Рождества Христова церковь (Горицы) — 1795 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Рождества Христова церковь (Горицы) — 1795 год

Рождества Христова церковь (Горицы) — 1795 год

Историческая справка

Церковь в селе Горицы имеет богатую историю. Как писал в 1816 г. тверскому архиерею Тихону местный помещик, бригадир Дмитрий Олсуфьев (родственник героя Отечественной войны 1812 г. Захара Олсуфьева), в Горицах церкви имеются «издревле».

Из исторических источников известно, что храмы в селе Горицы упоминаются уже в 17 веке. В 1628 г. здесь имелась деревянная церковь мученицы (мц) Параскевы, нареченной Пятницей, в которой служили поп Лукьян Микитин, дьячок Васька Иванов, пономарь Нестор? Трофимов; была и вторая, упомянутая также в 17 веке, церковь Рождества Христова с приделами Живоначальной Троицы и Успения Богородицы [1].

Из бывших служителей горицкой церкви укажем нескольких. Помимо вышеупомянутых, в 1726 г. здесь служили диаконы Никанор Борисов и Яков Григорьев. В 1743 г. священником значится Алексей Иванов, в 1750-е годы упоминаются священники Михаил Петров, Иван Петров, Петр Иванов; в 1769 г. — священник Сергей Федоров; в 1784 г. Иван Михайлов; в 1793 г. священником в храме становится Иоанн Тачалов…

В 1779 г. помещик Дмитрий Олсуфьев просит тверского архиерея Арсения благословить его на строительство вместо ветхой деревянной церкви во имя мц. Параскевы, новой, тоже деревянной, но на каменном фундаменте. Церковь с колокольней во имя мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, была построена и освящена в 1782 году; старая была разобрана [2].

В 1788 г. Дмитрий Матвеевич Олсуфьев обратился с прошением к тверскому архиерею Тихону с просьбой благословить его на строительство вместо старой деревянной церкви Рождества Христова с Троицким и Успенским приделами новой, каменной, с тем же наименованием. Архиерей благословил Олсуфьева на это начинание. В октябре 1795 г. вновь построенная каменная церковь Рождества Христова с Троицким и Успенским приделами была освящена архимандритом Троицкого Калязинского монастыря Арсением [3].

В 1830-е годы приделы церкви Рождества Христова были распространены (пристроены, расширены).

4 февраля 1844 года, в 11 часов ночи, сгорела «без остатка» деревянная церковь мц. Параскевы Пятницы. Пожар начался внутри закрытой на замок церкви. Собравшийся на набатный звон народ не смог противостоять разбушевавшейся огненной стихии. Сгорели церковь с колокольней, иконы, документы и денежные средства. Во время расследования были допрошены священники Арсений Суслов, Василий Павлов, дьячки Михаил Успенский, Алексей Румянцев, пономари Василий Рахманин, Петр Пухлимский, церковный староста Иван Иванов и некоторые другие свидетели; однако причина пожара установлена не была. Предположили, что пожар возник из-за оставленной горящей свечи или лампады, хотя не исключен был и поджог [4].

В 1847 г. умер священник Арсений Суслов (служивший в храме с 1814 г.); его место занял Симеон Орлов, женившийся на Ольге, дочери своего предшественника.

В 1862 г. церковь была распространена за счет пристройки двух приделов: с правой (южной) стороны во имя Николая Чудотворца, с левой (северной) — мученицы Параскевы, нареченной Пятницей. В храме Рождества Христова, таким образом, образовалось пять престолов. В главном храме — три престола в ряд: Рождества Христова, Успения Божией Матери и Живоначальной Троицы — холодные, летние (неотапливаемые); пристроенные приделы во имя Николая Чудотворца и мц. Параскевы (в память сгоревшего древнего деревянного храма) были с отоплением, т.н. зимние.

Из описи узнаем, что церковь каменная, длиной 17, шириной 13, высотой 14 саженей. Стены внутри и снаружи оштукатурены, внутри расписаны священными изображениями. В церкви три престола, из которых главный освящен во имя Рождества Христова; придел с правой стороны — Успения Божией Матери, с левой — Св. Троицы. Внутри 6 столпов, поддерживающих своды. Пол деревянный, в алтарях — чугунный. В церкви 31 окно: 6 в куполе и 25 непосредственно в помещении. Венчают церковь 5 крытых белым железом глав. На главах железные, вызолоченные четырехконечные чугунные кресты. Крыша покрыта железом и выкрашена медянкой. Входные двери с трех сторон: с запада, юга и севера. С западной стороны железная дверь с резными фигурами, изображающими сверху двух ангелов и три образа: Рождества Христова, Успения Богоматери и Св. Троицы. С южной и северной сторон двери тоже железные, с изображениями двух ангелов. Паперть — крыльцо с тремя ступенями из белого камня, пол крыльца чугунный. Два других крыльца с четырьмя колоннами имеют по три ступени из белого камня.

В главном алтаре престол из соснового дерева, на нем атласный антиминс желтого цвета… Алтари правого и левого приделов одинаковые с главным…

Иконостас главного престола (Рождества Христова) трехъярусный, деревянный, с резьбой и с фигурами; 6 колонок ионического и коринфского ордеров и 2 вызолоченные полуколонны. Иконостасы с левой и правой сторон главного престола тоже трехъярусные. В храме множество икон и других богослужебных принадлежностей.

Евангелия. Обложено красным бархатом, с серебряными клеймами, отпечатано в Москве в 1841 году; пожертвовано крестьянкой д. Бели Марией Евлампиевой в 1844 году. Евангелие в медном позолоченном окладе, с клеймами из финифти. Печатано в Москве в 1841 году; пожертвовано генеральшей Олсуфьевой. Евангелие, печатанное в 1839 г. в Киево-Печерской лавре. Другие Евангелия печатаны в 1716-м, 1842-м и 1838 гг.

Крест серебряный, вызолоченный, с финифтью, пожертвован графом Толстым в 1851 г. Крест серебряный, вызолоченный, пожертвован полковницей Марией Олсуфьевой.

Паникадила. Среди церкви — медное, посеребренное, весом 3 пуда 15 фунтов. Паникадило против правого престола медное, посеребренное. Вес 1 пуд 2 фунта. Паникадило против левого придела медное, посеребренное, весом 20 фунтов. Паникадило бронзовое, вызолоченное, весом 19 фунтов, пожертвованное иеромонахом Павлом из Николо-Малицкого монастыря; им же пожертвовано кадило и некоторые другие богослужебные предметы. (Вероятно, иеромонах Павел каким- то образом связан с горицкой церковью, может быть, служил здесь или был местным уроженцем). Много богослужебных предметов пожертвованы генеральшей Олсуфьевой, церковным старостой графом Николаем Николаевичем Толстым. (В 1860 г. церковным старостой был избран другой человек).

Колокольня высотой в два яруса была построена в 1793 г. на общие пожертвования прихожан. Покрыта железом, окрашена зеленой краской. Крест железный, четырехконечный, вызолоченный. Высота колокольни в кладке 12 саженей, шпиль высотой 5 саженей. Большой (главный) колокол имел вес 123 пуда 30 фунтов. На нем надпись: «1805 года февраля 6 дня выменен сей колокол в Москве Тверской губернии Корчевского уезда села Гориц к церкви Рождества Христова усердием помещиков боляр Олсуфьевых, старосты церковного Евфима Тимофеева». На колоколе отлиты изображения Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Илии Пророка. Второй колокол, весом 67 пудов 25 фунтов, лит в Москве в 1784 г. мастером Яковом Струговщиковым. На нем надпись: «1784 г. февраля 27 дня Тверского наместничества Корчевского уезду в вотчину бригадира Дмитрия Матвеевича Олсуфьева в село Горицы церкви Рождества Христова старанием старосты Михайлы Павлова». На колоколе отлиты изображения Владимирской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца. Третий колокол весил 31 пуд и имел надпись: «Сей колокол разбитый при Горицкой церкви в 1850 г. перелит вновь в г. Твери купцом Иваном Степановичем Капустиным старанием старосты церковного графа Н. Толстого». На нем изображения Христа Спасителя, Смоленской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца; четвертый колокол весил 13 пудов 19 фунтов. На нем надпись: «1759 года июня 21 дня выменен сей колокол в Кашинский уезд в село Горицы церкви Рождества Христова тщанием мирских(?) людей». На колокольне имелись еще три меньших колокола, но без надписей и без указания, где, кем и когда они были отлиты.

Ограда каменная, с деревянной (позднее железной) решеткой. Ворота имелись с восточной, южной и западной сторон. При воротах с правой и левой сторон — калитки. Сверху восточных ворот — иконописный Образ Спасителя. На западных воротах, по правой стороне, на столпе, изображение пророка Илии; с левой стороны — Николая Чудотворца. Вверху ворот, в киоте за стеклом, Нерукотворный Образ Спасителя. Южные ворота с правой и левой сторон имеют малые калитки, такие же, как и сами ворота. В ограде, с левой стороны, построена каменная сторожка длиной и шириной по 4, высотой 3 сажени с четырьмя окнами и печью; в ней иконы: Спасителя, Божией Матери, Введения во храм Богородицы, Марии Египетской; медный крест. При сторожке устроены сени, кладовая, амбар. В ограде под одной крышей находятся девять каменных лавок, каменный амбар для сбора хлеба, в нем же сундук со свечами, весы. Там же деревянный амбар для хранения церковной утвари.

Часовни. Каменная, длиной и шириной 2 сажени, с правого угла ограды церкви; ее железная крыша окрашена зеленой краской; вверху — глава. Внутри изображения Успения Божией Матери и другие, всего 31 икона. В 1890 г. часовня была снесена, и на ее месте торговцем Ждановым построена новая, тоже каменная часовня в память чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда близ г. Харькова 17 октября 1888 г. Выстроена она в углу, с южной стороны ограды и покрыта выкрашенной в зеленый цвет железной крышей. Внутри часовни 2-ярусный иконостас. Стены и потолок расписаны священными изображениями. Снаружи часовня также расписана св. изображениями. Ежегодно, 17 октября, в ней совершаются молебны. Другая часовня, деревянная, построена в 1850 г. на приходском кладбище. Ее железная крыша выкрашена зеленой краской, сама часовня обшита тесом и выкрашена в желтый цвет. Глава покрыта железом, выкрашена голубой краской. Крыльцо с тремя ступенями с западной стороны; в часовне 2 окна, имеются иконы [5].

Интересно, что на кладбище у церкви можно было встретить захоронения с плитами и надписями на них. Например, горизонтальный памятник (в форме саркофага) со следующей надписью: «1771 г. генваря 17 числа преставился раб Божий секунд-майор Василий Матвеев Олсуфьев, от рода ему было 36 лет, и погребен под сим камнем». Другой памятник имел надпись: «Здесь положено тело жены секунд-майора Василия Матвеевича сына Алсуфьева Анны Яковлевны, дочери Алсуфьевой, которая родилась в 1739 г. сентября 2 дня, преставилась в 1787 г. мая 11 дня в городе Москве. Жития ее было 48 лет и девять месяцев». Между этими памятниками находились две небольшие чугунные пушки, из которых раньше стреляли у графского дома [6].

В 1853 г. епархиальной властью было расследовано дело о ссоре — с оскорбительными словами — священников Симеона Орлова и Василия Павлова, которая произошла в самом святом месте храма — в алтаре. Какое наказание они получили, неизвестно.

В 1860 г. в храме служили священники: Александр Троицкий 26 лет, зять престарелого 59-летнего священника Василия Павлова (так написано в описи; в наше время вряд ли кто-нибудь рискнул бы назвать 59-летнего мужчину престарелым), и Александр Вершинский 34 лет.

Александр Никифорович Вершинский родился, вероятнее всего, в 1826 г. в семье священника. В 1845 г. окончил Тверскую духовную семинарию С 1845-го по 1853 г. работал учителем. 10 февраля 1857 г. рукоположен в сан священника и определен в церковь с. Горицы. Одновременно являлся законоучителем в Горицкой школе. Много лет был благочинным одного из округов Корчевского уезда Тверской епархии. Пятеро его сыновей учились в духовных учебных заведениях. Известно, что Алексий Вершинский был священником церкви с. Марьина Корчевского уезда (ныне Конаковский район), его брат, Арсений Вершинский, служил псаломщиком в Калязине, затем, вместе с братом, в храме с. Марьина [7].

В 1870-е гг. в горицком храме служил священник Петр Смирнов. В 1878 г. священником становится Иоанн Михайлович Козырев, которому в 1884 г. унаследовал его сын, Петр Иоаннович Козырев, прослуживший здесь много лет.

В 1874 г. в церкви после случившегося в ней пожара были произведены некоторые исправления. В 1889 г. была возобновлена живопись.

В 1890 г. тверскому архиерею Савве от прихожан и причта пришло прошение с просьбой благословить — на церковные средства и пожертвования прихожан — отливку нового большого колокола в память чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. Прихожане посчитали, что имеющийся в храме большой (главный) колокол весом в 60 пудов — малозвучен и его не слышно в отдаленных деревнях прихода. Тверской владыка одобрил это благое начинание. Через год колокол был отлит со следующей надписью: «Во славу святыя Живоначальныя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа — отлит сей колокол — благовестник — к храму Рождества Христова в село Горицы Корчевского уезда в 1891 году при священниках: Петре Козыреве, Геннадии Розанове и церковном старосте Кирилле Иванове усердием прихожан в память чудесного спасения жизни Государя Императора с Его Августейшим семейством при крушении поезда на железной дороге 17 октября 1888 года. Москва, завод Н. Финляндского» . На колоколе — в рамках — изображены образы: Рождества Христова, Успения Божией Матери, Николая Чудотворца, Мученицы Параскевы и св. Марии Магдалины. Весил колокол 346 пудов, его стоимость составляла 6228 руб. Летом 1891 г. прихожане просили епархиальное начальство довести до сведения монарха о верноподданнейших чувствах причта и прихожан и об отливке нового церковного колокола [8].

В 1895 г. запасным унтер-офицером д. Якимцево Андреем Фоминым на позлащение иконы в память усопшего императора Александра III было пожертвовано 1 000 рублей, а также 100 рублей на облачение причта. В 1892 г. сообщалось об устройстве нового иконостаса.

В 1901 г. причт храма состоял из священника Петра Козырева 40 лет, священника Геннадия Розанова 38 лет, диакона Александра Павлова 45 лет, псаломщика Владимира Пухлим- ского 44 лет, псаломщика Алексея Дьяконова 22 лет. Церковным старостой был избран крестьянин Василий Федоров. Прихожанами являлись жители села Горицы и деревень: Колково, Якимцево, Кривоногово, Зеваково, Наумово, Лазариха, Гостилово, Глебово, Зиновиха, Борисово, Заручье, Раменье, Федорово, Уголки, Горцово, Вереинка, Авделиха, Лопатино, Беляево, Лыково, Евсевьево, Заручье, Пансково, Зверково, Якшино, Рябинкино. Всего 353 двора, 1324 души мужского и 1566 душ женского пола [9].

В 1913 г. в храме появился новый священник из Успенской церкви с. Застижье Весьегонского уезда Тверской губернии Николай Гусев [10].

29 декабря 1914 г. умер священник Петр Козырев, прослуживший в храме 30 лет; на его место был перемещен священник с. Рождественно Корчевского уезда Захарий Павлов. В том же году был уволен псаломщик Иван Голиков [11]. 3 декабря 1909 г. умер диакон Александр Павлов. Он был уроженцем с. Горицы, имел девятерых детей. 5 сыновей получили духовное образование. Захарий, как видно из вышесказанного, стал священником горицкой церкви; Алексей в советское время был репрессирован; Иван некоторое время служил псаломщиком в храме села Дуброва (рядом с Горицами).

Церковь в селе Горицы

После Октябрьской революции 1917 г. новая власть повела борьбу против религии. Согласно Декрета об отделении Церкви от государства последняя перестала пользоваться правами юридического лица и все ее имущество, включая храмы, становилось государственной собственностью и передавалось на баланс местным советам. В 1919 г. храмы повсеместно стали переходить по договорам религиозным общинам.

9 ноября 1919 г. Горицкий волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов в лице его полномочного представителя Афанасия Синюшкина заключил договор с прихожанами храма о передаче им церкви с богослужебными предметами с рядом условий. Вот только некоторые из них: 1. Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно в соответствии с его назначением, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому соглашению иных обязанностей…

2. Мы обязуемся … не допускать: а) Политических собраний, враждебных советской власти; б) Раздачу или продажу книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против советской власти; в) Произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти или ее отдельных представителей; г) Совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти, ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям местного Совета рабочих и крестьянских депутатов относительно распоряжения пользоваться колокольнями…

4. Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества….

6. Мы обязуемся допускать беспрепятственно во вне богослужебное время уполномоченных Совета рабочих и крестьянских депутатов лиц к периодической проверке и осмотру имущества…

10. За непринятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей, вытекающих из сего договора или же за прямое их нарушение, мы подвергаемся уголовной ответственности по всей строгости революционного закона, причем договор этот Советом рабочих и крестьянских депутатов может быть расторгнут… Далее следуют дата и подписи верующих и членов причта, иереев Захария Павлова, Николая Гусева, диакона А. Дьяконова, псаломщика Е. Ершова.

Власти постоянно вели наблюдение за деятельностью религиозной общины, пытались воздействовать на нее, проводили антирелигиозную пропаганду, всячески осложняли жизнь причта. Так, последние были лишены избирательных прав, что отрицательно сказывалось на жизни их и их семей. Имеются документальные сведения о лишении избирательных прав священников храма в 1920-е годы: Захария Павлова, Николая Гусева, диакона Александра Дьяконова, псаломщика Е. Ершова. Они также облагались как повышенными налогами, так и сдачей сельхозпродуктов. Чтобы провести собрание, совершить крестный ход, община должна была заблаговременно послать письменную просьбу органам местной власти об их разрешении. И не всегда ответ был положительным.

В 1930 г. священник Захарий Павлов был осужден властями. (Священник Николай Гусев, вероятно, еще раньше покинул свой пост.) [12].

Власти всеми силами форсировали закрытие храмов Горицкого района, что выразилось в протесте верующего населения. 16 февраля 1930 г. на заседании президиума Горицкого РИКа рассматривался вопрос о закрытии церкви в с. Горицы. Особо было отмечено, что вопрос этот обсуждался на общих собраниях населения, входящих в Горицкий сельсовет, в которых приняли участие 379 человек, и те якобы высказались за закрытие церкви с последующим использованием ее для культурных целей. Своим постановлением президиум Горицкого РИКа решил закрыть церковь и просил утвердить это решение вышестоящими властями в Мособлисполкоме (МОИК). А в храме тем временем было устроено зернохранилище.

О поспешном закрытии церквей в Горицком районе в феврале 1930 г. сообщила окружная газета «Коллективная жизнь», где говорилось о том, что в районе закрыто 22 церкви, которые переданы под культурные учреждения [13]. Вероятно, это взбудоражило население Горицкого района. Подобными или близкими к ним методами отличались и местные власти других районов, входящих в Кимрский округ Московской области. И последние обеспокоились. Через 3 месяца в той же газете было напечатано следующее: «… Извращения, «левые загибы», в Конаковском, Ленинском, Нерльском, Калязинском и других районах церкви закрывались административно, не считаясь с мнением населения. Люди, закрывавшие церкви, не учитывали, что действуют на руку классовому врагу» [14]. (В Горицком районе было закрыто гораздо больше церквей, чем в других районах Кимрского округа; к примеру в Кимрском районе было закрыто к тому времени 4 церкви, в Нерльском — 9, Кузнецовском — 2.) Это охладило пыл местных властей. Верующие послали во ВЦИК протест по поводу незаконного закрытия церквей. Из ВЦИКа было дано указание срочно возвратить верующим церкви впредь до соответствующего решения высшей власти. Тогда же целый ряд церквей был возвращен прихожанам.

В 1930 г. председателю Горицкого РИКа из Кимрского окрисполкома было выслано распоряжение о том, что ввиду постоянных жалоб верующих по поводу незаконного захвата церкви в с. Горицы и использования ее под зернохранилище, предлагается немедленно принять меры к освобождению последней от зерна и передаче ее верующим впредь до решения МОИКом и ВЦИКом вопроса о ее закрытии.

В горицкой церкви, после высылки настоятеля Захария Павлова, служили несколько священников. Одним из них в 1930 г. непродолжительное время являлся Измаил Кудрявцев.

Измаил Иванович Кудрявцев родился в 1876 г. в селе Садунове Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район) в крестьянской семье. Окончил духовные курсы. Служил вольнонаемным псаломщиком в храме с. Садунова. В 1911 г. — псаломщик в Воскресенском храме села Паскина. Позднее рукоположен в сан диакона и священника. Служил в храмах сел Торицы, Малое Новоселье (Бакланове). Был осужден (1932-1934 гг.). Вернувшись после отбытия наказания, служил священником в Архангельском храме Кимрского района. В августе 1937 г. был арестован за антисоветскую агитацию; «тройкой» УНКВД по Калининской области 20 сентября того же года приговорен к расстрелу. Через 3 дня приговор был приведен в исполнение. По заключению Тверской областной прокуратуры от 6 июня 1989 г. реабилитирован.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику святых новомучеников [15].

На основании постановления Горицкого РИКа от 28 декабря 1929 г. было произведено изъятие у верующих часовни при горицкой церкви. Причиной такого решения стало якобы неиспользование верующими часовни для религиозных потребностей, а также недостаток в культурных помещениях, и, кроме того, намерение устроить в ней книжный киоск для потребительского общества, о чем говорилось в соответствующем постановлении облисполкома (МОИК).

В 1936 г. настоятелем Христорождественского храма села Горицы становится архимандрит Владимир Колобовников. Это был известный в Русской Православной Церкви служитель Церкви.

Владимир Колобовников (в миру Василий). Родился в 1865 г. в селе Волчье Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В 1879 г. стал послушником Петропавловской пустыни Раненбургского уезда Рязанской губернии. В 1898 г. пострижен в монашество с именем Владимир; вскоре посвящен в иеродиакона. В 1901 г. переведен в московский Донской монастырь. В 1907 г. посвящен в иеромонаха. В 1916 г. Св. Синодом за усердную службу награжден золотым наперстным крестом. 5 июля 1923 г. святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архимандрита. В монастыре служил до 1928 г. В 1931 г. «тройкой» ПП ОГПУ по Московской области приговорен к 3 годам высылки в Северный край. В 1934 г. преосвященным Никифором, епископом Кимрским, Владимир Колобовников определен в Покровский храм с. Губин-Угол Кимрского района. В 1936 г. переведен в храм с. Горицы. Несколько месяцев служил в храме с. Ильгощи Теблешского района (ныне Рамешковский район), что недалеко от Гориц. В марте 1937 г. возвратился в Христорождественский храм с. Горицы.

8 октября 1937 г. Владимир Колобовников по месту своего жительства (д. Вереинка в окрестностях с. Горицы) был арестован по обвинению в антисоветской агитации. После допросов подследственного и свидетелей местные следователи составили обвинительное заключение и передали дело на рассмотрение «тройки» УНКВД по Калининской области. 1 ноября 1937 г. решением последней священнослужитель был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 3 ноября того же года. По заключению Тверской областной прокуратуры от 16 марта 1989 г. Владимир Колобовников был реабилитирован [16].

В том же 1937 г. «тройкой» УНКВД по Калининской области была приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) сторож горицкой церкви, бывшая насельница Влахернского женского монастыря (под г. Дмитровом) Мария Михайловна Карева. После закрытия обители она служила (уборщицей, певчей) вместе с архимандритом Владимиром Колобовниковым в храме с. Губин-Угол, а затем прибыла (по просьбе отца Владимира) в Горицы. Она, как и ее духовный отец, смело и бесстрашно вела себя на допросах, отвечая на вопросы следователей. Вот только один пассаж из допроса от 27 октября 1937 года: «На вопрос, высказывала ли она свои убеждения верующим, Карева отвечала: «Советской власти я обязана подчиняться, но ее как свою власть не признаю. Признавая учение Бога, которому я предана и в которое я верила, верю и буду верить — я обязана за него бороться, что и делала, посвятив этому всю свою жизнь»… Следователи охарактеризовали ее религиозной фанатичкой, распространительницей контрреволюционных слухов [17].

Церковь и улица в с. Горицы

Просматривая в архивах следственные дела в отношении духовных лиц в годы репрессий, можно воочию увидеть, что, как правило, самыми смелыми, мужественными, готовыми на самопожертвование можно называть людей монашествующих. Белое духовенство (священнослужители) вели себя по-разному. Интересно отметить, что в конце 1920-х — начале 1930-х годов наказания были значительно мягче, чем в 1937 г. Например, ряд монахинь закрытого Троицкого Ильинского женского монастыря Кимрского района за контрреволюционную агитацию были осуждены только на 3-5 лет высылки в Казахстан [18].

Хотя мы и не располагаем сведениями о точной дате закрытия церкви в Горицах, можно утверждать практически наверняка, что после расстрела архимандрита Владимира Колобовникова церковь больше не работала и окончательно перешла в ведение местного колхоза.

До наших дней в Горицах и окрестностях еще не забыта бомбардировка фашистским самолетом села Горицы. В тот день у церкви выстроилась очередь за продуктами и от бомб погибли несколько десятков человек, преимущественно, женщины и дети.

В церкви был образован ссыпной пункт. Об этом сообщает в письме автору этих строк уроженец с. Быкова Л. А. Седов (1927-2014), который в 1943-44 гг. подростком возил на подводе в горицкую церковь мешки с зерном. При этом он пишет, что хорошо помнит: колокольня была разобрана.

Как повествует в своей рукописи об истории горицкой земли учитель Горицкой средней школы Михаил Кузьмич Стрючков (1892-1967), который стал родоначальником нынешнего школьного музея, церковь после ее закрытия пытались переоборудовать под клуб, но, затратив 75 тыс. рублей, отказались от этой затеи. Разобран храм был в 1958 году; его кирпич был использован на постройку бани. Также в рукописи имеются строки о попытках автора с помощью учеников раскопать склеп захоронения героя Отечественной войны 1812 г. Захара Олсуфьева. Однако местные власти не дали их завершить. Склеп находился возле церкви, на старом кладбище. Что с ним стало, неизвестно, никто из старожилов ничего не может сказать. Да и о самом храме большинство жителей уже не помнят.

Этот очерк станет памятью о Христорождественском храме села Горицы, имевшем долгую, славную и, вместе с тем, трагическую судьбу.

Примечания

  1. Российский государственный архив древних актов. (РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1.4. 1. Ед. хр. 659; Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 810. Л. 4.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 774. Л. 1-2.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 778. Л. 10.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 838-а. Л. 1-16.
  5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 284; ГАТО. Ф. 160. Oп. 10. Д. 860.
  6. Журнал 97-го заседания Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК) 18 ноября 1904 г. С. 47.
  7. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16014.
  8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 856. Л. 1-13.
  9. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 406.
  10. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1913. №36. С. 438.
  11. ТЕВ. 1915. №3. С. 24; ТЕВ. 1915. №8. С. 101.
  12. Протоиерей Владимир Рассудовский. «Дневники 1930 и 1932 гг. Автобиография. Рассказы. Размышления». Москва, 2015. Книга подготовлена к изданию внучкой протоиерея Владимира Рассудовского Еленой Колеровой. В ней упомянуто о встрече в 1930 г. Владимира Рассудовского с иереем горицкой церкви Захарием Павловым в кашинской тюрьме.
  13. Окружная газета «Коллективная жизнь». 6 февраля 1930 г.
  14. Коллективная жизнь. 20 апреля 1930 г.
  15. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т.1. С. 239-240; Коркунов В.И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С. 15-16.
  16. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 20421-с.
  17. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 23582-с. Л. 1-26.
  18. Коркунов В.И. Троицкий Ильинский женский монастырь. Кимры, 2016. С. 34-40; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 16737-с.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.

Наверх