Святителя Николая Чудотворца церковь (Садуново) — 1846 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Святителя Николая Чудотворца церковь (Садуново) — 1846 год

Святителя Николая Чудотворца церковь (Садуново) — 1846 год

+56
Посмотреть галерею

Историческая справка

Церковь в Садунове появилась во второй половине 18 века. Возникла она, как это нередко бывало, благодаря инициативе местного помещика, отставного подпоручика Петра Мельсина. В первые десятилетия ее существования предпринимались неоднократные попытки изменения престолов (их наименований); менялись и проекты перестройки храма; за это время ушли из жизни его строители; все это продолжалось почти до середины 19 века, когда была построена каменная (кирпичная) церковь, которая в полуразрушенном виде и дошла до нынешнего времени.

2 февраля 1767 г. вышеупомянутый Петр Мельсин обратился к епископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу с прошением разрешить ему построить в своей вотчине, сельце Садунове, «на первое время», теплую деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, с тем, чтобы впоследующем возвести уже каменную церковь во имя Петра и Павла, и выдать для этого храмоздательную (храмозданную) грамоту. Тверской архиерей благословил Мельсина на постройку храма.

В январе 1769 г. деревянный храм во имя Николая Чудотворца с колокольней был освящен протопопом Тверского кафедрального собора Федотом Андреевым [1].

В 1779 г. Петр Мельсин обращается теперь уже к тверскому архиерею Арсению с прошением разрешить ему начать строительство каменной двухэтажной церкви, с тем, чтобы в теплом нижнем этаже имелся престол во имя Николая Чудотворца, а в верхнем холодном — вместо предполагаемого престола в честь апостолов Петра и Павла — в честь Живоначальной Троицы. 2 декабря 1779 г. тверской архиерей выдал ему храмоздательную грамоту [2].

Однако возведение каменной церкви, несмотря на то, что было заготовлено большое количество кирпича — 150 тыс. штук, так и не началось. Одной из причин этого стала смерть строителя храма, помещика Петра Мельсина. Его наследник, отставной гвардии прапорщик Адам Мельсин, вероятно, вследствие своей болезни (он сошел с ума), не смог заняться строительством. Принадлежащая ему вотчина Корчевским опекунским советом была передана его внуку, надворному советнику Василию Перхурову и майорской дочери Екатерине Тучковой.

А между тем деревянная Никольская церковь с колокольней все более ветшали. Помещик Василий Перхуров, выполняя заветы предков, решил все-таки построить каменную церковь. В 1820 г. он посылает тверскому архиерею Филарету прошение о возведении в Садунове каменной церкви уже во имя Воскресения Христова с двумя приделами — апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца и выдать храмоздательную грамоту, а также благословить на строительство. Тверской владыка в ответном послании заявил, что прежде, чем получить благословение на постройку нового храма, следует произвести ремонт ветхой деревянной церкви с колокольней, а также выделить 8 дополнительных десятин земли для причта; все это со временем было выполнено. В сентябре 1822 г. проект будущей каменной церкви рассмотрел тверской губернский архитектор Н. Легранд, который выразил обеспокоенность по поводу безопасности сооружения и рекомендовал данный проект переделать. Последний был возращен Перхурову с просьбой предоставить на рассмотрение новый проект церкви. В 1824 г. Дмитрий Перхуров (сын умершего помещика Василия Перхурова) получил от тверского владыки Ионы разрешение на постройку нового храма во имя Воскресения Господня с приделами Петра и Павла и Николая Чудотворца. Помещик пожелал построить его уже по новому проекту, «гораздо благолепнее прежнего», с тем, чтобы он был наименован во имя Николая Чудотворца с приделами в честь святителя (свт.) Димитрия, митрополита Ростовского и свт. Митрофана, епископа Воронежского. 18 апреля 1838 г. тверской архиерей, рассмотрев прошение Дмитрия Перхурова, благословил начало строительства (выдал храмоздательную грамоту).

20 июля 1846 г. по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Григория главный храм во имя Николая Чудотворца, а также придел (с правой стороны) в честь свт. Димитрия Ростовского были освящены экономом Тверского архиерейского дома, строителем Малицкого монастыря иеромонахом Иоасафом. Придел (с левой стороны) свт. Митрофана, епископа Воронежского освящен 21 мая 1850 г. местным благочинным, священником Никольского храма погоста Никольского, что на Яму (с. Николо-Ям) Антонием Божуковым [3].

В 1847 г. ветхая деревянная церковь с колокольней была упразднена.

Согласно описи храма середины 19 века, размеры его были: длина почти 20 саженей, ширина 6 1/3 сажени, высота храма 13 2/3 сажени, высота колокольни 14 саженей. Стены церкви как внутри, так и снаружи оштукатурены, кроме этого, снаружи — отбелены; внутри же украшены священными изображениями без позолоты. Купол главной церкви и потолок приделов также расписаны священными изображениями. В церкви три престола: главный — во имя Николая Чудотворца, придел по правую сторону во имя Димитрия, епископа Ростовского, по левую сторону — во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Внутри церкви один простенок, между главным храмом и приделами, каменный. В каждом из приделов по два столпа и по одной кирпичной печи. Пол в алтаре и между клиросами главного храма чугунный, а в прочей церкви — деревянный. Во всей церкви 34 окна, внизу 18, в куполе 16. Одна глава крыта белой жестью, с 12-ю жестяными спицами вокруг шейки и с жестяными же позолоченными шариками на каждой спице. На главах храма и колокольни медные позолоченные восьмиконечные кресты, с медными позолоченными яблоками. Крыша на церкви железная, на деревянных стропилах, окрашена зеленой краской. Входные двери в храм с западной, южной и северной сторон, с двумя дверями: наружные — железные, внутри — деревянные, со стеклами. Каменная паперть с западной стороны с четырьмя окнами. Паперть заключена частично под колокольней, частично — продолжена под особой крышей, которая устроена на одном уровне с церковной крышей. Перед тремя входами в церковь устроены три крыльца из белого камня без колонн и крыш.

Главный алтарь (свт. Николая Чудотворца). Престол из кипарисного дерева; антиминс атласный, желтого цвета. Освящен 20 июля 1846 г. Григорием, архиепископом Тверским и Кашинским. Запрестольный крест деревянный, со святыми изображениями. На лицевой стороне — распятый Иисус Христос, с изображениями Бога Отца, Богоматери, Иоанна Богослова. На оборотной стороне креста образы свт. Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Ильи Пророка, свт. Димитрия Ростовского и свт. Митрофана Воронежского; украшен же крест медной посеребренной ризой и медными позолоченными венцами. Пожертвован 14 апреля 1841 г. помещицей Елизаветой Перхуровой. Запрестольный образ Знамения Божией Матери с серебряной ризой; пожертвован помещицей Екатериной Тучковой; плащаница пожертвована 18 марта 1844 г. помещиком Дмитрием Перхуровым…

Алтарь придела с правой стороны. Престол дубового дерева; антиминс атласный, голубой; освящен тверским владыкой Григорием 23 сентября 1845 г….

Алтарь придела с левой стороны. Престол дубового дерева; антиминс атласный, голубого цвета; освящен тверским архиереем Гавриилом 11 октября 1849 г. …

Иконостас при главном алтаре деревянный, по гладким местам позолоченный, украшен позолоченной же резьбой. Построен он иждивением прихожанина, помещика Дмитрия Перхурова. Высота иконостаса 4 сажени. На первом ярусе иконы большие, на втором — поменьше. На иконах нет ни риз, ни венцов. Царские врата позолочены и украшены виноградными лозами с кистями. Над ними образована арка с 13-ю иконами.

Одноярусный иконостас придела с правой стороны деревянный, украшен позлащенной резьбой. Иконы со святыми мощами пожертвованы дворянами Екатериной Тучковой и Петром Мельсиным.

Иконостас придела с левой стороны подобен тому, что справа…

Евангелие печатано в 1766 году, пожертвовано помещиком Василием Перхуровым.

Паникадило среди главной церкви (холодной) медное, посеребренное, с шандалами, его вес 6 пудов. Паникадила среди приделов медные, посеребренные, с 24 шандалами и весом 4 пуда и 10 фунтов каждое; пожертвованы Дмитрием Перхуровым и Екатериной Тучковой.

Много пожертвований от Дмитрия Перхурова, Николая Петровича Мельсина…

В библиотеке 163 книги…

4-ярусная каменная колокольня, построенная вместе с церковью в 1846 г. помещиком Дмитрием Перхуровым, покрыта железом и окрашена зеленой краской. На ней медный позолоченный крест. Высота колокольни со шпилем 14 саженей; первый из пяти ее колоколов весил 50 пудов 30 фунтов, лит в Москве в 1835 г. мастером Николаем Семеновым на иждивения прихожан. (В 1919 г. указан большой колокол, который весил 114 пудов); второй, весом 31 пуд 4 фунта, отлит в Москве в 1841 г. мастером Дмитрием Семеновым на иждивения прихожан; третий, весом 8 пудов 9 фунтов, отлит в 1734 г. также на иждивения прихожан; сведений о весе и мастерах-изготовителях четвертого и пятого колоколов в церковной описи нет.

Ограда с каменными столбами и с деревянной решеткой. На ней с южной и западной сторон двое ворот; по обеим сторонам их имеются калитки. Имеются калитки также и с северной и западной сторон. При ограде, на северо-западной стороне, деревянная сторожка с чуланом, сенями и крыльцом, построенная в 1850 г. помещиком Дмитрием Перхуровым. В ней русская печь, 3 окна. При ограде, на восточной стороне, каменный амбар для хранения церковной рухляди (так написано в описи храма) и приношений прихожан.

С юго-западной стороны ограды устроена каменная часовня 9 аршин длиной и 7 — шириной, высота ее вместе с кровлей 12 аршин; в часовне 3 окна; в ней — иконостас с образами из порушенной в 1846 г. старой деревянной церкви. Часовня предназначена для отпевания усопших [4].

В 1848 г. помещику Дмитрию Перхурову дозволено устроить вокруг церкви ограду. В 1859 г. пожаром были повреждены некоторые церковные вещи. В 1903 г. в церкви произведены некоторые ремонтные работы.

В 1877 г. здесь была создана церковная школа, позднее — начальное училище. В 1893 г. последнее было перестроено, расширено и передано в ведение земства.

Священно- и церковнослужители.

В 1771 году — Петр Петров (в тот год предпринята попытка определить его в монастырь); 1775 г. Указан пономарь Афанасий Марков; 1775 г. Конон Михайлов рукоположен в сан священника; 1778 г. Михаил Андреев определен пономарем; 1779 г. Священник Яков Марков; 1800 г. Федор Яковлев (рукоположен в сан священника, переведен из с. Акатова, умер в 1830 г.); 1803 г. Уволен священник Петр Федоров; 1808 г. Стефан Афанасьев (бывший пономарь, определен дьячком, переведен из тверского Желтикова монастыря); 1813 г. Иван Берестов (определен дьячком); 1815г. Пономарь Софрон Григорьев; 1830 г. Уволен пономарь Софрон Григорьев, на его место назначен Иосиф Григорьев; 1830 г. Определен священником выпускник духовной семинарии Александр Шавров (умер в 1848 г.); 1834 г. Пономарь Иван Семенов; 1840 г. Пономарь Иван Семенов (похитил с мельницы 7 мешков муки); 1840 г. Отмечена нетрезвость пономаря Ивана Семенова; 1844 г. Иван Стефановский определен дьячком на место Петра Елизарова; 1845 г. Захар Колеров определен пономарем; 1848 г. Священник Павел Колеров; 1854 г. Пономарь Николай Комаров произведен в сан диакона; 1860 г. Отмечена нетрезвость Ивана Стефановского; 1862 г. Дьячок Михаил Сперанский; 1865 г. Пономарь Алексей Постников; 1870 г. Умер священник Петр Морошкин; 1874 г. Умер пономарь Алексей Покровский; 1876 г. Прибыл псаломщик Ксенофонт Болотов (должность пономаря в эти годы была заменена на псаломщика); 1886 г. Прибыл священник Александр Успенский. 24 июля 1891 г. Александр Успенский определен к церкви 174 Седлецкого пехотного полка, на его место 20 сентября определен священник Владимир Петропавловский [5].

В 1900.г. причт храма состоял из настоятеля, священника Сергея Никитского 30 лет (в храме с 1894 г.) и псаломщика Александра Томилова 76 лет (служил в храме с 1898 г. всего несколько лет).

Сергей Иоаннович Никитский родился 3 августа 1870 г. в с. Губине Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1892 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в Иоанно-Предтеченской церковноприходской школе и Негодяевском начальном училище. В марте 1894 г. рукоположен в сан священника и становится настоятелем Никольского храма села Садунова. Одновременно преподает в Садуновской, Окатовской и Воронцовской начальных школах. Супругу его, дочь священника, звали Анной Алексеевной. Дети: Варвара, Софья, Николай и Елизавета (возможно, был еще сын Дмитрий?) Летом 1903 г. священники Садуновского и Печетовского храмов Сергей (сын) и Иоанн (отец) Никитские были перемещены один на место другого. Сергей Никитский умер в Печетове 30 сентября 1908 г. от холеры, Иоанн Никитский прослужил в Садуновском храме всего несколько месяцев и ушел в заштат [6].

Храм в Садунове

Прихожанами Никольского храма в 1900 г. являлись жители населенных пунктов: сельца Никольского (13 муж. и 15 жен); д. Андрейцево (75 муж. и 94 жен.); д. Фетенино (52 муж. и 65 жен.); д. Радованье (24 муж. и 22 жен.); д. Янино (108 муж. и 130 жен.); д. Берниково (72 муж. и 73 жен). Всего 386 лиц мужского и 463 — женского пола [7].

В 1908 г. тверским архиереем дано Божие благословение с выражением благодарности за пожертвование в приходскую церковь села Садунова крестьянам Ивану Лопатину и Филиппу Бойцову[8].

До 1910 г. в храме служили священники: Николай Раевский, Владимир Троицкий и Иоанн Соловьев (последний оставил о себе недобрую память). Псаломщиком в 1901 г. стал Дмитрий Тихомиров, рукоположенный в 1902 г. в сан диакона с оставлением на должности псаломщика. В октябре 1910 г. священником был назначен Иоанн Новоженов.

Священник Иоанн Новоженов

Иоанн Ульянович Новоженов родился в 1884 г. в с. Завидове Ржевского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. В 1903 г. окончил Новоторжскую учительскую семинарию. Преподавал в одной из школ Осташковского уезда Тверской губернии. В 1908 г. в Тверской испытательной комиссии выдержал экзамен на священника. Служил диаконом в храме с. Федоровского (нынешнего Конаковского района Тверской области). Осенью 1910 г. рукоположен в сан священника и направлен в храм с. Садунова. Являлся законоучителем (преподавателем Закона Божьего) в Садуновском начальном училище. Супругу его звали Марией Дмитриевной. В семье родились 8 детей. В 1921 г. Иоанн Новоженов переведен в храм села Ново-Ивановского Кимрского уезда. В начале 1930 г. осужден на 3 года и направлен в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) [9]. После отбытия наказания служил священником в Старицком районе, затем, в 1934 году, прибыл в Кимрский район; вероятно, некоторое время служил в Успенской церкви с. Окатова.

В 1911 г. в Садуновском храме служил вольнонаемным псаломщиком Измаил Кудрявцев.

Измаил Иванович Кудрявцев родился в 1876 г. в с. Садунове в крестьянской семье. Окончил сельскую школу, затем духовные курсы. Служил вольнонаемным псаломщиком в храме родного Садунова. В 1911 г. перешел псаломщиком в Воскресенский храм с. Паскина (ныне Кимрский район). В 1917 г. рукоположен в сан диакона, позднее в сан священника. Служил в храмах с. Горицы, Малое Новоселье. Был осужден. Вернувшись, служил священником в храме погоста Архангельского Кимрского района. Арестован в августе 1937 года. 23 сентября того же года приговорен к высшей мере наказания. По заключению Тверской областной прокуратуры от 6 июля 1989 г. реабилитирован. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику святых новомучеников [10].


После Октябрьской революции 1917 г. новая власть стала проводить антицерковную деятельность. Согласно декрета СПК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», храмы переходят в ведение государства. В их числе была и Никольская церковь села Садунова.

В 1919 г. органы местной власти передали Никольский храм религиозной общине, с рядом условий, ограничивающих ее деятельность. Власть использовала свои рычаги давления на верующих и духовенство. Незавидной была их судьба. Так, священно- и церковнослужители были лишены избирательных прав, обложены непомерно высокими налогами, подвергались преследованиям. Некоторые из них не выдерживали такого давления и отказывались от сана.

В начале 1920-х годов здесь некоторое время служил священник Василий Рубцов.

В 1921 г. (или 1922 г.?) священником храма становится Иоанн Чистяков, пользовавшийся огромным авторитетом среди прихожан. О нем, как достойном примере служения народу, в своей книге «Деревня», вышедшей в 1927 г., упоминает А.М. Большаков: «…священник этого села пользуется большой популярностью далеко за пределами своего прихода. Он бессребреник и энтузиаст…

Иоанн Савельевич Чистяков родился в 1895 г. в Москве в семье кустарей-ремесленников. Окончил городское училище. В 1918-1920 г. служил в Москве рядовым радио-телеграфной команды. В начале 1920-х годов стал священником Никольского храма с. Садунова Кимрского уезда Тверской губернии. В 1930 г. осужден на 3 года по ст. 58-10. В 1932 году, отбыв наказание, возвратился в Садуново. В 1934 г. вновь осужден на 3 года ИТЛ. После окончания срока наказания, в декабре 1936 г., прибыл в г. Кимры. Кимрский горсовет не разрешил ему служить священником, и он работал сторожем при Вознесенской церкви, а жил на ул. Пушкина, 24. Был арестован в очередной раз 3 сентября 1937 г. После составления следственного дела 20 сентября того же года «тройка» УНКВД по Калининской области за антисоветскую деятельность приговорила Чистякова к высшей мере наказания. На основании заключения Тверской областной прокуратуры от 6 июня 1989 г. реабилитирован [11].

В 1930 г. вместо умершего диакона (в должности псаломщика) в храме начал служить псаломщик Иван Алексеевич Богданов. В 1930-1932 гг. он был осужден властями к 3 годам ИТЛ. После отбытия наказания прибыл в Кимры, где был рукоположен в сан священника; служил в Покровском соборе и Вознесенской церкви. В 1937 г. был репрессирован [12].

Тогда же Садуновская церковь стала относиться к возникшему в 1920-е годы обновленческому течению Русской Православной Церкви. (Обновленцы посеяли раскол в РПЦ, имели своего архиерея, священников; в Кимрах им принадлежала церковь Скорбящей Божией Матери, после закрытия и разрушения которой последние совершали богослужения в части Покровского собора, а после его ликвидации — в Вознесенской церкви. Обновленцы (живоцерковники) не получили большой поддержки у верующих, и движение это в скором времени угасло и стало достоянием лишь истории). Прихожанами храма в это время являлись жители деревень: Андрейцево, Берниково, Фетенино, Радованье, Янино, Ченцово.

В течение нескольких лет после осуждения священника Иоанна Чистякова, в 1930 г., в храм приезжали с кратковременными, иногда единичными богослужениями священники обновленческой ориентации: Сергей Веревкин, Петр Любомудров, Александр Мясников, Михаил Маслов.

Михаил Львович Маслов родился 1867 г. в с. Бабине Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона. Учился в Старицком духовном училище. Служил псаломщиком в храмах Старицкого и Весьегонского уездов Тверской губернии. В 1909 г. перемещен в Знаменский храм с. Петровского Корчевского уезда (ныне Кимрский район). В 1910 г. стал псаломщиком храма с. Никольское-Неверьево, что в нескольких верстах от села Петровского. В 1931 г. рукоположен в сан священника, служил в храме с. Садунова. В конце декабря 1933 г. Кимрским епархиальным управлением (обновленческим) направлен настоятелем Никольской церкви с. Савцына Кашинского района. Позднее служил в одном из храмов Весьегонского района Калининской (ныне Тверской) области. Однажды, после обряда похорон, во время грозы, был смертельно поражен ударом молнии [13].

Никольский храм в 1970-е годы

По всей видимости, в связи с тем, что в храме не стало священника — богослужения в нем прекратились, перестали выплачиваться налоги, а община распалась — последний был закрыт, к чему власти так настойчиво стремились.

В осиротевшей церкви во время Великой Отечественной войны возник кожзавод Покровской промартели (по словам старожила Анны Любимовой из соседней деревни Сошниково, в храме некоторое время находился склад оружия). В 1950-е годы в течение приблизительно семи лет действовал кожевенный завод. После этого церковь стала бесхозной. Местные жители стали разбирать ее на кирпич. Это можно было увидеть на сохранившихся фотографиях. Так, в 1950-е годы храм стоял целым, была только частично повреждена кровля на трапезной (где размещались два придела). В 1970-е годы трапезная между главным храмом и колокольней (помещение, где находились теплые приделы) уже отсутствует, нет апсиды (алтаря), колокольня лишена пристройки и шпиля с крестом. Об этом писала районная газета «Коллективная жизнь» 31 марта 1957 г. В ней, в частности предлагалось местной промартели разобрать храм на кирпич и использовать последний на строительство.

Во время моей поездки к храму в августе 1996 г. видно, как сильно он разрушен. Восьмигранный купол почти лишен опоры с восточной стороны (со стороны апсиды, которая была разобрана), а также с северной. Удивительно, как он еще держался. Трапезная с приделами отсутствовали вовсе: внутри храма зияли огромные проемы, вокруг разбросаны груды разбитых кирпичей, валялись железные двери; однако сохранилась часть росписи. Отсутствовало завершение колокольни, кровли на храме почти не осталось; прямо на крыше росли деревца.

После распада СССР для Русской Православной Церкви (несмотря на ухудшение жизни в стране в целом) наступило время возрождения. Это наглядно видно на примере Кимрского района. Был открыт ряд храмов, многие из них отреставрированы. Коснулось это, хотя и не в полной мере, и судьбы Никольского храма в Садунове. Возникший в годы перестройки благотворительный Центр «Сельская Церковь» (директор С. Мельникова) на средства от пожертвований ряда организаций, учреждений, а также отдельных граждан начал работы по консервации церквей. К 2001 году в Садуновской церкви был осуществлен ремонт крыши; в 2001 году — восстановлены стена в летнем храме, стрельчатые окна. Священником Игорем Остаевым был совершен молебен.

Благотворной для храма явилась организация по соседству летнего оздоровительного лагеря «Дружба» воскресной школы храма преподобного Марона, пустынника Сирийского, что в Старых Панех в Москве. Во время очередной поездки в Садуново летом 2009 г. состоялась моя встреча с потомками рода Перхуровых, которые сейчас живут на Украине — отцом и сыном Матрошилиными. Предварительно они побывали в погосте Воскресенском, что в Понизовье, где поклонились праху своих предков, помещиков Перхуровых, положили цветы к подножиям памятников герою Отечественной войны 1812 г. Александру Николаевичу Перхурову, его супруге, их сыну Сергею Александровичу Перхурову [14].

2009 г. Внутренний вид Садуновского храма. Справа А. Матрошилин, потомок дворян Перхуровых

Храм в Садунове усилиями Центра «Сельская церковь» и воспитанников воскресной школы из Москвы, а также группы сопровождающих их взрослых, понемногу восстанавливался. На чисто подметенном земляном полу внутри храма установлен крест со Спасителем; появились иконы. В 2008 г. сделана кирпичная правка четверика храма перед куполом. Колокольня и храм покрыты строительными лесами. При входе, с южной стороны, навешены массивные металлические двери. Восстановлена разобранная ранее часть храма с восточной и северной сторон, поддерживающая купол. Летний оздоровительный лагерь «Дружба», разместившийся напротив храма, действует уже около 10 лет. Он работает в летнее время, в три смены. В ней несколько десятков подростков и более 10 взрослых. Здесь свой повар и медицинский работник. Строится просторная трапезная с кухней. Пока же трапезная находится в старом, тесном помещении (данные 2009 г.) Отдыхающие живут в двух специальных домах для ночлега. Подведено электричество, выкопан колодец, откуда по шлангу, с помощью электронасоса, на кухню, а также к умывальнику и в баньку, подается вода. Подростки сами себя обихаживают, помогают повару готовить пищу, стирают белье, собирают грибы и ягоды. Они совершают ежедневные моления, крестные ходы вокруг храма с песнопениями, посещают богослужения в храме с. Ильинского, к которому приписана Никольская церковь в Садунове.

Хочется поделиться с читателями рассказом об одном случае, произошедшем несколько лет тому назад. В июне 2010 г. мне позвонил Владимир Гордиевский, житель села Покровское на Озере и сообщил, что на окраине деревни Одинцово он обнаружил старый заброшенный надгробный памятник с надписью. Со своим хорошим знакомым из Кимр, таксистом Юрием Алексеевым, мы отправились в указанное место.
В нескольких метрах от крайнего деревенского дома, в кустарнике, обнаружили этот памятник весом в несколько центнеров. На всех его сторонах имелись надписи. На одной из них четко читалось: «1837 г. дек. 1. д. Здесь погребен Василий Дмитриевич Перхуров, ц. староста, достолюбезный сын достопочтенного отца». Дачник, возле дома которого была обнаружена находка, житель г. Кимры А.В. Павлов, рассказал, что памятник находится здесь уже много лет. Он познакомил нас со старожилами деревни. Те рассказали, что после 1917 г. один из местных жителей построил дом, употребив под углы его в качестве фундамента надгробные памятники с бывшего кладбища. Спустя годы хозяин умер, дом сгорел, памятники оказались разбросанными. Один из них и был ныне обнаружен. Куда подевались остальные, никто не знает…

