Старица. Церковь Вознесения Господня быв. Вознесенского женского монастыря. - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Старица. Церковь Вознесения Господня быв. Вознесенского женского монастыря.

Старица. Церковь Вознесения Господня быв. Вознесенского женского монастыря.

+11
Посмотреть галерею

В лето XVI века в городе Старица Тверской области на широкой
поляне, полого спускающейся к великой русской реке Волге, среди вековых
лип по преданию царем Иваном Грозным был основан Вознесенский
Старицкий женский монастырь. История обители давняя, уходящая в века.
Точных летописных данных о времени возникновения монастыря не
сохранилось.
В настоящее время невозможно представить историю города Старицы
без истории уникального памятника церковного зодчества – Вознесенской
церкви (прежде бывшего женского Вознесенского монастыря), где в нижнем
этаже приходского храма Знамения Пресвятой Богородицы находилась
каменная гробница местночтимой подвижницы веры и благочестия
схимонахини Пелагии, благодаря которой и прославилась женская обитель.
Схимонахиня Пелагея, возможно, была первой настоятельницей
монастыря. Как писал местный краевед начала ХХ века Ф.И. Зубарев в книге
«Старица и Вознесенский монастырь», «предание приблизительно верно
определяет время возникновения Вознесенского монастыря, так как все
важнейшие события этой обители, как увидим ниже, концентрируются
главным образом вокруг одной личности – инокини Пелагии, матери Первого
Патриарха Иова, гробница которой и поныне стоит в Вознесенской церкви за
правым клиросом».
Сегодня можно только предполагать, когда мать (или сестра) будущего
патриарха приняла иноческий сан, но приблизительно какие-то выводы
можно сделать. Как мы уже знаем, в XVI веке город Старица стал удельной
вотчиной государя. Посетивший ее Иван Грозный буквально влюбился в этот
живописнейший городок над Волгой, дав ему ласковое прозвание – «Любим-
город». Суровый администратор и политик, Иван Васильевич, был глубоко
верующим, поэтому с радостью уединялся в Свято-Успенском монастыре,

выводя вместе с рядовыми певчими молитвы Господу и выпрашивая у Него
прощения за свою – понуждаемую интересами державы – жестокость.
В 1570 году государь делает щедрый вклад в Старицкий Свято-
Успенский монастырь – строит Введенскую, теплую, двухэтажную церковь.
Возможно, именно и в это время и появился на левом берегу реки Волги
женский Вознесенский монастырь.
Примечателен еще один факт: с 1571 года, то есть почти в это же
время, начинается восхождение по ступенькам церковной иерархии
архимандрита Старицкого Свято-Успенского монастыря Иова. Именно в
этом году он послан настоятелем Московского Симонова монастыря.
Наиболее ранние документальные сведения о Вознесенском девичьем
монастыре находятся в писцовых книгах города Старицы за XVII век. Так, в
списке писцовых книг «письма и меры» Степана Торбеева мы прочитаем:
«Церковь Вознесения Господня древян клетцки, а в церкве образы и свечи и
книги и колокола всякое церковное строение Государево, а у церкви во дворе
поп Наум Иванов». Через три года, в 1627-м, в писцовой книге о
Вознесенской церкви будет сделана почти такая же запись. В писцовой книге
«письма и межеванья» Василия Сухово-Кобылина (1686 г.) сказано: «В
Старице на посаде на городской стороне реки Волги Вознесенской девичь
монастырь, а в нем церковь Вознесенье Господа и Спаса нашего Иисуса
Христа да в приделе Знамение Пречистыя Богородицы, каменная
четвероугольная».
Сопоставляя приведенные документы, мы можем сделать вывод, что в
период с 1627 по 1686 годы в Вознесенском монастыре была выстроена
каменная церковь с двумя приделами, заменившая прежнюю, деревянную.
Причиной строения каменной Вознесенской церкви, возможно, явился
пожар, который произошел в 1637 году. Огонь истребил часть деревянной
стены города, многие крепостные башни, посадские дворы, острог и съезжую
избу. Воевода Мещерский жаловался царю Михаилу Федоровичу, что «… в

Старице острог, башни и дворы сгорели, и съезжая изба сгорела, за твоими
государственными делами, мне, холопу твоему, сидеть негде в Старице,
государь, … и в твоей государевой казне нет … и ныне я, холоп твой, сижу за
твоими государственными делами в паперти у Бориса и Глеба».
Нам известно имя устроительницы первой каменной церкви
Вознесения – это игуменья обители Марина Исидоровна Лукьянчикова. На
северной стене церкви до наших дней сохранилась надгробная надпись на
белокаменной плите: «В лето от сотворения мира 7176 от воплощения же
Бога слова 1668 апреля в 9 день преставися раба Божия игумения знамен…
строительница святаго места сего Марина Исидорова дочь Лукьянчиковых
строение же ея во обители сей церковь каменная два престола в ней
Вознесение Христово и Знамение Богородицы и вся святая обитель сея во
граде Старице».
Ценнейшие сведения о Вознесенском девичьем монастыре находятся в
офицерской описи монастыря, составленной в 60-х годах XVIII века. В описи
приводится информация о главной церкви монастыря: «В том монастыре
церковь каменная о двух апартаментах, в верхнем апартаменте во имя
Вознесения Господня, а в нижнем Знамения Пресвятые Богородицы; на
церкви одна глава, обита жестью, на ней крест железной позолочен, крышка
на церкви тесовая выкрашена зеленою краскою; на том алтаре глава обита
жестью ж, на ней крест железной позолочен, крышка тесовая ж, выкрашена
краскою, оная церковь мерою в длину на двенатцати, а поперег на пяти
саженях, близ оной церкви колокольня каменная ж, на каменных столбах,
покрыта тесом и выкрашена зеленою краскою, глава опаена жестью, крест
железной позолочен, на колокольне колоколов больших и малых пять, ко
входным дверем верхней церквы с земли две лесницы каменныя, длины от
церкви до входу каждой лесницы мерою по четыре сажени, по полтретья
аршина; на лесницах перила деревянные, выкрашены зеленою краскою. Та
церковь построена по указу правительствующего Сената по ведению

святейшаго Синода, и по челобитью вышеписанного девичья монастыря
монахини, что ныне игуменья Ксанфиппа…».
В описи перечислено церковное имущество: «местные образа», сосуды,
пелены, ризы, стихари. Как следует из описи, за правым клиросом церкви
Знамения Пресвятой Богородицы находился «образ преподобныя Пелагеи, на
нем венец сребреной белой, вверху онаго образа на облацех образ
Спасителев, на нем венец серебреной белой же». Далее в рассматриваемом
документе идут описания монастырских келий, в том числе «новых
игуменьевых», «келий старых», упоминается много «ветхих келий». Как
следует из офицерской описи, в монастыре подвизалось 16 монахинь и
четыре послушницы.
Из документов, найденных в фонде 160 (Тверская духовная
консистория) Государственного архива Тверской области, мы видим, что в
1759 году по прошению «города Старицы Вознесенского девича монастыря,
а по указу Правительствующего Сената велено на достройку в оном
Вознесенском девичем монастыре зачатой каменной церкви с колокольнею
по смете архитекторской денежной суммы 2136 руб. 52 коп. отпустить,
таковую сумму на помянутое церковное строение ассигновать из Тверской
провинциальной канцелярии, деньги Старицкому воеводе употреблять на
означенное церковное строение в росход». Из дальнейшей переписки
выясняется, что деньги на достройку в Вознесенский женский монастырь из
Провинциальной канцелярии не были отпущены. На сдержанный запрос
Старицкого духовного правления почему, Провинциальная канцелярия
ответила, что «статских доходов денежной казны, за указными многими
необходимыми расходы, ныне в оной канцелярии имеется весьма малое
число, да и те употребляются в текущие самонужнейшие расходы и такой де
суммы отпустить не ис чего». Но уже на следующий год из губернского
духовного правления пришел положительный ответ: «Определено
сонепродолжительно выдаче назначенное в Вознесенском женском
монастыре церковное строение решен прописной денежной суммы».

Из прошения Вознесенского монастыря на имя епископа Тверского и
Кашинского Вениамина от 1761 года видно, что, несмотря на задержку в
ассигновании и выдаче денег на достройку церкви, «… церковь во имя
Знамения Пресвятой Богородицы уже достроена, а верхняя Вознесения
Господня еще начата строится тоже старая». Далее говорится, что «ветхая
церковь еще не разобрана, а камня заготовленного становится малое число,
которую церковь без благословения Вашего Преосвященства разобрать и
камень с материалами употребить на построение вновь верхней церкви не
смеем». И тут же испрашивается благословение на то, чтобы Губернское
духовное правление дало разрешение «имеющуюся вышеозначенном
Вознесенском девичем монастыре каменную ветхую церковь разобрать и
материал употребить в строение новой церкви».
14 февраля 1764 года вышел указ об упразднении Старицкого
Вознесенского женского монастыря. Теперь он стал именоваться
Вознесенской приходской церковью, при этом жизнь насельниц и игуменьи
монастыря в кельях близ храма продолжалась.
В документах за 1777 год мы находим одно из первых упоминаний о
гробнице схимонахини Пелагии. Тверскому духовному правлению стало
известно, что в городе Старице в Вознесенской церкви ежегодно
богомольцами проводятся панихиды, или даже молебны по схимонахине
Пелагии. В Старицу был послан запрос о правомерности этих мероприятий.
Объяснения дали священник Вознесенской церкви Иван Матвеев и игуменья
бывшего монастыря Ксанфиппа.
Священник Вознесенской церкви Иван Матвеев показал, что «… по
схимнице, по инокине Пелагеи служение панихид исправляли, потому что
прежде бывшие священники, деды и отцы их по оное инокине панихидах
справляли, а молебном по оное никогда не соправляли, а которого помянутая
инокиня в лето погребена, и како фамилия, и почему деды и отцы и
панихиды служили, в том они священник с причетником обстоятельно

выяснить не могут, а только онои инокине гробница по 1755-го была вне
церкви, на котороя имелась в древе часовня, а с того попрошения онаго
монастыря наместницы Марии с сестрами – и по присланному
преосвященного Вениамина Епископа Тверского Старицкого Успенского
монастыря архимандриту Тарасию указу велено с помянутою Вознесенском
монастыре каменную церковь с приделом разобрав, и на той же церковью
иметь вновь каменную церковь с приделом именование постройки, и с оноя
инокини гробница под ново строющаюся церковью почему иже смещена за
правым приделом в нижней департаменте … А инокине гробницу опустить в
землю и сровнять с полом церковным, которая и опущена, а панихиды петь
созвали…».
Почти такое же объяснение дала игуменья Ксанфиппа, добавив, что «на
старом месте церковь строить, где имелась часовня на инокини Пелагеи, на
том месте новою церковь каменную построить, почему Старицкого
Успенского монастыря архимандрит Тарасий с наместником согласились и
часовню сломали и церковь обложили инокини Пелагеи гробницу вместили
внутри церкви за правую клиросом, а панихиды, как в прежние служения, так
и нынешние служения по упомянутой инокине Пелагеи справляли, а
молебнов никогда не служили… Игумени с сестрами сказали сущую правду».
Из приведенных документов мы узнаем, что новая Вознесенская
церковь была построена таким образом, что место, «где имелась часовня на
инокини Пелагеи», оказалось внутри храма. Остается неясным, когда над
гробницей инокини появилась могильная плита, и почему церковный причт
не знал: «котораго году помянутая Пелагея в том монастыре погребена и
како фамилия и почему отцы и деды панихиды служили».
Возможно, что действительно не знал. Во всяком случае, еще в 1766
году на запрос Тверского духовного правления в Старицу «О построении
монастырей и церквей, о перенесении на другое место, в какие времена жили
святые, когда умерли, обретение мощей и прочее», по Вознесенскому

женскому монастырю был дан такой ответ: «Оный монастырь построен из
древних лет, а кем построен и в котором году и не перенесли на другое
место, о том забывшими полский и литовский людей разорениями и за
пожарами бывшими случаями в оном монастыре известия не имеется».
Но существует еще более ранний документ, который рассказывает о
том, кто такая инокиня Пелагея. В 1764 году игуменья Ксанфиппа с сестрами
в ходатайстве к епископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу упоминают
инокиню Пелагию как мать Патриарха Иова: «За исправляемые ими
сорокоустии по схимонахине Пелагеи, матери Святейшаго
Первопрестольного Иова, патриарха Московского, над гробом ея панихид».
Это пока первое документальное свидетельство, в котором инокиня Пелагия
названа матерью Патриарха Иова.
В 1907 году в Казани вышла книга «Тверской патерик. Краткие
сведения о Тверских местно чтимых святых», автором которой был
архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий Самбикин. В книге мы
найдем такие слова: «В Вознесенской (прежде бывшем монастыре женском)
приходской церкви (в нижнем этаже, в храме Знамения Пресвятой
Богородицы) находится каменная гробница местно чтимой подвижницы
Пелагеи, которую считали сестрою патриарха Иова, но, по недавно открытым
документам (опись дел в Старицком Духовном Правлении), она была его
мать…».
Стоит отметить, что в фонде 103 (Тверская ученая архивная комиссия)
Государственного архива Тверской области хранится опись Вознесенской
церкви города Старицы, сделанная в 1903 году. В ней мы прочитаем:
«Погребенная здесь Пелагея с незапамятных времен считается
схимонахинею, и память ея всегда чтилась и чтится до сих пор не только
старичанами, но и окрестными жителями. В делах бывшаго Старицкого
духовного правления (за 1768 год) сохранился документ, в котором эта
Пелагея называется матерью первого русского Патриарха Иова (Старицкого

уроженца)». К сожалению, поиски упомянутого документа в архивах Москвы
и Твери пока не увенчались успехом.
Вопрос о личности инокини Пелагии рассматривался в работах
тверских историков конца XIX – начала ХХ веков. При этом существовало
два мнения об ее родственном отношении к Патриарху Иову. Так, автор
«Материалов для истории Тверской епархии» (имя его, к сожалению,
неизвестно) считал инокиню Пелагию сестрой Патриарха Иова. Он отмечал:
«Вознесенский женский монастырь в городе Старице. По местному
преданию в этом монастыре подвизалась сестра патриарха Иова (уроженка г.
Старицы) Пелагея, гробница которой находится в самом храме: пред нею
поставлен киот с иконою трех с. Пелагий (4 мая и две 8 октября). Память
Пелагеи, сестры патриарха Иова свято чтится гражданами г. Старицы». В
указанной работе тезис о том, что инокиня Пелагия была сестрой Патриарха
Иова, остается не аргументированным. Тверские краеведы К. Орлов, Ф.И.
Зубарев и архиепископ Дмитрий Самбикин полагали, что инокиня Пелагия
была матерью Патриарха Иова. В обоснование этого положения Зубарев
ссылается на «Помянник» Патриарха Иова, где упоминается инокиня
Пелагия. «Помянник» Патриарха Иова был включен в «Большой Синодик
Старицкого Успенского монастыря» конца XVII века. В XIX веке он
хранился в монастырском архиве и в 1889 году был опубликован в «Тверских
епархиальных ведомостях».
Ф.И. Зубарев анализирует также сведения Старицкой Вознесенской
летописи, составленной в конце XVIII века неизвестным автором, где
говорится о почитании инокини (затем схимонахини) Пелагии в Тверском
крае в XVIII столетии. Имеется летописное известие о том, что в 1755 году
на месте часовни «на инокине Пелагеи» была построена каменная
Вознесенская церковь, в которой были поставлены иконы св.
великомученицы Пелагии и великомученицы Параскевы. В «Летописи», как
показал Ф.И. Зубарев, имеется также свидетельство игуменьи монастыря
Ксанфиппы, относящееся к 1764 году, об отправлении «сорокоустии по

схимонахине Пелагеи, матери святейшего первопрестольного Иова,
патриарха Московского над гробом ее панихид».
Большой заслугой Ф.И. Зубарева является также анализ надписи на
надгробии инокини Пелагии и попытка выяснить год ее кончины, которая
могла произойти в конце XVI – начале XVII века. Сам Ф.И. Зубарев относит
это событие ко второй половине 90-х годов XVI века. Точный год кончины
схимонахини Пелагии до настоящего времени остается неизвестным, но
некоторые предположения все же можно сделать, если, забегая немного
вперед, сказать, что ее смерть была насильственной. При судебно-
медицинской экспертизе останков схимонахини выяснилось, что она была
убита.
Возникает и еще один вопрос, почему никто из священнослужителей не
смог ответить «како фамилия» Пелагии? Ведь в описи Вознесенской церкви,
составленной в 1903 году, прямо говорится: «Внутри нижней – Знаменской
церкви с правой – южной стороны лежит могильный камень, огражденный
довольно грубою железною решеткою; на верхней стороне камня имеется
надпись, которая может быть прочтена лишь с пропусками, благодаря
поврежденности высеченных букв: «В лето 7… мца … в день … на память … …
преставися раба Божия инока Пелагея … дочь Ланяевых». Может быть,
мирская фамилия Патриарха Иова – Ланяев? Впрочем, в «Выписке из
писцовой книги по городу Старице за 7203 (1695 – А.Ш.) год» среди
посадских людей города фамилия Ланяевых не значится.
Из обзора документальных свидетельств по истории Вознесенской
церкви нам также известно, что 12 марта 1779 года в городе Старице был
сильный пожар, который полностью уничтожил Вознесенскую деревянную
колокольню, «а внутри церкви осталось все в целости, а имеется церковной
суммы, собранной на покупку колокола сиго пятьдесят рублей». При пожаре
пострадали также кельи монахинь бывшего Вознесенского монастыря.
Поэтому Тверским духовным правлением было решено «игуменью

Ксанфиппу и двух монахинь за згорением их кельи перевести для жительства
в Тверской Рождественский девичий монастырь, где того монастыря
игуменья и отвести им для строения кельи землю, а в том бывшем
упраздненном монастыре вновь им кельи строить не для чего…». Таким
образом, можно считать, что 1779 году игуменья с сестрами окончательно
покинули свою бывшую обитель. Вознесенская церковь окончательно стала
приходской.
2 мая 1814 года Правительствующий Синод разрешает по просьбе
прихожан «большой колокол весом в 25 пудов разбитой и оставшийся камень
от ограды за построением колокольни, так как для церкви ненужной, продать
и оные денги вместе с кошельковою наличною суммую употребить на обмен
разбитого колокола…».
В 1822 году было разрешено в нижнем этаже церкви сделать новый
иконостас.
Через пять лет, в 1827 году, по прошению причта и церковного
старосты было разрешено «на колокольне шпиль и крест исправить, в трапезе
– переписать образа и киоты сделать вновь».
В 1835 году дозволено было «два разбитых колокола весом: один – в 66
пудов 25 фунт, другой – 4 пуда, с прибавлением 10 пудов, перелить в один
большой колокол до 80 пудов».
В описи Вознесенской церкви, сделанной в 1870 году, говорится:
«Церковь белокаменная двухэтажная длиною с алтарями и притворами 12
саж. 3/4 арш. Алтари шириною 3 саж. 3/4 арш. Высота алтаря от цоколя до
купола 7 саж. и 1 арш. Два престола, из коих главный – во имя Вознесения
Господня, а в нижнем этаже – во имя Знамения Божией Матери. Внутри
церкви – верхней и нижней – два простенка. Первый отделяет алтари от
церквей, а второй – от притворов, эти последние устроены арками. Полы в
церкви деревянные. Во всей церкви 27 окон, 2 крыльца в верхней церкви с
западной стороны, справа и слева, ведущие на паперть белокаменные, с

боков ограждены до половины Белокаменными стенами, а вверху досчатыми
перилами».
В этой же описи имеются сведения о колокольне церкви: «Колокольня
белокаменная построена вместе с церковью в 1763 году о двух ярусах. На ней
6 колоколов: первый — 84 пуда 25 фунт.; второй — 34 пуда 25 фунт.; третий —
12 пудов 13 фунт.; четвертый — 3 пуда с лишком; пятый — 30 фунт.; шестой —
весом 20 фунт.».
В Вознесенской церкви хранилось также напрестольное Евангелие с
надписью: «Сию книгу пожаловал Государь царь и великий князь Михаил
Федорович всея Руси в Старицу в Вознесенский девичь монастырь при
игумени Марине с сестрами лета 7143 декабря (1635 года – А.Ш.) в 3 день, а
подписал сию книгу приказу Большого дворца подьячий (фамилия
неразборчива)».
Размеренная жизнь города Старицы и Вознесенской церкви была
прервана в 1917 году революционными событиями в России.
В 1930-х гг. в храме хотели устроить клуб, затем в здании церкви
предполагали разместить экспозицию, посвящённую народному хозяйству.
Но реконструкция здания не была доведена до конца, и оно осталось без
кровли и потолочных перекрытий.
А в середине 1980-х гг. при постройке гаражей на глубине около метра
были обнаружены мощи блаженной Пелагеи. Надгробная плита была
отодвинута, а мощи разбросаны внутри церкви.

По материалам:
1. Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. –
Тверь: «Мартин», 2005.
2. Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия / Александр
Шитков. – Старица: «Старицкая типография», 2005.

3. Сведения о городе [Электронный ресурс] / Сайт Старица — земля
православная. Монастыри и храмы. – Режим доступа:
http://www.staritsa-pilgrim.ru/
4. Старица — Вознесенский Старицкий женский монастырь [Электронный
ресурс] / Сайт Православные храмы Тверской земли. – Режим доступа:
http://hram-tver.ru/index.php/monastyri-i-podvorya/sokhranivshiesya-i-
dejstvuyushchie-monastyri/2090-staritsa-voznesenskij-staritskij-zhenskij-
monastyr

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх