Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» в Старицком районе - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» в Старицком районе

Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» в Старицком районе

Подъезжая к Покровскому, издалека открывается вид на необычную сельскую архитектуру, — Храм-ротонда на четверике, перекрыта полусферическим куполом, на котором, поставлена декоративная главка. Нижний ярус обработан плоским рустом, верхний украшен в проёмах звона тосканскими колоннами. Фасады четверика украшены пилястрами.

Путь к строительству храма начался в 1806 году, когда было подано первое прошение о построении каменной церкви. В этом же году сгорела деревянная церковь, но в 1808 году был пристроен придел Пророка Божия Илии. Второе прошение о построении каменной церкви было в 1811 году, которая была построена и освящена в 1826 году. 

За 1827 год имеется запись «о приписке Старицкой Сименовской церкви к оному приходу» (ГАТО, фонд 160, опись 14-3). Но найти информацию об этой церкви не представляется возможным, т.к. такого близлежащего села нет, точно также и нет храма с таким посвящением. Самым близким является храм Симеона Столпника в г. Старица, но приписка его к сельскому храму выглядит не убедительно. 

И тут снова встаёт вопрос об повторном освящении церкви, прошение об этом было подано в 1834 году, что и было сделано в 1840 году. В 1891 году подано прошение о построении новой колокольни и придела, в 1894 году – о производстве живописи в церкви.

Из книги И. Крылова «Достопримечательности в уезде» (1916 г., вып. 2) мы узнаем следующие факты о селе: «Село Покровское-Казенное вероятно принадлежит къ старѣйшимъ селамъ Старицкаго уѣзда и упоминается въ мѣновой грамотѣ Царя Ивана Васильевича Грознаго съ Старицкимъ Князем Владиміромъ Андреевичем 1566 года при обмѣнѣ удѣловъ Старицкаго на Дмитровскій, гдѣ рядом съ селом Арсеньевымъ значится село Ново-Покровское. Вероятно здѣсь говорится о селѣ Покровском-Казенном, так какъ другія села этого названія упоминаются въ исторических документах под другими названіями. 

Церковь села Покрокскаго-Казеннаго построена въ 1810 году на средства прихожанъ и иомѣщика Цезарева, Престолов имѣеть три, главный во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, правый придѣлъ во имя Св. Пророка Ильи и лѣвый — во имя Крещенія Господня. Придѣлы пристроены въ 1910 году, а потому престолы освящены: Ильинскій въ 1910 году, a Крещенскій въ 1913 году». 

Проведя скос травы и вырубку кустарников, направились к конечной точке нашего маршрута.

Путь к Спасской церкви в д. Сергино (Фатьяново) хороший, по сравнению с дорогой Луковниково – Боронкино которой мы днём ранее совершали свой маршрут.

Но храм, который открылся перед нашим взором, выглядел в порушенном и забытом виде. Урочище, оно и есть урочище. Информации о храме мало. Известно, что в 1914 г. в с. Сергино было два храма — деревянный и каменный. Деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного построен в 1766 г., с одним приделом — во имя Николая Чудотворца. Строитель храма — местный помещик Алексей Петрович Измайлов. Деревянная колокольня была привезена из г. Старицы от церкви Симеона Столпника еще в 1867 г. 

Каменный храм носил такое же название — во имя Спаса Нерукотворного и был построен 1897 г. Церковь имела два придела: правый — во имя Николая Чудотворца и левый — Покрова Пресвятой Богородицы. Живопись иконостаса выполнил художник Шишкин. Имени его установить не удалось, т.к. в роду было не одно поколение иконописцев из Калязинского уезда. Вероятно, что это был Дмитрий Васильевич Шишкин, который в 1895 году с сыновьями производили реставрацию иконостаса в соборном храме Новоторжского Борисоглебского монастыря, иконы для которого писал Боровиковский. 

Из книги И. Крылова «Достопримечательности в уезде» (1915 г., вып. 1) мы узнаём, что «Ильинскій престол существовал и раньше съ 1826 года. Церковь требует внутренней и наружной отдѣлки, а также и каменная ограда, которая стала разваливаться. До этого храма въ селѣ была деревянная церковь, находившаяся на старом кладбищѣ, но она, какъ говорят старожилы, сгорѣла въ началѣ 19 столѣтія со всею церковною утварью и документами, а потому въ храмѣ ничего иптереснаго не находится… Въ ограде церкви погребены: строитель А.П. Измаилов род. 1737 г. умер 1777 г. февр. 18 дня, капитанъ Николаий Алексеевич, и Александра Николаевна Измайловы ум. 1848 г.

Въ приходѣ села, близь дер. Болдыреве есть около 20 кургановъ, подъ названіемъ „кочки». Некоторые изъ нихъ были копаны въ 60-годахъ помѣщикомъ А.Измайловымъ. Деревня Спасское была раньше селомъ съ тѣмъ-же названиемъ. И на мѣстѣ кладбища при дер. Богоявление, было село Богоявленье, разрушенное во время Литовскаго нашествія».

Вокруг храма и в порушенной трапезной части храма нам удалось вырубить деревья и кустарники, немного прибраться в центральной части.

Наш выезд завершился, все намеченные точки маршрута были пройдены. Пусть это был сложный маршрут, но с чувством выполненного долга и помолившись, мы направились домой для обработки всех полученных материалов в ходе выполнения выездных материалов.

Фонд благодарит всех жертвователей средств на производство ремонтных работ и продолжает сбор средств на последующие работы.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх