Преображения Господня церковь (Дуброва) — 1852 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Преображения Господня церковь (Дуброва) — 1852 год

Преображения Господня церковь (Дуброва) — 1852 год

+28
Посмотреть галерею

Историческая справка

Во второй половине 18 века в Дуброве, в усадьбе местного помещика Михаила Матвеевича Олсуфьева, строится церковь. С тех пор Дуброво стало именоваться селом. К церкви были приписаны верующие ряда окрестных населенных пунктов [1].

Деревянная церковь в Дуброве имела в длину 10, в ширину — 3 сажени 2 аршина [2]. Стены ее внутри были обтянуты холстом, отбелены; снаружи она была обшита тесом и окрашена желтой краской. Храм имел один престол во имя Преображения Господня. Глава его, окрашенная зеленой краской, была увенчана восьмиконечным железным крестом, выкрашенным в желтый цвет. Крыша храма была деревянной. Всего в нем имелось 11 окон: 2 вверху и 9 внизу. Входные двери имелись с западной, северной и южной сторон. Колокольня появилась одновременно с храмом. Храм был построен на средства местного помещика, действительного статского советника Михаила Матвеевича Олсуфьева. Преображенский храм был освящен 8 ноября 1766 г. священником тверского кафедрального Преображенского собора Михаилом Парфеньевым [3].

Из описи храма, составленной в 1846 году, узнаем, что престол в нем из простого дерева; на престоле атласный антиминс желтого цвета, освященный архиепископом Тверским и Кашинским Павлом в 1801 г. Над престолом сень с изображением святого Духа и четырех ангелов в простой раме на холсте. Резной вызолоченный деревянный запрестольный Крест с изображением распятия Господа. Резной иконостас в 3 яруса, деревянный, вызолоченный, изготовленный на иждивение помещика М. Олсуфьева. С правой стороны от Царских врат — образ Преображения Господня в серебряной ризе с семью венчиками весом 6 фунтов 21 золотник, рядом икона Архангела Михаила в медной посеребренной ризе с серебряным венцом… Во втором ярусе иконостаса, в середине — образ Воскресения Христова с серебряным венцом, по правую сторону лики пророков, по левую — апостолов. В середине третьего яруса — коронование Богоматери, по сторонам — страсти Господни; наверху, над иконами, Крест Животворящий, по сторонам — иконы Богоматери и Иоанна Богослова. Позади правого клироса образ Тихвинской Богоматери в серебряной ризе. Два клироса с точеными перилами. При них две хоругви. Перед иконостасом железная решетка с разными фигурами. Евангелия: в большой лист, обложено парчой в серебряном окладе с изображениями Воскресения Христова и четырех евангелистов. Печатано, с киноварью, в Москве в 1766 г. Евангелие в средний лист обложено малиновым полубархатом с изображением на лицевой стороне Воскресения Христова и четырех евангелистов. Отпечатано в Москве в 1764 г. Евангелие в восьмую долю листа обложено малиновым бархатом; с лицевой стороны — медью с изображением Воскресения Христова и четырех Евангелистов. Отпечатано в Москве в 1812 г. в серебряном окладе. В церковной библиотеке 63 книги.

Колокольня деревянная, в два яруса, покрыта тесом, окрашена зеленой краской. Крест железный. На колокольне четыре колокола. Большой (главный) колокол, весом 89 пудов 17 фунтов, лит в 1843 г. в Твери 2 гильдии купцом Иваном Капустиным. На колоколе 4 образа: Преображения Господня, Казанской Богоматери, Архангела Михаила и святителя Николая и надпись: «Колокол сей лит на иждивении прихожан при священнике Федоре Петрове Пухлимском и церковном старосте Фоме Павлове». На трех других колоколах надписей нет.

При церкви, с правой стороны, покрытая тесом деревянная сторожка с четырьмя окнами и глиняной печью. Сзади пристроен чулан с малым окошком. Тесовый амбар для хранения собираемого с прихожан хлеба и других церковных принадлежностей [4].

С течением времени деревянная церковь начала ветшать, став к тому же тесной в связи с ростом численности прихожан. Возник вопрос о строительстве на их средства новой каменной, более просторной церкви.

В 1842 г. с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Григория строительство началось. Через несколько лет стало очевидно, что денежных средств на его завершение недостаточно. С разрешения тверского архиерея была выдана специальная книга для сбора пожертвований с населения губернии на дальнейшее строительство храма.

В 1852 г. церковь была построена и освящена. Главный (летний) престол освящен в честь Преображения Господня. Правый придел — во имя Архангела Михаила, левый — во имя святителя Николая (оба придела зимние, т.е. отапливаемые). (Кто совершал чин освящения новой церкви, а также оба ли придела были освящены в тот же год, автор узнать не смог).

Преображенская церковь имела в длину 21, в ширину — 6, в высоту 16 саженей. В ней имелось 32 окна, из них 16 в верхней части и 16 — в нижней. Крыша покрыта железом и покрашена медянкой. Главу венчал восьмиконечный вызолоченный крест весом в 5 пудов. В церковь вели три входные двери. С южной и северной сторон при входе имелось по четыре колонны. Иконостас был 3-ярусным, в приделах 2-ярусные. Колокольня имела высоту 17 саженей, увенчивал ее железный вызолоченный крест. Большой (главный) колокол весил 147 пудов, второй — 52, вес двух других колоколов неизвестен.

В 1861 г. была разобрана старая деревянная церковь. На основании описей церкви, хранящихся в Тверском государственном архиве в 1842 и в 1872 гг. была осуществлена переливка колоколов; в 1888 г. — приобретен большой колокол, в 1889 г. — колокол весом в 45 пудов.

Паникадило в церкви было 3-ярусное, с 36-ю свечами. Возле храма находилась каменная сторожка.

В 1877 г. в описи упоминалось об исправлении в церкви. В 1889 г. диакону Алексею Покровскому было разрешено на свои средства произвести в приделе храма стенную роспись, он же в 1898 г., также на свои средства устроил металлическую одежду на престол храма.

Прихожанами Преображенской церкви были жители села Дуброва и деревень: Каменка, Збыневля, Тарышиха, Костенево, Неверово, Бели, Борисово [5].

Священно- и церковнослужители храма

Его первым священником становится Алексей Потапов (в 1766 г.), пономарем Илья Федоров (с 1777 г. — диакон); затем пономарями служили Петр Исаев и Илья Иванов. В 1796 г. здесь служит священник Андрей Плетнев, в 1812 г. — священник Иван Башилов. В 1829 г. священником (вместо умершего иерея Иоанна Григорьева) становится выпускник духовной семинарии Федор Петрович Пухлимский (умер в 1883 г.). В 1850-е годы эту должность занимает зять Федора Пухлимского Михаил Березкин, перемещенный в 1873 г. из Дуброва в Кавказскую епархию. В 1848 г. на место дьячка Петра Некрасова назначается его зять Алексей Покровский (в 1887 г. рукоположен в сан диакона с оставлением в должности псаломщика). В 1874-1881гг. священником в храме служил Илия Иосифович Бойков, убывший в один из храмов Кашинского уезда (до прибытия в Дуброво он 6 лет преподавал в кимрском Александровском училище). В 1901 г. причт храма состоял из священника Иоанна Петровича Прутенского 45 лет, диакона в должности псаломщика Алексия Петровича Покровского 69 лет (умершего в 1902 или 1903 году). В 1907 г. псаломщик Александр Талызин был переведен к церкви села Спирова Калязинского уезда, а на его место прибыл псаломщик Иван Павлов (сын диакона соседнего храма села Торицы). 15 июля 1909 г. священником в Дубровском храме становится Вениамин Булыгин; в 1911 г. — Димитрий Дворяшин. Недолгое время должность псаломщика занимал Валериан Скобников, переведенный священником в один из храмов Бежецкого уезда; в 1914 г. псаломщиком становится Александр Мещанский [6].

Интересна судьба диакона на псаломщической вакансии Алексия Покровского. Он прослужил в храме села Дуброва более 50 лет, отличался редкой щедростью по отношению к последнему. Будучи сыном пономаря, окончил низшее отделение Тверской духовной семинарии. 5 февраля 1848 г. тверской архиерей Григорий определил его дьячком в Преображенский храм села Дуброва. В 1887 г. он был рукоположен в сан диакона с оставлением на вакансии псаломщика. В 1882 г. внес 100 рублей на переливку разбитого колокола. Удостоен высочайшей благодарности за приобретение нового колокола, за пожертвование 300 рублей на стенную живопись в приделе храма в память чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 г. С 1891 г. в течение нескольких лет в своем доме безвозмездно учил детей грамоте. В 1892 г. пожертвовал 50 рублей на живопись; в 1893-м на его средства был изготовлен балдахин над плащаницей; А. Покровский пожертвовал 100 рублей на живопись паперти. В память 50-летия своей службы в церкви он изготовил металлическую одежду на главный престол храма ценностью 250 рублей. За 50 лет беспорочной службы удостоен благословения Св. Синода с вручением грамоты. Из шести его сыновей трое посвятили себя служению Богу: двое стали священниками, третий псаломщиком.

Уже после смерти А. Покровского в 1903 г. его вдова, Мария Петровна, продолжила благотворительную деятельность своего супруга и пожертвовала банковских бумаг на 100 рублей в пользу причта храма [7].


После Октябрьской революции 1917 г. и изменения государственного строя для Церкви наступили трудные времена. В 1918 г. храмы перешли в ведение государства. В 1919 г. они, на основании заключенных договоров, передаются религиозным общинам. Преображенская церковь села Дуброва Горицким волисполкомом в лице полномочного представителя Афанасия Синюшкина 24 ноября 1919 г. была передана местной религиозной общине. Был составлен договор о передаче храма верующим с рядом ограничений со стороны властей, составлена опись его имущества и ценностей, что было заверено подписями представителей верующих храма, включая священника Димитрия Дворяшина, с одной стороны, и Горицкой волостной власти — с другой.

