Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Пухлимо) — 1797 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Пухлимо) — 1797 год

Покрова Пресвятой Богородицы церковь (Пухлимо) — 1797 год

Историческая справка

Первое известие о храме в селе Пухлиме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-1629 гг.: «За боярином Матвеем Михайловичем Годуновым, что было преж сего за старицою за Олександрою боярина за Дмитриевского женою Ивановича Годунова в вотчине село Пухлемское на реке на Волге, а в нем церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы древяна клетцки, а церковь и в церкве образы, и книги, и ризы и всякое церковное строение боярское… А на церковной земле во дворе поп Никон Григорьев, во дворе дьячок Игнашко Петров, во дворе пономарь Онтошка Иванов, келья просфирницы Онисьицы, Семеновой дочери, да на церковной земле бобылей во дворе вдова попадья Анница Парфеньева дочь…».

Следующее упоминание в источниках о храме в Пухлиме относится к 1767 г. Это была также деревянная Покровская церковь без придела. Священно-и церковнослужителей в тот период времени было известно немало. В 1740 г. здесь служил поп Петр Кириллов. В 1744 г. определен дьячком Стефан Симеонов. В 1754 г. диаконом становится Давид Первухин. В 1756 г. становится диаконом сын священника Александр Козьмин. В 1759 г. священником числится Козьма Петров. В 1766 г. сын священника Михаил Козьмин становится дьячком. В 1768 г. дьячок Михаил Козьмин произведен в сан священника. В 1775 г. диакон Александр Козьмин произведен в сан священника. В 1781 г. место пономаря занял Василий Первухин; через 3 года ему было разрешено отправиться в Москву с целью подыскания для себя места служения. В 1791 г. на должность умершего священника Александра Козьмина заступил Иван Никольский.

24 октября 1792 г. Покровская церковь «со всею утварью сгорела».

Тайный советник, камергер, князь Сергей Михайлович Голицын (помещик был прихожанином храма) вознамерился построить на месте сгоревшего храма новый, каменный, с тем же наименованием. В ноябре 1792 г. он отправил тверскому владыке Иринею прошение благословить строительство каменного храма и выдать для этого храмозданную грамоту и новый антиминс. Преосвященный Ириней благословил князя на это богоугодное дело. В феврале 1793 г. была выдана храмозданная грамота, и строительство началось [1].

В августе 1797 г. каменный храм во имя Покрова Богородицы был построен, оснащен иконами и другой необходимой церковной утварью. Князь Голицын обратился к тверскому архиерею с прошением освятить храм иеромонаху Авраамию из кашинского Клобукова монастыря. В сентябре того же года Ириней, архиепископ Тверской и Кашинский, послал указ иеромонаху Авраамию освятить храм, а также выдал освященный антиминс. Вскоре храм был освящен [2].

В начале 1820-х годов уволен от должности по состоянию здоровья священник Иоанн Кондратьев [3]. На его место заступил Алексий Максимов. В 1835 г. умер священник Алексей Белюстин. В 1835 г. упомянуты в описи храма прибывшие священники: из храма села Белеутова Александр Садиков, а из храма села Тождественно Иоасаф Андреев. В 1840 г. должность священника занимает Евгений Ромодановский, окончивший Тверскую духовную семинарию.

Возведенная в 1797 г. Покровская церковь была холодной (так назывались храмы, не имевшие отопления), в связи с чем появились сложности с отправлением в ней богослужений в зимнее время как причта, так и прихожан.

В августе 1833 г. причт храма, церковный староста и прихожане обратились к тверскому архиерею Григорию с прошением о постройке на их средства при Покровской церкви теплого придела во имя св. Великомученика Георгия. Подписались под прошением священник Алексей Белюстин, диакон Василий Соколов, дьячок Иван Первухин, пономарь Петр Первухин, церковный староста и некоторые представители прихожан вотчины княгини Веры Федоровны Салтыковой. В начале сентября 1833 г. тверской архиерей благословил просителей на строительство теплого придела во имя вмч. Георгия Победоносца с обещанием пригласить архитектора, а также, чтобы строительство велось по составленному плану, а материалы использовались самые лучшие [4].

Опись храма 1846 г. (дается с некоторыми сокращениями). Церковь была длиной 9, шириной 7 саженей, высотой 8 саженей 2 аршина. Стены снаружи и внутри оштукатурены и отбелены и не имели священных изображений. В церкви было два престола: главный — Покрова Богородицы и придельный храм (придел) с правой стороны во имя великомученика (вмч.) Георгия Победоносца. Внутри четыре крестообразно устроенные простенка поддерживали круглый свод (кумпол). Пол деревянный, некрашеный. В алтаре и на клиросе — лещадный. Окон 27, вверху 18 и 9 внизу. На церкви одна глава, крытая простым железом и окрашенная медянкой. На главе деревянный четырехконечный крест высотой в 2 сажени, обитый белой жестью и выкрашенный желтой краской, прикрепленный к главе железными цепями. Крыша покрыта железом и выкрашена медянкой. Три крыльца из белого камня без колонн. Входные деревянные двери устроены с западной, северной и южной сторон. Паперть каменная, расположена под колокольней. «Сия церковь с благословения преосвященного Иринея, бывшего архиепископа Тверского и Кашинского, выстроена в 1797 г. попечением и иждивением камергером Императорского двора князя Сергея Михаловича Голицына с помощью прихожан на собственную сумму и освящена в том же году неизвестно каким лицом. Придел же каменный выстроен по благословению преосвященного Григория, архиепископа Тверского и

Кашинского, в 1835 г. попечением и иждивением прихожан с пособием кошельковой суммы под особым надзором прихожанина вотчины князя Петра Дмитриевича Салтыкова Филиппа Гаврилова и освящен в 1837 г. местным благочинным Михаилом Колоколовым».

Придельная церковь (придел) в длину 7 саженей, в ширину 5 саженей и 2 аршина, в высоту 5 саженей [5]. В приделе столбов нет, 7 окон, пол деревянный, некрашеный. На приделе одна глава, крытая простым железом, выкрашена медянкой. На главе восьмиконечный крест высотой в 1 сажень, обитый белой жестью. Крыша на деревянных стропилах железная, окрашена медянкой. Вход один, с паперти, что и в главную церковь.

Главный алтарь. Престол из елового дерева. На престоле — атласный антиминс палевого цвета, освящен Иринеем, архиепископом Тверским и Кашинским в 1796 году; в нем святые мощи. Жертвенник елового дерева. На горнем месте образ Спасителя без ризы. Над ним икона Знамения Божией Матери, Запрестольный образ Тихвинской Божией Матери в медной посеребренной ризе. Над полотняной плащаницей деревянный ковчежец для креста, носимого по приходу для водоосвящения, живописной работы, без оклада. Образ Преображения Господня без оклада.

Алтарь придельного храма. Престол, на нем атласный антиминс желтого цвета; освящен тверским архиереем Григорием в 1837 году; в нем святые мощи. Жертвенник. На горнем месте образ Спасителя без ризы. Запрестольный крест. Образ Тихвинской Божией Матери, Спасителя с предстоящими, Покрова Божией Матери, образы мучеников Георгия, Флора и Лавра, мучеников Модеста и Власия в медной ризе.

Одноярусный иконостас главного престола деревянный, с резьбой, по гладким местам окрашен голубой краской. Царские врата полуциркульные. Пять круглых образов: Благовещения и четырех Евангелистов. С правой стороны икона Спасителя без оклада с медным вызолоченным венцом. Южная дверь. На ней образ Архангела Михаила, икона Николая Чудотворца без оклада с медным посеребренным венцом, образ Казанской Божией Матери, Спасителя. С левой стороны Царских врат иконы Покрова Пресвятой Богородицы, прп. Макария Калязинского, Архангела Гавриила, Воскресения Христова. Вверху, над Царскими вратами, Распятие Иисуса Христа с предстоящими. Под Распятием Христа — икона Тайной Вечери без оклада. По правую сторону образ царя Давида с пророками, по левую сторону — образы свт. Димитрия, митрополита Ростовского, прп. Сергия Радонежского, трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

За правым клиросом образы Св. Троицы в позолоченном окладе в киоте за стеклом; подарены петербургским купцом 2 гильдии Егором Кустовым; икона Воскресения Христова, Казанской Божией Матери, Николая Чудотворца в медной ризе в киоте за стеклом, также пожертвованные Е. Кустовым…

За левым клиросом образы Господа Саваофа…, подарены прихожанином д. Клокуново (Колкуново) крестьянином Егором Владимировым… Хоругвь на холсте у правого клироса. Хоругвь на холсте у левого клироса…

Перед Царскими дверями амвон из белого камня наравне с алтарным полом. Перед иконостасом главного престола деревянная решетка токарной работы. Там же 2 деревянных клироса столярной работы, окрашенные голубой краской.

Одноярусный иконостас левого придела деревянный, полукружный, с 10-ю колоннами-столбами с резьбой, вызолочен по гладким местам. Царские врата полуциркульные, решетчатые, с резьбой, вызолоченные, с 4-мя образами. Южная дверь — с изображением архидиакона Лаврентия, с левой стороны — Скорбящей Божией Матери; пожертвована в 1837 г. крестьянином д. Стрельчиха Василием Молчановым. Северная дверь, с изображением архидиакона Стефана и образом Николая Чудотворца в медной посеребренной ризе, пожертвованы в 1837 г. крестьянином Сергеем Маракушиным…

За правым клиросом икона Тихвинской Божией Матери в бархатной ризе со стразами и с фольговым венцом и разноцветными камнями в застекленном киоте. Подарена петербургским купцом Егором Кустовым. За левым клиросом икона Тихвинской Божией Матери в медной вызолоченной ризе с венцом, в киоте; пожертвована в 1844 г. крестьянином д. Шепелиха Тимофеем Веселовым.

Евангелие. В деревянных досках, обложено чеканным медным, посеребренным, с финифтью, окладом, с изображением Иисуса Христа и 12-ти апостолов. Отпечатано в 1794 г…

Св. серебряный потир весом 1 фунт 20 золотников с образами Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Тело Христово приимите». Внизу надпись: «Сей сосуд с дискосом и крестом положен вклад от ея сиятельства княжны Елизаветы Михайловны, дочери генерал-адмирала Михаила Михайловича Голицына 1794 г. сентября дня». При нем серебряный дискос, серебряная звездица, серебряная лжица, стальное копие, 2 серебряных блюдца, серебряный ковшичек. Второй серебряный св. потир весом 1 фунт 15 золотников, снаружи и внутри вызолочен, на нем изображение, то же, что на первом потире, и надпись: «1837 г. куплен на церковное имущество». При нем серебряные дискос, звездица, лжица, копие, 2 блюдца, медный высеребренный ковшичек для теплоты. Ковчег серебряный, куплен в 1774 г. Крест напрестольный серебряный, вызолоченный, весом 1 фунт 20 золотников; пожертвован княжной Елизаветой Голицыной в 1794 г.

Большое медное паникадило неизвестного веса с таковыми же подсвечниками в главной церкви (холодной), с хрустальными яблоками. Неизвестно, когда и кем куплено. Паникадило в приделе медное, посеребренное, с подсвечниками и подвесками, весом в полпуда. Куплено в 1837 г. на церковную сумму…. Старостинский медный колокольчик.

Одежда для престолов и жертвенников… пожертвована петербургским купцом 2 гильдии Егором Кустовым в 1840 г. Верхняя одежда малинового цвета пожертвована в 1837 г. помещицей из с. Малышкова Калязинского уезда вдовой Екатериной Яковлевной Костомаровой. Риза золотой парчи пожертвована в 1839 г. московским 2 гильдии купцом Николаем Журавлевым…

Библиотека. В шкафу: Требник 1796 г., Псалтирь 1791 г., Апостол 1679 г., Минея 1785 г. …

3-ярусная каменная колокольня построена в 1779 г. вместе с церковью тщанием и иждивением князя Сергея Михайловича Голицына. Покрыта железом, окрашена медянкой. Крест на ней железный, выкрашен желтой краской. На колокольне 6 колоколов. Первый имеет вес 137 пудов 20 фунтов, лит в 1830 г. неизвестным мастером; на нем надпись:» Августа 23-го дня попечением священника Алексия Белюстина и князя Петра Дмитриевича Салтыкова и прочих крестьян усердников в селе Пухлимском». Второй, весом 25 пудов, куплен в Ярославле на средства прихожан и кошельковую сумму; без надписи. Третий, 12-пудовый, неизвестно кем и когда приобретен. Четвертый весит 5, пятый — 1 пуд; шестой — 30 фунтов [6].

Ограда деревянная, с такой же решеткой, выкрашена в черный цвет, с деревянными же створчатыми воротами, выкрашенными голубой краской; с левой стороны — калитка. Строений при ограде нет. Церковный сторож живет близ ограды в собственном доме.

Причт в 1850 г. состоял из священника Иосифа Андреевича Белогородского 47 лет, диакона Прокопия Козмича Смирнова 50 лет, дьячка Петра Васильевича Первухина 48 лет и пономаря Алексия Михайловича Честного 37 лет [7].

Из наиболее значимых событий в истории храма отметим следующие. В 1835 г. епархиальному начальству отправлена просьба о разрешении перелить колокол. В 1849 г. — вновь прошение о переливке разбитого колокола.

В 1881 г. здесь произошел такой случай. Церковный староста Петр Кощеев посылает тверскому архиерею жалобу на священника Димитрия Чекалова. В нем он обвиняет настоятеля во многих прегрешениях: не производится ремонт обветшавшего храма, взимается завышенная плата за погребения бедных усопших… Тверская консистория приказала провести дознание, которое поручили священнику храма с. Скнятина Михаилу Баженову. Священник опросил свидетелей. Димитрий Чекалов, в свою очередь, рассказал о своих достижениях: построена (вместо сгоревшей) новая сторожка, настелены полы, устроен иконостас; за погребение бедных прихожан брал денег совсем немного. Но в действительности храм требовал ремонта: восстановления штукатурки, купола, креста, поврежденных бурей в 1880 г., и многого другого. В результате дознаватель все же решил, что настоятель храма Димитрий Чекалов не виноват. Вероятно, староста, как говорится, не сработался со священником. Такое встречалось в храмах не столь уж и редко [8].

Димитрий Николаевич Чекалов родился в 1837г. В 1859г. окончил Тверскую духовную семинарию и становится священником Покровского храма с. Пухлима. Супругой его стала Пелагея Иосифовна, дочь священника храма, что в селе Белый Городок, Иосифа Белогородского. В семье родились дети: Анатолий (1866 г.), Варнава (1866 г.), Александра (1874 г.), Константин (1877 г.), Владимир (1880 г.) (будущий священномученик) [9].

В 1887 г. следует прошение прихожан о разрешении построить часовню в д. Рослятино. В 1893 г. — прошение причта и церковного старосты о разрешении заменить ветхие двери и иконы в приделе. В 1894 г. — ходатайство устроить новый иконостас в придельном храме. В 1897 г. — прошение прихожан об отводе на приходском кладбище отдельного места для погребения старообрядцев, которых в приходе было немало [10]. В 1898 г. — ходатайство о дозволении причту и старосте восстановить штукатурку, отбелить и покрасить крышу. В 1900 г. — просьба вызолотить иконостас. В 1901 г. последовала просьба о строительстве церковного дома. Тогда же вокруг церкви и кладбища появилась деревянная ограда с каменными столбами. В 1907 г. на средства прихожан была построена деревянная сторожка (вероятно, взамен старой).

В адрес тверского архиерея порой поступали донесения о нетрезвости некоторых членов причта храма, об их ссорах между собой; чаще это стало происходить в конце 19 века. Епархиальное начальство принимало всяческие меры к нарушителям дисциплины.

В 1900 г. место священника было свободно, диаконом же служил Димитрий Рождественский 31 года, псаломщиком — Василий Аркадов 52 лет. Прихожанами храма были крестьяне села Пухлима и деревень: Никулино, Рослятино, Стрельчиха, Шепелиха Калязинского уезда, а также соседнего Кашинского уезда, что за рекой Волгой — д. Селищи (в 1 версте от Пухлима), Колкуново, Гроднево, Басовское, Юрьевское. В приходе также имелась каменная часовня в д. Рослятино, построенная в 1887 г. а также, в д. Селищи, деревянная часовня в память равноап. Аверкия, епископа Иеропольского [11].

