Обновления Храма Воскресения Христова церковь (Малое Новоселье) - 1828-1829 года - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Обновления Храма Воскресения Христова церковь (Малое Новоселье) — 1828-1829 года

Обновления Храма Воскресения Христова церковь (Малое Новоселье) — 1828-1829 года

+68
Посмотреть галерею

Самое первое известие о строительстве в селе Малое Новоселье деревянной церкви во имя Обновления храма Воскресения Христова с приделом великомученика (вмч.) Георгия Победоносца относится 1761 г. Более ранних известий о ней обнаружить пока не удалось. Рядом с храмом возникло и приходское кладбище.

Имена первых священно- и церковнослужителей автору неизвестны. О них мы узнаем, начиная с 1806 г. (год ухода из жизни диакона Михаила Ильина). В 1814 г. рукоположен в сан священника диакон Андрей Яковлев. В 1814 г. уволен вследствие старости диакон Спиридон Федоров. В 1823 г. в связи с преклонным возрастом уволен священник Иван Иванов (умер в 1829 г.).

В 1824 г. подал прошение на производство в сан священника к церкви села Малое Новоселье выпускник Тверской духовной семинарии Федор Яковлевич Ершов. Чтобы получить место священника, последнему необходимо было выполнить ряд обязанностей.

Комиссия Тверской духовной консистории рассмотрела прошение. Претендент на пост настоятеля Воскресенского храма Федор Ершов был сыном священника кашинского Сретенского женского монастыря. В возрасте 21 года он окончил духовную семинарию. Была осуществлена проверка оценок, полученных им во время учебы. Знания бывшего семинариста удовлетворили комиссию. Ему было рекомендовано вступить в брак (обязательное условие), а уже затем пройтии посвящение в духовный сан. Федор Ершов сочетался законным браком с Надеждой, дочерью священника с. Сутоки Корчевского уезда Василия Стефанова. Затем он был допрошен по поводу своей нравственности: нет ли у него родственных связей с причтом Воскресенского храма с. Малое Новоселье, имеет ли он какие-либо пороки, был ли за что-либо наказан и т.п. Среди вопросов имелся и такой, который в настоящее время покажется экзотичным или даже излишним: налагает ли он на себя крестное знамение тремя первыми пальцами (троеперстие); также новоявленный иерей был обязан доносить о суевериях своих прихожан и т.п. После всего вышеперечисленного комиссия удовлетворила прошение и 15 июня 1824 года епископ Дмитровский Афанасий, викарий Московской епархии, в домовой церкви Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря рукоположил Федора Ершова в сан священника и направил последнего в Тверскую епархию. После получения из духовной консистории ставленной иерейской грамоты Федор Ершов был направлен — с целью овладения навыками священнослужения, исправления мирских треб — в Мироносицкую церковь, к ее настоятелю протоиерею Петру Иосифову. Только после этого послушания он заступил на место священника в Воскресенский храм [1].

В самом начале его служения, 22 августа 1824 г., произошло несчастье: деревянная церковь сгорела. Прихожанам едва удалось спасти иконы, документы, денежные средства. Дома причта и помещика Петра Баклановского, стоящие по соседству с церковью, не пострадали. Благочинный округа священник с. Сутоки Димитрий Алексеев послал рапорт о пожаре в храме села Малое Новоселье тверскому архиерею. В результате расследования происшествия, допросов свидетелей, Корчевской суд выяснил следующее. В тот роковой день в церкви священником Федором Ершовым совместно с пономарем Иваном Ильиным проводилось отпевание умершего младенца. После отпевания пономарь отнес горячие угли, которые подавал священнику для кадила во время обряда, в колокольню; при этом он не совсем затушил последние, а просто ссыпал их в лубяную угольницу. Угли, спустя время, воспламенились, возникшее пламя охватило вначале колокольню, а затем и церковь. Выслушав признания молодого пономаря и показания свидетелей, суд признал его действия неумышленными. Все же церковные власти направили последнего с целью наказания «на черные труды» в тверской Желтиков монастырь на 3 месяца с предупреждением, что если подобное повторится, его ожидает более суровое наказание [2].

Прихожане, оставшись без церкви, захлопотали о постройке новой, но уже каменной. В декабре 1824 г. архиепископу Тверскому и Кашинскому Ионе местные помещики Петр Иванович и Мария Алексеевна Баклановские, причт, прихожане храма послали прошение о разрешении (благословении) построить им на их собственные средства с добавлением церковной кошельковой суммы каменную церковь с тем же наименованием, что и сгоревшая, а также проект будущей церкви с приделом вмч. Георгия Победоносца. В том же прошении они ходатайствовали о разрешении выдать сборную книгу для доброхотных подаяний. Тверской архиерей благословил своих верных чад на богоугодное дело. В марте 1825 г. в духовной консистории была подготовлена храмозданная грамота за подписью архиерея, а крестьянину д. Коршево Киприану Никитину выдана сборная книга сроком на три года для пожертвований на строительства храма. В ноябре Киприан Никитин заболел и сборная книга была передана крестьянину д. Филипково Ивану Арсеньеву. В том же году (после получения храмозданной грамоты) началось возведение церкви из заготовленных заранее строительных материалов.

Хлопоты по строительству храма разделили вместе с молодым, 22-летним священником Федором Ершовым дьячок Василий Степанов 45 лет и вышеупомянутый злополучный пономарь Иван Ильин (диаконское место в связи с малоприходностью храма в 1815 г. было упразднено).

В 1827 г. тверскому архиерею Амвросию от Петра Баклановского и других помещиков-прихожан было направлено прошение освятить придел во имя вмч. Георгия Победоносца в селе Малое Новоселье; сам же храм с колокольней еще не были готовы. Тверской архиерей распорядился освятить придельный храм.

11 сентября 1827 г. протоиерей Тверского кафедрального собора Петр Семенов «с братией» освятил Георгиевский придел Воскресенского храма по церковному чиноположению [3].

Храм с главным престолом во имя Обновления храма Воскресения Христова с колокольней был освящен 24 сентября 1833 г. священником Тверского кафедрального собора Иоанном Рубцовым.

Каменный храм во имя Обновления храма Воскресения Христова с приделом вмч. Георгия Победоносца построен на месте бывшей деревянной церкви в 1824 г. Дома причта находились на расстоянии в 30 саженей, дом помещика Баклановского — в 60 саженях от последнего. Длина церкви составляла 12 саженей (в другой описи — 15), ширина — 6. Всего в церкви было 26 окон; из них 12 вверху и 14 внизу. На церкви имелась одна глава, крытая белым железом и увенчанная восьмиконечным вызолоченным железным крестом. Железная крыша покрашена зеленой краской. В храм вели три двери: с западной (под колокольней), северной и южной сторон. Паперть каменная, с двумя полуциркульными окнами. Крыльцо деревянное, с тремя ступенями. Такие же крыльца с восемью колоннами имелись с южной и северной сторон.

Главный алтарь. Престол из соснового дерева с атласным, голубого цвета, антиминсом со святыми мощами. Жертвенник, два запрестольных креста, запрестольный образ Божией Матери Иерусалимской…

План Воскресенской церкви

Алтарь придельного храма. Престол соснового дерева, антиминс алого цвета — освящен в 1826 г. владыкой Ионой. Жертвенник, запрестольный Образ Нерукотворный…

2-ярусный иконостас главного престола деревянный, с вызолоченной резьбой, по гладким местам выкрашен голубой краской… Перед Царскими вратами деревянный амвон. Перед иконостасом деревянная точеная решетка, выкрашенная голубой краской.

3-ярусный иконостас придела резной, вызолоченный, по гладким местам выкрашен голубой краской. Пожертвован из церкви села Горицы…

Вход из придела в главную церковь имеет двустворчатые деревянные двери. Над дверьми, в раме, изображения Божией Матери с предстоящими Печерским чудотворцами: Антонием и Феодосием. На северной стороне придела икона Георгия Победоносца. Придел обогревается кирпичной печью (поэтому и называется теплым, зимним, в отличие от помещения с главным престолом, который не обогревается и называется холодным, летним).

Паникадило в середине главной (холодной) церкви медное, посеребренное, весом в 30 фунтов, прикреплено к куполу. В приделе медное посеребренное паникадило весом 20 фунтов, прикрепленное железной цепью к потолку…

Колокольня каменная, построена в 1829 г. в 3 яруса, покрыта железом и окрашена зеленой краской. Крест железный, вызолоченный, высотой 1 1/2 аршина. На колокольне пять колоколов. Главный весит 20 пудов 25 фунтов, второй — 4 пуда 20 фунтов. Вес остальных неизвестен. Все пять колоколов отлиты в 1827 году в Твери на заводе купца Капустина на иждивение прихожан.

Ограда в описи 1847 года еще не упоминается. С левой стороны колокольни деревянная сторожка, покрытая соломой, с печкой и тремя окнами с лицевой стороны. Здесь же амбар, крытый тесом, для хранения церковных вещей и собранного с прихожан хлеба.

У церкви имелись две приписные часовни. Первая находилась в двух верстах от нее, у д. Сиблово. Деревянная, покрытая тесом, по преданию она была построена на месте бывшей здесь когда-то церкви. В часовне имелись иконы: Спасителя, Божией Матери, Великомученика Георгия, Иоанна Богослова, Воскресения Христова, пророка Илии, а также медный и деревянный кресты. В 1896 г. вместо старой, ветхой была построена новая деревянная часовня.

Вторая часовня стояла в четырех верстах от церкви, в д. Филипково Бежецкого уезда (за рекой Медведицей). Деревянная, квадратная, длиной и шириной в 2 1/2 сажени, она, по преданию, возведена на месте бывшей церкви во имя Обновления храма Воскресения Господня. В ней находились иконы: Воскресения Господня, «Вход Господень в Иерусалим», «Святое Богоявление», «Рождество Христово», «Тайная Вечеря», а также Спасителя, Богоматери, Святителя Николая, свт. Митрофана, еп. Воронежского, вмч. Георгия Победоносца, Скорбящей Божией Матери, пророка Илии. Над образами висели лампады. В 1898 г. в деревне была построена новая деревянная часовня. Обе часовни охранялись крестьянами селений [4].

В 1840 г. священник Трунов просит епархиальное начальство разрешить покрасить храм, а в 1845 г. — провести ремонт последнего. В 1849 г. было отправлено прошение о разрешении построить вокруг церкви ограду; в 1852 г. — прошение о проведении некоторых ремонтных работ. В 1862 г. помещик Кислинский пожертвовал храму икону со святыми мощами. В 1873 г. последовало прошение прихожан о разрешении им перелить колокол (в описи не указан его вес, а также кем и где он будет отлит). В 1893 г. вновь последовало прошение прихожан о разрешении перелить разбитый колокол (без указания его размеров и других данных).

В 1837 г., после смерти священников Ивана Алексеева и Андрея Панова, упоминаются священники Александр Петропавловский, Иоанн Федоров и Иван Панов. В 1840 г. на место умершего дьячка Ивана Лисицына заступил Михаил Лисицын (вероятно, его сын). В 1845 г. упоминается священник Александр Галахов. В 1846 г. дьячком храма становится Михаил Казанский.

В 1850 г. причт храма состоял из священника Александра Галахова 29 лет, дьячка Алексея Воздвиженского 38 лет, пономаря Александра Воскресенского 23 лет.

В 1855 г. уволен дьячок Алексей Воздвиженский; на его место назначается Арсений Рахманин. В 1858 г. умер пономарь Владимир Веревкин (вероятно, на пономарское место заступил его сын, Стефан Веревкин). В 1860-е годы в храме служил Александр Лампсаков. В 1870-е годы — священник Константин Соколов, после него — Иоанн Чередеев.

В церковных документах Тверского архива имеются сведения и о дисциплинарных нарушениях со стороны причта храма. Так, в 1829 г. отмечается пьянство пономаря Ивана Ильина. В 1856 г. указано на случай воровства дьячком Василием Волковым лошади у крестьянина Семена Иванова. В 1878 г. отмечен факт нетрезвости и «буйства» Стефана Веревкина.

В 1895 г. при церкви была открыта церковно-приходская школа; в советское время — начальная школа, закрытая в 1969 г.

В 1900 г. в храме служили: священник Иоанн Иоаннович Чередеев 52 лет и псаломщик Стефан Владимирович Веревкин 52 лет. Стефан Веревкин происходит из семьи пономаря. Окончил Кашинское духовное училище. В октябре 1858 г. тверским архиереем Филофеем направлен в Воскресенскую церковь пономарем. В 1871 г. становится дьячком, в 1877 г. переименован в псаломщика (должности дьячка и пономаря в Русской Православной Церкви в 1870-е годы были заменены на псаломщика) на место умершего отца.

Прихожанами храма являлись крестьяне деревень: Коршево, Сиблово, Молоди, Иваньково, Рыбушкино, Лебзуново и, за рекой Медведицой, д. Филипково Бежецкого уезда (ныне Рамешковского района Тверской области). Всего 498 душ мужского и 529 женского пола [5].

В 1911 г. в церкви начался ремонт. Храм планировалось побелить, на нем, а также на колокольне, покрасить крышу, в приделе — починить потолок, промыть живопись. На 1912 г. было намечено расписать купол священными изображениями [6].

В 1912 г. в храме стал служить новый псаломщик Всеволод Смирнов.

Судьба храма после Октября 1917 года

Со сменой власти в стране для Русской Православной Церкви наступили трудные времена. Новая власть повела борьбу против религии.

Согласно декрета Совета Народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Воскресенский храм в Малом Новоселье переходит в собственность государства.

Воскресенская церковь в 1960-е гг.

26 октября 1919 г. Горицкий Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов передал по договору православной общине Воскресенского прихода Горицкой волости храм в селе Малое Новоселье. Договор состоял из целого ряда ограничений. В частности, верующие обязались беречь богослужебное здание и использовать его только по религиозному назначению, нести ответственность за целость и сохранность имущества, не допускать политических собраний, враждебных советской власти, распространения книг, посланий, листовок, направленных против власти, не совершать с колокольни набатных тревог для созыва населения в целях его возбуждения, подчиняться всем распоряжениям местных органов власти, производить оплату на содержание храма и его предметов: ремонт, отопление, страхование, оплачивать долги, налоги… Договор подписали уполномоченный Горицкого волисполкома Афанасий Синюшкин и ряд прихожан храма.

В январе 1918 г. ушел в заштат престарелый священник Иоанн Чередеев [7].

15 мая 1918 г. в храме появился новый священник Димитрий Виноградов [8].

Слева направо: священник Дмитрий Виноградов, псаломщик Федор Страхов, Мария Виноградова, супруга Д. Виноградова

Дмитрий Дмитриевич Виноградов. Родился в 1885 г. Служил диаконом в Преображенском храме с. Кошелева Тверского уезда. В 1918 г. был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Воскресенского храма с. Малое Новоселье. Супругой его стала Мария Николаевна, дочь священника Никольской церкви с. Никольское-Неверьево Корчевского уезда (ныне Кимрский район) Николая Страхова. В семье родились дети: Серафима, Василий, Николай, Анна, Павла и Иван.

В 1924 г. (по другим, устным данным в 1925 г.) Димитрий Виноградов умер в селе Малое Новоселье (Бакланове). Его супруга с детьми еще ряд лет оставались в церковном доме; затем переехали в Кимры. В конце 1961 г. Мария Николаевна ушла из жизни, намного пережив своего мужа [9].

В середине 1920-х годов в храме появился священник Михаил Малеин. Псаломщиком в нем служил Василий Виноградов, сын священника Димитрия Виноградова.

В 1930 г., после ареста Михаила Малеина, священником храма стал Павел Докучаев; в 1931 г. в документах упоминается имя и.о. псаломщика, крестьянки из д. Лебзуново Пелагеи Демидовой.

С марта 1935 г. священником храма становится Михаил Сперанский.

Михаил Сперанский с супругой Елизаветой Ивановной

Михаил Сергеевич Сперанский родился 14 ноября 1885 года в г. Верея Московской губернии в семье священника. В 1902 г. окончил духовное училище. Ряд лет работал в почтовом ведомстве. В 1911г. женился на кимрянке Елизавете Ивановне Тверянкиной. В 1920-е годы служил псаломщиком в кимрском Покровском соборе. В Кимрском муниципальном архиве имеется краткое сообщение о том, что в 1930 г. он был направлен священником в храм с. Печетова; был ли он в нем в командировке на время отсутствия священника, сколько времени там прослужил, осталось неизвестным. С 1935 г. служит священником в Воскресенском храме с. Малое Новоселье (Бакланове). 20 декабря 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. Во время следствия опрошенные свидетели: Г. Пискунов, К. Павлинов, Я. Борисов, Г. Колосов — дали показания не в его пользу. Обвиняемый не признал себя виновным. 30 декабря 1937 г. «тройка» УНКВД по Калининской области приговорила Михаила Сперанского по статье 58 п. 10 УК РСФСР к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Находился в Коми АССР, где работал санитаром в лагерной больнице; там он и умер от сердечного приступа 23 апреля 1940 г. [10].

Брат Михаила Сперанского, Григорий Сергеевич, также являлся священником и в том же 1937 году был осужден на 10 лет лагерей. Умер в заключении в 1939 г. Его супругой была дочь богатого жителя Кимр М. Л. Леонтьева Серафима Максимовна; другая его дочь, Софья Максимовна, стала супругой Аркадия Некрасова, диакона (псаломщика), служившего в храмах сел Воронцово и Лосеве Кимрского района.

Вероятно, после осуждения священника Михаила Сперанского церковь уже больше не работала. Позднее она была официально закрыта и передана в ведение местного колхоза.

В здании бывшей церкви в 1943 г. был открыт овощесушильный завод (цех), просуществовавший несколько лет; затем здесь разместился склад; позднее в нем ремонтировали трактора.

Ныне возле церкви сохранилось только старое кладбище, действующее по сей день. Сам же храм продолжает неуклонно разрушаться. Вот как описывает его в 2009 г. в своей книге местный уроженец Леонид Седов:»… Церковь не аварийная, хуже — она полуразрушенная: дверей нет, нет нижних лестниц колокольни, нет кровли, обрушен сводчатый потолок алтаря (зияет небо), глубокая яма в летней церкви…» [11].

Примечания

  1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф 160. Оп. 10. Д. 2239. Л. 1-13.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2237. Л. 1, 11, 13, 20-25.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2241.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2252. Л. l-ЗЗоб.
  5. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 408-409.
  6. Православная Тверь (газета). Февраль 2004 г.
  7. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). Тверь, 1918. №1-4.
  8. ТЕВ. Тверь, 1918. №. 13-18. С. 21.
  9. Из многочисленных потомков священника Димитрия Виноградова укажем на Ирину Николаевну Миронову, Главу администрации Кимрского района и врача-хирурга Владислава Ивановича Виноградова.
  10. О кончине священника Михаила Сперанского рассказала автору этих строк много лет назад его дочь, Ия Михайловна Лапина (1931 — 2010). Она сама узнала о дате смерти отца от вернувшегося в Кимры из заключения его «товарища по несчастью»; Коркунов В.И. Храмы города Кимры. Кимры, «Литературная гостиная», 2015. С. 50.
  11. Седов Л.А. История села Быково и окрестных деревень, что на реке Медведице. Кимры, 2012. С. 86.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.


Фото. № 1 Михаила Юдицкого

Наверх