Начались реставрационные работы в храме Параскевы Пятницы и Борисо-Глебского собора города Старицы - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Начались реставрационные работы в храме Параскевы Пятницы и Борисо-Глебского собора города Старицы

Начались реставрационные работы в храме Параскевы Пятницы и Борисо-Глебского собора города Старицы

Посмотреть галерею

Благотворительным фондом по восстановлению порушенных святынь во имя святого благоверного князя Михаила Тверского с участием благотворителей проекта продолжается проведение ремонтно-реставрационных работ в храмах города Старицы.

В проект по восстановлению разрушенных храмов в городе Старицы попали храм Параскевы Пятницы и собор в честь святых мучеников князей Бориса и Глеба.

В Борисо-Глебском соборе на данный момент проведены уже следующие работы: покрыта новая кровля на крыше храма, заменены старые двери на новые. 

Фонд благодарит благотворителей, оказывающих всякое содействие на восстановление храма Параскевы Пятницы и собора в честь князей мучеников Бориса и Глеба. 

Справочная информация:

Борисо-Глебский собор: Первый каменный собор, нареченный именами Бориса и Глеба – покровителей русского воинства, был построен в Старицком кремле, на месте более древней деревянной церкви в ознаменовании первых побед московского воинства в Казани, Астрахани и Ливонской войне. На сооружение храма ушло всего три года (1558-1561). В «Истории русского искусства» (И. Грабарь 1911 г.) говорится, «…оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм … современник храма Василия Блаженного, Старицкий собор, богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразчатой лепниной под карнизом храма, — несомненно был великолепен и величественен».

В таком виде, познавший разные беды храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились «ядра и зелье». В начале 17 века собор был разорен и разграблен иноземными захватчиками, а затем опустошен сильным пожаром. Окончательный приговор знаменитому собору был вынесен в 1658 году патриархом Никоном. Собор был обезглавлен, и простояв в таком обезображенном виде еще полтора столетия, был окончательно разобран за ветхостью.

Нынешний преемник древнего собора построен в 1827 году неподалеку от места старого собора и не отличается оригинальностью. Суровый, мрачноватый куб (не смотря на желтую окраску стен) возвышается над новым городищем. Ему достались церковная утварь, колокола предшественника. Сохранены и перешли к новому собору две керамические плиты – «Спас нерукотворный» и «Распятие», выполненные в технике поливы старицкими мастерами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырехколонных портиков тосканского ордера.

Гораздо больший интерес вызывает трехъярусная колокольня (1827 г.), возвышающаяся по соседству. Это редкий пример древнейшего типа церкви «иже под колоколы».
В настоящее время в храме ведутся реставрационные- ремонтные работы.

Храм Параскевы Пятницы: Уникальный по своему внешнему облику комплекс церкви Рождества Богородицы, более известный старичанам под именем церкви Параскевы Пятницы — покровительницы торговли, расположен у подножия древнего старицкого городища на левом берегу Волги. Некогда он стоял на Торговой площади города и вместе с многочисленными торговыми рядами Гостиного двора перекликался с комплексом Успенского монастыря на другом берегу реки. Горожане часто называют его женским монастырем. Нет, это не монастырь, а эффектный ансамбль, созданный в XVIII-XIX веках. И даже сегодня, несмотря на печальное свое состояние, он является одной из визитных карточек Старицы.

В 1728 году по указу тверского архиепископа Феофилакта вместо деревянной церкви Параскевы Пятницы начали строить каменный храм во имя Рождества Богородицы с приделом, сохранившим посвящение древней церкви. Пятницкий придел освятили в 1740 году, главный же престол — только через 10 лет. А еще через столетие, в 1825 году, к белокаменному барочному храму с невысокой колокольней с южной и северной стороны пристроили два ротондальных придела в стиле позднего классицизма. Сложная, но строгоупорядоченная композиция ансамбля дополнена с востока белокаменной колоннадой с двумя часовнями и лестницами, ведущими из ротонд к берегу реки. Множество расположенных на разных уровнях и разных по форме куполов делают живописный облик здания очень уютным и камерным.

В 1970-х годах церковь Рождества Богородицы была отреставрирована. В настоящее время в церкви проводятся восстановительные работы.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх