Святителя Николая Чудотворца церковь (Каюрово) — 1828 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Святителя Николая Чудотворца церковь (Каюрово) — 1828 год

Святителя Николая Чудотворца церковь (Каюрово) — 1828 год

+47
Посмотреть галерею

Историческая справка

Храм святителя и чудотворца Николая в селе Каюрове известен из архивных документов с 1513 года. В то время это был небольшой деревянный храм, принадлежавший тверскому Христорождественскому женскому монастырю. Из Кашинской писцовой книги 1628-29 гг. мы узнаем, что богослужения в нем совершал «поп Макарей Офонасьев» [1].

В 1667 году была построена новая деревянная церковь [2]. Спустя полтора века и она пришла в ветхость.

В 1820 году прихожане храма и его причт (священник Сергий Флеров в начале указанного года умер) обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Филарету с письменным прошением разрешить им построить на свои средства с добавлением церковной кошельковой суммы новый каменный храм того же наименования с приделом св. пророка Илии [3]. Тверской архиерей благословил это начинание и в сентябре 1821 года подписал храмоздательную грамоту, которая затем была передана настоятелю каюровского храма Петру Фотиеву [4]. Возведение храма велось по проекту губернского архитектора Н. Легранда. Однако средств, собранных для завершения строительства, оказалось недостаточно, и оно было приостановлено. Но, как говорится, мир не без добрых людей. В 1827 году богатые крестьяне (купцы) близлежащего села Кимры Яков и Михаил Малюгины обратились к тверскому архиерею с прошением разрешить им достроить храм и устроить на собственные средства второй придел во имя апостола Иакова, брата Господня. Архиерей благословил верных чад Русской Православной Церкви на этот почин. Строительство храма было возобновлено. На средства Малюгиных была завершена кладка стен, покрыта железом крыша, оштукатурены стены, устроен иконостас и, как уже упоминалось ранее, новый придел во имя апостола Иакова, брата Господня [5].

В 1828 году каменный Никольский храм с приделами апостола Иакова, брата Господня по плоти и пророка Илии с колокольней был полностью построен и освящен иереем Тверского кафедрального Преображенского собора Иоанном Ловягиным [6]. Первым священником новопостроенного храма стал Иоанн Пухлимский, который начал здесь службу еще в 1825 году в деревянном храме, женившись на Пелагее, дочери умершего в 1820 году священника Сергия Флерова.

На двухъярусной колокольне, выстроенной в единой связи с храмом, имелось пять колоколов. На главном из них, весом в 76 пудов 20 фунтов, отлитом в 1843 году в Твери на заводе братьев Ивана и Михаила Степановых Капустиных, имелась надпись: «Сей колокол слит Тверской губернии Корчевского уезда в село Каюрово собственным рачением священника Иоанна Петрова (Пухлимского — В. К.), старосты церковного Николая Симеонова, усердствующих страждущих прихожан». Второй колокол весил 8 пудов, третий — 3, четвертый — 20 фунтов, пятый — 10 фунтов [7]. (В 1902 году прихожане, причт храма обратились к церковному начальству с прошением приобрести для храма новый колокол.)

В 1831 году старая деревянная церковь была разобрана и перенесена в другой приход. В 1870 году вокруг церкви и прилегающего к ней кладбища возводится каменная ограда с тремя угловыми башнями. С западной стороны в ограде имелись массивные ворота с двумя калитками. Еще одна калитка находилась на восточной стороне кладбища. В 1873 году на колокольне был надстроен третий ярус, после чего она стала значительно выше [8]. В 1895 году теплый храм (отапливаемый) с приделами был реконструирован (распространен). В результате перестройки он стал более вместительным. Строительство осуществлялось на средства купца из села Кимры Василия Шокина под наблюдением архитектора В. Назарина. 13 ноября 1895 года благочинный местного округа, иерей кимрской Вознесенской церкви Петр Ершов совершил чин освящения приделов ап. Иакова, брата Господня по плоти и пр. Илии [9].

Никольский храм построен в стиле позднего классицизма; архитектура — традиционная для сельских храмов начала 19 века. Церковь состояла из храмовой части, трапезной с приделами и колокольни. Храм — типа «ротонда на четверике» — перекрыт сферическим сводом, на который поставлен глухой барабанчик с луковичной главкой. Апсида (алтарь) в плане полуциркульная, перекрыта конхой, объединяется с храмом широким арочным проемом. Трапезная шире четверика, включает в свой объем нижний ярус колокольни; с храмовой частью соединена нешироким арочным проемом. Колокольня трехъярусная, увенчана высоким шпилем с крестом. Два нижних яруса квадратные, третий, надстроенный во второй половине 19 века, круглый. Первый ярус служил притвором входа в трапезную, последующие два яруса звона прорезаны по сторонам света арочными проемами. Длина холодного храма (в котором находился престол Николая Чудотворца) равнялась 21 аршину, ширина — 15, высота — 25. Размеры трапезной были следующими: длина — 21,5, ширина — 23, высота стен 9 аршин [10]. Крыша на всей церкви покрыта железом и окрашена в зеленый цвет. На храме имелось три главы, увенчанных крестами — над главным и придельными храмами. Три двери выходили на север, юг и запад. Иконостас главного престола (Николая Чудотворца) был трехъярусным, выполнен из дерева с резьбой и полуколоннами, позолочен червонным золотом, местами покрашен голубой краской. Устроен он был на средства церкви и пожертвования прихожан; позолочен в 1881 году на деньги купца Саввы Мартынова. Высота достигала 10, ширина — 9,5 аршин. Иконостасы придельных храмов были двухъярусными.

Никольский храм получал немало пожертвований. Так, в 1896 г. крестьянин близлежащей деревни Михеево Михаил Алексеев подарил ему расписанный иконным письмом Животворящий крест с медным вызолоченным венцом, который был установлен с правой стороны амвона. Крест этот являлся точной копией чудотворного Животворящего креста Успенского собора города Дмитрова Московской губернии. Богатые ризы к некоторым иконам пожертвовали крестьянская вдова села Каюрова Акилина Илларионова и прихожанка из деревни Мельгунове Я. И. Качерыгина. Уже упоминавшийся выше строитель новой трапезной с двумя приделами В. И. Шокин на свои средства устроил в них двухъярусные иконостасы; туда же он пожертвовал два медных паникадила с 12-ю свечами каждое. Петербургский купец Илья Тунцов в 1897 г. для иконы «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» пожертвовал богатый иконостас. В 1880 г. купцом села Кимры В. О. Потапенко было подарено для холодного храма 2-ярусное медное паникадило с 18-ю свечами. Ряд подсвечников, лампад и крестов подарили храму Василий Шокин, Савва Мартынов и Яков Малюгин.

Некоторые из прихожан и благотворителей получили архипастырское благословение. В 1912 году — церковный староста кимрского Покровского собора В. С. Губенков за пожертвование в храм серебряного креста с эмалью, кадила и облачений для священника и диакона [11]; в 1897 году — В.И. Шокин за пожертвование 150 рублей на ремонт храма [12]; в 1907 году — крестьянин И. А. Юкин за пожертвование 100 рублей [13]; в 1912 году — крестьянин деревни Глазово Яков Цедилин за принесение в дар металлических хоругвей [14].

Священник Никольского храма Александр Чекалов. Конец 19 века

В 1886 г. при храме была открыта церковно-приходская школа, дававшая детям начальное образование. Заведующими школой и законоучителями обязательно являлись священники; учителя же имели как богословское, так и светское, как правило, педагогическое образование.

1850 году причт храма состоял из священника Иоанна Пухлимского (который заступил на эту должность в 1825-м и оставил ее в 1856 году), диакона Максима Архангельского, дьячка Ивана Никольского (которого в том же году сменил А. Лебедев) и пономаря Ивана Петрова [15]. До конца 19 века священниками в храме служили: Павел Лебедев, Михаил Тихомиров, Павел Колтыпин, Александр Чекалов, Иоанн Васильевский.

Причт храма в 1901 году состоял из священника Иоанна Васильевского и псаломщика Аристарха Новоселова. Церковным старостой являлся крестьянин из селения Агафониха Алексей Бачурин, избранный на эту должность в 1883 году [16].

Прихожанами Никольского храма в указанный год были жители села Каюрова и деревень: Мельгуново, Плешково, Глазово, Тихоново, Семенково, Часовня, Харитоново, Осифьево, Скулино, Михеево, Хмелево, Бортниково, Агафониха, Фролеха. (Некоторые населенные пункты в настоящее время не существуют.)

Священник Владимир Рассудовский с супругой Надеждой Михайловной (1902 г.)

Осенью 1901 года священник Иоанн Васильевский был перемещен к церкви села Старобислова Калязинского уезда; его место в Никольском храме села Каюрова занял Владимир Рассудовский [17]. В январе 1910 года согласно прошения он был перемещен в Воскресенский храм, что в Понизовье Корчевского уезда (ныне Кимрский район), на место умершего отца, священника Петра Рассудовского; в Каюровский же храм был назначен священник Димитрий Постников [18]. В 1910 году ушел с должности диакона на псаломщицкой вакансии Аристарх Новоселов. В 1900 г. он за долголетнюю усердную службу был рукоположен в сан диакона; в 1910 году, за 50 лет усердной службы, награжден золотой медалью «За усердие». Место псаломщика в храме занял зять Аристарха Новоселова Николай Маслов. После его ухода некоторое время эту должность занимал Иван Журавлев. В 1913 году псаломщиком в Никольском храме становится Валентин Казанский.

СУДЬБА ХРАМА ПОСЛЕ 1917 ГОДА

После Октября 1917 года новая власть повела борьбу с религией. Храм переходит в собственность государства. 7 марта 1919 года он был передан местной церковной общине. Власти хотя и не препятствовали совершению богослужений, однако во многом осложняли церковную жизнь. Верующие были обязаны на свои средства ремонтировать храм, платить государству налоги и страховки, письменно испрашивать разрешения на проведение собраний, крестных ходов и т. п. Одновременно с этим власти пытались отлучить верующих от посещения храма, чинили всяческие препятствия священно-церковнослужителям. Так, были лишены т.н. избирательных прав священник Димитрий Постников и псаломщик Иван Журавлев [19]. В сентябре 1930 года Димитрий Постников по постановлению «тройки» ПП ОГПУ по Московской области был осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) [20]. В его отсутствие некоторое время обязанности священника в храме исполнял Павел Дворяшин. Отбыв срок наказания, отец Димитрий вернулся в Каюрово. К этому времени у семьи Постниковых был отобран дом и священник поселился в церковной сторожке. За свою самоотверженную службу во благо Церкви Христовой Димитрий Постников был удостоен сана протоиерея. 28 октября 1937 года священнослужитель вновь был арестован. Следователь Молодец (фамилия немного изменена), допросив священника, обвинил его в антисоветской деятельности. Отец Димитрий отверг эти обвинения. 2 ноября 1937 года следователь передал дело на дальнейшее рассмотрение. 27 ноября того же года «тройка» УНКВД по Калининской области на основании обвинения по статье 58 п. 10 УК РСФСР приговорила Димитрия Постникова к расстрелу. 29 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован Димитрий Постников 26 марта 1989 года [21].

В 1938 г. настоятелем храма становится митрофорный протоиерей Павел Никольский. В 1942 г. он был переведен в другой храм. Никольский храм перестал функционировать; по словам местных старожилов, два раза в год бывшие его прихожанки наводили в нем чистоту. Простояв в целости и сохранности в течение несколько десятилетий, распоряжением исполкома Кимрского райсовета от 13 мая 1963 года (согласно решения Калининского облсовета) храм был передан в ведение совхоза имени Калинина [22]. Иконы, другие церковные принадлежности из храма были вывезены. Совхоз устроил в его помещениях зерносклад.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА

По словам жителя села Каюрова Б. Н. Петрова, зерносклад и кормодробилка находились здесь до 1990 года. Первый молебен у стен еще закрытого на замок храма совершил в 1991 году настоятель Иерусалимского храма поселка Белый Городок иерей Александр Крюков. В последующие два-три года была образована религиозная община, избран церковно-приходской совет. Церковным старостой был избран Борис Петров. Из кимрского Преображенского собора сюда были привезены иконы и некоторые другие предметы для проведения богослужений. В течение ряда лет в храме, в дни религиозных праздников, включая престольные, кимрским духовенством совершались молебны с крестными ходами. У храма появилось немало добровольных помощников: заместитель старосты Людмила Подкорытова, Борис Гладков, Мария Жигалина и другие. В 1997 году здесь появился свой настоятель — иерей Александр Мальцев. Богослужения стали регулярными. В дни престольных праздников в храме собирались до 100 верующих из села Каюрова, близлежащих деревень и даже из города Кимры. Восстановление храма стало вестись активнее. Помощь оказывали совхоз имени Калинина, мебельная фабрика, руководитель базы отдыха «Колкуново», расположенной в несколько километрах от храма, Николай Селезнев (при участии своего брата Владимира) и другие. На их средства за несколько лет была восстановлена наружная часть храма, благоустроена территория, с западной стороны поставлено ограждение, частично приведены в порядок внутренние помещения.

В октябре 2001 года отошел ко Господу настоятель храма, священник Александр Мальцев. На его место весной 2002 года назначается иерей кимрской Вознесенской церкви Павел Павивкин.

Поднятие колокола на колокольню храма в Каюрове (8 декабря 2002 г.)

Во время богослужений, а также в украшении и восстановлении храма настоятелю помогали и помогают Борис Петров, Мария Жигалина, Владимир Берестов (ушел из жизни в 2004 году), Юрий Комаров, Лидия Литвинюк, Людмила Пацаловская, Максим Гуляев, Зоя Коваль и другие. Богослужения стали совершаться в теплом (отапливаемом) приделе во имя апостола Иакова, брата Божия, а также — временами — в холодном храме (в летнее время) с главным престолом Николая Чудотворца. В мае 2002 года на колокольню храма были подняты 4 колокола. Самый большой из них, весом в 60 пудов, был отлит в г. Тутаеве (в надписи на колоколе указано старое название города — Романов-Борисоглебск) на заводе братьев Шуваловых на средства семьи Селезневых. 8 декабря того же года был освящен и поднят на колокольню пятый колокол весом в 100 пудов (более полутора тонн), отлитый на том же заводе на средства других благотворителей — семьи Семеновых. На обоих колоколах имеются изображения святых и надписи, говорящие о том, когда, где, на чьи средства они изготовлены. 21 декабря 2002 года, после богослужения, главный звонарь храма Христа Спасителя и храмов Московского Кремля, председатель Российского общества звонарей Игорь Коновалов исполнил колокольный звон. Верующие и все жители села были заворожены его непревзойденным мастерством [23]. Звонарем же каюровского храма до своей безвременной кончины в 2004 году становится алтарник Владимир Берестов; позже его сменил Максим Гуляев; затем его место занял алтарник Юрий Комаров; при необходимости эту функцию выполняют и другие служители церкви.

5 октября 2006 года в нише полуяруса колокольни была установлена мозаичная икона Святителя и Чудотворца Николая. Икона эта, весом около 50 килограммов, была выполнена из фрагментов камней, собранных в Иерусалиме и его окрестностях, и подарена храму жителем Израиля Дмитрием Хрущом. Его отец, известный художник Валентин Хрущ, живший в последние годы в г. Кимры, похоронен (согласно завещанию) на кладбище Никольского храма села Каюрова [24].

Храм постоянно реставрируется, обновляется. Подведен газ; оборудовано отопление; в приделах к тому же устроены теплые полы. Построен дом для настоятеля, строится 2-этажный приходской дом. Финансирует его строительство Юрий, дачник из д. Плешково.

К Никольскому храму приписана часовня Рождества Пресвятой Богородицы в селе Абрамове. Часовня была возведена на месте бывшего Богородицерождественского храма в 2006 году, преимущественно усердием алтарника Преображенского собора г. Кимры Вячеслава Лобзова. В непосредственной близости от часовни, на склоне р. Волги, в 2008 году трудами Вячеслава Лобзова была возведена крытая обустроенная купальня над источником, с незапамятных времен считавшегося в народе целебным. Верующий Юрий Алексеев из Кимр здесь же обустроил еще несколько открытых источников и установил с помощью единомышленников большой металлический крест.

В храме Рождества Богородицы села Абрамова, до его разрушения в 1940 году, находилась местная святыня — чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы [25]. От нее, а также от целебного источника, многие верующие получили исцеление от недугов.

В приходе каюровского храма, почти на берегу реки Колкуновки, в лесной чаще, находится часовня равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, с источником, в народе слывшим с давних пор целительным. В 1920-30-е годы часовня была разрушена. Уже в наше время настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери поселка Белый Городок протоиерей Александр Крюков нашел в лесу у речки Колкуновки место бывшей часовни и источника. С того времени ежегодно священники Кимрского благочиния совершали на этом месте молебны. Восстановить часовню (точнее, построить заново) и источник взялся руководитель базы отдыха «Колкуново» Николай Селезнев. 20 августа 2003 года архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния при большом стечении верующих из окрестных деревень и г. Кимры совершил чин их освящения [26].

Памятник священно-церковнослужителям храма в Каюрове. Фото. Поповой Валентины Петровны

В 2004 году возле Никольского храма, на территории кладбища, в память всех служивших в нем священно-церковнослужителей, был установлен памятник с надписью:

«Упокой, Господи, души
усопших раб Твоих, всех
священнослужителей и
церковнослужителей Храма
Святителя Николая Чудотворца
села Каюрова»

На плите, у подножия памятника, начертаны их имена. Памятник сооружен на средства полковника в отставке Виктора Святковича (умер в 2004 году). В 2005 году там же появился обелиск, посвященный селянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и перенесенный сюда из центра села. Ежегодно, 9 мая, возле него совершаются панихиды по погибшим защитникам Отечества.

В настоящее время помощниками настоятеля храма являются: церковный староста Юрий Комаров (он же алтарник и звонарь), продавец свечей Лидия Литвинюк (трудится здесь около 15 лет), алтарники Сергей Чихалин, Андрей Шадрин, (а с недавнего времени им стал и Виктор Осьмеркин) и другие. Церковный хор состоит из Людмилы Пацаловской (регент) и певчих: Натальи Моляковой, Елены Суховой, Светланы Литвинюк, Татьяны Цигулевой, Елены Соколовой. Во время праздников к ним присоединяются Олег Сорокин с женой Лией.

Храм восстанавливается, благоустраивается и украшается. В 2008-2009 гг. его купол был расписан иконописцами из г. Торжка во главе с Сергеем Олейником. Роспись велась на средства верующих — местных дачников Вячеслава и Геннадия, других православных христиан.

Дел предстоит еще немало, но уже сейчас можно констатировать, что Никольский храм живет полноценной жизнью. В нем регулярно совершаются богослужения, а окрестности оглашает перезвон церковных колоколов. И недалек тот день, когда храм будет полностью восстановлен.

Не так давно исполнилось 500 лет со дня первого упоминания Никольского храма в Каюрове в исторических источниках.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 663; Тверские епархиальные ведомости. 1890. № 12. С. 336. Часть неофициальная. (В тексте об истории тверского Христорождественского женского монастыря имеется упоминание о жалованной грамоте царя Василия Ивановича от 1513 года на имя игуменьи монастыря Александры, в которой, в частности, упоминается и монастырская вотчина — село Каюрово с храмом).
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 1419. Л. 3.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1419. Л. 1, 2.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1419. Л. 11, 12.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1419. Л. 13.
  6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1433. Л. 2.
  7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1433. Л. 30 об.; 1 пуд — 16,38 кг. 1 фунт — 409 гр.
  8. ГАТО. Ф. 466. On. 1. Д. 77785. Л. 1, 2.
  9. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1.Д. 82103. Л. 1, 10, 14;
  10. 1 аршин — 71,12 см.
  11. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1912. № 11. С. 131. Часть официальная.
  12. ТЕВ. 1897. № 12. С. 123. Часть официальная.
  13. ТЕВ. 1907. № 14. С. 295. Часть официальная.
  14. ТЕВ. 1912. № 11. С. 131. Часть официальная.
  15. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 1212.
  16. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 396.
  17. ТЕВ. 1901. № 23. С. 686. Часть официальная.
  18. ТЕВ. 1910. № 5. С. 68. Часть официальная.
  19. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 16. Oп. 1. Д. 13. Л. 136.
  20. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 20530-с. Л. 3.
  21. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д.20530-с. Л. 16.
  22. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 897. Л. 53.
  23. Кимрская независимая газета. 10 января 2003 г.
  24. Родник православия (газета Кимрского благочиния Тверской епархии). Октябрь 2006 г.
  25. Коркунов В.И. Это было, было… Тверь, 2008. С. 100.
  26. Родник православия. № 8. 2004 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.


Фото. № 1 Анатолия Максимова. Август 2014 г.

Фото. № 5 Поповой Валентины Петровны

Наверх