Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Покровское при Озере) — 1834 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Покровское при Озере) — 1834 год

Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Покровское при Озере) — 1834 год

+59
Посмотреть галерею

Историческая справка

Церковь Покрова Богородицы в селе Покровское при Озере впервые упоминается в Кашинской писцовой книге 1628-1629 гг., где говорится, что ветхая деревянная Покровская церковь «стоит без пенья» (то есть, в ней нет богослужений). Вероятно, это явилось следствием Смутного времени (Лихолетья), когда Русь была фактически разорена [1].

В 1760-е годы церковь сгорела. (Простояла ли она с начала 17 века более 150 лет или была в этом промежутке времени другая, тоже деревянная церковь, автору неизвестно).

В конце 1760-х годов на средства местных помещиков была построена новая деревянная Покровская церковь с приделом Василия Блаженного, Московского Чудотворца. В то же время местная помещица, вдова капитана, Мария Петровна Шишкова, в 1767 г. обратилась к тверскому владыке Григорию с прошением благословить ее на строительство церкви в честь Нерукотворного Образа Господня (имеются сведения, что она предлагала владыке переименовать придел св. Василия Блаженного в придел Нерукотворного Образа). Но придел в храме был освящен, как того пожелали другие прихожане — тоже местные помещики — с согласия священника Ивана Андреева, во имя святого Василия Блаженного, Московского Чудотворца. Так, в селе Покровском появились две церкви: одна, построенная конце 1760-х годов — Покрова Богородицы с приделом Василия Блаженного, другая — Нерукотворного Образа Господня (начало 1770-х годов) [2]. (В разных источниках даты постройки деревянных храмов разнятся на несколько лет, поэтому годы их освящения указаны не точно).

7 марта 1824 г. архиерею Ионе было отправлено прошение от священника Петра Никитина, диакона Глеба Иванова, пономаря Василия Михайлова, церковного старосты, крестьянина д. Плосково Ивана Потапова и прихожан, помещиков: девицы Софьи Борковой, Якова Головачева, Катерины Головачевой, Екатерины Максимовой, Марии Варламовой. В своем прошении они сообщали, что в селе Покровском имеются две деревянные церкви: Покрова Богородицы с приделом Василия Блаженного, Московского Чудотворца и Нерукотворного Образа Господня и что обе они приходят в ветхость. В своем усердии просители решили построить на месте деревянных церквей одну каменную, во имя Покрова Богородицы, с приделами Нерукотворного Образа Господня и Василия Блаженного, Московского Чудотворца, на собственные средства с добавлением церковной кошельковой суммы.

В Тверской духовной консистории под председательством тверского архиерея Ионы это прошение было рассмотрено и одобрено. Архиерей приказал подготовить храмоздательную грамоту на строительство новой церкви, а существующие деревянные — разобрать. Одну после разборки — использовать на обжиг кирпича во время строительства каменной церкви, в другой, пока оно не будет завершено — продолжать богослужения [3].

Вскоре строительство храма началось.

В 1834 г. тверскому архиерею Григорию от благочинного, священника церкви села Николо-Ям Антония Божукова был послан рапорт о том, что каменная Покровская церковь построена на средства прихожан с присовокуплением к ним церковной кошельковой суммы, а также поступлений, полученных с помощью сборной книги, и готова к освящению. В августе 1834 г. правый придел с престолом во имя Нерукотворного Образа был освящен архимандритом Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря Афанасием, левый, с престолом в честь Василия Блаженного, Московского Чудотворца — тверским архиереем Григорием. Главный храм с престолом Покрова Богородицы освящен 16 августа 1835 г. архиепископом Тверским и Кашинским Григорием. Причт новопостроенного храма состоял из священника Петра Никитина (служил до 1839 г.), дьячка Глеба Иванова, пономаря Василия Михайлова.

Покровское при Озере до 1917 г.

Опись церкви 1846 г. (дается в сокращении).

Церковь каменная, длиной 14, шириной 4, высотой 10 саженей (до крыши). Стены снаружи и внутри оштукатурены. Внутри и в алтаре стены окрашены желтой краской. Купол расписан изображениями бесплотных небесных сил; на нем же — лик господа Саваофа. Внутри храма — стена, отделяющая придельные храмы от главного аркой со стеклянными дверями. Пол в церкви деревянный, некрашеный; в ней 25 окон. На церкви одна глава. Крыша покрыта белым железом, окрашена. Приделы покрыты окрашенным в красный цвет тесом. Входные двери с западной, северной и южной сторон. Крыльца с северной и южной сторон из белого камня, с четырьмя столбами, имеют по 3 ступени. На церкви восьмиконечный вызолоченный крест.

Главный алтарь. Престол елового дерева, на нем атласный антиминс желтого цвета. Освящен архиепископом Тверским и Кашинским 16 августа 1835 г. Имеются мощи. Жертвенник полукруглый. Запрестольный крест. Запрестольный образ Знамения Божией Матери в медной посеребренной ризе и убрусом с жемчугом. На другой стороне образ Ильи Пророка в медной посеребренной ризе.

Алтарь придела с правой стороны. Престол сосновый, антиминс желтого цвета, освящен тверским владыкой Григорием в 1834 году…

Алтарь с левой стороны такой же, как и с правой. Освящен владыкой Григорием в 1834 г.

3-ярусный иконостас главного престола деревянный, с резьбой, позолоченный, по гладким местам окрашен белой краской… Иконостасы правого и левого приделов одинаковые…

В храме иконы: святого Василия Блаженного длиной 7 и шириной 6 вершков, оклад серебряный, вызолоченный; Казанской Божией Матери в окладе и серебряном венце — пожертвован помещицей, умершей девицей Софьей Борковой; Покрова Богородицы, пожертвован ею же; Божией Матери, также пожертвован Софьей Борковой.

Евангелия. В средний лист, обложено зеленым бархатом. По углам и в середине, на обеих сторонах, серебряные позолоченные лики Иисуса Христа и Евангелистов. Печатано в Москве в 1771 г. Другие Евангелия печатаны в 1694, 1764 и 1808 годах. Паникадило в главном храме медное, посеребренное, с 24 лампадами (наверное, свечами, так написано в описи); пожертвовано к чину освящения храма кимрским купцом Михаилом Лужиным. Паникадила в придельных храмах медные, посеребренные, с 14-ю лампадами. Серебряное кадило в 1835 г. пожертвовано помещицей Екатериной Максимовой. В небольшой церковной библиотеке имеются богослужебные книги 17 века.

2-ярусная колокольня каменная, построена в одно время с церковью иждивением прихожан с прибавлением кошельковой суммы (ныне колокольня 3-ярусная). Глава покрыта белым железом, на ней 8-конечный вызолоченный крест.

На колокольне висят 6 колоколов. Первый (главный) колокол, весом 52 пуда — без надписи. Отлит в селе Кимры на церковные средства. Второй колокол, весом 15 пудов, старинный. Третий, весом 6 пудов, отлит, как и первый, в селе Кимры. Четвертый, 2- пудовый, пожертвован помещицей Екатериной Максимовой. Вес пятого 1 пуд, шестого — 0,5 пуда.

Под колокольней каменная паперть с двумя дверями — с запада и севера. Над западной дверью арка, а с южной стороны — каменная сторожка с одним окном, выступающая из-за колокольни. Внутри паперти — вход (лестница) на ярусы колокольни.

Ограда с восточной и северной сторон деревянная, решетчатая. С южной погост примыкает к озеру, с западной отделен господским садом. Выкрашена ограда зеленой краской. На северных воротах — железный 4- конечный фигурный крест. По сторонам ворот — две малые дверцы из решетки, покрытые тесом, окрашены красной краской.

Часовня. Вблизи ворот, с северной стороны. В ней образ Николая Чудотворца. Амбар для хранения древесного угля и другие церковные предметы [4].

В 1840 г. был перелит разбитый колокол, в 1841 г. — разобрана ветхая деревянная церковь. В 1849, 1873, 1903 гг. храм поновлялся или ремонтировался. В 1851 г. вокруг церкви построена каменная ограда; в 1852 г. — возобновлен иконостас. 1874 год отмечен потерей священником Гойтанниковым церковной печати. В 1891 г. позолочен иконостас. В 1913 г. появился новый колокол, а также водружен новый крест на главу.

В 1839 г. умер священник Петр Никитин (служил в храме более 40 лет).

Причт храма в 1850 г. состоял из священника Александра Рахманина 33 лет, дьячка Василия Михайлова 53 лет и пономаря Ивана Николаева 28 лет [5].

В 1863 г. здесь служили: священник Александр Рахманин 46 лет, дьячок Иван Беляков 38 лет, дьячок Сергей Зыков 23 лет, пономарь Иосиф Рахманин 18 лет [6].

В 1878 г. священником в храме значился Иоанн Гойтанников, пономарем Николай Страхов.

В 1901 причт состоял из священника Николая Меглицкого 25 лет (в храме с 1899 г.) и псаломщика Владимира Лебедева 20 лет (в 1902 г. перемещен в храм с. Стоянцы).

Прихожанами храма являлись жители села Покровского и деревень: Плосково, Заручье, Коприлово, Бачалгино, Матвеевка, Трославля, Глухино, Одинцово, Эсаково, Фетинино, Радованье [7].

В 1906 г. псаломщиком становится Павел Голосов (умер в 1909 г.) [8].

В 1910 г. в храме служили: священник Николай Меглицкий 36 лет, псаломщик Михаил Щербаков 22 лет [9].

В 1918 г. М.И. Щербаков был рукоположен в сан диакона.(После Покровского на Озере он служил в другой церкви, а затем направлен в храм села Печетова).

После Октябрьской революции 1917 г. началась активная борьба с религией. Особенно ярко это стало проявляться после принятия правительством в 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Все монастыри, храмы перешли в государственную собственность. Духовенство в значительной степени лишилось своих прав и свобод.

22 сентября 1919 г. Паскинский сельсовет заключил договор о передаче Покровской церкви его религиозной общине с рядом пунктов, ограничивающих ее деятельность. К примеру, представители власти могли приходить в храм в любой день и в любое время (кроме времени проведения богослужений) с проверкой; верующие же обязаны были письменно обращаться к местной власти с просьбами о разрешении провести собрание, крестный ход и т.п.

Священник Николай Меглицкий

В 1919 г. умер от тифа священник Николай Меглицкий

Меглицкий Николай Александрович родился в 1875 г. в селе Михайловском Тверского уезда в семье псаломщика. Окончил Тверскую духовную семинарию. В 1896 г. работал учителем в начальных школах Тверского уезда. В январе 1899 г. архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием назначен священником в церковь с. Покровского. Состоял законоучителем (учителем Закона Божьего) в Покровской земской школе, с 1906 по 1909 гг. состоял депутатом Тверских окружных училищных съездов. У них с супругой Капитолиной Михайловной
(1877-1956) родилось 8 детей. Среди них — Николай Николаевич Меглицкий. Окончил педагогический институт, был первым директором Кимрской средней школы №16. Участник войны с фашистской Германией. После Победы преподавал в Ленинграде. Галина Николаевна Релина (урожденная Меглицкая) (1917-1991). Окончила педагогический техникум. Преподавала в школах в деревне Богунино и в Кимрах. Потеряв голос (необходимый любому учителю), окончила фармацевтическое училище и до выхода на пенсию работала в аптеке в Кимрах. Ее дочь, Елена Абрамовна Релина, окончила педагогический институт, преподавала в школах, затем долгое время работала старшим научным сотрудником в Кимрском краеведческом музее. Ныне на заслуженном отдыхе [10].

Следующим священником храма становится Иоанн Михайлович Колтыпин.

Он родился в 1875 г. в селе Стоянцы Корчевского уезда (ныне Кимрский район), где служил псаломщиком его отец. В 1899 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Служил в храмах Тверской епархии. Несколько лет лечился в больнице. Его жена умерла рано, по словам родственников, во время родов. С 1918 по 1929 гг. был священником в Покровском храме. В 1929 г. переведен в Троицкий храм села Устье на р. Сози Конаковского района. В 1931 г. арестован, обвинен в антисоветской агитации, а также в хранении разменных серебряных монет на общую сумму 98 руб. «Тройка» ПН ОГПУ от 15 февраля 1931 г. приговорила его к высылке на 5 лет в Казахстан. Дальнейшая судьба его неизвестна [11].

В 1920-е годы в документах упоминаются несколько лиц, имеющих некоторое отношение к богослужениям: Гедеон Смирнов, М. Павлов (диакон), Т.П. Рахманин, Иван Ситнов.

Без священника, как известно, церковь не может функционировать. В 1930 г. Покровский храм отмечен как бездействующий [12].

20 апреля 1934 г. президиум Московского исполкома (МОИК) рассмотрел ходатайство кимрских властей о закрытии Покровской церкви в селе Покровском. Принимая во внимание те факты, что церковь в Покровском не функционирует с 1930 г., храм и имущество не охраняются, налоги и сборы не собираются и не оплачиваются, а в пустующем помещении совхоз «Расцвет» планирует разместить школу, МОИК постановил: разрешить Кимрскому райисполкому церковь в Покровском закрыть и использовать последнюю в указанных целях. Группе верующих сообщить о закрытии храма и их праве обжаловать данное постановление в 2-недельный срок [13].

Так, в 1934 г. храм официально был закрыт и передан в ведение местной сельхозартели.

Осенью 1934 г. Кимрский райисполком разрешил купить церковь за 7 тыс. рублей совхозу «Культура».

По словам старожилов, здесь до Великой Отечественной войны и в последующие годы размещался склад «Заготскота», хранился овес, рожь. Также около храма стояли трактор и генератор, вырабатывавший электрический ток для села. Позднее в Покровское подвели электричество. В 1980-е годы храм становится бесхозным.

После распада СССР началось возрождение Православия в России. Это коснулось и Покровского храма. В конце 1990-х годов Центр «Сельская церковь» провел в нем большие работы: покрыта железом крыша самого храма и его колокольни, восстановлены купола, укреплены колонны, сложен портик, установлены кресты, двери…

После десятилетий забвения храм ожил; с 2000-х годов протоиерей Игорь Остаев, настоятель Смоленской церкви села Ильинское, нередко, в сослужении других священнослужителей Кимрского благочиния, стал совершать здесь молебны, литургии, крестные ходы.

Покровский храм приписан к Смоленскому храму с. Ильинского. В 2007 г. совершен чин его малого освящения.

Посильное участие в восстановлении храма принимает местный житель, активный прихожанин, прибывший сюда в 1989 г. из г. Копейска Челябинской области, Владимир Гордиевский. Он же звонит в своеобразный «колокол» — подвешенный на колокольне разрезанный газовый баллон, призывая народ на богослужения.

Благотворное влияние на судьбу Покровского храма оказала его связь с московским храмом преподобного Марона, пустынника Сирийского, что в Старых Панех. Прихожанам московского храма (маронцам, как их называют) приглянулась земля у села Покровского, возле красивого озера — и они решили тут обосноваться. Выкупили участок земли, стали возводить дома; кто-то поселился здесь совсем, другие приезжают только в летнее время. С недавних пор в Покровском храме стали регулярно совершаться литургии, крестные ходы, требы. С благословения протоиерея Игоря Остаева богослужения здесь стал совершать и протоиерей московского храма Александр Марченков. Со слов Владимира Гордиевского, на литургии собиралось до 200 человек: местные жители, прихожане московского храма прп. Марона; приезжают подростки из оздоровительного лагеря «Дружба» детской воскресной школы храма прп. Марона, пустынника Сирийского, который базируется уже много лет возле Никольского храма в Садунове, что в нескольких верстах от Покровского. После богослужений ставятся спектакли на духовную тему, звучит музыка; завершается действо чаепитием.

В 2014 г. в храм подведено электричество; устроен иконостас, в создании которого принимал участие В. Гордиевский; иконы для него привезены из московского храма прп. Марона, пустынника Сирийского.

В храме сохранилась надпись: «В сем храме разрисована стенная живопись в 1924 году, при председателе церковного совета Арсении Совцове, старосте Михаиле Малышеве и священнике Иоанне Колтыпине — усердием прихожан».

В 2017 г. маронцы под руководством помощника настоятеля московского храма прп. Марона, пустынника Сирийского, Анатолия Варнавского (с благословения протоиерея Игоря Остаева) развернули работы по очищению старого фундамента храма от наслоений земли для последующего его укрепления.

Храм в селе Покровском, что на Озере возрождается.

Примечания

  1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 657; Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Кимры, 2011. С.140.
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 2654; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2656.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2684.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2695.
  5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196.
  6. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 20498.
  7. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 397.
  8. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1909 г. №45. С. 561.
  9. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 122.
  10. Со слов внучек священника Николая Меглицкого Елены Абрамовны Репиной и Зинаиды Николаевны Михайловой.
  11. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 8903-с.
  12. ГАТО. Р-953. Oп. 1. Д. 23. Л. 83.
  13. Кимрский муниципальный архив. Ф. 16. Oп. 1. Д. 92. Л. 40. (Многие старые документы из Кимрского архива в 2005 г. переданы в ГАТО).


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.


Фото. № 1 Анатолия Максимова. Июль 2014 г.

Наверх