После поездки я постарался выяснить, откуда появился вышеупомянутый памятник. Вначале решил, что он из погоста Воскресенского в Понизовье, где на кладбище до нынешнего времени находятся несколько надгробных памятников местным помещикам Перхуровым. В результате дальнейших поисков узнал, что в Кимрском районе было и другое имение Перхуровых — возле Никольского храма с. Садунова. Последние имели родственные связи с «понизовскими» Перхуровыми. Василий Дмитриевич Перхуров являлся строителем Никольского храма, а после своей кончины был погребен у алтаря церкви.

Рядом с найденным памятником строителю храма Перхурову. Слева Юрий Алексеев, справа автор книги

О находке исторического памятника был извещен благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, который посоветовал обратиться к настоятелю храма Смоленской Божией Матери в селе Ильинском протоиерею Игорю Остаеву. Оба священнослужителя обрадовались находке. Отец. Игорь, курировавший садуновский храм (церковь в Садунове была приписана к Смоленскому храму в Ильинском), обратился за помощью к руководству детского оздоровительного лагеря, обосновавшегося в Садунове. В начале августа того же, 2010 года, взрослые и воспитанники воскресной школы на автомашине доставили памятник к Никольскому храму, где он и был окончательно установлен.

Так мы явились свидетелями возвращения надгробного памятника строителю Никольского храма, дворянину В.Д. Перхурову на место, где он и был погребен. Это значимое историческое событие для кимрской истории [15].

2016 год особо отмечен восстановительными работами в садуновском храме. Построена и покрытая железом апсида (алтарная часть храма), разобранная жителями на кирпич в 1960-е годы. В храме появились отличные двери, новые деревянные полы.

Восстановленные в 2010 г. на колокольне шпиль с крестом от сильного ветра во время бури надломились и упали. По словам протоиерея Игоря Остаева, Центр «Сельская церковь» обязался восстановить утраченное, но пока, хотя прошло уже несколько лет, почему-то не приступает к работе.

Прихожане московского храма прп. Марона, пустынника Сирийского намерены восстановить утраченную трапезную с приделами (соединявшую храм с колокольней) и начали собирать для этого денежные средства.

Никольский храм в Садунове восстанавливается, в нем периодически проводятся богослужения, в летнее время воспитанники столичной воскресной школы молятся в нем каждый день, совершают крестные ходы с иконами и песнопением.

Уповаем, что наступит тот день, когда храм будет полностью восстановлен.

Примечания

  1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 3070. Л. 1-3.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3078. Л. 1-3.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3091.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3105.
  5. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1891 г. №21. С. 412.
  6. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16017.
  7. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901 г. С. 393.
  8. ТЕВ. 1908 г. № 15-16. С. 150.
  9. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 10216-с.
  10. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21591-с. Л. 6, 10, 12, 14; Коркунов В.И. Храмы кимрской земли. Кимры, «Литературная гостиная», 2015. С. 221.
  11. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Л. 469; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21637-с.
  12. За Христа пострадавшие. М., 1997. Кн. 1. С. 167.
  13. О трагической гибели священника Михаила Маслова записано со слов его внучки Галины Федоровны Мамакиной, проживающей в с. Печетове Кимрского района; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018.
  14. Орлов К.О. Перхуровы: 500 лет служения Отчизне. История и судьбы. М., «Старая Басманная». 2009. С. 54, 51-55; А.Г. Матрошилин и К.О. Орлов много лет собирают сведения о своих предках, дворянах Перхуровых, неоднократно писали о них в литературных источниках.
  15. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Сентябрь. 2010 г.


ИСТОЧНИКИ: Коркунов В.И. Часовни и источники Кимрской земли. — Кимры, 2015.Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.


Фото. № 1 hram-tver. 2020 г.

Наверх