Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» продолжается в Старицком районе: д. Бороздино и д. Молоково - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» продолжается в Старицком районе: д. Бороздино и д. Молоково

Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» продолжается в Старицком районе: д. Бороздино и д. Молоково

Следующими объектами для обследования нашей группой стали Казанский храм в д. Бороздино и Введенский храм в д. Молоково.

К сожалению, из-за погодных условий волонтерская группа не смогла проехать до Казанского храма в д. Бороздино и пришлось идти через всю деревню, ограниченно захватив с собой инвентарь. Вскоре группа увидела перед собой скромную белокаменную деревенскую церковь, ранее бывшую кладбищенской. Кругом всё поросло травой и кустами. И снова мы взялись за уборку территории возле храма и внутри его. Оказалось, что своды храма благодаря белому известняку находятся в хорошем состоянии. Как и большинству храмов, Казанскому храму необходимо окрытие куполов и крыши, заделка оконных проемов. Фонд надеется, что с вашей помощью сможет решить многие проблемы в вопросах сохранения нашего исторического наследия. 

В Бороздине ранее было две церкви, сейчас осталась только одна. В писцовой книге Владимира 3амытцкого и подьячего Ивана Федорова от 1626 г. написано, что «в Старицком уезде в Вяцкой волости государево дворцовое село Покровское, Бороздино тож, на реке Волге да на речке настаит, а в селе Покровском — церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, деревянная клецки со всякими церковными строениями». По данным документов Государственного архива Тверской области (ГАТО фонд 160 оп. 14-1), основной церковью была Покровская, и в описи документов имеется запись об освящении деревянной Покровской церкви в 1725 г. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более ранняя церковь была перестроена. Запись о прошении о строительстве в селе каменной церкви датируется 1766 г. Также интересной является запись 1779 г. «О построении каменной церкви во имя Лазарева Воскресения». Хотя под этим годом в других источниках значится Покровская церковь с четырьмя приделами: Покрова Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла, святителя Димитрия Ростовского и всех святых (второй и третий приделы — теплые). Но и тут возникают вопросы, т.к. за 1853 г. имеется запись о прошении о построении двух приделов, а за 1854 — об освящении храма. По описи документов также можно ознакомиться с жизнью прихода, его священства, производимыми в церкви ремонтными работами и многим другим. Но это лишь краткие сведения, для полного же изучения вопроса необходима работа с архивными материалами. 

К сожалению, Покровская церковь не сохранилась до нашего времени — она была окончательно уничтожена не позднее 1943 г.

Из книги И. Крылова «Достопримечательности в уезде» (Старица, 1915–1916 гг.) узнаём, что вокруг Бороздина были еще церкви, ранее разрушенные и нами пока не установленные. Это:

  1. «Въ концѣ деревни Кореничина, по направленіи къ Ржеву съ лѣвой стороны находится старинное заброшенное кладбище, имѣющее въ длину и въ ширину около 25 сажень; вблизи его имѣются слѣды фундамента, очевидно бывшей церкви. Плиты на этомъ кладбищѣ имѣютъ трехконечные посошные кресты, бывшіе въ употребленіи въ 15 и 16 вѣкахъ. Противъ этого кладбища изстари у большой ржевской дороги стояла часовня, впослѣдствіи пришедшая въ ветхость, которую крестьяне срыли и поставили новую, не получивъ разрѣшенія духовной власти, почему она была уничтожена».
  2. «Въ 4 вѳрстахъ къ югу отъ дер. Кореничина, въ полверстѣ отъ Ржевской большой дороги, на пустоши Колошинѣ, принадлежащей крестьянамъ Даниловской слободы имѣется старинное кладбище, размѣра около половины десятины. На немъ надмогильные камни, изъ старицкаго известняка, большею частію не обдѣланные. Среди нихъ есть плиты съ посошными крестами и высѣченными изображеніями лошадиныхъ копытъ, пѣтуховъ и др. Плиты эти большею частію разобраны крестьянами подъ фундаменты сараевъ. Среди кладбища находятся слѣды фундамента отъ постройки, вѣроятно, церкви».
  3. «При дѳревнѣ Черевковѣ, около ригъ, остались слѣды большого кладбища, гдѣ было много намогильныхъ плитъ съ изображепіемъ посошныхъ крестовъ, разобраниыхъ въ недавнее время крестьянами на постройки. Здѣсь но преданію была церковь, разрушенная въ Литовское нашествіе».
  4. «Въ одной верстѣ, отъ деревни Борисова находится старинное кладбище, размѣромъ въ полдесятину, на  южной сторонѣ котораго имѣется продолговатая яма съ остатками фундамента отъ постройки,— вѣроятно, бывшей церкви». 

Поездка к следующему храму оказалась куда проще — дорога была асфальтированная. До Введенской церкви в д. Молоково, где идут восстановительные работы, доехали быстро. Нашим взорам предстал храм, который находится весь в лесах. Колокольня и основная часть храма окрыты новыми куполами, и над ними сияют золотом новые кресты. 

Трапезная часть храма находится в аварийном состоянии, хотя и имеет железобетонный свод, установленный, вероятно, в советский период. Сохранность храма была обеспечена благодаря всё тому же строительному материалу — старицкому белокамню. Из-за установленных лесов и аварийного состояния мы смогли прибраться только вокруг храма и надгробных памятников. 

Вот архивные материалы по храмам:

По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г., «село Молоково, в оном селе церковь каменная во имя Введения Божия Матери с приделом Апостола Иакова Алфеова в твердости, утварию довольна, построена в 1798 году». Но в описи документов за 1798 г. имеется короткая запись, что в данный год был освящен придел, из чего можно сделать вывод, что церковь уже была построена ранее (ГАТО, ф.160 оп.14-3). Запись за 1851 г. говорит «о сгорании на колокольне креста и шпили», за 1858-й — «об устроении нового иконостаса», а за 1859-й — «об освящении нового храма» и «об устроении нового придела».

В книге И. Крылова «Достопримечательности уезда» (т. 1, Старица, 1914 г.) сказано, что «в 1912 году Іаковскiй придѣлъ, по случаю пристройки къ храму , временно уничтоженъ и не въ далекомъ будущемъ во вновь выстроенныхъ придѣлахъ предполагается освятить престолы: справа во имя того-же. апостола Іакова Алфеева , a лѣвый во имя святителя Николая Чудотворца». 

Нашлась дополнительная информация и о настоятеле церкви священнике Иоанне Морковине, который, как известно, был священником с 1866 г., награжден в 1897 г. наперсным крестом и состоял духовником (выявлено — «о выборе на должность духовника в 1-м округе Старицкого уезда», с 1898 г.), кроме этого, был в 1878 г. награжден набедренником.

Фонд еще раз благодарит всех жертвователей средств на производство ремонтных работ и продолжает сбор средств на последующие работы.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх