Вознесения Господня церковь (Старица) - 1763 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Вознесения Господня церковь (Старица) — 1763 год

Вознесения Господня церковь (Старица) — 1763 год

+19
Посмотреть галерею

Историческая справка

В лето 1668 на средства схимонахини Марины Исидоровой Лукъянчиковой построена каменная Вознесенская церковь в два этажа. В верхнем этаже престол во имя праздника Вознесения Господня, а в нижнем — Знамения Божией Матери. В нижнем этаже с правой стороны имеется гробница инокини Пелагеи с надписью: «В лето 7…. в день… преставися раба Божия инокиня Пелагея, дочь Леняевых». По сведениям Архива Старицкаго Духовнаго Правления, эта инокиня была матерью перваго русскаго патриарха Иова. Могила инокини Пелагеи чтится народом, здесь часто служатся панихиды, при этом не мало приносят болящих детей и многие из них, будучи безнадежными, получают выздоровление.
  Когда-то на месте церкви был женский Вознесенский монастырь, но время и деяния людские оставили живущим сегодня возможность лицезреть только остатки белокаменной Вознесенской церкви. На территории монастыря находились мощи местночтимой святой Пелагеи, принявший мученическую кончину во время одного из польских разорений начала ХVII в. До 1755 г. Пелагея, сестра (по некоторым данным мать) патриарха Иова, была погребена под отдельной часовней, а затем по разрешению епископа Вениамина была построена новая Вознесенская церковь. Мощи подвижницы были перенесены сюда и погребены под надгробной плитой в нижнем этаже близ придела иконы Знамения Божией Матери. Над ней была поставлена икона с изображением мученицы Пелагеи, преподобной Пелагеи и преподобной Параскевы (в миру инокиня носила имя Параскева).
    В 1930-х гг. в храме хотели устроить клуб, затем в здании церкви предполагали разместить экспозицию, посвящённую народному хозяйству. Но реконструкция здания не была доведена до конца, и оно осталось без кровли и потолочных перекрытий.
    А в середине 1980-х гг. при постройке гаражей на глубине около метра были обнаружены мощи блаженной Пелагеи. Надгробная плита была отодвинута, а мощи разбросаны внутри церкви.
В писцовой книге Степана Торбеева (1624 г.) о Вознесенском девичем монастыре говорится: «Церковь Вознесения Господня, древень клецки а вцеркве образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строенье Государево а у церкви во дворе поп Наум Иванов». Далее идет перечисление посадских дворов. Из той-же писцовой книги видно, что гор. Старица сильно пострадал от Литовскаго разорения, так что из 9 церквей четыре, а также Вознесенский монастырь запустели и остались без пения. Посадских дворов тяглых, средних и молодчих людей было 39, а людей в них 64 человека. Пустых же дворовых посадских мест, из которых посадские люди разошлись в 1612 году— по 1617 год, 58 мест, а живут те разошлые люди на Москве и по разным городам; да посадских же дворовых мест, которые от Литовского разорения запустели 187 мест.
    Вознесенская церковь в гор. Старице, как выше сказано, прежде была монастырской. Время основания этого монастыря — неизвестно. Некоторые авторы, указывая на местные предания, относят появление Вознесенского монастыря к царствованию Ивана Грозного. Подобное предположение вполне правдоподобно, если принять во внимание, то обстоятельство, что Грозный жил некоторое время в Старице и украсил город несколькими постройками.
В смутное время, в 1609 г., Старица подверглась разорению со стороны поляков. Город быль взят и сожжен, жители же перебиты. О разорении Старицы в смутное время говорят многие письменные памятники того времени. Так, повесть князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовскаго подробно описывает взятие города: «И оттоле, читаем в этом источнике, «поидоша (поляки) нощию под городок Старицу и на городок той нападоша… И тако городку сему от поляков взяту бывшо и велико в нем обретают людей, всех мечем погубляют, никого не щадя и разсуждения возрасту не имя… Последи же городок той запалиша…»
    Пережив смутное время, монастырь, по-видимому, оправился и продолжал существовать до 1764 г. С этого времени он был упразднен и обращен в приходскую церковь.

    Надпись, находящаяся на северной стене Вознесенской церкви, говорит о построении ныне существующего храма, одной игуменьей монастыря. Подобные записи о времени построения храма делались обыкновенно в очень многих древнерусских церквах. Данная же надпись интересна тем, что точно датирует время построения Вознесенской церкви. Надпись высечена на известковой плите, которая по краям орнаментирована. Вверху помещено изображение креста, самая же надпись сделана вязью и читается большею частью довольно легко. В недавнее время плита, на которой сделана надпись выкрашена масляною краской.
Надпись читается таким образом: «В лето от создания мира 7176 г., от воплощения же Бога Слова 1668, апреля в 9 день представися раба Божия игумения знаменосица строительница святаго места сего Марина Исидорова дочь Лукъянчиковых, строение же ея во обители сей церковь каменная, два престола: Вознесение Христово, Знамение Богородицы, вся святая обитель во граде Старице».
    Надпись читается не трудно и некоторые затруднения вызывает лишь слово «знаменосица». По этому поводу поднимался уже вопрос в Тверской Архивной Комиссии, при чем было решено обратиться к проф. И.А. Шляпкину за разъяснением смысла этого слова надписи. Профессор сообщил, что слово «схима» значит — образ, вид, фигура. В словаре церковно-славянского и русского языков изд. Академии Наук слово «знаменосец» встречается в значении «схимник». Отсюда проф. И.А. Шляпкин заключает, что Марина Исидоровна Лукъянчиковых была основательницей и игуменьей Вознесенко-3наменской обители и окончила свою жизнь в схиме и слово «знаменосица» — значит «схимница».
    Указом Святейшаго Синода от 2 августа 1722 года, состоявшимся вследствие доношения Приказа церковных дел, о том, что игуменья Вознесенского девичья монастыря Венедикта не принимает в свой монастырь посланную туда под начал и в труды монастырские старицу Феодору Кузьмину, пойманную в 1721 г. в Старицком уезде, в раскольнических скитах, в лесу, и присоединенную потом к св. церкви, — предписано старцев и стариц, обратившихся от расколу, посылать в содержание в монастыри, в которые пристойно по расчислению множества монастырских вотчин, без всякаго подлога, а оную старицу Феодору в Вознесенском девичье монастыре содержать по прежнему.
    В силу указа 14 февраля 1764 года упразднен Вознесенский девичий монастырь в гор. Старице.
Предметы:
Остатки каменной древней монастырской ограды.
Церковная ограда как гласит надпись: «Построена сия ограда в 1909 году при церковном старосте Василии Алексеевиче Золотарском и священнике о. Михаиле Прозорове, псаломщике Петре Покровском».
Евангелие напрестольное, вклад царя Михаила Феодоровича с надписью на листах: «Сию книгу пожаловал Государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии в Старицу в Вознесенский девич монастырь при игумении Марине с сестрами лета 7143 декабря в 11 день, а подписал сию книгу приказу большого дворца подъячий Любим Османов».
Старые царские врата.
Два креста напрестольных — серебряный и деревянный.
Икона Знамения Божией Матери.
    В городском саду находится полуразрушенное здание. Это все, что осталось от соборного храма, располагавшегося когда-то здесь женского Вознесенского монастыря.  Строительство нового белокаменного двухпрестольного двухэтажного храма по проекту петербургского архитектора (к сожалению, в расходных книгах монастыря его имя не упоминается) было начато в 1755 году. К 1761 году закончили и освятили Знаменскую церковь в нижнем этаже, а в 1763 году освятили верхний Вознесенский храм. По указу Екатерины II, предполагавшему изъятие у Церкви значительного количества земель, монастырь был упразднен, а Вознесенский храм стал приходской церковью с тем условием, что немногочисленные монахини останутся при ней. В 1794 году была увеличена на один ярус и увенчана шпилем трехъярусная колокольня.
       В 1828 году в храме служили: священник Матвей Симеонов — 35 лет, дьячек Александр Иванов — 26 лет, пономарь Иван Димитриев — 26 лет. Прихожан в Старице и в деревне Гвоздеве — 28 дворов (107 мужчин, 115 женщин).
      В 1901 году служили: священник Михаил Васильевич Прозоров 47-ми лет, псаломщик Василий Васильевич Покровский 31-го года. Прихожан в городе Старице и деревне Гвоздеве — 36 дворов (168 мужчин, 160 женщин).
    В 1914 году служили: священник Александр Смирнов 39-ти лет, псаломщик Петр Покровский 49-ти лет. Прихожан в Старице и в деревне Гвоздева — 174 мужчины и 168 женщин.
    В 1935 году храм был закрыт, а затем сильно пострадал во время немецкой оккупации. В 1950-х годах его попытались приспособить под клуб, для чего разобрали остатки венчающего собор восьмерика, все своды и верхние ярусы колокольни. Тогда же с запада пристроили большой двухэтажный тамбур. Но эти работы не были завершены, и сегодня один из древнейших храмов Старицы находится на грани исчезновения.
    Летом 2002 года здесь были обнаружены останки местночтимой схимонахини Пелагии, матери или сестры первого российского патриарха Иова.

По материалам:
Тверская область. Путеводитель / Автор составитель С.Б. Михня. – Тверь: «Мартин», 2005.
Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009.
Тверской епархиальный статистический сборник / Добровольский И. – Сборник. – Тверь, 1901.
Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1914.
Старица и ея достопримечательности / Крылов И.И. — Старица, 1914.
Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь — обитель первого патриарха. — М.: «Пента+», 2010.

Наверх