27 мая 1903 г. церковь посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий. Тягостное впечатление произвел на него храм, который нуждался в ремонте. Прихожан собралось мало, ученики школы, кроме одного, совсем не умели читать. Недавно прибывший священник ютился в церковной сторожке и стремился убыть в другой приход. Диакон жил в наемной квартире. Владыка призвал прихожан помогать храму, украшать его, а детей — читать и петь в церкви. Владыка также посетил часовню во имя Владимирской Божией Матери в д. Рослятино, построенную в память о пожаре, истребившем почти всю деревню.

С 31 декабря 1906 г. по 7 декабря 1909 г. диаконом в храме служил Василий Троицкий [12].

18 января 1907 г. священник Пухлимской церкви Иоанн Чередеев был перемещен в сельскую церковь Кашинского уезда [В].

1 января 1907 г.умер псаломщик Василий Аркадов. 19 марта 1907 г. к церкви с. Пухлима на должность псаломщика прикомандирован бывший воспитанник четвертого класса Тверской духовной семинарии Михаил Судницын. 14 апреля 1909 г. он отбыл в храм села Данилова, а на его место заступил Федор Ивановский [14].

6 октября 1909 г. становится псаломщиком бывший воспитанник Кашинского духовного училища Леонид Троицкий.

17 марта 1907 г. в церкви появился новый священник — Василий Беляев, прибывший из Волоколамского уезда Московской губернии. Он женился на Ираиде, дочери бывшего местного священника Иоанна Карцевского [15]. В 1914 г. священником церкви значится Василий Беляев 33 лет, псаломщиком Леонид Троицкий 45 лет [16].

Василий Михайлович Беляев выходец из духовного сословия. Окончил духовное училище в г. Звенигороде, в 1904 г. Вифанскую духовную семинарию. Работал учителем в начальном училище в Подмосковье. В 1907 г. рукоположен в сан священника и определен в Покровскую церковь с. Пухлима. Был законоучителем в Никулинском земском училище. В 1917 г. награжден набедренником. Его тещей являлась вдова священника Екатерина Алексеевна Карцевская [17]. В 1917 г. Василий Беляев перемещен на службу в Москву.


После Октябрьской революции 1917 года жизнь храма, причта, прихожан изменилась. Декретом советской власти от 23 января 1918 г. Церковь была отделена от государства и школы.

Покровский храм становится собственностью государства. В 1919 г. местной властью он передается Покровской религиозной общине с рядом ограничений, касающихся ее деятельности. Власти постоянно вели борьбу с религией, результаты которой можно увидеть и на примере Покровского храма, что привело в итоге к его закрытию и последующему разрушению.

При советской власти в храме появился новый священник, Александр Андреевич Богоявленский. До 1919 г. Александр Богоявленский работал учителем в школе с. Старое Никольское. С 1920 по 1929 гг. служил в с. Пухлиме. Затем некоторое время трудился чернорабочим. В 1934 г. упомянут в храме с. Окатова Кимрского района.

Диаконом (псаломщиком) в Покровском храме служил Леонид Николаевич Троицкий; здесь он служит до 1931 года, после чего перешел в храм села Пухлимо-Отрубнева (возле д. Папино Кимрского района); сколько времени он там пребывал, неизвестно, вероятно, недолго, тж. сведения о нем вскоре исчезают.

14 января 1930 г. пленум Стрельчихинского сельсовета постановил закрыть Пухлимскую церковь и Рослятинскую часовню с последующей их передачей под культурные цели [18]. Вскоре в Рослятинской часовне был открыт ссыпной пункт.

Последним священником храма являлся Николай Иванов. Родился он 21 ноября 1877 г. в г. Полоцке Витебской губернии. Окончил духовную семинарию. В 1914 году, во время Первой мировой войны, в период наступления германских войск, эвакуировался из Польши (входящей в то время в состав Российской империи), где служил священником. В 1929 г. «тройкой» ПП ОГПУ осужден на 3 года лишения свободы. Отбыв срок наказания, становится священником в Покровской церкви с. Пухлима. 3 октября 1937 г. вновь арестован. Обвинен в антисоветской деятельности. Свидетели: Чусов (сапожник Стрельчихинской промартели), Карелин. Иванов — должностные лица Стрельчихинского сельсовета. Обвинен в агитации против Конституции СССР, в срыве сельскохозяйственных работ в колхозе. Священник не признал обвинения. Следственное дело вел уполномоченный УГБ Кимрского ГО УНКВД сержант госбезопасности Молодец (фамилия по этическим соображениям немного изменена), оставивший о себе недобрую память. (Многие судьбы его подследственных были усугублены фальсификациями, что показали позднейшие передопросы свидетелей. В июне 1941 г., перед нападением фашистской Германии на СССР, власти, на основании жалоб осужденных и их родственников, вскрыли злоупотребления следователя. Какое наказание он понес, неизвестно). Обвинительное заключение по следственному делу Николая Алексеевича Иванова Молодец направил на рассмотрение «тройки» УНКВД. 1 ноября 1937 г. «тройка» УНКВД по Калининской области по ст. 58-10 (антисоветская агитация) постановила расстрелять последнего. Приговор был приведен в исполнение 3 ноября. Реабилитирован священнослужитель 28 декабря 1989 г. [19].

Богослужения в храме были прекращены. В 1930-м или 1932 гг. церковь из-за отсутствия священника была закрыта. Решением властей она была передана в ведение колхоза.


Со слов местного жителя Александра Уварова (ныне алтарника храма Иерусалимской Божией Матери в поселке Белый Городок Кимрского района), перед Великой Отечественной войной церковь сломали. Деревню из-за угрозы поднятия воды в реке Волге в результате строительства Угличского гидроузла перенесли на другое место. Вода поднялась почти до разобранного храма и кладбища. Жители села Пухлима были переселены в другие населенные пункты; к примеру, только в д. Сенькино было перенесено 5 домов. Кстати, его дед, Иван Федорович Уваров, был певчим в Пухлимской церкви.

Со слов Тамары Торцевой (из пос. Приволжского), вода достигла кладбища; в одной могиле во время половодья даже обнажились останки погребенного.

По воспоминаниям Евгения Шебаршина (родился в 1930-е годы в д. Селищи, на противоположном от с. Пухлима берегу Волги), солдаты разобрали церковь перед самой войной (или в начале войны). На месте бывшего села были посажены саженцы.

Сейчас ничего не напоминает о селе и его храме. Не осталось даже фотографий церкви. Может быть, у кого-нибудь они сохранились?

Примечания

  1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 8. Д. 2533. Л. 1-2.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 2535.
  3. Священник Иоанн Кондратьев. Вероятно, в указанное время он еще не имел фамилии, а именовался по имени и отчеству, что было принято в среде рядовых священно-и церковнослужителей почти до середины 19 века. Его сын, Алексий Иоаннович Никольский, служил священником в Вознесенской церкви с. Кимры.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 2538.
  5. 1 сажень равнялась 2 м 13 см; 1 аршин — 71,12 см.
  6. 1 пуд равнялся 16,38 кг; 1 фунт — 409,51 гр; Коркунов В.И. Тверские колокола. Москва, 2005. С. 31.
  7. Матисон А.В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине 19 века. Москва, 2015. С. 246.
  8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 2546.
  9. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16302.
  10. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 2551. Л. 1-5.
  11. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 315.
  12. После ликвидации диаконской вакансии в Пухлимском храме В. Троицкий стал диаконом в храме с. Старобислова Калязинского уезда.
  13. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1907 г. №3. С. 20.
  14. ТЕВ. 1909. №15.
  15. ТЕВ. 1907. №7
  16. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914.
  17. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 388 об.
  18. Районная газета «Коллективная жизнь» (ныне «Кимрский вестник»). 14 января 1930 г.
  19. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 2566-с. Л. 1-19; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. 1 том. Тверь, 2000. С. 189.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.

Наверх