Обновления Храма Воскресения Христова церковь (Стоянцы) - 1780 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Обновления Храма Воскресения Христова церковь (Стоянцы) — 1780 год

Обновления Храма Воскресения Христова церковь (Стоянцы) — 1780 год

+75
Посмотреть галерею

Историческая справка

Церковь в селе Стоянцы (Стоянец) известна с 17 века. В Кашинской писцовой книге 1628-1629 гг. о ней говорится, что в вотчине патриарха Московского и всея Руси Филарета, в селе Стоянец церковь во имя Николая Чудотворца деревянная, места поповское и дьяка пусты, при церкви лишь двор просвирницы…. Рядом расположена д. Семенково, там живут поп и дьячок [1].

В 1678 г. упоминается церковь Вознесения Господня с приделом Николая Чудотворца [2].

Следующая, тоже деревянная церковь была во имя Обновления Храма Воскресения Христова. Когда она построена, неизвестно; известно лишь, что в 1774 г. церковь сгорела.

6 ноября 1774 г. (после пожара) священник Иван Трофимов с прихожанами обратились к тверскому архиерею и архимандриту Троице-Сергиевой лавры Платону с прошением благословить их на постройку новой, теперь уже каменной церкви в прежнее именование — Обновление Храма Воскресения Христова с приделами Николая Чудотворца и Успения Божией Матери. В начале января 1775 г. владыка Платон благословил просителей на богоугодное дело и выдал храмоздательную (храмозданную) грамоту [3].

В 1776 г. был построен придел во имя Николая Чудотворца. Тогда же прихожане обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Арсению с просьбой благословить придел. 23 ноября 1776 г. владыка наложил резолюцию об освящении его благочинному местного округа священнику Покровской церкви погоста Покровского, что в Голядях (Гайново) Михаилу Иванову [4].

Храм с главным престолом — Обновления Храма Воскресения Христова — продолжал строиться. В 1780 г. он с благословения архиерея Арсения был освящен [5].

Вскоре обнаружилось, что Никольский придел оказался тесен для прихожан, имея отдельный вход в храм. Поэтому в 1821 г. священники Александр Васильев, Дмитрий Спиридонов, Михаил Фаддеев, диакон Иван Васильев, дьячки Василий Васильев, Алексей Дмитриев, Андрей Тимофеев, пономари Леонтий Григорьев, Яков Филиппов, Иван Николаев, церковный староста Козьма Гаврилов (в то время по штату в храме должны были служить 3 священника, 2 диакона, 3 дьячка, 3 пономаря) и прихожане обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Симеону с прошением об «учинении милостивого благорассмотрения» пристроить к основному храму второй придел во имя Успения Божией Матери на средства прихожан и церковную кошельковую сумму. Крестьяне обещали всем обществом помочь с подвозом кирпича, камня, извести. К прошению прилагался план придельного храма, засвидетельствованный губернским архитектором. Владыка благословил прихожан на это начинание. В марте того же года план с фасадом придела был утвержден; вслед за этим последовал указ архиерея об устроении Успенского придела [6]. Успенский придел освящен в 1826 г. Число и месяц освящения, кто освящал придел — неизвестно, так как дела этого в Тверском архиве нет.

В 1831 г. указан Воскресенский храм (холодный) с двумя теплыми (отапливаемыми) приделами; с северной стороны (левой) — Николая Чудотворца и с южной (правой) — Успения Божией Матери. На колокольне в то время имелось всего 7 колоколов. Иконостас в холодном храме — 5-ярусный, в приделах — 2-ярусные. Между правым и левым клиросами имелась железная решетка весом 27 пудов. Посреди церкви висело медное 5-ярусное паникадило [7].

После 1826 г. Успенский придел был подвергнут перестройке. В 1846 г. причт храма, церковный староста и прихожане обратились к тверскому архиерею Григорию с прошением благословить освящение придела: «Покорнейше просим придельный храм Успения Богоматери дозволить освятить на преждеосвященном антиминсе местному благочинному села Троицкого, что в деревнях священнику Алексею Кононову Ершову и о сем нашем покорнейшем прошении учинить милостивейшее архипастырское благорассмотрение». Подписали прошение священники Николай Михайлов, Алексий Григорьев, Адриан Болотов, диаконы Григорий Алексеев, Петр Тимофеев, дьячки Алексей (Алексеев?), Андрей Березин, Алексей Дмитриев, пономари Владимир Кревский, Илья Яковлев, Владимир Иванов, церковный староста, крестьянин с. Стоянца Иосиф Карпов.

14 октября 1846 г. последовала соответствующая резолюция архиерея с наказом братии кафедрального собора — придел освятить и об исполнении отрапортовать. 27 октября протоиерей Иоанн Ловягин (вероятно, старший группы священнослужителей епархии, ответственный за освящение храмов губернии) рапортовал архиерею, что: «придел сего октября 27 дня очередным соборным священником Иоанном Григорьевым Рубцовым по чиноположению церковному на преждеосвященном антиминсе освящен, о чем в Тверскую духовную консисторию благопочтенно рапортуем» [8].

Опись храма (дается в сокращении). Главный храм (с престолом Обновления Храма Воскресения Христова) длиной 6 саженей с аршином, шириной 6 саженей с аршином, высотой 7 саженей (1 сажень — 2,13 м., 1 аршин — 71,12 см.) Придел по правую сторону длиной 8,5 саженей. Придел по левую сторону также длиной 8,5 саженей (ширина обоих приделов по 16 саженей с аршином).

В церкви 3 престола. Главный — во имя Обновления Храма Воскресения Христова. Приделы: по правой стороне — во имя Успения Богоматери, по левой — Николая Чудотворца. Стены главного храма (внутри) и алтаря окрашены голубой краской и расписаны священными изображениями. В куполе изображение Господа Саваофа на масле, ниже альфреско, а в самом низу — вновь на масле.

В церкви 24 окна: вверху главного храма 5, внизу — тоже 5, в правом и левом приделах по 7 окон.

На церкви 7 глав, крытых листовым железом. На главах — вызолоченные железные восьмиконечные кресты. На обоих придельных храмах (приделах) деревянные кресты, обитые английским железом. Крыша церкви на деревянных стропилах, покрыта листовым железом.

Входные двери с южной, северной и западной сторон. Каменная паперть с западной стороны под колокольней, соединенной с приделами. С южной и северной сторон крыльца из белого камня, с западной стороны — крыльцо со ступенями.

Церковь с благословения преосвященного Арсения, епископа Тверского и Кашинского, выстроена в 1780 году; придельные храмы — в первой половине 19 века.

Главный алтарь (во имя Обновления Храма Воскресения Христова). Престол из дубового дерева. Антиминс атласный, желтого цвета; освящен тверским архиереем Тихоном в 1780 г. Запрестольный деревянный крест живописной работы. Запрестольный образ Казанской Богоматери. Крест и икона поставлены на две тумбы, окрашенных белой краской, местами позолоченных. Перед престолом образ Воскресения Господня.

Придел с правой стороны. Престол соснового дерева. Атласный антиминс желтого цвета, при нем святые мощи. Жертвенник. Четырехконечный запрестольный крест живописной работы. Запрестольный образ Казанской Божией Матери; на ее оборотной стороне образ вмч. Феодора Стратилата. Перед жертвенником, на стене, образ Спасителя.

Придел с левой стороны. Престол соснового дерева, на нем атласный антиминс красного цвета; освящен тверским архиереем Филофеем в 1875 г. В нем св. мощи. Жертвенник, запрестольный крест с позолоченной резьбой. Запрестольный образ Знамения Божией Матери с серебряным окладом и венцом. Пожертвован крестьянином д. Баранцово Архипом, что значится в надписи внизу иконы. На другой стороне иконы изображение святителя Николая. Запрестольный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в медной посеребренной ризе; на оборотной стороне изображение бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Перед жертвенником, на стене, икона Спасителя, сидящего на престоле. 5-ярусный иконостас главного престола деревянный, в русско-византийском стиле — с резьбой, окрашен белой краской, позолоченный. Изготовлен на кошельковую сумму в 1879 г. Его высота составляла 7 аршин 6 вершков, ширина 6 аршин 10 вершков (1 вершок — 4,45 см.) На Царских вратах (первый ярус) 6 икон живописной работы в рамках с позолоченной резьбой… С правой стороны икона «Спас на престоле»; риза и венец серебряные. Икона «Обновление Храма Воскресения Христова в Иерусалиме» (Воскресение словущее) живописной работы длиной 2 1/2 аршина, шириной 1 1/2 аршина. Перед иконой — медный посеребренный подсвечник с шандалами весом 1 пуд 5 фунтов, а также малая лампада для возлияния елея.

Южная алтарная дверь; на ней — изображение Архангела Гавриила, икона святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого; икона прп. Нила Столобенского, прп. Макария, игумена Калязинского. С левой стороны икона Казанской Божией Матери, купленная прихожанами в 1817г. Перед иконой — большой посеребренный медный подсвечник с шандалами весом 1 пуд 5 фунтов.

Северная алтарная дверь; на ней изображение Архангела Михаила живописной работы, икона свт. Арсения, епископа Тверского, блгв. кн. Михаила Тверского, блгв. кн. Александра Невского. Перед ней — большой медный подсвечник весом 1 пуд 15 фунтов. Икона прп. Ефрема Новоторжского, прп. Аркадия Новоторжского. Над местными иконами в четырнадцати золоченых рамках — изображения 12-ти праздников, Рождества Иоанна Предтечи. Покрова Богородицы живописной работы. .. Над пятым ярусом — живописная икона Господа Саваофа.

За правым клиросом, на стене, икона Обновления Храма Воскресения Христова в медной посеребренной ризе. За левым клиросом — икона Воздвижения Животворящего Креста Господня. За клиросами хоругви со святыми изображениями на железных шестах.

Перед иконостасом главного престола — железная решетка весом 27 пудов. 2 клироса окрашены белой краской.

В приделе с правой стороны — 2-ярусный вызолоченный, с резьбой, иконостас столярной работы. В первом ярусе Царские врата столярной работы с позолоченной резьбой…

2-ярусный иконостас придела с левой стороны с вызолоченной резьбой выкрашен красной краской. Царские врата…

Между иконостасами арка, ведущая в главный храм (холодный). На правой стороне арки иконы; Животворящий деревянный восьмиконечный Крест с изображением Распятия, на котором надпись, говорящая о том, что этс список с чудотворного Животворящего Креста, находящегося в г. Дмитрове Московской губернии; стоит он под балдахином, украшен двумя колоннами, перед ним — медный подсвечник весом 1 пуд 18 фунтов. Икона Казанской Божией Матери длиной 2 и шириной 1/2 аршина в серебряной позлащенной ризе с таким же венцом, украшенным 24-мя разноцветными камнями с надписью внизу: «1871 г. июля возобновлена сия икона Казанской Божией Матери и обложена серебряной вызолоченной ризой (…непонятное слово) спасения от смертной язвы, называемой холерой в храм Обновления Храма Воскресения Христова». Икона Иверской Божией Матери, внизу ее надпись: «Копия с Московского чудотворного образа Пресвятой Богородицы Иверской» [9]. Перед аркой — образ Господа Вседержителя на престоле.

В Успенском приделе, за правым клиросом — крест с позолотой, иконы… За левым клиросом, в позолоченной ризе, икона Сергия Радонежского с надписью, говорящей о том, что этот образ — копия с чудотворной иконы, находящейся в Троице-Сергиевой лавре, написанный в 1860 г. в мастерской под руководством художника Ивана Малышева.

В Никольском приделе, за правым клиросом, иконы: Богородицы Боголюбской с предстоящими, вмч. Пантелеймона, блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского, блгв. кн. Михаила Тверского, прп. Анфисы игумении. Внизу иконы надпись: «Сия икона написана доброхотными дателями в память избавления от холеры, бывшей в 1871 г. и положено праздновать в 27 день июля. Сия икона писана в Сергиевой лавре в мастерской иконописания под руководством Ивана Малышева». Перед иконой медный подсвечник весом 35 фунтов. Железная решетка весом 2 пуда покрашена голубой краской.

Иконы на стенах. Вмч. Пантелеймона с чудесами и страданиями. На ней надпись: «Написана сия икона в Николаевском Пешношском монастыре под наблюдением его Высокопреподобия строителя (…?) 1872 г.». На левой стороне — икона святителя Николая, вмц. Параскевы, блгв. кн. Михаила Тверского, вмч. Никиты. Ее длина 1 аршин 10 вершков, ширина 1 аршин; внизу надпись: «Сия икона написана доброхотными дателями в память от избавления от холеры, бывшей в 1871 г. и положено праздновать в 27 день июля. Писана в Сергиевой лавре в мастерской иконописания под руководством художника Ивана Малышева» [10]. В правом приделе, за клиросами, хоругви, около столпов железные решетки весом 15 пудов, окрашенные голубой краской. В приделах печи…

Евангелие в большой лист переплетено в деревянные доски, обтянуто сафьяном и обложено листовым позолоченным серебром. Вес 19 фунтов. Печатано на белой бумаге с киноварью (красной краской); пожертвовано крестьянином д. Максимцево Алексеем Ефимовым в 1868 г. Евангелие в средний лист переплетено в деревянные доски, обложено алым бархатом и позолоченным листовым серебром. На лицевой стороне 5 финифтевых образов. Печатано на белой бумаге с киноварью в 1836 г. Евангелие в большой лист. Переплетено в деревянные доски, обложено медными листами с пятью клеймами. Печатано на белой бумаге в Москве в 1753 году…

4-конечный напрестольный серебряный позолоченный крест. На оборотной стороне надпись: «1735 г. построен сей Животворящий Крест Господень Кашинского уезда синодальной волости села Стоянца церкви Воскресения Господня, вес 147 золотников…».

Паникадило посреди главной (холодной) церкви медное, посеребренное, в 5 ярусов, весом 1 пуд 10 фунтов; 2 паникадила средней величины. 2 серебряных и 4 медных кадила. Медная купель весом 28 фунтов, другая — весом 35 фунтов. Облачения священников, диаконов… В библиотеке 109 церковных книг, из которых немало 18 века.

Колокольня в 3 яруса, каменная, построена иждивением прихожан. Покрыта луженым железом. 4-конечный железный крест. На колокольне 9 колоколов. Первый — весом 500 пудов 19 фунтов. На нем изображения: Спасителя, Божией Матери, Обновления Храма Воскресения Христова и Великомученицы Параскевы. Второй колокол весил 196 пудов 14 фунтов. Лит в Москве, на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина 15 сентября 1879 года: «Отлит сей колокол доброхотными дателями Ефимом Варфоламеевым и Акулиной Власьевой Беляковыми села Стоянцы к церкви Обновления Храма Воскресения Христова в бытность священников отца Иосифа и отца Василья, церковного старосты Федора Иосифовича Раева». Над этой надписью имелась вторая: «По смерти Ефима и Акулины помяни их Господи егда придет в Царствие Твое». На колоколе изображения святого Евфима и святой мученицы Акилины, образы Спасителя и Успения Божией Матери. Третий колокол весил 113 пудов 30 фунтов. Лит в 1786 г. в Москве мастером Асоном на средства разных приходских дателей [11]. Четвертый колокол весил 59 пудов 15 фунтов и был отлит в 1800 г. Вес пятого — 28 пудов. Об остальных четырех колоколах данных нет.

В колокольне, с правой стороны, устроено помещение (палатка) с двумя дверями. Слева — кладовая.

План (чертеж) Воскресенской церкви

Ограда каменная, с большими деревянными решетчатыми воротами, окрашена голубой краской. При ограде, с правой стороны, каменный амбар для хранения собираемого с прихожан хлеба (зерна), крытый железом. С левой стороны каменная сторожка, тоже крытая железом, в ней 5 окон. Внутри ограды деревянный амбар под железной крышей, его ширина 12, длина 16, высота 4 аршина. В амбаре хранятся старые образа и различный церковный скарб.

Часовни. Первая, деревянная, во имя Николая Чудотворца, находилась вблизи с. Стоянцы на приходском кладбище. Ее длина 27, ширина 12 аршин. Внутри 2-ярусный иконостас с Царскими вратами. Вторая, тоже деревянная часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра, длиной и шириной по 4 аршина, в деревне Фролово, в 5 верстах от Стоянцев. В ней 6 икон. Построена, вероятно, в первой половине 19 века, так как в 1858 г. она возобновлялась [12].

5 церковных каменных лавок, покрытых тесом, построены за церковной оградой; там же и 6 деревянных лавок. Напротив них, на другой стороне, две бревенчатые лавки.

Опись храма составлена в 1882 г. настоятелем, священником Иосифом Полозовым. Ее также подписали: помощник настоятеля, священник Михаил Лебедев, диакон Арсений Никольский, дьячок Михаил Колтыпин, церковный староста Ефим (Беликов?) и благочинный, священник Троицкой церкви с. Троице-Кочки иерей Алексий Ершов [13].

Старое приходское кладбище. Место бывшей часовни. Фото 2011 г.

Отметим некоторые события в истории храма. В 1837 г. сгорели дома свяшенно-и церковнослужителей. В возведении новых домов им была оказана помощь (о которой они просили). В 1860 г. замечен в нетрезвости диакон Петр Рахманин. В 1867 г. священниками Алексием Лебедевым и Алексием Скобниковым был обижен пономарь Петр Всесвятский. 1872 г. Исправление ветхости в церкви. 1873 г. Прошение причта храма и прихожан о дозволении ежегодно, 27 июля, совершать Крестный ход в память избавления прихожан от эпидемии холеры. 1873 г. Нетрезвость диакона Иоанна Лисицына. 1874 г. Нетрезвость и неисправление должности священником Иосифом Полозовым. 1874 г. Нанесение оскорбления пономарем Павлом Панковым священнику Иосифу Полозову. 1874 г. Возобновление иконостаса. 1885 г. Нетрезвость и грубость в храме священника Иосифа Полозова. 1890 г. Похищение из церкви св. антиминса. 1890 г. Исправление полов в холодной церкви (главном престоле — Обновления Храма Воскресения Христова.) 1894 г. Оторван язык церковного колокола. 1899 г. Разрешение причту и церковному старосте вызолотить новые иконостасы в трапезной.

Причт храма долгое время состоял из трех священников, двух диаконов, трех дьячков и трех пономарей. Некоторые из них были указаны выше. Упомянем и ряд других. Первым (из Кашинской писцовой книги 1628-1629 гг.) стал известен священник Иван Михайлов.

В 1850 г. в храме служили: священники Адриан Болотов 32 лет, Николай Козлов 44 лет (прибыл в 1827 г., умер в 1857 г.), Алексий Лебедев 43 лет (прибыл в храм в 1829 г.), дьячок Василий Лисицын 75 лет, пономарь Владимир Алексеев 35 лет, диакон Петр Рахманин (в храме с 1838 г.), диакон Григорий Морковин 52 лет (убыл из храма в 1861 г.), дьячок Андрей Березин 53 лет, дьячок Алексей Дмитриев 52 лет, пономарь Владимир Иванов 35 лет [14].

В 1863 г. здесь служат: старший священник (настоятель) Алексий Лебедев 56 лет, младший священник Адриан (Андриан) Болотов 46 лет, заштатный священник Алексий Скобников 40 лет, диакон Иоанн Лисицын 25 лет, дьячок Владимир (Вершинский?) 49 лет, заштатный пономарь Петр Панков 30 лет, диакон Петр Рахманин 47 лет, дьячок Владимир Кревский 50 лет., заштатный пономарь Александр Тихомиров 36 лет. дьячок Петр Всесвятский 34 лет, заштатный пономарь Александр Березин, заштатный диакон Григорий Морковин 65 лет [15].

В 1868 г. умер священник Алексий Лебедев. В 1870 г. — священник Адриан (Андриан) Болотов, на место которого заступил Иоанн Сорогожский. Документы Тверской духовной консистории того времени неоднократно упоминают о ссоре Иоанна Сорогожского с членами причта; в то же время с похвалой отмечены его действия во время эпидемии холеры в начале 1870-х годов.

В результате ссор со священником Иосифом Полозовым и диаконом Иоанном Лисицыным Иоанн Сорогожский предпринял раздел Стоянцевского прихода на два (с согласия архиерея и части прихожан). Было образовано село Ново-Ивановское, где строится новая деревянная церковь, священником которой становится Иоанн Сорогожский. К нему же переходит из Стоянцевской церкви и псаломщик Владимир Кревский [16].

В 1875 г. упомянуты дьячки Михаил Колтыпин, Александр Тихомиров, пономарь Павел Панков. В 1876 г. в храм определен пономарем (псаломщиком) Ксенофонт Болотов. В 1881 г. сюда прибыли свяшенник Михаил Лебедев и диакон Арсений Никольский. В 1884 г. за свои труды по ремонту храма награжден церковный староста крестьянин Евфимий (Ефим) Беляков. В 1886 г. из г. Ржева, на место убывшего священника Иосифа Полозова, прибыл Николай Носов. В 1887 г. сюда прибыл диакон в звании псаломщика Николай Сретенский. В 1892 г. отмечена нетрезвость псаломщика Николая Сокольского. В 1896 г. составлено ходатайство о награждении церковного старосты Федора Раева (награжден в 1898 г.).

