Преображения Господня церковь (Лосево) — 1832 (1839) год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Преображения Господня церковь (Лосево) — 1832 (1839) год

Преображения Господня церковь (Лосево) — 1832 (1839) год

+48
Посмотреть галерею

Историческая справка

Историю Преображенской церкви с. Лосева начнем с середины 18 века.

В 1755 г. тверскому архиерею Вениамину отправлено «доношение» дворян Меньшой (Малой) слободы Задубровской села Лосева Кашинского уезда, прихожан церкви во имя Преображения Господня майора Семена Новосильцева и прапорщика Тимофея Бешенцева (оба в отставке) с сообщением, что сия деревянная церковь с приделом Николая Чудотворца от долгого времени сильно обветшала и они решили вместо нее построить новую в то же наименование. Помещики просили архиерея благословить их на это начинание и выдать храмозданную (храмоздательную) грамоту [1]. Судя по этим данным, можно с большой долей вероятности считать, что первая церковь в Лосеве была построена во второй половине 17-го или в начале 18 вв.

В 1759 г. новому епископу Тверскому и Кашинскому Афанасию (который занимал Тверскую кафедру с 1758 по 1763 гг.) от тех же помещиков было послано сообщение о том, что новая церковь в селе Лосеве построена. В сообщении содержалась просьба дать указание освятить последнюю. Архиерей распорядился освятить ее «протопопу Феодору Андрееву с братией». Вскоре церковь была освящена. Священником в ней в это время был Петр Григорьев. [2].

До нашего времени дошел любопытный документ, касающийся истории конфликта между прихожанкой, помещицей Натальей Федоровной Воробьевой и местным священником. В 1811 г. та подала жалобу в Тверскую духовную консисторию на священника храма с. Лосева Григория Федорова за нанесенное ей оскорбление. Епархиальные власти отреагировали на жалобу. Состоялись допросы священника, дьячка, помещицы и других свидетелей. 53-летний священник Григорий Федоров рассказал, как в декабре 1810 г. к нему обратились крестьянин и крестьянка с просьбой обвенчать их. Священник согласился. Во время венчания в храм вошла Наталья Воробьева с двумя благородными дамами. Помещица якобы произнесла в адрес священника: «пьян… для чего свадьбу венчаешь…» и прогнала дьячка Тимофея Федорова вон из церкви. Священник продолжил венчание один. Наталья Воробьева во время церемонии громко разговаривала и смеялась, а когда священник сделал ей замечание по поводу непристойного поведения в церкви, та удалилась. Григорий Федоров утверждал, что не был пьян и помещицу неприличными словами не ругал и не угрожал последней. Допрошенный дьячок дал подобные показания. Тоже самое показал и пономарь Ефим Федоров. Однако жених с невестой дали совсем другие показания. По их словам, помещица громко заявила, о том, что поп пьян и затем выслала из церкви дьячка; сама она не смеялась и громко не разговаривала. Когда же выходила из церкви, священник пригрозил, что застрелит ее из ружья. Помещица на допросе говорила то же самое, что позднее обвенчанные крестьяне.

Бросается в глаза, что служители церкви утверждали одно, помещица и ее крепостные (зависимые от нее) — другое. Тяжба затянулась. Только в августе 1813 г. дело было закончено; вина священника так и не была доказана и он был освобожден от наказания, но предупрежден, чтобы в дальнейшем вел себя прилично и трезво [3].

Выдержки из описей церкви за 1846 и 1883 гг.

В 1839 г. в селе Лосеве по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Григория во время настоятельства священника Михаила Быковского (служил в храме с 1816 по 1850 гг.) иждивением некоторых прихожан, была построена каменная Преображенская церковь с помощью кошельковой суммы и сборной книги пожертвований верующих Тверской губернии. Чин освящения совершил игумен Николо-Малицкого мужского монастыря Сергий [4]. К этому времени старая деревянная церковь была разобрана.

В 1841 г. с благословения тверского архиерея Григория были построены и освящены благочинным, священником Христорождественской церкви села Горицы Арсением Иоанновичем Сусловым теплые (отапливаемые) приделы: правый — во имя Успения Божией Матери, левый — в честь Николая Чудотворца.

Длина храма равнялась 8 саженям, 2 аршинам и 8 вершкам, ширина — 5 саженям 2 аршинам и 9 вершкам, высота от поверхности земли — 30 аршин (1 сажень — 2 метра 13 см, 1 аршин — 71,12 см, 1 вершок — 4,45 см). Стены церкви оштукатурены и побелены, внутри расписаны религиозными изображениями.

Пол в церкви деревянный, некрашеный, в алтаре — крашеный. Всего 20 окон, 12 вверху и 8 внизу. На церкви 1 глава, покрытая английской жестью, на ней вызолоченный железный восьмиконечный крест. Крыша на церкви покрыта железом, выкрашена медянкой (зеленой краской). Входные двери с южной, северной и западной сторон.

Главный престол во имя Преображения Господня освящен в 1839 г. Престол из простого дерева. На нем атласный антиминс желтого цвета, освященный архиепископом Тверским и Кашинским Григорием. Жертвенник. Резной вызолоченный запрестольный крест. Запрестольный образ Казанской Божией Матери в медной высеребренной ризе. На жертвеннике икона свт. Димитрия, митрополита Ростовского, в богатой деревянной раме.

Деревянный 3-ярусный вызолоченный иконостас с резьбой. Царские врата резные, вызолоченные. На них 6 образов… Южная дверь с изображением Михаила Архангела, северная — Гавриила Архангела…

Перед Царскими вратами 3-угольный деревянный амвон. Перед иконостасом деревянная решетка. В арке, при входе в теплую церковь (приделы), стекольчатые двери…

Теплые придельные храмы (приделы). Длиной 7 саженей, шириной 6 саженей, 2 аршина и 4 вершка. Стены снаружи оштукатурены и отбелены известью, расписаны священными изображениями. Пол деревянный, некрашеный, в алтарях — крашеный. В приделах 6 окон с железными решетками. Крыша железная, окрашена медянкой. Алтарь по правую (южную) сторону — во имя Успения Божией Матери. На престоле атласный антиминс белого цвета; освящен тверским архиереем Амвросием. На жертвеннике икона Успения Богоматери без оклада…

Деревянный светло-голубой с колоннами, отполированными под светло-зеленый мрамор, иконостас, украшенный резьбой. Царские врата резные, вызолоченные…. С левой стороны икона Успения Богоматери в вызолоченной раме.

Над местными иконами (нижний ряд) и Царскими вратами икона 12-ти праздников. Вверху, на фронтоне, живописный, крест с распятием Иисуса Христа с предстоящими. На повороте придела, в иконостасе, образ Знамения Божией Матери и другие иконы. С правой стороны хоругви на холсте.

Алтарь по левую (северную) сторону в честь Николая Чудотворца. На деревянном престоле атласный антиминс желтого цвета. На жертвеннике иконы Господа Вседержителя и Николая Чудотворца. (В другом источнике на жертвеннике указан образ Преображения Господня).

Иконостас столярной работы, светло-голубого цвета, с колоннами под светло-зеленый мрамор, украшен резьбой, местами вызолоченный. Царские врата резные… С правой стороны икона Преображения Господня, с левой стороны образ Казанской Божией Матери в ризе за стеклом. Северная дверь с изображением архидиакона Стефана. На повороте иконостаса образы святых мучеников Кирика и Иулитты, прп. Феодосия Тотемского, Скорбящей Божией Матери и Богоматери «Взыскания погибших». Над местными образами (иконы нижнего ряда) и над Царскими вратами — икона 12-ти праздников в вызолоченных клеймах. Вверху, на фронтоне, живописный крест с изображением Господа с предстоящими. С левой стороны, на холсте, хоругви с изображениями Николая Чудотворца и мученицы Наталии.

В теплых приделах находятся две печи из белого изразца с двумя чугунными плитами.

Евангелия. В большой лист, печатано в Москве в 1815 году; в средний лист, печатано в Москве в 1836 году; в средний лист, обложено посеребренной медью, с финифтяными евангелистами, печатано в Москве в 1672 году; Евангелие в четверть листа (малое, требное) обложено бархатом с чеканными серебряными изображениями, в середине (обложки) — изображение Иисуса Христа, по углам — четырех Евангелистов, печатано в Москве в 1838 г. Другое подобное Евангелие печатано в Москве в 1842 г.

В небольшой церковной библиотеке много книг 17-18 вв.: Библия 1757 г., Кормчая 1787 г., Минея в 12 томах 1763 г., Апостол 1784 г., Триодь Постная 1684 г. …

Трехъярусная колокольня кирпичная, построена в 1839 г. Ее длина составляла 3 сажени 4 вершка, ширина 3 сажени 8 вершков, высота 39 аршин. Покрыта железом, окрашена медянкой; увенчана шпилем с восьмиконечным вызолоченным крестом.

На колокольне 7 колоколов. Первый (главный) весил 103 пуда, второй — 33 пуда, третий — 15 пудов. Вес остальных неизвестен.

Ограда вокруг храма и погоста частично каменная, частично деревянная. Святые ворота каменные, покрыты железом и окрашены медянкой. На воротах 3 главы, увенчанные крестами: одна большая и две малые. С полуденной (южной) стороны каменной ограды выстроена кирпичная кладовая; стены оштукатурены и отбелены; 4 окна, деревянный чулан и сени. С северной стороны ограды построена кирпичная сторожка, покрытая тесом. Стены снаружи и внутри оштукатурены и отбелены, в ней 6 окон, русская печь с чугунной плитой. К сторожке пристроены деревянные сени и чулан. При ограде построены 4 церковные лавки, соединенные между собой, общей длиной 7 саженей [5].

Церковь выстроена в стиле позднего классицизма, возможно, по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова. Храмовая часть (холодный храм с престолом Преображения Господня) в плане квадратная, типа «ротонда на четверике», перекрыта куполом с декоративной главкой. Ротонда опирается на подпружные арки, переброшенные между угловыми пилонами. Конструктивный переход от четверика к ротонде осуществлен с помощью сферических парусов. Апсида (алтарная часть храма) полуциркульная, перекрыта конхой. С храмовой частью соединена широким арочным проходом. Трапезная (в которой располагаются придельные храмы — приделы) двухстолпная, в плане прямоугольная, немного шире храма; перекрыта крестовыми сводами, опирающимися на полуциркульные подпружные арки, переброшенные между столбами и лопатками стен. Столбы в плане крещатые, несколько сдвинутые к востоку, образуют небольшие, квадратные в плане ячейки для алтарей приделов. С храмовой частью трапезная с приделами соединена нешироким арочным переходом.

Колокольня трехъярусная, увенчана декоративным барабаном со шпилем. Два нижних два яруса прямоугольные, верхний (третий) — круглый.

Северный и южный фасады храма украшены четырехколонными портиками тосканного ордера. Арочные оконные проемы ротонды украшены декоративной аркадой. Фасады апсиды и трапезной почти лишены убранства. Прямоугольные оконные проемы украшены декоративными перемычками со штукатурными замковыми камнями. Карнизы белокаменные, сильного выноса, профилированные. На уровне подоконников окон проходит белокаменная тяга.

В храме сохранился иконостас с незначительными позднейшими переделками. Живопись середины 19 века выполнена в технике гризайль.

Техническое состояние здания удовлетворительное. Кровля металлическая, над трапезной местами сорвана. По углам четверика растут деревья. Трещин в сводах и стенах нет.

От ограды, в прошлом окружавшей территорию храма и приходское кладбище, сохранились лишь две сторожки к северу и к югу от здания. Они кирпичные, оштукатуренные, в плане прямоугольные [6].

В истории храма наблюдались как светлые, так и темные страницы. Так, в 1802 г. случилась кража 400 рублей — немалой для того времени суммы. В 1879 г. — еще случай похищения из церкви денег, а также церковных книг, описи и межевой книги. В 1824 г. — снова кража денег. В 1829 г. в духовной консистории было заведено дело о, якобы, забывчивости священника Михаила Быковского, который оставил и запер в храме собаку. В 1838 г. сгорели дома пономаря Владимира Петрова и дьячка Козьмы (Козмы) Успенского. В 1841 г. в церковных новостях упоминается о якобы чародействе пономаря Владимира Стефановского (в отношении крестьянина Сергея Егорова). В 1862 году случился пожар в доме священника Вениамина Полозова. В 1903 г. пожаром поврежден престол храма и некоторые документы. Но радостных вестей было, конечно же, гораздо больше. Вот некоторые из них. Вместо деревянной была построена кирпичная церковь с колокольней; затем появилась трапезная с придельными храмами, устроена ограда, открылось новое приходское кладбище; проводились ремонты и украшение храма, приобретались новые колокола (1853 и 1899 гг.), были пожертвования от прихожан; вручались награды церковным старостам, крестьянам Евдокиму Емельяновув (1839), Артемию Иванову (1862) и Филиппу Коршунову (в другом месте указано Коркунову) (1897).

Преображенский храм в с. Лосеве. Фото 20 в.

В 1850 г. в храме служили: священник Михаил Быковский 60 лет (при его участии была построена церковь с приделами; в 1850 г. перемещен в храм Весьегонского уезда Тверской епархии, на его должность заступил Алексей Тачалов), дьякон Косма (Косьма) Успенский 39 лет, пономарь Александр Николаев 30 лет [7].

В 1863 г. здесь служили: священник Вениамин Полозов 31 года, дьячок Александр Беляев 44 лет, пономарь Василий Морошкин 29 лет. В то время возле церкви жили: престарелый священник Михаил Быковский 73 лет, вдова священника Алексея Тяжелова Агния Михайловна 42 лет [8].

В 1868 г. дьячком становится Иван Флеров. В 1879 году, после смерти священника Вениамина Полозова, его место занял Василий Бойков.

В 1883 г. священником в храме становится Иоанн Исполатов. В 1888 г. он уступил свое место зятю, священнику Григорию Рахманину. В 1891 г. умер псаломщик Иван Флеров [9]. Его место занял Александр Каменский.

В 1900 г. в храме служили: священник Григорий Рахманин 37 лет, диакон Петр Сабинин 58 лет, псаломщик Александр Каменский 38 лет. В 1910 и 1915 гг. причт был тот же. Прихожанами храма являлись жители села Лосева и деревень: Скорнево, Среднево, Куклоши, Чириковка, Сотница, Константиново, Керузы, Аксиньино, Ухово, Кошкино, Колюбеево, Лешнево, Болсуниха, Городище, Жирихово, Обутьково, Колпачиха, Дубье. Всего 321 двор, 998 лиц мужского и 1077 женского пола [10].

В 1916 г. умер священник Григорий Рахманин. В том же году, в конце октября, священником в храм направлен Петр Тугаринов [11].

В деревне Ухово находилась деревянная часовня, приписанная к Преображенской церкви с. Лосева. Часовня существовала здесь с незапамятных времен; была возведена, по преданию, на месте деревянной церкви. По словам старожилов, обветшавшая часовня в 1966 г. была разобрана на дрова [12].


Спокойная, размеренная жизнь храма и его прихода после Октябрьской революции 1917 г. круто изменилась. Власти начали гонения против Церкви по всей стране. Особенно это проявилось после выхода в январе 1918г. декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Усугубил жизнь Русской Православной Церкви и внутрицерковный раскол: появление т.н. обновленческого движения, пик подъема которого пришелся на середину 1920-х годов. В 1930-е годы обновленчество постепенно сошло на нет.

В начале 1920-х годов священником в храме становится Николай Морковин.

По договору 1919 года между местной властью и церковной общиной, прихожане были обязаны на свои средства ремонтировать, охранять, оплачивать немалые налоги, страховки, в зимнее время отапливать храм. Причт храма (священник Николай Морковин, псаломщик (диакон) Александр Каменский, диакон Аркадий Некрасов) были лишены избирательных прав, что усугубило и без того их нелегкую жизнь. Все это также отразилось и на членах семей духовенства: их дети были лишены возможности учиться в вузах, им было трудно устроиться на работу, все они облагались повышенными налогами [13].

В конце 1920-х годов псаломщик Александр Каменский в связи с преклонным возрастом оставил службу в храме. Священник Николай Морковин и псаломщик Аркадий Некрасов были репрессированы.

Псаломщик Аркадий Некрасов

Аркадий Михайлович Некрасов родился в 1888 г. в семье диакона Никольской церкви села Воронцова, (ныне Кимрский район) Михаила Некрасова. Окончил Кашинское духовное училище. Женился на учительнице Софьи Леонтьевой, дочери кимрского предпринимателя Максима Леонтьева, служил псаломщиком в одном их храмов Тверской губернии. Во время Первой мировой войны был взят в плен немцами. В 1919 г. возвратился на малую родину, в Воронцово, где стал служить псаломщиком в храме, заняв должность отца, ушедшего на покой. После ссоры с отцом перешел псаломщиком в Преображенский храм села Лосева. В начале 1930-го года осужден властями на 3 года ссылки в Туруханский край. После отбытия наказания вернулся в Лосево, но храм был уже закрыт. Аркадий Некрасов переехал в город Кимры, в дом тестя по ул. К. Либкнехта, 26 (дом сгорел в 1998 г.). Умер в 1943 г. В том же году ушла из жизни и его супруга. В Кимрах живут потомки Аркадия Некрасова [14].

Священномученик Николай Морковин с супругой Марией Константиновной

Николай Петрович Морковин, из династии священнослужителей, родился 15 мая 1889 г. в селе Ильгощи Бежецкого уезда (ныне Рамешковский район) Тверской губернии в семье псаломщика. В семье было 12 детей. Как правило, сыновья здесь становились священнослужителями, дочери выходили замуж за представителей тверского духовенства. Николай Морковин окончил духовное училище и 4 класса Тверской духовной семинарии. В 1908 г. назначен псаломщиком в Скорбященский храм села Зиновьева Бежецкого уезда, затем в родной храм села Ильгощи. В 1913 г. Николай Морковин был рукоположен в сан священника и направлен настоятелем в Знаменский храм села Петровского Корчевского уезда (ныне Кимрский район). В начале 1920-х годов отец Николай становится настоятелем Преображенской церкви села Лосева. Здесь он жил с супругой Марией Константиновной и детьми. Немало обид пришлось претерпеть священнику от местных властей. В 1929 г. по приговору Кимрского нарсуда Николай Морковин за неуплату в срок налога был выслан на 5 лет в Северный край. Его супруга, Мария Константиновна, осуждена на 2 года. Вернувшись в Лосево раньше мужа, она стала помогать в храме новому священнику Петру Казанскому в качестве псаломщицы. В 1933 г. Николай Морковин отбыл срок наказания и был направлен епархиальным начальством в храм села Вознесенского Кашинского района на должность священника.

15 февраля 1938 г. он был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации. Обвинения священник не признал. 26 февраля «тройка» УНКВД по Калининской области по статье 58-10 УК РСФСР приговорила Николая Морковина к расстрелу. Через 2 дня приговор был приведен в исполнение. В 1989 г. Николай Морковин был реабилитирован.

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. [15].

После ссылки священника Николая Морковина и псаломщика Аркадия Некрасова богослужения в храме прекратились. В 1930 году, на общем сельском собрании, было принято решение передать церковь под школу-семилетку [16]. Прихожане же настойчиво обращались в епархию с просьбой прислать нового священника. В 1931 г. сюда прибыл священник Петр Казанский и богослужения возобновились, но, как оказалось, ненадолго.

Казанский Петр Михайлович родился в 1888 г. в селе Красном Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район) в семье псаломщика. В 1902 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В течение года работал учителем в одной из начальных школ Кашинского уезда. В 1903 г. рукоположен в сан священника и направлен в Никольский храм села Воронцова. Супругой его стала Евдокия Петровна, дочь священника храма села Паскина Кимрского района Петра Волкова. В семье Казанских родилось двое детей: Петр и Евдокия. В 1929 г., избегая преследования властей, Казанский переменил место жительства. В начале 1932 г. он приезжает в село Лосеве, где перед праздником Святой Пасхи становится священником местного храма. Менее года спустя, в декабре 1932 года, Петр Казанский был арестован и судим с группой лиц. 23 февраля 1933 года «тройка» ПП ОГПУ по Московской области приговорила его к 10 годам ИТЛ. В заключении священник и умер.

10 апреля 1989 г. Петр Казанский был реабилитирован.

Потомки Петра Казанского живут в Кимрах и других городах страны [17].

Точную (официальную) дату закрытия церкви автору установить не удалось, но с большой долей вероятности можно предположить, что с 1933 г. Преображенский храм больше не работал. Он был передан местному колхозу.

В 1967 году, согласно описи, составленной прибывшими архитекторами, в бывшем храме размещался склад. В 1970-х годах здесь хранились запчасти для автомобилей. По словам местных жителей, в храме также был склад удобрений, укрывалась от непогоды сельхозтехника.

Автор этих строк приезжал в Лосево в 2002-м и 2010 годах. Храм стоял бесхозный, заброшенный. Рядом с храмом находится старое кладбище. (Новое расположено неподалеку, у д. Чириковка). На нем сохранились многие захоронения, в том числе 19 века. Запомнилась одна супружеская пара, умершая в один год и в один день: Гавриил Прокопьевич (1880-1941) и Лукерья Осиповна (1879-1941) Беловы.

Преображенская церковь, памятник архитектуры первой половины 19 века, находящийся в заброшенном состоянии, ждет своего восстановления.

Примечания

  1. Государственный архив Тверской области. (ГАТО). Ф. 160. Оп. 9. Д. 4698. Л. 1-2.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1795.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1812. Л. 1-40.
  4. В некоторых источниках годом «рождения» храма считается 1832 год, тогда как такой датой следует считать время ее освящения — 1839-й. В 1832 г. церковь (пока еше без приделов) была лишь построена и только спустя 7 лет (согласно описи храма 1846 года) — освящена.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1822.; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1823. (Описи храма 1846 и 1883 гг.)
  6. По материалам обследования (обмера, фотофиксации) Преображенского храма села Лосева в 1967 г. архитекторами В.И. Якубене и Г.К. Игнатьевым и описания его в 1970-е годы архитектором О.Ф. Якуниным.
  7. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 7196. Л. 1533.
  8. ГАТО, Ф. 160. Oп. 1. Д. 20498. Л. 296.
  9. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1891 г. № 21. С. 412.
  10. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 408; Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914. С. 263.
  11. ТЕВ. 1916. №39. С. 419.
  12. Коркунов В.И. Часовни и источники кимрской земли. Кимры, 2015. С. 42.
  13. ГАТО. Ф. Р-235. Oп. 1. Д. 234.
  14. Использованы материалы из рукописи воспоминаний Сергея Некрасова, а также рассказы потомков Аркадия Некрасова.
  15. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 22159-с. Л. 19-21, 23; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 300; В настоящее время в Кимрах живут потомки священномученика Николая Морковина: настоятель Преображенского собора протоиерей Евгений Морковин с семьей, врач Ольга Дерстуганова с семьей и некоторые другие; Коркунов В.И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С.24-25.
  16. Коллективная жизнь (Кимрская районная газета; ныне «Кимрский вестник»). 6 февраля 1930 г.
  17. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 20754-с; Коркунов В.И. Храмы Кимрского района. Кн. 2. Кимры, 2017. С. 126-141; Воспоминания потомков священника Петра Казанского Виталия Казанского и Ирины Ямщиковой.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.


Фото. № 1 Виктора Бородулина. 2010 г.

Наверх