Святителя Николая Чудотворца церковь (Белое) — 1838 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Святителя Николая Чудотворца церковь (Белое) — 1838 год

Святителя Николая Чудотворца церковь (Белое) — 1838 год

+13
Посмотреть галерею

Историческая справка

Храм в селе Белом бывшего Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район) и его прихожанин, генерал-майор И. Я. Шатилов, неразрывно связаны общей историей. Представим вниманию читателей краткое повествование о них, которое, к сожалению, из-за недостатка найденных источников будет далеко не полным. Это особенно относится к персоне И. Я. Шатилова.

Храмы в селе Белом существовали издавна. Когда появился первый из них, нам неведомо, однако из исторических документов известно, что в 1596 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца [1]. С течением времени церковь ветшала, становилась тесной из-за возрастающего числа прихожан. Назревала необходимость в постройке нового, более просторного храма.

В 1819 г. тверскому архиерею Филарету было направлено прошение прихожан о постройке на их средства нового каменного Никольского храма с двумя приделами: Усекновения Главы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии. Тверской владыка санкционировал строительство, приказав выдать храмоздательную грамоту [2]. Главным благотворителем и строителем храма стал местный помещик, генерал-майор Иван Яковлевич Шатилов.

В 1823 году строительство храма началось, однако после закладки фундамента и возведения части стен было приостановлено из-за недостатка денежных средств. После того, как последние были изысканы, а также налажен выпуск кирпича из глины, обнаруженной в окрестностях села Белого в 1829 году, строительство возобновилось.

29 сентября 1838 года Никольский храм с двумя приделами и колокольней был освящен протоиереем кашинского Воскресенского собора Стефаном Колеровым [3]. Главный престол освящен во имя святителя Николая Чудотворца, престолы придельных храмов (приделов) — в честь Иоанна Предтечи и пророка Илии.

По первоначальному проекту между храмом и колокольней должна была быть построена колоннада. Но в процессе строительства проект был изменен. Колокольня возводится отдельно от храма. Спустя некоторое время строится трапезная, соединившая холодный храм с колокольней. В теплой (отапливаемой) трапезной появился придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Придельный храм был освящен 29 октября 1850 года [4]. Так случилось, что из четырех престолов два были посвящены Николаю Чудотворцу, что встречалось довольно редко. Многие церковные реликвии, ценности, иконы из старой деревянной церкви были перенесены в новый храм. Прежняя же церковь была разобрана.

При храме, как это было принято в прошлом, имелось приходское кладбище, обнесенное оградой, где находили свой вечный покой бывшие прихожане: крестьяне, священно- и церковнослужители и их семьи, помещики. Здесь же находилась и церковная сторожка. По соседству с храмом стояли дома причта.

Во второй половине 19 века здесь появилась церковно-приходская школа, которой заведовали, одновременно преподавая Закон Божий, местные священники. Эта школа, относящаяся к духовному ведомству, давала детям начальное образование. В конце 19 века в ней учился прихожанин храма, житель деревни Маркуши Макар Андреевич Рыбаков (1891-1970), будущий писатель. В одном из своих романов автобиографического характера, «Пробуждение», автор в негативной, сатирической форме представил образ законоучителя, священника Никольского храма Михаила Плетнева. Это не совсем соответствовало истине и было, скорее, пронизано духом тогдашнего времени. Нет сомнения в том, что если бы автор писал свою книгу в наше время, то образ отца Михаила предстал бы перед читателем в ином, более объективном и благожелательном свете. В память о писателе-земляке одна из улиц г. Кимры названа его именем. По-видимому, в этой же церковноприходской школе учился еще один выходец из деревни Маркуши, будущий писатель В. А. Никифоров-Волгин (1901-1941).

Храм представлял собой двусветный четверик, увенчанный световым барабаном, перекрытым куполом. Барабан упирался на подпружные арки, переброшенные между пилонами, и сферические паруса. Северный и южный фасады имели портики с колоннами тосканского ордера и столбами квадратного сечения. Кроме этого, все фасады здания украшали пилястры. Венчающий храм карниз — белокаменный, с мутулами. Оконные проемы имели лучковые перемычки. Трапезная (с приделом Николая Чудотворца) бесстолпная, прямоугольная, с плоским перекрытием. Колокольня — трехъярусная с полуярусом — увенчана высоким шпилем с крестом. Нижний ярус в плане прямоугольный, полуярус как бы служит основанием для второго яруса; второй ярус — восьмиугольный, осевые грани прорезаны арочными проемами звона; третий ярус обрамлен волютами, расширяющимися книзу. С колокольни звонили 5 колоколов.

В храме служили многие священно- и церковнослужители. Укажем лишь некоторых из них.

В 1820 году священником здесь был Андрей Иванов, диаконом — Петр Семенов, дьячком — Иван Васильев, пономарем — Петр Яковлев [5]. В 1836-1868 гг. священником в храме служит Илия Лебедев. Документы донесли до нашего времени следующий прискорбный факт. После кончины настоятеля храма Илии Лебедева на его место из Зубцовского уезда был переведен священник Алексий Чередеев. Во время пути к новому месту назначения отец Алексий тяжело заболел. Спустя 4 дня после прибытия в Белое он скончался, даже не побывав в храме. После этого настоятелем храма становится Алексий Воздвиженский. После его смерти в 1882 г. место священника занимает Иоанн Драницын, затем Феодор Голубев. С 1891 г. настоятелем храма становится священник Михаил Плетнев. Нелишне будет отметить, что здесь же в свое время служили пономарем и диаконом дед и отец настоятеля. В 1897 г. была ликвидирована должность штатного диакона.

В 1900 г. в храме служат иерей Михаил Плетнев (32 лет) и псаломщик Иван Соколов (64 лет). Прихожанами были жители села Белое и деревень: Головино, Маркуши, Ивановское, Малое Курапово, Большое Курапово, Большая Кишкиниха, Малая Кишкиниха, Кадниково, Папулово, Новоое Село, Овсянниково, Шелково, сельца Софронцево., хутора Петроково. Всего 741 прихожанин мужского пола и 830 женского. Кроме них раскольников (старообрядцев) 92 человека [6].

16 ноября 1905 г. псаломщиком Никольского храма становится Александр Смирнов. Александр Васильевич родился в селе Пневе Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне Сандовский район). Супругу его звали Марией Павловной. В семье родилось 11 детей. Семья жила в доме у храма [7].

После Октябрьской революции 1917 г. новая власть начала борьбу с религией. Большие тяготы выпали и на долю причта Никольского храма. Местные власти стали притеснять служителей церкви и прихожан. Настоятель храма Михаил Плетнев и псаломщик Александр Смирнов были лишены избирательных прав, обложены повышенным налогом, их понуждали оставить службу. Михаил Плетнев в начале 1930 г. был выселен из данной местности, о дальнейшей его судьбе автору этих строк ничего неизвестно; псаломщик Александр Смирнов в 1927-28 гг. в целях самосохранения вынужден был скрываться от властей. Забегая вперед скажем, что Александр Смирнов умер в 1952 г. в пос. Приволжский, Мария Павловна ушла из жизни в 1961 г. в пос. Белый Городок.

Протоиерей Владимир Троицкий

После Михаила Плетнева настоятелем храма становится священник Иоанн Благовещенский, прибывший сюда из закрытого властями соседнего Казанского храма в с. Малышкове. Вместе с ним прибыли из Малышкова и две бывшие насельницы закрытых Влахернского и Троицкого Ильинского женских монастырей Софья Кузнецова и Прасковья Белогорлова [8]. Отец Иоанн служил в храме около года и был осужден властями. Последним настоятелем храма стал священник Владимир Троицкий (1889-1976), прослуживший в нем несколько лет. В 1937 году он был осужден «тройкой» УНКВД по Калининской области на 10 лет ИТЛ. После отбытия наказания отец Владимир служил в Кашине, Калязине, Кимрах (в Преображенском соборе) [9].

После ареста Владимира Троицкого храм в селе Белом был закрыт и передан местному колхозу; в нем были оборудованы сушилка, льномялка; затем храм становится бесхозным.

Миновали десятилетия забвения, и храму было суждено второе рождение. Начались восстановительные работы; с 1999 года совершаются молебны, акафисты, крестные ходы. В 2004 году церковь была приписана к храму Иерусалимской иконы Божией Матери, что в поселке Белый Городок, настоятелем которого является протоиерей Александр Крюков.

Протоиерей Александр Крюков

Александр Васильевич Крюков родился 28 мая 1954 г. в деревне Пелагеинское Кимрского района. В шестилетнем возрасте вместе с сестрой был крещен в кимрском Преображенском соборе. Учился в школе поселка Белый Городок. Александр Крюков окончил Рыбинское речное училище, позднее Московский институт водного транспорта. Работал электромехаником на речных судах, электриком, водителем, пожарным. По совету знакомых поехал к иеромонаху Амвросию (Юрасову) в село Жарки Ивановской области. Там, в храме, он исповедался и причастился, получив необходимые наставления. Вернувшись домой, он стал посещать кимрский Преображенский собор, участвовал в богослужениях, подружился с иереем Александром Будковым. Настоятель собора протоиерей Иоанн Басюк, заметив прилежность молодого человека, стал наставлять его, постепенно подготовляя к священству. 20 февраля 1990 года в соборе «Белая Троица» архиепископ Тверской и Кашинский Виктор рукоположил Александра Крюкова в сан диакона. Полгода он служил диаконом в кимрском Преображенском соборе. 4 сентября 1990 г. тверской архиерей рукоположил Александра Крюкова в сан священника с назначением настоятелем в храм Иерусалимской иконы Божией Матери, что в поселке Белый Городок Кимрского района. Храм был открыт только полгода назад и находился почти в полном запустении. Отец Александр вместе с группой верующих приложил немало усилий для его восстановления и возрождения. В 1994 г. он заочно окончил Московскую духовную семинарию. Сейчас храм полностью восстановлен, украшен и является одним из самых благоустроенных и красивых на кимрской земле. К нему приписаны близлежащие храмы: Казанской иконы Божией Матери в Малышкове и Никольский — в селе Белом. Отец Александр с успехом восстанавливает и их — с помощью прихожан и благотворителей. За свой подвижнический труд на ниве православия он удостоен многих наград: наперстного креста с украшением, палицы, ордена блгв. князя Даниила Московского 3 степени, медалью Святителя Симеона, первого епископа Тверского 2 степени, сана протоиерея. В 2004 г. Александр Крюков удостоен высокого звания почетного гражданина Кимрского района. У отца Александра и его супруги Светланы Александровны имеется взрослый сын Максим, жену которого зовут Марией; в их семье растут две дочери: Пелагия и Стефанида.

19 декабря 2007 г. в отреставрированном придельном храме в честь Николая Чудотворца благочинным церквей Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении протоиерея Александра Крюкова была совершена первая за многие десятилетия Божественная литургия [10]. После этого здесь регулярно, каждую пятницу и субботу, не считая больших религиозных и престольных праздников, совершаются богослужения. Большую помощь в восстановлении храма в течение нескольких лет оказывал житель Москвы, генерал-майор Вячеслав Дуванидис.

24 апреля 2009 г. благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении кимрского духовенства в присутствии большого числа верующих была освящена надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», построенная на средства семей Пергат и Шнайдруков.

В сентябре 2010 г. здесь же была освящена часовня в честь св. блг. князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, покровителей христианского брака. Часовня построена на средства благотворителей Владимира Кривошеева и Александра Чекаева. В ней разместилась и иконная лавка. Там же находится икона блг. Петра и Февронии. В 2014 г. здесь же появилась и купальня с мужским и женским отделениями. Рядом построен колодец, расположенный на месте прежнего, более древнего, остатки которого были обнаружены во время земляных работ. Отныне любой желающий может испить или взять с собой чистой водицы, которая подается наверх с помощью электронасоса. Тут же с небольшого пригорка проложен выложенный камнем причудливо изогнутый желоб для стока водного ручья. Вода (в нужное время) поступает из колодца с источником по трубам наверх, на пригорок, и оттуда по желобу стекает вниз. Этот исключительно живописный вид как бы навеян евангельскими мотивами. Купальня возведена на средства мецената Андрея Шнайдрука. У входа в храм появилась памятная плита с именами бывших священно- и церковнослужителей. Окружающая территория обнесена металлической оградой с каменными столбами и воротами. Реставрация храма осуществляется как снаружи, так и внутри. Покрыт купол, отремонтирована кровля, водружены кресты, завершено благоустройство территории и прилегающего старого кладбища. Храм преображается, год от года становится краше благодаря неустанным заботам его настоятеля, протоиерея Александра Крюкова и его помощников, а также щедротам Вячеслава Дуванидиса, Владимира Кривошеева, Александра Чекаева, Андрея Шнайдрука, Михаила Ешкова и других.

За последние годы здесь возник по сути дела целый храмовый комплекс. Ярко, незабываемо прошли праздники, посвященные 170 и 175-летию храма в 2008 и 2013 гг. соответственно. Стало традицией ежегодно, 8 июля, отмечать праздник святых благоверных — князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, который стал ныне государственным праздником — Днем семьи, любви и верности. Это далеко не случайно: ведь именно в селе Белом находится часовня благоверных Петра и Февронии, покровителей христианского брака.

8 июля 2014 г. сюда, в Никольский храм, для поклонения была привезена икона Св. Петра и Февронии из столичного храма Христа Спасителя. Прибыла колонна мотоциклистов из клуба байкеров «Ночные волки» из Москвы и других городов, представители фонда св. Архистратига Михаила, фонда «Православный Крым». После завершения божественной литургии благочинный Кимрского округа Евгений Морковин поздравил всех верующих с праздником. Десятки верующих приложились к святыне, запечатлев в своей памяти образы благоверных супругов. Вокруг храма был совершен крестный ход.

Вторую, светскую часть праздника подготовил районный отдел культуры. На площадке перед храмом выступили коллективы художественной самодеятельности и отдельные солисты, в репертуаре которых преобладали православные мотивы. Были оглашены поздравления, вручены подарки, грамоты, цветы. Неподалеку от храма, на лугу, развернулось представление сборной России по джигитовке, наездников на конях. Под пение церковным хором славословия образам Муромских чудотворцев верующие проводили икону в Севастополь. Отъезжающих гостей сопровождала колонна байкеров [11].

В сентябре 2014 года, по ходатайству протоиерея Александра Крюкова, из Богородицерождественского храма села Поречье Калязинского района протоиереем Александром Мискиным в Никольский храм были переданы частицы Муромских чудотворцев. Мощи были помещены в икону Святых Петра и Февронии, установленную в часовне для поклонения.

У настоятеля храма протоиерея Александра Крюкова много добровольных помощников. Более 15 лет помогает в восстановлении храма Виктор Костин; 10 лет трудится здесь за свечным ящиком, а также на других работах Любовь Симакина. Много сил и времени отдают храму Екатерина Воропаева, супруги Виктор и Татьяна Емельяновы. Все они работают на добровольных началах. В богослужебные дни — пятницу и субботу, а также в дни праздников службы в храме совершает протоиерей Александр Крюков с алтарником Александром Уваровым, а нередко и со священнослужителями Кимрского благочиния. В иконной лавке работает казначей Людмила Панина, она же по пятницам выступает и в качестве певчей. Регентом церковного хора является Вера Чихалина, певчими Елена Семенова и Светлана Белова

Во второй половине 2014 г. с храма были сняты строительные леса и он предстал во всей своей обновленной красе. Начинается окончательная отделка и украшение внутри основного храма. Уже сейчас Никольский храм становится одним из самых красивых и благоустроенных на кимрской земле.

И. Я. ШАТИЛОВ

Дворяне Шатиловы появились в Кашинском уезде Московского государства в первой половине XVII века. Позднее многочисленные представители этого рода проживали на территории Кашинского и Калязинского уездов Тверской губернии [12]. Иван Яковлевич Шатилов владел имением Маклаково и деревнями в окрестностях села Белого Белогородской волости Калязинского уезда [13]. В годы советской власти это село, равно как и многие деревни вышеупомянутой волости, было отнесено к Кимрскому району.

И. Я. Шатилов вошел в историю как храбрый защитник Отечества, покрывший себя воинской славой, чем гордятся как прежние, так и нынешнее поколения его земляков.

Он родился в 1774 году [14]. Зачислен в Гвардию в 1782 году. В 1793 году Шатилов — поручик Измайловского, затем Московского и Павловского гренадерских полков; с 1805 года — вновь в составе Московского гренадерского полка. Участвовал в Польской кампании 1794 года, в войнах против Турции и Франции. В 1807 г. при Фридланде был ранен. За проявленный героизм награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». В том же году Шатилов получает чин подполковника и становится командиром Московского гренадерского полка. В русско-турецкую войну 1808-1811 гг. при штурме крепости Базарджик он первым взошел на неприятельское укрепление, взяв в плен коменданта крепости Сераскир-пашу. В этом сражении Шатилов получил две контузии; за проявленный же героизм был награжден орденом св. Георгия 4 степени «В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных 22 мая против турок при штурме города Базарджика, где, командуя вверенною частию войск, первый взошел на неприятельский ретраншамент и, овладев находившимися на оном орудиями, везде поражал встречающегося неприятеля». За взятие крепости Ловчи в 1811 году произведен в полковники. В августе 1812 г. Шатилов в знаменитом Бородинском сражении покрыл себя неувядаемой славой. Во время боя он был тяжело ранен и вынесен на руках солдат своего полка [15]. За проявленную храбрость наш земляк был награжден орденом св. Анны 2 степени с алмазами. После выздоровления в 1813 году был назначен командиром Бородинского полка. 30 августа 1816 года произведен в генерал-майоры с назначением на должность командира 1 бригады 17 пехотной дивизии. В 1821 г. Шатилов ушел с военной службы и возвратился в свое имение [16]. Он стал строителем каменного Никольского храма в селе Белом, освященном в 1838 году. В Государственном архиве Тверской области хранится документ от 1847 года, в котором говорится, что Никольский храм села Белого выстроен попечительством и иждивением генерал-майора И. Я. Шатилова [17]. В этом архиве имеется также один любопытный документ, связанный с его именем. В 1824 г. проживающий в приходе Бельского храма турок Алия тяжело заболел и непременно просил окрестить его. Настоятель Никольского храма, посоветовавшись с благочинным и не дожидаясь положительного ответа от тверского архиерея, совершил таинство крещения. Любопытно, что воспреемниками (крестными) турка стали супруги Костомаровы, помещики близлежащего имения Малышково [18]. Поспешность этого действа была продиктована мыслью как можно быстрее совершить обряд крещения тяжело заболевшего человека до того, как он умрет. Нам неизвестно, умер тогда православный турок или поправился. Известно лишь, что появился Алия здесь еще пятилетним ребенком. Сироту, потерявшего родителей, привез в свое поместье с русско-турецкой войны И. Я. Шатилов. Турок здесь вырос, выучился русскому языку, ходил на молебны в церковь и все это время находился под опекой Шатилова.

Иван Яковлевич был ревностным православным христианином. Благодаря его заботам храм приобрел благолепный вид, был оснащен иконами, иконостасом, церковной утварью, ризами.

Памятник генералу И. Я. Шатилову. Фото. Анатолия Максимова. Июль 2014 г.

В 1844 г. И. Я. Шатилов умер. Погребен он был в склепе у храма. На надгробном памятнике высечена надпись: «Под сим камнем погребено тело генерал-майора и кавалера Ивана Яковлевича Шатилова. Родился в 1774 году 2 августа, скончался в 1844 году 1 сентября, собственным своим иждивением соорудил храм, освященный в 1838 году сент. 29, где и прах его покоится». На другой стороне памятника начертано: «В службе находился 40 лет. За многие походы и тяжелую рану под Бородиным был награжден орденами Георгия, Владимира, Анны и полной пенсиею, которую уделял сирым и неимущим, быв им другом и покровителем».

В 1960-е годы в местной печати появились сообщения о попытке разграбить склеп с захоронением генерала Шатилова [19]. Тогда же группа комсомольцев Белогородского судоремонтно-судостроительного завода перенесла его останки из склепа на кладбище поселка Белый Городок; туда же был перенесен и массивный надгробный памятник [20]. Позднее памятник с останками был возвращен на прежнее место — к алтарю Никольского храма. 19 декабря 2012 г. возле храма была установлена и освящена мемориальная доска, посвященная герою Отечественной войны 1812 г. Ивану Яковлевичу Шатилову.

Так соединились воедино история Никольского храма села Белого и его прихожанина, одного из героев Отечественной войны 1812 г. генерала Шатилова.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 8. Д. 590. Л. 1.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 590. Л. 18.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 590. Л. 27.
  4. Тверские епархиальные ведомости. 1903. № 15. С. 452. Часть официальная.
  5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16262.
  6. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 309.
  7. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Декабрь 2009 г.
  8. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 9630-с.
  9. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 9471-с.
  10. Родник православия. Январь 2008 г.
  11. Кимрский вестник. 24 июля 2014 г.
  12. Чернявский М. П. Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии с 1787 по 1869 год, с алфавитным указателем и приложениями. Тверь, 1871. Л. 209. № 1354; Чернявский М. П. Приложение к генеалогии господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии с 1787 по 1869 год. Тверь, 1871. С. 252.
  13. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 8371. Л. 59; Сборник биографий кавалергардов 1762-1801 гг. Под ред. С. Панчулидзева. М., 2007. С. 77. (Репринтное издание. СПб, 1904 г.)
  14. В большинстве исторических источников указана другая дата рождения И. Я. Шатилова — 1771 год, что является ошибкой.
  15. Недаром помнит вся Россия. Авторы-составители И. А. Езерская и Ю. Ф. Прудников. М., 1986. С. 71.
  16. Пяткин В. П. Господа офицеры тверской земли. Именные списки 1627-1917. Вып. 1. Тверь, 2006. С. 145, 146; Некоторые сведения предоставлены краеведом Н. В. Быковской из Москвы.
  17. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 1884. Л. 2 об.
  18. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 597. Л. 1-7.
  19. Городская жизнь. 6 сентября 1962 г.
  20. Кимрская районная газета «За коммунистический труд». 19 августа 1966 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.


Фото. № 1 Андрея Быкова

Фото. № 4 Анатолия Максимова. Июль 2014 г.

Наверх