Священник Николай Синев с преподавателями и учащимися школы

В 1901 г. причт храма состоял из священника Михаила Алексеевича Лебедева 68 лет, священника Николая Алексеевича Синева 39 лет, диакона Арсения Петровича Никольского 61 года, псаломщиков Михаила Петровича Модестова 21 года и Федора Николаевича Крестникова 43 лет. Церковным старостой был избран крестьянин из д. Петухово Владимир Раев.
Прихожанами являлись жители с. Стоянцы и деревень: Хавроньино, Зубырино, Русилово, Петухово, Ченцово, Середниково, Савино, Чернево, Глинцово, Фролово, Заручьево, Трахово, Пантелеево, Лосево, Петрово, Верино, Молгино, Кончево, Баранцеве, Вербилково, Носково, Михейцево, Кобелево. Всего 362 двора, 1200 душ мужского и 1322 — женского пола [17].

В 1902 г. из Покровской церкви с. Покровского при Озере в Стоянцы прибыл псаломщик Владимир Лебедев [18].

В 1903 г. умерли священник Михаил Лебедев и диакон Арсений Никольский [19]. На их место прибыли священник Владимир Лебедев (вероятно, сын предшественника) и диакон Дмитрий Никольский.

В 1914 г. умер священник Николай Синев.

Николай Алексеевич Синев родился в 1859 г. в погосте Спас-Солодомля Ржевского уезда Тверской губернии в семье диакона. Его отец, Алексий Афанасьевич, более 50 лет прослужил в местном Преображенском храме. В 1883 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Начал службу псаломщиком в церкви села Андреевского Тверского уезда. В 1885 г. рукоположен в сан диакона и переведен к Богоявленской церкви посада Погорелое Городище Зубцовского уезда. В 1886 г. рукоположен в сан священника и определен к Успенской церкви с. Федоровского Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Конаковский район Тверской области). В июле 1891 г. перемещен к Воскресенской церкви села Стоянцы Корчевского уезда (ныне Кимрский район). С 1891 г. исполнял обязанности катехизатора, в разные годы состоял законоучителем и заведующим школами грамоты в деревнях: Заручьево, Савино, Трахово, земском училище в Вербилкове, законоучителем церковно-приходской школы в Стоянцах.

За отличную службу награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, серебряной медалью в память 25-летия церков­но-приходских. школ.

В их с супругой Анной Ивановной семье родились дети: Иван, Николай, Борис, Антонина. (Иван Николаевич Синев почти всю жизнь проработал врачом акушером-гинекологом в Кимрах, являлся заведующим роддомом; удостоен почетного звания заслуженного врача РСФСР.)

Жизнь священника закончилась трагически. В конце 1913 года, в плохую погоду, он поехал в качестве духовника напутствовать умирающего священника Арсения Суслова. Возвращаясь темным вечером, напуганной чем-то лошадью был выброшен в канаву. Разбитый, озябший, измокший он едва смог добраться до своего дома. С тех пор Н.А. Синев стал постепенно угасать от болезни легких. Умер священник 19 марта 1914 г. [20].

2 апреля 1914 г. новым священником храма становится Иоанн Никольский. В прошлом он служил около 10 лет в Стоянцевской церкви, затем перешел в Успенский храм с. Ново-Ивановского, а в 1914 году, после смерти священника Николая Синева, вернулся в Стоянцы на должность настоятеля. Позднее был репрессирован [21].

В 1915 г. причт храма состоял из священника Иоанна Никольского 37 лет, священника Владимира Лебедева 42 лет, диакона Дмитрия Никольского 49 лет, псаломщика Федора Тархова 32 лет, псаломщика Владимира Лебедева 33 лет [22].

После Октября 1917 г. новые власти начали гонения на Русскую Православную Церковь. Согласно декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Стоянцевская церковь перешла в ведение государства, однако функционировать продолжала.

4 июня (июля) 1919 г. Стоянцевский волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов по договору передал Воскресенский храм церковной общине. Верующие обязаны были охранять храм, отапливать его, проводить в нем ремонт, оплачивать налоги и страховки. Подписали договор священник Иоанн Никольский, священник Владимир Лебедев, диакон Федор Тархов, псаломщик Владимир Лебедев, диакон Дмитрий Никольский, церковный староста Семен Лихачев и другие представители общины. Тогда же была составлена опись храма и его имущества. Кстати, в этой описи упоминается кладовая, где хранились 24 иконы, с которыми причт храма и верующие ходили по приходу в религиозные праздники; а в нижнем ярусе колокольни имелось помещение, где по давнему обычаю прихожане хранили свои сундуки с имуществом от пожаров.

Власти вели антирелигиозную пропаганду среди населения; священники, диаконы, псаломщики были лишены избирательных прав, что усугубляло и без того нелегкую жизнь как им, так и членам их семей, облагались более высокими налогами по сравнению с другими жителями волости.

23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии из храмов церковных ценностей (золота, серебра, драгоценных камней) для оказания помощи голодающим Поволжья и других местностей.

22 апреля 1922 г. из Воскресенской церкви с. Стоянцы были изъяты: серебряные ризы с иконы Николая Чудотворца, а также с Евангелия, 3 серебряных креста, 2 комплекта сосудов из серебра, 2 серебряных ковчега.

В мае 1922 г. псаломщиком в храме становится Николай Медведев.

Тогда же здесь служили: священник Иоанн Никольский, священник Владимир Лебедев, диакон Семен Лебедев, псаломщик Николай Медведев, псаломщик Владимир Лебедев. Церковным старостой являлся Иван Мякишев.

В конце 1929 г. в церкви не стало священника Иоанна Никольского.

Иоанн Никольский родился 4 января 1878 г. в селе Ляцкове Бежецкого уезда Тверской губернии в семье псаломщика. В 1899 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в начальных школах Тверского уезда, с 1903 г. — во второклассной школе с. Стоянцы. В 1908 г. назначен настоятелем церкви с. Ново-Ивановского. В 1909 г. деревянная церковь сгорела. На его плечи легла тяжелая ноша — возвести новую церковь, перевезенную сюда из с. Старо-Никольского, которая и открылась через несколько месяцев. 2 апреля 1914 г. Иоанн Никольский переведен священником в Воскресенскую церковь с. Стоянцы (нынешнего Кимрского района), был законоучителем в Стоянцевской и Ново-Ивановской школах. В 1929 г. судом за невыполнение хлебозаготовок (опоздал на 3 дня привезти на хлебосдаточный пункт 25 пудов ржи, так как находился в отъезде) он был приговорен на 2 года к ссылке за пределы Кимрского района с конфискацией всего имущества. После отбытия наказания Никольский уехал к родственникам в г. Калинин (ныне Тверь), где служил в Рождественской церкви. В январе 1933 г. Иоанн Никольский был арестован и 25 апреля по обвинению в антисоветской агитации по статье 58-10 «тройкой» ПН ОГПУ по Московской области приговорен к высылке на 3 года в Казахстан. В 1936 году, после отбытия наказания, тверским архиереем Фаддеем (Успенским) он был направлен настоятелем в храм с. Кунганова (ныне Торжокский район). 4 августа 1937 г. Иоанн Никольский был арестован вновь. 22 августа того же года решением «тройки» УНКВД по Калининской области приговорен к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация). Приговор приведен в исполнение 25 августа 1937 г. Реабилитирован 24 мая 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. [23].

После осуждения священника Иоанна Никольского в конце 1929 г. богослужения в церкви прекратились. Местная власть устроила в ней зернохранилище. Верующие обратились в Московский облисполком (МОИК) с настоятельным требованием возвратить им церковь. В августе 1930 г. из Москвы в Кимрский окружной исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов (окрисполком) поступило распоряжение освободить церковь от зерна и вернуть храм верующим. Из Кимр это распоряжение было отправлено в Горицы (в то время образовался Горицкий район), а оттуда — в Стоянцы.

О деятельности церкви в эти годы сведений очень мало. Можно только предположить, что она работала с перерывами вследствие отсутствия священников. В мае 1930 года, после почти пятимесячного перерыва, из Твери сюда прибыл протоиерей Л. Крылов. Сколько он прослужил, неизвестно. Также, в одном из документов Тверского центра документации новейшей истории (ТЦДНИ) имеется дело, где упомянут священник Стоянцевской церкви Михаил Сахаров. В документах Кимрского архива можно встретить имена архимандрита Архипа Иванова (март 1934 года), а также священника Владимира Чекалова (октябрь того же года). Сколько времени они служили в храме (и служили ли в нем официально), тоже неизвестно.

Воскресенская церковь в первой половине 20 века

В 1936 г. в храме появился священник Константин Орлов. Родился он в 1892 году в г. Сердобске Саратовской губернии в семье священника. Окончил 4 класса Саратовской духовной семинарии. Служил псаломщиком, диаконом и священником в храмах Саратовской и Казанской епархий. В 1929 г. был осужден на 3 года. После освобождения, в декабре 1932 года, епископом Кимрским Никифором Никольским был направлен священником в храмы Талдомского и Константиновского районов. В 1936 г. становится священником Воскресенского храма с. Стоянцы.

10 октября 1937 г. Константин Орлов был арестован. Как сказано в протоколе допроса, составленного следователем, обвиняемый вел себя вызывающе, объявил бойкот, заткнул уши, отказался подписывать протокол. Ему предъявили обвинения в срыве сельскохозяйственных работ (затягивал богослужения), недовольстве советской властью…

1 ноября 1937 г. «тройка» УНКВД по Калининской облас­ ти по ст. 58-10 (антисоветская агитация) приговорила Константина Орлова к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 3 ноября того же года. Реабилитирован 14 марта 1989 г. [24].

Кимрская журналистка и писательница Ольга Арефьева (Ситнова) написала историю своего родного села Стоянцы. Она долго не могла установить дату закрытия церкви (раньше считала, что это произошло в 1939 г). Позднее, на основании документов Кимрского архива, обнаружила другую дату. Из архивных материалов следовало, что церковную ограду начали разбирать в мае 1939 г. (кирпич понадобился на строительство крахмального завода в д. Гайново). 4 июля 1940 г. Горицкий райсовет принял решение о закрытии церкви. 24 декабря 1940 г. Кашнинский облисполком своим постановлением это решение утвердил.

В последующие годы здание церкви использовалось для хозяйственных нужд: здесь хранилось зерно, позднее — удобрения. Глава администрации Стоянцевского сельского поселения, местная жительница Татьяна Борисовна Кокорина рассказала, что рядом с церковью, на огороженной территории, был гараж и стояла совхозная сельскохозяйственная техника; в бывшей церковной сторожке был установлен токарный станок, в прежнем холодном храме в 1970-е годы действовала небольшая кузница. А затем храм стал бесхозным. Попытки некоторых жителей села разобрать его на кирпич оказались практически безрезультатными из-за крепости раствора; для личных нужд они использовали кирпич от остатков ограды.

С годами храм ветшал и разрушался. Ни богослужений, ни ремонта с момента его закрытия в храме не проводилось. Ольга Арефьева в своем очерке сокрушается о незавидной судьбе храма: «Сейчас все разрушено и растащено. Нет ограды, осыпалась роспись, выломаны и унесены даже полы»…[25].

Ныне некогда величественный храм предстает перед нами своими обрушившимися главами, зияющими проемами окон и дверей, обшарпанными стенами, как бы призывая людей остановить окончательное разрушение одного из самых больших и самых древних храмов кимрской земли.

Примечания

  1. Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Словарь кимрских деревень. XX век. Кимры, 2011. С. 166; Российский государственный архив древних актов. (РГАДА). Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 657.
  2. Релина Е.А. Словарь кимрских деревень… С. 166.
  3. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 3368. Л. 1-4 об.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3373. Л. 1-3.
  5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 444.
  6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3445. Л. 1-7.
  7. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 3497.
  8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3459. Л. 1-7.
  9. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3496-а. Л. 19 об-20.
  10. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3496-а. Л. 23 об.
  11. Владелец колокололитейного завода в Москве Асон (Ассон) Петрович носил фамилию Струговщиков.
  12. Коркунов В.И. Часовни и источники кимрской земли. Кимры, 2015. С. 37-38; Коркунов В.И. Храмы Кимрского района. Кн. 1. Кимры, 2015. С. 169.
  13. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3496-а. Л. 1-72 об.
  14. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 120-178.
  15. ГАТО. Ф. 160. Д. 20498. Л. 373.
  16. О биографии священника Иоанна Сорогожского можно узнать из очерка «Успенская церковь в селе Ново-Ивановском», помещенном в этой книге.
  17. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 417.
  18. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1902. № 23. Л. 800. Часть официальная.
  19. ТЕВ. 1903. № 6. С. 150. Часть официальная.
  20. ТЕВ. 1914. № 51-52. С. 939. Часть неофициальная; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 445.
  21. ТЕВ. 1914. № 16-17. С. 212. Часть официальная.
  22. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914.
  23. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 21058-с.; Коркунов В.И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С.22.
  24. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 20390-с.
  25. Газета «Кимрская жизнь». Декабрь 1996 — январь 1997 гг.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.


Фото. № 1 Анатолия Максимова. Июль 2014 г.

Наверх