Преображения Господня церковь (Лосево) — 1832 (1839) год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Преображения Господня церковь (Лосево) — 1832 (1839) год

Преображения Господня церковь (Лосево) — 1832 (1839) год

+72
Посмотреть галерею

Историческая справка

В лето 1832 в 109 километрах от Твери, 13 километрах на восток от
центра поселения села Красного и в 57 километрах на северо-запад от города
Кимры в селе Лосево была построена трехпрестольная каменная церковь
Преображения: холодный престол Преображения Господня, теплые —
Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая.
В 1755 г. тверскому архиерею Вениамину отправлено «доношение»
дворян Меньшой (Малой) слободы Задубровской села Лосева Кашинского
уезда, прихожан церкви во имя Преображения Господня майора Семена
Новосильцева и прапорщика Тимофея Бешенцева (оба в отставке) с
сообщением, что деревянная церковь с приделом Николая Чудотворца от
долгого времени сильно обветшала и они решили вместо нее построить
новую в то же наименование. Помещики просили архиерея благословить их
на это начинание и выдать храмозданную (храмоздательную) грамоту. Судя
по этим данным, можно с большой долей вероятности считать, что первая
церковь в Лосеве была построена во второй половине 17-го или в начале 18
вв.
В 1759 г. новому епископу Тверскому и Кашинскому Афанасию
(который занимал Тверскую кафедру с 1758 по 1763 гг.) от тех же помещиков
было послано сообщение о том, что новая церковь в селе Лосеве построена.
В сообщении содержалась просьба дать указание освятить последнюю.
Архиерей распорядился освятить ее «протопопу Феодору Андрееву с
братией». Вскоре церковь была освящена. Священником в ней в это время
был Петр Григорьев.
В 1846 и 1883 гг. были составлены описи церкви. Несколько выдержек
из них:

В 1839 г. в селе Лосеве по благословению архиепископа Тверского и
Кашинского Григория во время настоятельства священника Михаила
Быковского (служил в храме с 1816 по 1850 гг.) иждивением некоторых
прихожан, была построена каменная Преображенская церковь с помощью
кошельковой суммы и сборной книги пожертвований верующих Тверской
губернии. Чин освящения совершил игумен Николо-Малицкого мужского
монастыря Сергий. К этому времени старая деревянная церковь была
разобрана.
В 1841 г. с благословения тверского архиерея Григория были
построены и освящены благочинным, священником Христорождественской
церкви села Горицы Арсением Иоанновичем Сусловым теплые
(отапливаемые) приделы: правый — во имя Успения Божией Матери, левый
— в честь Николая Чудотворца.
Длина храма равнялась 8 саженям, 2 аршинам и 8 вершкам, ширина —
5 саженям 2 аршинам и 9 вершкам, высота от поверхности земли — 30 аршин
(1 сажень — 2 метра 13 см, 1 аршин — 71,12 см, 1 вершок — 4,45 см). Стены
церкви оштукатурены и побелены, внутри расписаны религиозными
изображениями.
Пол в церкви деревянный, некрашеный, в алтаре — крашеный. Всего
20 окон. На церкви 1 глава, покрытая английской жестью, на ней
вызолоченный железный восьмиконечный крест. Крыша на церкви покрыта
железом, выкрашена медянкой (зеленой краской). Входные двери с южной,
северной и западной сторон.
Главный престол во имя Преображения Господня освящен в 1839 г.
Деревянный 3-ярусный вызолоченный иконостас с резьбой. Царские врата
резные, вызолоченные. На них 6 образов… Южная дверь с изображением
Михаила Архангела, северная — Гавриила Архангела…

Перед Царскими вратами 3-угольный деревянный амвон. Перед
иконостасом деревянная решетка. В арке, при входе в теплую церковь
(приделы), стекольчатые двери…
Теплые придельные храмы (приделы). Длиной 7 саженей, шириной 6
саженей, 2 аршина и 4 вершка. Стены снаружи оштукатурены и отбелены
известью, расписаны священными изображениями. Алтарь по правую
(южную) сторону — во имя Успения Божией Матери. Деревянный светло-
голубой с колоннами, отполированными под светло-зеленый мрамор,
иконостас, украшенный резьбой. Царские врата резные, вызолоченные…. С
левой стороны икона Успения Богоматери в вызолоченной раме.
Алтарь по левую (северную) сторону в честь Николая Чудотворца. На
деревянном престоле атласный антиминс желтого цвета. Иконостас
столярной работы, светло-голубого цвета, с колоннами под светло-зеленый
мрамор, украшен резьбой, местами вызолоченный. Царские врата резные…
В теплых приделах находятся две печи из белого изразца с двумя
чугунными плитами.
В небольшой церковной библиотеке много книг 17-18 вв.: Библия 1757
г., Кормчая 1787 г., Минея в 12 томах 1763 г., Апостол 1784 г., Триодь
Постная 1684 г.
Трехъярусная колокольня кирпичная, построена в 1839 г. Ее длина
составляла 3 сажени 4 вершка, ширина 3 сажени 8 вершков, высота 39 аршин.
Покрыта железом, окрашена медянкой; увенчана шпилем с восьмиконечным
вызолоченным крестом. На колокольне 7 колоколов. Первый (главный) весил
103 пуда, второй — 33 пуда, третий — 15 пудов. Вес остальных неизвестен.
Ограда вокруг храма и погоста частично каменная, частично
деревянная. Святые ворота каменные, покрыты железом и окрашены
медянкой. На воротах 3 главы, увенчанные крестами: одна большая и две
малые. С полуденной (южной) стороны каменной ограды выстроена
кирпичная кладовая. С северной стороны ограды построена кирпичная

сторожка, покрытая тесом. К сторожке пристроены деревянные сени и чулан.
При ограде построены 4 церковные лавки, соединенные между собой, общей
длиной 7 саженей.
Церковь выстроена в стиле позднего классицизма, возможно, по
проекту губернского архитектора И.Ф. Львова. Храмовая часть (холодный
храм с престолом Преображения Господня) в плане квадратная, типа
«ротонда на четверике», перекрыта куполом с декоративной главкой.
Ротонда опирается на подпружные арки, переброшенные между угловыми
пилонами. Конструктивный переход от четверика к ротонде осуществлен с
помощью сферических парусов. Апсида (алтарная часть храма)
полуциркульная, перекрыта конхой. С храмовой частью соединена широким
арочным проходом. Трапезная (в которой располагаются придельные храмы
— приделы) двухстолпная, в плане прямоугольная, немного шире храма;
перекрыта крестовыми сводами, опирающимися на полуциркульные
подпружные арки, переброшенные между столбами и лопатками стен.
Столбы в плане крещатые, несколько сдвинутые к востоку, образуют
небольшие, квадратные в плане ячейки для алтарей приделов. С храмовой
частью трапезная с приделами соединена нешироким арочным переходом.
Колокольня трехъярусная, увенчана декоративным барабаном со
шпилем. Два нижних два яруса прямоугольные, верхний (третий) —
круглый.
Северный и южный фасады храма украшены четырехколонными
портиками тосканного ордера. Арочные оконные проемы ротонды украшены
декоративной аркадой. Фасады апсиды и трапезной почти лишены убранства.
Прямоугольные оконные проемы украшены декоративными перемычками со
штукатурными замковыми камнями. Карнизы белокаменные, сильного
выноса, профилированные. На уровне подоконников окон проходит
белокаменная тяга.

В храме сохранился иконостас с незначительными позднейшими
переделками. Живопись середины 19 века выполнена в технике гризайль.
Техническое состояние здания удовлетворительное. Кровля
металлическая, над трапезной местами сорвана. По углам четверика растут
деревья. Трещин в сводах и стенах нет.
От ограды, в прошлом окружавшей территорию храма и приходское
кладбище, сохранились лишь две сторожки к северу и к югу от здания. Они
кирпичные, оштукатуренные, в плане прямоугольные.
В 1850 г. в храме служили: священник Михаил Быковский 60 лет (при
его участии была построена церковь с приделами; в 1850 г. перемещен в храм
Весьегонского уезда Тверской епархии, на его должность заступил Алексей
Тачалов), дьякон Косма (Косьма) Успенский 39 лет, пономарь Александр
Николаев 30 лет.
В 1863 г. здесь служили: священник Вениамин Полозов 31 года, дьячок
Александр Беляев 44 лет, пономарь Василий Морошкин 29 лет. В то время
возле церкви жили: престарелый священник Михаил Быковский 73 лет, вдова
священника Алексея Тяжелова Агния Михайловна 42 лет.
В 1868 г. дьячком становится Иван Флеров. В 1879 году, после смерти
священника Вениамина Полозова, его место занял Василий Бойков.
В 1883 г. священником в храме становится Иоанн Исполатов. В 1888 г.
он уступил свое место зятю, священнику Григорию Рахманину. В 1891 г.
умер псаломщик Иван Флеров. Его место занял Александр Каменский.
В 1900 г. в храме служили: священник Григорий Рахманин 37 лет,
диакон Петр Сабинин 58 лет, псаломщик Александр Каменский 38 лет. В
1910 и 1915 гг. причт был тот же. Прихожанами храма являлись жители села
Лосева и деревень: Скорнево, Среднево, Куклоши, Чириковка, Сотница,
Константиново, Керузы, Аксиньино, Ухово, Кошкино, Колюбеево, Лешнево,

Болсуниха, Городище, Жирихово, Обутьково, Колпачиха, Дубье. Всего 321
двор, 998 лиц мужского и 1077 женского пола.
В 1916 г. умер священник Григорий Рахманин. В том же году, в конце
октября, священником в храм направлен Петр Тугаринов.
В деревне Ухово находилась деревянная часовня, приписанная к
Преображенской церкви с. Лосева. Часовня существовала здесь с
незапамятных времен; была возведена, по преданию, на месте деревянной
церкви. По словам старожилов, обветшавшая часовня в 1966 г. была
разобрана на дрова.
После Октябрьской революции 1917 г. власти начали гонения против
Церкви по всей стране. Особенно это проявилось после выхода в январе
1918г. декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы
от церкви». Усугубил жизнь Русской Православной Церкви и
внутрицерковный раскол: появление т.н. обновленческого движения, пик
подъема которого пришелся на середину 1920-х годов. В 1930-е годы
обновленчество постепенно сошло на нет.
В начале 1920-х годов священником в храме становится Николай
Морковин.
По договору 1919 года между местной властью и церковной общиной,
прихожане были обязаны на свои средства ремонтировать, охранять,
оплачивать немалые налоги, страховки, в зимнее время отапливать храм.
Причт храма (священник Николай Морковин, псаломщик (диакон)
Александр Каменский, диакон Аркадий Некрасов) были лишены
избирательных прав, что усугубило и без того их нелегкую жизнь. Все это
также отразилось и на членах семей духовенства: их дети были лишены
возможности учиться в вузах, им было трудно устроиться на работу, все они
облагались повышенными налогами.

В конце 1920-х годов псаломщик Александр Каменский в связи с
преклонным возрастом оставил службу в храме. Священник Николай
Морковин и псаломщик Аркадий Некрасов были репрессированы.
После ссылки священника Николая Морковина и псаломщика Аркадия
Некрасова богослужения в храме прекратились. В 1930 году, на общем
сельском собрании, было принято решение передать церковь под школу-
семилетку. Прихожане же настойчиво обращались в епархию с просьбой
прислать нового священника. В 1931 г. сюда прибыл священник Петр
Казанский и богослужения возобновились, но, как оказалось, ненадолго.
Точную (официальную) дату закрытия церкви неизвестно, но с
большой долей вероятности можно предположить, что с 1933 г.
Преображенский храм больше не работал. Он был передан местному
колхозу.
В 1967 году, согласно описи, составленной прибывшими
архитекторами, в бывшем храме размещался склад. В 1970-х годах здесь
хранились запчасти для автомобилей. По словам местных жителей, в храме
также был склад удобрений, укрывалась от непогоды сельхозтехника.
В 2010 году храм стоял бесхозный, заброшенный. Рядом с храмом
находится старое кладбище. На нем сохранились многие захоронения, в том
числе 19 века.
В настоящее время Преображенская церковь, памятник архитектуры
первой половины 19 века, восстанавливается.

Судьба клира во время репрессий:
Казанский Петр Михайлович родился в 1888 г. в селе Красном
Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район) в семье
псаломщика. В 1902 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В течение
года работал учителем в одной из начальных школ Кашинского уезда. В 1903

г. рукоположен в сан священника и направлен в Никольский храм села
Воронцова. Супругой его стала Евдокия Петровна, дочь священника храма
села Паскина Кимрского района Петра Волкова. В семье Казанских родилось
двое детей: Петр и Евдокия. В 1929 г., избегая преследования властей,
Казанский переменил место жительства. В начале 1932 г. он приезжает в село
Лосеве, где перед праздником Святой Пасхи становится священником
местного храма. Менее года спустя, в декабре 1932 года, Петр Казанский был
арестован и судим с группой лиц. 23 февраля 1933 года «тройка» ПП ОГПУ
по Московской области приговорила его к 10 годам ИТЛ. В заключении
священник и умер. 10 апреля 1989 г. Петр Казанский был реабилитирован.
Аркадий Михайлович Некрасов родился в 1888 г. в семье диакона
Никольской церкви села Воронцова, (ныне Кимрский район) Михаила
Некрасова. Окончил Кашинское духовное училище. Женился на учительнице
Софьи Леонтьевой, дочери кимрского предпринимателя Максима Леонтьева,
служил псаломщиком в одном их храмов Тверской губернии. Во время
Первой мировой войны был взят в плен немцами. В 1919 г. возвратился на
малую родину, в Воронцово, где стал служить псаломщиком в храме, заняв
должность отца, ушедшего на покой. После ссоры с отцом перешел
псаломщиком в Преображенский храм села Лосева. В начале 1930-го года
осужден властями на 3 года ссылки в Туруханский край. После отбытия
наказания вернулся в Лосево, но храм был уже закрыт. Аркадий Некрасов
переехал в город Кимры, в дом тестя по ул. К. Либкнехта, 26 (дом сгорел в
1998 г.). Умер в 1943 г. В том же году ушла из жизни и его супруга. В
Кимрах живут потомки Аркадия Некрасова.
Николай Петрович Морковин, из династии священнослужителей,
родился 15 мая 1889 г. в селе Ильгощи Бежецкого уезда (ныне Рамешковский
район) Тверской губернии в семье псаломщика. В семье было 12 детей. Как
правило, сыновья здесь становились священнослужителями, дочери
выходили замуж за представителей тверского духовенства. Николай
Морковин окончил духовное училище и 4 класса Тверской духовной

семинарии. В 1908 г. назначен псаломщиком в Скорбященский храм села
Зиновьева Бежецкого уезда, затем в родной храм села Ильгощи. В 1913 г.
Николай Морковин был рукоположен в сан священника и направлен
настоятелем в Знаменский храм села Петровского Корчевского уезда (ныне
Кимрский район). В начале 1920-х годов отец Николай становится
настоятелем Преображенской церкви села Лосева. Здесь он жил с супругой
Марией Константиновной и детьми. Немало обид пришлось претерпеть
священнику от местных властей. В 1929 г. по приговору Кимрского нарсуда
Николай Морковин за неуплату в срок налога был выслан на 5 лет в
Северный край. Его супруга, Мария Константиновна, осуждена на 2 года.
Вернувшись в Лосево раньше мужа, она стала помогать в храме новому
священнику Петру Казанскому в качестве псаломщицы. В 1933 г. Николай
Морковин отбыл срок наказания и был направлен епархиальным
начальством в храм села Вознесенского Кашинского района на должность
священника.
15 февраля 1938 г. он был вновь арестован по обвинению в
антисоветской агитации. Обвинения священник не признал. 26 февраля
«тройка» УНКВД по Калининской области по статье 58-10 УК РСФСР
приговорила Николая Морковина к расстрелу. Через 2 дня приговор был
приведен в исполнение. В 1989 г. Николай Морковин был реабилитирован.
Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в
2000 г..

По материалам:

  1. Словарь кимрских деревень: от «А» до «Я» / Релин Е.А. – Издание. –
    Кимры, 2004.,
  2. Тверской епархиальный статистический сборник / Добровольский И. –
    Издание. – 1901.
  3. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.:
    «ЛитГОСТ», 2018.
Наверх