Красное. Церковь Спаса Преображения.
Одна из трёх церквей «чесменского» типа, построенных по проекту Ю.М. Фельтена. Две другие: церковь Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге (сохранилась) и церковь Николая Чудотворца в с. Посадниково (Новоржевский район Псковской области; утрачена); Село Красное — некогда богатая усадьба Полторацких, близких знакомых А.С. Пушкина. От усадьбы сохранились дом, церковь, хозяйственные постройки, остатки пейзажного парка, спускающегося к речке Холохольне. Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году, — авторское повторение знаменитой церкви Чесменского дворца (1777-1780), возведенной по проекту известного русского зодчего Ю.М. Фельтена близ Петербурга. Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А.Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трех одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Постройка — одно из редчайших на Тверской земле псевдоготических сооружений XVIII века._x000D_
Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом — круглое окно типа «готическая роза», В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества. Памятник реставрирован.; В 1790 г. в с. Красном Старицкого уезда Тверской губ. действительным статским советником Марком Федоровичем Полторацким (17 апреля 1729 (по другим данным, 1727) — 13 апреля 1795). была построена Преображенская церковь, повторяющая формы Чесменской. Первое его ходатайство «построить каменную церковь собственным коштом» относится к 1783 г. Как и первоначальный храм в с. Красном, ее предполагалось освятить во имя Обновления храма Воскресения Христова, ветхую же деревянную церковь (построенную в 1720 г., по другим данным — в 1673 г.) — перенести на место предполагавшегося кладбища. После повторного прошения епископ Иоасаф (Заболотский) 30 июля 1785 г подписывает храмоздательную грамоту. В 1790 г. уже попечением супруги Марка Федоровича Агафоклеи Александровны и с благословения Преосвященного Иоасафа церковь была достроена, но освящена лишь 21 июля 1803 г. архиепископом Тверским Павлом. Утварь из прежнего храма была перенесена большей частью в часовню д. Кушниково, а на его месте впоследствии поставлен «столб-часовня»._x000D_
Семья строителей храма оставила значительный след в хозяйственной и культурной жизни Тверского края. В возведенную А.А. Полоторацкой церковь в с. Красном она пожертвовала два литургических набора (1802-1803) и два Евангелия — 1800 г., обложенное серебром, и 1808 г. (в 1810 г.), а также две ризы. В 1824 г. А.М. Полторацкий, унаследовавший в 1822 г. с. Красное, подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении на свои средства построить вокруг церкви ограду, указывая, что церковь «благолепием и имуществом среди прочих достаточна». С 1826 г. Алексею Павловичу (с 1827 г. — штабс-капитану лейбгвардии Павловского полка) принадлежало имение «Красное». Впоследствии, в 1829 г., А.П. Полторацкий принес в дар церкви ризу._x000D_
Высота церкви составляет немногим более 24 м, ширина и длина — 20 м. Согласно описи 1848 г., составленной при священнике Михаиле Ивановиче Вешнякове, церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длины и ширины по 10 саж. Стены как изнутри, так снаружи оштукатурены и окрашены, снаружи по гладким местам, желтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою. Крыльца с трех сторон не были крыты. Стены храма не были расписаны. Полы деревянные, деревянную солею отделяла решетка, решеткой были обнесены и клиросы. При отсутствии отдельной колокольни 4 медных колокола весом 812, 267, 20 и 17 кг, литых в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях». При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов — одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого — с Крестом в руках, над ними — пирамиды высотой 120 см._x000D_
Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид». На дубовом необлаченном престоле находился желтый атласный антиминс, освященный в 1802 г. Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. — Петербургской Духовной Академии Дим. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во Храм, Христа Спасителя, Преп. Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и свят. Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле, окруженного девятью Ангельскими ликами, выше был изображен Господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Св. Варвару, в вызолоченной овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением Положения во гроб Христа Спасителя._x000D_
В метрике 1887 г. описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведен карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле ею гладкое и всё вызолоченное». Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила А. А. Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решетчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом «БОГ» над ними. Большей оригинальностью отличались другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображен благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Св. Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных — Св. Пророка Моисея со скрижалями. Над вратами помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Свят. Николая и Свят. Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов и Пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими. С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа — икона Св. Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в д. Маслове Красновского прихода. Выделялись «очень ценное паникадило» — хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольных креста и образы Св. Николая Чудотворца и Свят. Тихона Задонского в алтаре. Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Вмч. Георгия и Свят. Николая, хоругви с изображениями 1) Богоявления и Свят. Николая и 2) Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 г., Минеи 1754 и 1796 гг., Требники 1698 и 1754 гг., творения Свв. Отцов._x000D_
Церковь окружала ограда, первоначально окопанная рвом, к 1889 г. она была каменной с деревянной решеткой. В мае 1889 г. и июле 1891 г. священно-церковнослужители храма ходатайствовали о разрешении возобновить позолоту иконостаса и Свв. икон, на что было получено разрешение Духовной консистории. К 1915 г. имение принадлежало г. Костылевой. Для выполнения цоколя, узорных деталей фасада, карнизов, обрамления портала и окон, фигур Ангелов над пилястрами – «обелисками» портала, а также глав и вимпергов с шатровыми завершениями, применен местный белый (старицкий) камень, что делает здание особенно изысканным. Приалтарные столбы скошены, а опорные столбы имеют «вдавленность» центральной плоскости._x000D_
После закрытия храма в 1930-е гг. его внутреннее убранство было полностью утрачено, в нем разместился колхозный склад. В 1979-1982 гг. проведена консервация здания (архитектор И. Авдеева инженер Г. Брусок). «Церковь… непохожа на все другие, вся устремлена вверх, — пишет современный автор. — Многочисленные тонкие тяги на стенах, стрельчатые окна и двери усиливают ощущение высоты, легкости и изящества. Под сенью старого парка, спускающегося к извилистой речке Холохольне, выглядит она редкостной жемчужиной». Сохранились также двухэтажный усадебный дом с мезонином, хозяйственные постройки. С 1999 года в храме возобновилась духовная жизнь произведены работы по сохранению и реставрации храма._x000D_
Часовни:_x000D_
1) Преображенская – завершена, д. Орешково, Старицкий р-он._x000D_
2) Ахтырская – завершена, д. Илейкино, Старицкий р-он._x000D_
3) Рождества Иоанна Предтечи – завершена, д. Маслово, Старицкий р-он._x000D_
4) Казанская завершена, с. Братково, Старицкий р-он._x000D_
5) Живоносный источник – завершена, с. Луковниково, Старицкий р-он._x000D_
6) Неупиваемой чаши – завершена, д. Турково, Старицкий р-он._x000D_
http://hramvkrasnom.ru/hram/istoriy-hrama-preobrajeniy-gospodny.html; В 1785 году в селе Красном Старицкого уезда Тверской губернии Марк Полторацкий, действительный статский советник, решил построить храм — точную копию петербургской церкви Рождества Иоанна Предтечи, более известная как Чесменская. Чтобы лучше понять необычный замысел хозяина, имеет смысл вернуться в ту далёкую эпоху и сначала вспомнить об оригинале — самой Чесменской церкви, построенной десятью годами ранее на Царкосельском тракте рядом с императорским Путевым дворцом. Церковь в Петербурге торжественно заложили в июне 1777 года не только в честь оглушительной победы русского флота над Турками в Чесменской бухте в 1770 году, но и в том самом месте, где Екатерина Великая получила первое известие о ней. После завершения строительства Чесменского храма Екатерина II любила здесь бывать, и для неё было предусмотрено специальное царское место. Проходит немного времени… и Марк Фёдорович Полторацкий — основатель дворянской фамилии Полторацких, известный русский певец, руководитель Придворной певческой капеллы решил построить такую же церковь в своём имении к 20-летней годовщине Чесменского сражения… И если не знать предистории её постройки, то у любого путешественника невольно вырвутся слова: «Откуда в этой сельской глубинке такая красота?!»_x000D_
Подробности строительства Спасо-Преображенского храма в Красном известны благодаря изыскательской работе писателя и реставратора Владимира Ивановича Сысоева (1947-2010) — автора целого ряда книг, посвящённых истории Тверской земли. Так вот, благодаря старым документам приходит понимание, что в семье действительного статского советника Марка Полторацкого всё же главной движущей хозяйственной силой являлась его супруга «генеральша» Агафоклея Александровна (в девичестве Шишкова)(1732-1822), родившаяся в семье тверских помещиков. Её муж Марк Фёдорович боялся сказать ей поперёк хотя бы слово. По одной из легенд, о её якобы «тиранствах» услышал молодой ещё Александр I и приказал высечь помещицу на лобном месте. Как бы то ни было, это была весьма незаурядная личность. Приданное, доставшееся генеральше от отца, Агафоклея приумножила многократно, и к концу жизни владела четырьмя тысячами крепостных душ. Поэтому имела возможность жертвовать немалые суммы как страждущим, так и на строительство храмов, а главное, не скупилась и охотно этой возможностью пользовалась. Помимо строительства храма в Красном, она финансировала восстановление Борисоглебского собора в Старице. После того как Полторацкие стали владельцами имения в Красном, супруги первым делом решили построить новую каменную церковь вместо старой деревянной. Марк Фёдорович по настоянию жены в 1783 году написал письмо о благословении на строительство, дескать, хочу «поставить собственным моим коштом по способности места положения, не отдаляя однако ж от жительства». Епископ попросил сообщить подробности: сколько в имении прихожан и дворов? В подготовленной справке ему сообщили, что по данным благочинных ведомостей Старцкого уезда от 1782 года, в селе Красном имеется «церковь деревянная, поименованная Воскресения Христова, без приделов», построенная в 1720 году. Она хоть и ветхая, но «утвари довольно», а служат в ней священник, диакон, дьячок и пономарь, дворов же «приходских» насчитывается 287. В тот же год благословение было дано, однако вышла заминка с получением так называемой храмоздательной грамоты, без которой строительство не могло начаться. Лишь летом 1785 года, после того как Марк Фёдорович вторично обратился к уже новому тверскому архиепископу Иоасафу, грамота была получена._x000D_
Увы, архивные документы никак не объясняют, почему всё же владельцы Красного решили строить копию Чесменского храма? Существует несколько версий. Одна из наиболее вероятных гласит: Агафоклея Полторацкая буквально боготворила Екатерину II и резонно полагала, что самим фактом постройки абсолютной копии полюбившегося императрице Чесменского храма можно будет заслужить её благорасположение. В другом имении Агафоклеи — селе Грузины близ Торжка — в спальне хозяйки на стенах висели только образ Спасителя и портрет Екатерины II. После смерти императрицы помещица по мере возможности скупала её одежду и постельные принадлежности._x000D_
Храм Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге был построен по проекту знаменитого архитектора Ю.М. Фельтена. А вот вопрос — была ли Спасо-Преображенская церковь в Красном авторским повторением этого зодчего — остаётся открытым. И бывал ли архитектор в Красном, чтобы конторолировать строительство храма-близнеца? Достоверных ответов на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1776 году Фельтен приезжал в Тверь и принимал участие в церемонии закладки первого камня в основание памятника Екатерине Великой (памятник был снесён в 1811 году). Поэтому можно предположить, что архитектор всё же преодолел расстояние от Твери до Красного, чтобы обсудить с четой Полторацких постройку будущего двойника Чесменского храма. Хотя, с другой стороны, Марк Фёдорович, к тому времени уже заведовавший Императорской певческой капеллой, имевший дворянское звание и собственный герб с изображением арфы в центре, вполне мог встречаться с именитым архитектором либо в Москве, либо в Петербурге. Кстати, помимо авторского повторения в селе Красном, третья точно такая же церковь была построена ещё и в дворянской усадьбе А.Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии. В отличие от первых двух, Никольская церковь имела отдельно стоящую четырёхъярусную колокольню._x000D_
К сожалению, ни сама церковь, ни звонница до наших дней не дожили, они были снесены большевиками в 1920-е годы. А создание трёх одинаковых храмов в разных местах России — это ли не свидетельство безупречности авторского первоисточника? Пусть он даже имел все особенности готической архитектуры, смотревшейся в российской глубинке весьма экзотично. Строительство храма в Красном растянулось на восемь лет, хотя Полторацкие рассчитывали завершить его в 1790 году, к юбилею победы в Чесменском сражении. Лишь летом 1803 года, уже после смерти Марка Фёдоровича, всё было готово для того, чтобы архиепископ Тверской и Кашинский Павел освятил новый храм в честь Преображения Господня. Агафоклея Александровна пережила мужа на три с лишним десятилетия. Перед смертью в 1822 году она завещала усадьбу одному из своих сыновей Александру Марковичу (1766-1839), который некоторое время жил в Красном. Похоронив мать, и, видимо, в память о ней он попросил у церковных властей благословения обнести территорию храма каменной оградой. В прошении он, в частности, не только напоминал, что «каменная церковь во имя Преображения Господня построена покойною моею родительницею», но и хвалился, что «благолепием и имуществом своим против прочих церквей достаточна». Благословение вскоре было получено и ограда построена. К сожалению, до наших дней она не сохранилась. В 1839 году, после смерти Александра Марковича, село Красное и ещё соседнее под названием Слобода перешло во владение его дочери Прасковьи. Но та уже пустила крепкие корни в Москве и в родовой вотчине практически не появлялась. Без хозяйского досмотра имение стало хиреть и приходить в упадок. Прасковья много раз закладывала его за долги, пока в конце 1859 года не продала некоему отставнику коллежскому советнику Борису Васильевичу Костылёву. Сын нового хозяина, которого тоже звали Борисом, врач по образованию, на первом этаже усадебного дома оборудовал медицинский кабинет и стал лечить крестьян. Во время Первой мировой войны он оборудовал и весь второй этаж под госпиталь, разместив там около полусотни коек. Костылёв лечил раненых русских солдат и офицеров, пока к власти не пришли большевики. Они не только закрыли госпиталь, но и арестовали самого Костылёва. Дальнейшая судьба врача неизвестна._x000D_
В 1931 году Спасо-Преображенская церковь была закрыта большевиками. Колокола отправили на переплавку, каменную ограду разобрали, перевезли в Старицу, где поставили вокруг городского сада. Шестьдесят с лишним лет, с 1931 года, когда безбожные власти закрыли храм, помещение церкви использовалось для нужд местного колхоза и серьёзно обветшало. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля 1998 года) — дата второго рождения храма Преображения Господня в селе Красном. В 1999 году настоятелем церкви становится священник Димитрий Каспаров, чьими неустанными стараниями вот уже почти двадцать лет ведутся ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день главные трудности позади: капитальному ремонту подверглась кровля, были покрыты купола, установлены кресты, появились колокола… Внутри настелен деревянный пол, оштукатурены и окрашены стены, сооружён новый иконостас._x000D_
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №278, 2018 г.; Со строительным материалом в окрестностях Старицы никогда не было проблем — большинство храмов в этих местах, включая Спасо-Преображенскую церковь в Красном, построены из местного белого камня, который обладает уникальными свойствами — он очень прочный и с годами не теряет белизны. Поэтому старицкий известняк ещё называют мрамором. Из него не только сложены стены церкви, но и выточены скульптуры над порталом. Но, видимо, заказчики и строители не желали, чтобы копия отличалась от оригинала белыми стенами — наружными и внутренними, и сначала оштукатурили их, а потом покрасили. Лишь цоколь, пилястры стен, фигурные карнизы, а также башенки и столбы оставили белыми. Сейчас цоколь и башенки окрашены красной краской. В здании одиннадцать окон — четыре в куполе, одно круглое над западным входом и шесть внизу._x000D_
На церкви один небольшой купол, увенчанный барабаном в виде башенки, который окружают ещё четыре башенки — все с окнами и острыми готическими шпилями. Также по краям крыши установлено 16 каменных фигурных столбцов-пинаклей. На главе и барабанах сначала были поставлены медные восьмиконечные кресты, с полумесяцем внизу, потом их сменили на шестиконечные. У церкви три входные двери (для сравнения: у Чесменской только одна). С запада пристроено высокое крыльцо, сложенное из дикого камня. Колокольня отсутствует, на звонницах, расположенных в двух башенках-барабанах, изначально висели четыре медных колокола, самый большой из которых весил без малого тонну. Над западным входом, над двумя витыми колоннами установлены каменные Ангелы — один с трубой, призванный возвестить о конце света, а второй с крестом в руках, над ними пирамиды. Также над входом — круглое окно типа «готическая роза». В плане церковь представляет собой «четырёхлистник». Стены украшены узкими вертикальными тягами, которые придают им вид ажурных кружев, а всему строению — утончённость и изящество. Этому же способствуют и стрельчатые же окна. Всё строение как бы неудержимо стремится ввысь. Ещё для сравнения: в отличие от Чесменской, Спасо-Преображенская церковь имеет повышение основания купола, оформленное снаружи в виде аттика с вертикальными тягами и зубчатым верхом. Помимо скруглённого аттика над западным полукружием имеется такой же симметричный, он как бы оформляет алтарный выступ. Всё это придаёт церкви иные, чем у Фельтена, пропорции, поэтому она выглядит значительно монументальнее оригинала._x000D_
Верх храма украшают пять одинаковых башенок — одна венчает купол (она немного больше остальных), другие завершают каждый из четырёх «лепестков». Наличие таких башенок — одна из особенностей псевдоготического стиля. К примеру, в Никольском соборе Можайска, они выполнены в виде высоких ротонд. Декоративный элемент, очень характерный для готической архитектуры — копьевидная башенка, увенчанная фиалом. Пинакли ставились в основном на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Пинакли Преображенской церкви — высокие, четырёхугольные, украшенные в верхней части краббами — небольшими декоративными выступами. Классический элемент готической архитектуры — так назваемая розетта, круглый оконный проём в верхней части здания, расположен над входом. Над главным входом (с западной стороны) находится фронтон с фигурами ангелов по бокам. У Чесменской церкви в Санкт-Петербурге фронтон украшен барельефом, который изображает Всевидящее Око Господне в обрамлении лучей и головок херувимов. Оконные и дверные проёмы имеют характерную для классической готики стрельчатость, гораздо более выраженную, чем у аналогичных проёмов Чесменской церкви, верх которых скорее округлый._x000D_
По преданию, Агафоклея Полторацкая пожертвовала новой церкви два Евангелия, одно из которых было выпущено в 1800 году с обложкой, отделанной серебром, и ещё столько же литургических наборов и две ризы. Первоначально иконы, занимающие место в резном деревянном иконостасе, были написаны на холстах. Об их создании позаботилась опять же Агафоклея Александровна, а вот мастеров золочения нанимала помещица из соседнего Браткова Анна Ермолаева. Сохранились сведения, что золочёными были решётчатые царские врата, которые традиционно украшали изображение Благовещения и Евангелистов. Южные врата украшала икона Святого Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, а северные — пророка Моисея со скрижалями. А над вратами имелись иконы Рождества Христова и Введения во Храм Пресвятой Богородицы. С потолка спускалось чрезвычайно ценное хрустальное паникадило. Имелась при храме библиотека со старинными книгами, среди которых — Апостол 1699 года, Минеи 1754 и 1796 годов и Требники 1698 и 1754 годов…_x000D_
Сегодня ничего этого, увы, нет. Иконы в возрождаемый храм, по словам его настоятеля о. Димитрия, приходилось брать, где только возможно: заказывать художникам или принимать как дар от прихожан. Фрески восстановить не удалось, и внутри стены храма покрашены оранжевой краской. В храме Преображения Господня в Красном слева от иконостаса находится икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Это довольно необычное изображение заступницы, утешающей людей в их скорбях. Образ ещё называют «Избавлением от бед страждующих» и празднуют ежегодно 18 февраля (5 февраля по с.с.)._x000D_
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №278, 2018 г.