Успения Пресвятой Богородицы церковь (Ново-Ивановское) — 1910-е года - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Успения Пресвятой Богородицы церковь (Ново-Ивановское) — 1910-е года

Успения Пресвятой Богородицы церковь (Ново-Ивановское) — 1910-е года

+64
Посмотреть галерею

Историческая справка

В лето 1877 в 66 верстах от Твери, в 38 на запад от города Кимры, в
деревне Ново-Ивановское Ильинского сельского поселения «положено
начало построения церкви тщанием прихожан, преимущественно усердием
доброхотных жертвователей».

История появления церкви в селе Ивановском Корчевского уезда (ныне

  • деревня Новоивановское Кимрского района) начинается во второй половине
    1876 г. В ответ на прошение прихожан села Стоянца (жителей деревень
    Большое и Малое Сменово, Михалково, Незденово и других), «по
    отдаленности и неудобству сообщения со стоянцевской церковью»,
    епархиальное начальство разрешило построить в деревне Большом Сменове
    деревянную церковь «с наименованием оной деревни селом Ивановским».
    Священнику села Стоянца Иоанну Васильеву Сорогожскому было поручено
    «заведывание построением церкви и прихожанами». Это произошло в начале
    1877 года, и вплоть до постройки деревянного храма Иоанн Сорогожский
    совершал богослужения и требы с помощью псаломщика Владимира
    Кревского, переведенного сюда также из Стоянцевского храма.
    Уже в августе крестьяне, приписанные к будущему храму, пожелали
    возвести по новому плану более вместительную церковь. Тверской архиерей
    Алексий благословил своих чад на это начинание. Наблюдение за
    постройкой церкви принял на себя архитектор Антон Жилинский. В декабре
    того же года был решен вопрос и об отводе земли для приходского кладбища
    по соседству (в полуверсте) от с. Ново-Ивановского.
    Строительство церкви временами приостанавливалось вследствие
    недостатка денежных средств. В связи с этим в обращении к архиепископу
    Тверскому и Кашинскому Евсевию в сентябре 1878 г. с просьбой выдать
    книгу для записи подаяний, священник Иоанн Васильев Сорогожский
    отмечает крайнюю бедность прихожан. В ноябре следующего года была

выдана еще одна книга, с условием, «чтобы сбор проходил по одной
Тверской епархии, а в других не иначе, как с разрешения местного духовного
и гражданского начальства и с соблюдением установленных правил».
    Деревянная церковь (на каменном фундаменте) с колокольней была
построена в 1881 г. 25 января 1881 г. освящен главный престол во имя
Успения Божией Матери, правый — в честь Рождества Иоанна Предтечи,
левый — Рождества Христова. Храм был «крыт белым железом и
застрахован в 15000 рублей. Из утвари имелось только самое необходимое.
Приход включал 300 дворов (примерно две тысячи жителей) в селе и
деревнях Афонине, Крячкове, Сменове, Якимовской, Мартынцеве,
Максимцеве, Незденове, Михалкове, 3авидове. Расстоянием от Тверской
духовной консистории церковь находилась к востоку в 65 верстах, а от
уездного города Корчевы — к северу в 17 верстах. В ней служили священник,
диакон и псаломщик.
В 1879 г. псаломщиком в храме становится Алексей Успенский, в 1885
г. произведенный в диакона; тогда же псаломщиком стал Анатолий Шавров.
В 1901 г. в храме служили: священник Иоанн Сорогожский 60 лет,
диакон Алексей Успенский 42 лет, псаломщик Аполлон Морозов 32 лет. Его
прихожанами являлись жители села Ново-Ивановского и деревень: Афонино
(Офонино), Крячково, Кобелево, Малое Сменово (Семеново), Якимовское
(Акимовское), Мартынцево, Максимцево, Незденово, Завидово. Всего 1283
души мужского и 1318 — женского пола.
26 февраля 1902 года, на 63 году жизни, умер настоятель Успенского
храма священник Иоанн Сорогожский. 15 марта 1902 г. новым священником
храма был назначен Иоанн Суслов, перемещенный сюда из с. Стоянцы. В
1908 г. он по состоянию здоровья ушел в заштат.
В 1907 году псаломщиком становится Константин Алферьев,
окончивший курс Тверского духовного училища.

7 сентября 1908 г. учитель Стоянцевской сельской школы Иоанн
Никольский был рукоположен в сан священника и переведен в храм с.
Ивановского. 7 ноября диаконом становится Николай Преображенский.
    19 октября 1909 года, в 3 часа дня, деревянная Успенская церковь из-за
неисправности печи сгорела до основания. Церковное имущество и
документы были спасены; сильно пострадали колокола. На следующий год
возвели временную деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери.
Храм имел 3-ярусный иконостас. В нижнем ярусе находились 6 больших
икон, на последующих -18 образов без риз. Престол в алтаре был покрыт
парчовым антиминсом. На горнем месте — образ Воскресения Христова,
запрестольная икона Успения Божией Матери и пять икон — на стене. В
храме серебряные, с позолотой, потиры, дискос, звездица, ковшичек,
дароносицы… Три престольных Евангелия (большого формата, т.е. в лист),
обложенные медными листами, одно Евангелие среднего формата (в 1/2
листа) и два малых для молебнов и хождения священников по приходу. Три
серебряных напрестольных креста, два медных. 30 икон на стенах храма, 2
пары медных хоругвей, медная водосвятная чаша, медный кувшин для
теплоты, 15 медных подсвечников, 3 деревянных аналоя, панихидный
столик, медная купель, 6 полных облачений для священников, 5 облачений
для диаконов. Большой колокол имел вес 307 пудов 20 фунтов, второй
колокол весил 52 пуда 2 фунта; еще имелось 5 малых колоколов.
В 1910 г. был поднят вопрос о строительстве каменного храма. Начался
сбор денежных средств, строительных материалов, леса, валунов, кирпича;
решался также вопрос о возведении кирпичного завода и участии прихожан в
строительстве храма. В 1910 г. по проекту тверского архитектора В.И.
Назарина, на средства прихожан с прибавлением церковной суммы, началось
строительство кирпичного завода, а в 1911 г. было получено разрешение: «по
проекту, утвержденному строительным отделением Тверского губернского
правления построить в прежней ограде новый каменный храм; чтобы работы
были даны опытному мастеру по нотариальному условию и производились

под наблюдением ответственного техника, от которого при начале работ
была взята подписка». Епархиальным начальством был разрешен сбор денег
в т.н. сборную книгу для пополнения средств, необходимых для
строительства последнего. На строительство шли все поступающие (хоть и
весьма ограниченные) доходы и пожертвования (по указам консистории от
27 января 1910 г. и от 3 июня 1911 г.), но их едва доставало. Тем не менее, в
1913 г. проведены работы по каменной кладке храма.
В 1914 г. в Казанском храме служили: священник Иоанн Успенский 40
лет (скорее всего, однофамилец бывшего здешнего диакона Иоанна
Успенского, который в 1908 г. был рукоположен в сан священника и
переведен в храм с. Первитина Тверского уезда), диакон Николай
Преображенский 40 лет, псаломщик Константин Алферьев 27 лет.
28 сентября 1916 г. диаконом храма (после смерти Николая
Преображенского) становится Николай Пешехонов.
В 1919 г. церковь была построена, однако пока без колокольни и
внутреннего убранства и украшения, на которые не хватило ни строительных
материалов, ни денег. Дальнейшее строительство было приостановлено.
В 1921 г. новым священником становится Иоанн Устинович
Новоженов. Ему помогали диакон Николай Пешехонов и псаломщик
Константин Алферьев.
4 июня 1919г. Стоянцевский волисполком (ВИК) передал действующий
Казанский храм в ведение религиозной общины по договору с
обязательством оплачивать налоги, страховки, а также достроить новую
каменную церковь.
В 1922 г. состоялось изъятие из храма части серебряных
богослужебных принадлежностей в фонд помощи голодающим Поволжья
(подобное происходило по всей стране во всех церквях). Причт храма:
священник, диакон и псаломщик — были лишены избирательных прав (как
служители Церкви), обложены повышенными налогами.

Прихожане прилагали все силы для завершения строительства и
открытия церкви. Так, в 1924 году, с разрешения местной власти
(Стоянцевского волисполкома (ВИКа) на церкви был водружен крест и
началось ее внутреннее обустройство. К 1929 г. все работы в основном были
завершены. Богослужения все это время продолжались в старой деревянной
Казанской церкви.
В 1929 г. в Кимрский райисполком (РИК) поступило заявление от
религиозной общины Ивановской церкви с просьбой освятить каменную
церковь. В прежней, деревянной церкви, продолжать богослужения было уже
небезопасно из-за ветхости последней; к тому же она была слишком тесной.
(В разрешении освятить храм Стоянцевский ВИК общине ранее уже
отказывал). Кимрский РИК под держал отказ, ссылаясь на мнение
большинства граждан и необходимость в помещениях для нужд
сельскохозяйственного назначения. 21 мая того же, 1929 года, религиозная
община направила свое заявление о разрешении освятить новый храм и
начать в нем богослужения вышестоящей власти. Но и губисполком также
отказал верующим.
Тем временем власти активизировали борьбу с религией.
     Неизвестно, в каком году завершилась постройка каменной церкви и
когда начались Богослужения в ней. В постановлении Кимрского окружного
исполкома Московской области от 30 января 1930 г. (протокол № 29, § 40)
говорится: «учитывая, что население района на общих собраниях граждан
выразило желание о ликвидации церквей в селе Ивановском Кимрского
района и использовании помещений: каменного храма для электростанции с
мельницей при ней и деревянного для школы и избы-читальни — признать
необходимым ликвидацию данных церквей и использование зданий для
указанных надобностей, о чем и просить соответствующего постановления
облисполкома».
    Сооруженное на века, пустующее полуразрушенное здание Успенской

церкви (а когда-то ее высокий четверик завершался пятиглавием) и сегодня
возвышается в зеленых зарослях сельского погоста. Рядом на могиле
строителя первого деревянного храма — священника И. Сорогожского
находится поставленный прихожанами каменный памятник с надписью.
    Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Новоивановское
построена в псевдорусском стиле и является ныне выявленным объектом
культурного наследия. В советское время закрыта, заброшена, в настоящее –
сильно руинирована.
Судьба клира во время репрессий:
В 1930 г. священник Иоанн Устинович Новоженов был арестован и
обвинен в антисоветской деятельности. Это было связано с выступлением
верующих против решения властей закрыть Преображенский храм в городе
Кимры в 1929 г. Открытый судебный процесс над обвиняемыми прогремел
на всю страну. Трое из них: настоятель храма Феодор Колеров, староста
Ананий Бойков и прихожанин Михаил Болдаков — были приговорены к
расстрелу; другие — к различным срокам заключения. (Позднее Русской
Православной Церковью все трое причислены к лику святых новомучеников
и исповедников 20 века.) Во время процесса и после него в некоторых
церквях проходили молебны и панихиды по пострадавшим, в том числе и в
церкви с. Ново-Ивановского, организованные священником Иоанном
Новоженовым. За это «преступление» пятеро священнослужителей в 1930 г.
были приговорены к различным срокам заключения в ИТЛ. 13 января был
арестован священник Иоанн Новоженов. По утверждению органов
правосудия, он подстрекал массы к противодействию распоряжениям
властей. 3 февраля коллегия ОГПУ постановила приговорить Иоанна
Новоженова к трем годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ).
Реабилитирован 4 ноября 1989 г.

По материалам:

  1. «Усердием доброхотных жертвователей. Церковь Успения Пресвятой
    Богородицы в деревне Новоивановское» / Нарский А.Р. – издания //
    Тверской мiрянинъ. — 2005. — 10 марта. — № 4 (135). — С. 6.
  2. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.:
    «ЛитГОСТ», 2018.
Наверх