Председатель управляющего совета Фонда Тверской епархии митрополит Амвросий совершил первую литургию Архиерейским чином за 30 лет - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Председатель управляющего совета Фонда Тверской епархии митрополит Амвросий совершил первую литургию Архиерейским чином за 30 лет

Председатель управляющего совета Фонда Тверской епархии митрополит Амвросий совершил первую литургию Архиерейским чином за 30 лет

14 августа Церковь вспоминает событие Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе из-за болезней, часто бывавших в августе. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В Сказании 1627 года по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день совершается малое освящение воды.

В праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил сельский приход восстанавливающейся церкви в честь Успения Богородицы в селе Берново Старицкого района. Берново — старинное село с пятисотлетней историей. В центре села на берегу реки Тьмы построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это старейшая действующая церковь в Старицком районе. Храм регулярно обновляли и приводили в порядок. Иконостас полностью золотили червонным золотом. В 1853 году расписывались по штукатурке стены. Святые образа переписывались вновь. Духовная жизнь берновской церкви прерывалась дважды. В 1991 году храм возвратили верующим. Сегодня он действующий.

Архиерей совершил в Успенской церкви первую Божественную литургию. Ему сослужили: благочинный Старицкого церковного округа протоиерей Владимир Марценюк, настоятель храма священник Андрей Гуров, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков. 

За богослужением молились прихожане сельского храма, паломники и гости.

Владыку встретили дети из воскресной школы с хлебом-солью, они прочитали приветственные стихи. 

После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился ко всем с проповедью:

Сегодня Церковь предлагает нам для размышления тему сосредоточения на Христе. Это подчеркивается и чтением о хождении по водам, но еще более ярко это видно в символе нашего спасения — Кресте Господнем, который ныне вознесен и поставлен посреди церкви. Мы довольно хорошо понимаем, что, имея в центре своего духовного напряжения Господа Иисуса Христа, мы можем удержаться во время любой бури. А бурь в нашей жизни много — это и насилие, о котором мы всё чаще слышим, это и финансовые проблемы, проблемы семейные, смерти знакомых и близких, личная борьба с искушениями, болезни телесные и болезни духовные. Мы постоянно в буре.

И в этой буре Господь протягивает нам Свою руку, как Петру. Ныне эта рука — Его Крест, на который мы взираем и на созерцании которого сосредотачиваемся в эти дни. Пусть Крест Христов станет фокусом нашего внимания хотя бы на время, которое мы проводим в Церкви, молясь вместе, внимая песнопениям и молитвословиям.

Вынимая частицу из просфоры, на Херувимской песни архипастырь произнес особую покаянную молитву о мире:

Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и ути́ши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.

Сегодняшний праздник еще называется в народе «медовым Спасом», в этот день освящается мед нового сбора. По традиции в этот день на любую пасеку ходили дети и получали от пчеловодов свою долю меда, а сами пасечники освящали первый медовый сбор в церкви.

После отпуста был совершён чин малого освящения воды. Архипастырь освятил принесенный прихожанами мед нового сбора.

Глава митрополии поздравил всех с наступлением Успенского поста и пожелал провести пост достойно:

Господь в самом начале этого небольшого двухнедельного пути нам дает великое  средство освящения. Когда мы что-то получаем от Него, мы не должны оставаться неблагодарными детьми. Издревле начатки тех даров, которые нам Господь дает для нашей жизни и пропитания, приносились Ему. Так и сегодня. Он же ныне освятил их, возвращая их нам для нашего же освящения, укрепления, здравия и спасения. И это здравие может быть как телесным, так и духовным. 

Мы не понаслышке почти все знаем, что такое нездравие телесное. Но часто ли мы задумываемся над тем, что является нездавием духовным? А духовное нездравие происходит от крайностей, от невоздержанности либо в одном, либо в другом. И понимание того, как можно приближаться к духовному здравию, совершается только в Церкви. Поэтому Церковь мы именуем врачебницей душевных и телесных недугов. В ней нет абсолютно здоровых, потому что всякий человек поврежден проказой первородного греха. Но в ней находятся люди, которые по воле своей расположены к исцелению от болезней души, от тех страстей, которые нас поражают и разрушают. И это исцеление происходит в пространстве Церкви.

Уходят старые поколения, приходят поколения новые. И подобно тому как в школе ежегодно заново начинается учебный процесс с нуля, так и в церковной жизни существует круг лета церковного года, который проходит по некоему ритму и задает движение каждый год тоже с нуля. Иногда нам кажется, что если мы что-то знаем, то об этом уже не нужно говорить. Но это не так. Потому что людям свойственно забывать то, что они знают, и то, что услышали. Кроме того, одно поколение сменяет другое, и практически каждый год мы читаем один и тот же круг из Апостольских посланий и Евангелия; заново совершаем круг богослужебных песнопений, заново пытаемся донести слово о Христе до тех людей, которые доходят до храма. А сколько таких людей находится вне его предела? 

Одному священнику сложно объять необъятное. И ныне актуальны слова «Жатвы много, а делателей мало». Но этими делателями являются не только священнослужители, а всякий верующий христианин призван к тому, чтобы стать продолжателем апостольского дела и нести евангельское благовестие. Для этого Господь подает нам благодатные силы и в Святых Таинствах, и через средства освящения. Но для того, чтобы самим набраться мудрости и силы, нам периодически предлагается пройти через особые пути, отрезки во времени, которые Церковь установила как дни постные. Они, безусловно, касаются пищи, потому что пища, если она употребляется слишком часто и слишком много и является изобильной, притупляет ощущение красоты и присутствия Бога в этом мире и одновременно заслоняет от нас радость ее вкушения, потому что когда мы перестаем различать вкусы как физической жизни, так и духовной, мы становимся бесчувственными. 

Пост касается не только пищи, которую через некоторое время, когда на время себя лишаем ее и изменяем ее качество, мы совершенно по-другому ощущаем. А через нее совершенно по-другому воспринимаем и Бога, и людей, и окружающий мир. Но это время дается нам еще и для того, чтобы мы навыкли в молитве. А что такое молитва? Это не столько произнесение многочисленных слов или прочтение их по молитвослову, сколько живое участие в том, что читаешь. А если не хватает возможности и внутренних сил или интеллектуальных способностей сосредоточиться на всём многообразии молитвенного последования, то можно упростить его для себя. Но непременно оставлять частью своей жизни и сделать его своим вторым дыханием. И такой возможностью для всех нас является всегдашнее памятование о Том, о имени Которого всякое колено преклонилось, небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, — это молитва Иисусова. И пусть предстоящий пост будет для нас навыком в том числе и в этой молитве, когда мы будем очень часто вспоминать Господа нашего Иисуса Христа теми краткими словами, в которых заключается всё Православие и всё Евангелие, — «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя». И, вспоминая эти слова, мы будем по-настоящему учиться молитве, а может быть, даже и заменять этими словами какую-то часть своего молитвенного правила утром и вечером. Вместо утренних и вечерних молитв, если нет под рукой молитвослова и нет сил, в тишине, сосредоточившись, отвести себе 10–15 минут и произносить внимательно, не спеша только эту молитву. Это будет нашим утренним или вечерним молитвенным правилом.

К такому упражнению в посте и молитве призывает нас Господь всякий раз, когда благословляет на постное поприще. И в утешение и укрепление Церковь предлагает нам и орудие нашего спасения — Крест, которым Христос благословляет нас и святую воду, которую мы освящаем в начале этого пути, и тот мед, который является плодом благословенных и самых трудолюбивых созданий в этом мире — пчел, от которых мы черпаем плоды их ежедневного кропотливого и неутомимого труда.

За усердные пастырские труды и в связи с 60-летием со дня рождения медалью священномученика Фаддея III степени архипастырь наградил настоятеля храма священника Андрея Гурова. 

Отец Андрей поблагодарил главу Тверской митрополии за совершëнное богослужение. 

После Божественной литургии состоялся концерт воскресной школы имени великого князя С.А. Романова в доме-музее А.С. Пушкина. По окончании концерта для гостей провели ознакомительную экскурсию по музею.

