Обновления храма Воскресения Христова церковь (Воскресенский в Понизовье погост) - 1807 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Обновления храма Воскресения Христова церковь (Воскресенский в Понизовье погост) — 1807 год

Обновления храма Воскресения Христова церковь (Воскресенский в Понизовье погост) — 1807 год

+36
Посмотреть галерею

Историческая справка

Церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова в погосте Понизовье (считается, что это название происходит от пониженной здесь местности) существует издавна. Первые документальные сведения о храме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-1629 гг.: «Погост Воскресенский, а в нем церковь во имя Воскресения Христово верх шатров, а в церкви образы и книги и всякое строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Власей Федоров, келья просвирницы Федорицы Еустафьевой дочери…» [1].

Более полные сообщения о храме в архивных источниках появляются в 18 в.

В 1742 г. диаконом здесь служил Кузьма Евстафьев; в том же году вторым священником становится Алексей Павлов. В 1754 г. дьячком назначен Терентий Абрамов; вместе с ним служил священник Кузьма Стефанов.

В августе 1763 г. полковница Дарья Александровна Перхурова послала архиерею Иннокентию прошение о разборке ветхой деревянной церкви и строительстве на ее месте новой, тоже деревянной. В 1767 г. церковь во имя Обновления храма Воскресения Господня (в Иерусалиме) с приделом Николая Чудотворца была построена и освящена [2].

В 1770 г. на место умершего священника Алексея Павлова заступил Егор Андреев (бывший диакон).

В 1795 г. тверскому архиерею Иринею было отправлено прошение от группы прихожан — помещиков, среди которых упоминается и имя ротмистра Николая Перхурова, о том, чтобы вместо деревянной церкви во имя Обновления Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца разрешить им построить новую, каменную с тем же наименованием. Благословение архиерея было получено [3]. Вскоре строительство храма началось. Позднее, во время строительства, прихожане обратились к тверскому архиерею Мефодию с новым прошением: разрешить им построить в храме второй придел во имя Благовещения Божией Матери. Благословение на это богоугодное дело последовало незамедлительно.

6 июня 1807 г. протоиерей тверского кафедрального Преображенского собора Иоанн Алексеев с братией рапортовал тверскому архиерею о том, что вновь устроенная каменная церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова с приделом во имя Благовещения Божией Матери и двухъярусная колокольня освящены 2 июня по церковному чиноположению.

13 сентября 1808 г. второй придел каменного храма — в честь Николая Чудотворца был освящен священником тверского Преображенского собора Михаилом Иоанновым [4].

В 1811 г. было решено построить вокруг храма каменную ограду (впоследствии ограда несколько раз перестраивалась).

В 1817 г. от удара молнии пострадали (сгорели) купола церкви и колокольни.

В 1807 г. дьячком в храме становится Алексий Троицкий. В 1813 г. священником здесь значится Арсений Иванов, умерший в 1823 г. Тогда же его место занимают диакон Иоанн Николаев и выпускник духовной семинарии Яков Бойков. В 1849 г. в описи храма указан диакон Василий Пухлимский.

В 1852 г. с благословения тверского архиерея Григория иереем тверского кафедрального Преображенского собора Ильей Лебедевым совершен чин освящения вновь перестроенных теплых (отапливаемых) Благовещенского (правого) и Никольского (левого) приделов, возведенных на средства прихожан [5].

В 1863 г. в храме служили: священник Василий Никольский 54 лет, который в 1835 г. женился на дочери умершего в 1834 г. священника Иоанна Кобарова; диакон Михаил Клопский 47 лет; дьячок Иван Успенский 28 лет; пономарь Василий Морковин 48 лет (сын дьячка, в должности с 1835 г.) [6].

Согласно описи храма середины 19 века, каменная церковь была длиной 10 саженей 2 аршина, шириной 6 саженей; длина приделов составляла 8 3/4 саженей. Стены внутри и снаружи оштукатурены. В храме три престола. Главный — во имя Обновления храма Воскресения Христова (холодная церковь), придельный храм (придел) по правую сторону — во имя Благовещения Богоматери, по левую — Николая Чудотворца. Пол в храме лещадный, в приделах — деревянный, выкрашенный желтой краской. В церкви 30 окон. На храме одна глава, обитая «аглицкой» жестью, крест деревянный, обитый той же жестью. Крыша храма железная, на деревянных стропилах, окрашена медянкой. На придельных храмах (теплых приделах) две малые главки, обитые железом и выкрашенные черной краской; на них восьмиконечные кресты. Входные двери — с южной и северной сторон, два крыльца с четырьмя колоннами выстланы белым камнем (вероятно имеется в виду портик — В.К.), покрыты железом и выкрашены медянкой.

Главный алтарь холодного (неотапливаемого) храма во имя Обновления храма Воскресения Христова имел престол из соснового дерева. Над престолом балдахин с восемью вызолоченными, с резьбой, колоннами, атласный, белого цвета антиминс… Алтарь придела с правой (южной) стороны в честь Благовещения Божией Матери (теплый, т.е. отапливаемый) имел престол из соснового дерева, антиминс на престоле атласный, голубого цвета…

Алтарь теплого придела в честь Николая Чудотворца с левой (северной) стороны подобен правому.

2-ярусный иконостас главного престола (холодного храма) вызолоченный, с резьбой, сооружен из елового дерева, по гладким местам окрашен голубой краской. При иконостасе 4 вызолоченные колонны с резьбой. В нижнем ярусе храмовая икона Обновления храма Воскресения Христова, образа Архангела Гавриила, Николая Чудотворца… Перед Царскими вратами полукруглый амвон из белого камня. Перед иконостасом железная решетка.

Иконостас правой придельной церкви (придела) из соснового дерева столярной работы, белого цвета, с позолоченными полуколонками, украшен резьбой. В нем икона Благовещения Божией Матери и несколько других.

Иконостас левого придела, в честь Николая Чудотворца, из соснового дерева столярной работы с резьбой и позолоченными полуколонками…

Паникадило посередине главного храма (во имя Обновления храма Воскресения Христова) медное, посеребренное. Паникадило правого придела (во имя Благовещения Богородицы) — малое, в левом приделе на шнуре висит стеклянная люстра.

Каменная 2-ярусная колокольня построена в 1807 году, оштукатурена, покрыта железом, окрашена медянкой; на ней восьмиконечный крест. На колокольне 5 колоколов. Главный весил 121 пуд, второй 21 пуд 22 фунта, третий — 10 пудов 29 фунтов, вес малых колоколов неизвестен.

Ограда каменная, с четырьмя башнями по углам. Ворота деревянные, с двумя калитками. Внутри ограды деревянный амбар для хранения церковных вещей, покрытый дранкой [7].

25 апреля 1884 г. из Тверской духовной консистории в строительный отдел Тверского губернского правления сообщалось, что прихожане Воскресенского храма, что в Понизовье Корчевского уезда в последние годы приложили немало Усердия для украшения храма; в частности был исправлен иконостас, в церкви сделана стенная живопись. Одно только волнует прихожан: колокольный звон с церковной колокольни в дальних деревнях совершенно не слышен, т.к. находятся они в низком месте, как бы в котловине. Прихожане желают устроить колокольню повыше, разобрав старую до основания, и просят разрешения устроить для этих целей собственный кирпичный завод. В храме имеется церковная сумма в 1200 рублей, внесут доброхотные вложения и прихожане. Тверской архиерей благословил последних на строительство колокольни на их средства с добавлением церковной суммы. Согласно проекта колокольня будет высотой в 3 яруса. Стоимость постройки составит до 2600 руб.

2 мая того же года строительный отдел Тверского губернского правления, рассмотрев проект будущей колокольни, постановил, что чертеж ее составлен удовлетворительно и утвердил строительство новой колокольни, которое затем проходило под наблюдением ответственного архитектора, а также под контролем Корчевского полицейского управления [8].

В 1861 г. был переименован в дьячка пономарь Василий Морковин. В феврале 1864 г. священником Воскресенского храма становится Петр Рассудовский, женившийся на дочери своего предшественника, священника Василия Никольского, Варваре Васильевне. В 1881 г. причт и прихожане храма подали прошение о замене в холодной церкви каменных полов на деревянные. В 1885 г. упомянут псаломщик Дмитрий Постников. В 1887 г. указан диакон Павел Житников. В 1889 г. умер заштатный священник Василий Никольский, служивший в храме с 1834 по 1863 гг. Надгробный гранитный памятник священнослужителю появился в начале 2000-х годов у апсиды (вероятно, найден во время реконструкции храма и благоустройства кладбища).

В 1892 г. священником Петром Рассудовским на погосте была открыта Воскресенская церковно-приходская школа. В 1898 г. (по соседству с храмом) выстроено 2-этажное здание, на верхнем этаже которого проходили занятия школьников и находилась квартира учителя; нижний этаж был отведен для церковной сторожки, а также помещения для ночлега учеников из дальних деревень.

В 1891 г. причт и прихожане храма обратились с прошением к епархиальному начальству о позволении перелить разбитый колокол.

К Воскресенскому храму была приписана часовня в д. Суворово. Ее появлению предшествовала дошедшая из глубин времен легенда. В начале 17 века на ее месте стояла церковь во имя великомученика (вмч.) Георгия Победоносца «без пения» (по преданию, польские интервенты в Смутное время разорили храм).

Прошло много времени, но местные жители не забыли свой храм. В конце 1808-го (или в самом начале 1809 г.) местная помещица Аграфена Перхурова (вероятно, вдова отставного ротмистра Николая Перхурова) приказала своим крестьянам построить в д. Суворово, на месте бывшей некогда церкви в честь вмч. Георгия Победоносца, деревянную часовню. Казалось бы, сделано доброе дело, но на деле — не по закону. Помещице следовало бы вначале получить разрешение на возведение часовни у епархиальной власти, но она им пренебрегла, поступила самоуправно. Сведения о появившейся в Суворове часовне достигли епархиального начальства, которое распорядилось снести последнюю.

Но память о бывшей церкви оставалась в сердцах и умах жителей деревни. Они поклонялись святому для них месту, где когда-то стоял храм, отмеченному деревянным крестом с иконой вмч. Георгия Победоносца. Наконец, в 1889 г. причт и прихожане церкви Обновления храма Воскресения Христова в Понизовье обратились в Тверскую духовную консисторию с прошением возвести им в д. Суворово, на месте бывшей церкви, на собственные средства, каменную часовню в честь вмч. Георгия Победоносца. Тверской архиерей, члены духовной консистории поддержали это богоугодное начинание. В 1890 г. строительное отделение Тверского губернского правления, рассмотрев проект и чертежи часовни, разрешили строительство.

30 августа 1892 г. часовня во имя вмч. Георгия Победоносца была освящена. В ней, как говорят архивные источники, находился «приличный иконостас» [9]. По воспоминаниям местных старожилов, многие годы из Воскресенского храма в Понизовье к Суворовской часовне в праздничные дни шествовал крестный ход прихожан, возглавляемый священнослужителями.

Настоятель Воскресенской церкви в Понизовье Петр Рассудовский (в центре) в кругу семьи

В конце 1930-х годов в связи со строительством Угличского гидроузла и ожидаемого подъема воды в реке Малая Пудица деревня Суворове перестала существовать, дома ее жителей были перенесены в соседнюю деревню Устиново. Со временем разрушилась и находящаяся на бывшем кладбище часовня.

В 1894 г. в храме служил псаломщик Владимир Шавров. В 1896 г. последовало ходатайство о награждении церковного старосты Ивана Верещагина.

В 1900 г. в храме служили: священник Петр Семенович Рассудовский (Разсудовский) 59 лет, диакон Павел Петрович Житников 44 лет, псаломщик Дмитрий Васильевич Постников 54 лет. Прихожанами храма являлись жители деревень: Медведково, Дудино, Буровцы, Обросимово, Усово, Симоново, Кожухово, Кислово, Устиново, Суворово, Пузаково, Карпово, Голузино, Кокориха, Слезино, Журово, Ивановское, Леоново, Клыпино, Климово, Реутово, Стрюково, Шиблино. Всего 316 дворов, 1045 душ мужского и 1195 женского пола [10].

26 декабря 1909 г. умирает настоятель храма священник Петр Рассудовский. Эту должность с января 1910 г. «унаследовал» его сын Владимир Рассудовский, священник Никольской церкви с. Каюрова.

21 июля 1915 г. рукоположен в сан диакона с оставлением на псаломщической вакансии Дмитрий Постников [11]. В том же году, 25 декабря, он умирает. Место псаломщика занял его сын, диакон храма с. Щекотова Кашинского уезда Андрей Постников.


После Октября 1917 г. новые власти повели борьбу против Церкви. Согласно декрета от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» религиозные организации лишилась всех юридических и имущественных прав. Это касалось и Воскресенского храма в Понизовье.

В 1919 г. местная власть в массовом порядке передает приходские храмы по договорам православным общинам с составлением описей.

«Мы, нижеподписавшиеся граждане прихода Воскресенского, что в Понизовье, имеющие в нем свое местожительство, заключаем настоящий договор с Суворовским волостным Советом рабочих и крестьянских депутатов в лице его полномочного представителя Михаила Ударова, в том, что сего 6 апреля 1919 г. принято от Суворовского Совета рабочих и крестьянских депутатов в бессрочное бесплатное пользование находящееся в селе Понизовье богослужебное здание Воскресенской церкви с богослужебными предметами по особо нами заверенной своими подписями описи, на нижеследующих условиях:

  1. Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние, и пользоваться им исключительно в соответствии с его назначением, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому соглашению обязанностей.
  2. Храм и находящееся в нем имущество мы обязаны использовать и предоставлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей…
  3. В принятом нами богослужебном заведении мы обязуемся не допускать:

а) политических собраний враждебного Советской власти направления;

б) раздачи или продажи книг, брошюр, листов и посланий, направленных против Советской власти или ее представителей;

в) произнесений проповедей и речей, враждебных Советской власти или ее отдельных представителей;

г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям местного Совета Рабочих и Крестьянских депутатов относительно порядка пользования колокольнями.

  1. Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нем предметов, как то: по ремонту, отоплению, страхованию, хранению, по оплате долгов, налогов, местного самообложения и т.п.
  2. Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую должны вносить все новые поступающие (путем пожертвования, передачи из других храмов и т.п.) предметы религиозного культа.
  3. Мы обязуемся допускать беспрепятственно, во вне богослужебное время, уполномоченных Совета Рабочих и Крестьянских депутатов к периодической проверке и осмотру имущества.
  4. За пропажу или порчу переданных нам предметов мы несем материальную ответственность солидарно, в пределах ущерба, нанесенного имуществу.
  5. Мы обязуемся, в случае сдачи принятого нами имущества, возвратить его в том самом виде, в каком оно было принято нами в пользование…

Завершался договор подписями представителей власти, верующих и причта. В тот же день была составлена и инвентарная опись храма.

7 апреля 1918 г. умер диакон храма Павел Житников [12].

Павел Петрович Житников. Родился в 1855 г. в семье пономаря. Окончил Бежецкое духовное училище. Работал учителем в Оковецком земском училище Осташковского уезда. Рукоположен в сан диакона в 1886 г., перемещен в храм погоста Воскресенского, что в Понизовье. Его супругу звали Александрой Дмитриевной. Вместе они вырастили пятерых сыновей и дочь. Сергей окончил Тверскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1920-х гг. работал учителем в Кимрах, в школе № 8, преподавал русский язык, психологию, был зав. уездным отделом народного образования. Дальнейшая судьба его неизвестна. Михаил окончил Тверскую духовную семинарию. Погиб в Первую мировую войну. Василий учился в Кашинском духовном училище, работал директором школы и учителем в пос. Вербилки Московской области. О Петре известно, что он окончил Кашинское духовное училище. Иван окончил Кашинское духовное училище. Работал учителем в Кимрах. Жил на Набережной Фадеева, 32. Погиб на войне с Германией в 1942 г. Его супругу звали Марией Александровной (1905-1965 г.). В семье родились две дочери: Валентина и Юлия. Валентина (1930-1983) работала в Кимрах учителем и библиотекарем в школе, была замужем за Дмитрием Смирновым (1929-1974); их дочь Елена работает в Кимрах на Савеловском машиностроительном заводе. В семье родилось двое детей: Сергей и Марина; Юлия (1937- 2015) работала в Кимрской типографии. Семьи у нее не было. Жила в доме №32 по Наб. Фадеева. В 2015 г., ночью, дом сгорел, в нем и погибла одинокая, почти слепая Юлия Житникова.

Псаломщик Дмитрий Васильевич Постников. Родился в семье дьячка погоста Воскресенского, что на Стану (с. Паскино) нынешнего Кимрского района. Окончил Кашинское духовное училище. Служил пономарем в Никольском храме с. Садунова. В 1868 г. дьячок Дмитрий Постников переведен в храм погоста Воскресенского, что в Понизовье. В 1915 г. рукоположен в сан диакона. Умер 25 декабря того же года.

Местные власти неустанно вели борьбу против религии, добиваясь закрытия храма; были лишены избирательных прав и обложены высокими налогами священник Владимира Рассудовский и диакон (в должности псаломщика) Андрей Постников.

Рассудовский Владимир Петрович. Родился 8 июля 1877 г. в погосте Воскресенское в Понизовье. (Его дед, Семен Рассудовский, служил псаломщиком в сельском храме Калязинского уезда; овдовев, он ушел в кашинский Дмитриевский монастырь, где и был похоронен. Отец, Петр Рассудовский, женился на Варваре Васильевне, дочери священника храма погоста Воскресенского, что в Понизовье Василия Никольского; занял пост тестя, прослужив в храме с февраля 1864 по декабрь 1909 гг.).

Священник Владимир Рассудовский с супругой

Владимир Рассудовский окончил Тверскую духовную семинарию в 1898 г. Работал учителем в церковно-приходских школах (с. Каюрово и д. Подберезье) Корчевского уезда. В 1901 г. женился на Надежде Михайловне Колтыпиной, дочери псаломщика церкви с. Стоянцы (нынешнего Кимрского района), был рукоположен в сан священника и направлен настоятелем в Никольский храм с. Каюрова (нынешнего Кимрского района). После смерти отца, священника храма погоста Воскресенского, что в Понизовье согласно прошению как собственного, так и прихожан, в январе 1910 г. епархиальным начальством перемещен на должность настоятеля храма. Являлся заведующим и законоучителем Понизовской церковно-приходской школы, а также законоучителем Суворовской и Ивановской земских школ. В семье родились дети: Михаил, Николай, Константин, Леонид, Нина. (Нина Владимировна до последнего дня (†25.07.2021) жила в пос. Белый Городок; супругом ее был Борис Анатольевич Колеров из рода протоиерея кимрского Преображенского собора священномученика Феодора (Колерова).

Как уже упоминалось ранее, власти обложили отца Владимира непомерно высокими сельхозналогами. За срыв сдачи хлебозаготовок в марте 1930 г. он был осужден на 5 лет заключения. Однако, отсидев в кашинской тюрьме непродолжительное время, Владимир Рассудовский был оправдан областным судом. Но власти не унимались, постоянно выискивая все новые и новые проступки священнослужителя. Так, кто-то похитил у него лошадь, и последние решили, что он ее продал без соответствующего на то разрешения (находились и прочие «прегрешения»). Снова тюремное заключение: почти год в Подмосковье. В 1932 г., вернувшись на свободу, Владимир Рассудовский мог бы воспользоваться предложением епископа Кимрского Никифора стать священником в кимрском Покровском соборе, но он выбрал место священника (к тому времени он был удостоен сана протоиерея) в храме села Воспушка Петушинского района Владимирской области, где в 1932 г. и приступил к своим пастырским обязанностям. В мае 1937 г. протоиерей Владимир Рассудовский был арестован властями в третий раз. По обвинению в антисоветской деятельности в начале июня того же года он был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). 23 января 1938 г. Владимир Рассудовский, находясь в заключении в Усть-Вымь (поселок Вагжель Коми АССР) умер вследствие болезни. В 1989 г. он был реабилитирован.

В течение ряда лет Владимир Рассудовский вел дневник, который сохранился у потомков священнослужителя. В 2015 г. его внучка, Елена Борисовна Колерова, издала книгу «Владимир Рассудовский. Дневники 1930 и 1932 гг. Автобиография. Рассказы. Размышления». Вступление написала дочь протоиерея Нина Владимировна Колерова. В подготовке книги приняли участие Т.С. Крюкова, учитель-краевед из Белого Городка Кимрского района и жительница Москвы А. А. Константинова; некоторые биографические сведения о Владимире Рассудовском добавила москвичка В.П. Попова, собирающая сведения о своих предках духовного сословия из кимрского края [13].

Андрей Дмитриевич Постников. Родился 10 октября 1882 г. в селе Понизовье в семье псаломщика. Окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем, служил псаломщиком в храме с. Щекотова Кашинского уезда. В декабре 1915 г., после смерти своего отца, псаломщика Дмитрия Постникова, был перемещен на место последнего [14].

В советское время как служитель церкви А. Постников был лишен избирательных прав, что осложняло жизнь семьи (его дети не могли поступить в высшие учебные заведения, наблюдались сложности с трудоустройством и т.п.). Андрей Постников индивидуально был обложен повышенными налогами. В 1922 г. он подрабатывал писарем в Суворовском волисполкоме. В середине 1920-х годов был посвящен в сан диакона. После осуждения в 1930 г. священника Владимира Рассудовского Андрей Постников был рукоположен в сан священника и занял пост настоятеля Воскресенского храма. Его супруга Еликонида Философовна происходила из духовного сословия. В семье родились дети: Лидия (1922 г.), Анатолий (1924 г.), Павел (1927 г.). Семья жила в собственном доме на погосте Воскресенском, что в Понизовье (в некоторых источниках пишут село Понизовье), там же находились дома Рассудовских, Житниковых, церковно-приходская школа (в советское время начальная школа), в которой жила и учительница Ольга Ивановна Виноградова.

В ноябре 1937 г. священник Андрей Постников был арестован; в ходе следствия были допрошены двое свидетелей: председатель Шиблинского сельсовета и секретарь сельсовета, которые предоставили следователю компрометирующие сведения об обвиняемом. Сам Постников, обвиненный в антисоветской агитации, виновным себя не признал. Следователь Молодец, отличавшийся среди своих коллег особенно жестоким отношением к подследственным (фамилия из соображений этичности немного изменена, т.к. не исключено, что в Кимрах живут его потомки, которые ни в чем не виноваты), составив обвинительное заключение, 21 ноября передал дело на рассмотрение особой «тройки». 27 ноября «тройка» УНКВД по Калининской области приговорила Андрея Постникова к 10 годам ИТЛ.

Андрей Постников (со слов родственников) умер в заключении в 1938 г.

В мае 1941 года, на основании заявления жены Андрея Постникова Еликониды Философовны о пересмотре дела, состоялся передопрос свидетелей Алексея Смирнова и Евфимии Ильиной, которых в свое время допрашивал следователь Молодец. Ознакомившись со «своими» свидетельскими показаниями, те заявили, что подобных показаний о якобы антисоветской деятельности Андрея Постникова они не давали. Следует отметить, что Молодец своими фальсификациями при ведении следственных дел в 1937-1938 гг., значительно усугубил судьбы целого ряда духовных и гражданских лиц. В связи с многочисленными жалобами родственников осужденных, прокуратурой, следственными органами был проведен целый ряд передопросов свидетелей. Во многих случаях фальсификации следователя-садиста подтвердились. Был ли он наказан, неизвестно, но, скорее всего, он все же поплатился за свои беззакония.

В 1964 г. Еликонида Постникова, проживавшая в поселке Белый Городок Кимрского района, подала жалобу в областной центр на пересмотр дела мужа, священника Андрея Постникова. 21 декабря того же года Президиум Калининского областного суда постановил отменить решение «тройки» УНКВД по Калининской области от 27 ноября 1937 г. (Т.е священнослужитель был реабилитирован) [15].

В 1920-е годы (по воспоминаниям старожила К.Г. Замкова, опубликованным в кимрской районной газете) большой дом священника в Понизовье был конфискован. Последнему дали другой, поменьше. В конфискованном доме комсомольцы решили организовать клуб. Своими силами сделали ремонт, переоборудовали помещения, устроили сцену, приобрели скамейки. Под руководством Кузьмы Аристархова уже в ближайшее воскресенье пели революционные песни, читали басни Демьяна Бедного. Клуб был полон зрителей; однако очаг культуры просуществовал недолго.

В Кимрском муниципальном архиве сохранился любопытный документ: заявление, поданное в Кимрский райисполком от церковного совета и верующих с просьбой о хождении причта храма 9-10 июля 1930 г., в праздник Смоленской иконы Божией Матери, с иконой по деревням: Симоново, Шиблино, Стрюково, Реутово, Климово, Ивановское, Журово, Слезино, Севастьяново. Из другого документа узнаем о решении местных властей выселить священника Владимира Рассудовского, а также о менее суровых решениях в отношении диакона Андрея Постникова. В 1930 г. в церковной сторожке Воскресенского храма поселилась, заняв место сторожа, бывшая насельница Троицкого Ильинского женского монастыря Кимрского района (после его закрытия) Прасковья Некрасова. В 1931 г. она была выселена на 5 лет в Казахстан [16].

В 1930 г. в храме насчитывалось 252 прихожанина.

Такой была церковь в 1960-е годы

Церковно-приходская школа после 1917 г. перешла в ведение министерства народного образования, став начальной. Еще до Октябрьской революции при ней жила учительница Ольга Ивановна Виноградова; впоследствии она купила себе дом (где ранее была просвирня), в котором и прожила всю оставшуюся жизнь. Ольга Ивановна считалась одним из лучших педагогов Кимрского района, была отмечена рядом правительственных наград. Умерла она 15 марта 1955 г. и похоронена на погосте возле храма. Школы давно не существует.

После 1937 г. богослужения в церкви прекратились. Здание перешло в ведение местной сельхозартели.


В постперестроечное время началось возрождение и восстановление храмов. Тогда же был создан благотворительный Центр «Сельская церковь» (председатель — В.М. Толмачев, директор — С.А. Мельникова, председатель попечительского совета князь Петр Голицын).

Его целью стали работы по спасению разрушающихся и заброшенных сельских церквей: сначала в Тверской, а затем и в некоторых других областях России. Источником поступления в Центр денежных средств на консервацию (неотложное спасение от дальнейшего разрушения) храмов стали пожертвования от частных лиц, фирм, банков, фондов.

В числе спасенных им от окончательного разрушения церквей в Кимрском районе и стал Воскресенский храм в Понизовье.

Работы начались в 1999 году. Инициативу поддержали местные власти, жители ряда деревень округи; основную же денежную помощь оказали местные дачники — сотрудники Моснарбанка во главе с Председателем правления банка Ильей Константиновичем Ломакиным.

Десятки местных жителей вместе с сельскими руководителями, дачниками выходили на субботники по очистке помещений храма и кладбища от мусора, спиливанию деревьев. Затем начался ремонт церкви и колокольни. Уже с 2000 г. стали заметны перемены к лучшему: мусор убран, окна храма застеклены, появились новые двери. Были оштукатурены и побелены стены, покрыта белой жестью крыша, глава храма получила чешуйчатое покрытие, водружен на главу крест с нитротитановым напылением, засиявший, словно золотой. Разобранные в прошлом сельскими жителями на кирпич для личных надобностей два придела в 2000 г. были очищены от мусора; привезены песок, кирпич для возведения приделов, соединяющих главный храм с колокольней. Их строительство началось в 2001 г. На храме восстановлены портики, карнизы. Вокруг церкви был снят слой земли с тем, чтобы укрепить полуразрушенный фундамент; устроен дренаж для отвода воды.

Начало восстановления Воскресенской церкви

С началом восстановления храма священнослужители Кимрского благочиния стали проводить здесь молебны. Первый молебен был совершен священником Игорем Остаевым летом 2000 г. В 2001 году, во время празднования Пасхи, здесь прошел первый Крестный ход. Летом 2001 г., в праздник Казанской Богоматери, священник Игорь Остаев совершил в храме молебен. В день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2001 г., службу совершил благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин…

В те же годы была оштукатурена и побелена колокольня, восстановлено ее шатровое покрытие, увенчанное крестом; а вскоре с нее разнесся колокольный звон.

Велись восстановительные работы и по внутреннему убранству и украшению храма. В возведенных приделах сложены лежанки (печи) для обогрева во время богослужений в зимнее время. Сами приделы в 2005-2007 гг. были расписаны иконописцами из Москвы Сергеем Родионовым, Андреем Бояровым, Александрой Резниковой. В 2005 г. расписан левый придел в честь Николая Чудотворца, в 2006 г. — помещение между приделами, в 2007 г. — правый придел.

В 2004 г. построена сторожка — деревянный дом перед храмом у дороги.

Житель Кимр Владислав Фальчевский изготовил каркас (тело) иконостасов с резьбой в холодном (главном) храме с престолом Воскресения Христова и в теплых приделах. Настоятель Смоленской церкви с. Ильинского священник Игорь Остаев (он же и живописец) написал для иконостасов образа (иконы). В Воскресенском храме появилась старая икона Воскресения Христова с медным окладом. Святыня установлена в трехьярусном иконостасе над Царскими вратами.

29 сентября 2007 г. существующему зданию храма исполнилось 200 лет. На торжества по этому случаю прибыли архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (ныне митрополит), благочинный Кимрского округа, настоятель кимрского Преображенского собора протоиерей Евгений Морковин, иеромонах Нил, другие священнослужители Кимрского благочиния. При большом стечении населения, среди которых были глава Кимрского района Кямиль Фаизов, глава Устиновского сельского поселения Вера Андреева, благотворители, в восстановленном храме была совершена Божественная литургия. Отметим, что тверской владыка привез для алтаря храма освященный им антиминс. До этого времени антиминс для совершения богослужений привозили из кимрского Преображенского собора. По окончании литургии тверской архиерей провел процедуру награждения. Главный попечитель работ по восстановлению храма Илья Ломакин награжден орденом благоверного князя Даниила Московского, другой благотворитель, Александр Куликов, награжден медалью благоверного князя Даниила Московского. Почетные грамоты владыка вручил Федору Поспелову, князю Петру Голицыну (последний Приехать не смог), Николаю Помарнацкому. Коллектив православного кружка Устиновской школы представил присутствующим небольшой концерт прямо у стен храма — со стихами, песнями, танцами; был показан и небольшой спектакль. По окончании торжественной части на берегу речки Малой Пудицы, что протекает по соседству с храмом, собравшихся верующих ожидало угощение; одновременно гости могли наслаждаться выступлением ансамбля «Русский стиль» [17]. К юбилею храма учитель Устиновской школы Е.П. Королева написала такие строки:

Словно лебедь белоснежный,
Храм над тихою рекой.
Чайки реют безмятежно
Над хрустальною водой.
Божий храм воздвигли предки
Ровно 200 лет назад,
Величавый, видный, крепкий,
Будто песню спели в лад.
С той поры в том храме дивном
Службы правились всегда,
Отпевания, крестины
И венчаний красота.
А к иконе чудотворной
Скорби нес народ свои…
Спас взирал Нерукотворный,
И сияли алтари.
Вавилон революционный
Страну кровью обагрил.
Лихолетьем разоренный,
Храм хранил покой могил.
Алтари опять в сиянье!
Восстановлен Божий дом!
Поклон вам низкий, россияне,
За возрожденье службы в нем!

В 2006 г., в канун праздника Святой Пасхи, в Воскресенском храме стал служить по выходным и праздничным дням клирик кимрского Преображенского собора иеромонах Нил (Федоров).

Сергей Викторович Федоров. Родился 10 сентября 1969 г. в Кимрах. В 1993 г. окончил Московский энергетический институт. Однако его неудержимо тянуло в храм. Он участвовал в восстановлении Ильинской церкви (в 1997-98 гг. служил здесь некоторое время алтарником), в с. Печетове построил трапезную и колодец, пел на клиросе, был чтецом в кимрском Преображенском соборе. Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, уроженец г. Кимры, определил Сергея Федорова послушником в Томский Алексиевский монастырь. В декабре 1999 г. он был пострижен в монахи с именем Нил. В марте 2000 г. становится иеродиаконом, а 23 апреля 2002 г. был рукоположен в иеромонаха; 3 года учился в Томской духовной семинарии.

В январе 2005 г. иеромонах Нил приехал в Кимры, стал служить в Преображенском соборе и Сергиевской церкви с. Филиппова. В 2006 г. откомандирован для отправления богослужений в Воскресенский храм в Понизовье, приписанный к Преображенскому собору. В конце 2008 г. иеромонах Нил возвращается в Преображенский собор. В 2010 г. тверским владыкой он был запрещен в служении.

В 2006 по 2008 гг. регентом церковного хора (которая также пекла просфоры, была ночным сторожем) Воскресенского храма являлась Людмила Васильевна Доброва. Певчими хора стали Екатерина Королева и Евгения Наседкина, которые поют в нем по настоящее время.

После перевода иеромонаха Нила в кимрский Преображенский собор богослужения в храме некоторое время совершали прикомандированные священники Кимрского благочиния; в последние годы их совершает (дважды в месяц по субботам, а также в некоторые другие дни) настоятель Никольского храма села Николо-Ям протоиерей Иоанн Стельмащук, а в его отсутствие (по занятости в своем храме, в праздничные дни) — клирики Кимрского благочиния.

Повествуя о Воскресенском храме, его истории, священно- и церковнослужителях, благотворителях, нельзя не упомянуть и известных его прихожан.

Имя авиаконструктора А.Н. Туполева известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Андрей Николаевич родился в 1888 г. в сельце Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район) в семье мелкопоместного дворянина, нотариуса Николая Ивановича Туполева. Туполевы являлись прихожанами Воскресенского храма в Понизовье. Андрей Николаевич окончил тверскую гимназию и Высшее техническое училище в Москве. Впоследствии он становится одним из виднейших отечественных авиаконструкторов, создателем более 100 типов самолетов (гражданских и военных), на которых установлено свыше 100 мировых рекордов дальности, скорости, грузоподъемности… Жители кимрской земли по праву гордятся своим земляком. В Кимрах в 1979 г. установлен бюст знаменитого авиаконструктора, трижды Героя Социалистического Труда, в краеведческом музее имеется экспозиция, посвященная этому выдающемуся человеку; в 1983 г. на правобережье города был установлен созданный им самолет ТУ-124; одна из кимрских улиц носит его имя; много лет проводится туполевский марафон с участием бегунов из разных городов России. На малой родине А.Н. Туполева, на месте бывшего сельца Пустомазово, в 2005 г. появился посвященный ему мемориальный комплекс. В Устиновской начальной школе (неподалеку от бывшего имения Туполевых), носящей имя авиаконструктора, где особенно чтут память земляка, создан музей. Налажена добрая связь с его соратниками и последователями из ПАО «Туполев», что в Москве, которые вплоть до ее закрытия посещали школу, оказывали ей помощь.

На кладбище у Воскресенской церкви в Понизовье погребены некоторые члены семьи Туполевых, в том числе родители А.Н. Туполева — Николай Иванович и Анна Васильевна, над могилами которых шефствовали учащиеся и преподаватели Устиновской школы. (Устиновская школа летом 2015 г. была закрыта; с целью сохранения здания усилиями неравнодушных людей в нем, на базе бывшего школьного музея А.Н. Туполева, открыт «Центр патриотического воспитания им А.Н. Туполева», работающий пять дней в неделю [18].

В 2016 г. на кладбище у Воскресенской церкви начаты работы по реконструкции захоронений членов семьи Туполевых. Внук авиаконструктора, Андрей Алексеевич Туполев, финансирует работы, художник ПАО «Туполев» Александр Иванович Сергеев разработал проект, директор «Центра патриотического воспитания им А.Н. Туполева» Наталья Владимировна Смирнова курирует всю проводимую работу. В ходе реконструкции на месте захоронений предполагается установить художественные надгробия из камня ценной породы.

9 ноября 2016 г. Слева направо: А.М. Затучный, А.А. Туполев (внук авиаконструктора А.Н. Туполева) и А.Н. Сергеев

9 ноября 2016 года состоялся чин освящения надгробий. Прибыли внук авиаконструктора А.Н. Туполева Андрей Алексеевич Туполев, представители ПАО «Туполев», гости из Москвы, Дубны и Кимр. Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери села Ильинского протоиерей Игорь Остаев совершил панихиду и чин освящения памятников на захоронении рода Туполевых.

На кладбище возле храма, действующего и поныне, нашли свой последний земной приют прихожане, местные жители, среди которых можно встретить имена известных людей. Перед храмом установлены несколько надгробных памятников (места их погребения с веками утеряны) здешним помещикам Перхуровым. Первые упоминания о них появляются в 17 веке. На одном из надгробий увековечено имя Александра Николаевича Перхурова, умершего в 1864 г. (участника Отечественной войны 1812 г.) Лет 10 назад, во время приведения в порядок кладбища, был обнаружен сравнительно небольшой надгробный памятник Петру Александровичу Перхурову, сыну вышеназванного полковника А.Н. Перхурова. Самый яркий след в истории России оставил их потомок, Александр Петрович Перхуров. Он родился в 1876 г. в родовом имении Шерепово, что в окрестностях храма. Окончил 2-й Московский кадетский корпус, 3-е военное Александровское училище, Николаевскую академию Генерального штаба. Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Награжден рядом орденов и медалей за храбрость и мужество. После Октября 1917 г. А. П. Перхуров вступил в Белую армию. В июне 1918 г. полковник Перхуров возглавил крупное восстание против советской власти в г. Ярославле, закончившееся неудачей. Позднее служил в армии Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака, получил чин генерал-майора. В 1920 г. попал в плен к красным партизанам в Сибири. В 1922 г. по приговору суда А.П. Перхуров был расстрелян в Ярославле. Полна драматизма и судьба братьев Александра Перхурова, тоже офицеров [19].

Надгробные памятники Перхуровым. Фото. Поповой Валентины Петровны. 2017 г.

9 августа 2009 г. в Понизовье, с целью посетить могилы своих предков Перхуровых, приезжали из г. Трускавца (Украина) А.Г. Матрошилин с сыном Денисом.

Более 50 лет, начиная с 1902 года, в местной школе (которая стояла возле храма) преподавала Ольга Ивановна Виноградова. Она считалась одним из лучших педагогов Кимрского района, выпустила в жизнь тысячи учеников, заслужив благодарную память потомков. Ее могила находится у самого храма; на кресте, увенчанная гирляндой цветов, фотография с надписью «Ольга Ивановна Виноградова. Первая учительница Понизовской школы» [20].

На кладбище возле храма похоронены и некоторые представители рода главного восстановителя и попечителя Воскресенского храма Ильи Ломакина.

В 2015 г. в западной части храма появилась пристройка, в которой оборудована котельная, работающая на природном газе, отапливающая придельные храмы (приделы).

В 2014 г. на месте погребения священника Петра Симеоновича Рассудовского, его потомками, москвичками Еленой Колеровой и Валентиной Поповой установлена металлическая табличка с его именем.


Храм Воскресения Господня в Понизовье был возрожден буквально из рутин после несколько десятилетий почти полного забвения. Это место дорого каждому православному христианину, особенно местным жителям. Здесь в течение веков один храм сменял другой. На погосте под покровом храма покоятся многочисленные останки местных жителей. Ныне здесь совершаются богослужения, с колокольни окрест разносится колокольный звон, вселяя в православные сердца и души веру и надежду.

Примечания

  1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 661. Л. 96; Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629 гг. Кимры, 2006. С. 139.
  2. Государственный архив Тверской области. (ГАТО). Ф. 160. Oп. 10. Д. 594.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 612.
  4. В данном случае в имени Михаил Иоаннов указаны только имя и отчество. Фамилии священников появились в конце первой половины 19 века.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 667.
  6. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 20498. Л. 247.
  7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 667.
  8. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 79820. Л. 1-18.
  9. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 81093. Л. 1-4.
  10. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 400.
  11. Тверские епархиальные ведомости. 1915. №26. С. 429; У Дмитрия Постникова и его Супруги было 8 детей. 1. Павла Дмитриевна была в супружестве за Иваном Комиссаровым, они жили в селе Малышкове, что возле пос. Белый Городок; их потомки и сейчас живут здесь, равно как и в других местностях России. 2. Татьяна Дмитриевна была замужем за псаломщиком кимрского Вознесенского храма Иваном Носовым; осталось многочисленное потомство. 3. Василий Дмитриевич был священником в Старицком районе, где и умер. 4. Дмитрий Дмитриевич служил священником в Никольском храме с. Каюрова Кимрского района. Его супругой была Инна Яковлевна из Кимр. 29 ноября 1937 г. по обвинению в антисоветской деятельности Дмитрий Постников был расстрелян. Реабилитирован в 1989 г. 5. Андрей Дмитриевич — священник храма погоста Воскресенского, что в Понизовье (более подробно о нем см. в тексте очерка). 6. Павел Дмитриевич служил священником в храме Воскресенья Христова в с. Буконтове Старицкого уезда Тверской губернии. 7. Иван Дмитриевич. Жил с семьей в селе Песочня Селижаровского района Калининской (ныне Тверской) области, работал учителем. 8. Ольга Дмитриевна родилась в Воскресенском, что в Понизовье. Окончила Тверское женское епархиальное училище, работала учителем. Последние годы жила в городе Калязине Тверской области с дочерью Любовью Шавровой. Умерла в 1998 г., прожив 108 лет.
  12. Тверские епархиальные ведомости. 1918 г. №18-23. С. 20.
  13. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Август 2015 г.
  14. ТЕВ. 1916. №3. С. 18.
  15. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 14182-с. Л. 1-21.
  16. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 16737-с.
  17. Родник православия. Октябрь. 2007 г.
  18. Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. Кимры, 2013. С. 93-100, 106, 113; Коркунов В.И. Имена в истории кимрского края. Биографический справочник. Тверь, Марина. 2009. С 42-43.
  19. Орлов К.О. Перхуровы: 500 лет служения Отчизне. История и судьбы. М., 2009. С. 51-55.
  20. В надписи на кресте, утановленном над захоронением О.Виноградовой, сделана ошибка. Понизовская церковно-приходская школа (в советское время начальная школа) появилась в 1893 г. Ольга Виноградова работала в ней с 1902 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.


Фото. № 1 Андрея Агафонова

Фото. № 7 Поповой Валентины Петровны. 2017 г.

Наверх