Знамения Пресвятой Богородицы церковь (Ново-Никитское) — 1831 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Знамения Пресвятой Богородицы церковь (Ново-Никитское) — 1831 год

Знамения Пресвятой Богородицы церковь (Ново-Никитское) — 1831 год

Церковь в селе Ново-Никитском встречается в архивных источниках с 1716 г. [1]. Эта дата неоднократно упоминается и в других документах.

12 ноября 1791 г. прихожане храма, братья Борковы и некоторые другие, обратились к тверскому епископу Тихону с прошением благословить их на постройку вместо обветшавшей деревянной церкви каменную и выдать храмозданную (храмоздательную) грамоту. На следующий год, в феврале, грамота за подписью тверского владыки была выдана [2]. Но строительство храма так и не было начато. Причин тому несколько. Возникли разногласия между его организаторами (об отводе земли для устройства кирпичного завода, о наименовании (в честь каких святых) приделов. В 1809 г. умер один из братьев Борковых; а затем, в 1812 году, началась война с наполеоновской Францией. После окончания войны единственный владелец земли и имения, местный помещик, коллежский асессор Петр Борков решился на строительство каменной церкви, которую не удалось построить его предшественникам. Вновь от помещика тверскому архиерею было направлено прошение. Владыка благословил Петра Боркова на богоугодное дело, но предложил одновременно отремонтировать старую деревянную церковь для богослужений во время строительства новой церкви. Помещик поручился своим имением и крепостными крестьянами как залогом в случае невыполнения обязательства (например, его смерти). Итак, в 1814 г. Петру Алексеевичу Боркову епархиальной властью было дозволено приступить к постройке каменной церкви.

В 1820 г. Петр Борков обращается к тверскому архиерею Филарету (предыдущий тверской владыка, Серафим, руководившей епархией с 1814 по 1819 гг., к тому времени стал митрополитом Московским) с прошением о разрешении выдать сборную книгу пожертвований для окончания строительства церкви его дворовому человеку, Ивану Александрову.

12 февраля 1823 г. тверскому архиерею Ионе от прихожан было послано сообщение, что строительство храма доведено до окон, и с сожалением отмечено о смерти в 1822 г. строителя храма, помещика Петра Боркова. Наследником имения и земли стал брат усопшего, Алексей Борков, который все движимое и недвижимое имущество продал Анне Храмцовой (в девичестве Талызиной) и продолжать строительство храма не желает; крестьяне же вследствие недостатка средств продолжать строительство не могут. Архиерей послал из г. Корчевы (уездного центра) благочинного Иоанна Алексеева вместе с чиновником Корчевского земского суда получить у наследников объяснение по поводу дальнейшей судьбы храма. Поручик Алексей Борков заявил, что ему после брата ни имения, ни денег не досталось — только крестьяне. Он заплатил долги брата (25 тыс. руб.) и за свой счет продолжать возведение церкви не согласен ввиду того, что уже строит церковь в Александровском уезде, в селе Благовещенском. Помещица Анна Храмцова, в свою очередь, заявила прибывшим о том, что Петр Борков продал ей имение за 4 месяца до своей смерти, а также передал три заемных письма на сумму 2500 рублей (кашинского помещика П.А. Скарятина (1 тыс. руб.), корчевских помещиков М.А. Баклановской (1 тыс. руб.) и В.Ф. Боркова (500 руб.), которые она может взыскать с последних и употребить на строительство церкви. Эти письма у нее забрал Алексей Борков и передал своему младшему брату Ивану, т.к. не знал, для чего они предназначались.

Старая деревянная церковь все более ветшала. Как сообщал в Тверскую духовную консисторию благочинный Корчевского уезда, местами она сгнила, на крыше — течи, сама церковь наклонилась на север, а колокольня — на восток. В консистории приняли решение деревянную церковь в Ново-Никитском упразднить, а прихожанам временно стать приписными к церквям соседних сел Горицы и Болдеево. Последние заволновались. Это не было оставлено без внимания епархиальных властей. Благочинный Воскресенского собора г. Корчевы Иоанн Алексеев послал прошение тверскому владыке Амвросию оставить прихожан при их церкви, которую они обязуются подправить на время возведения каменного храма, а также просил выдать книгу для сбора пожертвований по губернии для окончания строительства. Архиерей удовлетворил пожелания прихожан. Строительство каменной церкви возобновилось. Церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы была освящена в 1831 г. [3].

В Тверском государственном архиве хранится дело за 1834 год о пожертвовании 2 гильдии купцом с. Кимры Корчевского уезда Александром Мошкиным 2 тыс. рублей в пользу причта храма с. Ново-Никитского, с тем, чтобы ежегодно с этой суммы из Московского Опекунского совета Воспитательного дома взимались проценты. Купец пожелал, чтобы сообщение об этом было послано в Св. Синод, равно как и о его пожертвовании еще большей суммы на расширение и украшение своей приходской церкви Вознесения Господня в селе Кимры [4].

В 1843 г. причт и прихожане решили расширить церковь путем возведения трапезной с теплым приделом во имя великомученика (вмч.) Никиты. Строительство решено было осуществить на средства прихожан с добавлением кошельковой суммы. Тверской архиерей благословил своих чад на богоугодное дело. В 1846 г. придел был освящен ключарем тверского Преображенского собора Михаилом Иоанновым.

Из описи храма. Это особенно важно, так как самого храма уже не существует и до сего дня не обнаружено ни одной его фотографии; поэтому с помощью описи (хотя и с некоторыми сокращениями), хранящейся в Тверском архиве, можно иметь о нем некоторое представление.

Длина храма составляла 7 саженей, ширина — 6, высота — 7. Стены церкви, как внутри, так и снаружи, оштукатурены, снаружи храм покрашен желтой краской. В холодной церкви (главной) престол освящен во имя Знамения Божией Матери, в трапезной (теплой) левый придельный храм (придел) освящен во имя вмч. Никиты, правый (южный) — в честь святителя Николая (построен был после 1846 г.) Пол в церкви и алтаре деревянный, окрашен желтой краской. В храме 20 окон, 12 вверху и 8 внизу. На церкви одна глава, увенчанная вызолоченным крестом. Крыша покрыта железом, окрашена медянкой. Входные двери — с западной, северной и южной сторон.

Алтарь главного престола из соснового дерева. На нем атласный антиминс желтого цвета со святыми мощами. Жертвенник, на горнем месте икона Воскресения Христова, по правой стороне деревянный 8-конечный крест иконного письма. Крест пожертвован монахиней Тверского девичьего монастыря Магдалиной. По левую сторону образ Тихвинской Божией Матери, пожертвованный монахиней Магдалиной. Запрестольный крест, пожертвованный вольноотпущенным крестьянином помещика Олсуфьева Иваном Дмитриевым. Запрестольный образ Знамения Богоматери, пожертвованный им же. На простенке между окном и правой стороной престола повешена плащаница в деревянной, окрашенной черной краской, раме. Над плащаницей — образ Казанской Божией Матери, пожертвованный вышеупомянутой монахиней Магдалиной.

2-ярусный деревянный иконостас с вызолоченной резьбой, по гладким местам окрашен голубой краской. Перед ним 6 позолоченных колонн и 4 полуколонны.

Первый ярус. Царские врата резные, вызолоченные. В них 6 образов, написанных монахиней Магдалиной. С правой стороны икона Спасителя. Южная алтарная дверь, на ней образ Архангела Михаила. По правую сторону южной двери иконы вмч. Никиты и свт. Николая. С северной стороны Царских врат икона Божией Матери в рост, с младенцем. В северную алтарную дверь вставлен образ Архангела Гавриила; в правой руке он держит фонарь, в левой — райскую ветвь. По левой стороне северной двери икона Ангела в рост, держащего образ Знамения Божией Матери.

Второй ярус. Над Царскими вратами изображение Тайной вечери в резном вызолоченном сиянии. Над южной алтарной дверью образ Вознесения Господня. На верху иконостаса четырехконечный вызолоченный резной крест. В церкви имеются пожертвованные иконы. Среди жертвователей — вышеупомянутая монахиня Магдалина, девицы Прасковья Иванова и Евдокия Федорова из Ново-Никитского, помещик Петр Олсуфьев…

Паникадило медное, трехъярусное, весом 31 пуд, висит на железном крюке. В куполе изображение Господа Саваофа. 2 хоругви с живописным изображением из штофной материи красного цвета с позолоченными кистями.

Трапезная с приделом каменная; ее длина и ширина равны 6 саженям, высота 4 сажени. Стены снаружи и внутри оштукатурены; снаружи покрыты желтою краской, внутри изображения божественных картин.

В трапезной 10 окон. Пол деревянный, крашеный. Крыша железная, окрашена медянкой (зеленой краской). В ней 1 печь. Паперть с западной стороны, устроена под колокольней. В ней с обеих сторон полуциркульные окна.

На южной стороне трапезной придел с престолом вмч. Никиты. Престол соснового дерева. На нем атласный антиминс желтого цвета, в нем святые мощи. Жертвенник соснового дерева. Образ Знамения Богоматери на стене. Плащаница, Запрестольный крест.

Иконостас одноярусный, при нем 8 колонн и 4 полуколонны, окрашенные под мрамор. Царские врата резные, по гладким местам окрашены голубой краской; на них 4 круглых образа. Над Царскими вратами посеребренное, в вызолоченном сиянии, изображение Святого Духа. Вверху иконостаса 4-конечный Крест с распятием. С северной стороны иконостаса дверь с изображением архидиакона Стефана. Над аркой образ Знамения Божией Матери, по правую сторону арки, в углу, в вызолоченном киоте за стеклом, образ вмч. Никиты со страданиями в серебряной ризе с позлащенным венцом…

Придел во имя свт. Николая [5]. Престол из соснового дерева. Антиминс шелковый, желтого цвета, в нем святые мощи. Жертвенник. Деревянный Запрестольный крест. Запрестольный образ Знамения Божией Матери…

Иконостас одноярусный, деревянный, с вызолоченной резьбой, по гладким местам окрашен белой краской; резьба вызолочена. 8 колонн и 4 полуколонны окрашены под мрамор. Царские двери, на них 4 круглых образа святых… На левой стороне двери, в иконостасе, образ Николая Чудотворца в металлической ризе за стеклом…

Среди трапезной паникадило в 3 яруса…

Евангелия. В большой лист, переплетено в деревянные доски, обложено в красный бархат с медными посеребренными клеймами: Воскресения Христова и четырех Евангелистов. Печатано в Москве в 1779 г. Другое Евангелие, в 1/2 листа, обложено красным бархатом с серебряными клеймами.

Колокольня каменная, 3-ярусная, находится в связи с трапезной. Ширина 3, высота 13 саженей. Покрыта железом, окрашена медянкой. Крест железный, вызолочен, высотой в 2 аршина, под ним позолоченное яблоко (шар). Глава обита железом (английской жестью), окрашена голубой краской. Шпиль деревянный, обит английской жестью, длиной 13 аршин.

На колокольне 4 колокола. Первый весит 12 пудов. Лит в 1781 г. тщанием прихожанина помещика Василия Боркова. Второй, весом 3 пуда, пожертвован неизвестным дарителем. Третий и четвертый по 1 пуду каждый. Имена жертвователей также неизвестны [6].

Ограда. С западной стороны каменная, оштукатурена, по местам покрыта железом, с деревянным частоколом. Высота столбов 2,5 аршина, сама ограда высотой 1,5 аршина. Посреди ограды железные ворота с двумя железными калитками. Над ними каменная арка, покрытая железом, с деревянной главой, окрашенной медянкой. Крест деревянный, крашеный. С лицевой стороны ворот, по бокам, справа — изображения Спасителя и блгв. князя Александра Невского, слева — иконы Казанской Божией Матери и вмц. Параскевы (Пятницы). Прочие 3 стороны ограды деревянные, на каменных столбах. При ограде слева, у западных ворот, на углу — каменная квадратная сторожка по 10 аршин с каждой стороны, с четырьмя окнами, крытая дранкой. Внутри печь с лежанкой и перегородкой для чулана. Образ свт. Димитрия, митрополита Ростовского, с лампадой. Стол. Пристроенные сени с двором для скота и крыльцом. С правой стороны западной ограды, на углу — деревянный амбар, крытый дранкой, для хранения хлеба и церковных вещей, старых образов, не годных к употреблению. С южной стороны ограды, в столбе, в раме со стеклом — образ Тверских угодников.

Деревянная кладбищенская часовня в 1/2 версты от церкви — тесовая, окрашена в серо-голубой цвет, с крестом наверху. Размер часовни 4 на 4 аршина. (Новое кладбище появилось в 1898 г., старое осталось возле церкви). Старая деревянная полуразвалившаяся часовня находится цри кладбище около церкви, поставлена на месте алтаря прежнего храма. Деревянный дом для священника перестроен в 1918 году, имеет 8 окон, сени, кладовую и внутри двора теплый хлев [7].

Священно- и церковнослужители (с незначительными сокращениями)

1754 г. Произведен в священники Знаменского храма села Ново-Никитского дьячок церкви с. Болдеева Федот Васильев. 1775 г. Иван Флоров определен в дьячки. 1774 г. Умер пономарь Тимофей Алексеев. 1777 г. Жалоба в духовную консисторию священника Федота Васильева об избиении его (колом) дьячком Тимофеем Алексеевым. 1778 г. На место священника Федота Васильева поставлен его сын Симеон Федотов. 1780 г. На должность дьячка поставлен пономарь Кирилл Иванов. 1804 г. Дьячок Кирилл Иванов найден в лесу мертвым. 1807 г. Выпускник Тверской семинарии Иван Быков поставлен в дьячки. 1811 г. Выпускник Тверской семинарии Иван Петропавловский поставлен в диаконы. 1820 г. Священником становится Иоанн Афанасьев. 1821 г. Кончина священника Симеона Федотова. 1824 г. Дьячок с. Кревы Иван Васильев произведен во священника церкви с. Ново-Никитского. 1830 г. Послушник Тверского Успенского Отрочь монастыря Максим Сергеев произведен в пономари в с. Ново-Никитское. 1831 г. Дьячок церкви с. Дятлова Весьегонского уезда Иван Стефанов определен в храм с. Ново-Никитского на ту же должность. 1832 г. Выпускник Тверской духовной семинарии Арсений Покровский определен священником в храм с. Ново-Никитского. 1832 г. Пономарем определен Семен Истомин. 1836 г. Умер дьячок Иван Стефанов. 1848 г. Умер священник Арсений Покровский (на основании записи метрической книги храма, иерей Арсений Покровский свою последнюю службу совершил в конце августа 1848 г.). 1848 г. Новым священником храма стал Капитон Ильинский (за время своей службы в духовной консистории неоднократно рассматривались дела о нетрезвости иерея).

В 1850 г. в храме служили: священник Капитон Петрович Ильинский 27 лет, вдовый дьячок Иван Иванович Успенский 34 лет, пономарь Семен Васильевич Истомин 37 лет [8].

1881 г. Умер священник Капитон Ильинский. Новым священником в храме стал Александр Скобников. 1894 г. Александр Скобников убыл в кашинский Успенский собор. 1885 г. Увольнение от должности псаломщика Семена Истомина (в 1892 г. умер; служил в храме с 1832 г.). 1892 г. Псаломщик Петр Орлов возведен в сан диакона.

В 1901 г. здесь служили священник Василий Кузьминский 28 лет (с 1897 г.) и псаломщик Петр Орлов 57 лет [9].

В 1903 г. (после смерти Василия Кузьминского) новым священником храма становится Алексей Зверев. В 1905 г. умер псаломщик Петр Орлов. На его место назначен Александр Каменский [10]. В 1915 г. в храме служили священник Виталий Кузьминский 26 лет и псаломщик Александр Каменский [11].

В 1891 г. священником Александром Скобниковым в память чудесного спасения жизни наследника престола, будущего императора Николая II от покушения злоумышленника, пожертвован дом для церковно-приходской школы в селе Ново-Никитском [12].

В 1893 г. Александр Скобников был удостоен благодарности царя Александра III за благоустройство школы.


После Октября 1917 г. начались гонения против Русской Православной Церкви. Трудные времена наступили и для причта Знаменской церкви с. Ново-Никитского, особенно после принятия Совнаркомом в январе 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Начался период богоборчества. Власти контролировали и всячески ущемляли деятельность Ново-Никитской религиозной общины, создавали препятствия в отношении причта храма, прихожан.

Вероятно, гонения властей дали свои результаты. В 1918 г. священник Виталий Кузьминский оставил свой пост и уехал в храм села Щербинина Тверского уезда. Его место занял священник Василий Некрасов [13]. В 1924 г. убыл и последний; на его место заступил рукоположенный в сан священника псаломщик Александр Каменский, псаломщиком же стал житель деревни Татищеве Василий Харитонов.

Священник Александр Каменский

1 декабря 1929 г. на заседании Горицкого райисполкома (РИКа) было принято решение закрыть церковь в Ново-Никитском и использовать ее для культурных целей. Соответствующее ходатайство для утверждения было отправлено в Кимрский окружком. В Кимрах решение горицких властей поддержали и, в свою очередь, направили ходатайство в Московский областной исполком (МОИК), где и был принят окончательный вердикт о закрытии церкви [14].

Опустевший храм был передан в ведение местного сельсовета. Сведений о храме и его причте того периода сохранилось крайне мало. Со слов Вячеслава Каменского (сына последнего священника храма Александра Каменского), в церкви работал овощесушильный цех. Его отец, Александр Каменский, прожил здесь всю жизнь. Трудился в колхозе, а также работал почтальоном. Во время Великой Отечественной войны был призван на оборонные работы под Москвой. Умер в 1973 году, похоронен на бывшем приходском кладбище около Ново-Никитского (кладбище ныне не существует). О том, что в церкви находился овоще сушильный цех, поведали и местные старожилы. Одна из них, жительница села Торицы Герольда Максимовна Григорьева, рассказала, как в 1960-х годах, во время грозы, в колокольню ударила молния, и церковь сутки горела. После этого бесхозную церковь местное население стало разбирать на кирпич. По данным проведенного обследования, составленного архитекторами в 1969-м году, здание церкви к тому времени уже не использовалось и находилось в процессе разборки.

Полуразрушенный храм в Ново-Никитском. 1960-е гг.

Уже много лет как Знаменская церковь в Ново-Никитском прекратила свое существование; о ней напоминают лишь отдельные фрагменты строения, куча щебня, осколков кирпичей и другого мусора, оставшегося после ее разборки. Летом, несколько лет назад, я побывал на этом месте, но ничего увидеть не смог: все заросло высокой жгучей крапивой и другими растениями.

Примечания

  1. 103 заседание Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК) 23 августа 1907 г. С. 27.
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 2130. Л. 1-2.
  3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2140.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2146-а. Л. 1-4.
  5. Второй придел во имя Николая Чудотворца был освящен во второй половине 19-го или начале 20 вв. Эти разночтения допущены из-за ограниченного числа использованных автором архивных материалов.
  6. В описи 1919 г. указан главный колокол весом 33 пуда, приобретенный в 1865 г.
  7. ГАТО. Ф. 160. Oп. 10. Д. 2151 (опись храма 1861 г.); некоторые добавления взяты из описи 1919 г.
  8. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 1689.
  9. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901 г. С. 409-410.
  10. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1905 г. №19. С. 529; ТЕВ. 1905 г. № 22 С.622
  11. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914 г. С. 264.
  12. Цесаревич Николай (сын императора Александра III), путешествуя по ряду стран, 29 апреля 1891 года, во время пребывания в Японии, в г. Оцу, подвергся нападению полицейского, который дважды ударил его саблей по голове. По счастью, раны оказались не смертельными. Спасли цесаревича от смерти греческий принц Георг (ударил злоумышленника бамбуковой тростью), а также рикши, которые везли обоих наследников. Николая II всю оставшуюся жизнь беспокоили головные боли.
  13. ТЕВ. 1918 г. № 1-4. С. 8.
  14. ГАТО. Ф. Р-953. On. 1. Д. 23. Л. 52.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.

Наверх