



Преображения Господня церковь (Лосево) — 1832 (1839) год
Историческая справка
Историю Преображенской церкви с. Лосева начнем с середины 18 века.
В 1755 г. тверскому архиерею Вениамину отправлено «доношение» дворян Меньшой (Малой) слободы Задубровской села Лосева Кашинского уезда, прихожан церкви во имя Преображения Господня майора Семена Новосильцева и прапорщика Тимофея Бешенцева (оба в отставке) с сообщением, что сия деревянная церковь с приделом Николая Чудотворца от долгого времени сильно обветшала и они решили вместо нее построить новую в то же наименование. Помещики просили архиерея благословить их на это начинание и выдать храмозданную (храмоздательную) грамоту [1]. Судя по этим данным, можно с большой долей вероятности считать, что первая церковь в Лосеве была построена во второй половине 17-го или в начале 18 вв.
В 1759 г. новому епископу Тверскому и Кашинскому Афанасию (который занимал Тверскую кафедру с 1758 по 1763 гг.) от тех же помещиков было послано сообщение о том, что новая церковь в селе Лосеве построена. В сообщении содержалась просьба дать указание освятить последнюю. Архиерей распорядился освятить ее «протопопу Феодору Андрееву с братией». Вскоре церковь была освящена. Священником в ней в это время был Петр Григорьев. [2].
До нашего времени дошел любопытный документ, касающийся истории конфликта между прихожанкой, помещицей Натальей Федоровной Воробьевой и местным священником. В 1811 г. та подала жалобу в Тверскую духовную консисторию на священника храма с. Лосева Григория Федорова за нанесенное ей оскорбление. Епархиальные власти отреагировали на жалобу. Состоялись допросы священника, дьячка, помещицы и других свидетелей. 53-летний священник Григорий Федоров рассказал, как в декабре 1810 г. к нему обратились крестьянин и крестьянка с просьбой обвенчать их. Священник согласился. Во время венчания в храм вошла Наталья Воробьева с двумя благородными дамами. Помещица якобы произнесла в адрес священника: «пьян… для чего свадьбу венчаешь…» и прогнала дьячка Тимофея Федорова вон из церкви. Священник продолжил венчание один. Наталья Воробьева во время церемонии громко разговаривала и смеялась, а когда священник сделал ей замечание по поводу непристойного поведения в церкви, та удалилась. Григорий Федоров утверждал, что не был пьян и помещицу неприличными словами не ругал и не угрожал последней. Допрошенный дьячок дал подобные показания. Тоже самое показал и пономарь Ефим Федоров. Однако жених с невестой дали совсем другие показания. По их словам, помещица громко заявила, о том, что поп пьян и затем выслала из церкви дьячка; сама она не смеялась и громко не разговаривала. Когда же выходила из церкви, священник пригрозил, что застрелит ее из ружья. Помещица на допросе говорила то же самое, что позднее обвенчанные крестьяне.
Бросается в глаза, что служители церкви утверждали одно, помещица и ее крепостные (зависимые от нее) — другое. Тяжба затянулась. Только в августе 1813 г. дело было закончено; вина священника так и не была доказана и он был освобожден от наказания, но предупрежден, чтобы в дальнейшем вел себя прилично и трезво [3].
Выдержки из описей церкви за 1846 и 1883 гг.
В 1839 г. в селе Лосеве по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Григория во время настоятельства священника Михаила Быковского (служил в храме с 1816 по 1850 гг.) иждивением некоторых прихожан, была построена каменная Преображенская церковь с помощью кошельковой суммы и сборной книги пожертвований верующих Тверской губернии. Чин освящения совершил игумен Николо-Малицкого мужского монастыря Сергий [4]. К этому времени старая деревянная церковь была разобрана.
В 1841 г. с благословения тверского архиерея Григория были построены и освящены благочинным, священником Христорождественской церкви села Горицы Арсением Иоанновичем Сусловым теплые (отапливаемые) приделы: правый — во имя Успения Божией Матери, левый — в честь Николая Чудотворца.
Длина храма равнялась 8 саженям, 2 аршинам и 8 вершкам, ширина — 5 саженям 2 аршинам и 9 вершкам, высота от поверхности земли — 30 аршин (1 сажень — 2 метра 13 см, 1 аршин — 71,12 см, 1 вершок — 4,45 см). Стены церкви оштукатурены и побелены, внутри расписаны религиозными изображениями.
Пол в церкви деревянный, некрашеный, в алтаре — крашеный. Всего 20 окон, 12 вверху и 8 внизу. На церкви 1 глава, покрытая английской жестью, на ней вызолоченный железный восьмиконечный крест. Крыша на церкви покрыта железом, выкрашена медянкой (зеленой краской). Входные двери с южной, северной и западной сторон.
Главный престол во имя Преображения Господня освящен в 1839 г. Престол из простого дерева. На нем атласный антиминс желтого цвета, освященный архиепископом Тверским и Кашинским Григорием. Жертвенник. Резной вызолоченный запрестольный крест. Запрестольный образ Казанской Божией Матери в медной высеребренной ризе. На жертвеннике икона свт. Димитрия, митрополита Ростовского, в богатой деревянной раме.
Деревянный 3-ярусный вызолоченный иконостас с резьбой. Царские врата резные, вызолоченные. На них 6 образов… Южная дверь с изображением Михаила Архангела, северная — Гавриила Архангела…
Перед Царскими вратами 3-угольный деревянный амвон. Перед иконостасом деревянная решетка. В арке, при входе в теплую церковь (приделы), стекольчатые двери…
Теплые придельные храмы (приделы). Длиной 7 саженей, шириной 6 саженей, 2 аршина и 4 вершка. Стены снаружи оштукатурены и отбелены известью, расписаны священными изображениями. Пол деревянный, некрашеный, в алтарях — крашеный. В приделах 6 окон с железными решетками. Крыша железная, окрашена медянкой. Алтарь по правую (южную) сторону — во имя Успения Божией Матери. На престоле атласный антиминс белого цвета; освящен тверским архиереем Амвросием. На жертвеннике икона Успения Богоматери без оклада…
Деревянный светло-голубой с колоннами, отполированными под светло-зеленый мрамор, иконостас, украшенный резьбой. Царские врата резные, вызолоченные…. С левой стороны икона Успения Богоматери в вызолоченной раме.
Над местными иконами (нижний ряд) и Царскими вратами икона 12-ти праздников. Вверху, на фронтоне, живописный, крест с распятием Иисуса Христа с предстоящими. На повороте придела, в иконостасе, образ Знамения Божией Матери и другие иконы. С правой стороны хоругви на холсте.
Алтарь по левую (северную) сторону в честь Николая Чудотворца. На деревянном престоле атласный антиминс желтого цвета. На жертвеннике иконы Господа Вседержителя и Николая Чудотворца. (В другом источнике на жертвеннике указан образ Преображения Господня).
Иконостас столярной работы, светло-голубого цвета, с колоннами под светло-зеленый мрамор, украшен резьбой, местами вызолоченный. Царские врата резные… С правой стороны икона Преображения Господня, с левой стороны образ Казанской Божией Матери в ризе за стеклом. Северная дверь с изображением архидиакона Стефана. На повороте иконостаса образы святых мучеников Кирика и Иулитты, прп. Феодосия Тотемского, Скорбящей Божией Матери и Богоматери «Взыскания погибших». Над местными образами (иконы нижнего ряда) и над Царскими вратами — икона 12-ти праздников в вызолоченных клеймах. Вверху, на фронтоне, живописный крест с изображением Господа с предстоящими. С левой стороны, на холсте, хоругви с изображениями Николая Чудотворца и мученицы Наталии.
В теплых приделах находятся две печи из белого изразца с двумя чугунными плитами.
Евангелия. В большой лист, печатано в Москве в 1815 году; в средний лист, печатано в Москве в 1836 году; в средний лист, обложено посеребренной медью, с финифтяными евангелистами, печатано в Москве в 1672 году; Евангелие в четверть листа (малое, требное) обложено бархатом с чеканными серебряными изображениями, в середине (обложки) — изображение Иисуса Христа, по углам — четырех Евангелистов, печатано в Москве в 1838 г. Другое подобное Евангелие печатано в Москве в 1842 г.
В небольшой церковной библиотеке много книг 17-18 вв.: Библия 1757 г., Кормчая 1787 г., Минея в 12 томах 1763 г., Апостол 1784 г., Триодь Постная 1684 г. …
Трехъярусная колокольня кирпичная, построена в 1839 г. Ее длина составляла 3 сажени 4 вершка, ширина 3 сажени 8 вершков, высота 39 аршин. Покрыта железом, окрашена медянкой; увенчана шпилем с восьмиконечным вызолоченным крестом.
На колокольне 7 колоколов. Первый (главный) весил 103 пуда, второй — 33 пуда, третий — 15 пудов. Вес остальных неизвестен.
Ограда вокруг храма и погоста частично каменная, частично деревянная. Святые ворота каменные, покрыты железом и окрашены медянкой. На воротах 3 главы, увенчанные крестами: одна большая и две малые. С полуденной (южной) стороны каменной ограды выстроена кирпичная кладовая; стены оштукатурены и отбелены; 4 окна, деревянный чулан и сени. С северной стороны ограды построена кирпичная сторожка, покрытая тесом. Стены снаружи и внутри оштукатурены и отбелены, в ней 6 окон, русская печь с чугунной плитой. К сторожке пристроены деревянные сени и чулан. При ограде построены 4 церковные лавки, соединенные между собой, общей длиной 7 саженей [5].
Церковь выстроена в стиле позднего классицизма, возможно, по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова. Храмовая часть (холодный храм с престолом Преображения Господня) в плане квадратная, типа «ротонда на четверике», перекрыта куполом с декоративной главкой. Ротонда опирается на подпружные арки, переброшенные между угловыми пилонами. Конструктивный переход от четверика к ротонде осуществлен с помощью сферических парусов. Апсида (алтарная часть храма) полуциркульная, перекрыта конхой. С храмовой частью соединена широким арочным проходом. Трапезная (в которой располагаются придельные храмы — приделы) двухстолпная, в плане прямоугольная, немного шире храма; перекрыта крестовыми сводами, опирающимися на полуциркульные подпружные арки, переброшенные между столбами и лопатками стен. Столбы в плане крещатые, несколько сдвинутые к востоку, образуют небольшие, квадратные в плане ячейки для алтарей приделов. С храмовой частью трапезная с приделами соединена нешироким арочным переходом.
Колокольня трехъярусная, увенчана декоративным барабаном со шпилем. Два нижних два яруса прямоугольные, верхний (третий) — круглый.
Северный и южный фасады храма украшены четырехколонными портиками тосканного ордера. Арочные оконные проемы ротонды украшены декоративной аркадой. Фасады апсиды и трапезной почти лишены убранства. Прямоугольные оконные проемы украшены декоративными перемычками со штукатурными замковыми камнями. Карнизы белокаменные, сильного выноса, профилированные. На уровне подоконников окон проходит белокаменная тяга.
В храме сохранился иконостас с незначительными позднейшими переделками. Живопись середины 19 века выполнена в технике гризайль.
Техническое состояние здания удовлетворительное. Кровля металлическая, над трапезной местами сорвана. По углам четверика растут деревья. Трещин в сводах и стенах нет.
От ограды, в прошлом окружавшей территорию храма и приходское кладбище, сохранились лишь две сторожки к северу и к югу от здания. Они кирпичные, оштукатуренные, в плане прямоугольные [6].
