Старицкий Свято-Успенский монастырь отметил 25-летие возрождения монашеской жизни - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Старицкий Свято-Успенский монастырь отметил 25-летие возрождения монашеской жизни

Старицкий Свято-Успенский монастырь отметил 25-летие возрождения монашеской жизни

28 августа Церковь молитвенно вспоминает событие Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Пресвятой Богородицы — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви. В этот день Церковь молитвенно вспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим. В этот день заканчивается Успенский пост.

Престольный праздник в этот день отметил Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь. В 2022 году Старицкая обитель отмечает 25-летие возобновления монашеской жизни. 25 лет назад произошло событие, которое придало новый смысл жизни древнему городу на берегу Волги. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни». 

В престольный праздник обители — Успение Пресвятой Богородицы — в монастыре прошли праздничные торжества. Накануне вечером священноархимандрит обители председатель совета Фонда Тверской епархии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Успенском соборе малую вечерню с чтением акафиста Успению Божией Матери и торжественное всенощное бдение с чином погребения плащаницы Пресвятой Богородицы.

Погребение Богородицы апостолы совершили в день Ее славного успения. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, чтобы положить его в гробнице в Гефсимании. В память об этом событии литургической жизнью Церкви принят благочестивый обычай совершать службу Погребения Божией Матери. Эта служба носит название «Священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии».

Митрополиту Амвросию сослужили наместник Свято-Успенского монастыря иеромонах Дамаскин (Леонов), братия обители в священном сане, духовенство Тверской и Одинцовской епархий. 

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в одном из песнопений праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

При пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик…» архипастырь и духовенство вынесли Плащаницу к уготованному заранее надгробию. После положения Плащаницы архиерей совершил каждение всего храма. 

Особенность богослужения состоит в том, что на каждый стих 118-го псалма, который пел хор, священники читали похвалы Богородице. Схожее богослужение совершается на чине Погребения Спасителя в Великую Пятницу. По окончании непорочных было прочитано праздничное Евангелие. 

После Великого славословия под пение Трисвятой песни Плащаница Божией Матери была обнесена вокруг Успенского собора.  

28 августа, в день праздника, митрополит Амвросий совершил в главном соборе монастыря Божественную литургию. Ему сослужили наместник монастыря игумен Дамаскин (Леонов), братия обители в священном сане, духовенство Тверской, Московской, Санкт-Петербургской, Одинцовской епархий, а также патриаршего храма великомученицы Екатерины в Риме (Италия). 

После чтения Евангелия архипастырь обратился к гостям и прихожанам с проповедью:

Самая большая проблема в безуспешных поисках Бога даже не в том, что мы подвержены греху и грешим. Самая большая проблема в том, что мы рассеянны, мы практически никогда не бываем достаточно внимательны, сосредоточенны, осознанны. Большую часть жизни мы проводим в суете, как будто во сне, не задействуя собственных сил, не напрягая свою волю. Мы и грешим-то чаще всего по невнимательности, расслабленности и по привычке. Самая большая проблема поиска Бога в том, что на самом деле мы Его не ищем. А значит, наша духовная жизнь бывает обездвижена, мы не возрастаем духом, не становимся лучше. Мы не можем сосредоточиться на текущем моменте, осознать, что прямо здесь и сейчас каждый из нас предстоит перед Богом лицом к Лицу. У нас не получается по-настоящему пережить великое таинство настоящего момента, момента, когда каждый из нас может побыть с Богом наедине.

На богослужении молились: заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, член Совета Фонда возрождения обители Т.А. Голикова, председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря В.Б. Христенко, губернатор Тверской области И.М. Руденя, председатель Законодательного собрания Тверской области С.А. Голубев, глава Старицкого района С.А. Журавлёв, исполнительный директор Фонда возрождения монастыря Ю.В. Александрин, жители Старицы, паломники. 

На сугубой ектении были произнесены прошения о ктиторах и воссоздателях Старицкой обители, о восстановлении мира. 

После евхаристической молитвы митрополит Амвросий рукоположил иподиакона Николая Кувшинова в сан диакона. 

По заамвонной молитве вокруг Успенского собора прошел крестный ход.

Архипастырь поздравил прихожан и гостей монастыря с юбилейной датой — четвертью века возобновления в монастыре монашеского подвига и с престольным днем:

Сегодня мы совершили Таинство Благодарения Господу за то, что Он сподобил нас быть участниками нынешнего торжества и участниками Его Божественной жизни. Сегодня мне бы хотелось сугубо поприветствовать тех, кто прибыл на сегодняшний праздник, — священнослужителей нашей епархии, отца Андрея из Петербургской епархии, отца Александра из Одинцовской епархии, отца Василия из Московской епархии, отца Кирилла из Рима и, конечно же, вас, дорогие братья и сестры, прибывших не только с Тверской земли, но и из разных уголков нашего Отечества.

Особое слово митрополит Амвросий обратил к новопоставленному диакону Николаю: 

В сегодняшний праздник Успения Пресвятой Богородицы, дорогой отец диакон Николай, ты стал священнослужителем. Господь тебя осенил Своей благодатью и поставил служить Своей Церкви. Конечно, я не сомневаюсь, что этот день запомнится тебе на всю твою жизнь. И пусть те святые чувства, волнение перед святостью алтаря и самого древнего исторического места, Успенской Старицкой обители, не оставляют тебя и впредь. Будь благоговейным служителем Живого Бога. Молитвами Богородицы Господь да соделает твое служение радостным и спасительным.

Глава митрополии вручил награды благодетелям и благотворителям Успенской обители.

По традиции в день Успения Пресвятой Богородицы на монастырской соборной площади прошло праздничное напутствие первоклассников всех школ Старицкого района, более 200 человек. Почетные гости обратились к будущим школьникам и их родителям перед началом нового этапа в их жизни. 

Митрополит Амвросий благословил, прочитал молитву и окропил святой водой, напутствовал школьников на новый учебный год:

Сегодня особый день в этой святой обители и в жизни наших замечательных, маленьких еще старичан. Они открывают особую страницу в книге своей жизни. И эта книга в самом начале должна быть отмечена особыми словами, особыми записями и особыми чувствами — святыми чувствами. Поэтому всякий раз, когда начинается учебный год, мы благословляем детей, педагогов и родителей на начало написания этой первой страницы очередного дома жизни. Мне хотелось бы попросить родителей не забывать молиться о своих детях, потому что молитва родительская, и особенно материнская, самая сильная и самая важная в жизни ребенка. Молитвы родителей утверждают домы чад. Так на церковнославянском звучит один из отрывков молитвы во время Таинства Венчания. Когда дети вырастают и создают свои семьи, молитвы родителей продолжают утверждать эти жилища жизни. А вы, дорогие мальчики и девочки, я хочу, чтобы вы тоже научились молиться и сначала выучили самую краткую, но самую полезную и нужную молитву — «Господи, помилуй». И всякий раз, когда вы начинаете новый учебный день, когда приходите в школу, тихонечко про себя произносите эту молитву; и когда заканчиваете учебу, тоже произносите; и перед каждым уроком и после каждого урока тоже.

С началом учебного года детей поздравили гости: Т.А. Голикова, В.Б. Христенко, И.М. Руденя.

Будущим школьникам вручили наборы первоклассника от Фонда возрождения Свято-Успенского монастыря. Просветительская работа — важнейшая составляющая благотворительной программы Фонда. В обители реализуется проект «Дети Старицы», стипендиальная программа, действует центр духовного развития детей и молодежи «Образ», ежегодно проходят научно-практические конференции, различные культурные мероприятия.

По окончании праздничного напутствия в воздух были запущены праздничные разноцветные шары, прозвучал колокольный звон. Гости сфотографировались на память с первоклассниками около памятника святителя Иова. 

В выставочном зале в нижнем ярусе Введенской церкви была открыта фотовыставка «Старицкий монастырь в лицах», посвященная 25-летию возвращения монашеской жизни в обитель. 

В актовом зале обители состоялся концерт воспитанников центра «Образ» при Старицком монастыре. После концерта митрополит Амвросий и губернатор И.М. Руденя поздравили В.Б. Христенко с 65-летием со дня рождения. Владыка наградил В.Б. Христенко медалью преподобного Нила Столобенского I степени. Юбиляру владыка и губернатор подарили торт, искусно изготовленный сестрами Житенного монастыря. Глава митрополии тепло приветствовал Т.А. Голикову и вручил ей цветы. Также председатель совета Фонда Тверской епархии митрополит Амвросий вручил директору Фонда возрождения Старицкого монастыря Ю.В. Александрину медаль преподобного Нила Столобенского II степени. 

После трапезы прошла презентация фильма «Старицкая обитель: 25-летие возвращения монашеской жизни», созданного пресс-службой Тверской епархии (реж. Константин Шнуров).

В праздничные дни в рамках фестиваля искусств «Успение», ежегодно проводимого Фондом возрождения Старицкой обители, в районном доме культуры города Старицы прошел концерт, на котором для жителей города и района выступил Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной.

Фонд в честь благоверного князя Михаила Тверского поздравляет наместника игумена Дамаскина с престольным праздником обители и желает ему процветания монастыря и прирост братии.

Справочная информация:

Митрополиту Амвросию за Божественной литургией сослужили иеромонах Дамаскин (Леонов), протоиерей Андрей Алексеев, протоиерей Василий Гелеван, иеромонах Нектарий (Андреев), иеромонах Вениамин (Веселов), иеромонах Кирилл (Порубай), иеромонах Филарет (Гавщук), священик Николай Колесников, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов. 

За богослужениями пели хор духовенства и мужской хор монастыря под руководством Сергея Богданова. 

***

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 года) сделан праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII веке), 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII–IX веках.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV–V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник святителем Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона: святым Космою Маиумским и преподобным Иоанном Дамаскиным.

***

Старицкий Свято-Успенский монастырь веками был значимым центром русской православной духовности, традиций благочестия и монашеского делания.

По одному из источников — монастырскому синодику — Успенский монастырь был основан в начале XII века, в 1110 году, пришедшими из Киево-Печерского монастыря иноками Трифоном и Никандром.

Находясь между Москвой и Тверью, этими двумя важнейшими городами средневековой Руси, обитель оказалась связанной со многими ключевыми событиями истории нашего государства. Глубоко символичен и тот факт, что монастырь был основан иноками Трифоном и Никандром, пришедшими из Киево-Печерской лавры — колыбели русского монашества.

Ансамбль Старицкого Свято-Успенского монастыря относится к числу наиболее ярких архитектурных комплексов Тверской земли, а трое из его настоятелей — будущие Патриарх Иов, архиепископ Герман и преподобный Дионисий Радонежский — засияли на небосводе русских святых.

Тяжелая участь постигла монастырь в 1293 году, когда на Северо-Восточную Русь совершили набег татары хана Дюденя, которых привел сын Александра Невского Андрей, решавший таким образом свою задачу: лишить великокняжеского престола своего брата Дмитрия.

В результате набега были убиты священноигумен Серапион и 124 монаха; тела их были брошены в Волгу. Первоначальный период существования обители завершается 1312 годом. После 1312 года и вплоть до XVI века сведения о монастыре отсутствуют.

Далее судьба монастыря связана с именем младшего сына Ивана III — Андреем. В 1519 году великий князь Василий, старший сын Ивана III, отпустил Андрея на удел в Старицу, которая досталась ему по завещанию.

Князь Андрей перенес монастырь ближе к Волге, в 30-х годах XVI века развернул в Старице каменное строительство, построил Успенский монастырь с каменными стенами.

Во второй половине XVI века комплекс Старицкого монастыря пополнился каменной трапезной с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это здание выстроил на свои средства царь Иван Васильевич Грозный. В последние годы жизни он предпочитал подолгу жить в Старице,  называл Старицу «любим град». Самодержец стал покровителем Успенского монастыря. Здесь в монастыре произошло знакомство царя с будущим патриархом Иовом.

Святейший Патриарх Иов родился в Старице в посадской семье, по данным историков, в 1530 году. Первоначальное обучение грамоте и Священному Писанию он прошел в Старицком монастыре под руководством архимандрита Германа, впоследствии архиепископа Казанского. Постепенно будущий святитель стал послушником, монахом, а затем и наместником монастыря. В Старицкой обители он провел более 15 лет.

Как свидетельствует его житие, святой «отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием». Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал». С юности, удалившись от мира и став иноком, молодой монах не предполагал, какая участь уготована ему в будущем. Между тем ему предстояло стать крупнейшим церковным и политическим деятелем во времена столь разных правителей, как Иван Грозный, царь Феодор, Борис Годунов, Лжедмитрий I. 

Так случилось, что на долю этого церковного иерарха, не воинственного, не властного, по традиции именовавшего себя «смиренным Иовом» и в значительной степени действительно бывшего таким, выпало не только возглавить Русскую Церковь, но и впервые в истории России преодолеть 600-летнюю зависимость от Греческой Церкви и встать в один ряд с константинопольским, александрийским, антиохийским, иерусалимским патриархами.

О состоянии Старицкого монастыря в период Смуты начала XVII века  свидетельствует опись монастыря 1607 года, которая была обнаружена в конце XVII века в тайнике, устроенном в надвратной церкви святителя Василия Анкирского. Документ зафиксировал: здесь на тот момент проживали 73 иеромонаха и иеродиакона, 32 послушника и 43 человека «слуг монастырских»; у монастыря были каменные стены и три каменных храма: Успенский собор, Введенская церковь с трапезной и надвратный храм священномученика Василия Анкирского.

Век XVII оказался относительно стабильным для монастыря, зато в конце его обитель посетила беда.

«В 1681 году страшный пожар опустошил всю западную часть монастыря: сгорели братские деревянные келлии, все житницы, деревянная колокольня, и каменная церковь священномученика Василия Анкирского над святыми воротами», — сказано в летописи.

Вторая половина 80-х и первая половина 90-х годов XVII века стали временем больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались поврежденные здания и строились новые.

В петровские времена невысокий экономический уровень монастыря способствовал его постепенному запустению. В период правления Анны Иоанновны в монастырях стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В XVIII веке наметился определенный экономический подъем монастыря. В 1750 году было завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-х годах обновлен Успенский собор, трапезную превратили в теплый храм, перестроили братский корпус.

Самым крупным строительным мероприятием монастыря во второй половине XVIII — начале XX века было создание Троицкой церкви, инициатором строительства которой стал «богатый жертвователь» генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний ярус храма превращен в фамильную усыпальницу Тутолминых.

В первые годы XX века в Старицком монастыре произошли два важнейших события: празднование 300-летия со дня преставления первого Патриарха Российского Иова и 800-летнего юбилея обители.

Революционные события затронули Старицкую обитель в августе 1918 года, когда был арестован, посажен в тюрьму и принял мученическую смерть последний старицкий архимандрит — Павел, назначенный самим Патриархом Тихоном. В 1923 году отсюда изгнали последних семерых монахов.

В предвоенные годы храмы обители были опустошены, их помещения отданы под склады. Историко-художественные ценности частично вывезены, частично сосредоточены в бывших архимандритских покоях.

Старица была оккупирована гитлеровцами в течение двух с половиной месяцев, до ее освобождения в новогоднюю ночь, с 31 декабря 1941 года на 1 января 1942 года. И вновь монастырь стал свидетелем очередной драмы: во Введенской церкви немцы заморозили 78 пленных красноармейцев. Этот факт вошел в историю Нюрнбергского процесса.

Война усугубила разрушение монастыря, он оказался фактически полуразрушенным.

18 апреля 1997 году произошло событие, которое придало новый смысл жизни Старицы. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни». 

Настоящие ветры перемен задули над древней обителью с наступлением нового, XXI века. В 2001 году побывавший в обители заместитель премьер-министра РФ В.Б. Христенко, увидев, в каком удручающем состоянии она пребывала, принял решение: помочь в восстановлении разрушенной древнейшей обители, помочь ей возродиться, встать на ноги. Эта идея привела к созданию в 2001 году Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, который он и возглавил.

С того визита прошло более 20 лет. За прошедшие годы на средства Фонда был выполнен огромный объем работ, направленных на воссоздание историко-архитектурного облика монастыря, ставшего частью истории — не только Русской Православной Церкви, но и всего Российского государства. Монастырский комплекс полностью восстановлен. Отреставрирована главная жемчужина обители — древний Успенский собор, восстановлена надвратная церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возрождены и обжиты братией настоятельский и братский корпуса, полностью отреставрированы Введенский и Троицкий храм-усыпальница. Практически заново возведены стены и башни монастырской ограды, приведен в порядок монастырский некрополь. Для удобства приема паломников построена трапезная и гостевой дом.

В своей новейшей истории жизнь Старицкой обители не может быть ограничена лишь монастырскими стенами. Забота о духовном состоянии и воспитании людей, живущих в Старицком районе, — задача не менее важная и не менее сложная, чем реставрация монастырских строений.

Сегодня чудесным образом удалось добиться того, что монастырский уклад внутренней жизни, молитва и послушания братии сосуществуют с мирской просветительской функцией обители — как духовного центра, места привлечения людей.

Здесь проходят мероприятия всероссийского масштаба, здесь регулярно стали бывать иерархи Русской Православной Церкви. Монастырь через 10 веков вновь обрел былую мощь, занял свое законное место в русском Православии.

Полноценная жизнь вернулась в монастырь, и сама обитель вернулась на столбовую дорогу российской церковной жизни. Обитель является центром иноческого делания и полнокровной литургической жизни, средоточием духовного просвещения, духовного трезвения для многих людей. 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх