Преображения Господня церковь (Степаново) - 1879 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Преображения Господня церковь (Степаново) — 1879 год

Преображения Господня церковь (Степаново) — 1879 год

Историческая справка

В архивных документах церковь в селе Степанове известна с 1759 г. Хотя упоминание о ней встречается и раньше — в 1741 г. [1].

Преображенская церковь была построена с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Афанасия на средства прихожанина, дворянина Ивана Чагина.

Длина церкви составляла 38 аршин 13 вершков, ширина 10 аршин 8 вершков (аршин — 71,12 см, вершок — 4,45 см). Стены снаружи обиты тесом и окрашены. Внутри церковь была обтянута холстом и окрашена: в трапезной — охрой, в алтаре — иконной лазурью с белилами. В средней части храма, в куполе, изображение Св. Троицы и ангелов. В церкви один престол — Преображения Господня, с простенком, отделяющим его от трапезной. Пол деревянный, некрашеный. На храме одна глава, обитая жестью и увенчанная четырехконечным вызолоченным крестом. Крыша на храме с алтарем железная, окрашена медянкой. На трапезной крыша покрыта тесом, окрашена. Паперть с запада покрыта тесом. С южной стороны деревянное крыльцо с четырьмя маленькими колоннами, покрытое тесом и покрашенное медянкой.

Некоторые фрагменты из описи церкви 1846 г. Антиминс атласный, голубой, освящен владыкой Григорием в 1815 г.; в нем Св. мощи, 2 запрестольных креста, 2 запрестольных образа. 4-ярусный позолоченный, деревянный иконостас с резьбой. Перед иконостасом выкрашенная голубой краской деревянная решетка. 2 клироса. Несколько Евангелий, пожертвованных Иваном Чагиным. Вызолоченный серебряный крест с финифтью весом 1 фунт 72 золотника пожертвован Василием Чагиным. Потир серебряный, паникадило, серебряное кадило. Книги 17 и 18 вв., многие из которых пожертвованы помещиками Чагиными.

Деревянная колокольня построена в одно время с церковью, выкрашена медянкой, 2-й ярус покрыт тесом, крыша — железом. На колокольне 5 колоколов без изображений и надписей. При храме амбар для сбора хлеба. Ограда деревянная, решетчатая [2].

В 1800 г. в Тверскую духовную консисторию последовала просьба причта и прихожан разрешить им позолотить иконостас. В 1837 г. — прошение перекрасить церковь; в 1846 г. — перекрыть крышу; в 1850 г. — устроить вокруг храма новую ограду.

В августе 1860 г. в связи с обветшанием деревянной церкви ее причт, прихожане решили построить новую каменную церковь во имя Преображения Господня с приделами пророка Илии и святителя Николая, о чем и написали тверскому владыке Филофею. В октябре того же года в Тверской духовной консистории рассмотрели полученное из Степанова прошение. В последнем сообщалось, что земля для строительства хорошая, лесные материалы приготовлены, из г. Старицы по воде в Кимры, а оттуда — гужевым транспортом в Степаново будет привезен белый камень (известняк), из мелкого известнякового камня приготовят известь, железо привезут из Ярославля, кирпич же будет производиться неподалеку. К прошению был приложен чертеж храма. В консистории решили дозволить строительство и представить свое заключение тверскому архиерею для благоусмотрения с последующей выдачей храмоздательной грамоты. Разрешение на строительство храма и грамота были даны в 1860 г. Строителем храма выбран крестьянин д. Яковлевское Гавриил Никитин, но в 1862 г. он от своей миссии отказался, и тогда прихожане попросили стать попечителем священника храма Андрея Страхова. Наблюдать за строительными работами был назначен архитектор И.Ф. Нефедьев. Строительство храма началось.

Уже в 1866 г. был поднят вопрос о выдаче сборной книги — потребовались деньги для его продолжения.

В декабре 1870 г. попечитель строительства храма священник Андрей Страхов отказался от этой должности вследствие своего перехода в Димитриевский храм с. Печетова, находящегося в 5 верстах от Степанова. На эту должность в 1871 г. был избран дворянин Николай Александрович Чагин как человек «честный, деятельный». Тверской архиерей утвердил его кандидатуру [3].

Николай Александрович Чагин. Родился 5 января 1848 г. в селе Степанове Корчевского уезда (нынешнего Кимрского района) Тверской губернии. Крещен в местном храме. Окончил Тверскую гимназию. В 1873 г. утвержден кандидатом к мировым посредникам по Корчевскому уезду. В 1874 г. выбран членом Корчевской земской управы. Впоследствии занимал ряд других должностей: канцелярского служителя Кашинской дворянской опеки, на несколько сроков избирался на должность предводителя дворянства Корчевского уезда, председателя Корчевской земской управы. В 1887 г. награжден орденом св. Станислава 2 степени. В 1891 г. оставил службу по болезни. В 1896 г. награжден орденом св. Анны 2 степени. В 1859 г. внесен в 6-ю часть дворянской родословной книги.

В Корчевском уезде у Н.А. Чагина имелась 431 десятина родовых земель, да приобретенных — 251 десятина. Он владел деревнями: Кузнецове, Москвитино, Скорнево, Степаново. Дворяне Чагины из Корчевского уезда жили в Москве и сельце Скокове (в окрестностях села Степанова). Первой женой его была Прасковья Ивановна Комолова, второй — Зинаида Александровна Ланко.

Умер Н.А. Чагин 31 мая 1905 г. [4].

Спустя некоторое время благочинный, священник храма с. Печетова сообщил архиерею, что окончания строительства пока не предвидится. А тем временем деревянная церковь, построенная в 1759 г., все более ветшала. Прибывший для освидетельствования храма новый благочинный, священник села Болдеева Илия Успенский, в отличие от предыдущего благочинного, священника Андрея Страхова, сообщил, что деревянная церковь «только немного к западу наклонена. Колокольня уклонилась к северо-западу… церковь издавна в таком положении». В Тверской духовной консистории предписали, чтобы причт и прихожане отремонтировали деревянную церковь и в то же время продолжали строительство каменной. С ветхой деревянной церкви предписано было снять колокола и повесить их (до возведения каменной колокольни) на столбах с крышей (навесом) [5].

Церковь достраивалась еще долго, с перерывами. Об этом свидетельствуют многочисленные ходатайства причта и прихожан к епархиальному начальству о выдаче сборных книг пожертвований с населения Тверской епархии, начиная с 1873 г. и вплоть до 1904 г. Так долго собирать с населения пожертвования на окончание строительства церкви больше нигде не наблюдалось.

В 1879 г. Преображенская церковь была, наконец, построена (даты ее освящения не найдено). Придел во имя Илии Пророка еще многие годы не был готов окончательно и даже еще в 1910 г. не был освящен. О втором приделе, Николая Чудотворца, сведений нет; вероятно, в связи с финансовыми проблемами, от него пришлось отказаться.

В 1887 г. в связи с просьбой причта и церковного старосты последовало разрешение епархиального начальства перелить большой (главный) колокол.

24 февраля 1895 г. священник храма Леонид Невский послал тверскому архиерею Савве прошение о продаже за 200 рублей ненужного для прихода старого деревянного храма мещанину Ивану Круглову для образовавшейся в его имении возле с. Ильинского женской общины. Причт, прихожане с этим предложением были согласны, и разрешение владыки было получено. Деревянная церковь в Степанове была разобрана, перевезена под с. Ильинское. В июне 1896 г. церковь была возведена, а в 1897 г. освящена. Так в Троицкой Ильинской женской общине начались богослужения [6].

В ноябре 1896 г. в Тверской консистории было рассмотрено прошение причта храма с. Степанова о строительстве каменной колокольни. Проект колокольни был одобрен тверским архиереем и членами духовной консистории и передан на рассмотрение в Тверское губернское правление. В декабре того же года в Тверское губернское правление были переданы на утверждение составленные тверским архитектором В. Назариным план вместе с пояснительной запиской. Строительное отделение губернского правления тогда же рассмотрело план и утвердило последний. В пояснительной записке, приложенной к плану, говорилось, что колокольня будет 3-ярусной, фундамент — из булыжного камня на известковом растворе. Глубина заложения фундамента обозначена не менее 4 аршин. Наблюдать за возведением колокольни назначен архитектор К.К. Гельбиг. После оформления всех предварительных формальностей строительство началось.

В июле 1904 г. архитектор В. Назарин в присутствии священника и других лиц составил акт осмотра построенной колокольни. При осмотре архитектор отметил, что работы выполнены правильно, из материалов надлежащего качества, согласно составленного проекта. Также он рекомендовал, чтобы большой (главный) колокол колокольни не превышал 150 пудов. В августе того же года Тверское губернское правление приняло решение о приемке колокольни в эксплуатацию. Даты ее освящения автор этих строк не обнаружил [7].

В приход Преображенского храма входила деревня Яковлевское. В 1891 г. выходец из этой деревни, житель Петербурга Иван Степанов, решил на свои средства построить в Яковлевском каменную часовню в память чудесного спасения жизни государя императора и его семьи 17 октября 1888 г. при крушении поезда у станции Борки в окрестностях Харькова. Прошение его вместе с чертежом часовни было отправлено тверскому архиерею Савве. Затем план часовни из епархии был передан для рассмотрения в Тверское губернское правление. В январе 1892 г. строительное отделение губернского правления рассмотрело чертеж и пояснительную записку к нему и утвердило проект [8]. Была построена часовня в Яковлевском или нет, автору этих строк неизвестно.

В 1892 г. последовало прошение церковного старосты, крестьянина д. Кузнецове Павла Прокофьева разрешить ему вызолотить иконостас.

В том же году последовали хлопоты об определении нового места для кладбища.

В 1902 г. — прошение причта о дозволении выбелить стены храма.

В 1906 г. — прошение прихожанина д. Яковлевское В. Кулева разрешить ему на собственные средства украсить храм стенной живописью.

Священно- и церковнослужители

В 1741 г. в храме служил поп (так в то время назывались священники) Никита Петров 38 лет. В 1759 г. — поп Иоанн Никитин. 1797 г. — уволен престарелый священник Иван Никитин, его пост занял священник Петр Стефановский. 1797 г. — пономарь Алексей Иванов переименован в дьячка, пономарем стал Дмитрий Арсеньев. 1766 г. — указан дьячок Алексей Иванов. 1818 г. — уволен престарелый дьячок Алексей Иванов, на его место поставлен выпускник духовного училища Василий Рахманин. 1836 г. — указан пономарь Федор Волков, ставший позднее дьячком. 1841 г. — умер священник Петр Стефановский. 1843 г. — диаконом стал прибывший из Ржевского уезда Алексей Носов. 1845 г. — упомянут в нетрезвости священник Феодор Тачалов, который в том же году по настоянию прихожан удален от должности. 1845 г. — священником в храме становится выпускник духовной семинарии Андрей Страхов.

В 1850 г. причт храма состоял из священника Андрея Иоанновича Страхова 28 лет, дьячка Федора Гавриловича Волкова 46 лет и пономаря Дмитрия Ивановича Петропавловского 27 лет [9].

1857 г. — уволен от должности дьячок Федор Волков. 1867 г. — умер пономарь Дмитрий Петропавловский. 1872 г. — взаимное перемещение пономаря из тверской Смоленской церкви Петра Волкова и диакона Степановской церкви Егора Малеина (один на место другого). 1873 г. — ходатайство причта и прихожан о награждении священника Георгия Талызина. 1887 г. — награждение священника Георгия Талызина орденом св. Анны 3 степени. В 1878 г. в храме служил пономарь Алексей Голиков. В 1892 г. умер священник Георгий Талызин. В 1892 г. священником становится Леонид Невский. В 1896 г. отмечена нетрезвость псаломщика Алексея Голикова.

В 1900 г. причт храма состоял из священника Леонида Александровича Невского 33 лет и псаломщика Сергея Алексеевича Голикова 17 лет [10].

В марте 1908 г. священник Леонид Невский был перемещен в храм с. Пречистый Бор Тверского уезда [11].

В июле 1908 г. священником в Преображенском храме становится выпускник Тверской духовной семинарии Николай Волков [12].

Николай Петрович Волков родился в с. Паскине нынешнего Кимрского района в семье священника Петра Федоровича Волкова в 1885 г. В 1908 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В том же году, 9 июня, тверской владыка Алексий рукоположил его в сан священника и направил настоятелем Преображенского храма с. Степанова. Супругой его стала Антонина Федоровна, дочь священника храма с. Быкова нынешнего Кимрского района. Интересно, что в Степанове в свое время служили его предки: дед, пономарь Федор Волков, отец Петр Волков (родился в Степанове, позднее протоиерей Воскресенского храма с. Паскина нынешнего Кимрского района) [13].

30 января 1912 г. умер псаломщик Сергей Голиков. На его должность 16 февраля заступил Николай Тугаринов [14].

Псаломщик Степановской церкви Николай Тугаринов

После Октября 1917 года жизнь храма, его общины были нарушены. Новые власти создавали проблемы в их деятельности. Священник и псаломщик были обложены высокими налогами, вместе с членами их семей лишены избирательных прав. Среди населения проводилась агитация о закрытии церкви.

Священник Николай Волков в начале 1930-х годов был осужден и посажен в тюрьму, где и скончался [15].

В 1930-е годы церковь официально была закрыта и передана в ведение местного колхоза. Со слов старожила Анны Базановой (родилась в 1927 г.), в здании церкви был размещен склад зерна. Перед началом войны с фашистской Германией храм был разобран. Рассказчица помнит, как в разборке церкви принимал участие ее старший брат Михаил, позднее погибший на фронте; сама же она, подросток, складывала очищенные кирпичи в кучки. Кирпич возили в с. Горицы (тогдашний районный центр) для строительства госбанка, больницы, молокозавода, а также льнозавода в с. Быково. О том, что церковь была разобрана в конце 1930-х годов, поведала и другая местная жительница, Татьяна Васильевна Смирнова.

С момента разборки церкви прошло более 70-и лет. Давно не стало здесь и кладбища. О церкви помнили уже разве что старожилы.

Крест с церкви с. Степанова. Установлен на месте бывшего храма

В 2001 г. я путешествовал на мотоцикле с целью сбора сведений о храмах района. В Степанове привлек внимание одиноко стоящий железный крест с табличкой. Познакомился с местным дачником, москвичом, полковником в отставке Виктором Григорьевичем Карташовым. Он и рассказал о возникновении одиноко стоящего креста. В 1996 г., проходя по заросшей травой дороге в Степанове, он споткнулся о какой то торчащий из земли выступ. От местных жителей узнал, что в этом месте зарыт крест от бывшей здесь некогда церкви. Виктор Григорьевич выкопал из земли железный крест высотой примерно 3 метра — погнутый, частично поврежденный. Отремонтировал его, выправил вогнутости, приварил несколько уголков. В 1997 г. вместе с женой Любовью Александровной и еще одним человеком установил его. Рядом появилась плита с надписью: «Сей крест был свергнут с купола местного храма. Его ломали, как судьбы людей. Власть тьмы рушила Россию». (Далее начертаны слова молитвы к Животворящему Кресту Господню). Размеры плиты примерно 30 на 35 см. Тут же Виктор Карташов поставил и небольшой памятник сельчанам, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на котором вписаны их имена. Все это он сделал за свой счет, своим трудом и энтузиазмом.

К сожалению, не удалось найти ни одной фотографии бывшего храма.

Примечания

  1. Журнал 103 заседания Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК). 23 августа 1907 г. С. 25-26.
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф 160. Оп. 10. Д. 3341. Л. 1-3.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3334. Л. 1-47.
  4. Геннадий Чагин, Александр Кубарев. Чагины. 600 лет на службе России. Москва, 2016. С. 89; Династия Чагиных — известный в России дворянский род, имевший две главные ветви: т.н. Тверскую и Костромскую. В роду имелись генералы, адмиралы, архитекторы…

Первый из авторов указанной книги, Геннадий Васильевич Чагин — доктор филологических наук, академик Российской Академии естественных наук, профессор кафедры лингвистики Института социально-экономического прогнозирования и моделирования. Им написано более 40 книг, в том числе: «Тютчевы», «Мухановы», «Аксаковы» и другие. Второй автор, Александр Геннадьевич Кубарев, родился в г. Калязине Тверской области. Кандидат юридических наук. Заведующий библиотекой Санкт-Петербургского университета МВД России. Автор около 40 научно-исследовательских трудов, среди которых книги: «Калязинский некрополь. Город Калязин Тверской губернии», «Калязинские храмы», «Верность и постоянство. Дворяне Ушаковы Тверской губернии», «Полежаевы. Свод поколенных росписей», «Калязинские были. Вып. 1.» и другие.

  1. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3334. Л. 35-37.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3339. Л. 1-14.
  3. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 82479. Л. 1-13.
  4. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 81435. Л. 1-5.
  5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 1376.
  6. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 413.
  7. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1908. № 11. С. 93. Часть официальная.
  8. ТЕВ. 1908 г. №30. С. 377.
  9. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 331.
  10. ТЕВ. 1912. №. 9. С. 105.
  11. Сведения о судьбе священника Николая Волкова предоставил автору этих строк известный в стране ученый-славист Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук Сергей Васильевич Никольский (1922-2015). По его словам, священник Николай Волков в 1930-е годы судом был приговорен к тюремному заключению, где и умер. Его вдова, Антонина Федоровна, вышла замуж вторично — за бывшего псаломщика храма Николая Тугаринова. Семья переехала в г. Кашин Тверской области, где супруги работали бухгалтерами. В 1970-е годы оба умерли. Интересный факт. Отец ученого-слависта, священник Василий Никольский, в 2000 г. Русской Православной Церковью причислен к лику святых новомучеников.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.

Наверх