Казанской иконы Божией Матери церковь (Малышково) — 1766 год
Историческая справка
Казанский храм в бывшем сельце Малышкове — самый старый из сохранившихся до сего дня на кимрской земле. Расположен он на правом берегу реки Волги в 15 километрах от города
Сельцо Малышково с 17 века становится владением дворян Костомаровых [1]. Представители этого рода были прихожанами Казанского храма близлежащего села Белый Городок [2].
В 1761 г. тогдашний владелец Малышкова Гурий Игнатьевич Костомаров решил построить в своем поместье каменный храм. Какими мотивами руководствовался помещик, теперь можно только гадать. То ли честолюбием и соображениями престижности по отношению к соседним помещикам — иметь под боком храм, чуть ли не домовую церковь; то ли проблемы со здоровьем не позволяли ему посещать церковь в Белом Городке; то ли была еще какая-то причина. Костомаров отправил прошение тверскому архиерею Афанасию с просьбой разрешить построить в Малышкове каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты; старую же деревянную церковь с тем же наименованием в селе Белый Городок — снести. Тверской архиерей разрешил строительство церкви и приказал выдать храмоздательную грамоту [3].
В 1766 году храм был построен, и Костомаров вновь обращается к тверскому владыке с просьбой освятить его. Храм во имя Kaзанской иконы Божией Матери с приделом мчч. Кирика и Иулитты и колокольней был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Феодотом Андреевым во второй половине 1767 года [4]. Первым священником храма стал Иван Матвеев, переведенный сюда из деревянного Казанского храма села Белый Городок. В 1784 году священником стал, вероятно, его сын Андрей Иванов. После смерти Гурия Костомарова его супруга Прасковья Кузьминична обратилась с прошением к тверскому архиерею Иоасафу о разрешении построить в храме второй придел — во имя преподобного Алексия, человека Божия. Архиерей своей резолюцией разрешил помещице строительство придела. В 1789 году придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, был построен и затем освящен иеромонахом кашинского Клобукова монастыря Авраамом [5].
В 1815 году причт храма состоял из священника Ивана Васильева (40 лет), дьячка Ильи Яковлева (23 лет), пономаря Василия Матвеева (47 лет) [6].
Здание церкви выстроено в стиле барокко. Храм типа восьмерик на четверике, перекрытый восьмидольным сводом. Апсида — пятигранная. Трапезная — бесстолпная, с двумя приделами, прямоугольная, перекрытая полулотковым сводом. Колокольня — двухъярусная. Лестница на ярус звона проходила в северо-западной части трапезной. Стены храма внутри и снаружи были оштукатурены, внутренние помещения расписаны изображениями святых. На церкви имелись три главы: на главном храме (с престолом Казанской иконы Божией Матери) и на каждом из придельных храмов (приделов мчч. Кирика и Иулитты и прп. Алексия, человека Божия). Иконостас главного храма был 3-ярусным, придельных — одноярусными. Перед Царскими вратами находился деревянный полукруглый амвон с деревянной же решеткой, окрашенной в черный цвет. Среди богослужебных книг имелись: Библия 1663 года, Евангелия, напечатанные в 1644, 1751, 1759 и 1763 годах, и ряд других. На ярусе звона колокольни (2-й ярус) находилось 7 колоколов. На одном из них, весом в 15 пудов, имелась надпись, гласящая, что колокол отлит в 1754 году иждивением Гурия Костомарова в Казанский храм села Белый Городок. Этот колокол, как и прочие ценности храма, после его закрытия в 1767 году были перенесены в новый каменный храм сельца Малышкова [7].
Возле храма находилось приходское кладбище, огороженное каменной оградой. Здесь же имелась и церковная сторожка. Неподалеку от храма стояли дома помещика и причта [8]. В 1822 году на средства прихожан крыша храма была покрыта листовым железом. До того времени покрытие было деревянным. Во второй половине 19 века весь храм, включая трапезную с приделами, становится теплым (т.е. отапливаемым).
С 1818 по 1848 гг. настоятелем храма был священник Матфей Росляков. Один из его сыновей, Павел, служил диаконом в московском Успенском соборе. После смерти отца Матфея настоятелем храма становится священник Григорий Михайловский, женившийся на дочери покойного. Беспристрастные архивные документы донесли до нас тот факт, что вдова Матфея Рослякова находилась в натянутых отношениях с зятем — священником и даже неоднократно жаловалась на него тверскому архиерею. В 1857 году Григорий Михайловский умер. Среди последующих священников, сменявших друг друга довольно часто, укажем на Алексия Судницына, который за нарушения в работе в 1893 году был запрещен в священнослужении и направлен на несколько лет с целью исправления псаломщиком в кашинский Клобуков монастырь. Спустя год он получил разрешение служить священником в Воскресенском соборе г. Кашина [9].
В 1872 году в Казанском храме был совершен обряд бракосочетания местного помещика, поручика Харлампия Софиано, с дочерью малышковского помещика Дмитрия Костомарова Марией. В 1874 году здесь же была крещена их дочь, тоже Мария [10].
В 1895 году благотворитель, пожелавший остаться неизвестным, дарит храму колокол весом в 35 пудов.
В 1899 г. начались работы по возобновлению живописи в храме и устройству нового иконостаса.
В 1900 г. причт храма состоял из священника Михаила Лисицына и диакона на вакансии псаломщика Евгения Морошкина. Прихожанами Казанского храма являлись жители сельца Малышкова и окрестных деревень: Алексино, Поповка, Брехово, Грозино, Красная Гора, Ваулино, Бедрино; всего 584 мужчины и 674 женщины [11].
В 1903 году храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий.
В конце 1908 года храм лишился причта. Почти одновременно ушли из жизни священник Владимир Скобников и диакон на вакансии псаломщика Евгений Морошкин. Новым священником становится Иоанн Благовещенский, псаломщиком — Михаил Успенский. В начале 1900-х годов на приходском кладбище возле храма была построена каменная часовня. Проект квадратной, с шатровой кровлей, увенчанной главкой с крестом часовни размером 4 на 4 аршина составил гражданский инженер В. А. Шиллер, который и наблюдал за ее возведением [12].
После Октября 1917 года для Казанского храма наступили трудные времена. Храм стал собственностью государства, а в 1919 году был передан местной властью по договору в ведение религиозной общины. На прихожан были возложены обязанности охранять, содержать храм, оплачивать налоги и страховки. Власти оказывали постоянное давление на прихожан, понуждая их отказаться от храма, притесняли служителей церкви. Это принесло свои плоды. В 1930 году священник Иоанн Благовещенский и псаломщик Макар Щавелев вынуждены были оставить службу.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ИОАНН ПАВЛОВИЧ. Родился в 1882 году в г. Калязине. В 1904 году окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в Калязинском уезде. В 1906 году рукоположен в сан священника и определен к Смоленской церкви села Ильинского, что под Кимрами. 16 декабря 1908 года стал настоятелем Казанской церкви села Малышкова Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области). Преподавал Закон Божий в Бреховском земском начальном училище [13]. В 1930 году служба в Казанском храме была прекращена. Отец Иоанн недолгое время служил священником в соседнем с Малышковым Никольском храме села Белого. С 1931 года сведения о нем пропадают [13].
ЩАВЕЛЕВ МАКАР ОСИПОВИЧ (1888-1969). Уроженец деревни Ваулино (деревня находилась на противоположном от Малышкова берегу Волги). Женой его была Анна Васильевна Журавлева из села Каюрова. В течение ряда лет служил псаломщиком в Казанском храме. Щавелевы жили в церковной сторожке, позднее — в собственном доме у храма. В семье родились четверо детей: Егор, Василий, Алексей и Прасковья. Василий и Алексей погибли на войне с фашистской Германией, Егор трагически погиб в мирное время. Прасковья Макаровна (1919-2005) училась в Малышковской школе, в 1937 году окончила Кимрское педагогическое училище, работала учителем в Конаковском районе Тверской области, где вышла замуж за Н. А. Борисова. После возвращения в Малышково в семье родились дети: Александр и Татьяна [14].
В 1920-х годах в Малышкове жил бывший священник села Большое Семеновское Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) Анатолий Ксенофонтович Колеров с семьей (1886-1961), родной брат священномученика Феодора Колерова (1882-1929) [15].
В мае 1932 года на заседании президиума Башаринского сельсовета было принято решение о закрытии храма в Малышкове и о передаче его помещений под культурно-хозяйственные цели. Ходатайство по этому вопросу было направлено в Кимрский райисполком (РИК). РИК на своем заседании поддержал это решение и, в свою очередь, обратился с предложением о закрытии храма в Москву (Московский областной исполнительный комитет — МОИК) [16]. Точной даты принятия решения о закрытии Казанской церкви в Малышкове МОИКом автору этого очерка установить пока не удалось. Вероятно, это произошло в 1933 или 1934 году.
В 1933 году Кимрский РИК на своем заседании постановил сдать бездействующий храм во временное арендное пользование под сливной пункт кимрской конторе «Союзмолоко». В том же году, по решению РИКа, на кладбище был разобран на кирпич для устройства печей в детском доме каменный склеп-часовенка.
После закрытия храма из него были вынесены иконы и другие церковные ценности, а сам он был использован под нужды местного колхоза, а также сельпо. О дальнейшей судьбе храма рассказали Т. Ф. Филатова, в прошлом счетовод Гадовского сельпо (ныне бывший поселок Гадово носит имя Приволжский), проживающая в пос. Белый Городок, Т. С. Крюкова и ряд местных жителей. В Казанской церкви был устроен второй этаж, который занимало правление Гадовского сельпо; на первом этаже расположился склад. В трапезной (где раньше находились приделы) работала пекарня. В 1961 году в здании случился пожар, сгорела кровля. Ремонт был сделан не полный. Через год или два после пожара сельпо переводится в пос. Белый Городок. После того, как в Белом Городке появилась пекарня, необходимость выпекать хлеб в малышковском храме отпала сама собой. Уже в то время колокольня была разобрана до первого яруса. С тех пор храм постепенно ветшал.
В последнее время, особенно после смены государственного строя в стране (после 1991 года), многие уцелевшие храмы кимрской земли стали восстанавливаться. Отреставрирована и вновь стала действующей церковь в пос. Белый Городок (в 2-х верстах от Малышкова); восстанавливается Никольский храм села Белого, где в одном из приделов стали совершаться богослужения (в 2-3-х верстах от Малышкова). Храм же в Малышкове все эти годы пребывал в забвении. Но луч нового времени, живительного для Русской Православной Церкви (не исключая и других конфессий), не миновал озарить своим светом и этот многострадальный храм. 21 июля 2005 года настоятель Иерусалимской церкви пос. Белый Городок протоиерей Александр Крюков с прихожанами прибыли к малышковскому храму, у стен которого был совершен молебен [17]. И Бог как будто услышал эту молитву. Осенью того же года сюда приехала группа учащихся Белогородской средней школы во главе с Е. Н. Матюхиной и Г. В. Чибисовой. Ребята убрали из храма мусор, выровняли земляную площадку (заменившую ныне пол) внутри него, засыпали песком ямки. 4 ноября, в день праздника иконы Казанской Божией Матери (престольный праздник храма), протоиерей Александр Крюков отслужил водосвятный молебен уже в самом храме, после чего состоялся крестный ход — первый за многие десятилетия [18]. С того времени, дважды в год, в престольный праздник храма, здесь совершаются водосвятные молебны и крестные ходы.
Летом 2010 года, вероятно, с Божией помощью, появился и человек, взявшийся за восстановление храма. Им оказался московский предприниматель Роман Петрович Илькевич. Начался сбор материалов в архивах — чертежей и описей храма. Прибывшие архитекторы обследовали храм, наметили план работ. В сентябре того же года сюда прибыли рабочие — возрождение храма началось. Был установлен металлический забор, разобран храмовый купол. Тогда же, во время строительных работ, в земле был найден надгробный памятник Пелагее Кучиной, представительнице местных дворян Костомаровых, скончавшейся в 1882 г. в возрасте 78 лет. Он был установлен рядом с другим надгробным памятником — Алексею Костомарову, захороненному на этом же погосте у алтаря храма. Здесь же поставлен и большой деревянный крест усопшим на погосте. В самом начале восстановительных работ, на бывшем здесь некогда приходском кладбище, были собраны останки усопших, над которыми протоиерей Александр Крюков совершил панихиду, после чего те были вновь захоронены. В 2011 г. был укреплен фундамент, а сам храм — с остатками трапезной и колокольни — покрыт своего рода крышей и пленкой со щитами, защищающими от дождей и снегопадов. В 2012-2013 гг. работы в церкви приостановились и возобновились только летом 2014 г. В то время ощутимую помощь в восстановлении храма оказала москвичка-предпринимательница, имевшая дачу в деревне неподалеку от храма Лия Николаевна Фердинанд. После нее финансировать восстановление храма вновь продолжил Роман Илькевич. Был восстановлен купол, водружена на глухой барабанчик луковичная главка с крестом [19], возведены трапезная с приделами и колокольня, изготовлены иконостасы, проведены работы внутри храма, в 2018 г. построена своя котельная…
25 декабря 2017 г. в Казанском храме была совершена первая литургия в его главном престоле — Казанской иконы Божией Матери.
На торжество прибыли 12 священников и большое число верующих. В тот день отмечался день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. К началу литургии в храме появилась икона святителя с частицами его мощей. Святой образ передал в церковь настоятель храма Рождества Богородицы села Поречье Калязинского района протоиерей Александр Мискин.
В храме осталось выполнить некоторые завершающие работы: приобрести иконы в новые иконостасы, повесить паникадила и др. Сдерживали восстановление храма финансовые затруднения жертвователей. Но главное уже сделано: храм почти полностью восстановлен, он действует, радует прихожан своим колокольным звоном…
Пользуясь случаем, хочу сказать несколько слов еще об одном подвижнике Православия. Им является алтарник Александр Уваров, который в течение многих лет помогает протоиерею Александру Крюкову нести многотрудные пастырские обязанности. Это немолодой, чрезвычайно скромный человек, безотказный и обязательный. Он стал своего рода фотолетописцем Белогородского храма и приписных к нему церквей в селе Белом, Малышкове, часовни в д. Плоское и щедро поделился своими фотографиями и дисками с автором этих строк. И подобных помощников у Александра Крюкова немало.
Казанский храм является приписным к храму Иерусалимской иконы Божией Матери пос. Белый Городок, где настоятелем служит протоиерей Александр Крюков.
Наверное, сама Пресвятая Богородица обратила внимание на это намоленное, заповедное место, свидетельством чему служит следующий факт. В 1990-х годах в храме Иерусалимской иконы Божией Матери, в левом приделе появилась икона Казанской Божией Матери. По словам прихожанки храма О. М. Проценко (1928-2009), икона эта в прошлом была поднята с волжской глади и спрятана на чердаке дома одной благочестивой семьи. И лишь после возобновления богослужений она была передана в Иерусалимский храм. Сказывают, что эта икона принадлежала разоренному в 1930-е годы Казанскому храму в Малышкове.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Чернявский М. П. Приложение к генеалогии господ дворян Тверской губернии с 1787 по 1869 год. Тверь, 1876. Л. 107-108.
- В селе Белый Городок в описываемое время имелись две деревянные церкви: Георгия Победоносца и Казанской иконы Божией Матери с приделом мучеников Кирика и Иулитты.
- Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 8. Д. 1570.
- ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 18813. Л. 2.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 1573. В некоторых других источниках ошибочно указано, что придел освящен в 1787 году.
- ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 438. Л. 746.
- ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 18813. Л. 23. После разборки храма Казанской иконы Божией Матери в Белом Городке там оставался деревянный храм Георгия Победоносца. В 1825 г. на его месте был построен каменный храм Иерусалимской иконы Божией Матери — ныне действующий.
- ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 18813 Л. 23 об.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 1575-ж. Л. 1-3, 63, 87.
- Одним из потомков рода Софиано стал «отец водородной бомбы» в СССР академик А. Д. Сахаров.
- Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 314.
- ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Л. 84194. Л. 1-6.
- ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16305. Л. 382.
- Записано со слов дочери М. О. Щавелева Прасковьи Макаровны в 1994 году.
- Коркунов В. И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С. 3-9.
- Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 16. Oп. 1. Д. 27. Л. 6, 25,
32; С 1929 по 1935 год Кимрский район входил в состав Московской области. - Родник православия. (Газета Кимрского благочиния). Август 2005 г.
- Родник православия. Декабрь 2005 г.
- Крест был освящен 22 января 2015 г. благочинным Кимрского округа Евгением Морковиным в сослужении с протоиереем Александром Крюковым.
ИСТОЧНИКИ: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015., Коркунов В. И. Кимрская старина 8 : [краевед. очерки] / В.И. Коркунов. – Москва: ЛитГост, 2021.
Фото. № 1 МОРПЕХ879 с сайта Народный каталог Православной архитектуры. 2018 г.