Старица. Церковь Воскресения Христова.
В лето 1784 к северу от Успенского монастыря на берегу Волги, ниже по ее течению красиво расположилась Воскресенская церковь. Этот белокаменный храм был сооружен в середине 1780-х годов на старом погосте в привычных для Старицы того времени барочных формах. Композиция здания: восьмерик на двусветном четверике и декоративное оформление фасадов — характерна для культовых построек второй половины XVIII века. Церковь была построена на средства прихожан и судя по надгробной надписи в ограде, здесь храм существовал и ранее.
Храмозданная грамота на сооружение вместо обветшавшей деревянной церкви каменного храма была получена клиром Воскресенской церкви в 1762 году. Через 10 лет освятили придельный Благовещенский храм с трапезной, и только в 1784 году было завершено строительство всего здания. Долгое время колокольня оставалась деревянной, ее заменили каменной в первой половине XIX века, пристроив с запада к трапезной.
Церковь имеет три престола: Обновления храма Воскресения Христова, Благовщения Пресвятой Богородицы и Иоанна Златоуста. Первые два престола устроены вместе с основанием церкви, а третий во имя Иоанна Златоуста в 1865 году. При храме есть старинное кладбище, где находятся до 20 надмогильных памятников, один из них с надписью: «1745 году июля 20 дня преставися раб Божий Семеон сын Тимофея Щукина».
В писцовой книге Степана Тарбеева 1624 года о Воскресенской церкви говорится: «Церковь Воскресения Христова дапредел Благовещение Пречистыя Богородицы древян клецкии а в церквах образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строенье мирское а у церкви во дворе поп Григорей».
В описании плана города Старицы 1746 года Максима Старкова о Воскресенской церкви говорится: «Церковной писцовой земли, на которой состоит приходская каменная церковь во имя Воскресения Христова с кладбищем, равно с церковническими дворами и огородами кои на плане значат подлитерою «Р» владения священно и церковно служителей». Судя по описанию плана города Старицы Воскресенская каменная церковь в 1746 году уже существовала.
На северной стене холодного храма, сделана надпись: «Храм возобновлен стенною живописью 1897 г. при священнике Михаиле Прозорове и церковном старосте Евграфе Двукраеве».
Иконы:
Икона святого князя Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских и Смоленских чудотворцев, с двумя частицами мощей этих угодников.
Книги:
Евангелие, печатанное в Москве 1677 года.
Евангелие, печатанное в Москве 1759 года, на нем надпись: «Пожертвовано Московским купцом Иваном Ладыгиным в Воскресенскую церковь г. Старицы на поминовение родителей, (имена их)».
В 1818 году в храме служили: священник Захарий Матвеев — 58 лет, дьячек Михаил Феофилактов — 24 года, пономарь Петр Яковлев — 33 года. Прихожан в Старице — 42 двора (125 мужчин, 128 женщин).
В 1901 году служили: священник Алексий Ильич Кочетов 40-ка лет, псаломщик Константин Васильевич Михайловский 26-ти лет. Прихожан в городе Старице — 29 дворов (113 мужчин, 117 женщин).
В 1914 году: священник Иоанн Вараксин 32-х лет, псаломщик Иоанн Масленников 46-ти лет. Прихожан в Старице — 87 мужчин, 76 женщин.
В советское время от храмовой доминанты остался только нижний ярус.
До недавних пор, на территории храма располагался полигон сельхозтехники. Сегодня здание хаотично окружено жилыми и хозяйственными постройками. Печально, но следует признать, что на сегодняшний день эта церковь, как и подавляющее большинство храмов Старицы, находится в плачевном состоянии и требует срочной реставрации.
По материалам:
Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009.
Тверской епархиальный статистический сборник / Добровольский И. – Сборник. – Тверь, 1901.
Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1915.
Старица и ея достопримечательности / Крылов И.И. — Старица, 1914.
Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь — обитель первого патриарха. — М.: «Пента+», 2010.eniya-hristova-starica