Справка:

Митрополиту Амвросию за Божественной литургией сослужили: протоиерей Владимир Марценюк, священник Андрей Гуров, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский, диакон Михаил Быков. 

За Литургией пел мужской квартет Свято-Успенского Старицкого монастыря под руководством Сергея Богданова. 

***

Величественное здание храмого комплекса состоит из двух церквей — однопрестольной летней и двупрестольной зимней с колокольней. Строились они в разное время и поэтому имеют различные архитектурные стили. 

Храм кирпичный, оштукатуренный, с белокаменными элементами декора. Однопрестольная церковь украшена довольно нарядно: витые гладкие колонны, замысловатые капители, наличники с причудливыми фронтонами, ложные балюстрады и гирлянды из белого камня — знаменитого Старицкого известняка. Здание — восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Это московское барокко.

Вторая часть храма — «расчетливый, холодный и суровый» классицизм. Его отличает безупречная пластика стен, упорядоченный ритм окон, строгая симметрия и отсутствие многоликого декора. Завершает храмовую композицию трехъярусная колокольня. Венчающий барабан ее покрыт куполом.

Архивы свидетельствуют о существовании в Бернове деревянной Успенской церкви в середине XVI века.

История современного храма начинается со строительства однопрестольной церкви. В 1687 году ее построил на своей земле стольник Алексей Калитин на свои средства. Освящение состоялось в 1696 году. Зимний храм построен попечением помещиков Вульфов. В 1782 году стараниями владельца Бернова Ивана Петровича Вульфа возведен придел в честь святителя Николая Чудотворца. Полвека церковь оставалась неизменной. Число прихожан шагнуло за 3000, колокольня обветшала. Сыновья и зятья И.П. Вульфа расширили храм. В 1827 году был разобран Никольский придел и начато строительство зимней двухпрестольной церкви с двумя приделами: правым — во имя Живоначальной Троицы и левым — во имя святителя Николая и трехъярусной колокольней. Дата завершения строительства теплого храма не установлена.

Духовная жизнь берновской церкви прерывалась дважды. Впервые — в 30-е годы ХХ столетия. 10 ноября 1942 года службы возобновились. В январе 1964 года церковь вновь прекратила свою деятельность, почти на 30 лет. Иконы и церковное имущество были вывезены. Здание церкви безвозмездно передано совхозу для использования в хозяйстве.

В 1991 году храм возвратили верующим. Сегодня он действующий. В храме имеется икона Пресвятой Троицы 1828 года, старого письма. 

На территории храма покоятся священнослужитель, благоустроители и прихожане. Часть надгробий сохранилась.

Сегодня настоятелем храма является священник Андрей Гуров, который продолжает его восстановление. Произведен ремонт и покраска приделов храма, приобретаются иконы, пишется иконостас Троицкого придела. Заменили забор вокруг храмовой территории. Возведена водосвятная часовня в честь преподобномученицы Елисаветы и освящена в 2014 году.

Пожар в конце 2017 года полностью уничтожил приходской дом, в котором находилась воскресная школа имени великого князя С.А. Романова. Сейчас строится новый приходской дом-приют. Сделан фундамент, возведен сруб, стропильная система, сделана обрешетка, закрыта укрывным материалом крыша, зашиты фронтоны.

На приходе оказывается адресная помощь малоимущим, многодетным, одиноким, инвалидам. Имеется небольшой склад гуманитарной помощи. Больше всего оказывается помощь беременным, одиноким, малолетним матерям с целью сохранения будущего поколения. Организовываются по мере востребования летние, весенне-осенние, зимние каникулы обращающимся за помощью матерям с детьми.

Ежегодно силами учеников воскресной школы, сельчан и настоятеля храма проводятся патриотические, просветительские концерты, ставятся спектакли и проводятся квесты на главные христианские праздники. 5 лет проводится православный литературно-музыкальный фестиваль «Души преображенья Лира». Ученики воскресной школы принимают участие в раздаче подарков малоимущим на праздники. 18 июля ежегодно проводится просветительский концерт после Божественной литургии и крестного хода в честь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой. Учащиеся воскресной школы два года подряд занимают первые места в Синодальной певческой олимпиаде.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх