Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Покровский на Медведице погост) — 1807 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Покровский на Медведице погост) — 1807 год

Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Покровский на Медведице погост) — 1807 год

Историческая справка

Покровская церковь впервые упомянута в архивных документах 1628-1629 гг.: «В 1628 г. существовал погост Покровский на устье речки Руготины Пудицы. Церковь деревянная. На погосте два поповских двора, двор дьячков «пуст», место просвирницы, 2 двора с 5 бобылями…» [1].

Погост Покровский, что на р. Медведице, расположен был на месте слияния речки Большая Пудица с Медведицей, в нескольких верстах от деревни Неклюдово.

С течением времени деревянная церковь обветшала.

В феврале 1773 года священник Михаил Артемонов из Большой слободы Задубровской погоста Покровского, что на реке Медведице Кашинского уезда, послал прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому и архимандриту Троице-Сергиевой лавры Платону о разрешении вместо ветхой деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца построить новую, тоже деревянную, в то же наименование. Прошение кроме священника подписали члены причта, местные помещики. Владыка Платон благословил своих верных чад на богоугодное дело и выдал храмоздательную (храмозданную) грамоту. Строительство новой Церкви с приделом Николая Чудотворца началось [2].

Летом 1777 г. помещик сельца Щекотова (прихожанин Покровского храма) Василий Приклонский обратился к тверскому архиерею с прошением о разрешении в строящейся церкви устроить второй придел — во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В его имении, сельце Щекотове, находится часовня во имя ап. Иоанна Богослова, пришедшая в ветхость; помещик предложил в строящемся Покровском храме устроить второй придел и наименовать его в честь этого святого. Тверской архиерей удовлетворил прошение Приклонского.

В конце того же 1777 г. Покровская церковь с приделами святителя Николая и апостола Иоанна Богослова была освящена [3].

В начале 1778 г. священник Афанасий Иванов с причтом и прихожанами Покровской церкви обратились к тверскому архиерею с прошением о разрешении разобрать ветхую деревянную церковь, ставшую ненужной, и употребить материал на обжиг кирпича. Владыка дал свое благословение [4].

В феврале 1795 г. священник погоста Покровского, что на реке Медведице Афанасий Иванов с прихожанами направили прошение епископу Тверскому и Кашинскому Иринею, в котором сообщали, что деревянная Покровская церковь с приделами свт. Николая и ап. Иоанна Богослова приходит в ветхость. Ее крыша прохудилась, крыльца прогнили. Просители желали построить новую, теперь уже каменную церковь в то же именование с теми же двумя приделами и просили архиерея благословить их на строительство. Подписали прошение местные помещики — прихожане: подполковник Андрей Раковский, капитанша Елизавета Пояркова, капитан Петр Михайлов, поручик Василий Григорьев и другие. В марте того же года благочинному, священнику села Николо-Ям Петру Симеонову был выслан указ дать свое заключение по поводу строительства церкви, места ее расположения и т.п. Последний сообщил в консисторию, что церковь располагается в лесу, почва там песчаная и до твердой земли «не близко», погост находится при двух реках: Медведице и Большой Пудице, где каждую весну подвергается подтоплению. Строительный материал не заготовлен, денег имеется всего 742 руб. 50 коп. В своем заключении священник резюмировал, что строительство церкви здесь вести невозможно. В духовной консистории, получив подобное заключение благочинного, решили просьбе прихожан о строительстве каменной церкви отказать.

На следующий год (1796-й) прихожане обратились к архиерею с новым письмом и с доказательствами необоснованности заключения благочинного о невозможности возведения каменной церкви. Они писали, что деревянная церковь приходит в ветхость, ее крыльца сгнили и обвалились так, что ходить по ним опасно, а то и невозможно; крыши у церкви и колокольни пришли в негодность. В то же время почва позволяет возведение храма, весеннее половодье бывает на этом месте не часто; во всяком случае, они собираются строить церковь на более безопасном месте. Церковной суммы имеется не 742 руб. 50 копеек, а значительно больше, чем представил благочинный. Местные помещики выразили готовность оказать существенную материальную помощь в строительстве
нового храма. По их сведениям, всего имеется 1200 рублей. Покойная помещица Пелагея Раковская завещала передать 1 000 рублей на возведение каменного храма, ее дочь Анна обещала тоже дать 1 000 рублей; капитан Яков Дерюшкин — 500 рублей (помещик находящегося по соседству сельца Перекладово). Получается всего около 4000 рублей. Прихожане еще раз просили благословения архиерея на возведение каменного храма.

В мае 1796 г. губернский архитектор А. А. Трофимов удостоверился, что ни состав грунта, ни местоположение будущей церкви не представляют собой опасности для строительства и рекомендовал ее возведение.

После этого тверской владыка благословил строительство Церкви и выдал храмоздательную грамоту.

Строительство началось. В 1799 г. церковь была возведена только до половины, дальнейшие работы были приостановлены из-за недостатка денежных средств. 19 августа того же года прихожанка храма, вдова, капитанша Анна Григорьевна Киова от имени остальных прихожан послала прошение тверскому архиерею Павлу о разрешении выдать специальную книгу для сбора денежных средств с доброхотных дателей для окончания строительства церкви. Это принесло свои плоды, после чего строительство было продолжено.

В 1807 г. каменная церковь была построена. В конце того же года священник Покровского храма Савва Матвеевич Мещерский направил сообщение тверскому архиерею Мефодию о том, что строительство церкви с колокольней завершено, церковь украшена, и испрашивал его позволения освятить храм [5].

В марте 1808 г. последовало прошение от священника Покровской церкви Саввы Мещерского к тверскому архиерею Мефодию о том, чтобы последний издал указ о перенесении иконостасов и образов из придела ап. Иоанна Богослова, находящегося в деревянной церкви, в новопостроенный каменный храм, в одноименный его придел, и освятить его вместе с главным престолом во имя Покрова Богородицы. В духовной консистории рассмотрели этот вопрос. Тверской архиерей подписал указ об освящении Покровского храма.

1 октября 1808 г. протоиерей Тверского кафедрального собора Иоанн Алексеев с братией рапортовал в Тверскую духовную консисторию, что храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом ап. Иоанна Богослова были освящены по церковному чиноположению. Подписали рапорт протоиерей Иоанн Алексеев, ключарь, иерей Симеон Пешехонов, священник Петр Семенов, священник Михаил Петров, диакон Михаил Георгиев [6].

Второй придел во имя свт. Николая тогда освящен не был. В нем еще не был установлен иконостас. В 1810 г. священник Савва Мещерский с причтом, прихожане обратились к тверскому архиерею с прошением разрешить перенести иконостас из ветхой деревянной церкви в каменный храм, обновить его, а также разобрать деревянную церковь, употребив материал на обжиг кирпича. Архиерей благословил намерения прихожан. 20 мая 1812 г. священник с причтом, прихожане обратились к владыке Мефодию с прошением об освящении придела Николая Чудотворца. Подписали прошение священник, члены причта, а также прихожане: помещица сельца Текутьева Александра Дерюшкина, того же сельца капитан Павел Дерюшкин, поручик Василий Потолгин? (фамилия в архивном документе написана неясно — В.К.), полковница, вдова Настасья Раковская, коллежский советник Александр Приклонский из сельца Щекотова и другие. Архиерей благословил их на это богоугодное дело.

2 октября 1813 г. придел в честь Николая Чудотворца был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Алексеевым [7].

Из описания церкви следует, что сама она каменная, носит имя Покрова Богородицы, с теплыми приделами: апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Николая. Купол и глава покрыты железом. Трапезная и алтарь (апсида) покрыты тесом. Внутри и снаружи церковь оштукатурена и отбелена. Иконостас холодной церкви (с престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы) в 3 яруса, с резьбой, выкрашен и вызолочен.

Иконостасы теплых приделов (отапливаемых) — апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Николая Чудотворца — 2-ярусные.

В 1839 г. тверскому архиерею Григорию прихожанин Покровской церкви погоста Покровского на реке Медведице Корчевского уезда, помещик сельца Щекотова Кашинского уезда (в 1 версте от Покровского храма, на противоположном, левом берегу Медведицы) капитан-лейтенант Иван Петрович Пятов направил прошение о желании построить в Щекотове Деревянную церковь во имя Иоанна Богослова, приписанную к храму погоста Покровского на Медведице. Тогда, по его ут

верждению, прихожане дальних деревень, находящихся за рекой Медведицей, смогут посещать службы в Богословском приделе. В Щекотове находится часовня в память прежде бывшей здесь церкви и кладбище. Помещик приложил к прошению составленный архитектором план будущей церкви. Узнав об этом, церковный причт направил тверскому владыке Григорию письмо, в котором говорилось, что они не согласны с постройкой в Щекотове кладбищенской церкви, приписанной к их храму. В качестве доказательства они заявили, что храм существует издавна, половодье длится только один день, дорога хорошая, пригодна даже в дождливое время; перевоз через реку Медведицу действует «денно и нощно без остановки»; храм же, в свою очередь, потеряет некоторое количество прихожан и сократит свои доходы в связи с постройкой Щекотовской церкви. Однако, подчеркнули они, причт может и согласиться на постройку помещиком Иваном Пятовым приписной церкви, если тот «даст денег для содержания Покровской церкви».

Иван Пятов сообщил в духовную консисторию, что жертвовать большой суммой для Покровской церкви он не намерен, резонно отметив, что священники думают только о своей пользе; к тому же половодье длится не одни сутки, как они пишут, а до 12 суток, переправы же нет. Пятов, со своей стороны, заверил, что все доходы с построенной им кладбищенской церкви в Щекотове будут поступать в Покровскую церковь, что он будет сам украшать и содержать построенную им церковь во имя ап. Иоанна Богослова. В феврале 1840 г. епархиальное начальство дало разрешение на строительство деревянной церкви в Щекотове. Велось оно под наблюдением губернского архитектора К.Б. Гейденрейха. (Вероятно, церковь была построена и освящена в 1844 г.) [8].

Покровская церковь на р. Медведице

В 1875 г. Щекотовский храм сгорел. В 1883 г. каменный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова был отстроен вновь и освящен по-прежнему в качестве приписного к Покровскому храму, что на реке Медведице. В 1896 г. было объявлено об открытии причта при нем.

Указом Св. Синода от 11 октября 1899 г. приписная каменная церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова была преобразована в самостоятельный приход с причтом — священником Алексием Смирновым 36 лет и псаломщиком А.А. Петропавловским 20 лет.

После постройки Покровской церкви на реке Медведице в ней неоднократно проводился ремонт. В 1816 г. церковь была покрыта железом. В 1822 г. — просьба причта и прихожан у епархиального начальства разрешить обновить штукатурку, частично произвести покраску. 1825 г. — принято решение вместо деревянной ограды сделать каменную. 1836 г. — прошение у епархиального начальства установить на церкви обновленные главу и крест. 1841г. — покраска церковной крыши. 1845 г. — исправление штукатурки с последующей отбелкой. 1849 г. — просьба причта храма и прихожан у епархиального начальства устроить в приделе иконостас. 1865 г. — устройство нового иконостаса. 1870 г. — устройство сторожки (вероятно, новой?). 1888 и 1896 гг. — штукатурные и иные работы в церкви. 1898 г. — прошение причта построить на приходском кладбище у храма усыпальницу. 1900 г. — ремонт крыши и ограды (каменная ограда имела по углам 4 башенки). В 1908 г. в храме произведен ремонт.

Священно-и церковнослужители

1628 г. Поп Кондратий Якимов и вдовый поп Иван Якимов. 1743 г. Определение сына священника Андрея Иванова (т.е. Андрея Ивановича) в пономари [9]. 1749 г. Посвящение Ивана Иванова на место диакона. 1749 г. Священник Иван Артемонов. 1759 г. Священник Иван Никитин. 1762 г. Производство диакона Ивана Иванова на место престарелого священника Петра Стефанова. 1762 г. Избиение диакона Федора Петрова помещиком Петром Зиновьевым. 1771 г. Посвящение в сан диакона Афанасия Иванова. 1776 г. Производство диакона Афанасия Иванова на место престарелого священника Михаила Артемонова. 1781 г. На место умершего диакона Владимира Михайлова утвержден дьячок Василий Иванов. 1795 г. Служит священником Афанасий Иванов. 1800 г. Определение выпускника духовной семинарии Григория Божукова на место больного отца в пономари. 1803 г. Определение священником выпускника семинарии Саввы Мещерского. 1812г. Определение пономаря Богоявленского храма г. Калязина Василия Алексеевича Городецкого в храм погоста Покровского на реке Медведице. 1812 г. Умер диакон Василий Иванов. 1815 г. Определен в пономари Григорий Гаврилов. 1829 г. Служит священник Петр Никулин. 1832 г. Увольнение священника (и благочинного) Саввы Мещерского; на его место поставлен выпускник духовной семинарии Петр Саввич Мещерский. 1842 г. Увольнение пономаря Григория Божукова; на его место заступил Осип Завьялов, взявший в замужество его дочь. 1845 г. Увольнение от должности дьячка Василия Стефановского; на его место назначен его сын Николай. 1860 г. Переименование пономаря Иосифа Завьялова в дьячки.

В 1863 г. в храме служили: священник Петр Саввич Мещерский 58 лет, диакон Федор Иванович Прозоров 39 лет (окончил Тверскую духовную семинарию, в 1832 г. поставлен в храм диаконом) [10].

В 1878 г. заступил на должность священника Арсений Росляков. (В 1896 г. уволен). 1884 г. Возведение пономаря Дмитрия Виноградова в сан диакона. 1899 г. В храме служит псаломщик Николай Молчанов.

В 1901 г. здесь служили: священник Сергей Андреевич Порецкий 26 лет (служение в храме начал в 1896 г.), диакон Дмитрий Арсеньевич Виноградов 36 лет (прибыл в храм в 1883 г. псаломщиком, в 1884 г. рукоположен в сан диакона), псаломщик Алексей Иванович Успенский 49 лет (прибыл в Покровский храм в 1890 г., перемещен в один из храмов Тверского уезда в 1901 г.) [11].

Прихожанами храма являлись жители сельца Перекладова, деревень: Мининское, Цыбино, Тушаково, Ивановское, Текутьево, Дор, Кузьминка, Большое и Малое Чупеево, Дубровка, Шушпаново, Савкино. В Кашинском уезде, за рекой Медведицей, жители дер. Раково (ранее в Кашинском уезде к Покровской церкви были приписаны крестьяне нескольких деревень).

В 1915 г. священником здесь служил Сергей Порецкий 40 лет, диакон на вакансии псаломщика Дмитрий Виноградов 51 года [12].


После Октябрьской революции 1917 года новые власти начали вести борьбу с религией. Закрывались церкви и монастыри, служители Церкви подвергались преследованиям.

Для Покровской церкви, что на реке Медведице, наступил заключительный период ее истории.

В 1919 г. в храме по-прежнему продолжали служить священник Сергий Порецкий и псаломщик (в сане диакона) Димитрий Виноградов. В середине 1920-х годов появился псаломщик Михаил Завьялов. К сожалению, этот молодой человек (22-х лет) 20 августа 1928 г. умер в больнице от перитонита.

Служители Покровской церкви подвергались со стороны местной власти всевозможным нападкам, были лишены избирательных прав, облагались непосильными налогами и штрафами. Священник Воскресенского храма в Понизовье Владимир Рассудовский в своем дневнике упомянул о кончине Сергия Порецкого во второй половине 1920-х годов [13].

Диакон на вакансии псаломщика Димитрий Виноградов становится священником, заменив на этом посту своего предшественника; псаломщиком — Василий Богоявленский.

Разборка церкви. 1940-е годы

Но долго выдерживать нападки со стороны властей они не смогли. Церковь осталась без причта. Богослужения в ней прекратились.

11 января 1934 г. пленум Высоковского сельсовета постановил: «Принимая во внимание, что служба в церкви в виде распада религиозной общины не производится с 1930 г., здание никем не охраняется, расхищается ограда, налоги и сборы не оплачиваются, просим президиум Кимрского райисполкома (РИКа) возбудить ходатайство перед МОИК (Московским областным исполкомом) о закрытии церкви. Здание церкви передать Высоковскому сельсовету для школы, в которой острая нужда, т.к. имеющаяся школа не соответствует своему размеру и ветхости и запросам населения». 2 февраля того же года президиум Кимрского РИКа рассмотрел вопрос о закрытии Покровской церкви и обратился с соответствующим ходатайством в МОИК.

Точной даты закрытия церкви установить не удалось, но нет сомнения в том (учитывая подобные дела в отношении других церквей), что МОИК санкционировал закрытие церкви и передал ее в ведение местного сельсовета. Таким образом, церковь была закрыта в 1934-м, или, в крайнем случае, в начале 1935 г.

Окончание разборки церкви. Конец 1940-х гг.

В конце 1940-х годов церковь была разобрана на кирпич. Об этом в 1991 г. рассказал своим читателям журналист газеты «Народный депутат» (Кимры) Альберт Янкевич. Журналист взял интервью у непосредственного участника разборки церкви (в свое время одного из руководителей строительной организации города). После войны с Германией город испытывал острую потребность в стройматериалах. Облместпром приобрел у райфинотдела пустующее здание Покровской церкви. Кирпич понадобился для строительства новых цехов механического завода: «…раствор очень прочный был, пришлось специальный станок для очистки кирпичей мастерить… Местным (жителям) было жалко… Мы, чтобы народ лишний раз не волновать, никому не сообщили, когда будем ронять колокольню. Подрубили столбы, поставили их на деревянные подпорки, зажгли. Когда дерево выгорело, три столба рухнули. Четвертый — устоял. Пришлось взрывать… Нет, злости не было никакой: мы ведь и подходили то — не как разрушители, а как потребители. Наш заводик выпускал пилорамы: древесина — основной стройматериал после войны. Так что продукция нужна была позарез. И если бы не эти церквушки, затянулся бы восстановительный процесс на 3 — 4 года. А так — кузнечный, заготовительный и литейка (до окон) из этого кирпича (до сих пор стоят эти цеха станкозавода)… Ну, а насчет церквушки — так уж на Святой Руси повелось: сначала ломаем, потом восстанавливаем. У вас, молодых, еще все впереди, как-то еще все повернется. А нас, стариков, строго не судите…» [14].

Ныне на реке Медведице, на месте впадения в нее речки Большая Пудица, ничего не напоминает о некогда находившемся здесь древнем храме. Остались лишь немногие могилы, где нашли свой последний земной приют жители окрестных населенных пунктов, бывшие прихожане храма.

Примечания

  1. Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Словарь кимрских деревень. XX век. Кимры, 2011. С. 139-140.
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 2604. Л. 1-4.
  3. ГАТО, Ф. 160. Оп. 10. Д. 2606. Л. 1-4.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2607. Л. 1-2.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2617. Л. 1-28.
  6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2617. Л. 28-42.
  7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2617. Л. 53-63.
  8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2634. Л. 1, 2, 9, 18, 36, 45.
  9. В XVIII — начале XIX вв. сельских служителей Русской Православной Церкви обычно называли и писали по имени и отчеству. Фамилии они получили позднее.
  10. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 20498. Л. 451.
  11. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 203-204.
  12. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914 г. С. 255.
  13. Протоиерей Владимир Рассудовский. Дневники 1930 и 1933 гг. Автобиография. Рассказы. Размышления. Москва, 2015. С. 93-94.
  14. Газета «Народный депутат». Февраль 1991 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.

Наверх