Успения Божией Матери церковь (Щёлково) - 1922 (1926) год - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Успения Божией Матери церковь (Щёлково) — 1922 (1926) год

Успения Божией Матери церковь (Щёлково) — 1922 (1926) год

+10
Посмотреть галерею

Историческая справка

Этот храм, хотя и появился сравнительно недавно — в 1920-е годы прошлого столетия — имеет яркую интересную историю. Небольшой по размерам, он, словно сказочный терем, стоит в окружающем его лесном массиве, напоминая древнерусский храм или скит и тем самым привлекая немало прихожан и паломников.

За несколько лет до его появления, в 1914 г., была предпринята попытка построить на этом месте каменный храм [1]. Первая мировая война лишила возможности довести начатое дело до конца. По свидетельствам старожилов, храм был возведен только до оконных проемов. В настоящее время о нем напоминают слегка оплывшие, поросшие растительностью остатки котлована бывшего фундамента.

И все же жители окрестных деревень сумели воплотить свою мечту в действительность. Появился этот миниатюрный деревянный храм, как это ни удивительно, в первые годы советской власти — время начала гонений на Русскую Православную Церковь.

Он был построен из материала, оставшегося после ликвидации начальной школы в д. Титове в 1922 г. [2]. Как это удалось местным ревнителям православия, трудно даже представить. В то время, когда в стране почти повсеместно закрываются церкви — вдруг строится и открывается новый храм. Есть предположение, что строители пошли на хитрость, пообещав властям построить Народный дом и школу, а на самом деле ими оказались церковь и начальная школа. Тогда же власти вознамерились церковь закрыть; в 1930 г. в местной газете была опубликована заметка, призывающая прокуратуру разобраться с этим вопросом [3]. Однако храм продолжал функционировать.

Крестьяне волости (представители волостного схода?), организаторы строительства каменного храма в селе Щелкове

В октябре 1923 г. было проведено общее собрание прихожан храма в честь Успения Божией Матери, на котором утверждается устав религиозной общины и избирается руководящий состав. Председателем общины становится житель д. Щелково Иван Камчаткин, церковным старостой — крестьянин д. Гомоново Василий Пескарев. Прихожанами храма стали жители деревень: Щелково, Гомоново, Головино, Лахирево, Григорьево, Муравьево, Титово, Замятино; всего 218 (238?) человек. Храм был построен из дерева, с деревянной же колоколенкой. Крыша покрыта железом. Внутри имелись: иконостас, престол, жертвенник, два евангелия, два серебряных креста, два серебряных кадила, две хоругви, серебряные и медные сосуды, пятьдесят пять икон, два аналоя, два колокола, два паникадила, один семисвечник, восемь облачений для священников, три облачения для диаконов. Рядом с храмом была построена деревянная сторожка. Здесь же возникло и приходское кладбище. По договору с местной властью в июне 1924 г. храм был передан в ведение Щелково-Успенской православной общины. Прихожане обязаны были за свой счет содержать храм и причт, уплачивать налоги и страховки.

Священник Михаил Куницын

В 1923 г. здесь появился первый священник — Михаил Куницын. Он поселился с семьей в доме при церкви. Псаломщиком становится Василий Сменковский, живший в д. Гомоново. Периодически местной властью осуществлялась проверка имущества храма по описи.

В 1930 г. Михаил Куницын был переведен в Никольский храм, что возле д. Папино Кимрского района; на его место прибыл священник Покровского храма села Губин-Угол Кимрского района Павел Тихомиров. Место псаломщика занимает Михаил Миронов.

В 1934 г. настоятелем храма вновь становится Михаил Куницын, вернувшийся из заключения. Вместе с женой Анной Константиновной и сыном они поселились в доме при Успенском храме, где прожили до 1937 г.

Михаил Михайлович Куницын родился 4 января 1894 г. в селе Абрамове, в 4-х верстах от Кимр, в семье священника. Учился в Тверской духовной семинарии. В 1915 г., после окончания кратких курсов прапорщиков, отбыл на фронт. В 1915-1918 гг. находился в плену у австрийцев. В 1918-1922 гг. служил в организациях военного ведомства (в т.ч. в Кимрском военкомате). После демобилизации 14 августа 1922 г. был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Успенской церкви села Щелкова, где прослужил до 1930 г. С 1930 по 1932 гг. служил настоятелем Никольского храма села Пухлимо-Отрубнева (возле деревни Папино) Кимрского района. В 1932 г. был судим (по обвинению в антисоветской агитации) и приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). После отбытия срока наказания в 1934 г. вернулся в Успенский храм села (погоста) Щелкова на должность настоятеля храма. 13 ноября 1937 г. вновь был арестован. Обвинен по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. 25 ноября «тройка» УНКВД по Калининской области приговорила его к высшей мере наказания. 29 ноября приговор был приведен в исполнение. 26 марта 1989 г. Михаил Куницын был реабилитирован [4].

Его жена, Анна Константиновна (1889-1986), умерла в Кимрском доме-интернате ветеранов и инвалидов; сын Владимир погиб в годы Великой Отечественной войны.

По словам бывшего казначея храма Анны Ивановны Соловьевой, после ареста Михаила Куницына в храме недолгое время служили священниками: отец Сергий и еще один, имя которого она не запомнила. Оба были престарелыми и вскоре умерли. Храм некоторое время не функционировал ввиду отсутствия настоятеля. По архивным источникам, в 1942 г. сюда прибыл митрофорный протоиерей Павел Никольский. Родился он в 1867 г. в Орловской губернии, последние 10 лет служил в храмах Кимрского района. В Щелкове он трудился до 1946 г. Умер в 1950 г., похоронен возле храма [5].

По сведениям Тверского архива, в 1944 г. членами двадцатки храма числились: И. И. Камчаткин, И. Н. Рыбин, М. И. Соловьев, И. Н. Богомолов, М. Я. Князьков, М. Я. Болотин, Д. П. Хатин, А. И. Болотина, И. И. Пискарев, Г. Д. Хатин, Ф. Н. Белоусов, С. И. Круглов, Е. Д. Болотина, Е. И. Силков, В. В. Линьков, Ф. А. Пискарев, И. Д. Хатин, И.Д. Камчаткин, В.Н. Лухин, Г. Я. Болотин. В 1944 г. оставил должность церковного старосты И. И. Камчаткин, место которого занял Ф. И. Силков.

Протоиерей Григорий Ландышев

18 июля 1946 г. новым священником храма становится Григорий Ландышев.

Григорий Каллистратович Ландышев. Родился в 1878 г. Окончил Могилевскую духовную семинарию. Служил священником в Могилевской области (Белоруссия) с 1914 по 1930 гг. С 1930 по 1935 гг. работал в Ленинграде на заводе «Станкоремонт», в 1935-1942 гг.— охранником в драмтеатре г. Вышнего Волочка, в 1942 -1946 гг. — кочегаром в воинской части г. Ишим. Летом 1946 г. назначен настоятелем Успенского храма погоста Щелково Кимрского района. Вместе с супругой Феклой Васильевной они жили в деревянном доме возле храма. Среди преданных и активных прихожан отметим супругов Дарью Яковлевну и Михаила Дмитриевича Меткиных из д. Столбово. Дарья Меткина была избрана председателем ревизионной комиссии общины. Их сын Александр с четырехлетнего возраста посещал Успенский храм и всей душой полюбил его. Будучи подростком помогал протоиерею Григорию Ландышеву во время богослужений, пел в церковном хоре.

В начале 1960-х годов, во время т. н. «хрущевской оттепели», началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь. В Кимрском районе было закрыто несколько храмов, в том числе и щелковский. Поводом для закрытия последнего послужили два обстоятельства: преклонный возраст настоятеля Григория Ландышева и активное участие в богослужениях подростка Александра Меткина. Под давлением властей архиепископ Калининский и Кашинский Иннокентий 2 августа 1961 г. уволил Григория Ландышева за штат. Обращения отца Григория к епархиальному архиерею и к Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР В. А. Куроедову ни к чему не привели. Аналогичные обращения, в том числе семьи Меткиных, к владыке Иннокентию, к центральным властям в Москву, в частности, к Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву (9 августа 1962 г.) о возвращении Григория Ландышева к службе в Успенском храме, также не дали никаких результатов. В связи с отсутствием священника богослужения прекратились. Кимрский райсовет ходатайствовал перед исполкомом областного совета о снятии храма с регистрации. Председатель исполкома Калининского областного совета Ф. Казнов обратился к председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР с ходатайством о закрытии Успенского храма в Щелкове. Как гласит выписка из решения облисполкома от 4 января 1963 г., религиозное объединение Русской Православной Церкви в селе Щелково Кимрского района снято с регистрации. 4 февраля 1964 г. распоряжением Калининского облисполкома бывшее церковное здание было передано колхозу им. Ленина для использования под хозяйственные нужды.

Бывший настоятель храма протоиерей Григорий Ландышев остался жить в доме при храме. Здесь он устроил угол, где расположил иконы, в том числе список с чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери; повесил лампады; в его распоряжении имелось евангелие, серебряное кадило и он мог дома совершать богослужения, а также требы для приходящих к нему бывших прихожан. В начале 1950-х годов в храм пришла Таисия Ищенко (1909-2001). По воспоминаниям отца Григория, она была и казначеем, и завхозом, и реставратором, а также художником, маляром, певчей; чинила облачения, прислуживала в доме священника, ухаживала за больной матушкой Феклой. После смерти последней в 1957 г. помогала отцу Григорию до конца его земных дней. В феврале 1965 г. тот тяжело заболел. Летом он еще выходил на природу, а осенью окончательно слег. Свой дом он завещал Т. Ищенко. 18 октября 1965 г. Григорий Ландышев скончался и через три дня был погребен рядом с матушкой Феклой возле храма. Отпевание его совершил второй священник кимрского Преображенского собора Илия Бобровников. Отец Илия принес в Преображенский храм хранившиеся в доме усопшего святой антиминс, шкатулку с частицами святых мощей, флаконы со святыми дарами и св. миро, что в прошлом принадлежало Успенскому храму. [6].

А как сложилась судьба мальчика, Александра Меткина, с малых лет посещавшего с родителями Успенский храм? Полюбив храм всей душой, он постоянно бывал в нем на богослужениях; со временем начал помогать отцу Григорию, стал алтарником, певчим. Как ни пытались городские власти повлиять на молодого человека, оказывая давление на его наставника, протоиерея Григория Ландышева, юноша остался верен Русской Православной Церкви. Отец Григорий готовил его к поступлению в духовную семинарию. После окончания школы Александр учился в кимрском ремесленном училище, по завершении учебы некоторое время работал на Савеловском машиностроительном заводе. Но вскоре окончательно распрощался со светской жизнью. С 1967 г. он служил псаломщиком в храмах Казанской епархии. В 1968 г. был рукоположен во диакона, в 1972 г. во священника. 5 декабря 1976 г. пострижен в монашество с именем Анастасий, стал игуменом. Назначен настоятелем Казанского кафедрального собора и секретарем Казанского епархиального управления. Окончил духовную семинарию и духовную академию. В 1985 г. возведен в сан архимандрита. 11 декабря 1988 г. хиротонисан во епископа Казанского и Марийского. С 11 июля 1993 г. он носил титул епископа Казанского и Татарстанского (в связи с разделением епархии на две). 26 февраля 1996 г. возведен в сан архиепископа, а недавно удостоен сана митрополита. Владыка Анастасий периодически приезжает на свою малую родину — кимрскую землю, участвует в торжественных богослужениях в Преображенском соборе и других храмах. Он пожертвовал значительную сумму денег на восстановление и украшение своего родного Успенского храма на Щелковском погосте [7].

Более 20 лет после закрытия храм бездействовал. По словам старожилов, в нем находился склад зерна. В приходском доме у храма жила Т. И. Ищенко, оберегавшая немногие иконы и другие церковные ценности. Среди святынь была икона Иерусалимской Божией матери, которая до 1930-х годов находилась в храме поселка Белый Городок Кимрского района. Считается, что она являлась точным списком (копией) с чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери. После закрытия Успенской церкви в Щелкове святыня была перенесена в дом Григория Ландышева. По словам Таисии Ищенко, сюда несколько раз пытались пробраться воры. И вот однажды несколько молодых людей, представившись монахами, увезли святыню якобы в один из монастырей. О появлении в Успенском храме иконы Иерусалимской Божией Матери, равно как о ее исчезновении, имеются несколько версий. Вероятно, истину теперь уже не установить. [8].

Впоследствии Т. Ищенко продала дом и переехала в Кимры. Многие годы она приходила на богослужения в Преображенский собор. В 2001 г. Таисия Ищенко умерла и была погребена рядом с матушкой Феклой и отцом Григорием Ландышевыми у стен Успенского храма. По словам дочери, за несколько лет до своей кончины Т. Ищенко была пострижена в монахини одним из духовных лиц Троице-Сергиевой лавры.

На Пасху 1989 г. храм благодаря ходатайству местных православных верующих был вновь открыт [9]. Настоятелем его становится священник Алексий Остаев.

Родился Алексей Евгеньевич Остаев 7 ноября 1953 г. в селе Ильинском Московской области. Вскоре семья Остаевых переезжает в Кимры. Алексей окончил среднюю школу № 14, Московское высшее художественно-промышленное училище («Строгановку»). Работал дизайнером на заводе «Тензор» в г. Дубне Московской области, затем стал свободным художником. Уже тогда его неодолимо тянуло в храм. А. Остаев несколько лет был чтецом в Преображенском соборе г. Кимры, расписывал с братом Игорем алтарь храма. В 1989 г. тверской архиерей Виктор рукоположил его в сан священника, после чего он был назначен настоятелем Успенского храма села Щелкова. Много сделал для украшения храма, расписал потолок, написал и реставрировал ряд икон. Служил в церкви в течение 10 лет. Пользовался уважением среди прихожан. Прослышав о ярком проповеднике, сюда приезжали паломники из Кимр и других населенных пунктов. Затем уехал с семьей в Москву, став опять свободным художником. Сотрудничал с редакциями журналов «Юность», «Работница», «Крестьянка». В 2005 г. Алексей Остаев написал исторический роман «Ассура, царица Вавилонская».

Много трудов было вложено в восстановление храма. Назовем имена тех (далеко не всех), кто, не жалея сил и времени, помогал ему принять нынешний облик. Это: Александр Крюков из поселка Приволжский Кимрского района (ныне настоятель храма в поселке Белый Городок), псаломщик Александр Мошкин из д. Титово, староста храма Андрей Сорокин из д. Замятино, регент Елена Ястребцева, бывшая монахиня Троицкого Ильинского женского монастыря, псаломщик, алтарник, церковный староста Роман Николаенко. Певчими храма были Владимир Муровкин, еще ранее — Николай Повалихин. Много усилий вложили в ремонт и украшение храма Василий Жегалин, казначей Анна Соловьева.

После ухода Алексия Остаева здесь служили иереи из Преображенского собора. Псаломщиком во второй половине 1990-х гг. был Дмитрий Сиваков, прибывший из Казахстана и живший в приходском доме. Спустя несколько лет он уехал в один из монастырей Сибири, приняв монашеский постриг под именем Мефодий.

Протоиерей Тимофей Петров возле Успенского храма

В декабре 1999 г. настоятелем храма назначен священник Тимофей Петров.

Тимофей Павлович Петров родился 5 декабря 1964 г. в г. Осташкове Тверской области. В 7-летнем возрасте переехал с родителями в г. Кимры. Окончил среднюю школу № 11, Савеловский машиностроительный техникум (ныне колледж). В годы службы в Советской Армии в г. Улан-Удэ близко познакомился с местным священником, ходил в церковь. Прибыв после демобилизации в Кимры, был крещен, начал посещать богослужения в Преображенском соборе. В течение 10 лет являлся певчим соборного хора. Отметив усердие молодого человека, настоятель собора протоиерей Иоанн Басюк предложил ему стать священником. На тот период Т. Петров не считал себя готовым к столь ответственной миссии. Тверской архиерей Виктор и благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин также склоняли его к священническому сану. Обдумав это предложение и заручившись поддержкой супруги, Т. Петров летом 1999 г. решился на ответственный шаг. В течение месяца он служил алтарником в Преображенском соборе. 22 ноября 1999 г.Т. Петров был рукоположен во диакона, а 29 ноября того же года архиепископ Тверской и Кашинский Виктор рукоположил его в сан священника. Как сказал сам виновник торжества, это событие стало великим переломным моментом в его жизни, он будто заново родился и еще не в полной мере осознал, что с ним произошло. В 2000 г., в праздник Рождества Христова, Тимофей Петров совершил свою первую службу в качестве настоятеля Успенского храма погоста Щелкова. С 2002 по 2006 гг. он учился (заочно) в Московской духовной семинарии (Троице — Сергиева Лавра). На Пасху 2009 г. был удостоен сана протоиерея. По праздничным дням он служит в приписном Сергиевском храме села Филиппова, что под Кимрами. Его жена, Елена Николаевна Петрова, является регентом церковного хора. В семье растут дети: Анастасия, Александр и Ульяна [10].

Ныне храм полностью расписан. Много трудов на это положили настоятель, протоиерей Тимофей Петров, бывший настоятель Алексий Остаев, его брат, протоиерей Игорь Остаев, иконописец Николай Бареев и другие. Среди храмовых святынь особо почитаются: икона Параскевы, нарицаемой Пятницей и образ великомученика и целителя Пантелеймона (переданный из кимрской Вознесенской церкви). Летом 2007 г. из Преображенского собора сюда была перенесена Плащаница Божией Матери (в соборе появилась новая). Чин погребения Плащаницы в Успенском храме был совершен 29 августа духовенством Кимрского благочиния [11]. Особой гордостью прихожан является резная Глава Иоанна Предтечи на блюде. В прошлом она являлась одной из главных святынь храма Иоанна Предтечи, что находился на берегу Волги (ныне в черте г. Кимры) и был разобран в 1930-е гг. Многие годы она хранилась в одной крестьянской семье в деревне Цыганово. После возобновления богослужений в Успенском храме Глава Иоанна Предтечи была передана в храм. В последнее время святыня из Успенской церкви стала переноситься в другие храмы Кимрского благочиния и перед ней регулярно совершаются соборные богослужения. После постройки на савеловской стороне города храма в честь Иоанна Предтечи, она будет находиться там [12]. Возле храма, над колодцем, возведена Крестовоздвиженская часовня, в которой совершается обряд крещения; рядом находятся церковный дом для причта, строительный вагончик, банька.

Иконостас Успенского храма

В 2013 г., в канун престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы, храм был обновлен. Перестроена колокольня; все покрыто металлочерепицей. Много трудов положили на это святое дело Сергей Горшков, рабы Божии Николай, Дмитрий, Юрий [13]. В 2014 г., в канун праздника Святой Троицы, над храмом засияли новые главы, изготовленные в г. Белгороде. Ныне здесь трудятся: алтарники Роман Николаенко, Александр Петров, церковный староста Владимир Ульянов (с марта 2014 г.; до него в течение шести лет эту должность исполняла Тамара Козырева). Казначеем храма является Галина Смирнова. Церковный хор состоит из регента Елены Петровой, Максима Давыдова (он же звонарь), Светланы Кособоковой, Олега Гудилкина.

С храмом связано одно удивительное и необычайное явление. Бывший настоятель храма Алексий Остаев, а также — в свое время — Таисия Ищенко свидетельствовали автору этих строк о трех лучах, устремленных в небо. Эти лучи выходили, якобы, из котлована каменного храма, строительство которого было начато и прекращено в начале 20 века. Что это за явление, так и остается загадкой. Некоторые считают, что это особое знамение храму Успения Пресвятой Богородицы.

Этот храм стремятся посетить все больше людей. Чистый воздух, мягкий шелест листвы на фоне непривычной тишины, ухоженные погребения нашедших здесь свой последний земной приют сельчан — и как будто только что сошедший с книжных страниц нашего детства сказочный деревянный храм — создают удивительное чувство покоя и тихой радости истинно русской душе.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Отчет прихода и расхода денежных сумм по доходным оброчным статьям бывшей вотчины графини Самойловой за время с 28 декабря 1912 г. по 17 июня 1914 г. Дмитров, 1914 г. В этой небольшой брошюре имеется пункт о выделении денежных средств на постройку каменного храма возле деревни Щелково; В Государственном архиве Тверской области хранится документ за 1914 г., говорящий об утверждении проекта строительства каменной церкви в Щелкове.
  2. Бывший священник Успенского храма Алексий Остаев утверждал, что храм построен в 1921 г.
  3. Районная газета «Коллективная жизнь» от 9 февраля 1930 г.
  4. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 9129-с.; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 20523-с. Л. 1, 3, 13, 31, 32; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог. 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 248.
  5. В книге смертей Кимрского районного загса записано, что протоиерей Никольский умер в 1950 г., на табличке же, установленной над его могилой, указан 1948 г.
  6. Газета Кимрского благочиния «Родник православия». Ноябрь 2003 г.
  7. Коркунов В. И. Имена в истории кимрского края. Биографический справочник. Кимры, 2009. С. 8.
  8. 0 появлении святой иконы Иерусалимской Божией Матери в Успенском храме имеется несколько версий. Наиболее распространенной считается следующая. Якобы один рыбак поднял прибившуюся к берегу Волги доску и принес ее домой, в деревню. При очистке доски на ней вдруг засиял образ Божией Матери. Семья отнесла находку в ближайший действующий Успенский храм на Щелковском погосте. Она оказалась знаменитой иконой Иерусалимской Божией Матери из храма поселка Белый Городок Кимрского района, считавшейся чудотворной. Этот образ был точным списком (копией) с чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери храма поселка Белый Городок Кимрского района, закрытого в 1930-е годы; Со слов родственников жителя д. Башарина И. М. Виноградова (1889-1977), после закрытия храма в Белом Городке он принес икону домой, где и хранил многие годы. После открытия Успенского храма в Щелкове, святыня была передана туда его семьей; Кимрская жизнь (региональная газета). 23 октября 1996 г.; Со слов Алексия Остаева, Таисии Ищенко, Евгения Остаева, Владимира Маслова.
  9. Кимрский вестник (районная газета). 28 ноября 1996 г.
  10. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Декабрь 1999 г.
  11. Родник православия. Август 2001 г.; Родник православия. Сентябрь 2007 г.
  12. Родник православия. Июль 2007 г.
  13. Родник православия. Сентябрь 2013 г.; Ранее крыльцо храма было перестроено трудами Василия Жегалина (ныне усопшего) с братом.


ИСТОЧНИК: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.


Фото. № 1 Виктора Бородулина. 2010 г.

Наверх