Знамения Пресвятой Богородицы церковь (Петровское) - 1786 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Знамения Пресвятой Богородицы церковь (Петровское) — 1786 год

Знамения Пресвятой Богородицы церковь (Петровское) — 1786 год

Историческая справка

Церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы в селе Петровском когда-то находилась возле дороги Кимры — Печетово — Яковлевское в одном километре от нынешней деревни Паскино и в 3-х — от села Никольское-Неверьево. Это был самый маленький по своим размерам каменный храм на кимрской земле. Но, как говорится, «мал золотник, да дорог». Один из старейших храмов Кимрского района имел богатую историю, какой может гордиться далеко не каждый подобный ему храм; он также был связан с целым рядом исторических личностей. Появившись в конце XVIII века, храм просуществовал до 1930 года, а спустя десятилетие был разобран на кирпич.

Впервые о храме и селе повествуется в труде священника Иоанна Колоколова, посвященном истории этого места. Он сообщает, что село Петровское получило свое название по имени прежде бывшего здесь храма в честь апостолов Петра и Павла. Еще он пишет: «В консисторской справке (документ Тверской духовной консистории — В. К.), поданной епископу Митрофанию, при определении в Петровское во диакона в 1743 году дьячка того же села Дионисия Иванова, сказано, что храм села Петровского был построен в 1714 году на старинном церковном месте. Отсюда видно, что Петровское существовало и в XVII веке… Сначала село Петровское состояло из храма, барской усадьбы, домов причта и десятка полутора домов крестьянских, но во время владения Петровским г. Левшина (середина 19 века — В. К.), крестьянские постройки были перенесены за версту от села на другой берег р. Пудицы, и с тех пор до сего дня Петровское заключает в себе только храм, усадьбу и дома причта» [1].

По легенде, одним из последних владельцев села Петровского по мужской линии являлся Андрей Иванович Колычев, морской офицер. Однажды к кораблю, на котором он служил, волны принесли икону Знамения Божией Матери, которая далась только в руки Колычева. Он привез ее домой, в Петровское, и поместил в местный храм. Мысль построить новый каменный храм возникла у владелицы имения, Екатерины Федоровны Колычевой, не сама по себе, а, как говорит легенда, по внушению самой Божией Матери [2].

А вот что говорят о возникновении храма архивные документы. В 1771 г. владелица имения Екатерина Колычева направила тверскому архиерею Платону (сей известный в России священнослужитель в то время являлся одновременно и архимандритом Свято-Троице-Сергиевой лавры) прошение, в котором сообщала, что в ее вотчине в Кашинском уезде, в Большой слободе Задубровской имеется село Петровское, а в нем деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы, при которой она имеет жительство. И по усердию своему она возымела намерение в селе Петровском вместо деревянной церкви построить каменную того же наименования с приделом святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца. Помещица просила архиерея разрешить строительство храма и выдать храмоздательную грамоту. Из Тверской духовной консистории последовал соответствующий запрос. Настоятель храма, священник Дионисий Иванов ответил, что деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла был построен в 1714 г., позднее он был освящен во имя Знаменской Божией Матери. (Не исключено впрочем, что в первой половине XVIII века Петропавловский храм был разобран, а на его месте построена Знаменская церковь). В то время он являлся приписным к близлежащему храму села Паскина [3]. Однако, начало строительства нового храма было связано с определенными трудностями. Причт Петровского храма своей земли не имел, пользуясь той, что временно предоставила им помещица. Священно- и церковнослужителям была выделена худая (неплодородная) земля и к тому же вдалеке от места их проживания. Тогда они обратились с прошением о содействии к архиерею. Из епархии к помещице было затребовано отмежевать для причта 33 десятины земли в вечное пользование. Кроме того, священник соседнего села Паскина (Воскресенского, что на Стану) Автоном Иванов постарался помешать
осуществлению замысла Колычевой. Одним из его аргументов, направленных в епархию, был тот, что к церкви в Петровском приписано слишком мало прихожан; к тому же якобы помещица добавила сюда некоторое число лишних дворов, а сама она после смерти сына намерена уйти в Кашинский Сретенский женский монастырь. Делалось все это для того, чтобы в Петровском не было открыто самостоятельного причта. После проведенного дознания Тверская духовная консистория, учитывая возникшие обстоятельства, и особенно тот факт, что к тому времени умер священник Знаменской церкви, приняла решение церковь в Петровском приписать к Воскресенской, что в селе Паскине. Архиепископ Платон сообщил об этой проблеме в Святейший Синод, который вынес соответствующую резолюцию: «До тех пор пока при церкви не будет 40 дворов приходских, не разрешать постройки храма». Попытки уговорить крестьян других близлежащих приходов стать прихожанами Петровской церкви результатов не дали. С 1771 по 1774 гг. храм не имел священника. Таким образом, вопрос о строительстве нового храма оставался неразрешенным.

В 1782 г. Колычева вновь обратилась уже к новому тверскому владыке Арсению Верещагину с просьбой о строительстве каменного храма. К тому времени приписанных к старому храму дворов насчитывалось как раз 40. Согласие архиерея, на сей раз, было получено [4]. В 1783 г. им была выдана храмоздательная грамота и строительство началось.

В 1786 г. Колычева сообщила архиерею, что церковь построена и просила освятить ее игумена тверского Желтикова монастыря, ректора Тверской духовной семинарии архимандрита Арсения Москвина. 30 августа 1786 г. храм был освящен [5].

Помещица Екатерина Колычева не случайно пожелала, чтобы храм освятил именно архимандрит Арсений Москвин. Он был уроженцем села Петровского, из семьи священнослужителей. Его дед Иоанн Лукин (Лукич) служил в Петровском храме с 1714 по 1750 гг. С 1750 по 1771 гг. здесь служит его отец, Дионисий Иоаннов Москвин (с 1743 по 1750 гг. являлся диаконом), с 1771 по 1819 гг. священником в храме был Федор Дионисиев Москвин, родной брат архимандрита Арсения.

Арсений Москвин, в миру Василий, окончил Тверскую и Лаврскую духовные семинарии. С 1774 г. преподает в Тверской духовной семинарии. В 1783 г. становится префектом семинарии, а также игуменом Старицкого Успенского монастыря. В 1876 г. был назначен ректором духовной семинарии и игуменом Желтикова монастыря, позднее — архимандритом Троицкого Калязина монастыря. С 1798 г.— епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, затем — епископ Воронежский. Умер 6 мая 1810 г. Погребен в Воронежском соборе. Тверской историк В. И. Колосов в своей книге, повествующей об истории Тверской духовной семинарии, изданной в 1889 г., сообщает, что в семинарии имеются два портрета преосвященного Арсения: первый, когда тот служил в тверском Желтиковом монастыре, второй — в сане епископа в Воронеже [6].

После постройки каменной церкви надобность в прежней, к тому времени окончательно обветшавшей, отпала. В 1800 г. священник Феодор Дионисиев написал прошение тверскому епископу Павлу о разрешении разобрать старый храм и употребить его остатки на отопление новой церкви и выпечку просфор. После получения разрешения старая церковь была разобрана [7].

Новопостроенная церковь с одним престолом во имя Знамения Пресвятой Богородицы имела длину 12, ширину 3 1/2, высоту 8 сажень. Стены как снаружи, так и внутри были оштукатурены. Пол — лещадный. Всего в храме имелось 16 окон. Одна его глава увенчана позолоченным железным крестом. Крыша железная, окрашена зеленой краской. Входные двери имелись с южной, северной и западной сторон храма. В алтаре — престол с антиминсом со святыми мощами, жертвенник. Вызолоченный запрестольный крест, с резьбой и с двухсторонними изображениями пожертвован помещиком с. Петровского Петром Лапшиным. Запрестольные образы Владимирской Божией Матери и Иерусалимской Божией Матери; на горнем месте вызолоченный, в раме, образ Господа Саваофа — пожертвованы помещицей Екатериной Колычевой. Иконостас трехъярусный, деревянный, резной, вызолоченный. Среди икон образ Знамения Богоматери. Перед иконостасом деревянная полуциркульная решетка с фигурной

резьбой. Перед Царскими Вратами — деревянный амвон. Два клироса, изразцовая печь. Евангелие в большой лист, переплетенное в деревянные доски с пятью серебряными образами; отпечатано в Москве в 1784 г. Евангелие в средний лист переплетено в деревянные доски, обложено красным полубархатом, с пятью серебряными образами; отпечатано в 1789 г. В храме имелось немало икон и других богослужебных предметов, облачений для священников и диаконов, богослужебных книг, пожертвованных помещиками Екатериной Колычевой и последующими владельцами вотчины. Каменная колокольня была построена в одно время с храмом — в 1786 г. Одноярусная, покрытая железом, окрашенная зеленой краской, она имела 5 колоколов. Большой (главный) колокол весом 45 1/2 пуда был отлит в 1807 г. на кошельковую сумму, на нем имелась надпись: «Сей колокол Тверской губернии в село Петровское к церкви Знамения Божией Матери при священнике Федоре Дионисиеве 1807 года марта 7-го дня». Второй колокол весил 12 пудов 29 фунтов и был отлит в 1780 г. Три остальных были небольшого веса и без надписей. Ограда каменная, решетчатая. Ворота с тремя главами, увенчанные крестами, были покрыты железом и окрашены зеленой краской. На них образ мученицы Екатерины в киоте за стеклом. Сторожки при храме не было. Часовня деревянная, восьмиугольная, шести аршин по окружности, высотой 1 1/2 сажени, увенчанная крестом. В часовне хранился ветхий иконостас с ветхими же образами [8].

Из достопримечательностей храма укажем на икону Спаса Нерукотворного в серебряной ризе. На образе — панагия, пожертвованная Арсением, епископом Воронежским. На иконе Знамения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе с жемчужным венчиком и каменьями также имелась панагия епископа Арсения, а еще Георгиевский крест полковника Петра Лапшина (второго мужа владелицы с. Петровского Федосьи Барковой). Особую ценность и значимость имела икона святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Это был один из представителей славного боярского рода Колычевых, более других прославившего свой род. Святитель Филипп (в миру Феодор Стефанович Колычев) был отмечен самим государем. В 1537 г., вступив на иноческий путь, он отправился на Соловки, где отличился в подвигах послушания, стал игуменом монастыря. В 1566 г. поставлен митрополитом Московским и всея Руси. Обличал царя в жестокостях по отношению к своему народу. Иван Грозный поначалу сократил количество казней в стране, но затем невинная кровь полилась вновь. Митрополит Филипп просил царя прислушаться к его увещеваниям, но когда этого не произошло, не подпустил последнего под свое благословение в соборе и всенародно порицал его. Не потерпев подобного к себе отношения, царь организовал собор, на котором Филипп был оклеветан лжесвидетелями, низложен и подвергся заключению в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 г. был задушен по приказу царя Малютой Скуратовым. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1591 г. Его нетленные мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, а оттуда по желанию царя Алексея Михайловича в Москву, в Успенский собор. В России митрополит Филипп являлся глубоко почитаемым среди христиан. Его именем были названы десятки храмов, приделов, немало образов было посвящено этому святителю. Память о святителе Филиппе хранилась и в Успенском Тверском Отрочь (Отроч) монастыре. В 17 веке над местом погребения его была сооружена особая часовня. В 1840-е годы на северном столпе храма находилась медная вызолоченная доска с надписью: «На сем месте погребен был иже во святых отец наш Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец…» [9].

В селах Петровское, Никольское-Неверьево, где жили представители дворян Колычевых, иконам святителя Филиппа верующие поклонялись с особым почтением. Строительница Знаменского храма Екатерина Колычева просила тверского владыку устроить в новом храме придел свт. Филиппа, но по каким-то причинам это не было осуществлено.

Последним владельцем имения в селе Петровском была семья Левшиных, которые продали его священнику села Капшина Калязинского уезда Феодору Колоколову. Большую часть земли тот распродал крестьянам, а сам после ухода за штат (на пенсию) остался в Петровском. Его сын Иоанн Колоколов в конце 19 века становится настоятелем Капшинского храма вместо ушедшего отца, который немало способствовал украшению Петровского храма [10].

В 1834-1835 гг. владелица села Петровского Федосья Лапшина возвела вокруг церкви новую ограду и покрыла железом крышу храма. В 1857 г. она была погребена в склепе под церковью.

В 1862 г. возле храма была построена сторожка (ранее ее не было). К тому же времени относятся сведения об устройстве нового иконостаса. В 1901 г. проведены некоторые работы внутри церкви: устроены деревянные полы, переложены печи, заменены рамы; появился новый престол.

СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ

Феодор Дионисиев Москвин служил здесь с 1778-го по 1819 г. Как уже упоминалось выше, он являлся родным братом Арсения Москвина, епископа Воронежского. В 1819 г. приступает к службе священник Петр Георгиевский, умерший здесь же в 1825 г. После него около года обязанности священника исполнял Игнатий Сергеев, настоятель храма соседнего села Паскина. С 1826 по 1830 гг. священником был Иоанн Алексеев, за нетрезвость удаленный от должности епархиальным начальством. В период с 1830 по 1838 гг. в храме сменилось несколько настоятелей: Григорий Федоров, Василий Судницын, Стефан Весский, Семен Митропольский. С 1838 по 1866 гг. здесь служил Михаил Никитин, умерший от чахотки (туберкулеза). С 1866 по 1873 гг. — Михаил Трунев. С марта 1873-го до 1880 г. — Петр Волков, переведенный затем в храм соседнего села Паскина; позднее удостоенный сана протоиерея и в 1913 г. ушедший на заслуженный отдых (за штат). С февраля 1880-го по 1885 г. здесь служил Александр Соколов, направленный позднее в один из храмов Кашинского уезда. Николай Постников служил в 1885-1886 гг. (затем — священник Макарьевской церкви г. Кашина). С июня 1886-го по 1899 г. в храме служит Димитрий Волкдв; здесь же он и умер. С августа 1899-го до начала января 1905 г. в храме служил Алексей Зеленев, переведенный затем в один из сельских храмов Ржевского уезда. С 24 февраля 1905 г. священником становится Семен Постников, который после окончания в 1902 г. Тверской духовной семинарии служил здесь же псаломщиком. В 1913 г. Семен Постников был перемещен настоятелем в храм села Паскина. В том же году настоятелем храма становится Николай Морковин, будущий священномученик.

Дьячки, пономари, псаломщики. Иван Федоров (1785-1796); Василий Яковлев (1786-1820); Иван Колычев (1796-1801); Петр Васильев (1801-1827); Макарий Абрамов (1821-1836); МакарийЕгоров (1827-1834); Иван Радикорский (1835-1840); Иван Башилов (1840-1884); Василий Колтыпин (1884); Алексей Постников (1885-1900); Андрей Постников (1900-1902); Семен Постников (1902-1905), ставший затем священником; Александр Постников, диакон на вакансии псаломщика (1905-1909) (исключен из списков Тверской епархии в связи с перемещением в Черниговскую епархию); Михаил Маслов (1909-1910); Вячеслав Архангельский (1910-1924) [11].

СУДЬБА ХРАМА ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 Г.

В 1918 г. согласно декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Знаменский храм перешел в государственную собственность.

Священномученик Николай Морковин

20 июля 1919 г. Паскинский волисполком по договору передал храм прихожанам. Договор был обусловлен целым рядом ограничений. Прихожане были обязаны на свои средства содержать храм, проводить в нем ремонт, оплачивать налоги, страховки. Конечной целью властей было закрытие храма, что, в конце концов, им и удалось осуществить.

В 1917 г. настоятель храма Николай Морковин был перемещен в другой приход.

Николай Петрович Морковин родился 15 мая 1889 г. в селе Ильгощи Бежецкого уезда Тверской губернии (ныне Рамешковский район Тверской области) в семье псаломщика. Окончил духовное училище и четыре класса Тверской духовной семинарии. Служил псаломщиком в храме села Зиновьева, затем в Покровском храме родного села Ильгощи. В 1913 г. Николай Морковин был рукоположен в сан священника и направлен настоятелем Знаменского храма села Петровское Корчевского уезда (ныне Кимрский район). Служил в храме почти до конца 1917 г. В начале 1920-х годов отец Николай служит в Преображенском храме села Лосева Кимрского района. В 1929 г. за неуплату в срок налога он был выслан на 5 лет в Северный край. После отбытия наказания отец Николай в августе 1933 г. становится настоятелем храма села Вознесенского Кашинского района Калининской области (ныне Тверская область). 15 февраля 1938 г. он был арестован. 26 февраля «тройка» УНКВД по Калининской области по статье 58 пункт 10 УК РСФСР приговорила Николая Морковина к расстрелу. 28 февраля приговор был приведен в исполнение. На основании заключения Тверской областной прокуратуры от 27 июня 1989 г. Николай Морковин был реабилитирован.

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. [12].

Несколько месяцев 1917 г. церковь не работала. 15января 1918г. прихожане на своем собрании постановили обратиться с прошением к тверскому архиерею, митрополиту Серафиму о переводе в их храм на должность священника диакона села Ширинского Кашинского уезда Александра Алексеевского. Сам диакон также написал прошение владыке о своем желании служить в Знаменском храме села Петровского. Митрополит Серафим рукоположил Александра Алексеевского в сан священника и с 18 февраля тот приступил к своим обязанностям [13].

В 1924 г. псаломщик Знаменской церкви (имевший к тому времени сан диакона) Вячеслав Архангельский убыл в Троицкий Ильинский женский монастырь Кимрского уезда для службы в соборном храме монастыря. В середине 1920-х годов покидает храм и священник Александр Алексеевский. Новым его настоятелем становится священник Артемий Синицын. Власти прилагали немало усилий для того, чтобы закрыть храм. Одним из их доводов был тот, что всего в одной версте от Петровского-Володарского (это название населенный пункт получил по имени одного из революционеров), в селе Паскине имеется более крупный храм, где прихожане Знаменской церкви могут совершать религиозные отправления и необходимые им требы. Среди верующих был организован сбор подписей, направленных на закрытие храма. В конечном итоге, на одном из заседаний Паскинского сельсовета было решено закрыть храм и передать его под клуб кустарей. Соответствующее ходатайство было направлено в Кимрский окрисполком [14]. Весной 1930 г. от закрытой к тому времени Знаменской церкви с. Петровского-Володарского к Воскресенской церкви с. Ласкина прошествовал крестный ход. Как заявила в 1931 г. на допросе свидетельница Федосья Лыщекова, священник Знаменского храма Артемий Синицын не мог сдержать слез. Плакали и многие теперь уже бывшие прихожане храма. Местные верующие обращались с жалобами на самоуправство председателя Паскинского сельсовета, который сломал ограду вокруг церкви, а с колокольни снял колокола. Прихожане Знаменского и Воскресенского храмов просили уездные власти разрешить им использовать Знаменскую церковь как часовню для отпевания усопших, перенесших инфекционные заболевания. Власти на это не согласились, вознамерившись закрыть заодно и Паскинскую церковь, которая к тому времени не работала уже несколько месяцев. Однако по настоянию верующих вынуждены были открыть ее. Паскинский храм просуществовал еще несколько десятилетий и был закрыт в середине 1960-х годов в годы т. н. «хрущевской оттепели».

Последний священник Знаменской церкви Артемий Синицын в 1931 г. был осужден «тройкой» ПП ОГПУ за антисоветскую агитацию на 5 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Позднее родственники направили властям прошение о его помиловании. 7 мая 1933 г. Президиум ВЦИК СССР сократил наказание до трех лет. Артемий Синицын уехал к семье в Есеновичский район Калининской области, где работал в колхозе. В 1937 г. он на короткое время приезжал в Кимрский район, служил в храме села Никольское-Неверьево, затем вновь уехал в Есеновичский район. 5 сентября 1937 г. был арестован. Обвинен по статье 58. пункт 10 УК РСФСР (антисоветская агитация). Постановлением «тройки » УНКВД по Калининской области приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 5 сентября 1937. Реабилитирован 24 мая 1989 г. [15].

Знаменский храм некоторое время использовался под сельскохозяйственные нужды. Как свидетельствовала уроженка Петровского-Володарского Зинаида Ивановна Панькова, он был разобран в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Колоколов Иоанн. Села Петровское-Знаменское и Никольское-Неверьево Корчевского уезда в их прошлом и настоящем. Тверь, 1906. С. 8.
  2. Колоколов Иоанн. Села… С. 9.
  3. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 2385.
  4. Колоколов Иоанн. Села Петровское-Знаменское… С. 11-12.
  5. ГАТО.Ф. 160. Оп. 10. Д. 2391. Л. 1-6 об.
  6. Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889. С. 384; Колоколов Иоанн. Села… С. 16.
  7. ГАТО.Ф. 160. Оп. 10. Д. 2400. Л. 1-28.
  8. ГАТО.Ф. 160. Оп. 10. Д. 2436. Л. 1-22.
  9. В Кимрском благочинническим округе в д. Селищи Калязинского района в наши дни возведена церковь Святителя Филиппа, митрополита Московского.
  10. Иоанн Колоколов являлся членом Тверской ученой архивной комиссии, написал несколько исторических трудов, в том числе брошюру «Села Петровское-Знаменское и Никольское-Неверьево Корчевского уезда в их прошлом и настоящем». Он являлся двоюродным братом священника соседнего с Петровским Николо-Неверьевского храма Александра Колоколова, впоследствии причисленного Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников.
  11. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический справочник. Тверь, 1901. С. 410; ГАТО. Ф. 160. Og. 1. Д. 16018. Л. 249-250; Справочная книга по Тверской губернии на 1915 г. Тверь, 1914. С. 265; Тверские епархиальные ведомости. 1905. № 7. Часть официальная. С. 177; Колоколов Иоанн. Села… С. 16-20; Тверские епархиальные ведомости. 1909. № 50. Часть официальная. С. 641.
  12. Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 32. Часть официальная. С. 390; Тверские епархиальные ведомости. 1908. №. 44. Часть официальная. С. 609; Коркунов В. И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С. 24-25; Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 22159-с. Л. 1-4; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т. 1. Тверь, 2000. С. 300; В настоящее время в Кимрах живут потомки новомученика Николая Морковина: его внучка — врач Ольга Дерстуганова с семьей и правнук — благочинный Кимрского округа Тверской епархии, настоятель кимрского Преображенского собора протоиерей Евгений Морковин с семьей и другие.
  13. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 22512. Л. 1-6; Тверские епархиальные ведомости. 1918. № 5-8. Л. 23.
  14. Кимрский муниципальный архив. Ф. 16. Oп. 1. Д. 12. Л. 7. (Многие старые документы Кимрского архива ныне увезены на хранение в Тверской государственный архив).
  15. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 23407-с.; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21136-с.; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 389.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.

Наверх