В истории храма наблюдались как светлые, так и темные страницы. Так, в 1802 г. случилась кража 400 рублей — немалой для того времени суммы. В 1879 г. — еще случай похищения из церкви денег, а также церковных книг, описи и межевой книги. В 1824 г. — снова кража денег. В 1829 г. в духовной консистории было заведено дело о, якобы, забывчивости священника Михаила Быковского, который оставил и запер в храме собаку. В 1838 г. сгорели дома пономаря Владимира Петрова и дьячка Козьмы (Козмы) Успенского. В 1841 г. в церковных новостях упоминается о якобы чародействе пономаря Владимира Стефановского (в отношении крестьянина Сергея Егорова). В 1862 году случился пожар в доме священника Вениамина Полозова. В 1903 г. пожаром поврежден престол храма и некоторые документы. Но радостных вестей было, конечно же, гораздо больше. Вот некоторые из них. Вместо деревянной была построена кирпичная церковь с колокольней; затем появилась трапезная с придельными храмами, устроена ограда, открылось новое приходское кладбище; проводились ремонты и украшение храма, приобретались новые колокола (1853 и 1899 гг.), были пожертвования от прихожан; вручались награды церковным старостам, крестьянам Евдокиму Емельяновув (1839), Артемию Иванову (1862) и Филиппу Коршунову (в другом месте указано Коркунову) (1897).

В 1850 г. в храме служили: священник Михаил Быковский 60 лет (при его участии была построена церковь с приделами; в 1850 г. перемещен в храм Весьегонского уезда Тверской епархии, на его должность заступил Алексей Тачалов), дьякон Косма (Косьма) Успенский 39 лет, пономарь Александр Николаев 30 лет [7].
В 1863 г. здесь служили: священник Вениамин Полозов 31 года, дьячок Александр Беляев 44 лет, пономарь Василий Морошкин 29 лет. В то время возле церкви жили: престарелый священник Михаил Быковский 73 лет, вдова священника Алексея Тяжелова Агния Михайловна 42 лет [8].
В 1868 г. дьячком становится Иван Флеров. В 1879 году, после смерти священника Вениамина Полозова, его место занял Василий Бойков.
В 1883 г. священником в храме становится Иоанн Исполатов. В 1888 г. он уступил свое место зятю, священнику Григорию Рахманину. В 1891 г. умер псаломщик Иван Флеров [9]. Его место занял Александр Каменский.
В 1900 г. в храме служили: священник Григорий Рахманин 37 лет, диакон Петр Сабинин 58 лет, псаломщик Александр Каменский 38 лет. В 1910 и 1915 гг. причт был тот же. Прихожанами храма являлись жители села Лосева и деревень: Скорнево, Среднево, Куклоши, Чириковка, Сотница, Константиново, Керузы, Аксиньино, Ухово, Кошкино, Колюбеево, Лешнево, Болсуниха, Городище, Жирихово, Обутьково, Колпачиха, Дубье. Всего 321 двор, 998 лиц мужского и 1077 женского пола [10].
В 1916 г. умер священник Григорий Рахманин. В том же году, в конце октября, священником в храм направлен Петр Тугаринов [11].
В деревне Ухово находилась деревянная часовня, приписанная к Преображенской церкви с. Лосева. Часовня существовала здесь с незапамятных времен; была возведена, по преданию, на месте деревянной церкви. По словам старожилов, обветшавшая часовня в 1966 г. была разобрана на дрова [12].
Спокойная, размеренная жизнь храма и его прихода после Октябрьской революции 1917 г. круто изменилась. Власти начали гонения против Церкви по всей стране. Особенно это проявилось после выхода в январе 1918г. декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Усугубил жизнь Русской Православной Церкви и внутрицерковный раскол: появление т.н. обновленческого движения, пик подъема которого пришелся на середину 1920-х годов. В 1930-е годы обновленчество постепенно сошло на нет.
В начале 1920-х годов священником в храме становится Николай Морковин.
По договору 1919 года между местной властью и церковной общиной, прихожане были обязаны на свои средства ремонтировать, охранять, оплачивать немалые налоги, страховки, в зимнее время отапливать храм. Причт храма (священник Николай Морковин, псаломщик (диакон) Александр Каменский, диакон Аркадий Некрасов) были лишены избирательных прав, что усугубило и без того их нелегкую жизнь. Все это также отразилось и на членах семей духовенства: их дети были лишены возможности учиться в вузах, им было трудно устроиться на работу, все они облагались повышенными налогами [13].
В конце 1920-х годов псаломщик Александр Каменский в связи с преклонным возрастом оставил службу в храме. Священник Николай Морковин и псаломщик Аркадий Некрасов были репрессированы.

Аркадий Михайлович Некрасов родился в 1888 г. в семье диакона Никольской церкви села Воронцова, (ныне Кимрский район) Михаила Некрасова. Окончил Кашинское духовное училище. Женился на учительнице Софьи Леонтьевой, дочери кимрского предпринимателя Максима Леонтьева, служил псаломщиком в одном их храмов Тверской губернии. Во время Первой мировой войны был взят в плен немцами. В 1919 г. возвратился на малую родину, в Воронцово, где стал служить псаломщиком в храме, заняв должность отца, ушедшего на покой. После ссоры с отцом перешел псаломщиком в Преображенский храм села Лосева. В начале 1930-го года осужден властями на 3 года ссылки в Туруханский край. После отбытия наказания вернулся в Лосево, но храм был уже закрыт. Аркадий Некрасов переехал в город Кимры, в дом тестя по ул. К. Либкнехта, 26 (дом сгорел в 1998 г.). Умер в 1943 г. В том же году ушла из жизни и его супруга. В Кимрах живут потомки Аркадия Некрасова [14].

Николай Петрович Морковин, из династии священнослужителей, родился 15 мая 1889 г. в селе Ильгощи Бежецкого уезда (ныне Рамешковский район) Тверской губернии в семье псаломщика. В семье было 12 детей. Как правило, сыновья здесь становились священнослужителями, дочери выходили замуж за представителей тверского духовенства. Николай Морковин окончил духовное училище и 4 класса Тверской духовной семинарии. В 1908 г. назначен псаломщиком в Скорбященский храм села Зиновьева Бежецкого уезда, затем в родной храм села Ильгощи. В 1913 г. Николай Морковин был рукоположен в сан священника и направлен настоятелем в Знаменский храм села Петровского Корчевского уезда (ныне Кимрский район). В начале 1920-х годов отец Николай становится настоятелем Преображенской церкви села Лосева. Здесь он жил с супругой Марией Константиновной и детьми. Немало обид пришлось претерпеть священнику от местных властей. В 1929 г. по приговору Кимрского нарсуда Николай Морковин за неуплату в срок налога был выслан на 5 лет в Северный край. Его супруга, Мария Константиновна, осуждена на 2 года. Вернувшись в Лосево раньше мужа, она стала помогать в храме новому священнику Петру Казанскому в качестве псаломщицы. В 1933 г. Николай Морковин отбыл срок наказания и был направлен епархиальным начальством в храм села Вознесенского Кашинского района на должность священника.
15 февраля 1938 г. он был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации. Обвинения священник не признал. 26 февраля «тройка» УНКВД по Калининской области по статье 58-10 УК РСФСР приговорила Николая Морковина к расстрелу. Через 2 дня приговор был приведен в исполнение. В 1989 г. Николай Морковин был реабилитирован.
Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. [15].
После ссылки священника Николая Морковина и псаломщика Аркадия Некрасова богослужения в храме прекратились. В 1930 году, на общем сельском собрании, было принято решение передать церковь под школу-семилетку [16]. Прихожане же настойчиво обращались в епархию с просьбой прислать нового священника. В 1931 г. сюда прибыл священник Петр Казанский и богослужения возобновились, но, как оказалось, ненадолго.
Казанский Петр Михайлович родился в 1888 г. в селе Красном Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район) в семье псаломщика. В 1902 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В течение года работал учителем в одной из начальных школ Кашинского уезда. В 1903 г. рукоположен в сан священника и направлен в Никольский храм села Воронцова. Супругой его стала Евдокия Петровна, дочь священника храма села Паскина Кимрского района Петра Волкова. В семье Казанских родилось двое детей: Петр и Евдокия. В 1929 г., избегая преследования властей, Казанский переменил место жительства. В начале 1932 г. он приезжает в село Лосеве, где перед праздником Святой Пасхи становится священником местного храма. Менее года спустя, в декабре 1932 года, Петр Казанский был арестован и судим с группой лиц. 23 февраля 1933 года «тройка» ПП ОГПУ по Московской области приговорила его к 10 годам ИТЛ. В заключении священник и умер.
10 апреля 1989 г. Петр Казанский был реабилитирован.
Потомки Петра Казанского живут в Кимрах и других городах страны [17].
Точную (официальную) дату закрытия церкви автору установить не удалось, но с большой долей вероятности можно предположить, что с 1933 г. Преображенский храм больше не работал. Он был передан местному колхозу.
В 1967 году, согласно описи, составленной прибывшими архитекторами, в бывшем храме размещался склад. В 1970-х годах здесь хранились запчасти для автомобилей. По словам местных жителей, в храме также был склад удобрений, укрывалась от непогоды сельхозтехника.
Автор этих строк приезжал в Лосево в 2002-м и 2010 годах. Храм стоял бесхозный, заброшенный. Рядом с храмом находится старое кладбище. (Новое расположено неподалеку, у д. Чириковка). На нем сохранились многие захоронения, в том числе 19 века. Запомнилась одна супружеская пара, умершая в один год и в один день: Гавриил Прокопьевич (1880-1941) и Лукерья Осиповна (1879-1941) Беловы.
Преображенская церковь, памятник архитектуры первой половины 19 века, находящийся в заброшенном состоянии, ждет своего восстановления.
Примечания
- Государственный архив Тверской области. (ГАТО). Ф. 160. Оп. 9. Д. 4698. Л. 1-2.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1795.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1812. Л. 1-40.
- В некоторых источниках годом «рождения» храма считается 1832 год, тогда как такой датой следует считать время ее освящения — 1839-й. В 1832 г. церковь (пока еше без приделов) была лишь построена и только спустя 7 лет (согласно описи храма 1846 года) — освящена.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1822.; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1823. (Описи храма 1846 и 1883 гг.)
- По материалам обследования (обмера, фотофиксации) Преображенского храма села Лосева в 1967 г. архитекторами В.И. Якубене и Г.К. Игнатьевым и описания его в 1970-е годы архитектором О.Ф. Якуниным.
- ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 7196. Л. 1533.
- ГАТО, Ф. 160. Oп. 1. Д. 20498. Л. 296.
- Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1891 г. № 21. С. 412.
- Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 408; Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914. С. 263.
- ТЕВ. 1916. №39. С. 419.
- Коркунов В.И. Часовни и источники кимрской земли. Кимры, 2015. С. 42.
- ГАТО. Ф. Р-235. Oп. 1. Д. 234.
- Использованы материалы из рукописи воспоминаний Сергея Некрасова, а также рассказы потомков Аркадия Некрасова.
- Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 22159-с. Л. 19-21, 23; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 300; В настоящее время в Кимрах живут потомки священномученика Николая Морковина: настоятель Преображенского собора протоиерей Евгений Морковин с семьей, врач Ольга Дерстуганова с семьей и некоторые другие; Коркунов В.И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С.24-25.
- Коллективная жизнь (Кимрская районная газета; ныне «Кимрский вестник»). 6 февраля 1930 г.
- ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 20754-с; Коркунов В.И. Храмы Кимрского района. Кн. 2. Кимры, 2017. С. 126-141; Воспоминания потомков священника Петра Казанского Виталия Казанского и Ирины Ямщиковой.
ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.
Фото. № 1 Виктора Бородулина. 2010 г.