Троицы Живоначальной церковь (Троице-Кочки) — 1814 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Троицы Живоначальной церковь (Троице-Кочки) — 1814 год

Троицы Живоначальной церковь (Троице-Кочки) — 1814 год

+23
Посмотреть галерею

Историческая справка

В селе Троице-Кочки (старое название — погост Троицкий, что в деревнях) храмы существовали с давних времен.

Среди местных жителей до сего дня бытует легенда о том, что в далеком прошлом здесь, на берегу речки Малая Пудица, была найдена икона Живоначальной Троицы, испускавшая необыкновенный свет. Это посчитали неким знамением и по русскому обычаю возвели на месте обнаружения иконы часовню, а на ближайшем пригорке — церковь, названную в ее честь, куда и перенесли святыню [1].

Самое первое документальное известие о Троицком храме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-29 гг.: «Погост Живоначалные Троицы, а в нем церковь во имя Живоначалные Троицы древян клецки строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Василей да келья нищих…» [2].

В 1713 г. рядом с ним была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

Как известно, век деревянных храмов был, как правило, недолог: нередко они сгорали либо от попадания молний, либо от неисправностей печей.

В 1754 г. настоятель Троицкого храма обратился к Тверскому епископу Вениамину с просьбой о разрешении построить новую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра; старую же деревянную церковь — разобрать. Прошение было удовлетворено; выдана храмоздательная грамота. Вскоре строительство храма началось.

Осенью 1757 г. храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Флора и Лавра был построен и освящен [3].

В 1804 г. местные помещики-прихожане во главе с секунд-майором П. А. Давыдовым обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Мефодию с прошением о постройке вместо существующего деревянного Троицкого храма нового, каменного, с приделами святых мучеников Флора и Лавра, а также во имя Казанской иконы Божией Матери. Тверской архиерей своей резолюцией утвердил возведение нового храма [4].

Начать строительство храма по утвержденному проекту едва не помешал спор между помещиками Петром Алексеевичем Давыдовым и Степаном Федоровичем Зыковым. Зыков обратился к тверскому архиерею с прошением об устройстве в новом храме третьего придела — во имя святителя Николая Чудотворца, а деревянную, Никольскую церковь, сломать. Но П. А. Давыдов в своем письме напомнил архиерею о том, что именно он является главным организатором строительства храма и в случае изменения уже утвержденного проекта откажется от содействия в его возведении. Далее помещик отметил, что это его предки в 1713 г. построили деревянную Никольскую церковь; но самое главное — он заверил архиерея, что в будущем построит на месте ветхого деревянного новый каменный Никольский храм.

Приведенные Петром Давыдовым аргументы оказались весомее, чем у его конкурента, и тверской архиерей отказал в ходатайстве помещику Зыкову [5].

В 1814 г. каменный храм во имя Живоначальной Троицы, с приделами Флора и Лавра и Казанской иконы Божией Матери, был построен. 18 июля того же года состоялось освящение храма протоиереем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Иоанном Синицыным с «братией». Ветхая деревянная Троицкая церковь за ненадобностью была снесена [6].

В 1820 г. помещики-прихожане обратились с прошением к Тверскому архиерею Симеону о разрешении построить вместо старого деревянного каменный Никольский храм. Первой в прошении стояла подпись секунд-майорши Прасковьи Давыдовой (ее муж, обещавший построить новый храм, к этому времени умер). За ней следовали имена «флота лейтенанта» Адриана (Андриана) Головачева, прапорщика Дмитрия Нестерова и некоторые другие.

Мирской сход крестьян (прихожан) проголосовал за постройку храма. Тверской владыка удовлетворил прошение. Строительство храма велось на деньги помещиков, прихожан, а также на средства церкви.

В 1832 г. построенный Никольский храм был освящен ключарем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Михаилом Пешехоновым [7].

Храм считался теплым, в нем имелись две изразцовые печи, поэтому службы здесь проходили преимущественно в холодное время года. Позднее Никольский храм был распространен. У него появились два придела: преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Александра Невского. В 1878 г. первый придел был освящен священником с. Поречья Калязинского уезда Симеоном Малиновским, второй — священником погоста Покровского в Голядях Корчевского уезда Иоанном Сусловым [8].

Троицкая церковь в архитектурном отношении принадлежала к типу храмов «ротонда на четверике». Имела одну главу, увенчанную крестом. Крыша ее была окрашена зеленой краской. Стены, как внутри, так и снаружи, оштукатурены и побелены. Входных дверей было три: с запада (паперть), севера и юга. Два крыльца (с северной и южной сторон) из белого камня украшали по 4 колонны каждое. Главный иконостас (Троицкого престола) был деревянным, резным, вызолоченным в 3 яруса. Иконостасы престолов придельных храмов: Флора и Лавра, Казанской Божией Матери — имели по два яруса.

Никольская церковь была пятиглавой, оштукатурена и отбелена как внутри, так и снаружи. Крыша окрашена в зеленый цвет. Входных дверей, как и в Троицкой церкви, было три. Два белокаменных крыльца — с северной и южной сторон — имели по 2 колонны. Все три иконостаса были трехъярусными.

На двухъярусной колокольне имелось 6 колоколов [9]. Главный (большой) колокол весил 235 пудов 29 фунтов. Отлит на заводе купцов Ивана и Михаила Капустиных в Твери в 1840 г. Со временем колокол треснул и утратил голос. В 1895 году, по инициативе церковного старосты храма, крестьянина Филиппа Куликова, в Москве, на колокололитейном заводе Самгина, в память восшествия на престол императора Николая Второго, был отлит новый колокол (из старого, разбитого, с добавлением меди) весом в 283 пуда 30 фунтов. 22 мая 1895 г. он был поднят на колокольню. Стоимость колокола составила 3070 рублей. Об этом событии было доведено до сведения императора и Священного Синода [10]. Среди других колоколов назовем самый древний, отлитый в 17 веке, весом 4 пуда 15 фунтов.

Имелись здесь и свои святыни. Укажем только на две из них: образ Живоначальной Троицы в серебряной вызолоченной ризе, а также Николая Чудотворца. Первая икона была пожертвована помещицей Прасковьей Давыдовой, вторая Варварой Головачевой.

Приходское кладбище при храмах было окружено каменной оградой с угловыми башнями. Здесь же располагались деревянная часовня и церковная сторожка. В непосредственной близости находились дома причта и 2-этажное здание (низ — каменный, верх — деревянный) земского начального училища. Оно было построено во второй половине 19 века; в нем также располагались квартира псаломщика и помещение для ночлега учеников из дальних деревень. Позднее в здании размещался медицинский пункт, библиотека. Ныне от бывшего училища остались лишь кирпичные руины нижнего этажа.

По данным 1900 г. к Троицкому приходу были приписаны жители 31 деревни и двух помещичьих имений: Чудинова и Ильина, в количестве 3178 человек (1461 мужского и 1717 женского пола).

Троицкий приход считался одним из крупных в уезде, поэтому и причт его был двухкомплектным: 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Большее число прихожан в Корчевском уезде (территория нынешних Кимрского и Конаковского районов) можно было встретить только в Кимрах, Печетове, Николо-Яме и Стоянцах.

В 1900 г. в храме служили: настоятель, священник Иоанн Морковин 53 лет; второй священник Димитрий Ершов 30 лет; диакон Кирилл Любимов 25 лет; псаломщики Симеон Успенский 62 лет и Илья Соколов 61 года [11].

ЖИЗНЬ ХРАМА ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА

После Октябрьской революции 1917 г. устоявшаяся, размеренная, плодотворная жизнь храма, священнослужителей, прихожан круто изменилась. Декретом советской власти от 23 января 1918 г. Церковь была отделена от государства и школы. Храмы становятся собственностью государства.

6 апреля 1919 г. местная власть в лице Ильинского волисполкома Кимрского уезда по договору передала Троицкий и Никольский храмы в ведение вновь образованной Троицкой религиозной общины. В договоре было много пунктов, ограничивающих деятельность верующих, ставивших их в зависимость по отношению к властям. Для проведения каждого крестного хода, собрания и т. п. следовало заблаговременно, в письменной форме, подавать просьбу (в богослужебную деятельность власти не вмешивались). Органам власти вменялось периодически проверять по описи наличие икон и других церковных предметов; прихожане обязывались на свои средства ремонтировать и содержать храмы, уплачивать налоги и страховки [12].

В 1922 г. в Поволжье разразился голод. Власти повсеместно прибегали к изъятию ценностей из храмов и монастырей, на которые за границей было закуплено продовольствие для нужд голодающих. С этой целью 27 мая 1922 г. из Троицкой и Никольской церквей были изъяты некоторые богослужебные предметы из драгоценных металлов (преимущественно из серебра): ковчег, кресты, кадило, ковшичек [13].

Борьба с религией сопровождалась попытками закрыть храмы. Духовенство подвергалось гонениям. В такой тяжелой жизненной ситуации, обусловленной тогдашним политическим руководством страны, немало священнослужителей вынуждены были сложить с себя сан, часто для того, чтобы оградить своих близких от возможного преследования или ограничения их карьерного роста.

Да и на самих верующих оказывалось всяческое давление, чтобы принудить их отказаться от церкви, выступить (подписаться) за закрытие последних. В борьбе с религией властям удалось добиться немалых успехов, что наглядно можно проследить на примере Троицкой религиозной общины

Периодически ее приходилось заново регистрировать в соответствующих органах, вновь собирая для этого подписи прихожан. Последняя такая регистрация состоялась в 1930 г. после выхода постановления ВЦИКа и СНК РСФСР от 8 февраля 1929 года; на основании этого документа пришлось вновь оформлять акты на наличие ценностей и имущества в храмах, составлять анкеты на священнослужителей…

Все вышеперечисленное (и не только это) не могло не принести свои плоды.

В 1930 г. храм остался без священника. Богослужения в нем прекратились.

19 декабря 1933 г. Президиум Московского исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов (МОИК), рассмотрев ходатайство Кимрского райисполкома (РИКа), постановил закрыть Троицкий и Никольский храмы в селе Троице-Кочки [14].

В январе 1934 г. Кимрский РИК за 15000 рублей продал Троицкую церковь Кимрскому кожпромсоюзу для размещения в ней сапожной мастерской. Спустя некоторое время, после освобождения храма от икон, других богослужебных ценностей и предметов, здесь было произведено переоборудование, и под его сводами дробно застучали молотки сапожников.

По воспоминаниям местного старожила, педагога Н. В. Порхунова (1924-1998), в 1941 г. саперы одной из воинских частей начали разрушать колокольню (было задействовано взрывное устройство). Тогда сломать колокольню не удалось — это было сделано позднее.

В 1946-1947 гг. был полностью разобран Никольский храм. Фундамент его употребили на автодорогу, кирпич был увезен в Кимры на расширение главного корпуса обувной фабрики «Красная звезда».

Троицкая церковь (середина 20 века)

Троицкая церковь, по счастью, уцелела. В ее помещении многие годы размещалась обувная промартель, которая прекратила свое существование в конце 1950-х годов в связи с ликвидацией промысловой кооперации в стране. После этого здесь некоторое время действовал клуб.

Затем в Троицком храме обосновалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В 1984 г. она была переведена в новую типовую мастерскую в поселок Малое Василево.

Здание церкви пустовало недолго. По инициативе заведующей Кимрским районным отделом культуры В. И. Беляковой, при содействии директора совхоза «10 пятилетка» Л. Н. Кушнарева и председателя Маловасилевского сельсовета Л. В. Кругловой, было принято решение открыть в здании церкви Троице-Кочкинский музей.

С 1985 г. началась подготовительная работа: сбор материалов, экспонатов. В 1990 г. музей был открыт. Несколько лет им руководила Т. А. Рязанцева, затем его возглавила Л. В. Абрамова. Позднее здесь возник Троице-Кочкинский дом народного творчества, в состав которого вошли музей и Дом ремесел. Л. В. Абрамова стала его директором, а Т. А. Рязанцева — зав. сектором краеведения.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

Имя первого священнослужителя Троицкого храма мы узнаем из Писцовой книги Кашинского уезда за 1628-1629 гг. «… а на церковной земле во дворе поп Василей…».

С середины 18 века имена священнослужителей уже можно проследить по архивным документам. Остановим свое внимание на некоторых из них.

В 1742 г. священником здесь значился Василий Семенов, диаконом — Яков Дмитриев. С 1743 г. на протяжении почти полувека в храме служил Алексей Васильев. (В указанное время у священнослужителей фамилий еще не было, указывали только имя и отчество.)

Почти 100 лет отдали служению в этом храме представители династии Ершовых.

Алексей Кононович Ершов (1787-1857) родился в Осташковском уезде Тверской губернии в семье священника. Окончил Тверскую духовную семинарию. С 1809 г. становится учителем в Кашинском духовном училище. В конце 1813 г. назначается вторым священником храма в село Троице-Кочки. Женой его стала Александра Ивановна, дочь умершего местного священника Иоанна Стефанова. В 1825 г. Алексей Ершов упоминается в церковных документах в качестве благочинного одного из округов Корчевского уезда Тверской епархии [15].

В 1853 году, после ухода из жизни отца Алексея, в храме начал служить священником его сын Александр Ершов, снискавший, как и его отец, добрую славу среди прихожан. С течением времени он становится благочинным, удостаивается сана протоиерея, награждается рядом наград, в том числе золотым наперстным крестом.

Нелишне будет заметить, что настоятель Вознесенской церкви села Кимры протоиерей Петр Ершов, оставивший заметный след в местной истории, был родным братом Александра Ершова.

В 1897 году, после скоропостижной кончины Александра Ершова, священником в храме становится его сын Димитрий. В 1908 г. Димитрий Ершов был переведен в военное ведомство и дальнейшая судьба его неизвестна.

О священнослужителях Ершовых довольно подробно и тепло отзывается в своих воспоминаниях одна из дочерей помещика В. Пуликовского, имение которого, сельцо Чудиново, находилось по соседству с Троицким храмом на противоположном берегу речки Малой Пудицы [16]. Отметим кстати, что потомком дворян Пуликовских из Чудинова является генерал-лейтенант Константин Пуликовский, бывший до недавнего времени полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Представители этой семьи живут и в Кимрах.

Много лет в храме служили: священник Петр Флеров (с 1838 по 1866 гг.), диакон Андрей Стратилатов (более 50 лет), псаломщик Иван Лапшин.

О священнике Иоанне Морковине местные старожилы вспоминают до сих пор.

Иоанн Михайлович Морковин родился в 1846 году в Бежецком уезде Тверской губернии, в семье дьячка сельского храма. Окончил Тверскую духовную семинарию. В 1875 г. назначен настоятелем храма погоста Могилицы Кашинского уезда. В 1884 г. стал священником в храме села Троице-Кочки. Одновременно отец Иоанн состоял законоучителем церковно-приходской школы в Сельцах и в земском начальном училище с. Троице-Кочки. Сыновья его, Николай, Михаил и Сергей, окончили Тверскую духовную семинарию. О дальнейшей жизни Николая и Михаила автору этих строк ничего неизвестно; поэтому остановим наше внимание на трагической судьбе младшего сына — Сергея. Сергей Иванович после окончания духовной семинарии не стал священником. Он становится студентом Юрьевского (Тартуского) университета, где учится на ветеринара. По окончании вуза работал ветеринарным врачом в Кимрском уезде (районе). В 1937 г. (пик репрессий) «тройкой» УНКВД по Калининской области по статье 58-10 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 4 декабря 1937 г. Реабилитирован в 1970 г. [17].

Сергей Морковин, выпускник Тверской духовной семинарии (1914 г.)

С 1887-го и вплоть до начала 1920-х годов в храме служил (с перерывами) псаломщиком, диаконом, священником Андрей Богоявленский. Умер в середине 1920-х годов в Калязинском уезде. Его внук, тоже Андрей Богоявленский, в настоящее время живет с семьей в городе Дубне Московской области.

С начала 1900-х и до середины 1920-х годов здесь несли службу диакон Леонид Каменский, священник Волков (репрессированный в 1929 г.), псаломщик Глеб Смирнов.

Последним настоятелем храма (с апреля по ноябрь 1930 г.) был священник Степан Васильевич Зернов, ранее служивший в нем в течение ряда лет в должности диакона. В ноябре 1930 г. он был арестован по сфабрикованному доносу Софьи Фрадкиной (фамилия по этическим мотивам изменена — В. К.), незадолго до этого приехавшей на работу в Троице-Кочки, и приговорен «тройкой» ПП ОПТУ по Московской области к трем годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Реабилитирован в 1989 г. [18].

После ареста настоятеля богослужения в храме прекратились.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА

В 1990-х годах группа энтузиастов поселка Малое Василево во главе с А. К. Недоростковым, Л. Н. Недоростковой, Т. Е. Макаренко и их последователями: А. А. Шигиной, Л. Ю. Голубевой, С. П. Шумовой, А. М. Бесковым, Э. М. Митюковой, С. Е. Антоновой, Т. Ф. Мельниковой, Л. П. Култышевой — поставила себе целью возродить храм, передать его верующим. Их усилия при поддержке многих жителей поселка принесли свои плоды. Внутри храма была отведена небольшая площадь, где начались молебны, причащения, крещения и другие требы, совершаемые священником Игорем Остаевым. Так продолжалось в течение трех лет.

В 1999 г. Дом народного творчества из Троицкого храма перебазировался в пос. Малое Василево. В храме местными жителями были произведены некоторые работы; над куполом появился крест.

В 2000 году, в праздник Святой Пасхи, здесь состоялась первая литургия. (Перед праздником был совершен чин малого освящения придела святых мучеников Флора и Лавра). Ее совершил священник Борис Колышкин, который регулярно стал проводить в храме богослужения.

С 21 ноября 2002 г. настоятелем Троицкого храма становится священник Михаил Бакун из Димитриевского храма с. Печетова.

Протоиерей Михаил Бакун

Михаил Иванович Бакун родился 2 апреля 1956 г. в городе Новокузнецке Кемеровской области. В раннем детстве с семьей переехал в поселок Оржев Ровенской области (Украина). Окончил школу, культпросветучилище, работал зав. клубом в селе Обаров, обзавелся семьей, появились дети. В 1991 г. семья Бакун переезжает в село Печетово Кимрского района, где жили их родственники. Михаил Бакун становится директором местного Дома культуры, его супруга Галина — художественным руководителем. Супруги, будучи людьми верующими, начали присматривать за храмом, наводить в нем порядок, убирать мусор. Их примеру последовали некоторые дачники и местные жители. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (ныне митрополит), приезжая в Печетово, заметил усердное отношение к церкви со стороны М. Бакуна и предложил тому стать священником. Михаил начал готовиться к этому важному для него судьбоносному решению: помогал при богослужениях, изучал церковные службы. 15 мая 1995 г. в Успенском храме села Щелкова Кимрского района архиепископ Тверской и Кашинский Виктор рукоположил его в сан диакона, а уже на следующий год, 26 марта, в Вознесенском соборе г. Кашина рукоположен в сан священника. Михаил Бакун стал служить в кимрском Преображенском соборе, а по праздничным дням — в Димитриевском храме села Печетова. В апреле 2000 г. он становится настоятелем печетовского храма.

21 ноября 2002 г. отец Михаил переводится настоятелем в Троицкий храм поселка Малое Василево (Троице-Кочки). В Димитриевском храме он продолжал совершать службы только по большим церковным праздникам.

Отец Михаил пользуется уважением и любовью своих прихожан. Он прилагает большие усилия для восстановления храма, который с каждым годом все более хорошеет. В 2013 г. он окончил пастырские курсы в Нило-Столобенской пустыни (до этого несколько лет заочно учился во Владимирской духовной семинарии). За добросовестный труд во славу Божию Михаил Бакун награждается скуфьей, камилавкой; в 2006 г. он был возведен в сан протоиерея; в 2011 г. награжден медалью святителя Симеона, первого епископа Тверского; в 2014 г. ему присвоено звание почетного гражданина Кимрского района; в 2015 г., перед праздником Святой Пасхи, награжден палицей.

Михаил Бакун как творческая, одаренная личность проявил себя в качестве музыканта, исполнителя, вокалиста и композитора. Он организовал семейный вокальный ансамбль, в состав которого вошли его супруга, дети и внуки. Своими выступлениями коллектив завоевал большую популярность как на кимрской земле, так и далеко за ее пределами. В 2010 г. семейный вокальный ансамбль духовной и светской музыки «Вдохновение» под руководством М. Бакуна был удостоен звания Народного.

Освящение колокольни (31 августа 2005 г.)

Отец Михаил и матушка Галина родили и воспитали пятерых детей: Алену, Ольгу (ушла из жизни в 2005 г.), Николая, Екатерину и Анастасию.

Благоустройство и восстановление Троицкого храма продолжаются: в нем проводятся внутренние работы, устроено отопление, появилась ограда. Но сделать предстоит еще немало.

Большим событием в новейшей истории храма явилось обретение им прежней святыни — иконы Николая Чудотворца, хранившейся все эти годы после его закрытия и разорения в одной благочестивой семье. В 2002 г. представительница этой семьи, Евдокия Михайловна Шарова, возвратила икону в храм. После ее реставрации священником Игорем Остаевым, в декабре 2002 г„ состоялось освящение святыни. В храме появился прибывший из Сибири иконописный образ праведного Феодора Томского с частицей его мощей, из кимрского Преображенского собора были переданы иконы Спасителя и Знамения Божией Матери, из Никольского храма деревни Каюрово — икона Святой Троицы, из храма Иерусалимской иконы Божией Матери поселка Белый Городок — иконостас для Казанского придела.

Другим значимым событием в жизни храма явилось освящение звонницы и ее четырех колоколов. Металлическая звонница сооружена на средства московских меценатов А. П. Зуева (ООО «Форма Полиграф») и В. Д. Чаплыгина (ПП «Полиграфбанксервис»). Ее установке и сварке содействовал С. Н. Ременников, директор кимрского ООО «Ритуал». Колокола были отлиты в Москве, на заводе им. Лихачева, на средства инокини Серафимы (в миру Натальи Рекурьян) в память ее сына Сергея, погибшего от рук бандитов. Важная роль в передаче колоколов храму принадлежит И. Л. Филатову.

31 августа 2005 года, в праздник святых мучеников Флора и Лавра, благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении духовенства Кимрского благочиния, совершен чин освящения звонницы и колоколов. Впервые за многие десятилетия над храмом и его окрестностями разнесся колокольный звон, наполнивший радостью сердца многочисленных верующих. Закончилось торжество совершением крестного хода [19].

Крестный ход от Троицкого храма к часовне с источником

16 июня 2008 г. произошло знаковое событие в истории храма. В этот день — праздник Святого Духа, после богослужения в храме, под звон колоколов состоялся многолюдный крестный ход к возведенной часовне с купальней над древним целительным источником. Благочинный Кимрского округа Евгений Морковин в сослужении настоятеля Троицкого храма протоиерея Михаила Бакуна, других священнослужителей совершил чин освящения часовни. Внутри часовни устроены колодец с четырехскатным покрытием и купальня. Многие присутствующие погрузились в нее, попили водицы. Троицкая часовня с источником, названная по имени храма, построена в двухстах метрах от последнего в мелколесье, на пожертвования жителя Москвы В. Д. Чаплыгина и других лиц при содействии Г. В. Новиковой. Анализ воды из родника в одной из московских лабораторий организовала местная жительница Наталья Макаренко [20].

В мае того же, 2008 года, в пос. Малое Василево состоялся первый фестиваль патриотического и духовно-православного творчества. Мероприятие было организовано в память трагически ушедшей из жизни в 2005 г. матушки Ольги, супруги протоиерея кимрского Преображенского собора Бориса Колышкина, дочери настоятеля Троицкой церкви Михаила Бакуна. В Маловасилевском Центре культуры и досуга состоялся концерт, прозвучали духовные и светские песни, стихи, воспоминания о матушке Ольге. Выступил и семейный ансамбль «Вдохновение», возглавляемый протоиереем Михаилом Бакуном, получивший большую известность не только на кимрской земле, но и за ее пределами. Фестиваль с этого времени стал традиционным и настолько популярным, что на него съезжаются гости из разных уголков страны. Его девизом стала известная песня: «За родником белый храм» [21].

Освященный придел Казанской иконы Божией Матери

12 июля 2014 г. прошли торжества по случаю 200-летия Троицкого храма. Накануне юбилея над храмом засияли золотом три главы, увенчанные крестами. Праздничному молебну предшествовал чин освящения восстановленного придела во имя Казанской иконы Божией Матери. Его совершил благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин в сослужении духовенства благочиния. В храме собралось множество гостей из Кимр, Твери, Москвы, Талдома, священнослужители. После праздничного молебна крестный ход со святыми образами и хоругвями торжественно прошествовал от храма к поселку Малое Василево. В поселковом Центре культуры и досуга вниманию присутствующих была представлена праздничная культурная программа. Москвичка Галина Новикова, немало сделавшая для восстановления храмов в с. Печетове и Малом Василеве (Троице-Кочки), подготовила подборку материалов о Троицкой церкви; художники, народные умельцы представили свои работы на выставке «Без веры не было б России». С приветственным словом выступил благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, который поздравил собравшихся с 200-летием Троицкого храма, а его настоятелю, протоиерею Михаилу Бакуну вручил Архиерейскую грамоту митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Музыкальная программа началась с выступления семейного ансамбля «Вдохновение». Ведущая праздника Валентина Новикова поведала зрителям об истории Троицкого храма. Свой рассказ она сопровождала показом слайдов. Песни и танцы представили на суд зрителей как местные исполнители, так и гости из Твери, Московской и Владимирской областей. Завершился праздник общей фотографией на ступеньках очага культуры. К 200-летию Троицкого храма был выпущен красочный буклет [22]. По соседству с Троицким храмом, в оградке, был установлен крест с табличкой, на которой указано, что в прошлом на этом месте находился Никольский храм, уничтоженный в 1940-е гг.

В настоящее время в храме трудятся, помогая настоятелю, протоиерею Михаилу Бакуну, церковный староста, он же алтарник Александр Бесков, казначей Любовь Кравцова, звонарь Александр Недоростков, продавец свечей Любовь Недоросткова, служащая Тамара Мельникова. В церковном хоре поют: Елена Савостьянова (регент), матушка Галина Бакун, Екатерина и Анастасия Бакун, Глеб Савостьянов, Николай Бакун.

Весомую материальную и иную помощь оказывали и оказывают храму прихожане, предприниматели, в том числе, и столичные. Вот их имена: А.П. Зуев (ООО «Форма Полиграф» (Москва), В. Д. Чаплыгин (ПП Полиграфбанксервис), Галина Новикова (Москва), ныне усопшая инокиня Серафима (в миру Наталья Рекурьян), С. Н. Ременников, Валентина Новикова, Вячеслав и Ирина Андросовы, Андрей, Лариса и Артемий Андреевы, кимрский Преображенский собор (настоятель — протоиерей Евгений Морковин), Александр и Раиса Ивановы, Сергей и Татьяна Мельниковы, Николай и Владимир Белозеровы, Мария Попова, Владимир Коняев, Любовь и Владимир Кравцовы, Светлана Бочарова, Татьяна Антоненко, Андрей Колпаков, семейный ансамбль «Вдохновение» Бакунов-Савостьяновых и другие.

Троицкий храм, один из древнейших на кимрской земле, возрождается.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Воспоминания Н. В. Порхунова и других местных старожилов.
  2. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 661. Л. 96 об; Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629 гг. Вып. 1. Станы: Дубенский, Пудицкий, Гостунский, Кимрская дворцовая волость. Кимры, 2006. С. 140; Релина Е. А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Кимры, 2004. С. 223.
  3. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 3711. Л. 1-2; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3707. Л. 1-2.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3739. Л. 1-3.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3739. Л. 5, 7,11, 17.
  6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3752. Л. 1, 16 об., 17-19, 22.
  7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3766. Л. 1-3, 7.
  8. Кимрский муниципальный архив (далее КМА). Ф. 16. Oп. 1. Д. 22. Л. 78; ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 78005. Л. 1, 2.
  9. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3792. Л. 36, 37; ГАТО. Ф. 488. Оп. 5. Д. 11. Л. 97-114; По данным документов ГАТО (Опись Троицкой церкви за 1845 год, клировые ведомости Троицкой церкви за 1910 год, опись Троицкой церкви за 1919 год) значится, что каменная колокольня построена в одно время с Троицким храмом в 1814 году и соединена с ним. Однако местные старожилы утверждают, что колокольня примыкала к пятиглавому Никольскому храму. Где истина? Не исключено, что при составлении описи храма в 1845 г. колокольня ошибочно была отнесена к Троицкой церкви, а более поздние документы были всего лишь переписаны с первоисточника. К сожалению, пока не найдено ни одной старой фотографии Троицкого и Никольского храмов, которые помогли бы разрешить этот вопрос.
  10. ГАТО.Ф. 160. Оп. 10. Д. 3787. Л. 1-3.
  11. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 403.
  12. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 22. Св. 3. Л. 100.
  13. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 22. Л. 94.
  14. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 22. Л. 111-112, 114, 115.
  15. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3746. Л. 1-9, 20, 25.
  16. Семейная хроника. Воспоминания Анны Владимировны Кузнецовой (урожденной Пуликовской) // Тверская старина. Тверь, 1996. № 12-13. С. 38-61.
  17. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 19952-с. Л. 1-29.
  18. ТЦДНИ. Ф 7849. Д. 5329-с. Л. 1, 13, 25, 59, 69.
  19. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Сентябрь 2005 г.
  20. Родник православия. Июль 2008 г.
  21. Родник православия. Июнь 2008 г.
  22. Родник православия. Июль 2014 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.


Фото. № 1 Анатолия Максимова. Июнь 2014 г.

Наверх