Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» продолжается в Старицком районе: д. Родня и д. Чукавино - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» продолжается в Старицком районе: д. Родня и д. Чукавино

Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» продолжается в Старицком районе: д. Родня и д. Чукавино

+12
Посмотреть галерею

Фонд продолжает реализацию проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков», осуществляемого при поддержке Фонда президентских грантов, на территории Старицкого района с участием студентов Московского архитектурного института (МАРХИ) во главе с профессором Сергеем Владимировичем Борисовым. 

В заключительный день волонтерского выезда с погодой немного не повезло, с утра зарядил дождь и пришлось скорректировать дальнейший маршрут. Группа смогла также осмотреть каменный Успенским храм в Родне и деревянную часовню в честь Илии Пророка, о которых мы писали ранее. Затем волонтерская группа направилась в усадьбу Чукавино, где находится Владимирская церковь. На колокольне над входом в падине некогда располагался образ Владимирской Божией Матери, на киоте которой надпись с трех сторон: «Стража земли Русской».

Строительство церкви было разрешено в 1740 году и окончено в весьма короткий срок, о чем говорит надпись: «въ паперти на стѣнѣ слѣдѵющаго содержанія: “Сей св. храмъ построенъ 1746 г. помѣщикомъ Петромъ Романовичемъ Чоглоковымъ. Внутри въ теплой церкви стѣнная живопись возобновлена 1913 г. на частныя пожертвованія, благодаря стараніямъ церковнаго старосты полковника Андрея Николаевича Чаплина и священника Степана Симакова. Живопись производилъ живописецъ И.П. Кочеровъ”». В труде И. Иванова «Достопримечательности в уезде» (Старица, 1915–1916 гг.) мы далее читае: «Въ настоящее время церковь с. Чукавина имѣетъ три престола: 1) главный во имя Владимірской Божіей Матери, правый — Николая Чудотворца и лѣвый — Дмитрія Солунскаго. Церковь выстроена изъ бѣлаго камня известняка и имѣетъ стройный и величественный видъ. Она сверху украшена 4-мя статуями евангелистовъ, лѣпной работы». К сожалению, статуи не сохранились до наших дней, хотя сама церковь находится в достаточно хорошем состоянии. Чукавинская Владимирская церковь была закрыта в 1937 году и до 1980 года использовалась колхозом под склад. После передачи усадьбы Чукавино заводу «Центросвар» г. Твери церковь стала частью базы отдыха и после долгого перерыва была произведена косметическая реставрация Владимирской церкви и усадьбы. С тех пор прошло много времени, и церкви снова требуется ремонт.

Вокруг храма имелось кладбище, где были «съ восточной и южной стороны храма погребены слѣдующія лица: Ник. Ан. Чаплинъ, Над. Ив. Чаплина, Ермолай Ник. Чаплинъ, Ник. Н. Чаплинъ, Иванъ Ерм. Великопольскій и его супруга Софія Матв. урожден. Myдрова, Гненер.-Маіоръ Николай Ив. Кулаковъ, полков. Владиміръ Ник. Кулаковъ, баронъ Александръ Петр. Клодтъ, полков. Владиміръ Алексан. Семеновъ». К сожалению, места захоронений не сохранились. Имеется только надгробие Чаплиных.

Одна из указанных фамилий натолкнула на размышление: барон Александр Петрович Клодт, приходится ли он родственником известному скульптору П.К. Клодту, автору знаменитых коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге? Оказывается, что он является его младшим сыном. Информация о его жизни очень скудная. Александр Петрович служил в старицком уланском полку, вышел полковником в отставку в 1882 году, поступил на службу в Старицкую земскую управу, стал членом Тверского губернского дворянского собрания, стоял у истоков создания библиотеки в Старице. За заслуги перед Отечеством он был награжден орденом святой Анны IV степени и медалями. Имел двух сыновей — Николая и Константина. Николай Клодт стал живописцем-пейзажистом и театральным художником, был в числе «передвижников». Младший, Константин, пошел по стопам своего знаменитого деда и стал скульптором. В последние годы своей жизни работал на известном Каслинском чугунолитейном заводе. 

Особое внимание стоит уделить частично сохранившейся церковной ограде, сложенной из кирпича на белокаменном цоколе и с белокаменным окрытием по всему периметру. Ограда невысокая, с юга и востока в ней имеются святые ворота, а по бокам — проходы на церковную территорию. В описи документов ГАТО (ф. 160, оп. 14) указания на время постройки ограды нет, но принято считать, что это произошло в 60-е годы XVIII века, хотя никаких подтверждающих архивных документов за этот период мы пока не нашли. Опись начинается 1740 годом, и записи делались достаточно досконально по всем вопросам, из чего можно сделать предположение, что ограда возводилась одновременно со строительством церкви, т.е. можно считать годом возведения церковной ограды 1748 год. 

Зато удалось установить примерное время постройки одной из двух часовен, которые были приписаны к чукавинской церкви — в д. Колесово и д. Саначино. О белокаменной часовне Рождества Христова в Колесове мы писали ранее, когда производили фиксацию ее состояния. О часовне в Саначине информации не сохранилось. 

Итак, за 1866 год имеется запись «О построении часовни», а за 1883 год — «О дозволении исправить каменную часовню». Только более углубленное исследование архива ГАТО может дать нам точное наименование часовни, возведенной в 1866 году. Надеемся, что нам это удастся сделать.

Проведя фото- и видеофиксацию, группа направилась в Тверь. Так завершился еще один выезд волонтерской команды. 

Фонд благодарит всех жертвователей средств на производство ремонтных работ и продолжает сбор средств на последующие работы.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх