Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» в Старицком районе: Красное - Берново - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» в Старицком районе: Красное — Берново

Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» в Старицком районе: Красное — Берново

Новый день начался с посещения одного из необычных и красивейших храмов Старицкого района – Храму Преображения Господня в д. Красное. 

Преображенская церковь была построена на средства помещиков Полторацких. Первое прошение «построить каменную церковь собственным коштом» было подано действительным статским советником Марком Федоровичем Полторацким в 1783 г., а потом повторно в 1785 году. План церкви повторяет формы Церкви Рождества святого Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге, более известной как Чесменской, которая была возведена в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году. По данному проекту была сооружена ещё одна архитектурная копия в усадьбе Александра Ланского в селе Посадниково Новоржевского района Псковской области — Никольская церковь (1781—1788), ныне утраченная. Каждая из копий имела свои небольшие отличия от оригинала. Особенностью красновского храма стало применение в декоре старицкого белокамня. Церковь уже строилась попечением супруги Марка Федоровича — Агофаклеей Александровной Полторацкой и была возведена в 1790 г. в год 20-летия Чесменского сражения. Однако освящение церкви состоялось только 21 июля 1803 года архиепископом Тверским и Кашинским Павлом.

«Въ алтарѣ находятся старинный иконы свят. Николая Чудотворца и Тихона Задонскаго; есть предположеніе, что они перенесены изъ старой церкви, бывшей вблизи настоящаго храма, гдѣ теперь стоитъ столбъ-часовня. Въ алтарѣ же, находятся двѣ пары запрестольныхъ крестовъ также оченя старинныхъ…Въ нриходѣ с. Краснаго при дер. Кушниковѣ находится часовня, гдѣ много иконъ изъ стараго красновскаго храма. Вокругъ нея имѣются плиты, указываюіщія на то, что здѣсь были погребенія». Такое описание церкви в первом выпуске книги «Достопримечательности в уезде» (1915 г.) дал И. Крылов. Старый красновский деревянный храм указан в документах 1802 года, как «обветшавший». За 1729 год имеется опись документа об освящении церкви, вероятно именно этой (ГАТО. Фонд 160, 14-2).

А группа направилась в Кушниково, к следующей точке нашего маршрута. К сожалению, но времени постройки часовни не установлено. Ранее она была приписана к Преображенской церкви д. Красное, в описи документов которой за 1896 год имеется интересное упоминание о часовне как об «обращённой ныне в усыпальницу». Из этого можно сделать вывод, что часовня установлена намного раньше указанного года. Кто был захоронен установить пока не удалось. 

Кушниковская часовня очень схожа по архитектурному стилю с надкладезной в Малинниках и, вероятно, были построены одними мастерами примерно в одно время, т.к. расстояние между деревнями по прямой линии не более 4-х километров и совершенно одинаковы по архитектурному стилю. К нашему сожалению, но в Кушниково мы не смогли попасть внутрь часовни, и как же мы обрадовались, когда поняли, что часовня в Малинниках полностью идентична. Информация о времени сооружения новой часовни нет, но нашлась запись в описи Успенского храма за 1896 год «Об истреблении в ночь 29 мая пожаром часовни в дер. Малинники с 56 домами, в приходе оного села». 

Волонтеры смогли осмотреть её внутри, насладиться прохладой ключа, невидимо стремящегося в свой дальнейший путь к следующей часовне, тоже деревянной. Она располагается в стороне от дороги Старица-Торжок, не доезжая Берново, в деревне Глазуново. Сведений о Преображенской часовни известно мало, — она была сооружена в середине XVIII века и принадлежала приходу Успенского храма села Берново. Перестроена часовня приблизительно в 1910-14 годах и реставрирована в 1996-99 гг. Осмотрев часовню, группа зафиксировала, что дерево подвергается разрушению.

После группа направилась к конечной точке нашего маршрута – деревня Берново. Как село и храм известны очень давно. Имеется упоминание о наличии деревянного храма в духовной грамоте Федора Никитича Лавровского от 1546 ода: «Да даю я, Федор, к Николе Чудотворцу в Бернове после живота своего деревню Галицыно в Новоторжском уезде в Богатинской губе…». В 1623-1624 гг. за Дмитрием Степановым Черкашениновым говорится о «полпустоши, что было село Гора, а Берново тож, а в ней на Дмитриевой половине церковь Успения». Каменная Успенская церковь с двумя приделами: правый — во имя Николая Чудотворца, левый — в честь иконы Святой Троицы была построена в 1687 году в стиле барокко. 

По материалам ГАТО (фонд 160, 14-1) узнаем, что в Никольский придел в храме был построен около 1746 года. В приходе церкви находилось три часовни в деревнях: Глазунове, Сенчукове и Бибикове, все деревянные. За 1887 год находим запись о построении в Бибикове часовни (ГАТО, фонд 160, 14-1). Деревня находится в 8 километрах от Берново, но уже в Торжокском районе. Сведений о часовне нет. 

В 1893 году церковь была украшена новой живописью, а сегодняшний внутренний вид храм, вероятно, приобрёл не ранее 1898 года, когда было подано прошение «О дозволении соединить теплый храм с холодным, устроить зимние рамы, переделать двери и печи в церкви» (ГАТО, фонд 160, 14-1). 

Группа в Берново посетила места где бывал великий русский поэт золотого века А.С. Пушкин. Ознакомившись с экспозицией, волонтеры направились прогуляться по тропам усадебного парка и направились домой.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх