Историческая справка
История церкви села Быкова берет свое начало с 1628 г. Принадлежала она Сретенскому женскому монастырю г. Кашина. Это была деревянная церковь во имя великомученика (вмч.) Димитрия Солунского, стоящая «без пения»; рядом с ней находилась другая — во имя Николая Чудотворца, с приделом великомученицы (вмц.) Екатериины. Здесь же располагался двор попа Василия Карпова, дьячка Тихонко Григорьева, пономаря, а также келья просвирницы…
В 1678 году в селе имелись церкви во имя Николая Чудотворца и страстотерпца Христова Митрия (вероятно, вмч. Димитрия Солунского), дворы попа и пономаря [1].
В 1764 году, согласно реформы Екатерины II, монастыри были лишены своих вотчин, земель, крестьян и доходов. Вероятно и церковь в Быкове вышла из подчинения Сретенского монастыря и ее причт стал получать денежное содержание от государства.
В 1760-е годы обе деревянные церкви в Быкове сгорели. Приходские крестьяне решили построить вместо них новую, теперь уже каменную церковь. Послали прошение тверскому архиерею о разрешении возвести храм. Владыка благословил своих чад на богоугодное дело. Строиться церковь должна была на средства прихожан, а также пожертвования с населения Тверской губернии, для чего была выдана сборная книга.
Сретенская церковь (названа так, на основании исследования Л.А. Седова, по имени Сретенского женского монастыря, в чьем владении церковь находилась многие десятилетия), по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Гавриила была построена и освящена в одно время с колокольней — в 1774 г.
Опись церкви (дается в сокращении). Церковь каменная (кирпичная), на каменном фундаменте, длиной 14, шириной 6 сажень 12 вершков. (1 сажень — 2 метра 13 см; 1 вершок — 4,45 см). Стены как внутри, так и снаружи оштукатурены и расписаны священными изображениями (альфреско) с позолотой. В храме три престола. В холодном — главный престол во имя Сретения Господня, в правом приделе — во имя Великомученицы Екатерины. Второй придел теплый (отапливаемый), освящен во имя Николая Чудотворца. Как видно, приделы освящены преемственно в честь бывших в церкви престолов.
Главный престол во имя Сретения Господня простого дерева. На престоле атласный, желтого цвета, антиминс, освящен владыкой Павлом в 1803 г. На нем святые мощи, илитон. Над престолом резная вызолоченная сень. Жертвенник, резной Запрестольный крест с изображением Распятия Господня. Запрестольный образ Тихвинской Божией Матери, на оборотной стороне ее образ святителя Николая.
Алтарь холодного придела (великомученицы Екатерины). Престол из простого дерева. Антиминс атласный, желтого цвета, освящен владыкой Павлом в 1803 г. Жертвенник…
Иконостас главного престола столярной работы, вызолочен, в пять ярусов. Первый ярус. Царские врата резной работы, вызолочены. В них 5 круглых образов. Над ними икона «Тайная Вечеря». С правой стороны образ Спасителя в медной посеребренной ризе с серебряным венцом…. Над Царскими вратами образ великомученицы Екатерины резной работы с пятью клеймами…. Над иконостасом изображение Иисуса Христа, над ним распятие Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечи.
За правым клиросом, в деревянном, вызолоченном, местами посеребренном киоте, икона мучеников Флора и Лавра. На правой и левой стенах находятся 7 икон в металлических ризах. На одной из них есть место (углубление) для вложения креста, который хранится в алтаре на престоле. На кресте надпись: «Пожертвован преосвященным Иларионом, митрополитом Сарским и Подонским. 1708 г. июнь». В кресте находятся частицы мощей: пророка Иоанна Крестителя, Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злато- устого, вмц. Екатерины, вмц. Параскевы, вмч. Димитрия Солунского.
Две хоругви. Одна написана на холсте с изображением Воскресения Христова с херувимами, на оборотной стороне ее изображение Богоявления Господня. Вторая хоругвь — на холсте, на ней изображение Успения Божией Матери с херувимами, а на оборотной стороне — Николая Чудотворца. Перед иконостасами деревянный амвон, выкрашенный белой краской. Перед иконостасами железная решетка, выкрашенная черной краской. Плащаница живописной работы на холсте с деревянной рамой в вызолоченной деревянной гробнице, на которой три святых изображения. Над ней вызолоченная, с резьбой, сень. Вверху образ Воскресения Иисуса Христа.
В теплом приделе (свт. Николая) престол из простого дерева, антиминс атласный, желтого цвета. Освящен владыкой Павлом в 1803 г. Жертвенник, Запрестольный крест. Запрестольный образ Владимирской Божией матери, на оборотной стороне — святителя Николая. Иконостас двухъярусный, столярной работы, с резьбой, местами вызолоченный, а местами — выкрашен голубой краской. Царские врата резные, в них четыре круглых образа…
Одна хоругвь на полотне, с изображением Богоявления Господня, две — на холсте, с изображением Сретения Господня. За правым клиросом икона Николая Чудотворца с металлическим венцом… Перед иконостасом деревянная решетка, выкрашенная голубой краской. Две изразцовые печи…
Евангелия. В большой лист, в деревянных досках, обложено красным бархатом. В середине клеймо Иисуса Христа, по углам четыре Евангелиста. Вес 16 фунтов. Печатано в Москве в 1735 г. Евангелие в средний лист, обложено красным бархатом с позолоченным серебром, с клеймами. Вес 10 1/2 фунта. Печатано в Москве в 1803 г. Евангелие в средний лист обложено красным бархатом с позолоченным серебром. Вес 8 1/2 фунта. Клейма. Печатано в Москве в 1677 г. Евангелие в средний лист… Печатано в Москве в 1637 г. Евангелие в четверть листа. …Печатано в Москве в 1794 г.
Сосуды…
Паникадило среди церкви медное, посеребренное, весом 1 пуд 3 фунта, под ним стеклянный шар. (1пуд — 16,38 кг; 1 фунт — 409, 5 гр.) Другое паникадило в теплом приделе.
В церковной библиотеке много старых книг 17 и 18 веков.
Колокольня. Каменная, построена в 1774 г. иждивением прихожан [2]. Покрыта железом и окрашена медянкой. На ней глава, тоже покрытая железом и покрашенная медянкой. Крест Железный, шестиконечный, окрашен желтой краской.
На колокольне шесть медных колоколов. Первый, весом 63 пуда 10 фунтов, куплен на иждивение прихожан; отлит в Москве мастером Асоном Струговщиковым. На нем надпись: «1722 года ноября 13 дня. Куплен сей колокол в Корчевскую округу к церкви Сретения Господня. Лит на заводе Асона Струговщикова в Москве». Второй колокол, весом в 28 пудов, лит в 1656 г. и куплен иждивением прихожан. Вес остальных четырех колоколов не указан.
Ограда каменная (кирпичная), с деревянными воротами и двумя калитками с южной и северной сторон. Ее длина 37, ширина 30 саженей. Покрыта тесом, выкрашена красной краской. При ограде, с правой стороны, каменная, покрытая тесом, сторожка. В ограде 20 каменных лавок длиной 26, высотой 3 сажени, покрытые тесом, выкрашенные красной краской. Возле ограды 20 деревянных лавок, крытых тесом. Общая длина их 13 саженей, ширина — 5 аршин. Деревянный амбар, крытый тесом, предназначен для хранения собранного с прихожан хлеба. Деревянный сарай, крытый тесом, для хранения угля и других церковных вещей.
Опись храма в 1847 г. подписали: священник Семен Еленев, дьячок Николай Завьялов и благочинный храма Троицкого в деревнях иерей Ершов [3].
Некоторые события из истории церкви. 1779 г. Загорание церковной крыши. 1803 г. Замена трех антиминсов. 1811 г. Установка в церкви чугунного пола (вместо деревянного). 1816 г. Покрытие крыши храма железом. 1824 г. Исправление в храме ветхостей. 1838 г. Перекрытие церковной крыши. 1849 г. Исправление в церкви ветхостей. 1874 г. Устройство нового иконостаса. 1883 г. Исправление крыши и штукатурки. 1887 г. Установка на колокольне нового креста. 1890 г. Перекрытие церковной крыши. 1896 г. Произведены малярные и штукатурные работы. 1901 г. Выполнен наружный ремонт церкви.
В 1892 г. причт храма, его староста Сергей Черников обратились в Тверскую духовную консистории с прошением о строительстве возле церкви церковно-приходской школы в память чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 г. во время железнодорожной катастрофы у станции Борки Харьковской губернии. Просители представили проект переоборудования под школу сельского запасного магазина, а также документ о согласии крестьян пожертвовать под школу участок земли. Консистория передала материалы для рассмотрения в строительное и врачебное отделения Тверского губернского правления. Врачебное отделение нашло недостатки проекта в том, что классная комната недостаточно освещена и потому окна следует расширить. Кроме того, они должны быть обращены на юг, юго-запад или юго-восток. Также было указано, что отхожие места (туалеты) для мальчиков и девочек должны находиться в разных концах здания. С технической стороны последовало замечание, что школа должна быть отделена от церкви и соседних построек. Была ли оборудована школа, которую предполагалось по плану сделать в будущем церковно-приходской, или она стала земской (ведомства министерства народного просвещения) неясно, т.к. последующих документов не найдено. Дело запутывает еще тот факт, что в справочнике о начальных училищах губернии указана только светская начальная школа, основанная в 1881 г., с упоминанием, что школа находится на церковной земле; о церковно-приходской школе никаких упоминаний нет. Ближайшие церковноприходские школы находились неподалеку: в Дуброве, Болдееве, Ново-Никитском и Бакланове (М. Новосельском). Вероятно, желание основать церковно-приходскую школу в Быкове не осуществилось [4].
Священно- и церковнослужители
Имена первых служителей Быковской церкви упомянуты выше (1628 г.). В последующие годы данных о церкви встречается крайне мало. Подробные сведения о священно- и церковнослужителях появляются в архивных источниках в 18 веке; с некоторыми сокращениями мы и предоставим их читателям. 1678 г. Поп Кирилл Васильев (с 19 века попы стали называться священниками). 1678 г. Пономарем в церкви значился Афонка Михайлов. 1678 г. Дьячок Васка Никифоров, зять попа Кирилла Васильева. 1710 г. Священник Феодор Кириллов; диаконом в том же году служил Феодор Михайлов (зять священника Феодора Кириллова). 1710-1720 гг. Священник Иоанн Васильев. 1710-1717 гг. Дьячок Симеон Васильев. 1717 г. Священник Феодор Михайлов, пономарь Василий Егоров. 1722 — 1744 гг. Священник Григорий Ларионов (зять священника Иоанна Васильева). 1744 — 1753 гг. Священник Антон Федоров (сын священника Феодора Михайлова). 1754 — 1776 гг. — Никита Федоров (умер в 1776 г.), раннее служил в храме диаконом. 1759-1804 гг. Пономарь Иван Никитин. 1765-1778 гг. Диакон Стефан Григорьев. 1771-1808 гг. Дьячок Михаил Никитин. 1755 — 1790 гг. Священник Феофилакт Григорьев (умер в 1792 г.). Во второй половине 18 — начале 19 века пономарями служили сыновья священника Феофилакта Григорьева — Гавриил (позднее был в храме священником) и Яков Феофилактовы. 1776-1779 гг. Священник Василий Никитич Белюстин (сын священника Никиты Федорова). В 1779 г. выбыл в монашество в Калязинский Макарьевский монастырь. 1778 — 1817 гг. Диакон Никита Иванов Стефановский (умер в 1826 г.). 1780 — 1812 гг. Священник Алексей Кириллов. С 1815 г. здесь служил священником Егор Прокопьев. (3 июля 1823 г. утонул в р. Медведице). 1823-1830 г. Священник Михаил Тачалов (в 1830 г. переведен к Покровскому собору с. Кимры). 1817-1840 гг. Диакон Петр Николаевич Колтыпин (в 1807-1817 гг. служил дьячком).
В 1850 г. в храме служили: священник Симеон Михайлович Еленев 44 лет (умер в 1856 г.), диакон Владимир Матвеевич Колоколов 38 лет, дьячок Николай Афанасьевич Завьялов 27 лет, пономарь Петр Павлович Молчанов 21 года (женился в 1852 г.) [5].
1857-1886 гг. Священник Александр Рахманин (женился на Надежде Семеновне, дочери умершего священника Еленева). 1808-1823 гг. Пономарь Евдоким Михайлов. 1787-1795 гг. Дьячок Иосиф Иванов. 1807-1817 гг. Дьячок Петр Колтыпин (1817-1840 — диакон). 1843-1886 гг. Диакон Владимир Колоколов. 1842-1878 гг. Дьячок (псаломщик) Николай Завьялов. 1874-1876 г. Псаломщик Николай Терликов. 1887 г. Новым священником стал Феодор Рассудовский (зять священника Александра Рахманина). 28 октября 1892 г. уволен, согласно прошению, со службы псаломщик Петр Молчанов. (У псаломщика Петра Молчанова сыновья стали священнослужителями. Один из них, Александр Молчанов, многие годы служил в кимрском Покровском соборе, где в 1901 г. совершил обряд крещения будущего известного советского писателя Александра Фадеева (1901-1956).
В 1900 г. штат храма состоял из священника Феодора Федоровича Рассудовского 34 лет и диакона (на вакансии псаломщика) Арсения Вершинского 35 лет (ранее штаты причта были сокращены) [6].
7 октября 1905 г. диакон в звании псаломщика Арсений Вершинский был перемещен в храм с. Матина Кашинского уезда [7]. В 1907 г. и.о. псаломщика несколько месяцев прослужил Василий Травин. Умер 16 ноября того же года [8].
В 1914 г. причт храма состоял из священника Феодора Рассудовского 48 лет и и.о. псаломщика Сергея Тяжелова 51 года. (В 1915 г. Сергей Тяжелов утвержден в звании псаломщика).
В 1915 г. преподано архипастырское благословение протоиерею Смоленской, на кладбище, церкви г. Петрограда (Санкт-Петербург) Евгению Рахманину за пожертвование 600 рублей в Быковскую церковь [9].
Прихожанами Сретенской церкви были жители с. Быкова и деревень: Богуново, Борисково, Выркино, Горлово, Дор, Дубово, Журавково, Кривцово, Лазарево, Носавино, Ненорово, Никольское, Новинка, Радомино, Софоньево, Старово, Ужищево, Хлябово, Якушеве. В 1900 г. в приходе насчитывалось 148 дворов, в которых проживали 578 душ мужского и 685 женского пола.
В 1905 г. в Тверскую духовную консисторию поступило прошение причта и прихожан храма о разрешении расширить (распространить) последний. Одновременно с этим были отправлены план (проект) и пояснительная записка, касающиеся вышеупомянутой каменной пристройки. В духовной консистории намерение прихожан поддержали, а документы передали на рассмотрение в Тверское губернское правление. В пояснительной записке указывалось, что пристройка с западной стороны увеличит площадь теплого храма (отапливаемой печами трапезной с приделом Николая Чудотворца). Перекрыта пристройка должна быть цилиндрическим сводом. 17 сентября 1905 г. проект был рассмотрен и одобрен строительным отделением Тверского губернского правления.
21 сентября 1905 г. епархиальный архитектор А.П. Федоров принял на себя наблюдение за возведением пристройки (распространением) храма, после чего работы начались.
5 февраля 1906 г. архитектор А.П. Федоров сообщил в губернское правление, что строительство пристройки к церкви в Быкове вчерне завершено. 4 мая 1909 г. младший архитектор Изотов произвел осмотр работ по расширению трапезной в церкви в присутствии священника Феодора Рассудовского и церковного старосты Сударикова. В составленном им акте он отметил, что расширение церкви произошло согласно проекта, утвержденного строительным отделением губернского правления, работы исполнены правильно, прочно, из материалов надлежащего качества. Отметил он и недостатки. Наружные двери открывались внутрь, а по плану должны наружу, дымовая труба на чердаке должна быть обшита листовым железом. 31 августа 1910 г. Корчевское полицейское управление донесло в Тверское губернское правление, что отмеченные архитектором Изотовым недостатки в акте осмотра пристройки храма в с. Быкове исправлены. После этого из губернского правления в Тверскую духовную консисторию было послано сообщение о том, что пристройка принята и готова к освящению. Вскоре та была освящена. Дата освящения пристройки храма в архивном деле не указана, вероятно это произошло вскоре, так как в 1911 г. дело было сдано в архив, т.е. законченным [10].
Последние годы существования храма
После Октябрьской революции 1917 г. в стране круто изменился государственный строй. Новые власти повели антирелигиозную пропаганду. Для Русской Православной Церкви наступили тяжелые времена.
Декретом советской власти от 23 января 1918 г. Церковь была отделена от государства и школы. Храмы перешли в государственную собственность.
9 апреля 1919 г. местная власть в лице Красновского волостного исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов по договору передала Сретенский храм в селе Быкове религиозной общине. В договоре имелся ряд пунктов, ограничивающих деятельность верующих, ставящих их в зависимость от властей. Они были обязаны оплачивать налоги, страховку, отапливать храм, на свои средства производить его ремонт…
К договору прилагалась и опись храма. В частности, читателя могут особенно заинтересовать некоторые сведения, отмеченные в описи 1847 г. Так, среди колоколов указан большой (главный) колокол весом в 183 пуда. (В описи 1847 г. вес большого колокола составляет 63 пуда.). Сведений, когда этот колокол появился на колокольне, в архивных документах не найдено. На ограде, по углам ее, указаны четыре каменные башенки.
Давление властей, настойчиво пытавшихся осложнить жизнь и работу церкви, стойко переносилось причтом. Его члены были лишены избирательных прав, как, впрочем, и все служители Русской Православной Церкви страны; облагались завышенными налогами (по сути дела напоминающими наказание в виде поборов).
В середине 1920-х годов настоятель храма священник Феодор Рассудовский оставил свой пост в связи с гонением властей и состоянием здоровья.
Феодор Феодорович Рассудовский родился примерно в 1866 г. в селе Воскресенское, что при реке Хотче Калязинского уезда Тверской губернии в семье псаломщика в сане диакона. В 1887 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Определен учителем в начальное училище с. Федоровского Корчевского уезда (ныне Конаковский район Тверской области). 10 сентября 1889 г. епископом Саввой, викарием Тверской епархии, рукоположен в сан священника и определен в Сретенский храм Корчевского уезда (ныне Кимрский район). Помимо службы в храме и многих других пастырских обязанностей, молодой иерей преподавал Закон Божий в земской школе с. Быкова, а с 1909 г. — в земском начальном училище в деревне Дор. Награжден набедренником (1897 г.), скуфьей (1902 г.), камилавкой (1910 г.). Супругой его стала Агния Александровна, дочь бывшего священника Сретенской церкви Александра Рахманина. В семье родились дети: Антонина, Варвара, Николай, Мария (умерла от эпидемии испанки в 1918 году, в день своей свадьбы), Александр.
В 1925 г. Феодор Рассудовский оставил свой пост, ушел на заслуженный отдых. Умер в марте 1930 г. Агния Александровна ушла из жизни в 1929 г. [11].
Сын Феодора Рассудовского Александр Федорович, хотя и получил духовное образование, учитывая отрицательное отношение власти к религии, отказался принять пост священника и посвятил себя учительству. Священником в храме становится Василий Никольский.
Василий Сергеевич Никольский родился 10 февраля 1898 г. в селе Савцыне Кашинского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Сергея Никольского. В 1915 г. он окончил Кашинское духовное училище и поступил в открывшуюся в Кашине духовную семинарию. Окончить семинарию ему не удалось, так как после Октября 1917 г. новые власти закрыли духовные учебные заведения. Василий Никольский продолжил обучение в школе 2 ступени, давшей ему среднее образование.
В 1921 г. он женился на Варваре Федоровне Рассудовской, дочери священника Сретенского храма с. Быкова. Супруги стали учителями в начальной школе д. Давыдово. В Быкове у них родились дети: Сергей и Борис.
В 1924 г. осуществилась мечта Василия Никольского стать священником. Он был рукоположен в сан иерея и определен настоятелем храмов сначала села Бакланова, а затем — Высокое Кашинского уезда. Спустя некоторое время, через несколько лет после ухода на покой тестя, настоятеля Сретенского храма с. Быкова, в 1928 году, он занял этот пост. Своим подвижническим отношением к прихожанам, готовностью помочь каждому страждущему, он заслужил уважение и признательность прихожан. Но всего несколько лет прослужил молодой пастырь в Быковском храме. В 1931 году, по решению властей, Быковский храм был закрыт. Дом тестя был конфискован и Никольский с семьей перебрались в маленький домик с двумя окнами и крышей, покрытой соломой. Священник вынужден был, чтобы прокормить свою семью, браться за любую работу. Он трудился на лесосплаве в с. Медведицком Кимрского района, шерстобитом в валяльной мастерской в д. Радомино (что по соседству с с. Быковом). Но в 1933 г. он был арестован и осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Срок отбывал в Свирских лагерях. В 1936 году, с подорванным здоровьем, он вернулся домой.
11 октября 1937 года в д. Поречье он был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации, хотя уже и не служил в храме. По приговору «тройки» НКВД по Калининской области 3 ноября того же года расстрелян. Реабилитирован 16 марта 1989 г.
Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. (Причислен к лику святых) [12].
Его жена, Варвара Федоровна Никольская, умерла в 1962 г. в Москве, у сына Сергея Никольского, в возрасте 70 лет.
Старший сын, Сергей Васильевич Никольский (1922-2015), профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный доктор Оломоуцкого университета (Чехия), с 1948 г. и до конца жизни работал в Институте славяноведения и балканистики Российской Академии наук, стал одним из выдающихся в стране ученых-славистов, автор сотен книг и научных трудов.
Младший сын, Борис Васильевич Никольский (1924-1961), участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Жил с семьей в пос. Козлове Конаковского района Тверской области.
Псаломщик Сергей Иванович Тяжелов. Родился в 1862/63 г. в селе Волоскове Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Окончил духовное училище. Служил псаломщиком в селе Димитровском Осташковского уезда Тверской губернии. В 1903 г. на основании резолюции тверского архипастыря по обвинению в нетрезвости был сослан на 2 недели для исправления в Николо-Столпенскую пустынь. В монастырь он принят не был, т.к. прибыл туда в нетрезвом состоянии. 5 октября 1905 г. был поставлен в тверской Отрочь монастырь с целью исправления на клиросное послушание. Но и тогда с его стороны наблюдались случаи нарушения дисциплины. Тяжелов получил предупреждение об увольнении с псаломщической должности в случае повторении пьянства. Служил в храме с. Погорельцы Корчевского уезда. В декабре 1907 г. он был прикомандирован на должность и.о. псаломщика в Сретенскую церковь Корчевского уезда (впредь до усмотрения начальства), а в 1915 г. утвержден в должности псаломщика указанной церкви. Больше указаний на его нарушения благоповедения в документах Тверской духовной консистории не обнаружено, и он благополучно прослужил в храме многие годы. Жену его звали Анфисой Алексеевной. В семье родились дочери Мария и Глафира. Служил Сергей Тяжелов до закрытия церкви в 1931 г. Умер 17 декабря 1938 г. и похоронен на Баклановском кладбище. Анфиса Алексеевна умерла 28 августа того же года [13]. В храме села Красного, почти по соседству с Быковским, служил его брат, священник Александр Тяжелов.
В 1931 г. храм перестал функционировать. Не стало священника и псаломщика. Целью властей было закрыть храм; для этого проводилась агитация среди населения против церкви, ее причта, прихожан. Появлялись прошения, правдой или неправдой подписанные жителями, о закрытии храма. Местная власть якобы поддерживала эти просьбы и, в свою очередь, приняв решение закрыть храм, отправляла вышестоящим властям Кимрского райисполкома, Московского областного исполкома просьбы санкционировать закрытие храма. Так, местный уроженец, кандидат наук, живший в г. Боровске Калужской области Леонид Седов, написавший книгу о местном крае, указывает, что в 1932 г. группа прихожан в количестве 50 человек обратилась к властям с прошением отказаться от храма, его содержания, уплаты налогов и страховок и просила закрыть его. Он пишет: «Это было единственное заявление такого рода среди девяти приходов Горицкой и Красновской волостей. Следствием этого заявления в дальнейшем был сначала погром в 1934 году, а потом и разрушение церкви взрывом в 1939 году, в то время как окрестные церкви в Бакланове, Волоскове, Красном, Русилове, зрительно видимые из Быкова-Радомина, существуют и в 2010 году, медленно разрушаясь от бесхозности» [14].
15 июля 1933 г. состоялось заседание пленума Кимрского райсовета, на котором постановили, что в селе Быкове нет помещения для культурного очага. Население же желает иметь в Быкове культурный очаг, о чем ходатайствовало неоднократно. Были продемонстрированы и подписи с просьбами о закрытии церкви, которая бездействует и не используется. Единичные верующие могут молиться в окрестных церквах, находящихся всего в нескольких километрах от Быкова. Было решено здание церкви передать под дом социальной культуры. Пленум Радоминского сельсовета просил районную и областную власти (Кимрский РИК и МОИК) ускорить разрешение вопроса о передаче здания церкви под культурные учреждения.
Вскоре высшие власти приняли решение юридически закрыть храм и передать его под культурные цели местной власти.
В 1934 году, вместо переоборудования церкви под культурные надобности, храм начали разорять. Как пишет Л.А. Седов, летом 1934 г. произошел настоящий его погром: «Были сброшены кресты, в течение суток были разрушены также «луковки». Иконостасы были разбиты, иконы были выброшены на дорогу, в пыль. В 1937 г. были сброшены колокола. В последующие дни они были раздроблены на подъемные транспортабельные осколки и увезены для сдачи в металлолом на переплавку через организацию «Рудметаллторг» [15]. Владимир Рассудовский, проживающий ныне в г. Дубне, рассказывал автору этих строк, что он мальчиком был свидетелем сбрасывания колоколов, помнит, как вздрогнула земля. Он принес домой один отколовшийся от колокола кусок, который потом еще долго лежал на чердаке.
В 1939 г. было принято решение разобрать церковь на кирпич для постройки машинного отделения Быковского льнозавода. Кирпич плохо поддавался разборке вследствие прочного строительного раствора, поэтому церковь была взорвана. Целого кирпича было добыто не очень много, но на постройку машинного отделения его хватило. На месте бывшего храма и до сего дня обрисован холмик от разбитых кирпичей, штукатурки, щебенки. Кладбище возле церкви было закрыто в 1925 году, на части его территории построено несколько объектов. В частности, в 1960-годы было построено внушительное деревянное здание для правления колхоза им. Парижской коммуны. В нем разместилась администрация, сельская библиотека. Позже администрация переехала в соседнюю деревню Радомино, а в освободившемся доме поселилась многодетная семья беженцев Михнюков. Но последние не смогли долго оставаться на этом месте из-за страшного соседства и невозможности обрабатывать огород, чему мешали бесчисленные человеческие останки бывшего кладбища, и вскоре покинули дом.
Местные жители помнят о стоявшем здесь некогда храме. О нем пересказывают молодым их родители, дедушки, бабушки, прабабушки. В округе не стало действующего храма, и верующие по праздникам отправляются на богослужения в ближайший храм в село Сутоки Рамешковского района.
Заметным событием для них стала установка православного Креста на месте будущей часовни во имя пророка Илии, которая произошла в 2007 г. Инициаторами ее выступили администрация местного сельского поселения и несколько энтузиастов.
27 июля благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении с протоиереем Смоленской церкви с. Ильинского Игорем Остаевым и протоиереем Троицкой церкви с. Троице-Кочки (Малое Василево) Михаилом Бакуном был отслужен молебен с освящением Креста. Крест был установлен и освящен не в деревне Быково, а в расположенной по соседству деревне Радомино, ставшей центром поселения [16]. С тех пор прошло уже много лет, но часовня по каким-то причинам так и не появилась. А жаль.
Примечания
- Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Словарь кимрских деревень. XX век. Кимры, 2011. С. 30.
- В другом документе указан 1778 год. Исходя из этих разночтений, можно предположить, что колокольня могла быть введена в эксплуатацию (освящена) в 1778 г.
- Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 485. Л. 1-ЗЗоб.
- ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 84599; Начальные училища Тверской губернии в 1911-1912 учебном году. Тверь, 1912. С. 16.
- ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 848.
- Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 404-405.
- Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1905. №20. С. 548.
- ТЕВ. 1807. №24.
- ТЕВ. 1915. №5. С. 47; Евгений Рахманин являлся видным столичным священнослужителем. Он родился в селе Быкове, где настоятелем Сретенского храма был его отец, священник Александр Рахманин.
- ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 84334. Л. 1 — 20.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16018. Л. 255.
- Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 20841-с.; Православная энциклопедия. Т. 7. Москва, 2004. С. 49.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16018. Л. 257об-258.
- Седов Л.А. История села Быкова и окрестных деревень, что на реке Медведице. Кимры, 2012. С. 77.
- Седов Л.А. История села Быкова… С. 77-78.
- Родник православия (газета Кимрского благочиния). Август 2007.
ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.