Старица. Ансамбль собора Бориса и Глеба и церкви Спаса Нерукотворного Образа. - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Старица. Ансамбль собора Бориса и Глеба и церкви Спаса Нерукотворного Образа.

Старица. Ансамбль собора Бориса и Глеба и церкви Спаса Нерукотворного Образа.

+21
Посмотреть галерею

В лето 1820 неподалеку от места старого собора в г. Старица был построен новый каменный Бориса и Глеба, «с приделами Святаго Благовернаго Князя Александра Невскaгo и Святых Праведных Захарии и Елисаветы еще не освященными, и при оной Соборной церкви имеется под колокольнею теплая церковь во имя Нерукотворнаго Образа Господа нашего Иисуса Христа, окончена строением и освящена в 1827 году».
Первый каменный собор, нареченный именами Бориса и Глеба – покровителей русского воинства, был построен в Старицком кремле, на месте более древней деревянной церкви в ознаменовании первых побед московского воинства в Казани, Астрахани и Ливонской войне. На сооружение храма ушло всего три года (1558-1561). В «Истории русского искусства» (И. Грабарь 1911 г.) говорится, «…оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм… современник храма Василия Блаженного, Старицкий собор, богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразчатой лепниной под карнизом храма, — несомненно был великолепен и величественен».
В таком виде, познавший разные беды храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились «ядра и зелье». В начале XVII века собор был разорен и разграблен иноземными захватчиками, а затем опустошен сильным пожаром. Окончательный приговор знаменитому собору был вынесен в 1658 году патриархом Никоном. Собор был обезглавлен, и простояв в таком обезображенном виде еще полтора столетия, был окончательно разобран за ветхостью.
Нынешний преемник древнего собора построен в 1827 году неподалеку от места старого собора и не отличается оригинальностью. Суровый, мрачноватый куб (не смотря на желтую окраску стен) возвышается над новым городищем. Ему достались церковная утварь, колокола предшественника. Сохранены и перешли к новому собору две керамические плиты – «Спас нерукотворный» и «Распятие», выполненные в технике поливы старицкими мастерами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырехколонных портиков тосканского ордера.
Гораздо больший интерес вызывает трехъярусная колокольня (1817-1827 г.), возвышающаяся по соседству. Это редкий пример древнейшего типа церкви «иже под колоколы», которую отличают сложная ярусная композиция, состоящая из различных в плане объемов, и развитый декор в духе зрелого классицизма.
Борисоглебский Собор имел два храма, летний — холодный и зимний — теплый. Холодный храм построен в 1820 году на Высочайше пожалованные суммы, теплый же храм устроен в основании колокольни в 1827 году на оставшиеся от постройки холодного собора средства с пособием от горожан. В обоих храмах шесть приделов: 1) Во имя Бориса и Глеба; 2) Покрова Пресвятой Богородицы; З) Митрофания Воронежского; 4) Нерукотворнного образа; 5) Безсребренников Космы и Дамиана; 6) Семи Ефесских отроков.
На старом древнем соборе была следующая надпись: «Лета 7066, июля .. дня, зачат бысть сей храм в городе Старице святых страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа Давида, при державе благовернаго Государя Царя и великаго князя Иоанна Васильевича и при великом князе Юрие (?) Васильевиче и Феодоре Иоанновиче всея Руси и при преосвященном митрополите Макарии, Тверском епископе Акакие и отделася сия святая церковь в лето 7069 и священа на память великих страстотерпцев и русских князей Бориса и Глеба, и святого чудотворца Николая Великорецкаго, родителем на поминовение и в память прочих родов, и сему граду на украшение и на утверждение от противных супостатов и всем христианам на спасение».
В соборе были освящены три престола во втором ярусе: средний во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, с правой стороны в память святителя Николая Великорецкаго, а с левой — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Судя по плану древнего собора, сохранившемуся в городе, и вполне выясненному раскопками в 1893 году, Старицкий собор при постройке был предназначен для девяти приделов, из которых три — в нижнем ярусе, три — в среднем ярусе и три в куполах. В первом и третьем купольном ярусе, надо полагать, приделы не были устроены, так как в нижнем ярусе стены, как показали раскопки, даже не носили и следов штукатурки.
Смотрителем для сбережения материалов от разоренного древнего Старицкого Борисоглебского собора назначен в 1804 году Герасим Клушанцев, вместо Федора Васильева Золотарского, как плохого смотрителя.
Место для нового собора Думою было отведено на площади, против присутственных мест. Из этого же думского журнала видно, что правительством на постройку в Старице собора было отпущено 7000 рублей, а впоследствии от раздачи их в проценты накопилось 14,000 рублей, из которых 1160 руб. 83 коп. употреблено на разборку старого собора, осталось же на постройку 12839 руб. 17 коп.
При постройке нового холодного собора купола остались, очевидно, не достроенными по рисунку, так как вместо куполов получилось для глаз что-то не законченное. Несомненно, и в колокольне укорочены колонны первого яруса. К последнему храму сделана пристройка в длину 4 сажени в 1876 г. купцом Иваном Петровичем Клушанцевым.
Среди ценностей в соборе есть иконы:
Нерукотворенный образ Спасителя, древний. Икона, чтимая всеми горожанами.
Николая чудотворца Можайскаго – икона древняя и ветхая. Вокруг главы святителя вышито мелким жемчугом имя его: «Николай Чудотворец». Кругом изображения идет вышитый вязью тропарь.
Икона Смоленской Божией Матери, местночтимая.
Икона святителя Николая чудотворца с чудесами, очень древняя.
Икона святых благоверных князей Бориса и Глеба, с изображением среди святого князя Владимира; на иконе надпись: «сей святый образ переписан был вновь 1750 года, а сие древнее написание было закрашено — древнее написание обретено, а по оному возобновлено чрез труды и тщание иконописца В. И. С. И.»
Образ Всемилостивого Спаса в алтаре холодного собора.
Образ Спаса с предстоящими.
Икона Благовещения, греческой работы, перенесена из старого собора.
На восточной стороне холодного собора, снаружи под карнизом вделан Нерукотворный образ Спасителя, составленный из 6 частей кафельного изразца.
Распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, также изразцовое, находится на южной стороне холодного храма под шатром. Состоит также из 6 частей; оба эти изображения несомненно были перенесены из старого собора.
Деревянный осмиконечный крест, с изображением распятия из литого серебра. Он также принадлежит к древним.
Из очень ветхих вещей церковной утвари сохранился миниатюрный крестильный ящичек. Сделан он из толстого картона и оклеен окрашенной бумагой.
К числу ценностей собора относится серебряно-вызолоченная одежда на главном престоле, стоимостью около 5000 руб. На ней четыре вычеканенных священ. изображений: с лицевой стороны Тайная Вечеря, с правой — Покров Божией Матери, с левой — свят. Борис и Глеб; на стороне, обращенной к горнему месту — св. Георгий Победоносец. Эта одежда пожертвована в 1898 году наследниками Старицкого купца Георгия Гаврииловича Клушанцева, по его смерти.
Книги:
Евангелие в 4-ю долю листа. Москва 1697 года.
Большое Евангелие 1703 года обложенное позолоченным серебром 72 пробы.
Евангелие учительное, воскресное. 1721 г.
Минея месячная 12 книг Москва 1750 г.
Ирмологий знаменнаго напева 1772 г.
Служебник в 1/4 листа 1785 года.
На большом колоколе славянскими буквами отлита выпуклая надпись: «Лета 7183 августа 30 дня по указу великаго Государя Царя и великаго князя Алексея Михаиловича, всея великия и малыя и большия России Самодержеца. Слит сей колокол в Московской уезд, в его Государево село, к церкви Пречистыя Богородицы Цареградския. Весу в нем 150 пуд». На том же колоколе другая надпись, врезанная: «Лета от сотворения 7187 г. января дня 14, от рождества же по плоти Бога слова 1679 года Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал в город Старицу к соборной церкви Великаго Чудотворца Николая, велел сей колокол обменить на старый разбитый колокол. Дщанием и радением стольника и полковника Василья Григорьевича Баранчеева».
На левом берегу Волги в центре Нового городища, окруженного со всех сторон высокими валами, как бы парит над всем городом храмовый комплекс Борисоглебского собора с колокольней.
В 1808 году вместо прежнего пятишатрового Борисоглебского собора, выстроенного в 1558-1561 годах на Старом городище и разобранного в 1802-1804 годах, ближе к городским кварталам заложили новый городской собор. Автором проекта храма, без ссылок на документы, называют известных столичных архитекторов Kapлa Ивановича Росси и Луижди Руска. Достоверно же известно, что проект расположенной рядом с собором колокольни был выполнен в 1817 году Матвеем Александровичем Чернятиным, который с 1786 года работал в Старице в должности «архитекторского ученика» и вполне мог руководить работами по постройке главного храма города.
Наиболее значимые элементы фасадного убранства старого Борисоглебского собора были использованы для украшения нового здания: изразцовое «Распятие» украсило южную стену нового храма, а «Спас Нерукотворный» ­ восточную. Собор XIX века решен в форме массивного куба, который с юга, запада и севера оформлен изящными четырехколонными портиками. К 1827 году было завершено сооружение отдельно стоящей колокольни, в которой устроили небольшую Спасскую церковь. В итоге кремлевская часть города украсилась выразительным классицистическим ансамблем.
В 1828 году в соборе служили: благочинный протоиерей Алексей Трифиллиив — 50 лет, диакон Иван Иванов — 31 год, дьячек Димитрий Андреев — 26 лет, пономарь Евфим Иванов — 29 лет. Прихожан в городе Старице, в Коньковской слободе, в сельце Букрове, в сельце Польникове, в деревнях Федурнове и Рябинине — 81 двор (430 женщин, 376 мужчин).

В 1870-х годах к колокольне с запада пристроили трапезную, что несколько утяжелило силуэт здания, сооружавшегося как одна из основных доминант на левом берегу Волги. Очевидно, что архитектор заботился о панорамном восприятии комплекса с реки, поэтому поставил колокольню к югу от собора. На нее же была ориентирована и одна из главных улиц левобережья — Семеновская (ныне ул. Карла Маркса).
Когда-то доминирующий над всей возвышенностью старицкого городища соборный комплекс был увязан чугунной лестницей с расположенной ниже по склону холма Пятницкой церковью. К настоящему времени эта лестница, увы, не сохранилась.
Во время Великой Отечественной войны соборный комплекс пострадал от снарядов: на колокольне были разрушены один из пилонов в ярусе звона и некоторые детали декора. И до, и после реставрации оба здания использовались (и используются) для хозяйственных нужд. Сегодня их состояние и особенно окружение не радуют глаз.
В 1901 году в соборе служили: протоиерей Иаков Платонович Преображенский 70-ти лет, диакон Михаил Феодорович Панков 29-ти лет, псаломщик Александр Андреевич Вершинский 26-ти лет, псаломщик Алексей Арсеньевич Смирнов 23-х лет. Прихожан в городе Старице, в деревнях: Коньковской слободе, Малом Старкове, Рябинине, Букрове, Федурнове — 72 двора (211 мужчин, 251 женщина).
В 1914 году служили: протоиерей Михаил Прозоров 61-го года, священник Михаил Данилов 43-х лет, штатный диакон Михаил Люберцев 30-ти лет, псаломщик Ефрем Лебедев 20-ти лет, псаломщик Иоанн Епанечников 33х лет. Прихожан в г. Старице и в деревнях: Коньково, Старково, Рябинино, Букрово, Федурково — 208 мужчин, 242 женщины.
К собору принадлежала часовня, находящаяся на городской площади, каменная, постройки 1866 года, в память чудесного события 4 апреля 1866 года.

По материалам:
Старица и ея достопримечательности / Крылов И.И. – Старица, 1914.
Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009.
Тверской епархиальный статистический сборник / Добровольский И. – Сборник. – Тверь, 1901.
Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1915.
Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь — обитель первого патриарха. — М.: «Пента+», 2010.
Народный каталог Православной Архитектуры [Электронный ресурс] // Сайт. – Режим доступа: https://sobory.ru/

В лето 1827 в городе Старица Тверской области в первом ярусе колокольни, при холодном Борисоглебском соборе была возведена тёплая каменная церковь.
В 1808-1816 годах на высоком берегу Волги (на территории городища) был построен собор Бориса и Глеба. Храм был летний, без колокольни, поэтому в 1817 году протоиерей Борисоглебского собора Алексей Трифильев писал в Тверскую духовную консисторию: «Означенная Борисоглебская Соборная Каменная церковь на казенную сумму хотя выстроена, но за нездачею оной церкви строительньницею еще не освящена, а при оной вновь выстроенной каменной Соборной церкви колокольни еще не имеется, почему и желательно нам для благолетия выстроить, по приложенному при семь прошении плану, каменную колокольню, а под нею теплую церковь во имя нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, на наличную и впредь имеющую поступить кошельковую церковную сумму, а в случае недостатка, обязуемая дополнить собственностию. 15 июня 1817 года губернский архитектор Легранд утвердил план, сочиненный Архитекторским учеником Чернятиным, на построение при вновь выстроенном Борисоглебском Соборе, каменной колокольни, а под оною теплую церковь.» (А.Шитков)
В 1827 году Спасская церковь была освящена.
Колокольня стоит отдельно и несколько отличается по архитектуре от храма, она более нарядная, легкая. Здания собора и колокольни, построенные в стиле зрелого классицизма, издалека видны на высоком волжском берегу, являясь современной доминантой Старицы.
Достоверно известно, что проект расположенной рядом с собором колокольни был выполнен в 1817 году Матвеем Александровичем Чернятиным, который с 1786 года работал в Старице в должности «архитекторского ученика».
К 1827 году было завершено сооружение отдельно стоящей колокольни, в которой устроили небольшую теплую Спасскую церковь.
В 1870-х годах к колокольне с запада пристроили трапезную, что несколько утяжелило силуэт здания, сооружавшегося как одна из основных доминант на левом берегу Волги. Очевидно, что архитектор заботился о панорамном восприятии комплекса с реки, поэтому поставил колокольню к югу от собора. На нее же была ориентирована и одна из главных улиц левобережья — Семеновская (ныне ул. Карла Маркса).
В теплой, устроенной в нижнем этаже колокольни освятили два придела: нижний Нерукотворного образа, верхний на хорах святых Безсеребренников Космы и Дамиана.
Во время Великой Отечественной войны соборный комплекс пострадал от снарядов: на колокольне были разрушены один из пилонов в ярусе звона и некоторые детали декора.
В 1828 году служили: благочинный протоиерей Алексей Трифиллиив — 50 лет, диакон Иван Иванов — 31 год, дьячек Димитрий Андреев — 26 лет, пономарь Евфим Иванов — 29 лет. Прихожан в городе Старице, в Коньковской слободе, в сельце Букрове, в сельце Польникове, в деревнях Федурнове и Рябинине — 81 двор (430 женщин, 376 мужчин).
В 1901 году служили: протоиерей Иаков Платонович Преображенский 70-ти лет, диакон Михаил Феодорович Панков 29-ти лет, псаломщик Александр Андреевич Вершинский 26-ти лет, псаломщик Алексей Арсеньевич Смирнов 23-х лет. Прихожан в городе Старице, в деревнях: Коньковской слободе, Малом Старкове, Рябинине, Букрове, Федурнове — 72 двора (211 мужчин, 251 женщина).
В 1914 году служили: протоиерей Михаил Прозоров 61-го года, священник Михаил Данилов 43-х лет, штатный диакон Михаил Люберцев 30-ти лет, псаломщик Ефрем Лебедев 20-ти лет, псаломщик Иоанн Епанечников 33х лет. Прихожан в г. Старице и в деревнях: Коньково, Старково, Рябинино, Букрово, Федурково — 208 мужчин, 242 женщины.

По материалам:
Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь — обитель первого патриарха. — М.: «Пента+», 2010.
Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009.
Тверской епархиальный статистический сборник / Добровольский И. – Сборник. – Тверь, 1901.
Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1915.
Старица и ея достопримечательности / И. Крылов. – Издания. – Старица, 1914.
arch_heritage [Электронный ресурс] // Сообщество в Живом Журнале.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх