Новости

День преставления преподобного Макария Калязинского молитвенно почтили в Калязине

30 марта митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Вознесенский приход в Калязине. Здесь под резной дубовой сенью хранятся мощи преподобного Макария, игумена Калязинского, перенесенные сюда во время Большого Волжского крестного хода в 2012 году. 


Преподобный Макарий Калязинский — первый тверской святой, которого официально прославила вся Русская Церковь. Он стал известен многочисленными чудесами, которые совершались при жизни святого и после его кончины. Продолжают они совершаться и ныне, когда люди с верой просят помощи у преподобного. Преставился Макарий 30 марта 1485 года, на 82-м году жизни. 8 июня 2021 года исполнилось 500 лет со дня обретения мощей святого.


Накануне дня преставления преподобного Макария митрополит Амвросий совершил в Вознесенской церкви Великое повечерие с литией и утреню с полиелеем. Архиерею сослужили благочинный Калязинского церковного округа, настоятель храма священник Георгий Иванов, духовенство благочиния. 


По окончании утрени митрополит Амвросий со служащим духовенством совершили поклонение Кресту, была прочитана молитва о скорейшем восстановлении мира. 

Утром в день памяти преподобного глава Тверской митрополии совершил в Вознесенской церкви вечерню с Литургий Преждеосвященных Даров в сослужении духовенства Калязинского, Кимрского и Кашинского благочиний. Священнослужители исповедовались в этот день у духовника епархии протоиерея Николая Дикого.


На богослужении молились глава Калязинского района К.Г. Ильин, жители города и прихожане Вознесенского храма, паломники. В богослужении участвовали студенты Московской духовной академии и преподаватель Николо-Угрешской семинарии, которые пели в хоре. 


После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью:


Вокруг Христа собралось множество людей. Кто-то хотел исцелений телесных, но далеко не все; многие были здоровы. Но они пришли за Ним, очевидно, потому, что имели пустоту внутри, зияющую дыру, которую необходимо заполнить смыслом. Ибо во все времена именно этого смысла так не хватает в жизни. Казалось бы, в наше время свое время можно заполнить чем угодно, сколь угодно увлекательными книгами, фильмами, мероприятиями и занятиями, — но внутренней пустоты меньше не становится. Люди во времена Христа считали жизнь такой же пустой, как считают и люди, живущие сегодня. Они точно так же изо всех сил пытались найти какой-то смысл, хотя бы какую-то зацепку, которая бы придала их жизни значение и иное измерение, нежели просто жизнь от молодости до старости, работа, пища, дом, отдых. И Христос давал ответы на эти вопрошания, ибо Он как раз и говорил о смыслах, которые могут стать для человека всеобъемлющими, которые могут заполнить и исполнить его внутренний сосуд, жаждущий правды.


Именно эта дыра в сердце и порождает ненависть, которая обрушивается на мир в те или иные времена. Именно эту пустую зияющую дыру внутри люди пытаются заполнить деньгами, алкоголем, наркотиками, властью, развратом — и ничто не может ее заполнить. Как говорил один знаменитый и успешный писатель, итогом жизни которого стало самоубийство, «я живу в нашем доме словно в вакууме, одинокий, как лампочка в радиоприемнике, в котором истощились все батареи, а ток подключить неоткуда…» И мы знаем сегодняшние примеры звезд, миллионеров, киноактеров или просто чрезвычайно успешных людей, которые заканчивают жизнь совершенно несчастными или разбитыми жизнью людьми, не имеющими больше никакого смысла к существованию. Совсем недавно мир облетела новость, как один из самых знаменитых мировых актеров, некогда безусловный кумир и любимец публики, попросил провести над ним процедуру эвтаназии, потому что он больше не видит смысла в жизни. 


На сугубой ектении архипастырь прочитал молитву о воссоздании Спасо-Преображенского собора г. Твери, о скорейшем восстановления мира. Сугубая молитва в этот день совершалась о здравии архимандрита Амфилохия в связи с операцией в Москве.


С нынешнего дня, со среды 4-й седмицы Великого Поста, на литургии Преждеосвященных Даров Церковь начала молиться особыми прошениями о готовящихся ко Святому Просвещению. 


По заамвонной молитве у раки с мощами преподобного Макария Калязинского были пропеты тропарь и кондак, митрополит Амвросий прочитал молитву Преподобному, духовенство пропело величание.


Митрополит Амвросий благословил прихожан и поздравил всех с днем памяти святого покровителя Калязина и Тверской земли:


Еще живыми в нашей памяти являются те торжества, которые прошли летом, посвященные 500-летию обретения мощей преподобного Макария. И конечно, это событие касалось не только Калязина и не только нашей епархии, это было событие для всей Русской Православной Церкви, всего христианства. В этом году молитвенно мы будем благодарить Бога и отмечать десятилетие возвращения мощей преподобного Макария в Калязин. И в связи с этим с июня также будут проходить торжества и особые события, посвященные преподобному Макарию, ведь личность его важна не только для священнослужителей, монахов и мирян. 


Изучение его жизни, его слов, его поведения и его примера очень необходимо молодому поколению. И священнослужители, и монахи, и миряне должны быть тем связующим звеном, которое позволяет нам не терять связь с нашими корнями, ведь, если корней не будет, дерево быстро засохнет, сколько за ним ни ухаживай и ни поливай. Если корни вымрут, если их отсечь, тогда не будет не только плодов, не будет ни цветов и ни листьев. Поэтому для того, чтобы у нас было будущее, мы должны помнить прошлое. Будущее, конечно, в земном измерении, потому что будущее в понимании христианина находится за пределами этого века и за пределами земного бытия. Именно на это запредельное будущее в вечности, которое предстоит нам всем пережить, и понять, и принять, и жить в нем вечно за гробом, мы и работаем, и трудимся на этой земле, и это действительно составляет главный смысл нашей жизни. Поэтому не может быть каких-то зияющих пустот и дыр в нашем сердце, в нашем уме и в нашей душе, если, конечно же, мы являемся христианами не по принадлежности формальный к Церкви, а по сути своей.

Сегодня я хочу поблагодарить священнослужителей, монашествующих и мирян, которые прибыли в этот храм для того, чтобы почтить память преподобного Макария. С радостью отмечаю, что в этом году людей больше, чем в прошлом. В прошлом году пандемия напугала всех, и людей было действительно меньше. Сейчас люди, слава Богу, потихонечку возвращаются в храм. И дай Бог, чтобы это возвращение состоялось в полной мере, и не только возвращение тех, кто в нем был раньше, но и, конечно же, приход тех, кто когда-то не задумывался ни о смысле жизни, ни о Боге и не находил дорогу в Церковь.


Церковь — это наша мать. Вера — это наша опора. Вера не удел слабых людей. Вера, наоборот, удел людей внешне, может быть, и скромных, не кичащихся своими какими-то достоинствами, но внутренне цельных, а поэтому по-настоящему сильных.

Я желаю, чтобы наш народ понимал это, и молодые люди понимали это. Для этого, конечно, нужно много трудов. И здесь нет готовых рецептов. Но самый главный рецепт для священнослужителей, для нас, христиан, — это пример собственной жизни. Если такой пример будет, не нужны никакие программы, технологии мероприятия, — нет они тоже нужны, конечно, но это уже является неким приложением, неким дополнением, а вот основание, фундамент, без которого всё остальное теряет смысл и не может существовать, — это, конечно, пример жизни во Христе. Только таким образом наше Предание церковное передается от человека к человеку. И поэтому, даже если и были какие-то шероховатости, неудачи, падения в личной жизни людей, именующих себя христианами, никогда не поздно исправиться, никогда не поздно стать примером. И об этом практически весь Великий пост говорит нам Святая Церковь, приводя нам в пример тех людей, которых прежде мы, может быть, к себе бы и на расстояние не подпустили даже, а потом они стали святыми. Такова и преподобная Мария Египетская, и многие другие, которым мы молимся и у которых мы просим молитв. У Бога всё возможно, лишь бы мы поняли, что «благо нам прилеплятися Богови».


Сегодня в этом святом храме открывается выставка копий икон XII–XIX веков. Это копии тех икон, которые находятся в Новгородском музее — в одном из самых лучших в России собраний древних икон Святой Руси, конечно же, прежде всего северной Руси. Именно эти образы стали такими, которые вдохновляли наших последующих иконописцев, расписывающих наши храмы, иконостасы и создающих образы Господа нашего, Богородицы и святых. Эта выставка должна была еще год назад презентована быть в Сербии, но в связи с пандемией, к сожалению, эта презентация отложилась. Но она пришла на Тверскую землю. И мне хотелось бы, чтобы жители Калязина, и паломники, и гости Калязина здесь, в этом пространстве Вознесенского храма города Калязина, познакомились с этими образцами. Хотя это и не подлинники, но очень хорошие копии, они одновременно дают нам прежде всего не только восприятие красоты, которая была свойственна нашим предкам, но и понимание их очень богатого внутреннего мира. 

Мы с высоты XXI века нередко начинаем кичиться тем, что мы цивилизованны и совершенны и что прежде не было таких технологий, которые сегодня сопровождают нашу жизнь, и думаем, что от этого мы стали счастливее и умнее. Но мы не стали ни счастливее, ни тем более умнее. И никакие компьютерные программы не заменяют ум такого человека, который без возможности получить сиюминутные знания из интернета, за счет собственного образования и собственного труда строил храмы-шедевры и строил намного лучше, нежели строят сейчас, не обладая теми технологиями, которые есть в XXI веке. Конечно же, икона, возвращусь к теме выставки икон, показывает прежде всего внутренний мир верующего человека, иконописца, который можно прочитать хотя бы поверхностно, глядя на эти образы. Перед ними можно помолиться — они были освящены, когда выставка начиналась в Воскресенском соборе города Твери, и когда я ее открывал. Перед ними можно просто остановиться и созерцать в молчании, не пытаясь даже изводить из себя какие-то мысли и слова искусственно, просто в молчании смотреть на лик Божией Матери, Спасителя; смотреть в глаза святителю Николаю и другим святым, и таким образом, в молчании, общаться с Богом и с миром горним. Вот именно такие образчики древних икон и должны стать основой при оформлении тех храмов, которые сегодня создаются. Мы должны вернуться к этой древней русской традиции, и в таком стиле и храмы строить, и в таком же стиле их расписывать. И тогда богословие в красках и в нашу жизнь вернется и вновь засияет в своей красоте. А всё остальное, человеческое, наносное, примитивное, само отпадет. Мы не должны стремиться к какому-то примитиву, лишь потому что его проще понимать. Наоборот, чем сложнее для человека задача, тем он лучше растет; чем больше у него трудностей, тем больше работы над собой. А если нет трудностей и если не предстоит задача изучать более сложные тексты или созерцать более сложные по восприятию образы, тогда человек остается на своем примитивном уровне и думает, что он достиг всего в жизни, а на самом деле это совсем не так.

Я еще раз поздравляю всех вас с праздником и желаю, чтобы милость Божия пребывала со всеми вами. Молитесь преподобному Макарию Калязинскому, обязательно посещайте место его подвигов — Монастырский остров, на который, конечно, можно добраться только по воде. Но тогда, когда это будет возможно для большего числа людей, обязательно пользуйтесь этой возможностью, приходите туда, молитесь. Подобно тому, как вокруг человека, стяжавшего благодать Святого Духа, могут тысячи собираться и спасаться, вот на этом месте, где прежде совершалась молитва и подвиг жизни во Христе, месте, которое освящено стопами и деяниями преподобного Макария, — там действительно можно получить очень многое и научиться очень многому. Потому что это место, несмотря на его поругание, разрушение и осквернение, всё равно святое, потому что святость превозмогает любое человеческое безумие.


В этот день в Вознесенском храме состоялось открытие выставки икон собрания Новгородского музея. Выставку открыл митрополит Амвросий и директор Фонда благоверного князя Михаила Тверского С.С. Корнилов. 


Митрополит Амвросий подписал антиминсы для храмов Калязинского благочиния. 

Губернатор Тверской области И.М. Руденя направил телеграмму по случаю дня памяти Калязинского чудотворца. 


Преподобный Макарий — один из символов святости Тверской земли, великий духовный светильник Верхневолжья. Пусть подвиг веры и человеколюбия нашего святого и впредь проливает свет Православия на наш край, укрепляет нас в делах на благо Отечества, — говорится в приветствии Игоря Рудени.


Справочная информация:

На Литургии митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: благочинный Калязинского церковного округа священник Георгий Иванов, благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин, благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков, клирики благочиний. 

Во время богослужения пел хор Вознесенской церкви под управлением С.В. Ивановой.

Церковь Вознесения Господня в Калязине была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору.

На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане. Сначала церковь имела один престол — Вознесения Господня, позднее к храму были пристроены еще два придела — Тихвинский и преподобного Макария Калязинского. В Тихвинском приделе хранилась особо почитаемая икона Тихвинской Божией Матери — список с известной чудотворной иконы, а в Макарьевском — икона преподобного Макария с частицей мощей. Во второй половине XIX века между ними возник третий престол — в честь Успения Божией Матери.


При церкви была выстроена каменная колокольня изящной архитектуры, план и устройство которой принадлежали местным мастерам. Кладбище, усаженное деревьями, всегда содержалось в чистоте и порядке.


Особо почиталась прихожанами Тихвинская икона Божией Матери, представлявшая собой точный список с чудотворной иконы, находившейся в Новгородском Тихвинском мужском монастыре. По имени этой иконы обычно и весь храм называли Тихвинским. Другой храмовой святыней была икона преподобного Макария Калязинского с изображением в клеймах 24 эпизодов из жизни чудотворца: от рождения его до смерти. В икону была вложена частица мощей святого. Подобная же икона хранилась в церкви в селе Кожино на родине Макария.


На Вознесенском кладбище на протяжении полутора столетий находили последний приют и вечный покой прихожане Николаевского собора. Здесь был похоронен выдающийся богослов, писатель и яркий публицист, историк и краевед, иерей Николаевского собора Иван Степанович Белюстин (10.01.1819−2.06.1890). В числе других замечательных личностей, нашедших упокоение на кладбище, были: первый директор калязинской смешанной гимназии, городской врач и потомственный почетный гражданин, городской голова, председатель Нижегородской Казенной палаты, статский советник и многие другие известные люди.


В советское время Вознесенская церковь была закрыта, использовалась под хлебокомбинат, а на месте старинного кладбища разбили стадион. Церковь постепенно приходила в ветхость, и только с 1990-х годов началось ее возрождение. Пока еще в руинах стоит еще одна церковная постройка — вероятно, кладбищенская часовня у Святых ворот. Сами ворота не сохранились. Утрачены и интерьеры храма.

Церковь уже по большей части отреставрирована. В 2009 году южнее храма был установлен памятник, увековечивающий победу, которую одержали русские полки в 1609 году под Калязином над польско-литовским войском. На памятной табличке выбито имя предводителя русских войск Михаила Скопина-Шуйского.


В июне 2012 года из собора «Белая Троица» Твери с Большим Волжским крестным ходом в Вознесенскую церковь Калязина были перенесены мощи преподобного Макария Калязинского. Отныне они пребывают в дубовой раке под сенью в приделе, посвященном святому.


В 2021 году епархия торжественно отметила знаменательную дату, связанную с именем основателя и первого игумена знаменитого Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря, — 500-летие обретения мощей святого Макария.


Пресс-служба Тверской епархии