Старица. Церковь Богоявления Господня. - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Старица. Церковь Богоявления Господня.

Старица. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь (1776), стояла на месте нынешнего дома культуры._x000D_
_x000D_
Церковь Богоявления Господня каменная, построена в 1776 году на средства прихожан, престолов три: 1) во имя Богоявления Господня, 2) Возднижения Честнаго Животворящаго Креста Господня и 3) Владимирской иконы Божией Матери. Последние два придела построены в 1845 году._x000D_
По преданию, на месте Богоявленской церкви первоначально был построен Киевскими иноками Трифоном и Никандром Успенский мужской монастырь, где вроятно, и находился до разрушения его татарами или во время междуусобицы удельных князей. Храм же Богоявления Господня сначала находился на 50 саж. севернее в низменной местности, на ручье, называемом Панигою в монастырской слободке, где поныне (в 1914 г.) на огороде Преображенских стоит столб-памятник._x000D_
В описной книге Старицкаго Успенскаго монастыря 1607 года говорится: «Да в Старице на посаде Пречистыя Богородицы слободка, а в ней храм теплый Николае Чудотворца; а дворов в слободе с людьми пятнадцать». Следовательно, храм ране был посвящен имени Николая Чудотворца и вроятно был также разрушен поляками в 1609 году вместе с другими церквами и постройками гор. Старицы._x000D_
В описной книге города Старицы 1624 г. Степана Тарбеева о Богоявленской церкви упоминается так: «храм приходной Воздвижения Честнаго Креста древян, клецки, стоит безпения, строенье никакого нет, а уцеркви место поповское идьяконское отдает внаем и проч.». На плане межевания Максима Старкова 1746 г. подмонастырская слободка не показана, как не входящая в городские владния. Из всего изложеннаго можно сделать вывод, что Богоявленская церковь после литовского разорения была переименована из Никольской в Богоявленскую, а впослдствии в 1776 году перенесена на новое место, где и находилась до уничтожения. Вокруг храма землею зарыты надгробные камни и плиты, большею частью не обделанные, но среди них попадаются плиты хорошей работы и с посошными трехконечными крестами. В церкви никаких древних предметов, к сожалению, не сохранилось._x000D_
По данным клировых ведомостей за 1828 год: Богоявленская церковь каменная с приделом Воздвижения Животворящаго Креста Господня, в твердости, построена в 1776 году, утварию довольна, двукомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной отмежевано пятдесят три десятины, на которую планы и книги имеются и хранятся в ризнице, а приходских дворов 281, в них мужеска пола 888, женска 926 душ._x000D_
Прихожан в г. Старице, в Богоявленской слободе, в сельце Евфимианове, в сельце Льгове, в деревнях: Рыболове, Чупрунове, Свинове, Шилимове, Попадьине, Каканягине — 281 двор (888 мужчин, 926 женщин)._x000D_
По данным Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год: Богоявленская церковь, построена в 1776 году, каменная, престола три: главный Богоявления Господня, придельные: правый Воздвижения Животворящего Креста Господнего, левый Владимирской иконы Божией Матери. Церковные документы: опись 1862 года, метрики с 1803 года, исповедные с 1823 года, план на землю._x000D_
В 1901 году служили: Священник Василий Феодорович Куракин 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1889 года, состоял уездным наблюдателем церковно-приходских школ, награжден в 1899 году скуфьей. Священник Михаил Матфеевич Данилов 29-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 года, священником с 1895 года, состоял законоучителем городского начального училища и ямского начального училища, катихизатором, членом и делопроизводителем уездного отделения Епархиального училищного совета. Диакон Алексий Петрович Преображенский 60-ти лет, в служении с 1856 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Стефан Александрович Преображенский 36-ти лет, в должности с 1888 года. Псаломщик Леонид Димитриевич Пенкин 24-х лет, в должности с 1896 года. Прихожан в Старице, в Богоявленской слободе, в сельцах Ефимьянове, Льгове, в деревнях Рыблове, Чупрунове, Свинове, Шалимове, Попадьине, Какопягине — 350 дворов (1201 мужчина, 1311 женщин)._x000D_
По данным Справочной книги по Тверской епархии: В 1914 году служили: Протоиерей Василий Куракин 51-го года, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Богоявленском храме 25 лет. Священник Иоанн Модестов 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 26 лет, в Богоявленском храме 2 года. Штатный диакон Иоанн Морковин 42-х лет, на службе 20 лет, в Богоявленском храме 6 лет. Псаломщик Павел Плетнев 36-ти лет, на службе 17 лет, в Богоявленском храме 5 лет. Псаломщик Стефан Преображенский 51-го года, на службе 26 лет, в Богоявленском храме 19 лет._x000D_
Прихожан в деревнях: Богоявленская слобода, Ефимьяново, Рыблово, Свиново, Шалимово, Чупруново, Льгово, Попадьино, Коконягино — 1228 мужчин, 1410 женщин_x000D_
В приходе сей церкви в сельце Льгове имелась часовня, каменная, построенная в 1898 году, в память священного Коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года года._x000D_
По материалам изданий: Крылов И.И. Старица и ея достопримечательности. — Старица, 1914. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915. http://hram-tver.ru/

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх