Рождества Христова церковь (Рождественский на Вышнем озере погост) - 1817 год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Рождества Христова церковь (Рождественский на Вышнем озере погост) — 1817 год

Рождества Христова церковь (Рождественский на Вышнем озере погост) — 1817 год

+13
Посмотреть галерею

Историческая справка

В лето 1817 в 85 верстах от Твери, 25 от Корчевы на озере Вышнево на
Рождественском погосте была построена каменная церковь Рождества
Христова с двумя престолами: в холодной — Рождества Христова, в теплой —
Успения Божией Матери. Ныне, это место находится по адресу: Тверская
область, Кимрский район, урочище Вышнево.
Храм во имя Рождества Христова с домами священно- и
церковнослужителей и приходским кладбищем — погостом, располагался
обособленно от населенных пунктов. Это был один из сельских храмов
кимрской земли, имевший богатую историю и прекративший свое
существование в конце 20-х годов минувшего столетия.
Первое упоминание о нем мы находим в т. н. писцовой книге
Кашинского уезда за 1628-29 гг.: «Монастырь Рождество Христово на
Вышнем озере, а в нем церковь во имя Рождество Христово древян клетцки,
а на монастыре келья игуменская, да во дворе понамарь Мишка Иванов…».
Из этой записи мы узнаем, что в то время здесь существовал монастырь;
однако священника в нем не было, что, вероятно, связано с разорительными
для Русского государства последствиями Смутного времени. Следующее
упоминание о храме относится к 1731 году, когда была построена новая
деревянная церковь. (Статус монастыря к этому времени был уже утрачен).
В 1776 году был осуществлен ремонт храма, под него подводится
фундамент. С течением времени церковь ветшала, к тому же росло
количество прихожан, которым становилось тесно в ее старых стенах. В
начале 19 века прихожане решили построить на свои средства и с помощью
церковной суммы новую каменную церковь. С прошением обратились к
Тверскому владыке. Тверской архиерей благословил прихожан на
богоугодное дело. В августе 1808 года была выдана храмоздательная
грамота, после чего возле старой деревянной церкви началось возведение
каменного храма.

Церковь с колокольней были построены в 1812 году на средства
прихожан и особенно попечением зажиточного крестьянина деревни
Раздобарино Якима (Акима) Федотова. Затем на несколько лет наступила
пауза — ввиду отсутствия средств на устройство иконостаса. Наконец, 1
июля 1817 года протоиерей Тверского кафедрального собора Михаил
Иоаннович Пешехонов «с братией» совершил чин освящения храма
Рождества Христова.
В 1840 году на средства уже упомянутого выше Якима Федотова и
прихожан был построен придел во имя Успения Богоматери. Он был
расположен справа, с южной стороны храма. 7 сентября 1841 года
придельный храм был освящен протоиереем тверского Преображенского
собора Петром Симеоновичем Рождественским.
В 1846 году была составлена опись храма, хранящаяся ныне в тверском
архиве. Согласно этой описи длина храма равнялась 43,5 аршинам, ширина
— 15, высота стен — 29 аршинам. Успенский придел имел длину 25, высоту
— от цоколя до карниза — 6 аршин. Колокольня возвышалась на 33 аршина.
Стены, как снаружи, так и изнутри, были оштукатурены и побелены. В храме
имелось два престола. Главный (холодный, летний) освящен во имя
Рождества Христова. Придельный (теплый, отапливаемый) освящен во имя
Успения Божией Матери. 5 глав храма были покрыты железом и увенчаны
крестами, крыша покрашена в зеленый цвет.
Иконостасы в главном и придельном храмах были трехъярусными. В средней
части храма Рождества Христова, справа у стены, находилась плащаница в
стеклянном футляре под балдахином на четырех каменных колонках. С
колокольни храма звонили шесть колоколов. Главный колокол, весом в 212
пудов 4 фунта, имел надпись: «Лит сей колокол Корчевского уезда в погост
Рождественский при местном благочинном села Кимры протоиерее Василии
Иоаннове, при священнике той церкви Андрее Иоаннове, при диаконе
Гавриле Егорове усердием доброхотных дателей в Твери на заводе купцов

братьев Капустиных 1832-го года марта 23 дня». Второй колокол весил 51
пуд, третий — 15, четвертый — 8, пятый — 3, шестой — 2 пуда. В описи
1919 г. указаны уже 8 колоколов.
Ограда погоста в 1864 году была каменной, с воротами на южной стороне, на
кровле имелся обитый железом крест. Здесь же находилась построенная на
средства прихожан крытая соломой деревянная сторожка с четырьмя окнами,
русской печью с лежанкой. Возле храма стояли дома священника и диакона.
В 1865 году московский купец 1 гильдии, местный уроженец Пимен
Васильевич Бабурин, пожелал на свои средства построить и содержать
богадельню — деревянный одноэтажный дом для престарелых и бедных лиц
женского пола. Его начинание благословил епархиальный архиерей
Филофей. Богадельня в скором времени была построена на церковной земле
возле храма. По просьбе купца наблюдение за ней было возложено на
местных священников. П. В. Бабурин внес значительную денежную сумму на
содержание призреваемых, отопление здания, причту храма, а также на
поминовение своих родителей и родственников. Позднее, после смерти
Пимена Васильевича, его вдова Александра Андреевна, сыновья Дмитрий и
Егор продолжали оказывать богадельне финансовую помощь.
В XIX веке в храме периодически проводился ремонт. В 1842 году на
средства купца Смирнова и прихожан была покрашена крыша, в 1851 году —
здание церкви и колокольня. В 1872 году московскому купцу Ивану
Бабурину было разрешено возобновить (или обновить) иконостас. В 1886
году за пожертвования в храм последовало награждение епархиальным
начальством петербургского купца (уроженца д. Усад) Афанасия Низовцева.
В 1901 году была возобновлена живопись придельного храма.
Прихожанами храма Рождества Христова в 1901 году являлись
крестьяне деревень: Усад, Желудево, Мышкино, Исаево, Тепенино, Бренево,
Данильцево, Бабенки, Кучино, Савино, Макарово, Раздобарино, Борзиково,
Некрасово. Кроме них храм посещали немногочисленные прихожане из

крупного села Ильинского, расположенного в четырех верстах от погоста и
имевшего свой храм и своих прихожан. Всего насчитывалось 195 дворов с
575 душами мужского пола и 717 — женского.
В 1850 году причт храма состоял из священника Андрея Иоанновича
Бойкова, диакона Гаврилы Егоровича Лебедева, дьячка Ивана Порфирьевича
Струковского, пономаря Петра Петровича Башилова. В конце 1850-х годов
должность священника занял Михаил Петрович Тверецкий, умерший в 1890-
е годы.
В 1900 году в составе причта значились священник Николай
Николаевич Прутенский и псаломщик Александр Яковлевич Панов. В 1902
году Николай Прутенский уехал; настоятелем храма становится священник
Иоанн Петрович Орлов; в 1905 г. должность псаломщика занимает Владимир
Михайлович Тверецкий. Прихожан в селе Ильинском, в деревнях Усаде,
Желудеве, Мышкине, Исаеве, Тепенине, Бреневе, Данильцове, Бабенках,
Кучине, Савине, Макарове, Раздобарине, Борзикове, Некрасове — 195 дворов
(575 мужчин, 717 женщин).
После Октября 1917 года для Русской Православной Церкви наступили
трудные времена. Не стал исключением и храм Рождества Христова. В 1918
г. храм перешел в ведение государства. 5 апреля 1919 г. местная власть в
лице Ильинского сельсовета передала его общине верующих. Договор
передачи сопровождался целым рядом ограничений. Верующим вменялось в
обязанность охранять храм, производить в нем ремонт и другие работы,
выплачивать налоги и страховки. Мероприятия: крестные ходы, хождение с
иконами по селениям прихода, собрания — осуществлялись только после
предварительного письменного прошения и последующего разрешения
местной власти.
Богадельня в советское время стала называться Домом престарелых,
который перешел в ведение органов социального обеспечения и вскоре после
1919 года был закрыт (информации о нем в архивных документах не

обнаружено). Власти оказывали давление на служителей церкви и прихожан
с конечной целью закрыть храм. Священник Иоанн Орлов как служитель
церкви в 1924 году (а возможно и ранее) лишается избирательных прав, был
вынужден сдавать государству сельхозпродукцию (сельхозналог). Его дети
Сергей и Нина были лишены избирательных прав как члены семьи
священника. Однако после обращения в вышестоящие органы о
восстановлении в избирательных правах их прошение было удовлетворено. В
1930 году, на заседании президиума Кимрского райисполкома (РИКа) по
рассмотрению состояния кулацких хозяйств было принято решение о
высылке Иоанна Орлова в отдаленную местность (спецпоселение). Его семья
была вынуждена освободить церковный дом, в котором жила, и поселиться в
церковной сторожке. Храм, оставшись без священника, перестал
функционировать, стал бесхозным.
20 октября 1932 г. представители местной и районной властей
произвели осмотр церкви, после чего отметили в протоколе, что службы в
ней не ведутся с 1929 года, церковный совет распался, здание разрушается,
имущество приходит в негодность, ризы священников валяются на полу,
решетки на окнах распилены. 23 октября состоялся расширенный пленум
Ильинского сельсовета, который постановил возбудить ходатайство перед
Кимрским РИКом об изъятии церкви и передаче ее в распоряжение
сельсовета для переоборудования под клуб сапожной промартели деревни
Усад. Руководство Кимрского райисполкома поддержало решение
Ильинского сельсовета и, в свою очередь, направило в Московский
исполнительный комитет (МОИК) ходатайство о закрытии церкви. Комиссия
по вопросам культа при президиуме МОИКа на своем заседании
удовлетворила это ходатайство. Так церковь официально прекратила свое
существование. Это произошло, по всей вероятности, в начале 1934 года,
когда были закрыты Троицкий Ильинский женский монастырь (монахини
были выселены отсюда еще в 1929 году) и храм Смоленской Богоматери села
Ильинского.

Последними служителями церкви стали священник Иоанн Орлов и
псаломщик Владимир Тверецкий.
После закрытия Христорожденственский храм постепенно ветшал,
разрушался, был частично разобран. Архитектор О. Якунин в 1974 году
произвел осмотр храма, придя к следующему заключению: «Здание
бесхозное, находится в процессе разборки. От церкви сохранился лишь
четверик основного объема. Кирпичный, оштукатуренный, с белокаменными
деталями декора. По композиционному построению довольно архаичен:
двухсветный, перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом и увенчан
декоративным пятиглавием. О характере апсиды, трапезной и колокольни
судить невозможно, т. к. выбранные фундаменты заросли травой. Здание,
видимо, перестраивалось — на южном фасаде четверика сохранились следы
примыкания придела. Оконные проемы прямоугольные, обрамлены
рамочными наличниками. Над средним окном верхнего света кирпичный
сандрик с «капельками», а обрамляющий окно наличник — со
штукатурными слаборазвитыми «ушами». Световые проемы нижнего и
верхнего света объединены одной арочной нишей с декоративным замковым
камнем. Живопись в интерьере почти полностью утрачена. Кровля на
четверике сорвана, своды поросли травой и деревьями».
В настоящее время церковь находится в разрушенном состоянии.

Судьба клира во время репрессий:
Иоанн Петрович Орлов родился в 1876 году в семье псаломщика.
После окончания Тверской духовной семинарии в 1898 году назначен
учителем в церковно-приходскую школу села Филиппова, что под Кимрами.
Затем служил там же псаломщиком в Сергиевском храме. 1 ноября 1902 года
перемещен настоятелем в Христорождественский храм погоста
Рождественского что на Вышнем озере. Одновременно Иоанн Орлов являлся
учителем Закона Божьего в Кучинской начальной школе. В 1924 году как

служитель церкви был лишен избирательных прав. После ссылки в
отдаленные края отец Иоанн вернулся к семье совершенно больным и, по
словам дочери Лидии Ивановны, в 1930-х годах умер.

По материалам:

  1. Тверской епархиальный статистический сборник / Добровольский И. –
    Издание. – Тверь, 1901.
  2. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. —
    Кимры: «Литературная гостиная», 2015.
  3. Вышнево урочище (Рождественский на Вышнем озере погост,
    Вышнево погост) — Христорождественская церковь [Электронный
    ресурс] // Интернет-портал «Православные храмы Тверской земли». –
    Режим доступа: http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-
    oblasti/kimrskij-rajon/811-vyshnevo-rozhdestvenskij-pogost-na-vyshnem-
    ozere-vyshnevo-pogost-khristorozhdestvenskaya-tserkov
Наверх