Храм в честь святителя Николая Чудотворца (Николо-Ям) — 1794 (1841) год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Храм в честь святителя Николая Чудотворца (Николо-Ям) — 1794 (1841) год

Храм в честь святителя Николая Чудотворца (Николо-Ям) — 1794 (1841) год

+48
Посмотреть галерею

Историческая справка

История Никольского храма берет свое начало в 17 веке. Из Кашинской писцовой книги 1628-1629 гг. мы узнаем, что в тогдашней деревянной церкви служили поп Архип Иванов и пономарь Тимошка Васильев.

В декабре 1789 г. церковь сгорела. В начале 1790 г. иерей погоста Никольского что на Яму Петр Семенов с прихожанами обратились к тверскому архиерею Тихону с прошением: «… сгорела церковь… осиротели… желаем приступить к строению каменной церкви…». Последние просили благословения не только на строительство церкви, но также разрешить им совершать богослужения в период ее строительства во вновь поставленной часовне. Архиерей благословил их на это начинание и выдал храмоздательную грамоту [1]. В 1794 г. церковь была построена и освящена. Как следует из описи: «Сия церковь с благословения преосвященного Иринея архиепископа Тверского вся в одно время выстроена общим иждивением прихожан и освящена в 1794 г. Тверского кафедрального собора иереем Алексеем Федотовым». [2].

В 1833 г. при церкви начато строительство колокольни. Когда оно была окончено, не установлено; в 1846 г. был возведен только первый ярус, завершал его временный шатер. В 1836 г. прихожане подали архиерею прошение о сносе ставшей к этому времени тесной трапезной и постройке новой, более вместительной, с двумя приделам: св. пр. Илии и Казанской Божией Матери. В 1841 г. строительство было закончено. Придельный храм (придел) во имя пророка Илии был освящен тверским архиереем Григорием; придел во имя иконы Казанской Божией Матери — ключарем Тверского кафедрального Преображенского собора протоиереем Иоанном Ловягиным [3].

В 1818 г. из храма убыл священник Петр Семенов. В 1819 г. на место дьячка Симеона Стефанова приходит Никита Никольский, который служил здесь до своей кончины в 1858 г. [4]. В 1835 г. был уволен диакон Андрей Григорьев, на его место заступил Алексей Никольский.

В 1850 г. в храме служили: священник Антоний Божуков 60 лет, диакон Алексей Никольский 38 лет, дьячок Никита Никольский 51 года, пономарь Иван Никольский 24 лет [5]. В 1853 г. дьячок Никита Никольский, помимо своих прямых обязанностей в храме, овладел приемами оспопрививания, которые успешно применял на практике, спасая жизни прихожан. В прошлом многие жители России, особенно дети, погибали от оспы и других инфекционных болезней. В 1858 г. Никита Никольский умер. В 1875 г. ушел из жизни пономарь Иван Никольский. Его сын Алексей служил псаломщиком в храме села Троице-Нерль Калязинского уезда, внук Павел — диаконом в Иерусалимском храме села Белый Городок. В Кимрах в настоящее время живут его потомки. После смерти священника Божукова новым пастырем становится иерей Иоанн Божуков. В 1882 г. оставил службу в храме диакон Алексей Никольский, который прослужил в нем более 40 лет. В августе 1895 г. умирает настоятель храма Иоанн Божуков. Его место занял священник Сергей Соколов [6]. В 1898 г. здесь была построена и открыта церковно-приходская школа. В 1900 г. причт храма состоял из священника Сергея Соколова 46 лет, диакона Константина Тугаринова 38 лет, псаломщика Александра Никольского. Прихожанами являлись жители населенных пунктов: Николо-Ям, Пупково, Бродино, Больш. Чириково, Спирово, Татаринцево, Клясово, Вячелово, Мал. Чириково, Бабинское, Вишенье (Дорохово), Карповка, Вороново, Сосковцы, Кстиново, Игумново, Керузино, Сыркино. Всего 1578 мужчин и 1673 женщины, включая и детей [7].

В 1904 г. в деревне Керузино на средства местного крестьянина Алексея Красильникова была построена и освящена каменная часовня [8]. В 1913-1914 гг. у часовни появилась деревянная пристройка (крыльцо). В самой часовне имелись две хоругви, шесть икон, крест и некоторые другие богослужебные предметы; рядом, на столбе, висел колокол [9]. В начале 20 века церковь была распространена (расширена). Старая трапезная с приделами пророка Илии и Казанской иконы Божией Матери к тому времени стала тесной. С разрешения тверского владыки они были снесены; на их месте строится новая трапезная с теми же приделами вместимостью 1215 человек. Для этого был использован кирпич с расположенного неподалеку кирпичного завода. Строительство, за которым наблюдал тверской архитектор В. И. Назарин, велось с 1905 по 1907 гг. 27 ноября 1907 г. о его завершении было доложено в Тверскую духовную консисторию [10]. Трапезная с придельными храмами по площади стала значительно больше, чем старый храм, к которому она была пристроена. О строительстве свидетельствует надпись между приделами: «Теплый сей Храм построен на средства прихожан в 1905 году. Освящен же правый придел в 1907, а левый в 1908 годах при Державе Императора Николая Александровича всея России. С разрешения Архиепископа Алексия Тверскаго и Кашинского при настоятеле о. Сергие Соколове его помощнике священнике о. Константине Тугаринове и диаконе Александре Никольском при церковном старосте Димитрии Маркове и помощнике Иване Максимове. Украшен живописью и орнаментами в 1913 году тем же усердием прихожан». Надпись хорошо читается и поныне.

В 1912 г. был рукоположен в сан священника диакон Константин Тугаринов (оставленный на диаконской вакансии) [11]. 31 августа того же года уволен за штат протоиерей Сергей Соколов; на должность настоятеля назначен его сын, священник Николай Соколов [12]. В тверском архиве хранится документ, откуда мы узнаем, что в 1917 г. бывший настоятель пишет прошение тверскому архиерею Серафиму о своем желании — вследствие тяжелого материального положения — восстановиться в прежней должности [13]. Мы не знаем, получил ли возможность вновь возобновить службу в своем храме 62-летний заслуженный священник.

Перед 1917 г. причт состоял по-прежнему из священника Николая Соколова, священника (на вакансии диакона) Константина Тугаринова и диакона (на вакансии псаломщика) Александра Никольского.

После Октябрьских событий 1917 г. для Никольского храма, его причта и прихожан наступили тяжелые времена. Новые власти преследовали священнослужителей, активных прихожан, пытались закрыть храм. В 1920-е годы в храме служил регентом и псаломщиком Николай Миролюбов, сын священника церкви села Губин-Угол Кимрского района. Служители церкви были лишены избирательных прав, обложены индивидуальным, более высоким, налогом. Результаты не заставили себя долго ждать. В 1929-1930 гг., не выдержав давления властей, отказались от сана священник Николай Соколов и диакон Александр Никольский. Священник Константин Тугаринов в это время не значится в штате церкви. Какова его дальнейшая судьба, неизвестно. В Николо-Ям жила только его супруга Мария Алексеевна.

Диакон Александр Арсеньевич Никольский родился в конце 1860-х годов в селе Стоянцы в семье диакона. Окончил духовное училище. В 1886 г. Антонием, епископом Старицким, викарием Тверской епархии, определен псаломщиком в храм села Мясникова Ржевского уезда; в 1888 г. переведен на ту же должность в храм села Покровское при Озере Корчевского уезда (ныне Кимрский район). 28 июня 1889 г. Гавриилом, епископом Старицким, перемещен в храм села Николо-Ям. 25 июня 1906 г. тверским архиереем Алексием рукоположен в сан диакона с оставлением на вакансии псаломщика. Его супруга Александра Николаевна пекла в храме просфоры. В семье родились дети: Сергей, Алексей, Михаил, Мария, Клавдия, Василий. Точную дату смерти Александра Никольского не удалось установить, но, по словам его потомков (московской ветви), он скончался в селе Николо-Ям в начале 1930-х годов и похоронен на кладбище возле Никольского храма [14]. Один из сыновей диакона, Михаил Александрович Никольский, стал видным советским военачальником. Родился М. А. Никольский 13 ноября 1901 г. в селе Николо-Ям. В 1920 г. вступил в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны командовал артиллерийским полком, дивизией, корпусом, танковой армией. После войны — зам. начальника штаба артиллерии Советской Армии, начальник Главного штаба ракетных войск, первый заместитель главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения. Уволен в запас в 1966 г. Награжден многими орденами и медалями СССР. Умер генерал-полковник Михаил Никольский в 1988 г. в Москве. В Кимрах, Москве и других городах живут потомки диакона Александра Никольского.

Некоторое время в храме не было священников, но закрыт он не был. В 1932 г. здесь появился новый настоятель — священник Василий Рубцов. Родился Василий Георгиевич Рубцов 11 апреля 1873 г. в деревне Рахманово Кашинского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. До 1917 г. работал в Петербурге в магазине готового платья. Был участником Поместного собора 1917-1918 гг. В феврале 1922 г. направлен настоятелем в Никольский храм села Садунова. 16 мая 1923 г. осужден властями к 3 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) за участие в съезде духовенства и мирян в г. Корчеве Кимрского уезда в конце 1922 г. [15]. После отбытия срока заключения вернулся на родину. С сентября 1930 г. Василий Рубцов служит в храме села Николо-Ям. В том же году был вновь осужден и приговорен к 5 годам лишения свободы. В 1931 г. досрочно освобожден, тогда же выселен, но вскоре оправдан Верховным судом. Жил в деревне Бабинское, что возле села Николо-Ям. 5 августа 1937 г. Василий Рубцов в очередной раз арестован с обвинением в антисоветской агитации. 20 сентября «тройка» УНКВД по Калининской области приговорила его к высшей мере наказания. 23 сентября 1937 г. Василий Рубцов был расстрелян. Реабилитирован на основании заключения Тверской областной прокуратуры от 6 июня 1989 г. [16].

Функционировала ли церковь в последующие несколько лет, неизвестно. Не исключено, что нет ввиду отсутствия священника.

5 марта 1942 г. группа верующих обратилась в Кимрский райисполком с просьбой о разрешении священнику Александру Петину проводить службы в их храме, на что последовал положительный ответ.

Архиепископ Никон (Петин)

Александр Порфирьевич Петин. Родился 1 (14) июня 1902 г. в г. Екатеринодаре (ныне Краснодар). Окончил духовную семинарию и Кубанский политехнический институт. В 1928 г. рукоположен в сан священника. В 1931 г. по статье 58-10 УК РСФСР осужден на 3 года ИТЛ. Срок наказания отбыл. Великая Отечественная война застала его в городе Пензе, откуда он был призван в армию, в стройбат, возводивший аэродромы. Воинская часть, в которой находился А. Петин, попала во вражеское окружение. С лишениями вышел он из него вместе с солдатами. Заболел воспалением легких. Лечился в госпитале г. Кимры. После излечения был комиссован. В литературных источниках указано, что Александр Петин служил в храме г. Кимры. Вероятно, это ошибка. В годы войны в Кимрах не было ни одного действующего храма. В 1942 г. А. Петин становится настоятелем храма в селе Николо-Ям Кимрского района. Служил в нем, по всей вероятности, до начала 1944 г. 19 мая 1944 г. пострижен в монашество с именем Никон. 21 мая 1944 г. иеромонах Никон хиротонисан в сан епископа Ворошиловградского. С 1945 г.— епископ Донецкий и Ворошиловградский, позднее назначен епископом Херсонским и Одесским. С 19 августа 1951 г.— архиепископ Херсонский и Одесский. Скончался 16 апреля 1956 г. Погребен в Успенском соборе г. Одессы.

В 1944 г. членами двадцатки Никольского храма села Николо-Ям были: Румянцев И. Г. (Клясово), Корольков В. М. (Спирово), Катков Г. Г. (Неклюдово), Болтунов И. Н. (Спирово), Рыжков А. Г. (Вячелово), Лебедев И. В. (Бабинское), Лебедева А. И. (Николо-Ям), Садовникова Е. С. (Николо-Ям), Сукова Е. В. (Бабинское), Садовников И. И. (Николо-Ям), Лебедева А. М. (Бабинское), Беляков Г. И. (Сыркино), Лепешкин И. К. (Керузино), Воронин П. А. (Керузино), Белоусов А. Я. (Кстиново), Исаков П. С. (Карповка), Гаврилова П. (Вишенье), Мячкова О. А. (Вороново), Смирнова П. А. (Ново-Ивановское), Кузьмина И.М. (Вороново) [17].

Летом 1944 г. в храме появился священник Николай Богоявленский из г. Торжка, но служил он всего один месяц, так как не сработался с церковным старостой И. Г. Румянцевым. В документах тверского архива конца 1944 г. упоминается священник Петр Знаменский из Вышневолоцкого района, но, возможно, он даже и не приступал к службе. В июле 1946 г. новым настоятелем храма становится священник Иоанн Сураев, который служил здесь несколько лет. В 1946 г. церковным старостой был избран Яков Суслов из д. Сыркино. В феврале 1947 г. новым старостой становится Матрена Кузнецова из д. Спирово. В своей автобиографии она сообщает: «Я, Кузнецова Матрена Яковлевна, из крестьян Калининской области Кимрского района д. Спирова того же сельсовета рождения 1885 года 1 ноября. До 19 лет от роду я находилась при своих родителях, выполняя крестьянскую работу. После чего по собственному добровольному желанию поступила в монастырь в Кашине и проживя в нем 26 лет, была выслана Советской властью на вольную ссылку сроком на 4 года и по отбытии в 1929 г. возвратилась на свою родину в родительский дом в д. Спирово и все время до настоящего времени нахожусь в родительском доме, занимаюсь своим домашним хозяйством. В колхозе не состою, в чем и подписуюсь. 17 февраля 1947 г. ». А вот анкета Егора Ивановича Белякова от 4 июня 1948 г., в которой говорится, что родился он в 1874 г., окончил 3 класса начальной школы. В церковном совете храма с 1918 г., с 1946 г. являлся казначеем, с 1948 г. — церковным старостой. С 1914 по 1917 гг. служил в царской армии унтер-офицером, награжден Георгиевским крестом 4 степени.

В мае 1949 г. священник Иоанн Сураев уходит со своего поста по болезни и через месяц умирает. Церковь без священника бездействует. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Калининской области В. И. Хевронов обратился к своему руководству за советом: закрывать ли ему бездействующую церковь или нет. В ответ прозвучало удивление по поводу его желания «форсировать» события, на что Хевронов ответил: «…Раз у подавляющего числа верующих прихода нет стремления к возобновлению службы в церкви, то такую церковь надо снять с регистрации и этим помочь освободиться от религиозного дурмана…». А между тем верующие неустанно обращались с ходатайствами о возобновления богослужений и о назначении в храм священника как к самому Хевронову, так и в Кимрский райсовет, а также к епископу Калининскому и Кашинскому Арсению. 30 ноября 1950 г. Хевронов сообщает председателю Кимрского райсовета В. Т. Зайцеву и председателю исполкома Калининского облсовета А. И. Садовникову: «Мною снята с регистрации действующих церковь, находящаяся в селе Николо-Ям Кимрского района. В связи с этим выданные общине верующих регистрационные документы утратили свою силу. Здание церкви, сторожки, а также культовое имущество и оборудование перешли в ведение государства и должны находиться на особом учете у финансовых органов. Духовенство в эту церковь направляться не будет…». Однако его действия выходили за рамки закона. Хевронов в своем усердии воспользовался тем, что в церкви длительное время не было священника и самоуправно ее закрыл; верующим же на руки не выдал никаких документов. Последние, зная о своих правах и требованиях закона, обращались с жалобами и прошениями в различные инстанции. Однако тверской архиерей не мог направить в храм священника, мотивируя свой отказ решением Хевронова. Но верующие не сдались и обратились уже к высшим должностным лицам государства. В письме к И. В. Сталину были, в частности, такие слова: «…Поэтому просьба от всего народа православного 22 селений и потерявших детей своих, отцов и сынов, и мужей на полях сражений Великой Отечественной войны за свою великую Родину, просьба со слезами на глазах Великому Вождю народа Иосифу Виссарионовичу Сталину не отказать в нашей просьбе об открытии нашей церкви Николо-Ям, исполнять религиозные обряды так, как закон гласит согласно Конституции, просим Вашего постановления, чтобы нам не ходить и не ездить в отдаленные приходы за десятки верст от нашего храма, который сооружен с Божьей помощью нами, нашими отцами и дедами нашими всего прихода…». Дважды прихожане писали Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Швернику, Председателю Совета министров СССР Н. А. Булганину. Верующие собрали 1300 подписей, не раз ездили со своими мольбами в г. Калинин (ныне Тверь), в Москву. Всего в 1950-1955 гг. было подано в высшие инстанции более 20 жалоб, из них 11 адресованы в центральные правительственные органы. По поводу открытия церквей в Калининской области, среди которых был и храм в с. Николо-Ям, обращался в Совет по делам РПЦ Патриарх Алексий. В 1955 г. верующие обратились с письмом в газету «Известия», однако Хевронов продолжал упорствовать. 16 июня 1955 г. Совет по делам РПЦ при правительстве страны направил председателю Калининского облисполкома Н. Я. Дьякову пространное письмо, в котором сообщал, что 25 апреля 1955 г. было принято постановление, обязывающее уполномоченного Совета при Калининском облисполкоме Хевронова не препятствовать в регистрации духовенства четырех церквей, назначаемого епископом Калининской епархии, в числе которых был и храм села Николо-Ям. В заключение письма было сказано: «Совет считает, что запрещение возобновления деятельности указанных церквей, которые никакими официальными решениями советских органов не закрывались, является прямым администрированием, что осуждено Постановлением ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г… Совет просит дать указание тов. Хевронову выполнить решения Совета не препятствовать регистрации священников в церкви в селах Завидово, Троица, Чамерово и Николо-Ям».

Так долгая, неравная и трудная борьба верующих Никольской церкви, продолжавшаяся с 1949 по 1955 гг., завершилась их полной победой.

14 сентября 1955 г. в храме состоялись выборы церковного совета и ревизионной комиссии. Туда вошли: И. В. Лебедев (Бабинское), Н. Д. Гаврилов (Дорохово (Вишенье), Е. П. Быстрова (Пупково), а также А. М. Зобкова (Керузино), В. Г. Орлова (Вороново), И. Ф. Новикова (Вороново). 7 сентября приступил к службе настоятель протоиерей Михаил Битин. Отец Михаил прослужил в храме до 2 февраля 1956 г. Часовня в д. Керузино решением властей в то время не была передана Никольскому храму.

25 февраля 1956 г. здесь появился новый настоятель — иеромонах Рафаил, в миру Иван Дмитриевич Полетаев.

С 27 февраля 1957 г. настоятелем храма становится священник Иоанн Губкин. Церковным старостой был выбран Иван Румянцев. 21 сентября 1957 г. вследствие болезни он оставил свой пост; старостой была выбрана Мария Дурнова из д. Пупково (ныне Набережная). В 1958 г. в результате интриг священник Иоанн Губкин покинул храм и уехал; настоятелем вновь становится иеромонах Рафаил (Полетаев). В 1958 г. церковным старостой вместо Марии Дурновой избирается Анастасия Дурнова (Большое Чириково).

26 и 27 июня 1959 г. колхозники, по распоряжению исполкома райсовета, пришли на кладбище косить траву, однако отец Рафаил запретил им это. Местная власть была возмущена «наглым» поведением священнослужителя. Председатель колхоза «40 лет Октября» направил докладную записку в адрес председателя исполкома облсовета Ф. Г. Казызаева с жалобой на незаконные с его точки зрения действия священнослужителя. Началось расследование, выразившееся в требовании отозвать с поста настоятеля иеромонаха Рафаила, а храм снять с регистрации (т.е. закрыть). В результате 29 июля 1959 г. церковь лишилась настоятеля и перестала функционировать. Обращения верующих к властям, в том числе к Председателю Совета министров СССР Н. С. Хрущеву, остались без удовлетворения. Да и как иначе! Наступала так называемая «хрущевская оттепель», когда в стране вновь стали закрываться храмы. Участь Никольской церкви села Николо-Ям была предрешена. 17 июля 1962 г. ходатайство Кимрского райсовета о закрытии храма было поддержано Хевроновым. 31 октября 1962 г. Калининский облисполком согласился удовлетворить это ходатайство. Храм и религиозное общество были сняты с регистрации.

Бывшее церковное здание решением облисполкома от 24 июня 1963 г. было передано колхозу «Победа» для использования под хозяйственные нужды.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ХРАМА

Несколько десятилетий богослужения в Никольском храме не проводились. По словам местных старожилов, в нем поочередно размещались: склад, зернохранилище, мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники; затем здание долго пустовало, но окончательно разорено не было благодаря стараниям председателя местного колхоза С. И. Ускова.

Инициаторами восстановления храма стали председатель Неклюдовского сельского совета В. И. Коршакова (ныне глава администрации Неклюдовского сельского поселения) и бухгалтер сельсовета О. Е. Лазарева. Вместе с единомышленниками они приходили в его запущенные помещения: выносили мусор, очищали от грязи и т. п. Им приходилось заниматься многими вещами, в том числе собирать добровольные пожертвования на восстановление храма. В конце 1980-х гг. протоиереем кимрского Преображенского собора Иоанном Басюком здесь периодически совершались молебны. Вновь созданный приходской совет обратился к жителям города Кимры и Кимрского района с просьбой о помощи в восстановлении храма. Откликнулись руководители совхоза им. Калинина, Савеловского машиностроительного завода, обувной фабрики «Красная звезда», трикотажной фабрики и другие. 16 октября 1990 г. в храм был направлен настоятелем священник Иоанн Стельмащук. К его приезду сельский Совет отремонтировал дом, стоящий напротив храма, где он и поселился с семьей.

Протоиерей Иоанн Стельмащук

Стельмащук Иоанн Антонович. Родился 21 июня 1960 г. в селе Трудовое (ныне Новые Могильницы) Тернопольской области (Украинская ССР, ныне независимая Украина) в крестьянской семье, все члены которой посещали богослужения в местной церкви. Учился в сельской школе, окончил СПТУ, получив специальность механизатора широкого профиля; одновременно прошел обучение на водительских курсах. Призван в ряды Советской Армии. Служил на Дальнем Востоке в Комсомольске-на-Амуре. На действительной службе судьба свела его с однополчанином, учившимся перед армией в духовной семинарии. Это общение еще больше сблизило его с Православной Церковью, с Богом. Демобилизовавшись, И. Стельмащук приехал в родное село. Местный священник, отец Василий, посоветовал ему ехать учиться в духовную семинарию.

В 1981 г. Иоанн Стельмащук предпринял попытку поступить в духовную семинарию в г. Загорске (ныне Сергиев Посад), но она не увенчалась успехом. Обратился за советом к известному старцу Науму, который направил его в г. Калязин, в храм, помогать настоятелю, отцу Леониду. На следующий год молодой человек вновь едет в семинарию, где, после сдачи экзаменов, был зачислен в резерв. Спустя некоторое время телеграммой он был вызван на занятия. Через два года И. Стельмащук познакомился с девушкой по имени Галина, которая тоже училась в семинарии на регентском отделении. В феврале 1985 г. они обвенчались. Спустя два месяца к нему приехал односельчанин, священник кимрского Преображенского собора Богдан Качановский и пригласил от имени настоятеля собора Иоанна Басюка служить в соборе. В это время в храме имелась вакансия на должность диакона. И. Стельмащук принял приглашение и в скором времени митрополитом Тверским и Кашинским Алексием был рукоположен в сан диакона, а спустя год — в сан священника. Учебу в духовной семинарии он продолжил заочно. Четыре года Иоанн Стельмащук служил в Преображенском соборе. В 1990 г. тверской архиерей Виктор благословил его на должность настоятеля во вновь открывшийся храм в деревне Николо-Ям Кимрского района. Семья поселилась в просторном доме напротив храма. Завели хозяйство, корову и другую живность. Позднее отец Иоанн построил собственный дом, а церковный стал гостевым. Матушка Галина помогает супругу в проведении богослужений, поет на клиросе. Иоанн Стельмащук многое сделал в храме своими мастеровитыми руками; нашлись и добровольные помощники. Отец Иоанн проводит службы в приписном Преображенском храме в погосте Спасском что в Ченцах (возле деревни Подосеново), в его ведении — две часовни в деревнях Неклюдово и Ченцы (последняя — в Кашинском районе); он также совершает литургии в приписном храме погоста Воскресенского в Понизовье. Отец Иоанн удостоен ряда наград, в том числе палицы, креста с украшениями, сана протоиерея. В семье Стельмащуков выросла дочь Ирина; она окончила вуз, работает в Москве, вышла замуж, родила сына. Вот так живет и служит в кимрской глубинке настоятель Никольской церкви протоиерей Иоанн Стельмащук [18].

8 апреля 1991 г. епископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении кимрского духовенства в присутствии местных жителей и гостей совершил чин освящения Никольского храма. Это явилось знаменательным событием в его новейшей истории [19].

Началось постепенное возрождение Никольской церкви. У верующих появилась возможность посещать храм во время богослужений, заказывать требы, совершать обряды крещения, бракосочетания, участвовать в крестных ходах. Восстановление храма сопровождалось немалыми трудностями. Финансовых поступлений на его ремонт почти не поступало, окрестные населенные пункты к тому времени значительно обезлюдели, а некоторые и вовсе исчезли, количество православных верующих среди местного населения к тому времени тоже уменьшилось. Три колокола, приобретенные в скором времени, были украдены, однако позднее в храме появились другие колокола. И все же работы по восстановлению огромного храма пусть медленно, но продолжались.

2 мая 2001 г. случилось несчастье. Во время грозы молния ударила в главу колокольни. Загорелись деревянные части под кровлей купола, обшитого металлическими листами. Обгорев, глава вместе с крестом обрушились на землю. Прибывшие из Кимр пожарные укротили огонь. Вскоре после происшествия был брошен клич о помощи. Вышла в свет телевизионная программа «Русский дом» с репортажем о трагедии в провинциальном храме. И вот из различных уголков России стали поступать денежные средства на восстановление колокольни. Уже в декабре 2002 г. на ней засияла золотом новая главка, увенчанная Св. Крестом. Как сказал тогда настоятель храма Иоанн Стельмащук: «Господь явил нам чудо…» [20].

Под сохранившейся с 19 века массивной каменной аркой были установлены металлические кованые ворота и калитки, эскизы которых выполнены реставратором — искусствоведом Екатериной Котляровой. Была восстановлена фасадная (лицевая) сторона каменной ограды. В храме появились новые иконы, был установлен иконостас в действующем Казанском приделе.

В 2002 г. была отреставрирована бездействующая многие годы деревянная часовня в деревне Ченцы. Этот населенный пункт расположен на территории Кашинского района, но с давних лет жители деревни числились прихожанами Преображенского храма погоста Спасского что в Ченцах (возле д. Подосеново) Кимрского района. Часовня была построена в 1894 г. в память чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда в 1888 году, а также избавления деревни от трех пожаров во второй половине 19 века. Восстановлена часовня по инициативе местных дачников Б. М. Титенко и Виктора Шутова. 20 августа 2002 года при стечении многочисленных жителей и гостей, архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в сослужении духовенства Кимрского благочиния часовня в честь царственных мучеников (императора Николая Второго и его семьи) была освящена. Она является приписной к Никольскому храму [21].

В приходе Никольского храма имеется еще одна часовня — в деревне Неклюдово. Как мы уже знаем, здесь, в бывшей деревне Керузино, в 1904 г. была построена каменная часовня. В советское время она была снесена. По инициативе главы Неклюдовского сельского поселения Валентины Коршаковой в 2005 г. в Неклюдове, у речки Большая Пудица, на пересечении трех дорог, на средства дачников Дмитрия и Сергея Алексеевых была возведена каменная часовня. 31 августа 2005 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении кимрского духовенства при стечении большого числа местных жителей, а также учащихся средней школы и гостей, совершил чин ее освящения [22]. Часовня была освящена во имя Божией Матери Всецарицы или «Пантанассы». Эта святыня, как считается, исцеляет людей от болезней, но более всего — от злокачественных заболеваний. С тех пор ежегодно, 31 августа, здесь совершается Божественная литургия, которую проводит архиепископ (ныне митрополит) Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния с последующим крестным ходом вокруг часовни. В часовне имеется алтарь, появились иконы Божией Матери «Подательница ума» (или «Прибавление ума»), а спустя несколько лет — «Всецарица», прибывшая со святой горы Афон. Часовню окружает металлическая ограда, разбиты цветники. Рядом — памятник сельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В Казанском приделе храма (2009 г.)

Восстановление Никольского храма в селе Николо-Ям с перерывами продолжается. Уже отреставрированы четыре главы храма, осталась последняя, пятая. Богослужения пока совершаются в Казанском приделе.

Неподалеку от храма летом 2008 г. был обустроен источник, над которым воздвигнута сень, увенчанная Святым Крестом. Как бытует людская молва, он считается целебным. Сюда, за родниковой водой, приходят как местные жители, так и приезжие. Говорят, что родник существовал здесь с давних пор. Инициатором его нынешнего благоустройства стал протоиерей Иоанн Стельмащук при поддержке главы Неклюдовского сельского поселения Валентины Коршаковой и прихожан. В 2012 г. на источнике была построена и освящена часовня-купальня. На ее открытие прибыли благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, другие настоятели церквей Кимрского благочиния, глава администрации Кимрского района Сергей Таланов, Валентина Коршакова, а также жители села и окрестных населенных пунктов. Крестный ход прошествовал от Никольского храма к часовне-купальне, затем был отслужен чин ее освящения. Отныне любой желающий в любое время года может испить водицы, умыться и окунуться в источник со святой водой. Часовня-купальня и кладезь освящены во имя святителя Николая Чудотворца. От храма к часовне и источнику трижды в течение года шествует крестный ход, после которого совершается водосвятный молебен.

У протоиерея Иоанна Стельмащука много помощников. С момента открытия храма церковным старостой был избран Виктор Иванович Узлов; затем долгое время эту должность исполнял Виктор Помощников. Казначеем в течение ряда лет была Ольга Ефимовна Лазарева. Более десяти лет в храме служила псаломщицей Анна Кузнецова. В настоящее время в нем служат ее сын и внук Юрий и Виталий Кузнецовы: первый чтецом и звонарем, второй алтарником. Старостой храма является Зинаида Перова, алтарником и чтецом Андрей Митченко. Певчие — псаломщица Галина Стельмащук и Екатерина Королева (последняя одновременно является казначеем), летом к ним подключаются и некоторые дачники.

28 июня Фонд в честь благоверного князя Михаила Тверского организовал следующую поездку по осмотру и фиксации состояния храмовых объектов на территории Кимрского церковного округа — разрушенных и восстанавливаемых. 


Сотрудники Фонда совместно с волонтерами, студентами кафедры теологии Тверского государственного университета, посетили храм в честь Николая Чудотворца, который находится в д. Николо-Ям. Настоятель храма протоиерей Иоанн Стельмащук кратко рассказал всем об истории храма и поселения, а сотрудникам Фонда о проблемах ремонта и сохранности храма, которые требуют особого внимания. 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 2068.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2100. Л. З.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2100. Л. 3 об.
  4. Его внук Иоанн Никольский многие годы служил диаконом в кимрской Вознесенской церкви.
  5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 309.
  6. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 186.
  7. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. Л. 397.
  8. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. 83994. Л. 1-9.
  9. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 86967. Л. 1-2.
  10. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 84325. Д. 1-11.
  11. Тверские епархиальные ведомости. 1912. № 10. Часть официальная. С. 120.
  12. Тверские епархиальные… 1915. Часть официальная. № 32.
  13. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 32500. Л. 2-3.
  14. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 186.
  15. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 85836-с. Л. 1-19.
  16. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т. 1. Тверь, 2000. С. 370; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21579-с.
  17. После войны д. Керузино вошла в состав д. Неклюдово.
  18. Родник православия. Апрель. 2002 г.
  19. Кимрский вестник. 13 апреля 1991 г.
  20. Кимрский вестник. 26 апреля 2003 г.
  21. Родник православия. Сентябрь. 2002 г.
  22. Родник православия. Октябрь. 2005 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.


Фото. № 1 Анатолия Максимова. Июль 2014 г.

Наверх