Историческая справка
Храм в селе Губин-Угол существовал издавна. Самое раннее упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы и мучеников Флора и Лавра относится к 1569 году. Село с храмом долгое время принадлежали Старицкому Успенскому монастырю. В 1628 году храм стоял «без пенья», т. е. не функционировал, что являлось следствием Смутного времени, вызванного внутренними усобицами и польско-литовской интервенцией. Сельские церкви в древности возводились из дерева, а потому были недолговечными; к тому же век их нередко сокращался вследствие пожаров — от грозовых молний или неисправностей печей. Не стал исключением и Покровский храм, который в 1776 году сгорел [1]. На его месте был выстроен другой, тоже деревянный.
В 1858 году в селе появляется новый каменный храм. В народе бытовало мнение, что этот Покровский храм был построен на средства местного уроженца, петербургского купца 1 гильдии В. Ф. Мартынова; однако это не так. Храм был выстроен преимущественно на средства другого купца, В. Т. Кудрявцева [2].
Новая церковь имела внушительные размеры и состояла из кубического пятиглавого храма, трапезной с приделами и колокольни с массивной шлемовидной главой. В холодном храме находился престол во имя Покрова Божией Матери, в теплых приделах (трапезной) престолы: Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова), блгв. вел. князя Александра Невского, мчч. Флора и Лавра, и св. Николая Чудотворца. Иконостас главного престола состоял из четырех ярусов, с колокольни звонили 8 колоколов, самый большой из них весил 314 пудов 12 фунтов.
Следует отметить тот факт, что этому сельскому храму особенно повезло с благотворителями. Выходцами из губин-угольской земли были богатые купцы 1 и 2 гильдий: Мартыновы, Степановы, Тунцовы, В. М. Михеев, С. Д. Евстафьев и другие, которые жертвовали значительные средства на его украшение, ремонт, дарили иконы, облачения для священников и диаконов и т. п. Самым щедрым из них по праву считался В. Ф. Мартынов. Кроме богатых вложений в храм, он в 1883 году на свои средства расширил приделы церкви, возвел внушительного вида каменную ограду вокруг храма и приходского кладбища. Помимо этого, купец построил близ церкви двухэтажное каменное здание богадельни с начальным училищем и много лет содержал их за свой счет. (Школа в Губин-Угле функционировала более 100 лет и только совсем недавно прекратила свое существование.)
Революционер-народник С. С. Синегуб в своем литературном труде «Записки чайковца» рассказывает о том, как работал учителем в школе села Губин-Угол. Много внимания отводит он своим взаимоотношениям с Мартыновым. Купец представляется перед читателями, преимущественно, как пьяница и самодур. Но это, скорее всего, пристрастный взгляд на человека, с которым автор не смог найти общего языка. Если судить по многим дошедшим до наших дней архивным источникам, купец совершил немало добрых дел не только для местного храма, но и для многих своих земляков. Каждый его приезд из Санкт-Петербурга в село являлся для крестьян едва ли не праздником. В трудные для них времена: будь то неурожай, пожар или болезнь — Мартынов помогал землякам деньгами, продуктами; были случаи, когда он строил для погорельцев дом. Не гнушался он предстать и в роли крестного отца (при обряде крещения новорожденных в церкви) некоторым крестьянским детям, что означало для последних безбедное существование в будущем. В своем духовном завещании Мартынов оставил значительную часть своего капитала храму, школе и богадельне. Похоронен В. Ф. Мартынов в селе Губин-Угол в склепе под храмом.
В 1893 г. была осуществлена покраска храма и его куполов; в 1902 году — укреплены своды.
В селе и его окрестностях проживало значительное количество старообрядцев, которые имели свое отдельное кладбище.
Прихожанами Покровского храма являлись жители села Губин-Угол, деревень: Окулово, Бережок, Поповка, Федоровка, Топорок, Соболево, Демидовка, Кореньково, Ушаковка, Святье. По данным 1900 года в нем числилось 1103 прихожанина мужского пола и 1149 женского [4].
За всю многовековую историю Покровского храма в нем служило немало священников, диаконов, пономарей, псаломщиков. Укажем для примера лишь на некоторых их них. В конце XIX — начале XX века настоятелем церкви был священник Александр Невский. Иоанн Миролюбов служил здесь священником с 1909 года до августа 1917. Диаконом в это время был Федор Алексеев, который еще до 1917 г. был возведен в сан священника и переведен настоятелем в храм села Кревы. В советское время за свою приверженность к новой власти он был прозван священником-революционером.
После октября 1917 года как для храма и его священнослужителей, так и для прихожан наступили трудные времена. В 1919 г. местная власть в лице волисполкома (ВИКа) передала храм в ведение церковной общины. Верующие обязывались ремонтировать храм на свои средства, платить налоги, страховки, заблаговременно подавать заявки для проведения собраний, шествий и т. п. За любое нарушение со стороны властей следовали санкции, вплоть до судебных. В этом свете становится ясно, почему за короткое время в храме перебывало несколько священнослужителей, большинство из которых подверглись репрессиям.
Служил здесь псаломщиком и Александр Миролюбов, сын вышеупомянутого священника Иоанна Миролюбова.
Александр Иванович Миролюбов. Родился в 1896 г. Окончил духовное училище. (По словам потомков, некоторое время он учился в духовной семинарии). В 1918 г. в Покровской церкви села Губин-Угол занял должность псаломщика. В 1930 г. под давлением властей вынужден был оставить эту должность. В 1937 г. А. Миролюбов женился на Агриппине Решетовой, у которой от первого брака имелись сын Александр и дочь Валентина. В то время он работал в кимрской больнице делопроизводителем. В 1948 г. А. Миролюбов становится псаломщиком в церкви погоста Спасского, что в Ченцах Кимрского района. В 1951 г. он вернулся в Кимры, поступил на работу в Кимрский эксплуатационный участок «Малые реки», который впоследствии слился с пристанью Кимры. С того времени и до своей кончины пел в хоре Преображенского храма. Умер А. И. Миролюбов в 1954 г. от воспаления легких. По словам его падчерицы, Валентины Арсеньевны Решетовой, А. И. Миролюбов относился к ней как к родной дочери [5].
Димитрий Ивановский с 1904 года служил здесь диаконом. В 1930 году «тройкой» У НКВД он был приговорен к 5 годам ИТЛ, но сбежал оттуда. В 1938 году, уже в Краснохолмском районе Тверской области, также «тройкой» УНКВД по статье 58 п. 10 УК РСФСР он приговаривается к расстрелу.
В 1930-31 гг. настоятелем в храме служит священник М. Сахаров (1865-1937), который также пострадал от властей [6]. Последним настоятелем Покровского храма был архимандрит Василий, в миру Владимир Колобовников (1865-1937). В 1920-х годах он служил в Москве, в Донском монастыре, вместе с Патриархом Тихоном.
В конце 1936 года храм, а также ограда вокруг него и кладбища были разобраны на кирпич, большая часть которого была увезена в город Кимры для строительства различных объектов.
Ныне от некогда величественного храма остались только людская память да немногие старинные фотографии, одной из которых иллюстрирован этот материал.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 919. Л. 1-18.
- ГАТО.Ф. 160. Oп. 1. Д. 16015.
- Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 399.
- Кимрская жизнь. (Региональная газета). Декабрь 1994 г.
- Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 21775-с.
- ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 20421-с.
ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.