Церковь в Дуброве (оригинал фотографии очень низкого качества)

В 1924 г. в одном документе Кимрского муниципального архива, имеющего отношение к храму села Дуброва, упоминается новый священник — Иоанн Николаевич Василевский 1867 года рождения. Точную дату вступления его в должность на место Димитрия Дворяшина установить не удалось. 25 января 1926 г. была проведена перерегистрация имущества храма. 11 октября того же года местные власти провели его проверку. 15 мая 1929 г. комиссия Горицкого сельсовета Кимрского уезда производит очередную проверку церковного имущества согласно инвентарной описи. Все оказалось в порядке, в том числе, страховые и налоговые выплаты. Подписи поставили члены сельсовета Петр Белоусов и начальник волостной милиции Сорокин, от церковной общины документ подписали Василий Белоусов и священник Иоанн Василевский.

30 апреля 1929 г. настоятель храма священник Иоанн Василевский написал заявление в Горицкий волисполком об уходе с должности. Церковь осталась без настоятеля, а следовательно, без церковных служб.

3 марта 1930 г. состоялось заседание президиума Кимрского окрисполкома, на котором было заслушано ходатайство Горицкого райисполкома (менее года назад село Горицы стало центром одноименного района) о закрытии церкви в Дуброве. Учитывая тот факт, что каждое селение, входящее в приход Дубровской церкви, высказалось за ее закрытие, Кимрский окрисполком удовлетворил просьбу граждан — прихожан храма и ходатайство Горицкого РИКа и признал необходимым ликвидировать молитвенное здание в Дуброве, использовав его впоследствии под культурные нужды дубровской сельхозартели. Соответствующее прошение было направлено в Московский областной исполнительный комитет (МОИК) [8].

Точной даты официального закрытия храма, утвержденного МОИКом, автору этих строк установить не удалось. Известно лишь, что обычно на подобные формальности (переписка, обсуждение и т.п.) уходило не более 2-3 лет.

Со слов старожилов Анны Арсеньевны и Татьяны Витальевны Белоусовых после закрытия церкви в ней разместилась МТС, которую в 1950-е годы перевели в Торицы. После Великой Отечественной войны она частично была разобрана жителями на кирпич.

В 1960-1970-е годы приезжие архитекторы, познакомившись с необходимыми документами в Тверском архиве, осмотрели и измерили церковь, составили ее описание. В частности они сообщили, что церковь бесхозная, находится в процессе разборки. Здание кирпичное, оштукатуренное, относится к стилю позднего классицизма.

Храм квадратный, типа «ротонда на четверике», перекрыт высоким сферическим сводом. Завершение утрачено. Ротонда упирается в подпружные арки, переброшенные между угловыми пилонами. Апсида (алтарная часть) утрачена. По сохранившемуся следу фундамента можно сказать, что она была полуциркульная, с храмом объединена широким арочным проемом. Северный и южный фасады четверика храма украшены четырехколонными портиками, от которых остались лишь следы. Проемы четверика и ротонды с арочными перемычками обрамлены ложными архивольтами. В интерьере сохранилась поздняя живопись.

Трапезная полностью разрушена. По сохранившимся признакам фундамента, она была в плане прямоугольная, равная по ширине четверику храма.

Колокольня 3-ярусная, столпообразная, тяжелых пропорций, завершение ее утрачено. Нижний ярус прямоугольный. Второй ярус украшен 2-колонными портиками, фронтоны утрачены. Капители колонн ионического ордера. 3-й ярус обработан пилястрами по сторонам и проемам звона. Судя по перевязке фундамента, здание было построено в один период времени.

С 1979 г. Дуброво входит в состав села Торицы (ввиду их непосредственной близости) и носит имя улицы Дубровской. Рядом с полуразрушенной церковью, справа, находится кирпичный жилой дом (бывшая сторожка); когда-то здесь же находилось и приходское кладбище, обнесенное оградой, ликвидированное после закрытия церкви.

Примечание

  1. Пискунов Б. А. Село Горицы и окрестности. Кимры, 2006. С. 38-39.
  2. 1 сажень — 2 м 13 см.; 1 аршин — 71,12 см.
  3. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 1055. Л. 2; В книге Б.А. Пискунова почему-то указаны две даты возведения храма: 1778 и 1776 гг., что, вероятно, является опиской; М.М. Олсуфьев связан родственными узами с уроженцем с. Горицы, героем Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенантом З.Д. Олсуфьевым.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1055. Л. 1-8.
  5. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 407.
  6. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 1069.; Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1909. №29-30.; ТЕВ. 1911. №20. Л. 218.; ТЕВ. 1914.№48. С. 779; ТЕВ. №51-52. С. 849.
  7. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16017.
  8. В 1929-1930 гг. был образован Кимрский округ Московской области, состоявший из 7 районов, куда вошел и новообразованный Горицкий район.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.


Фото. № 1 hram-tver. 2008 г.

Наверх