Троицы Живоначальной церковь (Болдеево) - 1794 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Троицы Живоначальной церковь (Болдеево) — 1794 год

Троицы Живоначальной церковь (Болдеево) — 1794 год

Историческая справка

Когда в Болдееве появилась церковь, автору этих строк узнать не удалось, но в первой половине 18 века она уже существовала. Была она, как принято в то время, деревянной. Со временем церковь обветшала, стала тесной для увеличившегося числа прихожан. Возникла мысль построить на ее месте новую, каменную.

Троицкая церковь с одним приделом была построена в 1794 г. на средства местного помещика, статского советника Михаила Матвеевича Олсуфьева, а также других жертвователей. В сентябре того же года М.М. Олсуфьев сообщает епископу Тверскому и Кашинскому Иринею, что придел во имя св. Иоанна мученика, Воина при каменной Троицкой церкви полностью готов, благолепно украшен, к освящению готов и просит последнего дать распоряжение освятить его. Тверской архиерей направил протоиерею тверского Преображенского кафедрального собора Тимофею Алексееву с братией следующую резолюцию: «Освятить на новом антиминсе именем Господа благословляю». 15 октября 1794 г. в Троицкой церкви придел во имя мч. Иоанна Воина был освящен иереем тверского Преображенского собора Симеоном Димитриевым [1].

В марте 1797 г. священник Троицкой церкви Исай Корнилов с церковным старостой и приходскими людьми писал тверскому архиерею Иринею о том, что придел храма был освящен в 1794 г., а в настоящее время и сам Троицкий храм благолепием украшен, и просил благословения на его освящение. Об этом же просил и местный благочинный. Вероятно, тогда же Троицкий престол и был освящен.

С тех пор прошло чуть более 30 лет. В 1833 г. прихожане обратились к архиерею Григорию с просьбой разрешить им разобрать колокольню и трапезную, как они пишут, из-за «ветхости и тесноты» и построить им новую колокольню и еще один придел. Благословение на это богоугодное дело было получено. В 1834 г. колокольня и приделы на средства церкви и прихожан были построены. Теперь вместо одного придела стало два: с правой стороны во имя мч. Иоанна Воина, с левой — св. мученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Придел мч. Иоанна Воина был освящен в 1837 г. местным благочинным, священником села Горицы Арсением Ивановым Сусловым, придел мц. Параскевы в том же году освящен также Арсением Сусловым [2].

Церковь была длиной 12 1/2, шириной 4 сажени с аршином, трапезная (зимняя церковь с двумя приделами) имела 7 саженей длины, в высоту 6 саженей с аршином. Стены церкви снаружи и внутри оштукатурены, выбелены и расписаны священными изображениями. Внутри трапезной (где располагались приделы) имелись 4 столба. Пол деревянный, не крашенный, в главном алтаре — из белого камня. Всего в церкви 26 окон, из них 13 вверху и 13 внизу. На церкви одна глава, крытая белым железом. Трапезная покрыта простым железом, окрашена медянкой. Кресты на главном храме и на придельных храмах (приделах) железные, позолоченные. Крыша на храме покрыта железом и окрашена зеленой краской (медянкой). Паперть с западной стороны (колокольни), 2 крыльца с южной и северной сторон. На каждом из них по 4 колонны с фронтонами. Престол главного алтаря из простого дерева, антиминс атласный, белого цвета, освящен высокопреосвященным Иринеем в 1795 г. Запрестольный крест с изображением Спасителя в рост, запрестольный образ Божией Матери Казанской в медной ризе, на оборотной стороне образ святителя Николая в медной посеребренной ризе, изготовленной на средства прихожан в 1826 г. На жертвеннике образ св. мученицы Параскевы в медной посеребренной ризе, изготовленной на средства прихожан в 1841 г.

В алтаре правого придела престол из простого дерева с парчовой одеждой. Антиминс атласный, белый, освящен тверским владыкой Григорием в 1837 г. Запрестольный образ Божией Матери Одигитрии, на оборотной стороне образ Николая Чудотворца в серебрянкой ризе, купленный на церковную сумму в 1797 г.

Алтарь с левой стороны. Престол простого дерева, на нем одежда из парчи. Антиминс белый, атласный, освящен архиепископом Тверским и Кашинским Григорием. На жертвеннике икона св. Троицы с угодником Иоанном Воином с одной стороны; написана на церковную сумму в 1797 г.

Иконостас главного престола (св. Троицы) деревянный, вызолоченный, в 4 яруса. Сделан усердием прихожан в 1795 г. Некоторые образа иконостаса пожертвованы прихожанами: помещиком, бригадиром Федором Олсуфьевым (несколько икон) в 1825-м и в 1844 г.; крестьянином д. Никитское Антоном Фоминым в 1823 г., крестьянином д. Чухово Иваном Авдеевым в 1824 г., крестьянином д. Дитятево Кириллом Егоровым в 1825 г., Иваном Егоровым из той же деревни в 1825 г., Софроном Никифоровым, дворовым человеком помещика Олсуфьеваиконы Иверской Богоматери и свт. Митрофана Воронежского — в 1838 г.

2-ярусный иконостас с правой стороны деревянный, резной, вызолоченный; изготовлен в 1836 г. Несколько икон иконостаса подарены прихожанами: крестьянином д. Рябинкино Семеном Федоровым в 1840 и 1845 гг., а также Саввой Владимировым из г. Ржева в 1845 г.

Иконостас левого придела (мц. Параскевы) изготовлен на церковную сумму в 1838 г.

Евангелие в большой лист обложено красным бархатом, с лицевой стороны — серебром с позолотой. На нем 5 сребропозолоченных образов. Отпечатано в Москве в 1841 г. Евангелие, отпечатанное в 1791 г.; Евангелие в средний лист обложенное красным бархатом, на нем 5 медных образов. Изготовлено в Москве в 1701 г.; Евангелие, изготовленное в Москве в 1780 г. Серебряные кресты, изготовленные в 1804 и 1844 гг…

Каменная колокольня построена в 1836 г. нераздельно с трапезной на кошельковую сумму, 2-ярусная; железная крыша, покрашенная медянкой. Крест железный, вызолоченный. На колокольне 6 колоколов. Надпись на большом (главном) колоколе гласит: «Лит сей колокол мастером Астраханцевым Корчевского уезда в село Болдеево церкви св. Троицы при церковном старосте Антоне Фомине усердием всех приходских людей 1821 г. февраля 6 дня. Весу 59 пудов и 35 фунтов». Остальные 5 колоколов без надписей.

Храм обнесен деревянной оградой, покрытой тесом, в 1845 г. Двое решетчатых ворот, при них две калитки. В ограде, с правой стороны, находится сторожка, крытая соломой, возведенная в 1835 г. на мирские средства. Амбар для хранения церковных вещей и для собирания с прихожан хлеба, построенный в 1815 г. [3].

В 1857 г. гвардии полковник Александр Матвеевич Олсуфьев в своем имении, сельце Александровское, что неподалеку от Троицкого храма, задумал построить каменную часовню с иконой блгв. кн. Александра Невского. Олсуфьев сам носил это святое имя, потому и вознамерился построить часовню в его честь. Он попросил тверского архиерея благословения на строительство. Архитектор Мельников составил необходимые чертежи (проект). В предполагаемой часовне Олсуфьев намеревался поставить кружку с целью сбора пожертвований для Болдеевского храма. Это начинание поддержал причт Троицкой церкви. 2 декабря 1857 г. члены Тверской консистории рассмотрели вопрос о желании полковника Олсуфьева на свои средства построить каменную часовню в своем имении Александровское. Но ввиду того, что на этом месте в прошлом не имелось ни часовни, ни храма, а возведение часовни допускалось только по самым уважительным причинам и только с разрешения Св. Синода, то прошение Олсуфьева было оставлено без удовлетворения. Тверской владыка поддержал решение консистории.

В 1877 г. (в другом месте указан 1893 год) с благословения тверского архиерея Алексия на приходском кладбище, на средства прихожанина Максима Жданова, была построена деревянная часовня во имя Владимирской иконы Божией Матери. Часовня, как в длину, так и в ширину, равнялась 8 аршинам; в ней имелось 2 окна. На крыше находилась главка с чугунным крестом. Внутри был устроен 2-ярусный иконостас. В первом ярусе — икона Спасителя, по левую сторону от нее образы Владимирской божией Матери и Максима исповедника, по правую сторону — образы «Взыскания погибших» и мч. Иоанна Воина. Во втором ярусе 5 круглых образов, разделенных между собой посеребренными херувимами. По правую сторону иконостаса, на тумбе — икона Владимирской Божией Матери в медной посеребренной ризе. Посередине часовни висело паникадило весом в 20 фунтов; в ней также находились: несколько подсвечников, два аналоя, деревянный столик для панихид. Начиная с 1884 г. ежегодно, 23 (июня), совершался крестный ход к часовне. В 1898 г. на месте сгоревшей в 1897 г. деревянной была построена малая каменная часовня. Она была возведена на месте св. престола бывшего некогда здесь деревянного храма, упраздненного более 100 лет назад. Размером она была всего в 1 сажень со всех сторон, с одной иконой Иверской Божией Матери [4]. В с. Болдееве имелось 4 дома и церковно-приходская школа, построенная в 1895 г.

Священно- и церковнослужители

В 1739 г. в Троицкий храм на должность дьячка был определен сын священника с. Болдеева Василий Федотов; в 1740 г. упоминается священник Василий Васильев; в 1755 г. на место священника Василия Васильева определен его сын Михаил Васильев; в 1776 г. упоминается священник Илия Корнилов. В 1832 г. умирает священник Иван Рахманов, на его место был назначен Иван Матвеев. В 1850 г. причт храма состоял из священника Ильи Успенского 37 лет, дьячка Алексея Тугаринова 27 лет, пономаря Якова Сабинина 40 лет (умер в 1868 г.); в 1877 г. здесь служили: священник М. Никольский, псаломщик Алексей Тугаринов; в 1883 г. упоминается имя священника Петра Плетнева. В 1901 г. причт храма состоял из священника Александра Докучаева 30 лет и псаломщика Сергея Тугаринова 18 лет; В 1915 г. псаломщиком в храме служил Иван Маслов; в 1916 г. — несколько месяцев — Иосиф Кудрявцев [5].

А. И. Докучаев с дочерьми

Александр Иоаннович Докучаев. Родился в 1869 г. в погосте Троицком, что в Березняках Калязинского уезда в семье диакона. В 1891 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Состоял регентом в семинарском хоре, учителем семинарской церковно-приходской школы… 30 июля 1894 г. архиепископ Тверской и Кашинский Савва определил его священником в Троицкую церковь с. Болдеева. После открытия в 1895 г. в Болдееве каменной церковно-приходской школы являлся ее заведующим и законоучителем, а также законоучителем Чуковской земской школы. (С 1908 г. в Болдеевской школе работала учителем дочь диакона Казанской церкви с. Красного (ныне Кимрский район) Клавдия Ивановна Галахова, впоследствии зав. Кимрским гороно, кавалер двух орденов Ленина). Супругу его звали Натальей Алексеевной. В семье родилось шестеро детей; все они стали учителями. Две дочери вышли замуж за представителей духовного сословия: Антонина Александровна — за Александра Федоровича Рассудовского, сына священника Сретенской церкви с. Быкова нынешнего Кимрского района. Анна Александровна была замужем за священником Михаилом Успенским (позднее учитель в Кесовогорском районе). В советское время Александр Докучаев не был репрессирован; он уехал к дочери в Кесовогорский район, где и умер [6].

В 1846 г. в Троицком храме с. Болдеева был устроен новый иконостас. В 1851 г. — завершена постройка двух изразцовых печей; 1860-й год отмечен покупкой кирпича на постройку ограды, в 1880 г. был поднят вопрос о постройке нового иконостаса, в 1900 г. отремонтирована крыша и ограда вокруг церкви.

В 1900 г. прихожанами храма являлись жители села Болдеева, сельца Тазикова, деревень: Соловьеве, Рябинкино, Дитятево, Кошкино, Никитское, Лушня, Михалево, Чухово, Кощеево, Пустыри, Демихово, Вереинка.


Как известно, после Октябрьской революции 1917 г. новые власти повели борьбу против религии. Это воочию видно на судьбах храмов Кимрского района, их священно- и церковнослужителей.

В 1918 г. согласно декрета СНК РСФСР от 23 января «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Троицкий храм перешел в ведение государства.

2 ноября 1919 г. Горицкий волисполком в лице его представителя Афанасия Синюшкина по договору передал верующим Троицкую церковь в с. Болдееве с рядом пунктов, ограничивающих ее деятельность. Одновременно была составлена опись богослужебных предметов и всего имущества храма. Верующие (прихожане) обязывались охранять храм, оплачивать налоги, страховки, производить ремонт. На проведение собраний, крестных ходов церковный совет был обязан заблаговременно испрашивать разрешение местной власти. Договор подписали представители приходского совета прихожан.

Власти активно проводили антирелигиозную деятельность, осложняли жизнь причта храма. (Лишение избирательных прав, наложение повышенных налогов и т.п.) В 1927 г. священник Александр Докучаев вынужден был отказаться от сана священнослужителя.

Вероятно, для совершения богослужений какое-то время сюда привлекался другой священник. Из архивных документов известно, что с октября 1929 г. службы в храме были окончательно прекращены. Власти стали вести среди населения агитацию, направленную на закрытие церкви в Болдееве. 6 февраля 1930 г. на заседании Горицкого райисполкома (РИКа) рассматривался вопрос о ее дальнейшей судьбе. В результате была принята следующая резолюция: «Усматривая, из материала, представление Горицким РИКом, что представители сельских сходов 9 селений, входящих в район Болдеевского сельсовета, выразили желание о закрытии Болдеевской церкви и использовать помещение для нужд школьного строительства, открытия ремесленной школы, признать необходимым ликвидацию данного молитвенного здания, о чем просить соответствующего постановления Мособлисполкома (МОИКа)» [7]. Дело о закрытии церкви продолжалось еще некоторое время; верующие обращались в центральные органы в защиту храма. 3 мая 1932 г. из Кимрского райисполкома за подписью председателя РИКа Анисимова в Киселевский сельсовет была прислана бумага о необходимости принятия мер к ликвидации церковной общины в с. Болдееве: «… поскольку в храме с 1929 г. нет богослужений, предоставить в РИК описи церковного имущества, проводить одновременно среди населения разъяснения о необходимости окончательного закрытия церкви. В случае их согласия — вынести постановление и переслать в Кимрский РИК, а также как использовать церковь, какие потребуются средства для переоборудования».

Окончательно церковь была закрыта в начале 1930-х годов. По словам старожилов, местных уроженцев Анны Федоровны Федоровой и Тамары Ивановны Федоровой, в закрытой церкви был склад льносемян. Иконы раздавали всем желающим, а один мужчина их даже сжигал. В Болдееве, возле церкви, стояли 4 дома и школа. Церковь начали ломать после войны с Германией. Л.А. Седов (1927-2014), уроженец горицких мест, в письме автору этих строк сообщал, как он, проезжая из Гориц в Кимры в 1944 г., видел с расстояния около трех километров Болдеевский храм с разобранной главой колокольни.

Ныне от Троицкого храма сохранились только его немногочисленные останки, расположенное рядом кладбище, да несколько зданий, включая бывшую школу.

Примечания

  1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 306. Л. 1-4; Согласно описи за 1846 г. придел Иоанна Воина освящен в 1795 г.
  2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 335. Л. 3.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 335. Л. 1-31.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 16018. Л. 302.
  5. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 404; ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 1057. Л. 164; Справочная книга Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914. С. 260.
  6. Сведения получены от Владимира Рассудовского, внука священника Александра Докучаева; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л.303 об.
  7. ГАТО. Ф. Р-953. Oп. 1. Д. 23. Л. 115.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.

Наверх