Историческая справка
В архивных документах начала 1600-х годов указано сельцо Романцево на Волге, принадлежащее помещику Тимофею Яковлевичу Онисимову. В 1678 г. сельцом владели помещик, князь Иван Никитич Засекин и его пасынок Лука Андреевич Анисимов.
Судя по церковным документам, в 1693 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Успения Божией Матери.
До нас дошли имена священников, служивших здесь в 18 столетии — Леонтий Кириллов (1751), Василий Потапов (1755), Иван Алексеев (1766), Иван Максимов (1778), Иван Петров (1796). Прихожан в церкви насчитывалось 335 душ обоего пола [1].
До 30-х годов прошлого века на погосте возле церкви находился древний освятительный деревянный крест с надписью: «Освящен храм сей в 7201 лето от создания мира, 4 октября в память св. Иерофея». Близ него находился другой, четырехконечный крест значительного размера, на концах которого с обеих сторон располагались квадратные иконки. В середине креста, с одной стороны, имелось изображение Воскресения Христова, с другой — Спасителя.
Деревянный храм имел всего один престол — во имя Успения Божией Матери. Как было отмечено в журнале «Тверские епархиальные ведомости» в начале 20 века, храм представлял собой замечательный памятник старины. С левой его стороны шла крытая галерея по всей длине храма. В галерее имелись старинные Царские врата и две алтарные двери (вероятно, просто хранились). В церкви довольно много старинных икон. Одна из них — древняя святочтимая храмовая икона Успения Божией Матери. В ризнице церкви хранился аналой и икона с частицами святых, некоторые из них уже извлечены; в центре иконы 4 круглые впадины, в которых, как видно из надписи, находились частицы мощей прп. Кирилла Белозерского, Алексия, человека Божия, царевича Дмитрия Угличского и Псковской княгини Евпраксии. На иконе не осталось и следа живописи. Эту икону следовало бы вставить в доску и возобновить лики святых, частицы которых в ней ныне находятся. Замечателен по живописи и отчасти по древности Нерукотворный образ Спасителя. А икона Покрова Богородицы нового и довольно искусного письма свидетельствует об особом уважении прихожан к этому празднику, когда 1 октября в селе он отмечается как храмовый. Местные иконы потемнели со времени освящения храма, но, по-видимому, возобновлены. Иконостас имеет 2 яруса [2].
Церковь деревянная, на каменном фундаменте, обложена тесом; вокруг приходское кладбище.
В 1819 г. был уволен дьячок Василий Михайлов, на его место заступил дьячок из храма с. Васисина Калязинского уезда Дмитрий Иванов. В 1817 г. диакон Матвей Ильин рукоположен в сан священника. В том же году дьячок Стефан Иванов рукоположен в сан священника (умер в 1830 г.). В 1837 г. в храм определен причетником (пономарем) Александр Мотовилов. В том же году пономарем поставлен Петр Волков. Романцевский священник Максим Иванов определен в Троицкий Калязинский монастырь, оттуда вскоре переведен священником в один из сельских храмов Тверской епархии (возможно, в монастыре он отбывал церковное наказание (исправление) за проступки). В 1839 г. сюда определен священником выпускник духовной семинарии Петр Радикорский. В 1841 г. в храм прибыл пономарь Михаил Новоселов. В 1843 г. новым священником храма назначен Александр Волков, служивший в нем более 20 лет. В 1848 г. уволен пономарь Петр Лисицын, на его место заступил пономарь (позднее служил дьячком) Никольского храма с. Белого Василий Колычев.
В 1850 г. священником в храме служил Александр Волков 26 лет, пономарем Василий Колычев 28 лет, заштатным пономарем Петр Лисицын 49 лет [3].
В 1852 г. дьячком в храме стал служить Михаил Флеров. В 1855 г. здесь служил пономарь Николай Судницын, в 1858 г. — Василий Морковин. В 1869 г. указан священник Мозжухин (вероятно, служил в 1866-67 гг.). В 1878 г. умер священник Петр Лебедев.
В 1880 г. первым священником (настоятелем) Романцевского храма являлся Михаил Иоаннович Баженов 48 лет, вторым священником — Никанор Судницын 45 лет (начал служить с 1861 г.), сверхштатным пономарем Михаил Новоселов 65 лет, и.о. дьячка Матвей Морошкин 60 лет [4]. В 1880-е годы несколько лет священника здесь не было. Вскоре появился священник Александровский. В 1893 г. это место вновь становится вакантным. В том же году в храме псаломщиком служил Петр Иустинов. В 1898 г. на его место из с. Кононова Кашинского уезда прибыл Алексей Малинин. (В 1891 г. в Романцеве у псаломщика Петра Иустинова родился сын Николай, который позднее окончил духовную семинарию, служил священником. В 1937 г. в Молоковском районе Калининской области он был арестован и «тройкой» УНКВД по Калининской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 07.10.1937 г. По постановлению Калининского (Тверского) областного суда от 04.08.1958 г. реабилитирован) [5].
В 1900 г. здесь служили священник Владимир Морошкин 35 лет и псаломщик Николай Никитский 18 лет. Прихожанами храма являлись жители погоста Романцева и деревень Окуловка и Печухня. Всего насчитывалось 60 дворов, в которых проживали 143 души мужского и 175 женского пола [6]. Это был один из беднейших и самых малых приходов в уезде. Поэтому не случайно, что священно- и церковнослужители долго в нем не задерживались.
В 19 веке древняя Успенская церковь стала ветшать. В 1843, 1881 и 1899 гг. в ней проводились ремонтные работы. В 1896 г. причт и прихожане обратились к церковному начальству с просьбой о разрешении построить церковную ограду.
В 1903 г. храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий, который отметил, что в приходе храма нет ни одной школы — ни земской, ни церковно-приходской. Новый молодой священник изъявил желание устроить школу. Было также замечено, что кладбище вокруг церкви требует упорядочения.
В ночь с 16 на 17 мая 1909 г. из храма неизвестным злоумышленником было похищено 7 рублей [7].
27 февраля 1908 г. умер священник Романцевской церкви Александр Исполатов [8]. В феврале 1909 г. эту должность занял Георгий Архангельский, который через несколько месяцев отбыл в один из храмов Вышневолоцкого уезда Тверской епархии [9]. В мае 1909 г. в Романцево прибыл новый священник — Михаил Сназин [10]. В 1913 г. священником в храме становится Илия Титов, который в 1915 г. умер. В том же году священником был назначен Павел Волков.
В 1907 г. псаломщиком храма вновь становится Николай Никитский.
Николай Иванович Никитский родился в 1882 г. в селе Кимры. В кимрском Покровском соборе служил диаконом его дед, Алексей Семенович, а пономарем (псаломщиком) — отец, Иван Алексеевич. Николай Никитский окончил двухклассное училище, являлся послушником тверского Успенского Отроч монастыря. В 1900 г. стал псаломщиком Успенской церкви погоста Романцева Калязинского (после 1917 г. — Кимрского) уезда, (ныне погост и храм не существуют). В 1902 г. направлен псаломщиком в один из храмов Осташковского уезда Тверской губернии. Затем служил в армии. В 1907 г. вернулся в Романцево. В 1912 г. переведен псаломщиком в храм с. Хранево Старицкого уезда Тверской губернии. 31 октября 1916 г. — в храм Рождества Богородицы с. Абрамова, что в окрестностях Кимр. В храме служил псаломщиком почти до его закрытия во второй половине 1930-х годов. Дом его (вероятно родовой) в с. Кимры находился в самом начале нынешней ул. Володарского у р. Кимрки (ныне не существует). В семье Н.И. Никитского родились дети: Валентин, Лидия, Августа, Леонид, Нина, Мария. В Кимрах он работал в городском хозяйстве заместителем делопроизводителя и на гужевом транспорте. В 1941 г. обвинен в хищении (по слухам, необоснованно) и осужден к тюремному заключению. Потомки Никитских разъехались по всей стране. Один из них, А. Ю. Никитский, живет в г. Дубне Московской области, собирает сведения о своем роде [11].
Более 200 лет однопрестольный деревянный Успенский храм в Романцеве не имел отопления. Особенно сложно было совершать богослужения в храме зимой, в сильные морозы. К тому же, во второй половине 19 века храм уже заметно обветшал. Так, в 1880 г. в клировых ведомостях отмечалось, что колокольня накренилась в правую сторону, а престол — в левую. Наконец, в 1911 г. крестьяне приписных к храму деревень на своем сходе приняли решение построить каменную церковь или переделать деревянный холодный храм в теплый (отапливаемый), а для начала построить кирпичный завод. Причт и прихожане храма обратились к тверскому архиерею с прошением благословить их на это богоугодное начинание. Владыка ответил следующей резолюцией: «Благословляется и разрешается приступить к устройству кирпичного завода и выделке кирпича на средства частных жертвователей для постройки нового каменного храма …». Прихожане деревень Печухня и Акуловка решили выделить землю с целью добывания глины для будущего кирпичного завода в 1 десятину, нашли благотворителей. Но дело затянулось. После некоторых проволочек строительное отделение Тверского губернского правления рассмотрело и одобрило план и чертеж кирпичного завода для постройки теплого храма в Романцеве с условием представить местной полиции также план противопожарной безопасности. Так, в волоките, прошел год. 4 месяца приговор (решение схода) прихожан о кирпичном заводе утверждал калязинский земский начальник, 3 месяца их заявление пролежало у местного станового пристава. В 1912 г. причт и прихожане обратились за содействием к тверскому губернатору. 23 ноября 1912 г. из Калязинского полицейского управления в Тверское губернское правление был направлено донесение о том, что постройка кирпичного завода так и не начата. Летом 1913 г. Калязинское полицейское управление послало донесение в Тверь о том, что строительства в д. Акуловке не будет. Так и осталось Романцево без теплого каменного храма. Хотя весной 1913 г. в архивных документах промелькнуло сообщение, что священник храма Илия Титов озабочен устройством печей в ветхом деревянном храме [12].
В феврале 1914 г. псаломщиком Успенского храма становится бывший регент храма с. Медведицкого Кашинского уезда Георгий Кошкин.
После Октября 1917 г. власти повели борьбу против религии, которая в подавляющем большинстве случаев приводила к закрытию храмов или их разрушению. Так произошло и с Успенским храмом погоста Романцева. К сожалению, автор данного очерка не нашел сведений о последнем периоде его существования, священно- и церковнослужителях. Точной даты закрытия храма нет. Скорее всего, он был закрыт в начале 1930-х годов. В Кимрском муниципальном архиве в одном из документов упомянуто, что в 1930-м (или в 1932 г.) храм не работал из-за отсутствия священника.
В конце 1930-х годов в связи со строительством Угличского гидроузла и ожидавшегося подъема воды в Волге Успенский храм был разобран, немногие дома из Романцева были перенесены в другие населенные пункты. Несмотря на многолетние усилия, автору так и не удалось найти ни одной фотографии храма. Ныне памятью о нем служат лишь немногочисленные архивные документы, воспоминания старожилов и этот очерк.
Примечания
- Крылов Лев. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908. С. 147-150. 2. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1903. №14. С. 408. Часть неофициальная.
- Матисон А.В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине 19 века. Москва, 2015. С. 234.
- Государственный архив Тверской области. (ГАТО). Ф. 160. Oп. 1. Д. 16302. Л. 71.
- Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 198.
- Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 316
- Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1909. № 22-24. С. 268.
- ТЕВ. 1908. № 13. С. 124.
- ТЕВ. 1909. № 8. С. 89.
- ТЕВ. 1909. № 26.
- ТЕВ. 1916. № 46-47. С. 505; Коркунов В.И. Храмы Кимрского района. Кимры, «Литературная гостиная», 2015. С. 142; В Кимрском загсе имеется запись о смерти Н.И. Никитского в 1942 г., по которой можно судить, что он умер, находясь в заключении.
- Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 466. Оп. 1. Д. 86609. Л. 1-13.
ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.