  19. Крест был освящен 22 января 2015 г. благочинным Кимрского округа Евгением Морковиным в сослужении с протоиереем Александром Крюковым.


ИСТОЧНИКИ: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015., Коркунов В. И. Кимрская старина 8 : [краевед. очерки] / В.И. Коркунов. – Москва: ЛитГост, 2021.


Фото. № 1 МОРПЕХ879 с сайта Народный каталог Православной архитектуры. 2018 г.

Наверх