Преображения Господня церковь (Спас-Ченцы погост) - 1817 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Преображения Господня церковь (Спас-Ченцы погост) — 1817 год

Преображения Господня церковь (Спас-Ченцы погост) — 1817 год

+44
Посмотреть галерею

Историческая справка

Преображенская церковь в погосте Спас-Ченцы существует издавна, однако точное время ее постройки неизвестно. Не исключено, что она возникла в 17 веке и была связана с существовавшим поблизости (в нескольких верстах от нее, на р. Медведице) Ширинским монастырем [1].

Из архивных источников, относящихся к середине 18 века, узнаем, что в 1753 г. здесь, на месте ветхой деревянной церкви (возведенной в «давних годах») была построена новая, тоже деревянная. Отсюда можно сделать вывод, что прежняя церковь, упомянутая в 1753 г., была построена, по меньшей мере, в начале 18 века или, что более вероятно, в 17 веке.

В 1751 г. тверскому архиерею Митрофану было послано прошение диакона Михаила Герасимова (позднее священника) с прихожанами церкви Преображения Господня, в котором сообщалось, что деревянная церковь обветшала, кровля на ней сгнила, богослужения исправляются с крайней нуждой. В связи с этими обстоятельствами просители пожелали построить новую церковь в то же наименование и получить храмозданную (храмоздательную) грамоту [2]. Церковь была построена и освящена в 1753 г. В 18 веке в ней служили: в 1739 г. поп Герасим Кондратьев, в 1743 г. — Иоанн Герасимов, в 1753 г. — Афанасий Иванов… [3].

В 1808 г. архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию от прихожан было направлено прошение о разрешении построить вместо прежней деревянной церкви каменную и выдать храмозданную грамоту. Тверской архиерей благословил просителей на это богоугодное дело. План церкви был предоставлен в духовную консисторию. В строительном отделении Тверского губернского правления план был рассмотрен и одобрен. Летом 1808 г. храмозданная грамота, подписанная тверским владыкой, а также утвержденный план храма были получены местным благочинным [4]. Прихожане, между тем, приступили к заготовке строительного материала.

Строительство храма началось в 1811 г. Но денег, как церковных, так и собранных прихожанами, не хватило. В 1816 г. церковным начальством было разрешено выдать книгу для сбора доброхотных пожертвований на окончание строительства и украшение храма. В духовной консистории шнуровую сборную книгу получил выбранный на сельском сходе крестьянин д. Ченцы Никифор Никитин.

В 1817 г. тверскому архиерею Серафиму священником Сергием Васильевым с прихожанами было послано сообщение о том, что каменная церковь с приделом Василия Великого построена и украшена, а также просьба благословить ее с выдачей новых антиминсов. Владыка приказал выдать антиминсы и освятить храм.

1 июля 1817 г. местный благочинный 3 округа Корчевского уезда, священник с. Николо-Ям Петр Симеонов освятил храм Преображения Господня с приделом святителя (свт.) Василия Великого, о чем и рапортовал в Тверскую духовную консисторию [5].

В том же году прихожане обратились к тверскому архиерею Серафиму с прошением о разрешении сломать старую деревянную церковь с колокольней (за ненадобностью) и употребить ее на возведение ограды вокруг нового храма, а также на его отопление. Разрешение было получено, и в следующем году церковь была разобрана [6].

26 октября 1826 г. местный благочинный священник Петр Никитин (настоятель храма села Покровского, что при Озере) освятил левый придел храма во имя Скорбящей Божией Матери.Из описи храма 1846 г. (дается в сокращении). Стены церкви оштукатурены и отбелены как внутри, так и снаружи. В ней 3 престола. Главный престол во имя Преображения Господня, по правую сторону придел свт. Василия Великого, по левую — Скорбящей Божией Матери. Внутри церкви престолы отделяют простенки. Пол деревянный, некрашеный; 23 окна. На церкви одна глава, обитая белой жестью. На главе вызолоченный четырехконечный крест с сиянием. К кресту подвешены железные цепи для поддержания и укрепления последнего. Крыша железная, выкрашена зеленой краской. Паперть каменная, с западной стороны, с двумя окнами, два крыльца с северной и западной сторон.

Главный алтарь. Престол из соснового дерева. Антиминс темно-белого цвета, освящен преосвященным Серафимом 26 августа 1816 г. В нем святые мощи. Илитон шелковый, коричневого цвета. Запрестольный крест, установленный в специальной тумбе, окрашенной голубой краской. Запрестольный образ Знамения Пресвятой Богородицы в медной посеребренной ризе, на другой стороне доски — образы пророка Илии и святителя Николая; находятся в деревянной тумбе, выкрашенной голубой краской.

Алтарь придела с правой стороны. Престол соснового дерева. Антиминс атласный, темно-белого цвета; освящен преосвященным Серафимом 24 августа 1816 г.

Алтарь с левой стороны. Престол соснового дерева. Антиминс атласный, темно-белого цвета… Освящен преосвященным Ионой.

Иконостас главного престола 3-ярусный, деревянный, выкрашен голубой краской; колонны темно-белого цвета под мрамор, с вызолоченной резьбой. Иконостас сделан вместо старого в 1836 г. на церковную сумму, а также тщанием прихожан. Царские врата полукруглые, с вызолоченной резьбой, с образами, с правой стороны икона Преображения Господня в серебряной ризе с вызолоченным венцом, перед ней большая лампада с шандалами на цепи; рядом — малая лампада… Над Царскими вратами полукруглая икона Тайной Вечери. Вверху — икона «Иисус Христос во гробе».

1- ярусный иконостас придела с правой стороны деревянный, с резьбой. По гладким местам покрашен в голубой цвет. Изготовлен в 1816 г. на церковную сумму и иждивением прихожан…

Иконостас придела с левой стороны. Престол в один ярус, деревянный, с резьбой, по гладким местам выкрашен голубой краской, резьба — желтой. Изготовлен в 1826 г. на церковную сумму и иждивением прихожан. Царские врата решетчатые, выкрашены голубой краской с резьбой, выкрашенной желтой краской…

Между иконостасами приделов поставлена деревянная арка, окрашенная в голубой цвет; вверху сияние желтого цвета. В арке имеются иконы…

Евангелия. В большой лист, переплетено в деревянные доски, в медной высеребренной ризе с 5-ю финифтяными образами; в середине изображение Воскресения Христова, по углам — четырех Евангелистов. Еще имеется Евангелие в большой лист и Евангелие в четверть листа.

Паникадило. Среди церкви — медное, посеребренное, в 4 яруса с 24-мя медными посеребренными подсвечниками; под ним стеклянное яблоко.

Паникадило в правом приделе — медное, посеребренное, с 21-м подсвечником, вес его 15 фунтов; под ним стеклянное яблоко.

Паникадило в приделе с левой стороны куплено на церковную сумму в 65 руб. в 1845 г.

Библиотека. Апостол — отпечатан в 1684 г.; Пролог на весь год — отпечатан в 1655 г.; Триодь цветная — отпечатана в Москве в 1686 г.; Триодь постная — отпечатана в 1696 г….

2- ярусная каменная колокольня построена в одно время с церковью на церковную сумму и тщанием прихожан. В 1843 г. покрыта железом, окрашена зеленой краской. Крест на ней деревянный, обложен жестью и вызолочен. На колокольне 5 колоколов. Первый (главный) колокол весом 44 пуда 10 фунтов с надписью: «1784 года февраля 15 день куплен сей колокол в Кашинский уезд села Спасского, что в Ченцах тщанием приходских людей». Второй колокол весом в 16 пудов, третий — 3, четвертый 32 фунта, пятый 25 фунтов.

Ограда деревянная, покрыта тесом. Ворота также деревянные, покрыты тесом, выкрашены голубой краской; крыша ворот — красной краской. Над крышей поставлены три железных креста, выкрашенных зеленой краской. Дверь (калитка) с правой стороны выкрашена голубой краской. Над ней — 3 железных восьмиконечных креста, выкрашенных зеленой краской.

При ограде, с левой стороны, деревянная сторожка с тремя окнами, покрытая тесом, построенная в 1840 г. на церковную сумму. Имеется также амбар для хранения церковных вещей и собранного хлеба [7].

В 1847 г. прихожане обратились с прошением к епархиальным властям о разрешении купить новый колокол весом в 100 пудов. В 1851 г. была вновь окрашена крыша храма. В 1866 г. построена каменная ограда вокруг храма.

В 1886 г. была построена церковно-приходская школа с трехгодичным сроком обучения. В 1911-1912 учебном году в ней обучались 32 мальчика и 20 девочек. Образование в церковно-приходских школах несколько отличалось от земских начальных школ; особое внимание в них уделялось духовной стороне (церковному пению, участию в службах, чтению молитв и т.п.). В 1887 г. тверской архиерей выразил архипастырское благословение прихожанам и настоятелю храма священнику Константину Морошкину за постройку дома для церковно-приходской школы [8].

В мае 1894 г. прихожане д. Ченцы (Кашинского уезда), расположенной в нескольких верстах от храма (252 чел.), обратились к старицкому епископу Гавриилу, викарию Тверской епархии, с прошением о постройке им на собственные средства деревянной часовни в память чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 г. при крушении поезда у станции Борки Харьковской губернии, а также в память об опустошительных пожарах в их деревне в 1887, 1889 и 1893 гг. [9].

Епархиальному начальству был представлен проект часовни. Подписали прошение священник храма Павел Архангельский, диакон Федор Шавров, церковный староста Михаил Шаршаков, 15 прихожан и благочинный, священник погоста Воскресенского в Понизовье Петр Рассудовский. Владыка благословил своих верных чад на богоугодное дело и, в свою очередь, препроводил чертеж часовни в строительное отделение Тверского губернского правления. Там чертеж был рассмотрен и утвержден. Посланный затем в Петербург, в Министерство внутренних дел, проект также получил одобрение. 21 мая тверской владыка наложил на нем свою резолюцию: «Исполнить». Все формальности были соблюдены, и в том же, 1894 году часовня была построена и освящена. Прихожане попросили тверского владыку сообщить о постройке часовни в память чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда обер-прокурору Св. Синода. Они просили также довести до сведения монарха о своих верноподданнейших чувствах к нему [10].

В 1904 г. на средства местного крестьянина Алексея Красильникова в деревне Керузино (ныне составная часть д. Неклюдове) была построена и освящена каменная часовня в память коронования императора Николая II [11].

В 1901 г. проведены работы по ремонту и украшению ограды. В 1903 г. был предпринят ремонт Преображенского храма.

Священно- и церковнослужители храма. (Дано с некоторыми сокращениями).

В 1742 г. в храм определен пономарем Василий Петров (в то время у сельских священников как правило еще не было фамилий, в данном случае — Василий Петров — это имя и отчество, Василий Петрович). В 1743 г. — священник Иван Герасимов (т.е. Иван Герасимович). В 1755 г. становится дьчком Андрей Григорьев. В 1758 г. диаконом становится Михаил Михайлов (вероятно сын диакона Михаила Герасимова). В 1758 г. пономарем назначен Стефан Петров. В 1778 г. посвящен в сан священника Афанасий Кобаров. В 1799 г. священником в храме становится выпускник духовной семинарии Николай Божуков. 1811 г. — определение пономаря Николая Федорова в диакона. В 1814 (или в 1816 г.) священником становится Сергий Васильев. В 1819 г. определен в должности пономаря Яков Божуков.

В 1830 г. причт храма состоял из священника Сергия Васильева 48 лет, диакона Алексия Исаева 40 лет, дьячка Гавриила Тихонова 31 года, пономаря Иоанна Николаева 45 лет.

В 1831 г. определен в пономари ученик духовного училища Алексей Голубев. 1841 г. — увольнение священника Сергия Васильева, на его место заступил выпускник духовной семинарии Гавриил Белюстин. 1848 г. — умер священник Гавриил Белюстин, новым священником стал Тимофей Смирнов. 1865 г. — пономарем становится Федор Шавров (в 1885 г. посвящен в сан диакона). 1868 г. — умерли священник Тимофей Смирнов и диакон Божуков. 1878 г. — упомянуты священники Александр Рябчиков и Константин Морошкин. В 1883 г. — псаломщик Александр Погребов (в 1885 г. отстранен от должности). В 1885 г. служил псаломщиком Василий Георгиевский. В 1894 г. священником стал Павел Архангельский (умер в декабре 1898 г.) 4 января 1899 г. священником становится Михаил Петропавловский [12].

В 1897 г. храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий.

В 1900 г. в храме служили священник Михаил Петропавловский 27 лет, диакон Федор Шавров 54 лет, псаломщик Макарий Завьялов [13]. Прихожанами храма были жители д. Подосеново, Романово, Норбужье, Острилово Корчевского уезда и деревень соседнего Кашинского уезда Туровино, Маличкино и Ченцы.

В 1906 г. Макарий Завьялов рукоположен в сан диакона с оставлением в должности псаломщика. 28 ноября 1912 г. уволен диакон Федор Шавров (служил в храме с 1865 г.!).

15 декабря 1911 г. Макарий Завьялов, диакон (на вакансии псаломщика) Преображенского храма погоста Спас-Ченцы, и псаломщик Сретенского кашинского монастыря Николай Завьялов поменялись местами, т.е. один занял место другого [14]. В 1913 г. из г. Ржева в храм прибыл диакон Леонид Голиков [15].

В 1915 г. священником в храме служил Иоанн Зыков 31 года (прибыл в 1911 г.), диаконом Леонид Голиков 28 лет, исполнять обязанности псаломщика допущен Трофим Маслов 42 лет [16].

В 1915 г. умер диакон Леонид Голиков, на его место заступил диакон на вакансии псаломщика Владимир Головненко. 23 января 1916 г. утвержден в должности псаломщика Трофим Маслов [17].

Жизнь храма после Октября 1917 г.

После Октября 1917 г. новая власть начала борьбу с религией. В 1918 г. согласно декрета Совета народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Преображенский храм погоста Спас-Ченцы перешел в собственность государства. В 1919 г. местной властью он был по договору передан религиозной общине (прихожанам в лице ее руководства). В договоре содержалось немало пунктов, регламентирующих деятельность храма. Верующим предоставлялось право совершать богослужения и другие действия, но почти все они сопровождались многочисленными ограничениями. Одновременно была составлена опись храма. Прихожане обязывались на свои средства содержать храм, проводить его ремонт, оплачивать налоги, страховки, заблаговременно письменно испрашивать разрешение на проведение собраний, крестных ходов и т.п. Одновременно с этим власти проводили антирелигиозную деятельность, старались отлучить верующих от Православия. Священнослужители были лишены права регистрации в метрических книгах: рождение, венчание и погребение прихожан. Эти функции перешли в ведение сельских советов, а в городах — загсов. Священно- и церковнослужители были лишены т.н. избирательных прав, облагались более высокими, чем крестьяне, налогами, повинностями, что в значительной степени ухудшало жизнь как их самих, так и членов их семей. Частыми были суды над служителями Церкви за несдачу в срок зерна, картофеля, сена, соломы (в пудах). Уже только за это они штрафовались, подвергались высылке или даже непродолжительным тюремным заключениям. К тому же им нередко вменяли в вину антисоветскую деятельность, подрыв колхозов…

В начале 1920-х годов в Преображенской церкви служил священник Иоанн Зыков, который был репрессирован в 1930-е годы [18].

В середине 1920-х годов священник Александр Страхов, диакон Владимир Головненко, псаломщик Трофим Маслов были лишены избирательных прав [19].

Они стойко выдерживали нападки властей.

В 1930 г. против них были применены репрессия и состряпано следственное дело по обвинению священника, диакона и псаломщика по ст. 58 пункт 10 (антисоветская агитация). 30 октября 1930 г. они были арестованы и содержались под стражей. Однако вскоре следственные органы выпустили на свободу диакона Владимира Головненко и псаломщика Трофима Маслова в связи с отсутствием состава преступления.

Священник А. Страхов под следствием в 1930 г.

Священник Александр Николаевич Страхов родился в 1893 г. в с. Никольское-Неверьево нынешнего Кимрского района в семье священника. С 1916 г. служил псаломщиком в храмах сел Болдеево и Бакланове Кимрского района. Служил в Твери, в тыловом ополчении. В 1922 г. определен священником в храм погоста Спас-Ченцы. Супругой его стала Мария Александровна, дочь диакона Горицкой церкви Александра Павлова. В 1928 г. он был оштрафован за неуплату налога. 30 декабря 1930 г. коллегией ОГПУ обвинен в антисоветской агитации по ст. 58 п. 10 УК РСФСР и приговорен к трем годам высылки. Наказание отбыл. Со слов его племянницы, Веры Федоровны Козыревой, уехал с семьей в г. Калинин (ныне Тверь), работал при военкомате завхозом; умер в 1960-е годы в Твери. Реабилитирован 21 августа 1989 г. [20].

В 1931 г. здесь появился священник Николай Урусовский. Он родился в 1860 г. Служил в храмах Бежецкого, Кашинского и Калязинского уездов. В 1928 г. был осужден судом на 6 месяцев за укрытие церковных ценностей; досрочно освобожден. В 1930 и 1931 гг. судим за просрочку уплаты налога и невыполнение сдачи сельхозпродуктов с конфискацией имущества, но был оправдан ввиду преклонного возраста. Его священническая деятельность охватывала деревни: Подосеново, Норбужье, Острилово, Романово Кимрского района и несколько населенных пунктов в соседнем Кашинском районе. Умер в 1934 г.

Ввиду отсутствия священника храм несколько лет не функционировал.

В июне 1944 г. решением исполкома Кимрского райсовета (на основании прошения верующих прихожан) здесь были разрешены церковные службы. Общее собрание, на котором присутствовало 110 человек, состоялось 5 июня 1944 г.; регистрация религиозной общины — 29 июня 1944 г. В исполнительный орган общины были избраны: Илья Теперин, Николай Лепешкин, Евдокия Цветкова, Василий Шашкин, Николай Блохин, Кузьма Грибанов, Дмитрий Крицын. Тогда же в церковь был назначен священник Николай Образцов 64 лет. Из его анкеты следует, что он родился в 1880 г. в селе Молодой Туд Тверской губернии. С 1899 г. служил в храмах Ржевского района. В течение 3-х месяцев находился на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории, работал в колхозе.

В апреле 1948 г. Николай Образцов за плохую работу, употребление спиртных напитков (так указано в документе) тверским архиереем Арсением был отстранен от службы. Новым священником храма 19 апреля 1948 г. становится Сергий Травин.

Родился Сергий Иванович Травин в 1890 г. Окончил 4 класса Тверской духовной семинарии. С 1908 г. — псаломщик, с 1918 г. — диакон, с 1922 г. — священник. По 1930 г. служил в г. Корчеве (затоплен водами Иваньковского водохранилища в результате строительства канала Москва-Волга), в селе Нерль Калязинского района. Осужден по ст. 58 п. 10 и выслан в Казахстан на 3 года.

Осенью 1951 г. священник Сергий Травин был освобожден от своей должности и направлен в другой храм. Вместе с отцом Сергием псаломщиком в Преображенском храме служил Александр Миролюбов.

Псаломщик Александр Миролюбов

Александр Иванович Миролюбов родился в 1896 г. Окончил духовное училище. В 1918 г. стал псаломщиком в Покровской церкви с. Губин-Угол Кимрского уезда, в котором с 1909 по 1917 гг. служил священником его отец, Иоанн Миролюбов. В 1930 г. вынужден был оставить свою должность. Работал делопроизводителем в Кимрской больнице. В 1948 г. стал псаломщиком в Преображенской церкви погоста Спас-Ченцы. В 1953 г. вернулся к семье в г. Кимры, работал на речном транспорте. Все оставшиеся годы жизни был певчим в хоре кимрского Преображенского храма. Умер. А.И. Миролюбов в 1954 г. в Кимрах [21].

29 сентября 1951 г. новым священником становится Петр Григорьев. Почти сразу же он отпросился на месяц на свою родину, в Ташкент, откуда долго не возвращался, присылал телеграммы (больше похожие на отписки), а потом в телеграмме от 8 марта 1953 г. заявил об уходе с должности. С апреля 1953-го по октябрь 1955 г. службы в церкви не было.

В октябре 1955 г. здесь был зарегистрирован священник Петр Левицкий, но 5 января 1957 г. он от службы отказался, сославшись на низкую доходность.

Протоиерей Леонид Ненарокомов

Новый священник в храме появился только в июле 1958 г. Им стал Леонид Ненарокомов, который в феврале 1959 г. был переведен в Преображенский собор г. Кимры. С февраля по август 1959 г. церковь вновь осталась без священника. В августе сюда прибыл священник Николай Грабовецкий, который 6 декабря того же года епископом Калининским и Кашинским Феодосием был уволен из епархии и уехал в другую область. С 10 декабря 1959 г. службы в церкви прекратились.

В 1963 г. религиозное общество Преображенского храма в Спас-Ченцах было снято с регистрации. Здание храма распоряжением Калининского облисполкома от 23 мая 1963 г. было передано колхозу «Доброволец» под хозяйственные нужды [22]. Вначале в нем размещался колхозный склад, хранились удобрения, позднее он, по сути дела, стал бесхозным.

Среди местных жителей (старожилов) до сего дня слывет молва, что в сторожке возле храма жил Иоанн Иоакимович (Акимович?), псаломщик или просто глубоко верующий человек, который пользовался авторитетом среди населения и ряд лет проводил отпевания, читал молитвы, совершал некоторые требы. Умер в 1970-е годы и был похоронен на кладбище у храма.

Возрождение храма

Возникший в конце перестройки благотворительный Центр «Сельская Церковь» (директор С.А. Мельникова) на средства от добровольных пожертвований ряда организаций, учреждений и отдельных граждан начал работы по консервации разрушающихся церквей. В поле внимания этой организации оказался и Преображенский храм в Спас-Ченцах. Были проведены неотложные работы, препятствующие его дальнейшему разрушению.

Главная заслуга в возрождении храма принадлежит энтузиастам, православным людям: главе администрации Неклюдовского поселения Валентине Коршаковой, депутату Государственной Думы Борису Титенко с супругой, Анатолию Морозову, семье Сагитовых с друзьями, другим местным жителям и дачникам, которые занимались уборкой захламленного храма и территории вокруг него, а затем его восстановлением.

21 марта 2009 г. Воздвижение креста на храм

Особенно запомнился день 21 марта 2009 г., когда на купол колокольни был воздвигнут большой металлический крест. Приведем выдержку из статьи журналиста В. Баженова из газеты «Родник православия», посвященной этому событию…. «В субботу 21 марта здесь произошло поистине историческое событие — на купол колокольни был воздвигнут большой металлический крест. В Подосенове в этот день собралось множество людей. Верующие приехали из соседних деревень Неклюдово, Романово, Норбужье. Среди молящихся была и глава администрации Неклюдовского сельского поселения Валентина Коршакова. Прежде, чем поднять крест, в Преображенском храме — пока еще холодном и не обустроенном, был отслужен молебен. Его возглавил благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, вместе с ним сослужили протоиерей Иоанн Стельмащук и настоятель храма Смоленскоой иконы Богоматери протоиерей Игорь Остаев. Затем крест был обнесен вокруг храма, после чего его с помощью лебедки подняли на шпиль колокольни… И вдвойне символично, что данное событие произошло в начале Крестопоклонной недели Великого поста, когда все верующие с особым почитанием прикладываются к Кресту Христову — этому символу победы Бога над силами зла. А в Подосенове — это, как все надеются, еще и начало возрождения некогда прекрасного храма» [23].

В храме проведены большие работы: восстановлена кровля, отремонтирован пол, установлен иконостас, освящен главный престол (во имя Преображения Господня), в котором стали совершаться богослужения.

19 августа 2010 г. в Преображенском храме после десятилетий забвения была отслужена первая Божественная литургия. На богослужение собралось много верующих из Романова, Норбужья, Подосенова, Высокова, Неклюдова, Ченцов, из деревень соседнего Кашинского района, отделенного от храма рекой Медведицей. Присутствовали глава администрации Неклюдовского сельского поселения Валентина Коршакова, депутат Государственной Думы Борис Титенко с супругой, семья Сагитовых и другие. Прибыли и многочисленные гости из Кимр и других городов. Храм был переполнен. Службу провел настоятель храма села Николо-Ям протоиерей Иоанн Стельмащук. Завершилась литургия водосвятным молебном, освящением плодов нового урожая и крестным ходом вокруг храма. Надо было видеть, какую радость выражали при этом просветленные лица верующих [24].

Вокруг Преображенской церкви с давних пор и до настоящего времени существует приходское кладбище, где нашли свой последний земной приют местные православные жители. Самые старые, сохранившиеся доныне надгробные памятники, датируются второй половиной 19 века.

Преображенский храм в Спас-Ченцах возрожден, в нем вновь совершаются богослужения, требы, обряды. Православная Церковь (в том числе и храм в Спас-Ченцах) помогает людям выстоять в нынешнее нелегкое время, вселяет надежду на лучшее будущее.

Примечания

  1. Известно Евангелие, подаренное в 1627 г. матерью царя Михаила Федоровича Романова в Ширинский монастырь с ее собственноручной надписью.
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 3205. Л. 1-3.
  3. Журнал 103 заседания Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК) 23 августа 1907 г.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3222. Л. 1-8.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3242. Л. 1-9.
  6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3241. Л. 1-6.
  7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3256. Л. 1-56 об.
  8. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1887 г. №5. С. 88; Начальные училища Тверской губернии в 1911-1912 учебном году. Тверь, 1912. С. 150.
  9. Во время крушения императорского поезда некоторые вагоны были разбросаны рядом с путями, было много убитых и раненых; однако император Александр III с семьей не пострадали. Это посчитали чудом, что вызвало в народе взрыв верноподданнейших чувств, который сопровождался возведением храмов, написанием икон, молитвенными шествиями и т.п. На кимрской земле в память об этом событии также строятся церкви, часовни, пишутся иконы, отливаются колокола; все это отражено в архивных материалах.
  10. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3254. Л. 1-7.; ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 82116. Л. 1-6.
  11. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83994. Л. 1-9.; Коркунов В.И. Часовни и источники кимрской земли. Кимры, 2015. С. 33-35.
  12. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1899 г. С. 65. Часть официальная.
  13. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 393.
  14. ТЕВ. 1912. №7. С. 82.
  15. ТЕВ. 1913. №5. С. 45. Часть официальная.
  16. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914. С. 258.
  17. ТЕВ. 1916. №5.
  18. Иоанн Сергеевич Зыков родился в семье священника Покровской церкви, что возле д. Гайново нынешнего Кимрского района. В начале 1920 г. служил в Преображенской церкви погоста Спас-Ченцы. Был выслан по решению суда на 5 лет. Отбыв наказание, вернулся домой. Жил в деревне Ченцы (в 2 км от церкви), работал в колхозе в д. Подосеново (почти по соседству с храмом). В конце 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. «Тройкой» УНКВД по Калининской области приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 5 января 1938 г. Реабилитирован 16 марта 1989 г.; Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 20360-с. Л. 1-15.
  19. ГАТО. Ф. Р-235. Oп. 1. Д. 238.
  20. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 5411-с.
  21. 0 псаломщике Александре Миролюбове рассказала его падчерица Валентина Арсеньевна Решетова.
  22. ГАТО. Ф. Р-3723. Oп. 1. Д. 77.
  23. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Апрель 2009г.
  24. Преображенский храм погоста Спас-Ченцы и две часовни в деревнях Ченцы и Неклюдово приписаны к Никольскому храму села Николо-Ям, где настоятелем является протоиерей Иоанн Стельмащук. Обе часовни были освящены архиепископом (ныне митрополит) Тверским и Кашинским Виктором в сослужении духовенства Кимрского благочиния; в Ченцах часовня освящена в честь мучеников-страстотерпцев — императора Николая II и его семьи — 20 августа 2002 г.; в Неклюдове — во имя Божией Матери «Всецарица» — 31 августа 2005 г.; Коркунов. В.И. Часовни и источники кимрской земли. Кимры, 2015. С. 32-34; Родник православия. Сентябрь 2010 г.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.


Фото. № 1 Анатолия Максимова. Июль 2014 г.

Наверх